HMS Dauntless

 

Пятый (с 1804 года) в составе британского флота Dauntless (англ. «Неустрашимый») (Непосредственный предшественник — винтовой 24-пушечный фрегат водоизмещением 2520 т, спущенный на воду в 1847 году и находившийся в составе Королевского флота до 1885 года) был заложен на частной верфи Palmers Shipbuilding & Engineering Co в Ярроу-он-Тайн (Jarrow-on-Tyne) 3 января 1917 года и спущен на воду четырнадцать месяцев спустя, 10 апреля 1918 года. По окончании достроечного периода 2 декабря того же года легкий крейсер вступил в строй, получив флажный позывной 45 (впоследствии 145 и D45) и назначение в Вест-Индскую эскадру. Однако уже в июне 1919 года Dauntless перевели в 1-ю эскадру легких крейсеров и вместе с однотипными крейсерами Danae и Delhi направили в состав британских морских сил на Балтике контр-адмирала Коуэна.

После активизации военных действий против кораблей Красного флота в июле Dauntless вместе с другими британскими кораблями поддерживал с моря успешно развивавшееся наступление белых войск генерала Юденича на Петроград. 16 октября белые взяли Красное Село и находились всего в 15 километрах от Петрограда. Для захвата оказывавших упорное сопротивление фортов «Красная Горка» и «Передовой» (бывший «Серая Лошадь») 15-16 октября под прикрытием легких крейсеров Dauntless и Delhi и четырех эсминцев были высажены четыре небольших десанта, которые, тем не менее, после нескольких дней боев были вынуждены ретироваться. Следующая попытка подавить сопротивление фортов была предпринята 27 октября, когда Dauntless совместно с монитором Erebus и семью эсминцами бомбардировал форт «Красная Горка». Несмотря на корректировку огня британских кораблей с самолета, двухчасовой обстрел не принес никаких существенных результатов, в то время как ответный огонь крепостной артиллерии красных был более успешен, хотя тоже не дал ни одного попадания.

Действия против форта «Красная Горка» стали последней большой операцией британского флота в водах Финского залива, и с провалом наступления белых войск генерала Юденича в ноябре и декабре 1919 года англичане активных действий не вели. Мало того, антивоенные выступления корабельных команд, требовавших возвращения домой, убедили Адмиралтейство вывести из Балтики большую часть своих кораблей. Dauntless вместе с флагманским крейсером Delhi и шестью эсминцами покинул балтийские воды в конце декабря.

По возвращении в метрополию Dauntless продолжал службу в 1-й эскадре легких крейсеров Атлантического флота, в составе которой в 1923-1924 годах участвовал в описанном выше кругосветном плавании по заморским владениям Британской Короны. В 1925 году эскадра в полном составе была переведена на Средиземное море в связи с назревавшим вооруженным конфликтом между Турцией и Ираком, который, к счастью, был улажен мирным путем. В средиземноморских водах Dauntless прослужил следующие два года, неоднократно принимая участие в представительских визитах в различные иностранные порты. В ходе таких визитов часто возникали и неприятные ситуации. Так, во время пребывания в Триесте, куда крейсер ходил летом 1926 года совместно с линкором Barham и авианосцем Hermes, моряки английских кораблей обычно посещали кафе на площади Пьяцца ди Уните, перед которым играл уличный оркестр. Но в последний день визита на площади перед кафе собралась толпа юнцов из местной молодежной фашистской организации, которые распевали патриотические песни. При виде английских моряков молодчики заорали оскорбительную для англичан песню Abassa Inglaterra, а оркестр грянул фашистский марш, который затем повторялся снова и снова.

Англичанам ничего не оставалось, как вернуться на свои корабли, в то время как пыл распоясавшейся толпы несколько охладило появление усиленного патруля с авианосца Hermes.

А вот щекотливая ситуация, сложившаяся на борту Dauntless во время визита крейсера в болгарский порт Бургас, потребовала от командира и офицеров крейсера максимума дипломатических качеств. Находившиеся одновременно на борту крейсера греческий и итальянский консулы затеяли спор по поводу того, кому на каком катере отбыть с корабля. Спор затем перерос в ссору, и англичанам стоило немалых трудов успокоить разгорячившихся дипломатов.

В начале 1927 года Dauntless был временно направлен в состав Китайской станции. В этот период в водах Дальнего Востока значительно усилилась угроза судоходству со стороны китайских пиратов, захватывавших торговые суда, поэтому по прибытии к месту назначения крейсеру пришлось сразу же включиться в действия сил станции, направленные против этой опасности. Так, в марте Dauntless совместно с пятью другими британскими кораблями принял участие в операции в заливе Биас, в ходе которой были уничтожены четыре десятка пиратских джонок.

В 1928 году крейсер прибыл в метрополию для ремонта, по окончании которого 15 мая 1928 года последовало новое назначение — в 8-ю крейсерскую эскадру Американо-Вест-Индской станции. Однако прослужить в составе сил элитной эскадры ему довелось совсем недолго. Вскоре после прибытия к месту базирования 8-й эскадры на Бермудских островах командир крейсера получил задание доставить в канадские воды и установить на мысе Амур (побережье Лабрадора) памятник погибшим здесь 8 августа 1922 года при посадке на камни и гибели крейсера Raleigh 39 членам его экипажа. Никто не предполагал, что шесть лет спустя практически в том же месте и по той же причине произойдет новая авария, почти полностью повторившая катастрофу крейсера Raleigh.

2 июля около 14.00, из-за ошибки старшего штурмана при прокладке курса, шедший 8-узловым ходом Dauntless выскочил всей носовой частью корпуса вплоть до главной надстройки на рифы у мыса Трэм в районе Галифакса (Thrum Cap shoal off Halifax, Nova Scotia). В результате полученных при этом серьезных повреждений были сразу затоплены несколько носовых отсеков, причем затопление остановить не удалось, и вода залила одно из котельных и машинное отделения. По этой причине крейсер не смог в ближайший прилив самостоятельно сняться с камней. Затопление корпуса продолжало увеличиваться, создавая опасность разлома корабля, поэтому командир принял решение свезти на берег команду, оставив на корабле только офицеров. С этой задачей справились подошедшие буксиры и спасательное судно.

В ходе продолжавшейся девять дней спасательной операции по снятию корабля с рифов Dauntless пришлось основательно разгрузить, сняв с него артиллерийское вооружение и торпедные аппараты, дымовые трубы, большую часть оборудования и продовольственные запасы. 12 июля крейсер удалось стащить с камней усилиями нескольких буксиров и подошедшего на помощь крейсера Despatch, вслед за чем Dauntless кормой отбуксировали в Галифакс и поставили в док для временного ремонта.

Для более основательного ремонта некоторое время спустя крейсер пришел на верфь в Девонпорте. Одновременно с этим здесь же, в Плимуте, проходило судебное разбирательство по делу об аварии крейсера. Суд признал виновными командира и старшего штурмана. Оба получили по строгому выговору и были сняты с занимаемых должностей.

Ремонтные работы на крейсере продолжались до начала 1929 года, после чего Dauntless вывели в резерв. Очередное назначение, в состав той же 8-й эскадры крейсеров, корабль получил только в 1930 году. Затем в 1931-1932 годах крейсер служил в базировавшейся на Фритаун Южно-Атлантической дивизии крейсеров, а в 1935 году вновь был выведен в резерв.

Перед началом войны, в августе 1939 года Dauntless, наконец, вывели из резерва, направив в 9-ю эскадру крейсеров, находившуюся в распоряжении Южно-Атлантического командования с базой во Фритауне. С сентября по декабрь крейсер занимался конвоированием караванов судов и патрулированием просторов Южной Атлантики, затем был переведен на Дальний Восток. Как и однотипный крейсер Da-пае, 23 марта 1941 года Dauntless вошел в состав «Малайских сил», получив задание вести наблюдение за стоявшими в яванском порту Батавия тремя германскими пароходами — Nordmark, Rendburg и Vogtland. 15 мая в результате столкновения с легким крейсером Emerald Dauntless получил настолько серьезные повреждения, что простоял на ремонте в Сингапуре до середины августа, а в начале 1942 года был направлен на ремонт в метрополию.

Отремонтированный на Портсмутской верфи крейсер в том же году вошел в состав действовавшего в Индийском океане британского Восточного флота (Eastern Fleet), где оставался в течение 1942-1943 годов. Но с переломом хода войны в Атлантике и на Тихом океане в 1943 году боевая карьера старого крейсера закончилась. Вместе с направлявшимися для участия в операции по высадке в Нормандии кораблями Восточного флота Dauntless вернулся в отечественные воды, однако в состав задействованных в операции сил артиллерийской поддержки не вошел, а был переоборудован в учебный корабль, прослужив в этом качестве в составе Флота метрополии до 1945 года. В этом году крейсер вывели в резерв. 13 февраля 1946 года он был передан BIS-СО для продажи на слом. В апреле 1946 года крейсер Dauntless прибыл на верфь в Инверкейтинге (Inverkeiting Yard) компании Т.W.Ward для разделки на металл.