HMS Enterprise

 

Второй и последний из построенных крейсеров типа Е был заказан верфи компании John Brown S&E Works Co., Ltd в Клайдбэнк (Clydebank, Glasgow). Крейсер был заложен на три месяца раньше головного корабля, 28 июня 1918 года, а при спуске на воду, состоявшемся 23 декабря 1919 года, опережал последний почти на полгода. Достройка пятнадцатого с 1709 года Enterprise (Непосредственными предшественниками легкого крейсера типа Е являлись 51-пушечный парусный фрегат водоизмещением 3503 т, находившийся в составе флота с 1856 по 1869 год, и парусно-винтовой корвет, построенный верфью в Пемброке в 1876 году (2120 т, 2170 л.с., 13,87 уз., 12 дулънозарядных 64-фунт. орудий) и проданный на слом в 1906 годуВ следующем, 1927 году в связи с беспорядками в Шанхае крейсер был направлен в состав 5-й крейсерской эскадры Китайской станции. В 1928 году легкие крейсера эскадры начали заменять прибывавшими из метрополии «вашингтонскими» крейсерами, и Enterprise, прослужив в дальневосточных водах чуть более года, отправился в метрополию для проведения докового контроля и переосвидетельствования. После прохождения всех необходимых процедур осенью 1928 года крейсер вновь получил назначение в 4-ю крейсерскую эскадру). Королевского флота также велась на казенной верфи, в Девонпорте, и так же неспешно, поэтому корабль вошел в строй лишь шесть с лишним лет спустя, 7 апреля 1926 года. Период обучения экипажа крейсер Enterprise прошел в составе Атлантического флота и по его окончании получил направление в 4-ю эскадру крейсеров Ост-Индской станции!

В ноябре, когда Enterprise находился на пути к месту службы, в связи с тяжелой болезнью короля Георга V возникла необходимость срочного возвращения в Лондон наследника престола, Эдуарда, принца Уэльского (будущего короля Эдуарда VIII), который в это время совершал поездку по британским колониям в Африке. Для быстрейшей доставки принца в Европу, которую он должен был пересечь на поезде, требовался быстроходный корабль. Поэтому 27 ноября командир прибывшего в Аден крейсера Enterprise, кэптен Г. Прид-хэм-Уиппл (Captain Henry D.Pridham-Wippel, впоследствии боевой адмирал, а после войны — командующий Плимутским морским районом, см. Dragon), получил приказ следовать в Дар-эс-Салам, где его должен был ожидать принц Эдуард с сопровождавшими его лицами. Корабль вышел из Адена в 22.30, прибыв в Момбасу в 6.00 утра 1 декабря. Пополнив запасы топлива (было принято 1100 т нефти) и провизии, Enterprise в 14.00 ушел в Дар-эс-Салам, придя в этот порт в полночь. Его Королевское Высочество поднялся на борт крейсера в 10.00 2 декабря, и полчаса спустя корабль вышел в море. В Аден крейсер прибыл в 13.00 5 декабря и после заправки (1380 т) ушел в Суэц, откуда в 21.00 7 декабря принц отправился в Каир, а крейсеру предстояло пройти Суэцким каналом. График прохода по каналу был несколько нарушен из-за навигационной ошибки, допущенной капитаном шедшего впереди крейсера голландского судна Кег-tosono, вследствие чего Kertosono развернулся поперек канала, заблокировав движение. Время вынужденной стоянки (с 23.45 7 декабря до 8.00 8 декабря) командир крейсера использовал для проведения на корабле генеральной приборки.

В Порт-Саид крейсер прибыл в 16.00. Приняв 1240 т нефти, дождались прибытия на крейсер принца и его свиты, и в 22.00 8 декабря корабль вышел в Бриндизи. Прекрасные погодные условия позволили совершить этот последний переход на 30-узловом ходу. В Бриндизи корабль пришел в 11.30 10 декабря, а после полудня офицеры и команда крейсера построились на квартердеке для проводов Его Высочества. В прощальной речи принц поблагодарил кэптена Придхэм-Уиппла и команду за быстрый переход, пожелав приятного Рождества. Переход из Адена в Момбасу и Дар-эс-Салам и оттуда в Бриндизи был действительно совершен в рекордно короткое время: менее чем за две недели крейсер прошел около 11000 миль. Забегая вперед, следует заметить, что Enterprise и в дальнейшем неоднократно использовался для поездок высокопоставленных персон. Так, в феврале 1938 года крейсер доставил из Порт-Судана в Джедду принцессу Алису и лордов Этлона и Кембриджа, а месяц спустя перевез из Порт-Саида в Хайфу нового верховного комиссара Палестины сэра Гаролда Мак-Майкла. Очередной ремонт, сопряженный с модернизационными мероприятиями, проводился на крейсере с 4 июня 1934 года до ноября 1935 года, после чего последовало новое назначение корабля в состав Ост-Индской станции. В Коломбо Enterprise прибыл в январе 1936 года. С июня по декабрь 1937 года, в связи с уходом на ремонт в метрополию тяжелого крейсера Norfolk, крейсер Enterprise временно выполнял функции флагманского корабля станции, но еще в том же году был заменен в составе эскадры легким крейсером Manchester и вернулся в отечественные воды.

По прибытии в метрополию в марте 1938 года крейсер направили на верфь в Портсмуте, где корабль прошел переоборудование в войсковой транспорт. Потребность в этом возникла в связи с необходимостью доставки дополнительных воинских контингентов в Гонконг и Малайю. В качестве транспорта Enterprise использовался с апреля по июнь, затем прошел доковый контроль в Портсмуте и 30 сентября был выведен в резерв.

Крейсер Enterprise вновь вошел в строй лишь перед началом войны и в сентябре 1939 года находился в составе кораблей Северного патруля. В октябре совместно с крейсером Emerald направлен в Галифакс для охранения атлантических конвоев, следовавших в Англию. Участвовал в перевозках в Канаду золотых запасов британских банков, всего на борту крейсера было перевезено золотых слитков на сумму более десяти миллионов фунтов стерлингов. Кроме того, вероятно, в этот период команда крейсера была переукомплектована канадцами.

Конвойная служба часто сменялась поисково-патрульной, при этом корабли эскортной группы Галифакса оперировали в тесном взаимодействии с кораблями Вест-Индской станции, американской патрульной авиацией и кораблями Атлантического флота США. Тем не менее, и в этих условиях случались проколы. Так, в январе 1940 года крейсер Enterprise и американский патрульный самолет ошибочно идентифицировали как советское торговое судно и упустили германский фрахтовый пароход Consul Horn (8384 брт), который 7 января незамеченным проскочил сквозь блокадную линию британских и французских кораблей у Арубы. Месяц спустя сумевшему провести поисковые силы союзников «немцу» удалось добраться до берегов Норвегии.

В начале апреля 1940 года Enterprise был переведен в состав Флота метрополии в связи с начинавшейся кампанией в Норвегии. В течение двух последующих месяцев крейсер действовал в районе Нарвика в составе кораблей соединения командующего союзными силами в этом районе адмирала флота лорда Корка и Орери (Admiral of the Fleet Sir William Henry Boyl, Lord Cork and Orrery).

Вечером 19 апреля в районе Лофотенских островов спешившие к Харстаду корабли соединения подверглись атакам подводных лодок противника. Enterprise счастливо избежал торпедной атаки U.65 капитан-лейтенанта фон Стокхауза: выпущенная по крейсеру торпеда имела обычный для немецких торпед того периода дефект и взорвалась преждевременно, не причинив кораблю никакого вреда.

В ходе предпринятого 24 апреля наступления на занятый немецкими войсками Нарвик Enterprise совместно с линкором Warspite, легкими крейсерами Effingham (флагманский), Aurora и эсминцем Zulu обстреливал город, но от высадки десанта в этот день англичанам пришлось отказаться. Высадка штурмовых частей состоялась лишь в ночь с 12 на 13 мая после повторной бомбардировки Нарвика. Утром 13 мая крейсера Enterprise и Cairo, эсминец Hesperus, шлюп Fleetwood и войсковой транспорт Margot произвели в районе Мо высадку 820 гвардейцев Guards Brigade, которые должны были блокировать подходы к Нарвику с юга. В тот же день в Бьерквике (Герьянгс-фиорд, район Нарвика) при огневой поддержке крейсера Enterprise и пяти британских эсминцев с линкора Resolution, легких крейсеров Effingham и Aurora были высажены еще 1500 солдат французского Иностранного легиона. Если не считать ожесточенных налетов германской авиации, десантная операция прошла без осложнений.

Тем не менее, несмотря на ряд частных успехов, норвежская кампания закончилась для союзников неудачей. В начале июня, в ходе эвакуации союзных сил из Норвегии, Enterprise доставил в Англию 20 тонн золота (часть государственного золотого запаса Норвегии) и нескольких членов норвежского правительства.

После непродолжительного пребывания на ремонтной верфи в Девонпорте крейсер зачислили в состав вновь формировавшегося в Гибралтаре Соединения Н. Enterprise, выйдя из Скапа-Флоу 17 июня, прибыл к новому месту базирования 23 июня. Процесс формирования соединения завершился 28 июня прибытием в базу легкого крейсера Arethusa с командующим Force H вице-адмиралом Дж.Сомервиллом на борту.

Пять дней спустя Enterprise принял участие в операции Catapult, атаке на корабли французского флота, находившиеся в базе Мэрс-эль-Кебир. 8-9 июля крейсер в составе соединения действовал у берегов Калабрии. 23 июля авианосец Ark Royal в сопровождении легкого крейсера Enterprise и четырех эсминцев вышел из Гибралтара для проведения запланированной операции по нанесению бомбового удара по Бордо, но, в связи с ухудшением погодных условий в Бискайском заливе, от выполнения намеченного плана пришлось отказаться, и 26 июля корабли вернулись в Гибралтар. С 31 июля Enterprise был задействован в операции Hurry, налете на итальянский аэродром в Кальяри с одновременной доставкой самолетов на Мальту. Об этой операции, в ходе которой Enterprise совместно с крейсером Arethusa и эсминцами находился в составе эскорта авианосца Ark Royal, достаточно подробно рассказывалось выше, поэтому, очевидно, нет надобности останавливаться на этом еще раз.

В октябре 1940 года Enterprise был направлен для несения патрульно-эскортной службы в Южную Атлантику и вошел в состав южноамериканского дивизиона крейсеров, состоявшего также из тяжелого крейсера Hawkins и нескольких вспомогательных крейсеров. В это время кораблями Южно-Атлантической станции велся поиск германского рейдера Thor, действовавшего на коммуникационных линиях Ла-Плата - мыс Доброй Надежды и Ла-Плата -Фритаун. В поиске были задействованы крупные силы: линкор, шесть тяжелых и четыре легких крейсера, многочисленные вспомогательные крейсера. Долгое время поиск не приносил никаких результатов, и только 5 декабря произошла встреча рейдера с британским вспомогательным крейсером Carnarvon Castle. Последний был быстроходнее замаскированного под югославский пароход Vir корсара, но слабее вооружен и уступал противнику в дальности стрельбы. Это и обусловило неудачный для << британца » финал часового боя: Carnarvon Castle получил тяжелые повреждения и с трудом добрался до Монтевидео, в то время как Thor повреждений не имел. Получив донесение о бое, командующий южноамериканским дивизионом коммодор Ф.Пегрэм тотчас же вышел на борту крейсера Enterprise в район столкновения для поиска рейдера. 9 декабря к нему присоединился тяжелый крейсер Cumberland, а еще через неделю — только что прибывший из метрополии легкий крейсер Newcastle. Целью поиска кораблей дивизиона Пег-рэма являлся не только Thor, но и вышедший недавно на южно-атлантические коммуникации тяжелый крейсер Admiral Scheer. Однако и на сей раз поисковая операция британцев успеха не имела, поскольку Admiral Scheer до конца года оперировал севернее, a Thor ушел из района боя для ремонта в море и некоторое время боевых действий не вел. В январе 1941 года Enterprise перевели в Индийский океан, где в феврале крейсеру довелось наряду с проводкой конвоя WS.5B участвовать в операции по поиску сразу двух германских рейдеров — вспомогательного крейсера Atlantis (Schiff 16/Raider С, командир Бернхард Рогге) и тяжелого крейсера Admiral Scheer. Для их поиска командующий военно-морскими силами в Ост-Индии вице-адмирал Ральф Литэм сосредоточил в северо-западной части Индийского океана все находившиеся в его распоряжении силы: авианосец Hermes, тяжелые крейсера британский Shropshire и австралийские Australia и Canberra, легкие крейсера Enterprise, Emerald, Capetown, Glasgow и Ceres, а также новозеландский Leander. II, тем не менее, проводившиеся в течение нескольких дней поиски немецких кораблей закончились безрезультатно.

В апреле крейсер Enterprise совместно с авианосцем Hermes находился в готовности к участию в подавлении путча профашистских сил в Ираке. В конце месяца, когда потребовалась доставка подкреплений в Ирак, был сформирован второй войсковой конвой ВР.1, эскорт которого составили эти британские корабли. 28 апреля конвой благополучно прибыл в Персидский залив. Высадка войск состоялась на следующий день.

В дальнейшем Enterprise занимался рутинной конвойной службой в индийских водах, и начало войны в Тихом океане в декабре 1941 года застало крейсер за проводкой войскового транспорта, следовавшего в Сингапур и Рангун. В начале 1942 года Enterprise оперировал в ост-индских и австралийских водах, в феврале он участвовал в проводке войскового конвоя MS. 5, сменив у острова Рождества в составе его эскорта американский легкий крейсер Phoenix. Затем совместно с однотипным Emerald крейсер входил в состав Fast Group Восточного флота, вместе с кораблями которого 30 марта вышел в море для поиска сил противника. По получении известия о потоплении 5 апреля японской палубной авиацией тяжелых крейсеров Dorsetshire и Cornwall командующий флотом вице-адмирал Сомервилл направил Enterprise к месту гибели этих кораблей для спасения их экипажей. Крейсер и два эсминца прибыли на место трагедии вечером 6 апреля. 30 часов спустя после окончания японского налета из общей численности двух команд 1546 человек удалось спасти 1122 моряка, уцелевших после гибели своих кораблей и нападений акул.

После ухода японских ударных соединений из Бенгальского залива крейсер до осени 1942 года нес патрульную службу, а затем был направлен в метрополию для ремонта. Ремонтные ра.боты проводились на реке Клайд с декабря 1942 года до конца октября 1943 года. По их окончании Enterprise вошел в состав Флота метрополии и использовался для патрулирования и перехвата в Бискайском заливе судов-блокадопрорывателей, следовавших в страны Оси с ценными грузами стратегического сырья с Дальнего Востока. В этом качестве крейсер заменил потопленный германскими миноносцами 23 октября 1943 года при попытке перехвата бло-кадопрорывателя Munsterland легкий крейсер Charybdis.

Одна из операций перехвата началась 27 декабря. Утром этого дня патрульной летающей лодкой Short S25 Sunder-land в 500 милях к северо-западу от мыса Финистерре был обнаружен германский блокадопрорыватель Alsterufer (2729 брт), шедший в Бордо. На пути из Японии немецкому судну удалось пройти через все заслоны британских кораблей, и теперь оставалось преодолеть самый опасный район — Бискайский залив, Для его перехвата британским командованием были направлены легкие крейсера Enterprise и Glasgow, находившиеся на патрулировании в Атлантике, соответственно, в 200-300 милях к востоку и западу от места обнаружения немецкого судна. Им было приказано соединиться в 300 милях северо-западнее мыса Финистерре. Кроме того, для участия в поиске от острова Фаял в группе Азорских островов направлялся легкий крейсер Gambia, a из Гибралтара — легкий крейсер Penelope и быстроходный крейсер-минзаг Ariadne. Присоединиться к облаве могли также находившиеся на Азорах французские лидеры Le Fantasque и Le Malin.

Однако в 16.15 Alsterufer был подожжен ракетами (по другим данным, поражен двумя бомбами) атаковавшего его бомбардировщика Consolidated B-24 Liberator 311-й эскадрильи и затонул. А на следующий день в 9.20 утра американский патрульный «Либерейтор» обнаружил в 200 милях от места гибели Alsterufer соединение немецких кораблей. Это были вышедшие 27 декабря из Ле-Вердон в устье Жиронды и Бреста для встречи и сопровождения Alsterufer пять эсминцев типа Narvik 8-й флотилии и шесть миноносцев типа Elbing 4-й флотилии. Командовал соединением командир 8-й флотилии капитан-цур-зее Г.Эрдменгер, который не был оповещен о гибели блокадопрорывателя. В 10.18 соединение достигло намеченного места встречи с Alsterufer, и, не найдя ожидаемое судно и получив подтверждение факта его отсутствия с патрульного самолета Focke-Wulf FW-200 Condor, легло на обратный курс. Но около 13.00 к юго-западу от острова Уэссан немцы были настигнуты крейсерами Glasgow и Enterprise, направленными сюда британской авиаразведкой.

Встреча противников произошла в условиях сильного шторма, который не позволял германским кораблям развить скорость выше 24-29 узлов, в то время как высокобортные британские крейсера уверенно держали 32,5 узла. Таким образом, уклониться от боя и уйти немцы не могли: вероятно, это и стало главной причиной принятия Эрдменгером решения вступить в бой. Тем более, что, на первый взгляд, превосходство в огневой мощи было на стороне кораблей его соединения: 25 150-мм и 24 105-мм немецких орудий против 19 152-мм и 13 102-мм британских. Однако и здесь решающим фактором стали все те же погодные условия. Обладавшие большим водоизмещением крейсера представляли собой более стабильную артиллерийскую платформу, чем корабли миноносного класса, на которых перекатывавшиеся по палубе волны сбивали с ног орудийную прислугу, превращая ручное заряжание немецких орудий в серьезную проблему. Прекрасная немецкая оптика в этих условиях также становилась бесполезной, в то время как артиллерия британских крейсеров управлялась радарами. Наконец, из-за сильнейшего волнения моря миноносцы часто не были в состоянии использовать свои торпедные аппараты. К тому же, стрельба торпедами велась немцами с предельных дистанций, почему и была безрезультатной.

Бой велся немцами на отходе на восток, к берегам Франции. Британские легкие крейсера преследовали отходящего противника, приближаясь к нему с северо-запада. К 13.35 противники сблизились на дистанцию около десяти миль и спустя десять минут обменялись первыми артиллерийскими и торпедными залпами. Миноносцы, с трудом преодолевавшие волнение моря, огня не открывали, ограничившись постановкой дымовых завес. С британской стороны главную роль в бою сыграла более современная и скорострельная башенная артиллерия крейсера Glasgow, поскольку артиллерийские расчеты крейсера Enterprise в штормовых условиях также испытывали проблемы с ручным заряжанием, хотя и значительно меньшие, чем у немцев. Полчаса спустя после начала боя Эрдменгер разделил свои силы, очевидно, намереваясь подвергнуть противника перекрестной торпедной атаке. Англичане сосредоточили внимание на северной группе, которая состояла из флагманского эсминца Z27 и трех миноносцев — Т22, Т25 и Т26, и меткий огонь крейсера Glasgow в течение следующего получаса вывел из строя миноносцы Т25 и Т26. Затем крейсера погнались за кораблями южной группы, но, потеряв их из виду, повернули на северо-запад. Приказав крейсеру Enterprise добить поврежденные корабли противника, командир Glasgow кэптен Ч.Кларк (Captain C.P.Clarke) устремился за флагманским Z27.

Занявшись поиском подбитых Т26 и Т25, Enterprise обнаружил первый из них только после 16.00. Миноносец лишился хода и горел. Командир крейсера, кэптен Королевского Канадского флота Г.Грант (Captain RCN H.T.V. Grant), приказал добить его, и в 16.17 с дистанции 3000 метров в Т26 была выпущена торпеда, от взрыва которой миноносец затонул через три минуты. Т25 был найден в 16.35. Миноносец держался на плаву, машинная команда занималась устранением повреждений кормовой турбины и вскоре собиралась запустить ее. С дистанции 3000 метров Enterprise открыл огонь, на который немцы ответили стрельбой из зенитных автоматов, но дальнейшие попытки оказать сопротивление были прекращены торпедным выстрелом, поразившим немецкий корабль. Оставленный командой, он затонул около 17.00.

Тем временем Glasgow пустил на дно Z27, вместе с которым погиб и капитан-цур-зее Эрдменгер. Спасением команд потопленных кораблей занимались вернувшиеся к месту боя немецкие корабли южной группы, в то время как британские крейсера 29 декабря прибыли в Плимут. По дороге в базу они неоднократно подвергались атакам немецкой авиации, применявшей против них управляемые бомбы. Тем не менее, британские корабли отделались незначительными осколочными повреждениями от близких разрывов (по другим данным, Glasgow во время боя все же получил одно попадание 105-мм снаряда). Еще одним результатом этого боя, последнего большого сражения надводных кораблей в европейских водах, стал отказ германского командования от доставки стратегического сырья из Японии на грузовых судах: впредь оно доставлялось исключительно на подводных лодках.

Следующей операцией, в которой принял участие крейсер Enterprise, стала операция Overlord, высадка союзных войск в Нормандии. После новой модернизации, последовавшей в феврале 1944 года, Enterprise был зачислен в группу «А» артиллерийской поддержки участка высадки «Юта» (Utah Beach Bombardment Force А), находившуюся под командованием американского контр-адмирала Мортона Дэйо.

В состав группы, помимо старого крейсера, входили как американские (линкор Nevada, тяжелые крейсера Tuscaloosa и Quincy, семь эсминцев 20-го и 34-го дивизионов, два эскортных миноносца), так и британские корабли (монитор Erebus, тяжелый крейсер Hawkins и легкий Black Prince), a также голландская канонерская лодка Soemba. Именно мощному и точному огню корабельной артиллерии, обеспечившей подавление сопротивления немецких войск на участке Utah, американский 7-й армейский корпус генерала Брэдли обязан столь незначительными потерями, понесенными при высадке.

Согласно плану высадки на этом участке, составленному штабом генерала Брэдли и дополненному адмиралами Дэйо и Д.Муном, линейные корабли и крейсера в ходе артиллерийской подготовки должны были вести огонь с дистанции 60 кбт от береговой линии, эсминцы — с 2,5 кбт. Артподготовка, в ходе которой корабли вели беглый огонь по заранее намеченным пунктам и береговым батареям, должна была начаться за сорок минут до намеченного времени начала высадки (час «Ч»). Окончание артподготовки наступало по определенному сигналу — черной дымовой ракете, после чего огонь корабельной артиллерии переносился на фланги участков высадки. Поскольку маневрирование кораблей в узких протраленных фарватерах было невозможным, им предписывалось перед открытием контрбатарейного огня стать на якорь. Для корректировки контрбатарейной стрельбы использовались не тихоходные бортовые гидросамолеты, а британские скоростные истребители Su-permarine Spitfire и их палубный вариант Seafire, а также американские North American P-51 Mustang, действовавшие с английских береговых аэродромов.

В 1.40 6 июня 1944 года корабли группы артиллерийской поддержки «А» вошли в назначенные им протраленные фарватеры и стали на якорь. Артиллерийская подготовка была начата в 6.30 и закончена в 7.15, после чего крейсер Enterprise и эсминцы, занимавшие позиции ближе к берегу, обстреливали видимые цели и обеспечивали огневую поддержку по заявкам войск, в то время как другие корабли группы перенесли огонь на цели, расположенные к северу от плацдарма, в районе Сен-Васт-ла-Хуг. Начиная с часа «Ч», Enterprise израсходовал по немецким береговым укрепленным пунктам и батареям 145 шестидюймовых снарядов.

В ночь с 7 на 8 июня германская авиация совершила первый большой налет на стоянку кораблей у участка Utah. При этом крейсера Enterprise и Hawkins, не имевшие установок для постановки дымовой завесы, едва не были потоплены. В дальнейшем крейсер Enterprise, оставляя огневые позиции лишь для пополнения в Плимуте боезапаса, продолжал поддерживать наступление 7-го армейского корпуса до 15 июня, сделав по различным береговым целям около 4000 выстрелов. Спустя десять дней сухопутным войскам, наступавшим на Шербур, потребовалась поддержка корабельной артиллерии. В 4.30 25 июня группа огневой поддержки контр-адмирала Дэйо, которая после присоединения к ней американских линкоров Texas и Arkansas и английского крейсера Glasgow была преобразована в Оперативное соединение TF.129, вышла из Портленда, прибыв к Шербуру в 9.40. Тральщики 7-й американской эскадры и британской 4-й тральной флотилии немедленно приступили к подготовке подходных фарватеров для кораблей огневой поддержки, но после полудня были обстреляны батареей из четырех 155-мм орудий (цель «308»), расположенной в районе деревушки Керкевиль. В 12.44 адмирал Дэйо приказал крейсеру Glasgow открыть ответный огонь, к которому вскоре присоединились орудия главного калибра крейсера Enterprise. Когда в 12.51 и 12.55 Glasgow был дважды поражен немецкими снарядами и временно прекратил огонь, обстрел продолжал Enterprise. Вскоре командир крейсера кэптен Грант доложил адмиралу, что, по донесению самолета-корректировщика, два орудия батареи выведены из строя. Для нейтрализации оставшихся двух немецких орудий крейсеру потребовалось еще около получаса, и, когда в 14.40 Enterprise прекратил огонь, батарея молчала. Для ее «умиротворения» понадобилось 318 шестидюймовых снарядов. К концу дня проходы в минных полях были проделаны, на следующий день при огневой поддержке корабельной артиллерии начался штурм города, а 27 июня Шербур был занят частями 7-го армейского корпуса.

17 июля крейсер поддерживал наступление канадского 2-го армейского корпуса на Кан, 18 июля к нему присоединились монитор Roberts и легкий крейсер Mauritius. Enterprise действовал у нормандского побережья до осени, и даже процедура замены расстрелянных стволов шестидюймовых орудий проводилась на корабле поэтапно, для чего крейсеру пришлось в августе несколько раз сходить в Розайт.

В сентябре 1944 года крейсер прошел доковый контроль и был выведен в резерв. В дальнейшем его намеревались передать Королевскому флоту Канады в качестве учебного корабля. Однако, как и в случае с однотипным с ним Emerald, планы относительно дальнейшего использования крейсера вскоре изменились. В октябре корабль прошел переоборудование в быстроходный войсковой транспорт и в ноябре вышел в свой первый рейс в Индийский океан. До марта 1945 года Enterprise совершил несколько рейсов в Бомбей, Коломбо, затем снова в Бомбей, а в декабре 1945 года ходил в Саймонстаун (согласно части источников, в январе 1945 года корабль также выводился в резерв). По возвращении в отечественные воды 13 января 1946 года Enterprise вновь вывели в резерв в Портсмуте, затем он некоторое время находился в Розайте, а 11 апреля корабль был передан в распоряжение BISCO и вскоре продан на слом. 21 апреля 1946 года Enterprise завершил свой последний поход, прибыв на верфь Cashmore's Yard в Ньюпорте для разделки на металл.