HMS Danae

(1944-1946 гг. — ORP Conrad)

 

Головной крейсер первой серии легких крейсеров типа D был заказан верфи Уокер (Walker Yard) концерна Sir W.G. Armstrong, Whitworth & Co., Ltd в сентябре 1916 года. Закладка корабля состоялась 1 декабря, а спуск на воду — четырнадцать месяцев спустя, 26 января 1918 года. Во время спусковой церемонии крейсер был наречен Danae, став пятым кораблем этого имени в составе Королевского флота с 1759 года (В греческой мифорогии дочь Акрисия, царя Аргоса, Даная — одна из жен Зевса, мать героя Персея, убившего Медузу-Горгону. В Королевском флоте это название считалось не совсем счастливым: первые два корабля, носившие это имя, в общей сложности пять раз захватывались противником в качестве трофея, но каждый раз отбивались англичанами, а на третьем в 1800 году произошел мятеж. И только непосредственный, четвертый тезка-предшественник нашего крейсера, которым являлся винтовой корвет типа Eclipse (1719 т, 2089 л.с., 13,17 уз, 2х7-дюйм, 4х64-фунт. дульно-зарядных нарезных орудий), заложенный в мае 1867 года на Королевской верфи в Портсмуте и вошедший в строй в ноябре следующего года, был продан на слом в 1906 году после почти четырех десятилетий безупречной службы). Достроечный период длился менее пяти месяцев, и 18 июня того же года после завершения приемочных испытаний крейсер вошел в состав флота. 22 июня Danae присвоили флажный позывной 44 (с начала 20-х годов изменен на 1.44, с 1940 года — D.44), корабль получил назначение в 5-ю эскадру легких крейсеров из состава Гарвичских сил (5-th Light Cruiser Squadron — 5 LCS, Harwich Force).

Последние пять месяцев Великой войны нельзя назвать периодом активных боевых действий на море. Крейсера 5-й эскадры вместе с эсминцами занимались патрулированием минных заграждений, блокировавших базы германского флота, участвуя в редких стычках с легкими силами противника. После заключения перемирия и прекращения военных действий в ноябре 1918 года Danae в начале 1919 года прошел доковый осмотр и освидетельствование, а в июне вместе с другими кораблями эскадры был направлен в распоряжение командующего британскими морскими силами на Балтике (British Baltic Force) контр-адмирала У.Коуэна (Rear-Admiral Sir Walter Cowan). В этот период корабли Ко-уэна базировались на Ревель (Таллинн), что было связано с напряженностью ситуации в латвийских портах, где прежде, до конца апреля находилась главная оперативная база английского соединения. Сюда же, в Ревель, прибывали присылаемые Адмиралтейством подкрепления. 30 июня в дополнение к присланным в мае крейсерам Dragon, Cura-соа, Cleopatra и Galatea вместе с Danae в Ревель пришли Dauntless, Delhi, крейсер-авианосец Vindictive, шесть эсминцев, минзаг, тральщики и торпедные катера. Вместе с уже имевшимися прежде в распоряжении Коуэна двумя крейсерами, эсминцами, тральщиками и десятью подводными лодками это были довольно крупные силы, которые адмирал намеревался использовать против базировавшихся в Кронштадте кораблей Красного флота.

Получив подкрепления, Коуэн в июле перенес главную базу из Ревеля в пролив Бьёрке-зунд и приказал патрулировать проходы через минные заграждения у Кронштадта силами эсминцев и подводных лодок. Их действия прикрывались стоявшими в Бьёрке в полной готовности легкими крейсерами Danae, Delhi, Cleopatra и Galatea.

Боевая служба крейсера в балтийских водах оказалась недолгой, и уже в сентябре Danae вернулся в метрополию, войдя в состав 1-й эскадры легких крейсеров Атлантического флота (1-st Light Cruiser Squadron — 1 LCS, Atlantic Fleet), которой командовал контр-адмирал X.Брэнд (Rear-Admiral Sir H.Brand). Корабельный состав 1-й эскадры в 1919 только формировался, и по окончании этого процесса, кроме Danae, ее составляли легкие крейсера Delhi (флагманский), Dauntless, Dragon и Dunedin.

В ноябре 1923 года 1-я эскадра легких крейсеров вошла в состав крейсерской эскадры «особого назначения» (Special Service Squadron), готовившейся к давно планировавшемуся кругосветному плаванию по британским владениям (Empire Cruise). Устроители этого пропагандистского похода явно преследовали политические цели, стремясь показать населению колоний и доминионов, членов Британского Содружества, мощь Империи, не ослабленную даже крайним напряжением всех сил в период мировой войны, и одновременно создавая подоплеку к более активному выделению средств на нужды флота местными властями. Не случаен был выбор участвовавших в плавании кораблей: в эскадру вошли самые современные боевые единицы крейсерского класса, а в качестве флагманского корабля избран линейный крейсер Hood - «краса и гордость Королевского флота». Не менее тщательно отбирались и офицерские кадры, возглавить которые предстояло известному своими дипломатическими талантами вице-адмиралу Ф.Л.Филду (Vice-Admiral Sir Frederick L.Field).

По окончании формирования эскадры 27 ноября 1923 года линейные крейсера Hood и Repulse, пять легких крейсеров контр-адмирала Брэнда и девять эсминцев покинули место сбора в Девонпорте, начав десятимесячное кругосветное плавание. Первая стоянка кораблей Особой эскадры — Фритаун, главный порт Сьерра-Леоне. Затем, совершая частые заходы в большие порты стран Содружества, корабли обогнули мыс Доброй Надежды, вышли в Индийский океан и вернулись в метрополию через Тихий океан и Атлантику. На переходах, согласно учебным планам, эскадра занималась маневрированием, на кораблях проводились занятия и тренировки по изучению новых факторов ведения войны на море, включая боевые учения с применением химических боеприпасов и отравляющих веществ, а также отработку способов защиты от химического оружия. На каждой стоянке корабли эскадры посещались тысячами людей, а их экипажи почти всегда находили горячий прием. Единственным исключением, пожалуй, стал визит в Кейптаун, где прибытие британских кораблей было полностью проигнорировано большинством населения, в основном, голландского происхождения, бурами, хорошо помнившими события завершившейся каких-нибудь 20 лет назад англо-бурской войны и не приветствовавшими любое проявление мощи империи. Однако круиз имел, в основном, положительные результаты. Например, под впечатлением целой серии визитов британских крейсеров в австралийские порты, проходившей в течение почти двух месяцев в феврале-апреле 1925 года, правительство Австралии выразило желание заказать для Австралийского Королевского флота (Royal Australian Navy RAN) два крейсера новейшего типа, которыми и стали построенные в 1925-1928 годах «вашингтонские» крейсера Australia и Canberra из первой серии County.

Во время этого кругосветного плавания маршруты линейных и легких крейсеров время от времени расходились, а 11 июля, после выхода из Сан-Франциско, 1-я эскадра легких крейсеров отделилась, направившись вокруг Южной Америки, в то время как Hood и Repulse перешли в Атлантический океан Панамским каналом. Вновь корабли эскадры соединились только 25 сентября в проливе Ла-Манш в районе мыса Лизард (побережье полуострова Корнуолл). 28—29 сентября 1924 года британские крейсера вернулись в базы, оставив за кормой пройденные за время кругосветного плавания 40000 морских миль. В ходе визитов на их борту побывало около 75000 человек.

Следует отметить прекрасное техническое состояние участвовавших в походе легких крейсеров, обогнувших земной шар практически без поломок. Только по возвращении из дальнего плавания на Danae и других крейсерах эскадры в краткие сроки были проведены необходимые регламентные и ремонтные работы.

В сентябре того же года крейсер получил направление в 1-ю крейсерскую эскадру Средиземноморского флота (1-st CS, Mediterranian Fleet) и в октябре отправился к месту службы вместе с получившим назначение в состав той же эскадры в качестве флагманского корабля крейсером Frobisher. О службе крейсеров в составе Средиземноморского флота в 20-е годы прошлого века весьма подробно рассказывалось в первой части монографии, поэтому мы не будем детально останавливаться на этом периоде службы крейсера Danae, ограничившись указанием, что корабль находился в составе 1-й эскадры крейсеров до 1929 года.

После почти годового ремонта, проводившегося в 1929-1930 годах, в августе 1930 года Danae был направлен в 8-ю крейсерскую эскадру Американо-Вест-Индской военно-морской станции (8-th CS, America and West Indies Station), в составе которой прослужил около пяти с половиной лет. В начале 1936 года его сменил легкий крейсер Apollo (будущий австралийский легкий крейсер Hobart), а по возвращении в метрополию Danae был выведен в резерв.

Однако уже 25 августа того же года крейсер, пройдя освидетельствование и доковый контроль, получил новое назначение, на сей раз в 5-ю крейсерскую эскадру Китайской военно-морской станции (5-th CS, China Station). Столь быстрое возвращение крейсера к активной службе было вызвано ростом напряженности политической обстановки на Дальнем Востоке и связывалось с подготовкой японской военщиной крупномасштабной военной операции против Китая. Еще весной 1935 года, пользуясь занятостью правительственных войск борьбой с коммунистическими вооруженными формированиями, японские войска овладели китайскими провинциями Чжахар и Хубэй. Последовавший затем процесс консолидации внутренних сил Китая вынудил интервентов начать серьезную подготовку к развязыванию войны на китайской территории.

При этом японцы не могли не учитывать присутствие на территории и в водах Китая гарнизонов и кораблей иностранных государств, имевших здесь «свои интересы». В особых районах Китая находились около десятка концессий держав Европы, США и Японии, причем две из них были международными (в районе Шанхая и в Амое). Кроме того, здесь находились три иностранных колонии.

Японская агрессия, в конечном счете, грозила закрыть для других иностранных государств колоссальный китайский рынок, как, впрочем, и сам доступ в «Поднебесную». Наиболее значительным являлось присутствие Великобритании, которая мало считалась с интересами Китая, но на его территории находились британские колония (Гонконг) и три концессии. Для их защиты, в дополнение к уже существовавшим трем британским оперативно-тактическим соединениям (самое значительное — Китайская военно-морская станция, в составе которой находились авианосец, пять тяжелых и один легкий крейсер, флотилии эсминцев и подводных лодок, мореходные канонерские лодки и вспомогательные суда), на Дальний Восток с лета 1936 года начали направляться подкрепления из метрополии. Так же поступили и Франция, Италия, Португалия и США.

Спровоцированный Японией вооруженный конфликт с Китаем вспыхнул 7 июля 1937 года. В августе, когда японское командование отдало приказ о штурме Шанхая, в шанхайский порт для защиты интересов граждан своих стран прибыли британские тяжелые крейсера Cumberland и Suffolk, легкий крейсер Danae, пять эсминцев, американские тяжелый крейсер Augusta и канонерка, а также две французские канонерские лодки. Став на якорь возле международной и французской концессий, корабли прикрыли их от возможного вторжения или обстрела с моря.

В конце того же года Danae покинул китайские воды и вернулся в метрополию. 14 января 1938 года крейсер снова был выведен в резерв, а следующее вступление в строй состоялось в самом преддверии новой мировой войны, летом 1939 года.

В соответствии с планом развертывания кораблей по районам дислокации военного времени Danae был направлен в 9-ю крейсерскую эскадру из состава Южно-Атлантической военно-морской станции (9-th CS, South Atlantic Station), базировавшейся на Фритаун. К 1 сентября в распоряжении командующего станцией вице-адмирала Г.д'Ойли-Лайона (C-in-C South Atlantic Vice-Admiral Sir Henry D'Oyly-Lion) находились внушительные силы, призванные обеспечить безопасность важнейших коммуникаций в Южной Атлантике: легкий крейсер Neptune, 9-я эскадра в составе легких крейсеров Despatch, Danae, Dauntless, Durban, Южно-Американская крейсерская дивизия (South-American Cruiser Division), состоявшая из тяжелых крейсеров Cumberland, Exeter и легкого Ajax, гидроавианосец Albatross, четыре эсминца, такое же количество эскортных кораблей, две субмарины и несколько тральщиков.

Рутинная патрульная служба, которую несли крейсера 9-й эскадры, заметно оживилась в октябре с началом широкомасштабной операции по поиску действовавшего в Атлантике германского «карманного» линкора Admiral Graf Spec. Из восьми сформированных по приказу Адмиралтейства поисковых групп три, G, Н и К, в оперативном отношении подчинялись командующему Южно-Атлантической станцией, и основная нагрузка ведения длительных и напряженных поисков рейдера легла на долю кораблей этой станции. Даже не входя в состав ни одной из поисковых групп, крейсера 9-й эскадры время от времени привлекались для патрулирования различных районов Южной Атлантики в рамках поисковой операции. Так продолжалось до середины декабря 1939 года, когда после боя с крейсерами Южно-Американской дивизии (поисковая группа G под командованием коммодора Г.Х.Хэрвуда) у Ла-Платы Graf Spec был вынужден укрыться в Монтевидео, а затем 17 декабря был взорван командой.

Вслед затем еще до конца года Danae совместно с крейсерами Dauntless и Durban был направлен на Дальний Восток в состав Китайской станции. С 23 марта 1940 года эти три крейсера вместе с несколькими старыми эсминцами, шлюпами и подводными лодками вошли в состав так называемых «Малайских сил» (Malaya Force), сформированных для наблюдения за германскими торговыми судами, с началом войны укрывшихся и затем интернированных в нейтральных портах Голландской Ост-Индии. Англичане опасались, что под давлением Германии голландцы позволят судам противника уйти в Японию, откуда те смогут действовать в качестве судов снабжения немецких рейдеров. Крейсер Danae находился на рейде яванского порта Сурабая, в котором стояли немецкие пароходы Cassel, Essen и Naumburg, вплоть до момента вступления Нидерландов в войну в мае 1940 года, когда более трех десятков интернированных в Ост-Индии германских судов были захвачены самими голландцами.

После начала войны на Тихом океане Danae с однотипными крейсерами Dragon и Durban и тремя эсминцами с 12 декабря 1941 года базировался на Сингапур, конвоируя союзные торговые суда между Сингапуром и Зондским проливом. Вместе с ними действовали голландские корабли — легкий крейсер Java и эсминец Evertsen, а также четыре австралийских тральщика. Число эскортных кораблей вскоре увеличилось за счет шести эсминцев, прорвавшихся из Гонконга или переведенных из состава Соединения Z, поэтому 20 января 1942 года базировавшаяся на Сингапур эскортная группа была преобразована в «Китайское Соединение» (China Force), продолжавшее и впредь сопровождать конвои судов, главным противником которых являлась осуществлявшая воздушную блокаду Малайи японская авиация. Именно сильное прикрытие караванов судов боевыми кораблями и не давало японским торпедоносцам нанести серьезный урон доставлявшим подкрепления в Сингапур конвоям на начальном этапе борьбы.

Однако по мере того, как воздушная блокада Сингапура становилась все плотнее, японцы все чаще стали добиваться успеха. Показательной в этом плане стала проводка 3 февраля следовавшего из Батавии (Джакарта) в Сингапур под эскортом легкого крейсера Danae и двух эсминцев конвоя ВМ.12. Вскоре после выхода из Батавии составлявшие конвой пять транспортов и танкер были обнаружены японским разведчиком. Пилот передал информацию о караване в Сайгон, и уже после полудня корабли и суда конвоя, находившегося на траверзе архипелага Линга, подверглись атаке 18 бомбардировщиков-торпедоносцев G4M «Бэтти» из состава авиагруппы «Каноя». Японские пилоты производили бомбометание с большой высоты, но, тем не менее, добились высоких результатов: были потеряны оба голландских и два английских транспорта, а также танкер, потерявший ход и попавший в результате дрейфа на минное заграждение. Обиднее всего, что и единственный уцелевший на переходе транспорт был уничтожен японской авиацией уже в сингапурском порту.

5-7 февраля Danae, Dragon и Durban вместе с тяжелыми крейсерами Cornwall и австралийским Canberra эскортировали суда между островом Цейлон и Зондским проливом, в Сингапур крейсера вернулись перед установлением тесной блокады крепости и 12 февраля ушли в Батавию. Прибывшие на Яву Danae и Dragon вошли в состав сил ABDA. 21 февраля из них, австралийского легкого крейсера Hobart и двух британских эсминцев новый командующий ABDA Float голландский вице-адмирал К.Хелфрих сформировал Западное штурмовое соединение (Western Force) под командованием кэптена Хаудена (Captain Howden). В отличие от находившейся в Сурабае Объединенной союзной эскадры контр-адмирала К.Доормана, это соединение должно было базироваться в Батавии (Танджонг Приок) на случай японского вторжения со стороны Южно-Китайского моря.

26 февраля, когда была получена информация о появлении в Южно-Китайском море противника, корабли Западного соединения вышли в пролив между островами Бангка и Биллитон, но не встретили противника. Встреча с двумя тяжелыми, тремя легкими крейсерами и тремя дивизионами эсминцев, высланными на перехват японским командованием после обнаружения соединения союзников воздушной разведкой, также не состоялась. 27 февраля Западное соединение вернулось в базу и после заправки топливом вышло в Чилачап (на южном побережьи Явы). 28 февраля корабли прошли Зондский пролив, но вместо того, чтобы идти на восток, к Чилачап, направились на северо-запад, к Цейлону, зайдя по пути в Паданг на острове Суматра для эвакуации беженцев.

По чьему приказу корабли Западного штурмового соединения ушли в Коломбо, так и осталось неизвестным. Вероятнее всего, такой приказ был отдан британским Адмиралтейством, уже не верившим в успех дела союзников в Голландской Ост-Индии и стремившимся сохранить хотя бы часть своих кораблей. Во всяком случае, прежний командующий ABDA, британский генерал Уэйвелл, сдавший дела и 25 февраля отбывший с ост-индского театра, считал дело безнадежно проигранным и рекомендовал военному руководству держав-союзниц эвакуировать отсюда как армейские части, так и флот. Вместе с тем, не совсем уместно и замечание С.Э.Моррисона, сетовавшего на то, что уход Западного (британского) соединения серьезно ослабил союзные силы в ходе вторжения японцев на Яву, и «одна треть военно-морского флота не участвовала в последних боях в Яванском море». Ушедшие на Цейлон корабли численно, возможно, и составляли треть корабельного состава союзной эскадры, но отнюдь не качественно, поскольку два из трех ушедших крейсеров (Danae и Dragon) являлись устаревшими единицами, равноценными, разве что, старому голландскому крейсеру Java. Кроме того, следует напомнить, что при проявленной контрадмиралом Доорманом осторожности исход боя в Яванском море с практически равноценным японским соединением решался почти исключительно артиллерийской дуэлью между тяжелыми крейсерами с ведением огня на предельных дистанциях и массированными торпедными атаками, в чем японцы имели решающий перевес. Доорман так и не использовал свое преимущество в легких крейсерах, и союзная эскадра рассыпалась после выхода из строя британского тяжелого крейсера Exeter и гибели от японских торпед обоих голландских крейсеров вместе с адмиралом на борту флагманского De Ruyter, после чего началась охота сил японского флота за осколками союзной эскадры. С учетом всего этого, думается, итог кампании не зависел от наличия в составе сил союзников трех легких крейсеров, которые, оставшись, просто увеличили бы список потопленных японцами кораблей.

По прибытии в Коломбо крейсер Danae вошел в состав базировавшейся на Цейлоне 4-й крейсерской эскадры (4-th CS) британского Восточного флота под командованием вице-адмирала Дж.Лэйтона (C-in-C Eastern Fleet Vice-Admiral Jeoffrey

Layton). Флот в это время находился в стадии формирования, собирался «с бору по сосенке», в результате чего в распоряжении нового командующего Восточным флотом вице-адмирала Дж. Сомервилла (Vice-Admiral James Fownes Somer-vill), вступившего в должность 26 марта 1942 года, оказалось разномастное сборище новых и старых кораблей различных типов и классов, часть из которых, к тому же, были голландскими. В главной базе Коломбо находились флагманский линкор Warspite, два авианосца — Formidable и Hermes, два тяжелых — Cornwall и Dorsetshire и шесть легких крейсеров — Caledon, Danae, Dragon, Emerald, Enterprise, голландский крейсер ПВО Jacob van Heemskerck, шесть британских и два австралийских эсминца, две британские и четыре голландские подводные лодки. Другая часть флота (четыре линкора типа R, авианосец Indomitable, четыре британских, три австралийских и один голландский эсминец), которой командовал заместитель Сомервилла вице-адмирал Э.Уиллис (Algernon Usborn Willis), базировалась на атолл Адду (Мальдивские острова, 600 миль к юго-востоку от Цейлона).

Два дня спустя после вступления в должность Сомервилл получил данные разведки о скором появлении в водах Бенгальского залива двух мощных соединений японского флота вице-адмиралов Тюити Нагумо (Chuichi Nagumo) и Джисабуро Одзавы (Jisaburo Ozawa), а также о планировавшихся японцами ударах по базе Восточного флота, Цейлону. За столь короткий срок своего командования адмирал, естественно, не успел создать из своих кораблей сплоченную бое-готовую силу, поэтому Восточный флот практически не имел шансов в противостоянии силам противника. 30 марта оба соединения флота вышли из своих баз и на следующий день встретились в 80 милях к юго-востоку от мыса Дондра Хэд (Dondra Head — крайняя южная точка Цейлона). Здесь Сомервилл разделил свои силы на две группы: первую, быстроходную Force A (Fast Force), состоявшую из новых или модернизированных кораблей, возглавил сам, вторую, тихоходную Force В (Slow Force) — из устаревших, тихоходных кораблей (в состав этой группы входил и крейсер Danae) — передал под командование адмирала Уиллиса. С этими силами в течение почти двух недель, пока не стало известно об уходе японских соединений, адмирал Сомервилл находился в море, производя поиск противника. Как известно, японская палубная авиация произвела два налета на Цейлон — 5 апреля на Коломбо и 9 апреля на Тринкомали, но основные силы противостоящих сторон так и не встретились, хотя Восточный флот и понес достаточно тяжелые потери от действий авиации противника. В условиях господства японской авиации в восточной части Индийского океана Цейлон не мог оставаться местом базирования британского флота, поэтому Сомервилл назначил в качестве оперативной зоны тихоходного Соединения В западную часть океана, в то время как возглавляемые им корабли Соединения А базировались на Бомбей. В дальнейшем Danae конвоировал торговые суда у побережья Восточной Африки, а в июле 1942 года ушел в метрополию для ремонта. Начавшись в августе 1942 года, ремонт-но-модернизационные работы продолжались до июля 1943 года, после чего крейсер вернулся в состав 4-й эскадры. В этот период в распоряжении командующего эскадрой контр-адмирала Рида (Rear-Admiral Read) находились флагманский легкий крейсер Newcastle, тяжелые крейсера Suffolk, Frobisher и легкие Kenya и Ceylon, а также использовавшиеся исключительно для конвойной службы тяжелый крейсер Hawkins и легкие Danae и Emerald.

Служба в водах Индийского океана продолжалась до марта 1944 года, когда вся конвойная группа 4-й эскадры получила приказ вернуться в метрополию, что было связано с началом подготовки союзных сил к проведению операции по высадке в Нормандии. По прибытии в Англию Danae был поставлен в док для очередного ремонта, после чего вошел в состав 1-й эскадры крейсеров Флота метрополии, будучи зачислен в Группу «D» артиллерийской поддержки участка «Суорд» (Sword Beach Bombardment Force). Группа под командованием контр-адмирала Паттерсона базировалась на Гринок (Ферт-оф-Клайд, к западу от Глазго), проводя подготовку к предстоящей операции. В ее составе находились линкоры Wars-pite и Ramillies, монитор Roberts, тяжелый крейсер Frobisher и легкие крейсера из состава 1-й крейсерской эскадры Mauritius, Arethusa и Danae (21 мая к ним присоединился польский крейсер Dragon), 13 эсминцев и 11 тральщиков 40-й тральной флотилии. 26-28 мая линкоры и крейсера группы провели последние учения в море, а 2 июня группа в полном составе вышла из устья реки Клайд, прибыв 4 июня на условную позицию Z у северного побережья Франции в проливе Ла-Манш, где более суток ожидала сигнала к началу операции. С началом операции Neptune в 5.15 утра 6 июня 1944 года легкий крейсер Danae находился на огневой позиции в секторе участка Sword, между крейсерами Scylla и Dragon. Поддерживая артиллерийским огнем высадку британской пехоты, Danae совместно с монитором Roberts и легкими крейсерами Belfast и Emerald обстреливал позиции немецких войск в районе Порт-эн-Бессин (участок Juno) и артиллерийскую батарею в районе Уистрема (участок Sword). По окончании операции вторжения крейсер был выведен в резерв и 1 сентября направлен в Плимут, где в дальнейшем должен был использоваться в качестве плавучего склада в подчинении командования Портсмутского округа.

Однако вскоре оказалось, что старому кораблю еще рано на покой. После потери участвовавшего в операции Overlord под польским флагом легкого крейсера Dragon (затоплен в качестве составляющей части мола порта №4 Gooseberry) руководство военно-морского флота Польши в начале сентября 1944 года обратилось в британское Адмиралтейство с просьбой временно передать в состав польского военно-морского флота (Polska Marynarka Wojenna PMW) другой крейсер. Англичане сразу же согласились передать полякам однотипный с Dragon легкий крейсер Danae, что позволяло избежать длительного процесса обучения польского экипажа. 14 сентября Danae осмотрел командор (капитан 1 ранга) Римшевич, после чего оставалось лишь уточнить дату передачи корабля.

Еще во время переговоров с англичанами о передаче им крейсера Dragon в 1943 году поляки поднимали вопрос об изменении названия британского корабля, но тогда они не получили на это разрешения. В Адмиралтействе и теперь не соглашались переименовать крейсер в Wilno («Вильнюс») или Lwow («Львов»), поскольку на эти города претендовал союзник, которого опасались раздражать — Советский Союз. Но когда поляки предложили назвать свой новый корабль Conrad (по литературному псевдониму писавшего на английском языке известного польского писателя-мариниста Юзефа Кон-рада-Корзениовского, что также должно было символизировать англо-польские связи), разрешение вскоре было получено. Вместе с названием менялась и аббревиатура принадлежности корабля: вместо букв HMS (His Majesty's Ship — Его Величества Корабль) перед названием появилась аббревиатура ORP (Okret Rzeczi Pospolitej — Корабль Речи Посполитой).

Церемония передачи корабля польскому флоту и его переименования состоялась 4 октября 1944 года. 9 октября крейсер отправился на верфь в Саутгемптоне для производства ремонтных работ по корпусу, которые начались уже на следующий день, 10 октября, а 18-го состоялось назначение командира корабля: им стал прежний командир крейсера Dragon командор С.Дзенисевич (komandor Stanislaw Dzienisiewicz).

После окончания ремонтных работ в Саутгемптоне, где также была проведена дезинфекция корабля, Conrad в начале декабря перешел на верфь в Чегеме. Здесь в течение месяца (с 8 декабря 1944 года по 13 января 1945 года) на крейсере были заменены изношенные механизмы машин и артиллерийских установок. Затем до 23 января 1945 года, когда корабль был зачислен в 10-ю эскадру крейсеров Флота метрополии (в составе легких крейсеров Birmingham, Bellona, Diadem, Dido), проходили испытания, сопряженные с мелким ремонтом и обучением экипажа. Команда крейсера Conrad большей частью состояла из прежних членов экипажа крейсера Dragon, что способствовало сокращению времени освоения экипажем нового корабля. Затем до середины февраля польский крейсер эскортировал союзные конвои в районе Кале. 6 февраля в районе Гарвича он едва не протаранил малый десантный корабль LSI(S) Prinses Josephine Charlotte (2950 т, бывшее бельгийское почтово-пассажирское судно). 12 февраля на корабле произошла авария турбин, и Conrad ушел в Скапа-Флоу, где оставался до начала апреля. Только 9 апреля крейсер прибыл на верфь в Чегеме для устранения дефектов в группе турбин правого борта, редукторе и гребном валу, вызывавших опасные вибрации корпуса.

Ремонтные работы на корабле закончились уже после капитуляции Германии, 26 мая 1945 года, а 29 мая крейсер прибыл в Саутгемптон, откуда на следующий день ушел в Скапа-Флоу для проведения учебных стрельб и тренировки экипажа. На переходе провели ходовые испытания для определения скоростных характеристик корабля, показавшие максимальную скорость 26,4 узла. По прибытии в Скапа-Флоу 31 мая экипаж вновь прошел краткий курс обучения, затем состоялись артиллерийские стрельбы с использованием радара, и 4 июня крейсер ушел в Розайт, где присоединился к 29-й флотилии эсминцев (эсминцы Zodiac, Zephyr и Zest). На следующий день корабли ушли в Вильгельмсгафен и 7 июня стали на якорь в Большой гавани базы.

После того, как 4 мая 1945 года гросс-адмирал Дёниц отдал приказ командирам находившихся в море подводных лодок прекратить военные действия, гавань Вильгельмсга-фена заполнили стоявшие на приколе десятки сдавшихся немецких субмарин. Команды польского крейсера и британских эсминцев в течение недели принимали участие в разоружении этого прежде грозного оружия Кригсмарине. Эти подлодки впоследствии планировалось затопить. Кроме того, польские моряки также приняли участие в организованном англичанами церемониальном марше Победы. Пребывание в бывшей главной базе германского флота продолжалось до 14 июня, когда Conrad вышел в обратный путь в Розайт.

Во второй половине 1945 года крейсер Conrad выполнял функции связного корабля между Англией и Скандинавией, часто посещая многие порты скандинавских стран и доставляя помощь Красного креста для иностранных рабочих, перемещенных сюда фашистским режимом. Несмотря на то, что война уже закончилась, плавание в водах Северного моря по-прежнему оставалось трудным из-за сохранявшейся минной опасности. Судоходство велось только по узким протраленным фарватерам, но и здесь приходилось опасаться встречи с минами, сорванными с минрепов и дрейфовавшими по воле волн. С 16 по 26 июля Conrad в составе 10-й эскадры крейсеров принял участие в маневрах Флота метрополии. В ходе учений 18 июля польский крейсер посетил Первый лорд Адмиралтейства А.Александер (First Lord Sir A.V.Alexander).

По окончании учений командир крейсера Дзенисевич по причине болезни передал командование кораблем командор-лейтенанту (капитан-лейтенанту) Р.Наленч-Тымин-скому. В августе Conrad совершил два рейса — в Кристиансанд и в Осло, после чего 6 сентября отправился в Портсмут для очередного ремонта, который продолжался до 1 октября.

По окончании ремонтных работ корабль был отправлен в новый поход, в ходе которого 6 октября заходил в Кристиансанд, 7 октября — в Копенгаген, а затем посетил некоторые порты Германии. В Розайт польский крейсер вернулся 10 октября.

В качестве связного корабля Conrad служил до конца декабря. С 12 августа и до конца 1945 года крейсер совершил семь походов в порты Скандинавии и Германии. С начала 1946 года Conrad находился в Розайте вместе с польскими эсминцами Blyskawica, Garland и Piorun. В феврале моряки этих кораблей приняли участие в маневрах Флота метрополии.

8 марта 1946 года польские корабли были выведены из состава Флота метрополии; теперь они были подчинены морскому командованию военно-морской базы в Розайте, образуя группу «Север». С этого момента началась подготовка кораблей к возвращению Королевскому флоту Великобритании.

Однако и в этих условиях процесс боевой учебы не прерывался. 4 апреля польские моряки провели в море в ходе двухдневных учений, а 15 апреля по соглашению с британским Адмиралтейством они совершили поход из Розайта в Плимут для встречи с экипажами базировавшейся там южной группы польских кораблей. Плавание вдоль восточного побережья Англии также сопровождалось проведением учений. Поляки прибыли в Плимут на Пасху, а 26 апреля вышли в обратный путь, прибыв в Розайт 28 апреля.

В мае Conrad переподчинили командованию морского района в Плимуте. 27 мая крейсер расстался с эсминцами, остававшимися в Розайте, и 29-го прибыл в Портсмут, а два дня спустя — в Девонпорт, относившийся к Плимутскому району. Стоянка на бочке у Дрэйкс Айленда (Drakes Island) продолжалась до начала августа. В связи с постепенным переводом команды крейсера в различные береговые подразделения, к этому времени Conrad был укомплектован экипажем уже только наполовину. Вместе с тем, польские моряки делали все, чтобы поддерживать корабль и себя в надлежащем порядке. Этому в немалой степени способствовали занятия спортом. Например, 24 августа вельбот крейсера принял участие в регате, заняв второе место среди пяти участников гонки.

В начале августа крейсер Conrad уже был готов к передаче, а часть экипажа переведена в Хелленсборо в Шотландии. Сознание, что крейсер, с которым был связан важный этап в жизни каждого моряка его экипажа, нужно будет вернуть Королевскому флоту, не способствовала сохранению спокойствия среди команды. Об этом командир польского крейсера сообщил в частной беседе посреднику, командиру Резервной флотилии эсминцев и, одновременно, командиру эсминца Tartar коммандеру Дж.Уитми-Смиту (Commander G.K.Whitmy-Smith). В свою очередь, Уитми-Смит доложил о настроениях экипажа крейсера Conrad командованию. Англичане, для которых смена корабля никогда не была такой болезненной, были удивлены, но решили оказать почести союзникам. Командующий Плимутским морским районом адмирал Г.Придхэм-Уиппл (Admiral Sir H.D.Pridham-Wippell) принял решение лично принимать крейсер у польского экипажа и приказал, чтобы во время спуска польского флага оркестр морской пехоты играл польский гимн. Кроме того, из уважения к чувствам поляков, по приказу адмирала, британский флаг должны были поднять на крейсере только на следующий день после передачи.

Церемония передачи крейсера Conrad от PMW Королевскому флоту состоялась 28 сентября. Военно-морской флаг Польши был спущен в 15.15, после чего польский экипаж отправили в лагерь PMW в Оукгемптоне. В тот же день крейсер был принят службой обеспечения британского флота (Care & Maintenance Party), под старым названием Danae перешел под командование кэптена Кларка (Captain Clarke) и позднее был переведен в Фалмут. Его дальнейшая служба была недолгой: вскоре крейсер вновь вывели в резерв. 22 января 1948 года он был передан для продажи на слом British Iron and Steel Corporation (BISCO), а три месяца спустя, 27 марта, прибыл на верфь фирмы Т.W.Ward в Барроу (Barrow Yard) для разделки на металл.

Шестой корабль, носивший название Danae, вошел в состав Королевского флота в октябре 1967 года. Им стал один из шестнадцати фрегатов типа Leander (F47, построен в Девон-порте в 1965-1967 гг., 2350 т норм., 2860 т поли, 30000 л.с, 28 уз., 2x114, 2x40, 2x20 мм, вертолет). В 1991 году корабль был продан Эквадору, переименован в Moran Valverde (FM-02), несет ракетное вооружение (16 ЗУР ЗРК Seacat, 4 ракеты Exoset), полученное в период модернизации во время службы в Королевском флоте.