HMS Dragon

(1943-1944 гг. — ORP Dragon)

 

Последний корабль первой серии крейсеров типа D легкий крейсер Dragon (англ. «Дракон») был заложен на частной верфи кораблестроительной компании Scotts' Shipbuilding & Engineering Co., Ltd. в Гриноке (Greenock) 24 января 1917 года, а спущен на воду в конце того же года, 29 декабря, став восемнадцатым кораблем Королевского флота, носившим это имя с 1552 года (Непосредственные предшественники — 6-пушечный колесный фрегат водоизмещением 1190 т, находившийся в составе флота в 1845—1864 годах; парусно-винтовой шлюп типа Doterel, построенный Девонпортской верфью в 1878 году (1130т, 11,52 уз., 2x7-дюйм., 4х64-фунт. дульнозар. орудий) и проданный в 1892 году; один из серии 27-узловых 290-тонных миноносцев заказа 1893—1894 годов, построенный компанией Laird в 1894—1895 годах и проданный на слом в 1912 году). Постройка крейсера завершилась 16 августа 1918 года, кораблю присвоили флажный позывной 74 и направили в 5-ю эскадру легких крейсеров из состава Гарвичских сил.

Первые два десятилетия службы крейсера мало чем отличались от таковой двух его «систершипов», история которых была изложена выше. По окончании Первой мировой войны в мае 1919 года крейсер первым из кораблей этого типа оказался в составе британских сил на Балтике, вернувшись в отечественные воды в январе 1920 года. Затем до 1926 года Dragon служил в составе 1-й эскадры легких крейсеров, в 1923-1924 годах приняв участие в Empire Cruise. В феврале 1926 года переведен в 1-ю крейсерскую эскадру Средиземноморского флота, в составе которой служил до конца 1928 года, совершив в октябре 1926 года поход на Дальний Восток. 19 декабря 1928 года крейсер прибыл на верфь в Четеме для ремонта, по окончании которого 18 марта 1930 года получил назначение в 8-ю крейсерскую эскадру Вест-Индской морской станции. В северо-американских водах Dragon служил до вывода в резерв 16 июля 1937 года.

Крейсер вновь ввели в строй лишь перед самым началом войны, и в сентябре 1939 года Dragon числился в базировавшейся на Скапа-Флоу 7-й эскадре крейсеров Флота метрополии из состава Северного патруля. Это крейсерское соединение было сформировано из кораблей 7-й и 12-й эскадр под командованием вице-адмирала М.Хортона 6 сентября 1939 года для патрулирования в проливах между Шетландскими и Фарерскими островами, а также между Фарерскими островами и Исландией. В первые дни войны этим путем в германские порты пытались прорваться десятки немецких коммерческих судов, застигнутых войной в нейтральных портах. Вместе с торговыми судами стран-союзниц и нейтральных государств число остановленных для досмотра кораблей в первые три недели действий патрульных сил перевалило за сотню, из них 28 были задержаны.

Еще до конца года Dragon был переведен в состав кораблей Вест-Индской морской станции, которые под командованием вице-адмирала С.Мейрика обеспечивали защиту морских коммуникаций в Центральной Атлантике. Затем в марте 1940 года последовал перевод в 3-ю эскадру крейсеров Средиземноморского флота, в составе которой крейсер также пробыл недолго, получив в июне направление в состав сил Южно-Атлантической военно-морской станции.

После вступления в войну Италии и капитуляции Франции прежние пути войсковых перевозок через Средиземное море оказались заблокированными, и в этих условиях особое значение приобрели путь вокруг мыса Доброй Надежды и занимавший стратегическое положение на западном побережье Африки порт и главная база Южно-Атлантической станции Фритаун. Для обеспечения безопасности конвоев в районах Южной Атлантики в распоряжении командующего станцией вице-адмирала д'Ойли-Лайона к 1 июля 1940 года сосредоточились довольно внушительные силы, являвшиеся, тем не менее, неоднородными по составу: легкий авианосец Hermes, тяжелые крейсера Cornwall, Cumberland, Dorsetshire, устаревшие легкие Dragon и Delhi, три вспомогательных крейсера, два шлюпа и несколько противолодочных траулеров, обеспечивавших оборону крупнейших портов Фритауна, Саймонстауна, Кейптауна и фолклендской базы Порт-Стенли, а также Южноамериканский дивизион в составе тяжелого крейсера Hawkins и вспомогательного Alcantara. Кроме того, на Фритаун базировалось эскортное соединение из семи вспомогательных крейсеров, использовавшихся для охраны конвоев из Сьерра-Леоне. Несмотря на столь внушительные крейсерские силы, нехватка эскортных кораблей ощущалась очень остро, поскольку интенсивность судоходства в оперативной зоне станции в этот период заметно возросла: только в июле через Южную Атлантику англичане провели семь конвоев SL. Помимо конвойной службы, в задачи кораблей станции входило наблюдение за французскими кораблями в Дакаре и, в меньшей мере, проведение поисковых операций для борьбы с рейдерами противника.

В июле 1940 года в Южной Атлантике появился германский вспомогательный крейсер Thor (Schiff 10, получивший у англичан обозначение Raider E), начавший свой рейд 6 июня выходом из Киля. Июльские действия рейдера в южно-атлантических широтах оказались исключительно удачными. В этом месяце он потопил пять и захватил одно торговое судно общим тоннажем 35200 брт, а 28 июля в ходе 35-минутного боя жестоко потрепал британский вспомогательный крейсер Alcantara, который затем укрылся в Рио-де-Жанейро. Alcantara направлялся командующим Южноамериканским дивизионом контр-адмиралом Г.Хэрвудом (Rear-Admiral H.H.Harwood) на поиски рейдера, потопившего два судна. Безусловно, речь шла о жертвах действовавшего в этом же районе другого германского вспомогательного крейсера Widder (Schiff 21, Raider D), но только после этого неудачного для британского корабля боя британское командование убедилось, что в Атлантике действуют сразу два вспомогательных крейсера противника.

Незамедлительно начались поиски рейдера. На усиление дивизиона адмирала Хэрвуда был направлен легкий крейсер Dragon. В поисковой операции приняли участие также тяжелые крейсера Dorsetshire и Cumberland, вышедшие, соответственно, из Фритауна и Саймонстауна, а также оперировавшие в районе Фритауна Delhi и вспомогательный крейсер Malaya. Однако поиски корсара, до 21 сентября крейсировавшего между бразильским портом Пернамбуко и островом Вознесения, не увенчались успехом.

В сентябре 1940 года началась операция Menace по высадке сил «Свободной Франции» генерала Шарля де Голля в Дакаре, главной базе французского флота в Западной Африке, с целью вырвать этот регион из рук сторонников Виши. Эскорт конвоя с десантом и прикрытие высадки осуществляло соединение британских кораблей под командованием вице-адмирала Дж.Каннингхэма (J.H.D.Cunningham). Приняли участие в операции и крейсера Южно-Атлантической станции. Если тяжелые крейсера действовали непосредственно у Дакара, то легкие Delhi и Dragon осуществляли блокаду побережья Конго. 16 сентября крейсер Dragon перехватил и принудил к сдаче французский пароход Toua-reg, после выхода из порта Пуан-Нуаре пытавшийся уйти в Центральную Атлантику. 23 сентября крейсер атаковала из надводного положения французская подводная лодка Рег-see, которой командовал капитан Ш.Лапьерр (C.C.Lapierre). Торпедный залп субмарины оказался неточным, а сама подлодка была вскоре потоплена эсминцами Inglefield и Foresight. Однако в целом операция союзников против вишистских сил в Западной Африке не имела успеха, и после трех дней боев за Дакар 25 сентября они были вынуждены отступить.

После провала операции Menace новое руководство Южно-Атлантической станции (В сентябре 1940 года вице-адмирала Г.д'Ойли-Лайона на посту командующего станцией сменил вице-адмирал Рейке (Raikes), в то время как еще в августе командующим Южноамериканским дивизионом крейсеров вместо Хэрвуда был назначен коммодор Ф.Пегрэм (Commodore Frank Pegram)) вновь сосредоточило свои крейсерские силы на проведении поисковой операции рейдера Thor, действовавшего теперь на линии мыс Доброй Надежды — Ла-Плата. В октябре-ноябре на поиски рейдера были брошены крупные силы флота. Например, 22 ноября в районе Фритауна находился линкор Resolution, тяжелые крейсера Devonshire, Dorsetshire, Shropshire, Cornwall, австралийский Canberra, легкие Delhi и Dragon и плавмастер-ская Vindictive прочесывали районы океана у западного и южного побережий Африки, в то время как у восточного побережья Южной Америки вели поиск корабли коммодора Пегрэма — тяжелый крейсер Hawkins и легкий Enterprise. При этом не следует сбрасывать со счетов и действия многочисленных вспомогательных крейсеров, в число которых входили Asturias, Queen of Bermuda и Carnarvon Castle. Ho интенсивный поиск рейдера вновь не принес результата, если не считать неудачного боя с рейдером вспомогательного крейсера Carnarvon Castle, 5 декабря получившего от противника 22 попадания 150-мм немецкими снарядами и едва дошедшего до Монтевидео.

В дальнейшем Thor действовал в Центральной Атлантике, но еще до его ухода в южно-атлантических водах появились еще два германских корабля, также открывших охоту на британских коммуникациях. В середине декабря 1940 года в этом районе океана захватил свою первую жертву, британский пароход Duquesa, «карманный» линкор Admiral Scheer, начавший свой атлантический рейд 28 октября. К этому моменту по приказу Адмиралтейства для борьбы с германскими рейдерами в Южной Атлантике были сформированы три поисковые группы. Одну из них с 18 декабря составляли патрулировавшие в районе острова Святой Елены авианосец Hermes и легкий крейсер Dragon. Когда же в атлантические воды в декабре вышел тяжелый крейсер Admiral Hipper, получивший приказ атаковать не отдельно идущие торговые суда, а конвои, поисковая группа в районе острова Святой Елены была усилена вспомогательным крейсером Pretoria Castle. Но, как и в случае с рейдером Е, действия поисковых групп были неэффективны из-за малого количества кораблей, задействованных в поиске на столь обширных океанских просторах.

В 1941 году крейсер Dragon перевели в состав Дальневосточного флота, по прибытии к новому месту службы на нем был поднят флаг командующего флотом вице-адмирала Дж.Лейтона. С началом военных действий в Тихом океане 8 декабря 1941 года командование Дальневосточным флотом принял командующий недавно прибывшим из метрополии Соединением Z вице-ад-мираЛ'Т.Филлилс, а флагманским кораблем флота стал линейный корабль Prince of Wales. Но уже 11 декабря, после гибели линейных кораблей соединения в бою у Куантана, в командование флотом вновь вступил вице-адмирал Лейтон, а с 12 декабря Dragon совместно с однотипными Danae и Durban сформировал ядро эскортной группы, действовавшей из Сингапура и с 20 января 1942 года преобразованной в China Force. Затем последовало недельное пребывание в составе базировавшегося на Батавию Западного соединения сил ABDA, которое 28 февраля 1942 года успело благополучно пройти Зондским проливом еще до того, как он был заблокирован превосходящими силами японского флота, выйдя из-под удара противника.

Прибыв в Коломбо на Цейлоне, Dragon вошел в состав 4-й крейсерской эскадры вновь формировавшегося Восточного флота. При появлении в апреле 1942 года в водах Индийского океана двух ударных соединений японского флота Dragon входил в состав тихоходного Соединения В под командованием адмирала Уиллиса, вместе с кораблями которого производил поиск сил противника. Затем Dragon стал флагманским кораблем крейсерского дивизиона, в который кроме него входили легкие крейсера Caledon и голландский Jacob van Heemskerck. Впоследствии крейсер нес конвойную службу на коммуникациях между Кейптауном, Момбасой и Аденом, а в мае принимал участие в десантной операции по захвату союзниками острова Мадагаскар. После возвращения к конвойной службе в июне крейсер Dragon получил повреждения в Кейптауне, после чего в июле был отправлен на ремонт в Четем. В южноафриканских водах он опять появился только в сентябре, но уже в октябре вновь оказался сначала на одной из региональных верфей (в Дурбане), а в декабре прибыл в Ливерпуль, откуда перешел для производства ремонтных работ на верфь компании Cammel Laird в Биркенхеде. В этот период, по одним данным, корабль числился в составе 10-й крейсерской эскадры, а согласно другим данным, находился в резерве.

Дальнейшая судьба крейсера Dragon приобрела неожиданный поворот. Командование военно-морского флота Польши во главе с вице-адмиралом Ежи Свирским (wiceadmiral Jerzy Swirski) еще с 1941 года добивалось передачи полякам во временное пользование на время войны одного из строившихся крейсеров. Польские моряки, вероятно, рассчитывали получить крейсер типа Colony. В достройке как раз находились три крейсера этого типа, Uganda, Newfoundland и Ceylon: вступление в строй первых двух ожидалось в конце 1942-начале 1943 года, а третьего — полугодом позднее. Англичане, естественно, не были склонны передавать союзникам новейшие корабли, тем паче, что сами испытывали в них недостаток, а, кроме того, считалось, что поляки не имели опыта использования кораблей крейсерского класса. Но в июле 1942 года от британского Адмиралтейства поступило предложение передать PMW один из старых крейсеров типа D, как только такой корабль появится в составе резерва. При этом указывалось, что передача корабля может состояться в середине 1943 года, к этому времени польское командование должно подготовить обученный экипаж, который лучше сформировать из моряков, которые прибудут из Советского Союза.

Передача польскому флоту британского крейсера, которым оказался находившийся в ремонте HMS Dragon, состоялась значительно раньше, 15 января 1943 года, сразу после докового осмотра корабля. Объем ремонтных работ представлялся внушительным: полная замена проводки электросети и радиооборудования, ремонт вооружения и оборудования артиллерийских погребов, перестройка командных кубриков и кают для младших офицеров. Кроме того, предстояло оснастить корабль радарным оборудованием и асдиком.

Пока велись эти работы, шло формирование экипажа корабля. В 1942 году в соответствии с советско-польским соглашением, заключенным в августе 1941 года, из СССР в Великобританию прибыли 1100 польских матросов бывшей Пинской речной флотилии, взятых в плен в 1939 году в ходе вторжения Красной Армии в Польшу и около двух лет находившихся в тюрьмах НКВД и трудовых лагерях. Из них, в основном, и сформировали большую часть команды крейсера. Кроме речников, в состав экипажа вошли члены экипажей польских кораблей, ушедших в Англию в 1939 году, поляки-эмигранты из Франции, беженцы из Польши, солдаты Карпатской бригады и даже польские легионеры французского Иностранного легиона и бывшие солдаты Вермахта, найденные в лагерях для военнопленных. Сформированный в результате разношерстный экипаж, таким образом, только на треть состоял из людей, имевших опыт морских плаваний. Не меньше проблем было и с подбором офицерских кадров. Из Советского Союза прибыло всего лишь несколько офицеров Пинской флотилии, поскольку большинство их было расстреляно НКВД. Командиром крейсера еще в январе был назначен один из опытнейших польских морских офицеров командор Е.Плавский (coman-dor Eugenius Plawski).

Кроме того, с первых же дней передачи крейсера Dragon польскому флоту встал вопрос о переименовании корабля. Премьер-министр польского эмигрантского правительства генерал В.Сикорский (W.Si-korski) настаивал, чтобы корабль, который в польских официальных документах пока именовался «крейсер ER 7363», а в британских — просто «польский крейсер» («the Polish Cruiser»), получил название «Львов», подчеркивая тем самым притязания Польши на территории, которые были заняты советскими войсками в 1939 году. Согласно существовавшей практике международных отношений, британская сторона была извещена об этом 2 февраля 1943 года. Это заявление вызвало в стане союзников настолько сильное замешательство, что вопрос о названии польского крейсера обсуждался в ходе визита британского министра иностранных дел А.Идена (A.Eden) в Вашингтон в марте. А 4 апреля польское правительство было поставлено в известность, что название «Lwow» не может быть принято британской стороной. В ходе дальнейших переговоров с представителями Foreign Office и Первым лордом Адмиралтейства А.Александером рассматривались уже другие, политически нейтральные названия Gdynia, Warsawa и даже Westerplatte, но, в конце концов, Сикорский постановил, в качестве протеста против британской политики в отношении Польши, английского названия крейсера не менять (К тому же, название «Дракон» носил и первый польский военный корабль, галеон «Smok», построенный в 1571 году на верфи в Элъбите, Восточная Пруссия). Изменилась лишь аббревиатура принадлежности корабля — ORP Dragon.

Ремонт крейсера был закончен 23 августа, а 9 сентября он вышел для проведения послеремонтных испытаний из Ливерпуля в Скапа-Флоу. Однако в ходе испытаний и последовавшего затем периода обучения экипажа в главной базе британского флота выявились серьезные дефекты котлов, системы корабельной связи и электросети. Поэтому 8 октября Dragon прибыл из Скапа-Флоу на верфь компании Swan Hunter в Ньюкастле для нового ремонта, который продолжался до декабря. Во время пребывания в Ньюкастле произошел неприятный инцидент с полицией, когда несколько моряков из экипажа крейсера, вероятно, хорошо «отдохнувшие» в одном из портовых увеселительных заведений, покусали полицейского.

По окончании ремонта Dragon перешел в Гринок, где продолжились занятия по боевой подготовке экипажа. Здесь же был положен конец упорно державшимся среди команды слухам о скором возвращении крейсера в состав 4-й эскадры, вроде бы подтверждавшимся доставкой на Dragon тропического обмундирования — в январе 1944 года на корабле были изъяты все карты Индийского океана. В том же месяце крейсер вошел в состав Флота метрополии, хотя и не был зачислен в какую-либо из эскадр. Кроме того, 12 января состоялась смена командира корабля: вместо назначенного начальником штаба PMW Е.Плавского командиром стал командор-поручник (капитан-лейтенант) С.Дзенисевич. Период обучения экипажа закончился 6 февраля, на следующий день крейсер вышел из Гринока в Скапа-Флоу, куда прибыл 8 февраля.

Первой большой операцией британского флота, в которой принял участие польский крейсер Dragon, стала проводка 42 судов арктического конвоя JW57 (По отечественным данным, конвой JW57 составляли 43 грузовых судна и шесть легких кораблей, перегонявшихся советскими командами из США для Северного флота. Но в используемой для написания монографии работе М.Супруна нет и намека на присутствие крейсера Dragon в составе группы дальнего прикрытия конвоя. Нет данных об этом и в труде Ровэра и Хюммельхена, сообщающих о наличии в составе группы дальнего прикрытия вице-адмирала Паллизера только тяжелых крейсеров Kent, Norfolk и Berwick. Среди доступных автору справочников участие крейсера Dragon в конвойной операции JW57/RA57 подтверждается только в работе М.Уитли), вышедшего из Лох-Ю 20 февраля. Группа дальнего прикрытия в составе тяжелого крейсера Berwick и легких крейсеров Jamaica и Dragon в тот же день вышла из Скапа-Флоу. Противодействие германской авиации и подводных лодок во время движения конвоя было малоуспешным, вероятно, еще сказывались последствия неудачного для немцев боя у мыса Нордкап 26 декабря 1943 года, в ходе которого был потоплен линейный крейсер Scharnhorst. Единственной жертвой немецких субмарин стал британский эсминец Mahratta, в который попали сразу две торпеды подводной лодки U.990 капитан-лейтенанта Нордгеймера. Спасти удалось только 17 человек из двух сотен моряков экипажа эсминца, погибших от переохлаждения. Зато кораблями эскорта и палубной авиацией эскортного авианосца Chaser были потоплены две субмарины противника — U.601 и U.713. Прибыв 28 февраля в советские воды без потерь, конвой разделился. Восемь судов под эскортом советских кораблей направились в Белое море, остальные пришли для разгрузки в Мурманск.

Крейсера группы дальнего прикрытия в Мурманск не заходили: сопроводив конвой до острова Медвежий, они повернули на запад и ожидали обратного конвоя RA57 у острова Ян-Майен. Движение RA57 началось 2 марта выходом из Кольской губы 31 (33) грузового судна и кораблей эскорта. На обратном пути атаки противника продолжались. Ценой потери трех подводных лодок (U.366, U.472 и U.973) немцам удалось потопить транспорт Empire Tourist. 10 марта караван прибыл в Лох-Ю, в то время как крейсера вернулись в Скапа-Флоу. В ходе конвойной операции Dragon боевого контакта с противником не имел, а мелкие повреждения были получены им от разыгравшейся на переходе непогоды (кроме того, волнами были разбиты в щепки вельбот и командирский катер).

По возвращении из похода Dragon был определен в 10-ю крейсерскую эскадру Флота метрополии, проходившую подготовку к десантной операции по высадке союзных войск на побережье Нормандии. В состав эскадры, которой командовал вице-адмирал Р.Барнетт (Vice-Admiral Sir Robert Burnett), помимо польского крейсера, входили легкие крейсера Bellona, Bermuda, Diadem, Glasgow, Nigeria и Scylla. В течение месяца Dragon участвовал в учениях, а в апреле ушел в Четем для нового ремонта, который продолжался до 16 мая 1944 года.

По окончании ремонтных работ Dragon назначили в состав Группы «D» артиллерийской поддержки участка Sword, в которой находился и крейсер Danae. Дальнейшую подготовку к участию в десантной операции Neptune крейсер проходил вместе с кораблями этой группы, и 4 июня в ее составе занял исходную позицию Z в ожидании начала высадки.

Утром 6 июня Dragon находился на огневой позиции у побережья участка Sword между крейсерами Frobisher и Danae. Кораблям предстояла огневая поддержка высаживавшихся на этом участке подразделений британской 3-й пехотной дивизии. Однако артиллерийский наблюдатель, который должен был с берега корректировать огонь корабельной артиллерии, во время заброски получил ранения при приземлении с парашютом. Поэтому Dragon и соседний с ним крейсер Frobisher, не ожидая указаний корректировщика, подошли на 4000 метров к берегу, и в 7.02 открыли огонь по немецкой батарее (4х105-мм) в районе городка Коллевильсюр-Орн. В дальнейшем, с 7.47, огонь по этой же цели корректировался с самолета, и уже в 7.51 летчик сообщил об уничтожении батареи.

При переходе на новую позицию в 8.55 Dragon был обстрелян из четырех 105-мм орудий немецкой береговой батареи в районе Трувиля. Сначала снаряды падали на расстоянии 100-200 метров от корабля, но затем последовало накрытие, и осколками снаряда, взорвавшегося в 25-30 метрах от левого борта крейсера, были ранены три польских моряка. Крейсер временно вышел из боя, а с немецкой батареей расправились занявшие эту позицию монитор Roberts и линкор Ramillies.

Некоторое время спустя Dragon вновь вернулся на огневую позицию и, пользуясь данными самолета-корректировщика, вел обстрел береговых позиций противника до 15.23, когда связь с самолетом оборвалась.

В 23.04 крейсер стал на якорь в секторе участка Juno, a двенадцать минут спустя была объявлена воздушная тревога. В 23.20 с низколетящего самолета на крейсер были сброшены четыре бомбы, взорвавшиеся в отдалении по левому борту. Налеты авиации противника, которые отражались зенитной артиллерией стоявших на якорной стоянке кораблей, продолжались в течение всей ночи.

В 6.05 утра 7 июня на переходе на огневую позицию Dragon отразил очередной налет немецкой авиации, а в 10.26, после того, как была налажена связь с береговым наблюдателем, крейсер открыл огонь по укрепленным позициям противника к северу от Кана. В 11.52 огонь был перенесен на находившуюся в предместьях Кана батарею, которая была подавлена к 12.12. Следующий обстрел окрестностей Кана производился крейсером уже вечером, с 19.35 до 20.00, после чего Dragon отправился на якорную стоянку. Ночь с 7 на 8 июня, впрочем, как и все последующие в течение операции, была проведена в состоянии боеготовности к отражению воздушных атак.

8 июня крейсер вышел на боевую позицию в 6.11. Из-за неисправности радиопередатчика в этот день отсутствовала связь с береговой службой наблюдения и корректировки огня. Тем не менее, Dragon вел стрельбу по находившимся в секторе немецким позициям, руководствуясь данными собственной СУАО. Около 21.00 вечера крейсер обстрелял колонну немецких танков в районе Вара-виля, уничтожив шесть машин.

Ночью, на якорной стоянке, радиопередатчик крейсера Dragon был отремонтирован, и с утра 9 июня по данным береговых наблюдателей корабль вел огонь сначала по целям в полосе наступления 3-й пехотной дивизии, затем, с 11.45, вступил в артиллерийскую дуэль с пятиорудийной батареей немцев в районе Улгата, заставив ее замолчать к 12.25. Корабль оставил позицию около 17.00, отправившись в Портсмут, где пополнил боезапас и передал на берег одного раненого.

На боевой позиции на участке Sword Dragon вновь появился только в 14.5112 июня. До 1.20 13 июня крейсер поддерживал огнем своей артиллерии наступление 51-й шотландской пехотной дивизии, обстреливая немецкие позиции в районе реки Орн, Варавиля и Кана. В целом, с 12 по 18 июня, когда корабль вновь отправился для пополнения боеприпасов в Портсмут, им были обстреляны 44 цели, по которым крейсер выпустил 1297 152-мм снарядов общим весом 59 тонн.

На переходе в Портсмут, около 18.00, шедший вместе с крейсером линкор Nelson подорвался на мине. Dragon находился рядом с поврежденным кораблем до прибытия присланных из Портсмута трех эсминцев, вместе с которыми сопроводил линкор в базу. В Портсмуте крейсер также был поставлен в док для мелкого ремонта, который, тем не менее, затянулся до 7 июля. Кроме исправления боевых повреждений и дефектов, на крейсере заменили разбитый дульными газами от выстрелов своей же артиллерии «фонарь» радара «тип 273» и часто выходившее из строя радиооборудование.

В 13.55 7 июля Dragon оставил Спитхедский рейд и к ночи прибыл на якорную стоянку флота у Риветт-Карнака. По получении в 2.20 ночи 8 июля сообщения о возможности применения немцами человекоуправляемых торпед новые корабли были отведены в другое, более безопасное место, а на стоянке остались только старые корабли, вроде крейсера Dragon. По приказанию командира на корабле выставили посты, вооруженные стрелковым оружием и ручными гранатами, и спустили на воду катер, который должен был отпугивать водителей немецких торпед взрывами небольших зарядов.

В 4.20 утра 8 июля крейсер Dragon вышел на огневую позицию, готовясь к обстрелу окрестностей Кана, но уже в 4.40 был поражен новым секретным немецким оружием, применением которого уже давно угрожали немцы. Это были человекоуправляемые торпеды Neger, представлявшие по существу две торпеды. Верхняя, в которой находилась кабина водителя, снабженная прозрачным колпаком, являлась двигателем и несла подвешенную к ней отделяемую торпеду с боевым зарядом. Развиваемая скорость аппарата достигай четырех узлов, и при движении колпак водителя возвышался над водой. Впервые немцы применили такие торпеды в Ла-Манше в ночь с 5 на 6 июля, потопив два тральщика. В следующую ночь они предприняли новую атаку на британские корабли с участием 21 «негера».

В крейсер Dragon попала торпеда, выпущенная унтер-офицером К.Поттхастом (Karl Potthast). Взрыв произошел по левому борту на уровне между дымовыми трубами. На крейсере сначала решили, что корабль напоролся на мину: именно такое сообщение было передано в 5.01 флажным сигналом на крейсер Emerald для передачи на штабной корабль. Воспользоваться своей новой радиоаппаратурой польские моряки не могли, поскольку в помещении радиорубки и в погребе боезапаса 152-мм орудия №3 по левому борту вспыхнули пожары. Первый из них был потушен спустя шесть минут, а для тушения второго пришлось использовать затопление. Но это были далеко не худшие последствия торпедного взрыва. Врывавшаяся через пробоину в борту вода поступала в оба машинных отделения, а в офицерские каюты начала просачиваться нефть из пробитых топливных цистерн. В результате обширных затоплений крейсер получил видимый крен на левый борт, поэтому для его уменьшения пришлось сначала развернуть стволы 152-мм артиллерийских установок на правый борт, а затем, поскольку крен продолжал возрастать, затопить балластные цистерны правого борта котельного отделения №1.

Спустя некоторое время удалось запустить находившиеся в носовой части корабля двигатели дизельных помп, и вскоре крен уменьшился с 9° до 2,5°, но корма продолжала погружаться в воду. Для ее облегчения были частично выброшены за борт снаряды из кормовых артиллерийских погребов и все глубинные бомбы из бомбосбрасывателя после снятия с них детонаторов, а также спущены на воду плавсредства.

Одновременно с мероприятиями по борьбе за живучесть корабля проводилось спасение раненых, которое затруднялось тем, что большинство люков в районе взрыва оказались заклиненными, а трапы либо разбитыми, либо заваленными обломками. Поэтому пятерых раненых из машинного отделения пришлось вытаскивать через возникший в результате взрыва разрыв палубы. Затем они были переправлены на американском моторном катере на польский эсминец Slazak.

Общее число раненых составило 14 человек, но одиннадцать из них впоследствии умерли. При взрыве погибли 26 членов экипажа крейсера, в том числе один офицер. С крейсера Emerald обнаружили в море тела еще трех польских моряков, которые после отдания им соответствующих воинских почестей также захоронили в море. Тела девяти убитых оставались в затопленных отсеках корабля.

Положение на крейсере к 5.20 утра 8 июля выглядело следующим образом: крен удалось окончательно выровнять, погружение кормы прекратилось, но вскоре начала прибывать вода в кормовом машинном отделении, которое до сих пор удавалось отстоять действием помп. Для дальнейшего облегчения корабля команда выгружала на подошедшие баржи оставшийся боезапас из кормовых артиллерийских погребов. А в 6.30, когда подошедший к крейсеру корвет Pennywort буксировал Dragon к отмели на участке Juno, удалось включить электрические помпы крейсера, и вскоре кормовое машинное отделение вновь было осушено.

Прибывший в 6.30 представитель спасательной службы британского флота предложил отбуксировать корабль на отмель в районе порта Gooseberry 4. Но при этом, вероятно, в результате увеличения корветом скорости буксировки, увеличилось поступление воды в корму, поэтому Pennywort в 7.35 сменил буксир Al Pequi-апсе, и уже в 7.47 оба корабля сели на мель в ожидании прилива. Вынужденная остановка была использована для окончания выгрузки боезапаса, откачки нефти из топливных цистерн и осушения котельного отделения №2.

Пользуясь приливом, в 9.50 продолжили буксировку крейсера, который в 12.30 был, наконец, пришвартован к концевому судну искусственного мола порта Gooseberry 4. Здесь моторными катерами были переправлены на берег все раненые и тела трех убитых. А когда в 19.00 начался отлив, был произведен осмотр повреждений корпуса. Оказалось, что на три метра ниже ватерлинии в левом борту корабля зияла пробоина размерами 15x5 метров, которая начиналась в четырех метрах в корму от носовой переборки машинного отделения №1. Над местом взрыва торпеды верхняя палуба вспучилась и треснула.

Тем не менее, операция по спасению крейсера Dragon продолжалась. К борту польского корабля пришвартовались три буксира со своими спасательными средствами. Работы продолжались и ночью, когда все еще находившийся в боевой готовности крейсер участвовал в отражении налета бомбардировочной авиации противника.

Однако на следующий день, 9 июля, было принято решение спасательные работы прекратить, а полузатопленный крейсер оставить на месте в качестве дополнительного элемента искусственного мола порта вторжения Mulberry под Арроманшем. В тот же день остававшиеся на корабле тела 23 погибших перенесли на американский охотник и захоронили в море. 10 июля большая часть польского экипажа была переправлена на американской десантной барже в Бичвуд Кэмп, а оставшиеся на корабле пять офицеров и 55 унтер-офицеров и нижних чинов занялись выгрузкой запасов провизии и демонтажем наиболее ценного оборудования и вооружения. Им на помощь из Портсмута прибыли три офицера и сто моряков британского флота. 14 июля удалось достать и захоронить в море тела еще двух погибших польских моряков, а на следующий день отправлена заупокойная месса по убитым, так и оставшимся в затопленном машинном отделении. После окончания работ на берег была свезена и остальная часть польского экипажа крейсера. Предпоследним 16 июля покинул борт крейсера Dragon командир корабля, командор Дзенисевич. Находившийся еще на крейсере провизор должен был сдать англичанам остававшееся имущество.

В тот же день крейсер был исключен из списков кораблей польского флота. Тем не менее, с целью не дать противнику информации об успешном применении им новейшего оружия, факт потери крейсера Dragon в результате действия человекоуправляемой торпеды замалчивался до 11 декабря 1944 года, когда британская пресса сообщила о том, что крейсер получил повреждения в ходе десантной операции у берегов Нормандии и впоследствии был использован в качестве составной части искусственного мола.

Работы по подъему затопленных у нормандского побережья кораблей начались лишь несколько лет спустя после окончания войны. Крейсер Dragon вместе с находившимся рядом судном Corcobs был поднят в начале 50-х годов, после чего продан на металл.

Следующим, девятнадцатым кораблем Королевского флота, носящим название Dragon, должен был стать один из эсминцев типа Daring, строившийся кораблестроительной компанией Yarrow в 1946-1953 годах. Однако еще в ходе строительства корабль был переименован в Decoy (в 1970 году продан Перу).