HMS Emerald

 

Заказ трех легких крейсеров типа Е состоялся 7 марта 1918 года. Один из них был заложен на верфи компании Armstrong в Уокере 23 сентября того же года, и после продолжительного стапельного периода, длившегося почти двадцать месяцев, сошел на воду 19 мая 1920 года. Во время спусковой церемонии корабль получил название Emerald, став двенадцатым с 1762 года «Изумрудом» (emerald — англ, «изумруд») в составе Королевского флота (Непосредственными предшественниками легкого крейсера типа Е являлись 51-пушечный парусный фрегат водоизмещением 3503 т, находившийся в составе флота с 1856 по 1869 год, и парусно-винтовой корвет, построенный верфью в Пемброке в 1876 году (2120 т, 2170 л.с., 13,87 уз., 12 дулънозарядных 64-фунт. орудий) и проданный на слом в 1906 году). Вскоре после спуска на воду корабль отбуксировали для достройки на государственную верфь в Четеме. Достроечные работы велись столь же неспешно, поэтому они затянулись еще на пять с половиной лет. Наконец, 15 января 1926 года крейсер вошел в строй, получив флажный позывной 1.66 и назначение в 4-ю эскадру крейсеров Ост-Индской военно-морской станции. В составе 4-й эскадры Emerald прослужил большую часть времени до начала Второй мировой войны. Флагманским кораблем эскадры до 1932 года был крейсер Effingham (типа Hawkins, главное вооружение из семи 190-мм орудий, максимальная скорость 30,5 узлов), а полгода спустя в ее состав вошел и однотипный с «Изумрудом» крейсер Enterprise. Вместе эти три корабля составляли крейсерский отряд, обладавший высокими скоростными качествами. За период службы в водах Индийского океана крейсер Emerald отлучался из состава эскадры четырежды. Три раза он ходил в метрополию для ремонта: в 1928 и 1931 годах работы проводились на верфи в Девонпорте, а в 1933 году — в Четеме. Причем в последнем случае по прибытии в отечественные воды 15 июля 1933 года крейсер был зачислен в состав резерва и вновь получил направление в ост-индскую эскадру только через год, 31 августа 1934 года, после окончания ремонтно-модернизационых работ и переосвидетельствования. И, наконец, в сентябре 1935 года в связи с абиссинским кризисом Emerald совместно с новым флагманским кораблем 4-й эскадры, тяжелым крейсером Norfolk, и легким крейсером Colombo перевели в Средиземное море, где с начала октября они базировались на Хайфу (по другим данным, Emerald и Colombo базировались на Порт-Саид). Корабли вернулись на Цейлон только в июле 1936 года после отмены боевой готовности флота.

В мае 1937 года Emerald и другие корабли станции совершили ряд представительских визитов в различные регионы и на острова акватории Индийского океана в связи с проходившими там торжествами по случаю коронации короля Георга VI.

Три месяца спустя, в сентябре 1937 года, Emerald был сменен в составе 4-й эскадры пришедшим в Коломбо легким крейсером Liverpool. Тем не менее, в отечественные воды корабль отправился не сразу. Вместе с вернувшимся из метрополии после ремонта флагманским крейсером Norfolk и числившимся в 5-й крейсерской эскадре Дальневосточного флота тяжелым крейсером Dorsetshire 4 января 1938 года Emerald был направлен из Калькутты в Сингапур для участия в флотских маневрах, продолжавшихся до апреля и носивших, в основном, оборонительный характер. Лишь по возвращении с учений крейсер ушел в Англию. Здесь его ожидал ремонт на верфи в Четеме, затем Emerald был выведен в резерв и до лета 1939 года использовался в качестве учебного корабля.

Возвращение крейсера в строй состоялось уже перед войной, 31 июля 1939 года. Emerald зачислили в состав 12-й крейсерской эскадры и месяц спустя, пройдя курс обучения экипажа, крейсер присоединился к кораблям 7-й и 12-й эскадр, базировавшимся на Скапа-Флоу. 6 сентября было закончено формирование сил Северного патруля, в состав которого вошли и корабли обеих эскадр, и 7 сентября началось патрулирование проливов между Исландией и Шетландскими островами с целью не допустить вероятного прорыва в Атлантику рейдерских сил противника, а также для перехвата возвращавшихся с началом войны в Германию немецких судов.

В начале октября Адмиралтейство получило информацию о действиях в Атлантике крупного рейдера противника (речь идет о «карманном» линкоре Admiral Graf Spec, вышедшем на атлантические коммуникации еще до начала войны и открывшем боевые действия 26 сентября). Незамедлительно началось формирование нескольких поисковых групп, в задачу которых входило усиление охраны главных коммуникационных линий, поиск и уничтожение рейдера. Крейсера Emerald и Enterprise, обладавшие достаточной автономностью, были выведены из состава Северного патруля и первоначально назначались для действий в составе одной из поисковых групп, но затем их решили использовать для конвойной службы на линии Галифакс - Британские острова (Halifax Convoys). Однако в первом рейсе в Галифакс, который крейсер совершил 7-16 октября совместно с линкорами Resolution, Revenge и легкими крейсерами Enterprise и Caradoc, Emerald использовался в качестве транспорта. А перевозимый крейсером и другими кораблями конвоя ценный груз являлся золотым запасом британского Имперского банка. Впоследствии крейсер использовался для перевозки золота неоднократно: так, следующий такой рейс был выполнен в январе 1940 года. Всего же, суммируя итоги длившегося с октября 1939 по август 1940 года «золотого» периода службы крейсера Emerald, на его борту из Англии в Канаду было переправлено золотых слитков на сумму 58 миллионов фунтов стерлингов.

Не менее активной была и эскортная служба крейсера. В декабре 1939 года Emerald сопровождал войсковой конвой ТС.1, доставивший на Британские острова контингент канадских войск. В качестве войсковых транспортов служили бывшие пассажирские лайнеры Aquitania, Empress of Australia, Empress of Britain, Duchess of Bedford и Monarch of Bermuda. По прибытии в метрополию крейсер некоторое время находился на верфи в Портсмуте, где исправлялись мелкие повреждения и дефекты. Затем в январе 1940 года последовали очередной «золотой» рейс в Галифакс и обратный, эскортный, в ходе которого Emerald конвоировал в метрополию бывший лайнер Duchess of Richmond с канадскими войсками на борту.

Следующее полгода Emerald сопровождал конвои на маршрутах Британские острова - Галифакс - Бермудские острова, а 10 июня 1940 года крейсер эскортировал транспорт Empress of Australia, доставивший из Галифакса в Исландию тысячу канадских солдат. Затем в связи с угрозой вторжения германских войск на Британские острова корабль был переведен в воды метрополии, где действовал в составе сил командования Западных Подходов (Western Approaches Command).

Основное беспокойство британскому командованию в этом районе доставляли базировавшиеся на Брест эсминцы 5-й флотилии капитана-цур-зее Бея, постоянно нарушавшие прибрежные коммуникации и производившие частые минные постановки у юго-западного побережья Англии. Emerald приходилось не раз выходить в море для поиска и перехвата этих немецких кораблей. Так, 29 сентября 1940 года крейсер совместно с четырьмя эсминцами (британские Broke и Velox и польские Blyskawica и Garland) был направлен на поиски двух немецких эсминцев, замеченных в районе островов Силли. Несмотря на то, что к ведшемуся около двух суток поиску впоследствии были подключены и другие британские корабли, противник обнаружен не был.

В дальнейшем для противодействия германским эсминцам англичанами было сформировано Соединение F в составе легких крейсеров Newcastle, Emerald и 5-й флотилии эсминцев кэптена Л.Маунтбэттена (Captain Louis, Earl Mo-untbatten). Первое столкновение с противником произошло 17 октября. В этот день эсминцы Hans Lodi, Karl Galster, Friedrich Ihn и Erich Steinbrinck предприняли рейд к Бристольскому заливу. В районе мыса Лэндс-Энд (западная оконечность полуострова Корнуолл) их обнаружила воздушная разведка RAF, и вскоре у островов Силли они столкнулись с превосходящими силами англичан. Бой начался около 17.00, когда Newcastle открыл огонь с предельной дистанции, и немецкие корабли бросились врассыпную, начав отход на полной скорости. Составлявшие вооружение крейсера Emerald шестидюймовки более ранней модификации не имели достаточного угла возвышения и поэтому вступили в дело только полчаса спустя, когда дистанция до преследуемых эсминцев несколько сократилась. Немцы открыли ответный огонь спустя еще час, а в 19.00 выпустили торпеды. Торпедная атака совпала с воздушной: на шедший впереди Newcastle сбросил бомбы одиночный бомбардировщик Do-lTZ, после чего англичане прекратили преследование, а немцы беспрепятственно ушли в Брест.

В ходе проводившейся 11 октября под кодовым названием Medium операции по обстрелу британскими кораблями французского порта Шербур, Emerald совместно с семью эсминцами входил в состав эскорта линейного корабля Revenge. Группу прикрытия составляли легкие крейсера Newcastle, Cardiff и шесть эсминцев. Поставленные перед соединением задачи были с успехом выполнены, в то время как немецкие береговые батареи, отвлекаемые налетами английской авиации, не смогли воспрепятствовать обстрелу портовых сооружений и находившихся в гавани Шербура судов.

В конце 1940 года Emerald вновь прибыл на верфь для ремонта — на сей раз работы велись в Девонпорте. Но при выходе из дока в январе 1941 года крейсер навалился на причальную стенку и был вынужден опять стать в док для исправления новых повреждений.

По окончании ремонтных работ Emerald был направлен в Индийский океан для сопровождения конвоев, следовавших на Средний Восток вокруг мыса Доброй Надежды. К месту службы крейсер отправился в составе эскорта очень важного для англичан войскового конвоя WS.5B (20 войсковых транспортов, из которых 11 имели водоизмещение от 17000 до 27000 тонн), с которым и прибыл в начале февраля 1941 года в Кейптаун. Здесь, после передачи конвоя кораблям другой эскортной группы, Emerald тут же был задействован в операции Canvas по занятию портов Итальянского Сомали Кисимайо и Могадишо.

После взятия 14 февраля Кисимайо крейсеру довелось участвовать в дальнейшей проводке ближневосточного войскового конвоя WS.5B, который 15 февраля вышел из Дурбана в Момбасу в сопровождении крейсеров Australia и Emerald. 21 февраля у Момбасы в эскорт конвоя вступил тяжелый крейсер Hawkins, в то время как Emerald с пятью транспортами конвоя WS.5BX направился в Бомбей. Однако утром 22 февраля бортовым разведчиком крейсера Glasgow в районе Сейшельских островов был обнаружен германский «карманный» линкор Admiral Scheer, действовавший в Индийском океане с начала февраля. В этот момент в море находились два важных войсковых конвоя, причем один из них, WS.5B, только прошел экватор и направлялся к Адену, находясь в опасной близости к рейдеру. Это заставило командующего Ост-Индской станцией вице-адмирала Р.Литэма (Vice-Admiral Ralf Leatham) направить на перехват «карманного» линкора все наличные силы, а также выделить из состава охранения обоих конвоев тяжелые крейсера Australia, Hawkins и легкий крейсер Emerald. Для участия в поисковой операции из Момбасы вышли авианосец Hermes и легкий крейсер Capetown, а от мыса Доброй Надежды направились на север тяжелые крейсера Canberra и Shropshire, по приказу Адмиралтейства прервавшие выполнение своих задач и направленные в район обнаружения рейдера. Но из-за больших расстояний для полного сосредоточения этих сил требовалось довольно длительное время, а с наступлением темноты крейсер Glasgow потерял контакт с германским кораблем, которому удалось уйти от преследования и впоследствии, обогнув мыс Доброй Надежды, затеряться в Атлантике. Поиски рейдера продолжались до 24 февраля, после чего задействованные в них корабли вернулись к выполнению прерванных задач. Крейсер Emerald, приведя транспорты конвоя WS.5BX в Бомбей, вошел в состав британского Восточного флота.

В дальнейшем крейсер эскортировал войсковые конвои ВМ.4 и ВМ.5, перевозившие контингента индийских войск в Сингапур. Маршрут конвоев проходил через Тринкомали, Коломбо и Карачи. 10 апреля, во время стоянки в Карачи, Emerald в срочном порядке был направлен в Персидский залив, к берегам Ирака, где 3-4 апреля 1941 года сторонники профашистского иракского лидера Рашида Аль-Гаилани (Ras-hid El-Gailani) совершили государственный переворот. Для подавления мятежа требовались войска — ив Басру был перенацелен шедший в Малайю в сопровождении австралийского шлюпа Yarra конвой ВМ.7 (восемь транспортов с индийской пехотной бригадой и артиллерийским парком). По дороге эскорт конвоя усилили индийские шлюпы Falmouth и Lawrence. 18 апреля к Басре прибыли также легкие крейсера Leander (под флагом вице-адмирала Литэма) и Emerald, тральщик Sea-belle, канонерская лодка Cockchafer и транспорт с четырьмя сотнями десантников на борту. Высадка войск состоялась на следующий день. Крейсер Emerald оставался в водах Персидского залива, базируясь на Басру и действуя вместе со шлюпом Yarra в качестве группы поддержки войск, до 1 июня 1941 года, когда путч в Ираке, наконец, был подавлен.

После кратковременного пребывания в Бомбее и Коломбо крейсер был направлен в Сингапур. При проходе Малак-кским проливом 15 июня произошло столкновение с крейсером Dauntless, в результате чего Emerald получил доволь-

но серьезные повреждения. Часть отсеков была затоплена, в том числе, носовое машинное отделение. При столкновении погибли 14 членов экипажа крейсера, пятеро получили ранения. Ремонтные работы велись в Сингапуре и продолжались до августа, после чего крейсер в составе вновь сформированного из кораблей Восточного флота Соединения V оперировал против кораблей вишистской Франции в районе Сейшельских островов, а с ноября 1941 года нес конвойную службу на маршруте Дурбан-Аден.

В результате развязанной Японией в декабре 1941 года войны на Тихом океане возникла угроза тихоокеанским владениям Великобритании. К началу 1942 года опасность нависла и над Цейлоном, потеря которого могла окончательно подорвать британские стратегические позиции на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке. Необходимость формирования сильного флота в Индийском океане стала очевидной, заставив Адмиралтейство принять все возможные меры по решению этой задачи. 21 января 1942 года крейсер Emerald прибыл в Коломбо, сменив в качестве флагманского корабля Восточного флота легкий крейсер Dragon, действовавший в составе эскортной группы, базировавшейся на Сингапур. 12 марта крейсер участвовал в спасении девяти членов экипажа брига Lakshima Gonda, торпедированного японской подводной лодкой. Затем Emerald совместно с тяжелым крейсером Dorsetshire некоторое время патрулировал цейлонские воды, а 25 марта был зачислен в 4-ю эскадру крейсеров. С прибытием нового командующего флотом, вице-адмирала Дж.Сомервилла, Emerald вместе с голландским легким крейсером Jacob van Heemskerck прибыл 30 марта на атолл Адду в группе Мальдивских островов, а затем вошел в состав так называемой «быстроходной группы» (Fast Group) или Соединения А Восточного флота.

В ходе рейда в Индийский океан японских соединений адмиралов Т.Нагумо и Дж.Одзавы, нанесших в начале апреля бомбовые удары по Цейлону, флот Сомервилла понес чувствительные потери. В условиях японского господства в восточной части Индийского океана Цейлон больше не мог служить в качестве надежной базы флота, поэтому командующий направил Соединение А для базирования в Бомбей, где крейсер Emerald вскоре получил направление в 3-ю эскадру линейных кораблей (3-rd Battle Squadron), базировавшуюся на Момбасу. Находясь в составе этой эскадры, крейсер некоторое время использовался для эскортной службы, патрулирования и поиска немецких рейдеров, а в июне прибыл в Портсмут для ремонта.

Начавшись в августе 1942 года, ремонтные работы на крейсере закончились только в апреле 1943 года. С 7 мая Emerald базировался на Скапа-Флоу, где экипаж крейсера проходил курс обучения, а затем эскортировал конвои, направлявшиеся в Средиземное море, пока вновь не был направлен для службы в Индийский океан. К месту назначения крейсер прибыл в составе эскорта следовавшего в Саймонс-таун конвоя, затем некоторое время входил в состав 5-й крейсерской эскадры Восточного флота, а в конце 1943 года был определен в эскортную группу 4-й крейсерской эскадры. В эту группу помимо Emerald входили такие же старые корабли — тяжелый крейсер Hawkins и легкий Danae.

В марте 1944 года, как и другие корабли эскортной группы, Emerald получил приказ возвращаться в метрополию и 13 марта вышел из Тринкомали. На переходе крейсеру пришлось участвовать в спасательной операции: на сей раз была спасена команда торпедированного японской подводной лодкой парохода Nancy Moller. В отечественные воды крейсер прибыл в апреле, в мае прошел доковый контроль в Розайте и был определен сначала в 1-ю, а затем в 10-ю крейсерскую эскадру вице-адмирала Барнетта. Кораблям этой эскадры предстояло обеспечивать огневую поддержку войск в ходе планировавшейся операции по высадке союзных сил в Нормандии.

В 15.30 утра 6 июня 1944 года крейсер Emerald, входивший в состав группы «К» артиллерийской поддержки участка высадки «Голд» (Gold Beach Bombardment Force К), занимал огневую позицию в секторе своего участка, между легкими крейсерами Argonaut и Orion. Артиллерийская подготовка была начата кораблями группы <<К» в 6.45 и продолжалась до 7.25, когда на участке «Гоулд» началась высадка подразделений английской 50-й пехотной дивизии генерал-майора Д. Грэхэма. В ходе артподготовки крейсер Emerald вел огонь по береговой батарее из четырех 105-мм орудий, находившейся в районе Арроманша. Батарея была подавлена, но в течение дня крейсеру приходилось еще несколько раз возобновлять ее обстрел, поскольку по мере того, как десантные подразделения продвигались в глубь побережья, ее орудия время от времени «оживали».

На следующий день, 7 июня, Emerald получил незначительные повреждения в ходе авианалета, но продолжал участвовать в действиях флота у нормандского побережья до середины июля. Затем до конца августа корабль проходил необходимый ремонт.

В дальнейшем старый крейсер намеревались передать канадскому флоту (Royal Canadian Navy RCN) в качестве учебного корабля, но к началу 1945 года от этих планов отказались, и в январе Emerald вывели в резерв. Год спустя крейсер прошел доковый контроль и вновь оказался в резерве. В сентябре 1946 года (по другим данным, в 1947 году) Emerald был переоборудован в корабль-цель. В результате многочисленных повреждений, полученных в ходе артиллерийских учений флота, проходивших в октябре 1947 года в заливе Кэймз, Ротсей (Kames Bay, Rothesay), 24 октября крейсер сел на дно и находился в полузатопленном состоянии до 9 июня 1948 года. В этот день корабль подняли и отвели в док для осмотра. Вскоре Emerald был передан в распоряжение BISCO, которая и продала корабль на металл 23 июня 1948 года. 5 июля того же года легкий крейсер Emerald прибыл на верфь компании Arnott Young в Труне (Тго-оп). Разделочные работы на крейсере начались 23 июля.