HMS Despatch

 

Заказ шести единиц третьей серии крейсеров типа D состоялся в марте 1918 года. Однако после заключения в ноябре того же года перемирия, положившего конец военным действиям Первой мировой войны, заказ на четыре корабля серии был аннулирован и в дальнейшем достраивались только оставшиеся две единицы. Одна из них была заложена на верфи компании Fairfield S&E Со в Говэне, Глазго, 8 июля 1918 года. Наступивший мир не способствовал ускорению стапельных, а затем и достроечных работ, поэтому на воду новый легкий крейсер сошел более года спустя после закладки — 24 сентября 1919 года. Во время спусковой церемонии крейсер нарекли Despatch (англ. «Поспешный»): таким образом, он стал восемнадцатым с 1692 года кораблем Королевского флота, получившим это название. Затем спущенный на воду корабль был отбуксирован для достройки на казенную верфь в Четеме, которую покинул только два с половиной года спустя, весной 1922 года для проведения сдаточных испытаний. По окончании последних крейсер вошел в строй 15 (по другим данным, 30-го) июня. Ему был присвоен флажный позывной 30, и корабль получил назначение в 5-ю эскадру легких крейсеров Китайской станции. На Дальнем Востоке

Despatch прослужил до лета 1927 года, затем крейсер был возвращен в метрополию для проведения профилактических работ и освидетельствования. А в начале ноября он был назначен в 8-ю эскадру из состава Вест-Индской военно-морской станции в качестве флагманского корабля.

Осенью 1927 года в Адмиралтействе было принято решение о замене на заграничной службе обладавших низкими мореходными качествами и малой дальностью плавания крейсеров типа С имевшими более высокие характеристики крейсерами типа D. Прежде всего, должна была сменить корабельный состав самая «представительская» из эскадр Королевского флота, 8-я, корабли которой уже давно нуждались в ремонте. Первым подлежал замене флагманский корабль эскадры, легкий крейсер Calcutta. 4 декабря Calcutta прибыл в Четем для ремонта, и вскоре экипаж крейсера практически в полном составе перешел на новый флагманский корабль Вест-Индской эскадры — легкий крейсер Despatch. В командование крейсером вступил прежний командир крейсера Calcutta, в будущем знаменитый адмирал, а пока только кэптен, Э.Каннингхэм. Помимо исполнения основных обязанностей, Каннигхэм являлся также флаг-капитаном и начальником штаба командующего Американо-Вест-Индской станцией вице-адмирала У.Коуэна. 20 декабря Despatch с новым экипажем на борту отправился к новому месту службы.

На переходе крейсер не раз попадал в жесточайшие шторма. И первый же из них, который разразился в 400 милях к западу от Ушанта, выявил конструктивные недостатки кораблей этого типа и, прежде всего, слабость конструкции полубака, просевшего под каскадами ниспадавшей на него воды настолько, что его пришлось укреплять опорами от самого киля, Во время следующего шторма Despatch получил повреждения левого гребного винта, который, как оказалось впоследствии, заклинило смытым волной железным палубным рундуком. Поэтому остаток пути крейсер проделал на одной машине. Только на подходе к Бермудским островам 31 декабря удалось запустить и вторую машину после того, как рундук, очевидно, стряхнуло при движении корабля. По прибытии в Гамильтон Despatch был сразу же поставлен в док для исправления повреждений.

Согласно полученной в это время директиве Адмиралтейства, указывавшей на необходимость более частого «показа флага » у берегов Южной Америки, в новой зоне ответственности станции должны были постоянно находиться два крейсера, которые могли отлучаться на Бермудские острова только для участия в учениях. Однако вице-адмирал Корн решил совершить в начале 1928 года большой поход вдоль западного побережья Южной Америки силами всей эскадры. Поход начался в январе посещением Нассау (Багамы), Белиза (Британский Гондурас), Пуэрто-Барриоса (Гватемала) и Кингстона (Ямайка). Затем крейсера Despatch, Cairo, Capetown и Colombo перешли Панамским каналом в Тихий океан и направились на юг, посетив с визитами эквадорский порт Гуаякиль, перуанский Кальяо и чилийские Кокимбо, Вальпараисо и Антофа-гаста. После этого эскадра вновь вернулась в Атлантику Панамским каналом и после довольно продолжительной стоянки в венесуэльском порту Пуэрто-Кабельо направилась в базу, посетив по дороге острова Тринидад, Барбадос и Антигуа. На Бермуды корабли вернулись в апреле.

Поскольку свободных крейсеров типа D в распоряжении Адмиралтейства было совсем немного, замена корабельного состава Вест-Индской станции проходила очень медленно. Сначала в мае 1928 года на смену крейсеру Cairo прибыл Dauntless, который месяц спустя потерпел аварию на камнях в районе Галифакса. Прервав представительский поход, 12 июля флагманский Despatch принимал участие в операции по снятию поврежденного крейсера с камней, после чего последний ушел в метрополию для ремонта. Поэтому Cairo заменил только пришедший в августе крейсер Durban. Летом 1928 года произошла также смена командования станции, а в конце года прибывший на Бермудские острова крейсер Delhi сменил в составе эскадры легкий крейсер Capetown, а в качестве флагманского корабля — крейсер Despatch. Последним из крейсеров типа С оставил Карибский бассейн в конце 1929 года крейсер Colombo.

Despatch служил в 8-й эскадре до лета 1931 года, после чего вернулся в метрополию и был выведен в резерв. Начавшийся ремонт корабля длился до начала 1933 года, когда, наконец, 3 февраля 1933 года он получил новое назначение — в 3-ю крейсерскую эскадру Средиземноморского флота. В этот период британский Средиземноморский флот, которым командовал адмирал У.Фишер (C-in-C Mediterranean Fleet Admiral Sir William Fisher), находился в зените своего могущества, насчитывая в своем составе десятки кораблей. Причем вся эта грозная сила вовсе не находилась в праздном бездействии в главной базе на Мальте, поскольку эскадры и соединения флота часто выходили в море для проведения плановых стрельб и участия в маневрах. И хотя 3-ю эскадру составляли четыре уже устаревших к тому времени крейсера типа D, использовались они не менее активно.

Летом 1935 года, незадолго до начала абиссинского кризиса, Despatch стал флагманским кораблем командующего флотилиями эсминцев Средиземноморского флота контр-адмирала Э.Каннингхэма, который перенес на него свой флаг с крейсера Coventry. Вместе с основными силами флота в сентябре 1935 года крейсер перешел в ставшую временно главной базой Александрию. Некоторое время спустя Каннингхэм посчитал, что старый крейсер Despatch тоже слишком тихоходен для того, чтобы быть его флагманским кораблем, и перенес свой флаг на новенький легкий крейсер Galatea, недавно вступивший в строй и вместе с другими кораблями прибывший в Александрию в качестве подкреплений. Despatch базировался на Александрию до июля 1936 года, вернувшись на Мальту только после отмены связанной с абиссинским конфликтом боевой готовности флота. В следующем году крейсер был отозван в метрополию и 24 ноября 1937 года вышел с Мальты. До начала войны корабль находился в составе резерва, изредка привлекаясь для проведения учебных походов.

В начальный период войны крейсер Despatch вновь нес службу в 8-й крейсерской эскадре Вест-Индской станции, но в конце 1939 года был переведен в 9-ю эскадру крейсеров из состава Южно-Атлантической станции. Первый приз в проводившейся с начала войны охоте на немецкие торговые суда крейсер захватил в чилийских водах 5 декабря, принудив к сдаче в районе Пунта-Кальдера грузовой пароход Dus-seldorf (4930 брт). 2 марта 1940 года Despatch настиг у голландского острова Аруба в Карибском море (у северного побережья Венесуэлы) одно из двух пытавшихся уйти в порты Германии немецких судов, фрахтовый пароход Troja (2390 брт). Однако захватить корабль не удалось, поскольку он был затоплен командой.

В ноябре 1940 года крейсер Despatch был временно направлен в состав гибралтарского Соединения Н, которым в этом месяце была предпринята очередная попытка доставки самолетов на Мальту. Как и в августе, когда в подобных действиях Force H участвовал крейсер Delhi, операция White началась 15 ноября выходом из Гибралтара соединения адмирала Сомервилла в составе линейного крейсера Renown, авианосца Ark Royal, легких крейсеров Despatch и Sheffield и восьми эсминцев. Самолеты для острова доставлялись авианосцем Argus, вышедшим в сопровождении соединения на позицию к юго-востоку от Сардинии. Из-за внезапно ухудшившейся на маршруте перелета погоды из стартовавших с авианосца двенадцати «харрикейнов» и двух «скуа» до острова долетели только пять машин. Плохие погодные условия также стали причиной отказа от нанесения удара палубной авиации Ark Royal по аэродрому в Алгеро на Сардинии.

Несколько дней спустя Despatch в составе гибралтарского соединения (Force В) принял участие в операции Collar — первой попытке провести конвой из Гибралтара в Александрию. В ходе операции 27 ноября произошел бой у мыса Теулада. Боевое соприкосновение с итальянскими крейсерами было недолгим и не принесло видимого успеха ни одной из сторон. Но по результатам операции (транспорты достигли портов назначения, несмотря на все усилия итальянцев помешать движению конвоя) она, несомненно, стала успехом британского флота.

В дальнейшем Despatch вновь вернулся в состав 9-й эскадры. 16 августа 1941 года к северо-востоку от устья Амазонки крейсером, действовавшим совместно с вспомогательным крейсером Pretoria Castle, был остановлен немецкий пароход Norderney (3667 брт), который также был затоплен командой.

С начала 1942 года военная и политическая ситуация в Южной Атлантике кардинально изменилась. Многие южноамериканские государства, прежде строго придерживавшиеся своего нейтрального статуса, теперь были готовы предоставить в распоряжение британского флота свои гавани. Однако вступление в войну США позволило направить на защиту коммуникаций морскую мощь нового союзника Великобритании. 20 февраля вся западная часть Южной Атлантики до 40-й параллели перешла под контроль американского флота, и большая часть британских кораблей вскоре была отозвана из этого района. Адмиралтейство оставило здесь лишь два старых легких крейсера — Despatch и Diomede, которые вошли в состав американского оперативного соединения.

Весной 1942 года крейсер ходил в метрополию для ремонта, который проводился на Портсмутской верфи, затем продолжал служить в Южной Атлантике до октября 1943 года. В этом месяце Despatch вновь прибыл в Портсмут, где в течение следующих шести месяцев переоборудовался в зенитную плавбатарею, затем совместно с другими кораблями прошел подготовку к участию в операции Neptune в Нор-ской базе. В мае 1944 года Despatch в качестве штабного корабля вошел в состав эскортной группы, которая должна была действовать на английском участке высадки Gold. В группу, помимо переоборудованного в плавбатарею крейсера, входили легкие крейсера Ceres и Capetown, а также большое количество эсминцев и эскортных кораблей. В ходе начавшейся 6 июня операции по высадке союзных войск в Нормандии Despatch неоднократно участвовал в отражении налетов германской авиации на корабли сил вторжения и служил в качестве плавбазы эскортных кораблей.

В 1945 году Despatch вывели в резерв. Затем в течение года корабль использовался в качестве плавучей казармы, а 5 апреля 1946 года старый крейсер был передан BISCO для продажи на слом. Уже месяц спустя, 5 мая, Despatch завершил свой последний поход, прибыв на верфь компании Аг-nott Young в Труне для разборки.