Модернизационные планы и перемены в вооружении

 

Первым из модернизационных проектов, который появился в 1927 году, предусматривалось улучшение мореходных качеств трех крейсеров первой серии. С этой целью намечалось переделать их носовую оконечность по примеру поздних единиц этого типа, придав ей «траулерные» очертания. Но когда была представлена смета на производство этих работ, в Адмиралтействе пришли к выводу, что ожидаемые от переделки результаты не стоят затрачиваемых средств, и, в конце концов, на перестройку не решились. Причину этой «нерешительности» следует искать, скорее всего, в упомянутой выше практике всемерной экономии на средствах, требуемых флоту («Десятилетнее правило» и т.д.). В этих условиях тогдашнему Первому морскому лорду адмиралу Д.Битти с большим трудом удавалось «выколачивать» средства даже на программное строительство новых крейсеров, поэтому всерьез говорить о каких-либо существенных затратах на модернизацию единиц, находившихся в составе флота, не приходилось. Нельзя сказать, что деньги на модернизационные проекты вообще не выделялись. Так, часть средств морского бюджета 1929 года, который составлял 55865000 фунтов стерлингов (7,6% от государственного бюджета), предусматривалось направить на ремонт и модернизацию сравнительно большого количества кораблей: четырех линкоров, линейного крейсера Hood, легкого крейсера Vindictive, ремонт крейсера Hawkins и восьми единиц типа С, а также на ремонт и частичную модернизацию крейсеров Delhi, Diomede, Danae, Dauntless и Dragon. Естественно, что львиная доля выделенных средств, в данном случае, пошла на модернизацию линейных кораблей. Какие работы производились на крейсерах типа D, точно установить не удалось, но «частичная модернизация» двух последних единиц, очевидно, заключалась только в демонтаже самолетных ангаров и реконструкции главной надстройки, поскольку носовые оконечности крейсеров первой серии остались прежними. В дальнейшем процесс урезания сумм годового морского бюджета продолжался, пока последний не достиг в 1932 году рекордно низкого показателя — всего 50476300 фунтов стерлингов. И только с отменой в том же году пресловутого «Десятилетнего правила» появилась тенденция к росту морского бюджета.

Тем не менее, неудача следующей попытки модернизировать крейсера этого типа также связана с нехваткой средств. Б середине 30-х годов в Адмиралтействе приняли решение переоборудовать окончательно устаревшие к тому времени крейсера типов С и D в корабли ПВО. Согласно подготовленному в 1936 году тогдашним Главным конструктором флота С. Гудоллом (DNC Sir Stanley Vernon Goodall) индивидуальному проекту, крейсера ПВО типа D, в отличие от предшественников, вооружались не 102-мм орудиями, а тогда еще только начинавшей поступать на корабли флота в качестве зенитного вооружения авианосцев и линкоров новейшей 4,5-дюймовой (114,3-мм) артиллерией. В ходе перевооружения крейсера типа D должны были получить по восемь орудий QF Mkl с длиной ствола 45 калибров в четырех двухорудийных установках закрытого типа Mklll UD — такие установки впервые появились на авианосце Ark Royal в 1937 году, затем ими вооружали линкоры типа Queen Elizabeth, линейный крейсер Renown, а позднее, в годы Второй мировой войны, — авианосцы типа Illustrious, крейсера ПВО Scylla и Charybdis (типа Dido) и многие Другие корабли. В дополнение к главному зенитному калибру предполагалась установить счетверенные двухфунтовые автоматы «пом-пом» Vickers 2-pdr MkVIII/ MkVII, а также обеспечить корабли необходимым оборудованием для управления стрельбой — зенитными директорами HACS Mklll (High Angle Control System). Кроме того, проектом переоборудования предусматривалось увеличение объемов топливных цистерн, что должно было значительно увеличить дальность плавания этих крейсеров. Начать работы намечалось в 1938 году, но тогда уже явственно ощущалось приближение войны, приходилось наверстывать упущенное, и все средства направлялись на строительство новых кораблей. Таким образом, переоборудование крейсеров типа D так и не состоялось, и они приняли участие во Второй мировой войне практически такими же, какими вступили в строй два десятилетия назад.

В военный период внешний вид кораблей также изменился незначительно. Изменения были связаны, в основном, с увеличением количества зенитных установок и состояли в оборудовании дополнительных платформ для их размещения. Кроме того, приблизительно в 1942 году с крейсеров сняли вторые якоря правого борта, а их клюзы заварили.

Завершая тему модернизаций, остается добавить, что один из кораблей этого типа, крейсер Delhi, впоследствии все же был переоборудован в корабль ПВО: в 1941 году крейсер прошел переоборудование на верфи в Нью-Йорке, получив в качестве главного вооружения пять американских 127-мм орудий Mk30, зенитки ближнего действия — два счетверенных «пом-пома» и восемь одноствольных «эрли-конов», а также необходимые для управления их стрельбой оборудование и приборы. Но это тема уже следующей части монографии.

В межвоенный период изменения в вооружении ограничивались заменой в 20-е годы трехдюймовых универсальных орудий четырехдюймовыми MkV/HA Mklll на тех же штатных местах, а также установкой третьего 102-мм орудия в конце кормового шельтердека за 152-мм орудием «X». В связи с этим изменилось расположение автоматов «пом-пом», которые монтировались теперь побортно по обе стороны от надстройки. А в конце 20-х годов модернизировали дальномерное оборудование пяти единиц, имевших 1,74-м дальномеры. Вместо них в носовых КДП устанавливались по два дальномера с базой 3,66 метров, в то время как кормовые посты оборудовались приборами с базой 15 футов (4,57 м).

Начальный период войны также не был богат на перемены в вооружении: вероятно, это было связано с тем, что крейсера этого типа большей частью находились на дальних театрах боевых действий. С началом войны на крейсерах Despatch и Dunedin вместо одноствольных «пом-помов» на « штатных местах смонтировали зенитные 12.7-мм пулеметные установки Vickers 0.5 in/62 Mklll на счетверенных станках НА Mkl; на Danae в октябре 1939 года появилась дополнительная пара одноствольных двухфунтовых автоматов МШ. Дальнейших изменений не последовало вплоть до 1942 года, когда, наконец, и на старых крейсерах начали осуществлять общую для военного времени практику установки на кораблях возможно большего числа зенитных стволов. Часто это происходило даже за счет демонтажа орудий главного калибра и торпедного вооружения.

Сначала летом 1942 года во время ремонта повреждений, полученных при эвакуации из Сингапура, с крейсера Durban, а затем, в 1943 году, и с крейсеров Danae и Dragon сняли шестидюймовки, находившиеся в позиции «Р» за мачтой-треногой. Тогда же первый из них получил восемь 20-мм одноствольных зениток с ручным управлением Oerlikon 0.79 in/70 QF Mkll на станках НА Mklll. Сложивщийся состав вооружения крейсера Durban, дополненный гадарами, сохранялся вплоть до списания и разоружения корабля в апреле 1944 года.

На Danae кормовое 102-мм орудие MkV еще в 1942 году было заменено установкой «пом-помов» MkVIII на станке MkVII, а год спустя, в апреле 1943 года, крейсер лишился и бортовых четырехдюймовок MkV, место которых на платформах по обе стороны носовой дымовой трубы заняли уже два четырехствольных «пом-пома», в то время как в позиции на кормовом шельтердеке была смонтирована двухорудийная 102-мм установка MkXVI на станке со щитом MkXIX. Одноствольные двухфунтовые «пом-помы» и торпедное вооружение демонтировали. Дополнили зенитное вооружение крейсера четыре спаренные автономные установки «эрликонов» MklV на станках MkV. Эти последние были специально разработаны для малых кораблей и приняты на вооружение в 1941 году. Они были проще и удобнее для массового производства, чем 40-мм «бофорсы», и устанавливались практически на всех кораблях флота.

Во время длительного ремонта на верфи Cammel Laird в Биркенхеде в январе-августе 1943 года Dragon получил две счетверенные установки «пом-помов» MkVIII/MkVII с собственными дальномерами и радарами, сменившие бортовые четырехдюймовки (по другим данным, три установки «пом-помов» сменили на штатных позициях все три 102-мм орудия MkV), и восемь 20-мм «эрликонов» МШ. Размещение последних, очевидно, было стандартным для крейсеров этого типа: одна пара была смонтирована побортно от надстройки на прежних позициях одноствольных «пом-помов», вторую разместили на смонтированных побортно за носовой дымовой трубой платформах, третью — на шкафуте за 152-мм орудием «Q» и, наконец, четвертую — на палубе юта. В ходе следующего ремонта крейсера, проходившего в Чегеме в апреле-мае 1944 года, четырехствольный «пом-пом» на кормовом шельтердеке сменила двухорудийная 102-мм установка MkXVI/MkXIX, а также были установлены пять двуствольных «эрликонов» MkV. Два из них заменили одноствольные автоматы у носовой надстройки, следующие два — пару одностволок у орудия «Q», и пятая спарка расположилась на юте. В то же время на крейсере Dragon демонтировали торпедные аппараты.

В ходе более чем годового ремонта в 1942-1943 годах крейсера Diomede была демонтирована его уникальная 152-мм закрытая артустановка MkXVI, вместо которой в позиции «А» поставили стандартное орудие MkXII/CPXIV. Тогда же, как и другие два крейсера, Dauntless и Despatch, вместо «пом-помов» Mkll Diomede получил восемь одноствольных «эрликонов», а бортовые четы-рехдюймовки на крейсерах Dauntless и Diomede заменили четырехствольными 40-мм автоматами. В том же 1943 году Diomede был переоборудован в учебный артиллерийский корабль, в связи с чем два одноствольных «эрликона» Mkll заменили таким же количеством двухствольных MkV, а в следующем году вместо кормового 102-мм орудия был установлен четырехствольный «пом-пом». В 1944 году на этих двух крейсерах было демонтировано торпедное вооружение.

Совсем иным было переоборудование крейсера Despatch в зенитную плавбатарею, проходившее в 1943-1944 годах на верфи в Портсмуте. На крейсере были демонтированы торпедные аппараты и все орудия главного калибра, взамен которых установили шестнадцать орудий Bofors 40 mm/56.3 QF MkIII и дополнительно два одноствольных 20-мм автомата «Эрликон». Ввиду умолчания источников и крайней скудости фотоматериалов, установить местоположение всей этой многочисленной зенитной артиллерии на корабле оказалось крайне затруднительным. К тому же, остается открытым вопрос о судьбе бортовых четырехдюймовок, что же касается кормовой установки MkV, то на единственной фотографии крейсера этого периода она отчетливо видна на своей позиции в конце кормового шельтердека.

Пожалуй, следует также подробнее остановиться на характеристиках зенитной артсистемы, которая была наиболее широко представлена в составе вооружения крейсера-плавбатареи Despatch, — автоматах «Бофорс». Разработка этого самого эффективного зенитного вооружения Второй мировой войны была начата шведским оружейным концерном Bofors в 1936 году на основе образцов, появившихся еще в начале 30-х годов. Впервые автоматы этого типа появились на британских кораблях в 1940 году, когда при эвакуации союзнических войск из Норвегии на них были установлены армейские образцы зенитки с воздушным охлаждением ствола, находившиеся на вооружении английской армии с 1937 года. Британская версия зенитного морского орудия с водяным охлаждением ствола ведет начало от голландских установок Bofors-Hazemeyer, находившихся з составе вооружения голландского минного заградителя Tillem van der Zaan, который прибыл в Англию в мае 1940 года после оккупации Голландии гитлеровскими войсками. Зга артсистема представляла собой автономную боевую единицу, состоявшую из орудия, станка, собственных приборов управления стрельбой и силового привода с устройством стабилизации, снабжаемую электроэнергией от корабельной электросети и данными о курсе корабля с навигационных приборов. Англичане переработали только систему стабилизации этой артсистемы, но основные узлы ее остались прежними. «Бофорсы» были приняты на вооружение Королевского флота в 1941 году и первоначально предназначались для малых кораблей флота, поскольку необходимость оснащения их хорошо стабилизированными , а главное, компактными зенитными установками ощущалась особенно остро. Первым британским кораблем, получившим на вооружение в ноябре 1942 года первые морские орудия «Бофорс» британского же производства, стал шлюп HMS Whimbrel типа Improved Black Swan. В дальнейшем, когда в 1944 году стало ясно, что 20-мм зенитные автоматы «Эрликон» морально устарели, и вооружением наименьшего калибра, способным эффективно действовать против авиации, оказались двухфунтовые «пом-помы» и 40-мм автоматы «Бофорс», последние начали устанавливать и на британских крейсерах и линкорах.

Британские зенитки «Бофорс» производились в нескольких модификациях — Mklll, MkNl, MkNl/1, MklX и MkX, с воздушным и водяным охлаждением ствола и на различных станках, включая Bofors-Hazemeyer и STAAG. Общее количество 40-мм орудий этого типа с воздушным охлаждением, произведенных в Англии, Австралии и Канаде, точно неизвестно, но, вероятно, превышает 2000 стволов. Производство автоматов с водяным охлаждением документировалось более обстоятельно, поэтому известно, что орудий Mklll было произведено 442, a MklX — 342 ствола. Кроме того, 40-мм зенитки Mkll американского производства поставлялись в Великобританию в рамках ленд-лиза. А это еще около 167 стволов с воздушным и 786 стволов с водяным охлаждением, которые устанавливались на британские корабли, как на английских, так и на американких верфях в ходе ремонтов и модернизаций, установленные на крейсере Despatch одноствольные автоматы Mklll представляли собой приспособленные для аужд флота зенитки армейского образца с воздушным охлаждением ствола и ручным приводом. Орудийный расчет Mklll составляли два человека, автоматы не требовали тяжеловесного силового привода и могли устанавливаться практически в любом месте корабля. Поэтому они широко применялись на малых кораблях флота еще с 1941 года, тогда же одна такая установка появилась и в составе вооружения линкора Prince of Wales, зато затем, уже в 1945 году, ими вооружались практически все линкоры типа King George V. Скорострельность орудия с длиной ствола 2,449 м, общим весом установки 552 кг и углами снижения/возвышения ствола -10°/+90° составляла около 120 выстрелов в минуту при стрельбе на максимальных углах возвышения, при малых углах возвышения или горизонтальном положении ствола скорострельность возрастала до 140-160 и даже, по некоторым данным, до 180 выстрелов. Живучесть ствола —10000 выстрелов. Боезапас состоял из 1000-1200 снарядов типов НЕ и SAP общим весом 2,21 кг. Дальность стрельбы фугасными снарядами НЕ при угле возвышения 45° составляла 10750 ярдов (9830 м), а при максимальном угле 90° — 7830 ярдов (7160 м). Заметим, что первоначально дистанционные трубки британских фугасных 40-мм снарядов срабатывали на дальности 3-3,5 тысячи ярдов (2700-3200 м), впоследствии установленная дистанция взрыва была увеличена до 7000 ярдов (6400 м).

Возвращаясь к теме повествования, остается добавить, что счетверенные 12,7-мм пулеметные установки MklH/Mkl демонтировали с кораблей одновременно с одноствольными «пом-помами» при установке «эрликонов». Кроме того, крейсера оснащались смонтированными на корме стандартными бомбосбрасывателями для глубинных бомб, способ установки которых на разных кораблях несколько разнился. Например, на крейсере Dragon бомбосбрасыватель был расположен в диаметральной плоскости корабля, а на Danae — поперек её, и в этом случае бомбы сбрасывались на левый борт.