Постройка крейсеров типа D

 

Как уже указывалось выше, заказы на три первые единицы типа improved Ceres были размещены на частных верфях в сентябре 1916 года. Как и крейсерам ранних серий типа С, им присваивались имена персонажей мифов или мифических животных, но, поскольку это был уже новый тип легких крейсеров, их названия начинались со следующей буквы латинского алфавита — D. Закладка кораблей первой серии была произведена в декабре 1916-январе 1917 года в следующем порядке: Danae, Dauntless, Dragon. Однако темпы их строительства были значительно ниже, чем при постройке крейсеров типа С, поэтому готовность последнего корабля серии, крейсера Dauntless, едва поспела к заключению перемирия между воюющими сторонами в ноябре 1918 года (по другим данным, этот корабль был закончен постройкой только в 1919 году). Остальные два крейсера вошли в строй в течение последнего военного полугодия, не успев совершить в ходе военных действий ничего примечательного.

Очередная тройка крейсеров этого типа, получившая уже названия столиц колоний или значительных заморских колониальных портов — Delhi, Dunedin, Durban, была заказана год спустя, в июле (сентябре) 1917 года, практически тем же верфям, с той лишь разницей, что верфи на Тайне концерна Armstrong, Whitworth & Со на сей раз достались сразу два корабля. Заложены они были в период с октября 1917 по январь 1918 года, и первые два, ввиду неспешности достроечных работ, были закончены постройкой в мае и сентябре 1919 года, а последний, достраивавшийся на казенной верфи в Девонпорте Durban, только в ноябре 1921 года.

И, наконец, число заказанных в марте 1918 года единиц третьей серии, самой многочисленной группы крейсеров типа D, достигло шести. Увеличение количества единиц в ней произошло по той причине, что стоимость крейсера этого типа была значительно, более чем вдвое, ниже стоимости постройки крейсера типа Е. Заказ был выдан опять же частным верфям: Despatch — компании Fairfield, Diomede и Dryad — концерну Vickers, Daedalus Armstrong, Daring Beardmore, Desperate Hawthorn Leslie. Корабли заложили, предположительно, в течение лета 1918 года, хотя достоверно не известно, все ли они были начаты постройкой. Но из всей шестерки построили только два первых корабля, причем один из них, крейсер Despatch, после окончания войны предполагалось даже перестроить в королевскую яхту. В 1920 году был разработан проект, в соответствии с которым корабль превращался в гладко-палубный посредством повышения уровня верхней палубы до уровня полубака, а штевням предлагалось придать яхтенные очертания. Вооружение, естественно, было бы демонтировано, количество паровых котлов сокращалось до четырех, вследствие чего корабль имел бы 24-узловой ход. Однако от осуществления этого плана, в конце концов, отказались.

Достройка этих крейсеров также проходила на казенных верфях, в результате чего их вступление в строй состоялось лишь в 1921-1922 годах. Заказы на остальные четыре корабля серии были аннулированы вскоре после заключения перемирия и интернирования германского флота 26 ноября 1918 года. В 1919 году на страницах известного британского справочника Jane's Fighting Ships еще высказывалось предположение, что крейсер Desperate все же будет достроен хотя бы из соображений сохранения равного количества единиц в сериях (по три), но это предположение не оправдалось.

Стоимость постройки крейсеров типа D почти вдвое превысила таковую у предшественников, хотя и была, как уже указывалось, значительно ниже стоимости крейсеров типа Е. Например, постройка крейсера Delhi обошлась британской казне в 840182 ф.ст. в послевоенных ценах.