Проектирование и постройка крейсеров типа Е

 

Первые эскизные варианты проекта нового легкого крейсера, получившего обозначение «Увеличенный типа D» (Enlarged "D" Class), были представлены в Адмиралтействе в конце 1917 года. Проблему кардинального увеличения скорости хода д'Эйнкурт решил изменением размерений корпуса прототипа, увеличив отношение его длины к ширине, а также удвоением мощности двигательной установки, причем для ускорения проектирования и постройки Главный конструктор использовал удвоенную установку самых современных лидеров эсминцев. Увеличившийся объем машинно-котельных отделений потребовал применения эшелонной схемы их расположения и появления третьей дымовой трубы, отнесенной дальше в корму.

Новые крейсера, как и их прототипы, предназначались для разведки при эскадрах линейных кораблей и лидирования минно-торпедных соединений, но, в отличие от предшественников, они должны были выполнять и самостоятельные задачи, действуя на океанских коммуникациях против рейдеров противника или сопровождая конвои. Поэтому особое внимание при проектировании уделялось мореходности. Для улучшения мореходных качеств, а также для снижения заливаемости носовых орудий и носовых палубных конструкций при плавании в открытом море потребовалось удлинить полубак и увеличить высоту надводного борта.

Все эти крайне необходимые для скоростного океанского корабля качества, отсутствовавшие в конструкции крейсеров-предшественников, вызвали рост расчетного водоизмещения проектируемых кораблей, которое уже на стадии разработки эскизного проекта превысило 7000 тонн. Следует заметить, что в ходе проектных работ размерения и водоизмещение корабля постоянно возрастали, поскольку для обеспечения остойчивости, более надежной броневой защиты и улучшения внутренней планировки приходилось увеличивать длину и ширину корпуса.

С целью возможно скорейшей постройки и введения в строй новых крейсеров заказы на строительство трех единиц нового типа были размещены на верфях задолго до утверждения проекта еще в марте 1918 года. Уже после выдачи заказов и ознакомления кораблестроительных компаний с параметрами предстоящих постройкой кораблей неожиданно возник вопрос об усилении их бронирования. Появление новой проблемы стало следствием возобладавшего в Адмиралтействе еще одного ошибочного предположения, что быстроходные германские крейсера, ввиду оснащения их котлами большей мощности и, соответственно, больших параметров, могут иметь дополнительное бронирование. Поэтому предложение начальника Департамента морских вооружений (Director of Naval Ordnance) усилить горизонтальное бронирование проектируемых кораблей посредством установки в корме на нижней палубе над рулевой машиной бронеплит толщиной в один дюйм не встретило возражений. В результате, общий вес брони составил 9,3% от расчетного водоизмещения, которое достигло 7600 тонн. Дальнейшие меры, направленные на усиление бортовой защиты, оказались сопряженными с еще более значительным ростом водоизмещения. А поскольку в Адмиралтействе не собирались получить еще несколько кораблей тех же размеров, что и находившиеся в постройке крейсера типа Hawkins, но с шестидюймовой артиллерией, то, в конце концов, был принят компромиссный вариант. В нем схема бортового бронирования оставалась такой же, как на прототипах, широко применялось местное бронирование, а дополнительным фактором, способным уберечь крейсера от снарядов противника, признавалась ожидаемая от этих кораблей высокая скорость хода. В таком виде проект и был окончательно утвержден 1 мая 1918 года.

Как указывалось выше, заказы на постройку трех крейсеров нового типа были заранее размещены в марте 1918 года на частных верфях. В Адмиралтействе, не задумываясь, заказали бы и большее количество таких кораблей, но в данном случае аппетиты адмиралов ограничивались трудностями военного времени, связанные с дефицитом рабочих рук и строительных материалов. Поэтому и было решено ограничиться только тремя единицами нового типа, увеличив одновременно заказ третьей серии крейсеров типа D на три менее дорогостоящих корабля. Закладка первых двух крейсеров водоизмещением 7600 тонн состоялась в июне и сентябре 1918 года. Однако после заключения перемирия и прекращения военных действий они чуть было не попали под послевоенное сокращение. В конце концов, они избежали участи многих кораблей, находившихся в это время на стапелях в различной степени готовности и затем попросту разобранных в процессе свертывания военных программ, но работы по постройке велись очень низкими темпами. По-этому спуск на воду строившегося компанией John Brown крейсера Enterprise состоялся только в декабре 1919 года, а его собрат Emerald сошел со стапеля верфи Армстронга в Уокере (Annstrong's Walker Yard) еще полгода спустя, в мае 1920 года. Чю же касается третьего корабля, который должен был получить название Euphrates, но контракт с компанией Fairfield, на постройку крейсера был аннулирован сразу же после заключения перемирия, 26 ноября 1918 года. Вероятнее всего, корабль так и не был заложен, хотя на этот счет и имеется несколько свидетельств, утверждающих обратное.

Спущенные на воду корпуса крейсеров Emerald и Enterprise были отбуксированы для приведения достроечных работ на государственные верфи, первый из них в Четем, второй — в Девонпорт. Работы там продолжались так же неспешно, часто прерываясь, в основном, по причине недостаточного финансирования. Спустя четыре года в редакционной обзорной статье, подводящей итоги британского военного кораблестроения за 1923 год, технический еженедельник The Engineer (номер от 4 января 1924 года) отмечал: «В достройке находятся четыре крейсера Военной программы: Frobisher, Effingham, Enterprise, Emerald. Крейсера Enterprise...  Emerald..., оба нормальным водоизмещением 7600 тонн, должны развивать скорость хода не менее 33 узлов. При современном уровне развтия кораблестроительной техники можно надеяться, что оба корабля войдут в строй еще в этом году». Не следует забывать, что в этот период контроль над военными расходами осуществля государственное Казначейство, а пост министра финансов в том же 1924 году занял У. Черчилль, прежний Первый лорд Адмиралтейства, а теперь — ярый поборник сокращения расходов на нужды флота. В этих условиях добиться выделения достаточных средств для быстрой достройки крейсеров оказалось невозможным, и первый из них, Emerald, пошел на испытания только после пяти с половиной лет достройки в ноябре 1925 года и был сдам флоту и январе следующего года. Достроечный период однотипного Enterprise (Сообщая о выходе на испытания крейсера Emerald в номере от 27 ноября 1925 года, The Engineer давая уже более рефлистичный прогноз времени готовности крейсера Enterprise, определяя его летом-осенью следующего года) тянулся еще дольше — почти шесть с половиной лет, после чего он вошел в строй в апреле 1926 года.

Стоимость постройки крейсеров типа Е (этот тип крейсеров также часто называли «эмеральдами» по названию головного корабля, вошедшего в строй первым) намного превысила стоимость легких крейсеров-прототипов, уступая в этом плане лишь последним в серии крейсерам с 7,5-дюймовой артиллерией — такому же продукту долгостроя, как и они сами. Так, самые дорогостоящие из «хокинсов», крейсера Frobisher и Effingham, постройка которых длилась более восьми лет, обошлись казне, соответственно, в 2035915 и 2175000 ф. ст., вошедший в строй одним из первых среди кораблей своего типа крейсер Hawkins — в 1636745 ф.ст., крейсер Emerald — в 1617062, a Enterprise — в 1751854 ф.ст.. Для сравнения, стоимость постройки знаменитого линкора Dreadnought в начале века составила 1797497 ф.ст., построенный в 1911 году дредноут Colossus «стоил» 1730000 ф.ст., а линейный крейсер Invinsible, вошедший в строй в 1909 году — 1752000 ф.ст.