Техническое описание крейсеров типа Е

 

Будучи увеличенным вариантом своих прототипов, крейсеров типа D, с дополнительной третьей трубой и семью орудиями главного калибра, крейсера типа Е повторяли их по компоновке и конструкции корпуса. При проектировании, прежде всего, в полной мере учитывался опыт предшественников, не имевших носовой оконечности так называемого «траулерного типа», в результате чего их полубак был подвержен заливаемости, а сами корабли считались на флоте «мокрыми». Дальнейшее изменение конструкции носовой оконечности диктовалось требованиями значительного повышения скорости хода, а также улучшения мореходных качеств для выполнения боевых задач в условиях океанских плаваний. С этой целью крейсера типа Е получили удлиненный на 30 футов (около 10 м), по сравнению с прототипами, высокий полубак с увеличенной высотой надводного борта. Кроме того, в отличие от крейсеров поздних серий С и D с «траулерным носом», полубак которых имел подъем лишь в носовой части, на новых крейсерах полубак повышался по всей своей длине, а его борт получил рельефный скуловой излом (так называемый «prominent knuckle»), ставший затем характерным для всех последующих типов британских крейсеров. Благодаря этим усовершенствованиям конструкции крейсера типа Е хорошо всходили на волну и заслужили репутацию «сухих», чем разительно отличались от ранних британских легких крейсеров.

Почти по всей длине корпуса крейсера имели двойное дно, отсеки междудонного пространства использовались в качестве емкостей для смазочных материалов и пресной воды, а также для размещения топливных танков. Набор и обшивка крейсеров — клепаные, настил палубы — деревянный. Мачты и дымовые трубы имели наклон назад, что в сочетании с длинным корпусом придавало силуэтам кораблей легкий и элегантный вид. Тем не менее, несмотря на наклон труб, из-за незначительного удаления двух первых из них от носовой надстройки, ее оборудование и персонал часто страдали от задымленности. Этот недостаток частично устранили лишь в начале 30-х годов, нарастив высоту дымовых труб.

На момент вступления в строй стандартное водоизмещение крейсера Emerald составляло 7550 т, крейсера Enterprise — 7580 т, а полное, соответственно, 9350 и 9500 т (В ряде источников значения водоизмещения крейсеров типа Е несколько разнятся. Так, З.Фрейвогель приводит следующие данные: «Стандартное водоизмещение обоих крейсеров (с 650-тонным запасом нефти) — 7550 т, впоследствии оно возросло до 8100 т. В январе 1926 года водоизмещение крейсера Emerald с пустыми топливными танками составляло 7312 т, с половинным запасом нефти — 8502 т, полное водоизмещение — 9450 т. К апрелю 1931 года эти показатели выросли, соответственно, до 7556, 8764 и 9712 т. Аналогичные характеристики водоизмещения крейсера Enterprise за тот же период выросли до 7335, 8510 и 9435 т.»).

Размерения кораблей были следующими:

наибольшая длина — 173,74 м;

длина между перпендикулярами — 163,07 м;

наибольшая ширина — 16,61 м (Emerald), 16,63 м (Enterprise);

средняя осадка — 4,95 м.

Состав вооружения крейсеров окончательно определился только в ходе постройки, что обусловило некоторые конструктивные отличия этих однотипных кораблей. Крейсер Emerald достраивался в полном соответствии с оригинальным проектом, в то время как на Enterprise был внедрен ряд экспериментальных новаций. Изменения были связаны, в первую очередь, с установкой на последнем экспериментальной двухорудийной башни и новейшего оборудования управления артиллерийским огнем. На крейсере Emerald носовые орудия главного калибра были размещены по стандартной схеме — линейно-возвышенно, орудие №2 устанавливалось в суперпозиции В на носовом шельтердеке, и носовая надстройка конструктивно почти не отличалась от таковой у предшественников. Управление огнем также осуществлялось из поста центральной наводки, расположенного на марсе массивной фок-мачты.

В отличие от головного корабля, на Enterprise оба носовых орудия были размещены в двухорудийной башне, поэтому отпала надобность в протяженном носовом шельтердеке, и появилась возможность увеличить комплекс носовой надстройки, увенчав его дополнительной платформой, на которой был установлен артиллерийский директор. А это, в свою очередь, позволило облегчить конструкцию фок-мачты. Надстройки подобной конструкции получили одобрение на флоте и вскоре были применены при проектировании британских крейсеров вашингтонского типа. Однако впоследствии по опыту эксплуатации крейсеров типа Е и первой серии крейсеров с восьмидюймовой артиллерией типа County выяснилось, что большая высота и многоярусность главной надстройки приводили к возникновению турбулентных потоков, подтягивающих к ней дым из труб. Кроме того, они оказались подвержены вибрациям, что также не способствовало нормальной работе и исправности оборудования постов управления. И только после ввода в строй в 1931 году крейсера Exeter, на котором также в экспериментальном порядке впервые в практике британского крейсеростро-ения была смонтирована башенноподобная главная надстройка, англичане отказались от использования на своих крейсерах многоярусных надстроек.

Несмотря на увеличившееся в полтора раза, по сравнению с прототипами, водоизмещение, крейсера типа Е по-прежнему классифицировались в британском флоте как легкие крейсера-лидеры флотилий эсминцев. Численность экипажа этих кораблей в мирное время определялась в 572 (574) человека, при исполнении ими флагманских функций эта численность возрастала совсем незначительно — до 577 человек.