Перемены в вооружении в ходе войны

 

Военные модернизации вооружения крейсеров типа Е основывались на приобретенном за первые годы войны опыте, причем главной целью проводившихся мероприятий являлось всемерное усиление средств ПВО кораблей. Как и на других британских крейсерах, ради этого приходилось идти на сокращение числа стволов главного калибра. Так, в марте 1941 года в ходе проводившегося в Коломбо ремонта на Enterprise демонтировали два 152-мм орудия MkXII/ CPXIV, взамен чего крейсер получил четырехствольный 40-мм зенитный автомат MkVIII/MkVII (установить, какие две из пяти одноствольных шестидюймовок были сняты, и где был расположен четырехствольный «пом-пом» не удалось).

Так сказать, «пора больших перемен» для крейсеров началась в 1942 году, когда в ходе капитальных ремонтов на них были проведены более кардинальные мероприятия по усилению зенитного вооружения. Во время ремонта крейсера Emerald на Портсмутской верфи в августе 1942 — апреле 1943 года и проведения аналогичных работ на крейсере Enterprise на верфи на реке Клайд в декабре 1942 —октябре 1943 года корабли лишились всех одноствольных 20- и 40-мм зениток (на крейсер Enterprise четыре одноствольных «эрликона» Mkll поставили только за месяц до начала ремонта, в ноябре 1942 года, а на Emerald демонтировали также 152-мм орудие №2, располагавшееся в позиции В, и четыре пулеметные установки MkIII/MkI). Вместо этого крейсера получили шесть сдвоенных автономных 20-мм автоматов

Oerlikon MklV/MkV, а количество четырехствольных «пом-помов» MkVIII/MkVII, разместившихся на специальных платформах побортно от авиационной катапульты, было доведено до двух. На Enterprise на прежние места установили снятые в 1941 году 152-мм орудия, на обоих кораблях демонтировали кормовую пару торпедных аппаратов, были сняты запасные якоря, а их клюзы по правому борту заварены. Кроме того, корабли оснастили радарным оборудованием (см. ниже), в связи с чем прежняя грот-мачта-однодеревка была заменена треногой. Следует также отметить имевшие место изменения конструкции корпуса: на обоих крейсерах приблизительно наполовину удлинили полубак, простиравшийся теперь до платформ бортовых 152-мм орудий.

В этот же период крейсера получили в качестве бортовых разведчиков гидросамолеты Vought OS2U-3, больше известные под обозначением Kingfisher, которые сменили прежние бипланы Fairey Seafox. Самолеты Kingfisher Mkl поставлялись в Соединенное королевство по ленд-лизу с весны 1942 года, из этих машин сформировали 703-ю эскадрилью. После непродолжительной эксплуатации в метрополии «кингфишеры» были переданы в FAA и в дальнейшем использовались в качестве катапультных разведчиков, большей частью, на британских вспомогательных крейсерах и в качестве учебных самолетов в Вест-Индии. И только несколько машин были поставлены на боевые корабли Королевского флота, в числе которых оказались и «эмеральды».

«Кингфишеры» базировались на крейсерах типа Е до 1944 года, когда сначала в феврале на Enterprise, а затем в апреле на Emerald были демонтированы авиационные катапульты. В этот период перемены на кораблях были обусловлены их подготовкой к участию в десантной операции в Нормандии. А поскольку в ходе ее ожидалось активное противодействие авиации противника, командование Королевского флота приняло решение усилить зенитные средства участвовавших в операции кораблей, и поэтому первый из крейсеров получил дополнительно четыре, а второй — шесть одноствольных «эрликонов».

До конца войны главное вооружение крейсера Enterprise претерпело еще одну перемену, когда в октябре 1944 года он был переоборудован в войсковой транспорт. В ходе перестроечных работ были демонтированы три из семи орудий главного калибра.