Приложения

 

Приложение 1. Характер повреждений кораблей от торпедного оружия

 

Класс корабля

Наименование, страна

Дата

Причина повреждения

Масса заряда, кг

Характер и степень повреждений

Послед­ствия

Продолжительность гибели

Количество

пострадавших чел. %

Линейный корабль

«Triumph». Англия

25.05.1915

1 торпеда с герман­ской подводной лодки U21

200

Взрыв в средней части корабля от торпеды, второй — внутри корабля

Погиб

10 мин

78

10,6

Броненосный крейсер

«Prinz Adalbert», Германия

01.07.1915

1 торпеда с англий­ской подводной лодки Е-9

120

Взрыв под мостиком, пробоина диа­метром 2 м, проломано несколько переборок, затоплено несколько кочегарок, бортовой торпедный ап­парат. 1 артпогреб, центральный пост. Выведен из действия ПУАО, трюмный пост. Заклинен руль

Повреж­ден

 

10

1,67

Линейный корабль

«Marlborough», Англия

31.05.1916

1 торпеда, вероятно с германского крейсера «Wiesbaden»

200

Взрыв на правом борту под броневым поясом, пробита обшивка, внут­ри корабля пробита переборка уголь­ной ямы. Поврежден котел № 1. Вода распространилась по соседним коче­гаркам. От давления воды ночью пе­реборки сдавали. Затоплено отде­ление от 78 до 111 шпангоута Взрыв под броневым поясом.

Повреж­ден

 

 

 

Линейный крейсер

«Seydlitz». Германия

31.05.1916

1 торпеда с англий­ского эсминца «Petard»

232

Пробоина 15,24 м1, кусок наружной об­шивки массой 70 кг бросило внутрь и пробило несколько переборок об­щей толщиной 40 мм. Повреждена носовая электростанция. От сотря­сения лопнула правая турбина, отде­ление заполнилось паром. Принял 5300 т воды, но переборки давление выдержали

Повреж­ден

 

 

 

 

Класс корабля

Наименование, страна

Дата

Причина повреждения

Масса заряда, кг

Характер и степень повреждений

Послед­ствия

Продолжительность гибели

Количество пострадавших

чел. %

Броненосный крейсер

«Aboukir», 22.09.1914 Англия

1 терпела с герман­ской подводной лодки U9

112 ' Попадание в районе артиллерийских погребов

Погиб

25 мин 1 520

68,87

Броненосный крейсер

«Cressi», Англия

22.09.1914

2 торпеды с гер­манской подвод­ной лодки U9

112

Сильные разрушения, место неиз­вестно

Погиб

10 мин

567

75,13

Броненосный крейсер

«Hogue», Англия

22.09.1914

2 торпеды с гер­манской подвод­ной лодки U9

112

Сильные разрушения, место неиз­вестно

Погиб

10 мин

401

36,27

Крейсер

«Паллада», Россия

10.10.1914

2 торпеды с гер­манской подвод­ной лодки U26

200

Взрыв торпеды в средней часта ко­рабля и 2 — 3 взрыва по детонации

Погиб

1 мин

594

100

Крейсер

«Жемчуг», Россия

15.10.1914

2 торпеды с гер­манского крейсера «Emden»

112

Взрывы в носовом и кормовом пог­ребах, сдетонировавшие на боезапас

Погиб

7 мин

80

21,4

Канонерская

лодка

«Донец», Россия

16.10.1914

1 торпеда с турец­кого эсминца

100

Взрыв в левом борту в носовой части

Погиб

Несколь­ко минут

33

24,26

Заградитель

«Енисей», Россия

04.06.1915

1 торпеда с герман­ской подводной лодки U26

200

Взрыв в правом борту в районе кори­дора гребного вала, вода быстро за­топляла помещения

Погиб

5—7 мин

298

92,54

Эскадренный миноносец

«Казанец», Россия

28.10.1916

I торпеда с герман­ской подводной лодки

200

Взрыв в правом борту у средней тру­бы, корабль переломился пополам

Погиб

Несколь­ко минут

45

54,87

Транспорт

«Hesperian», Англия

04.09.1915

1 торпеда с герман­ской подводной лодки U20

200

Взрыв в правом борту в носовой части у 2-й угольной ямы. Повреж­дены машины, был взят на буксир. На волне оглавления воды перебор­ки сдали, был оставлен личным со­ставом

Погиб

10 ч 25 мин

 

 

 

Класс корабля

Наименование, страна

Дата

Причина повреждения

Масса заряда, кг

Характер и степень повреждений

Послед­ствия

Продолжительность гибели

Количество пострадавших, чел. %

Транспорт

«Патагония», Россия

28.09.1915

1 торпеда с герман­ской подводной лодки UB7

112

Взрыв в корме правого борта, про­бойка 7,4 м'. Затонул кормой, носо­вая часть осталась на плаву

Повреж­ден

-

-

Транспорт

№ 51 («Португаль»), Россия

30.03.1916

1 торпеда с герман­ской подводной лодки U33

200

Взрыв в левом борту между машин­ным и кочегарным отделениями. Судно переломилось пополам и быст­ро затонуло

Погиб

1 мин

96

 

Транспорт

«Джиоконда». Россия

20.08.1916

1 торпеда с герман­ской подводной лодки UB45

200

Взрыв в левом борту с пробоиной 8,53x2.74 м, выпучина по мидель-шпангоуту, повреждена машинная переборка. Затоплены 1-й и 4-й от­секи.

 

 

 

 

Тральщик

N° 4, Россия

05.11.1916

1 торпеда с герман­ской подводной лодки

200

Повреждения неизвестны

Погиб

1 мин

7

25,92

 

Приложение 2. Характер повреждений кораблей от минного оружия

 

Класс корабля

Наименование, страна

Дата

Причина повреждения

Масса заряда, кг

Характер и степень повреждений

Послед­ствия

Продолжительность гибели

Количество пострадавших, чел. %

Линейный корабль

«Audacious», Англия

27.09.1914

1 германская мина со вспомогатель­ного крейсера «Berlin»

112

Взрыв по левому борту позади ма­шинного отделения, но не затронул главных переборок. Повреждена ле­вая турбина. Вода распространялась по кораблю вследствие неисправ­ности люков и водонепроницаемых дверей, расположенных ниже ватер­линии. По мере затопления помещение корабля переборки сдавали и он тонул. В момент погружения ко­рабля в воду произошел взрыв

Погиб

12ч

 

 

Броненосный крейсер

«Friedrich Karl», Германия

15.11.1914

2 русских мины, поставленных полудивизионом особого назначения

96

Взрыв, вероятно, по правому борту, через пробоину внутрь корабля по­ступала вода. Повреждена антенна. Второй взрыв по правому борту вы­вел из строя левую главную машину и динамомашину. Ход уменьшился до 8 уз. Руль заклинило на 20" левого борта. Румпельное отделение зато­пило водой. Корабль принял 2300 т воды. Крен сначала увеличился на 14", затем дошел до 70°, и, наконец, корабль перевернулся и затонул

Погиб

5 ч 20 мин

 

 

Линейный крейсер

«Goeben», Германия

26.12.1914

2 русских мины, поставленных надводными за­градителями

96

Первый взрыв по правому борту в носовой части, пробоина — 50 м-'. второй взрыв по левому борту в кор­мовой части, пробоина — 64 м-'. Ко­рабль принял 600 т воды.

Повреж­ден

 

 

 

 

Класс корабля

Наименование, страна

Дата

Причина повреждения

Масса заряда, кг

Характер и степень повреждений

Послед­ствия

Продолжительность гибели

Количество пострадавших, чел. %

Крейсер

«Рюрик», Россия

19.11.1916

1 германская мина с подводной лодки UC27

150

Взрыв в носовой части; оторвана нижняя часть корпуса до 20 шпанго­ута. Вертикальный киль с набором и обшивкой отогнут под прямым уг­лом в сторону (к левому борту). По­перечные переборки на шпангоутах от 8 до 20 совершенно разрушены. Платформа разрушена; броневая па­луба получила разрывы. Переборки 100, 118 и 130 шпангоутов имели гофрировку в поперечном направле­нии. Помещения жилой палубы раз­рушены. Флоры котельных фунда­ментов имели прогибь до 2,54 см. Системы разрушены от 0 до 30 шпан­гоутов. Волна взрыва прошла по ко­раблю, нарушив водонепроницае­мость разных его частей. Корабль принял 490 т волы

Повреж­ден

 

52 (отравлены газами, но остались живы)

6.5

Крейсер

«Пересвет», Россия

04.01.1917

1 германская мина с подводной лодки U73

150

Взрыв в носовой части левого борта в районе погребов: снесло палубы и крышу башни

Погиб

16 мин

243

30.4

Крейсер

«Medjidieh», Турция

03.04.1915

1 русская мина

96

Взрыв мины по левому борту в но­совой кочегарке; корабль погружал­ся носом. Для окончательного затоп­ления крейсера была выпущена тор­педа с эсминца. Размер минной про­боины 3,65x6,1 м, размер торпедной пробоины — 1,83x2.13 м

Погиб

40 мин

 

 

 

Класс корабля

Наименование, страна

Дата

Причина повреждения

Масса заряда, кг

Характер и степень повреждений

Послед­ствия

Продолжительность гибели

Количество пострадавших, чел. %

Крейсер

«Danzig», Германия

16.05.1915

1 английская мина

145

Взрыв в районе машинного и коче­гарного отделений. Рулевая машина и привод повреждены. Через перего­ворные трубы вода распространялась по помещениям. Повреждены крон­штейны валов; дейдвуды пропускали воду; оторваны лопасти винтов. Палуба прогнулась

Повреж­ден

 

 

 

Крейсер

«Breslau», Германия

18.07.1915

1 русская мина

96

Взрыв по правому борту под 4-й ко­чегаркой, принял 640 т воды

Повреж­ден

8

2,16

Крейсер

«Danzig», Германия

11.11.1915

1 русская мина, поставленная с крейсеров

116

Взрыв в кормовой части. Повреж­дены оба винта, сорван руль, два кормовых отсека затоплены

Повреж­ден

 

 

 

Крейсер

«Bremen», Германия

16.12.1915

2 русских мины

116

Взрывом разрушена носовая часть корабля

Погиб

Несколь­ко минут

298

98,35

Крейсер

«Lubeck», Германия

31.01.1916

1 русская мина

116

Взрыв под кормой по правому борту. Пробоина в коридоре правого греб­ного вала и несколько пробоин в средней палубе. Руль и оба винта сломались, валы получили прогибь, корабль потерял способность управ­ляться. Верхняя палуба в корме име­ла деформацию. Затоплено два от­сека в корме: корабль принял 240 т воды и получил дифферент на корму.

Повреж­ден

 

 

 

Крейсер

«Breslau», Германия

20.01.1918

5 английских мин

145

Первый взрыв под кормовой частью правого борта, второй и третий — в районе задней кочегарки и машин­ного отделения, четверти — под 4-й кочегаркой, пятый — под мостиком

Погиб

34 мин

208

56,22

 

Класс корабля

Наименование, страна

Дата

Причина повреждения

Масса заряда, кг

Характер и степень повреждений

Послед­ствия

Продолжительность гибели

Количество пострадавших, чел. %

Заградитель

«Дых-Тау», Россия

29.10.1914

1 русская мина

116

Взрыв в кормовой части, от которого имелись две трещины. Палуба полу­чила повреждение. Вода через тре­щины поступала внутрь корабля

Повреж­ден

3

 

Заградитель

«Ладога», Россия

15.08.1915

1 германская мина с подводной лодки UC4

150

Взрыв у левой скулы в районе второй переборки, пробит борт, платформа. Носовая часть постепенно погружа­лась в воду. У мидель-шпангоута в поперечном направлении появилась трещина, через которую вода про­никала в машинное отделение

Погиб

2 ч 43 мин

29

9,19

Эскадренный миноносец

«Амурец»,

Россия

12.08.1915

Или 1 германская мина или патрон от противолодочных сетей

115 или

6,1

Взрыв по левому борту под кормой; небольшое повреждение обшивки. Размер пробоины 4,88x4,57 м, кон­фигурация — треугольник

Повреж­ден

 

 

 

Эскадренный миноносец

«Охотник», Россия

27.08.1915

1 мина, вероятно русская

116

Взрыв мины пол командной палубой в корме, помещение залито водой. В кормовой кочегарке появилась течь. Покоробило палубу, сбросило со сво­его места кормовое 102-мм орудие.

Повреж­ден

 

 

 

Эскадренный миноносец

«Забияка», Россия

06.01.1916

1 русская мина

116

Взрывом под кормой разрушена об­шивка корпуса и повреждено кон­дукторское помещение, которое за­топило водой.

Повреж­ден

 

21

14,52

Эскадренный миноносец

«Лейтенант Пущин», Россия

09.03.1916

1 германская мина

115

Взрыв в середине корабля, который разломился и затонул по частям

Погиб

Несколь­ко минут

51

71,83

Эскадренный миноносец

«Живучий», Россия

25.04.1916

1 германская мина с подводной лодки UC15

150

Переломился пополам и затонул по ! Погиб частям

1

Несколь­ко минут

66

68,57

 

Класс корабля

Наименование, страна

Дата

Причина повреждения

Масса заряда, кг

Характер и степень повреждений

Послед­ствия

Продолжительность

гибели

Количество пострадавших, чел. %

Эскадренный миноносец

«Доброволец», Россия

21.08.1916

1 русская мина

116

Взрыв произошел под кормовой ко­чегаркой

Погиб

7 мин

47

52,22

Эскадренный миноносец

«Донской казак», Россия

21.08.1916

1 русская мина

116

Взрыв под кормой, которая была уничтожена. Машинная переборка выдержала давление воды и корабль остался на плаву

Повреж­ден

 

10

11,11

Эскадренный миноносец

«Беспокойный», Россия

08.09.1916

2 румынских мины

57,5

Первым взрывом в средней части повреждена кочегарка (центр взрыва в 1,22 м от кила). Второй взрыв про­изошел в кормовой части отделения левых турбин. Повреждена пере­борка, все помещения, прилегавшие к поврежденным, залило водой.

Повреж­ден

 

 

 

Эскадренный миноносец

«Летун», Россия

07.11.1916

1 германская мина с подводной лодки UC27

200

Взрыв под кормой по левому борту; всю кормовую часть корабля у грот-мачты немного согнуло в сторону. Руль потерян. Помещение от 142 до 180 шпангоута уничтожены. Давле­ние воды на переборку увеличива­лось и она стала прогибаться. В базу приведен на буксире

Поврежден

 

19

12,5

Эскадренный миноносец

«Лейтенант Зацаренный», Россия

30.06.1917

1 германская мина, поставленная крейсером «Breslau»

116

Взрыв в районе носовой части, от ко­торого корабль переломился и зато­нул по частям

Погиб

1 ч

37

39.35

Эскадренный миноносец

«Лейтенант Бураков»

12.08.1917

1 германская мина с подводной лодки

200

Взрыв в носовой части, которую оторвало до передней трубы; в пере­борке имелось несколько пробоин

Погиб

11 мин

45

64,3

Эскадренный миноносец

«Охотник», Россия

26.09.1917

1 германская мина

116

Повреждения значительные, но ка­кие именно — неизвестно

Погиб

1 мин

52

55.77

 

Класс корабля

Наименование, страна

Дата

Причина повреждения

Масса заряда, кг

Характер и степень повреждений

Послед­ствия

Про­должительность гибели

Количество пострадавших, чел. %

Эскадренный миноносец

«Бдительный». Россия

27.11.1917

1 германская чина с подводной лодки UC4

116

Взрыв в носовой части, которую оторвало до переднего мостика; ос­тальная часть корабля плавала не­сколько минут

Погиб

Несколь­ко минут

60

85.7

Тральщик

«Проводник», Россия

27.08.1914

2 германских мины с надводного загра­дителя «Deutschland»

115

Первый взрыв под мостиком, второй под кочегаркой

Погиб

15 мин

11

37,93

Тральщик

№ 7, Россия

22.09.1914

1 германская мина

115

Взрыв пол носовым трюмом

Погиб

1 мин

8

Тральщик

№ 8, Россия

22.09.1914

1 германская мина ' 115

Взрыв под средней частью корабля

Погиб

Несколь­ко минут

Посыльное судно

№ 218, Россия

18.07.1915

1 германская мина

115

Взрыв пол носовой частью, разрушен носовой отсек

Повреж­ден

20 мин

Тральщик

№ 6. Россия

10.08.1915

3 патрона от противолодочных се­тей

19,2

Разрушена кормовая часть

Погиб

 

3

27.2

Тральщик

"Взрыв», Россия

10.08.1915

1 мина

116

Повреждены надстройки, компас

Повреж­ден

2 мин

3

20.5

Тральщик

N° 5. Россия

26.08.1915

1 мина

116

Взрыв пол кормой

Погиб

2 мин

8

 

Тральщик

«Искра», Россия

06.10.1916

1 русская мина

116

Взрыв в кормовой части, которая была разрушена

Погиб

2 мин

6

17,14

Гидрографи­ческое судно

«Юг», Россия

14.10.1916

2 германских мины

116

Взрыв первой мины нанес трещину вдоль корпуса, от взрыва второй ко­рабль переломился поперек

Погиб

 

8

72,72

Гидрографи­ческое судно

«Восток». Россия

14.10.1916

2 германских мины

116

От взрывов под тральщиком «Юг», находившемся на расстоянии 32 ч, имелись повреждения. От волны по­сле взрыва получил крен и бортом черпнул волу. В корпусе была течь

Повреж­ден

 

 

 

 

Класс корабля

Наименование, страна

Дата

Причина повреждения

Масса заряда, кг

Характер и степень повреждений

Последствия

Продолжительность гибели

Количество пострадавших, чел. %

Тральщик

«Фугас», Россия

20.11.1916

1 германская мина

116

Взрывом подорвало носовую часть, но переборки сдержали воду и траль­щик остался на плаву

Повреж­ден

-

16

53,33

Тральщик

«Ствол», Россия

17.12.1916

1 мин

116

От взрыва в корпусе появились тре­щины, через которые вода поступала внутрь корабля

Повреж­ден

 

 

 

Тральщик

•Дуло», Россия

26.12.1916

1 германская мина

116

От взрыва в корпусе появились тре­щины, внутри разрушило переборки, выбило заклепки; появилась течь. Пострадал трубопровод парового отопления

Повреж­ден

 

1

5,26

Тральщик

«Илья Муромец», Россия

21.08.1917

1 германская мина

116

Взрыв в мазутной системе по левому борту

Погиб

10 мин

11

40,74

Транспорт

«Урания», Россия

30.06.1916

1 мина

115

Взрыв разворотил корму и вызвал де­тонацию взрывчатого вещества

Погиб

6 мин

Транспорт

№ 109 («Леванцо»), Россия

20.11.1916

1 мина

116

Пробоина по правому борту. Затоп­лена кочегарка, машинное отделение и трюм № 4

Повреж­ден

 

 

 

Транспорт

«Буки», Россия

18.12.1916

1 мина

115

Взрыв в носовой части. Затопило трюмы № 1 и № 2. Крен 4° на левый борт

Погиб

Несколь­ко минут

 

 

Катер

№ 10, Россия

18.11. 1916

1 мина

116

Поврежден корпус и моторы

Погиб

50 с

3

25,0

Барказы

4 барказа. Россия

16.05.1917

2 русских мины

116

Повреждены корпуса и моторы

Погибли два

Несколь­ко минут

43

71,66

 

Приложение 3. Размеры пробоин и меры борьбы за живучесть

 

Класс корабля

Наименование

Размер пробоины

Мероприятия по борьбе за живучесть

Повреждения от торпедного оружия

Линейный корабль Броненосный крейсер

«Triumph» «Prinz Adalbert»

Неизвестен Диаметр 2 м, площадь 3,14 м2

Были задраены водонепроницаемые двери переборок Водоотливные средства работали полным ходом, но оказались бессильными. Крен на правый борт был выровнен затоплением угольных ям левого борта помимо участия командования. Для уменьшения давления на переборки корабль шел 240 миль задним ходом. Наибольшую работу по борьбе за живучесть произвела пластырная партия. Возглавляли работу старший офицер и старший инженер-механик

Линейный корабль

«Marlborough»

Неизвестен

Водоотливные средства работали полным ходом, но не справлялись со своим назначением. Прекращались пары в тех котлах, где в кочегарках появлялась вода. Паропровод в поврежденных кочегарках также выключался. Выравнивание крена происходило расходованием топлива с кренящегося борта. Для уменьшения давления воды на переборки уменьшали ход на 5 уз. Под переборки ставились подпоры, чтобы они от давления не прогибались. При засорении помп в помещениях, затопленных водой, трюмный инженер-механик спускался в водолазном костюме в воду

Линейный крейсер

«Seydlitz»

15,24 м2

Носовую электростанцию, затопленную водой, переключили на кормовую, которая в продолжении всего похода работала исправно. Пожар в погребах 3-й башни был прекращен затоплением их водой. Пробоины заделывались деревянными щитами или нарезанными брусьями, подушками, употребляемыми при гимнастике, а также одеялами и паклей. Изнутри заделанные пробоины подкреплялись клиньями и подпорами. Для выравнивания кренов заполнялись креновые системы противоположного борта, а для уменьшения дифферента на нос в кормовой части корабля затапливались соответствующие отделения. Из поврежденных помещений воду откачивали водоотливными средствами и даже ведрами, предварительно заделав пробоины. Для уменьшения давления воды на переборки корабль шел задним ходом — кормой вперед. В машинном отделении, заполненном паром, было найдено поврежде­ние предохранительного клапана турбины; оно было исправлено в течение 15 мин

Транспорт

«Hesperian»

Неизвестен

После взрыва пассажир-офицер и команда задраивала переборки

Транспорт

«Патагония»

4,27x2,29 м, площадь 7,4 м!

В трюме № 2 периодически откачивалась вода, были поставлены крепления на переборку

Транспорт

«Джиоконда» ) 8,53x2,74 м, площадь            j 18,3 мг

Командир приказал выпустить из лебедки пар, в машинном отделении спустить туннельный клинкет

 

Класс корабля

Наименование

Размер пробоины

Мероприятия по борьбе за живучесть

Повреждения от минного оружия

Броненосный крейсер

«Friedrich Karl»

Неизвестен

Радиосвязь восстановили через 13 мин. Поврежденную динамомашину восстановили через 49 мин. Машинная команда, борясь за живучесть, работала по шею в воле. Через 5 ч 29 мин корабль погиб

Крейсер

«Рюрик»

Большая подводная пробоина

Трубопровод, распространявший воду по кораблю, забивали деревянными пробками; также забивались распределительные коробки, вентиляционные трубы, термотанки и сальники. Переборки и люки подкреплялись подпорами; их поставили 27. Ввиду хорошего качества металла, обладавшего достаточной упругостью, они сдерживали воду, кроме одной, около 30 шпангоута; ее пришлось подкрепить подпорами. Трюмный инженер-механик, отлично знавший свой корабль, заблаговременно обучивший свой состав трюмных, после взрыва указывал лишь личному составу порядок и характер работ. Кораблю удалось дать ход 6 уз и без посторонней помощи дойти до Кронштадта

Линейный крейсер

«Goeben»

Две больших пробоины по обоим бортам, кормовая имела площадь 64 м!, носовая — 50 м1

Продольные и поперечные переборки хорошо выдержали давление воды, что указывает на хорошую систему постройки и высокую живучесть корабля

Крейсер

«Medjidieh»

Минная пробоина 1,83x2,13 м с трещинами в 6,4 см. Торпедная пробоина 3,66x6,1 м площадью 11,16м!

Задраивались водонепроницаемые переборки. Укреплялись переборки подпорами. Шпигаты и переговорные трубы забивались деревянными пробками. Водоотливные средства работали полным ходом, но все средства оказались недействительными

Крейсер

«Lubeck»

Пробоина в коридоре гребною вала и несколько пробоин е средней палубе. Руль и винты сломались; валы повреждены

До начала похода задраили водонепроницаемые двери, горловины и люки. Закрыли заслонки вентиляционных труб. На некоторые горловины заблаговременно поставили подпоры. Пробоины были заделаны деревом и паклей. Подпорами служили деревянные брусья (117 штук), деревянные обеденные столы и скамейки (20 штук). Откачивание воды из поврежденных, но заделанных отделений производили переносными электрическими помпами, брандспойтами и даже ведрами

Эскадренный миноносец

«Амурец»

Пробоина имела форму треугольника с основанием 4.88 м и высотой 4,57 м.

Идя на буксире эскадренного миноносца, завели пластырь размером 3.66x3.66 м; работы производились в течение 40 мин. Пробоину закрыть не удалось, так как прилеганию пластыря мешали выступающие части: дейдвудные трубы и кронштейны

 

Класс корабля

Наименование

Размер пробоины

Мероприятия по борьбе за живучесть

Эскадренный миноносец

«Охотник»

Размеры неизвестны

Подводили пластырь. По прибытии к транспорту подкрепили переборки подпорами

Эскадренный миноносец

«Забияка»

Неизвестен

Завели пластырь через 12 мин, но он оказался ненадежным, и во время буксирования через 7 ч 45 мин пробоину поверх пластыря прикрыли деревянным шитом из досок. Переборку румпельного отделения подкрепили подпорами

Эскадренный миноносец

«Донской казак»

Смята вся кормовая часть

Хорошее качество переборки машинного отделения обеспечило кораблю плавучесть

Эскадренный миноносец

«Беспокойный

Размер носовой пробоины 6,7x6,7 м, кормовая пробоина 4,88x6,1 м.

Взрывы произошли близ порта. Был отдан якорь и на буксире портовых судов эсминец ввели в гавань, где завели 5 пластырей. Один из них имел вшитые деревянные рейки для увеличения прочности. Носовая пробоина заделана деревянным щитом, считая, что он лучше сдержит давление воды при буксировании

Эскадренный миноносец

«Летун»

Разрушена кормовая часть корабля

Под прогибавшиеся переборки ставили подпоры из досок и брусьев. В переборках поджимали сальники. Из затопленных помещений откачивали воду одним местным и двумя переносными эжекторами; уровень воды удалось удержать. После уничтожения прогибания переборок посредством подпор, воду, попавшую в турбинное отделение, постепенно откачивали. Прибывшие портовые суда откачивали воду сильными водоотливными средствами через поданные шланги, но уровень остался высок

Тральщик

«Фугас»

Оторвало всю носовую часть до кочегарной переборки

Переборка сдержала воду, несмотря на некоторую деформацию. Воду, попавшую внутрь, удавалось откачивать корабельными водоотливными средствами. Корабль шел на буксире кормой

Тральщик

«Ствол»

Повреждения в виде трещин

Корабль от взрыва за кормой в 6—10 м имел дифферент на корму, уходя в воронку. Личный состав успел задраить люки на верхней палубе, и вода в помещения не попала. Трещины в обшивке заделали корабельными средствами

Тральщик

«Дуло»

Трещины в обшивке кормовой части. Две переборки разрушены, перебит рулевой привод

Подвели пластырь, пущены водоотливные средства

Транспорт

«Левашю» ! Пробоина 7,01x6,4 м в районе машинного и кочегарного отделений по правому борту

Затопленные трюмы откачивались спасательными судами. Трещины в корпусе заделывались водолазами и плотниками. Кормовой отсек откачивали переносной керосино-моторной турбиной. Подвели пластырь под пробоину, и после безостановочной работы водоотливных средств спасательного судна в течение 14 ч трюмы удалось осушить