Первенцы эры быстроходных линкоров

 

"Дюнкерк" и "Страсбург" запомнились не только тем, что стали первыми французскими капитальны­ми кораблями, построенными после первой мировой воины. Они полноправно считаются первенцами нового поколения боевых судов- поколения быстро­ходных линкоров, ставших символом морской мощи в 30-40-х годах. Таким образом, в истории военного кораблестроения они могут претендовать на такое же почетное место, что и построенный после русско-японской войны английский "Дредноут". Ведь имен­но закладка "Дюнкерка" стимулировала новый ви­ток гонки морских вооружений, конечно, не такой масштабный, как перед первой мировой войной, но вызвавший появление суперлинкоров доселе нево­образимых размеров и мощи: кораблей типов "Бисмарк". "Литторио", "Айова", "Ямато", "Ришелье" и других.

Вряд ли французские кораблестроители, в отли­чие от проектировщиков "Дредноута", думали, что их новый корабль произведёт революцию в военно-морской технике. В принципе они ведь решали до­вольно узко поставленную задачу - создать корабль, способный быстро справиться с новыми немецкими быстроходными дизельными броненосцами, которые стали больше известны как "карманные линкоры". Но впервые примененные на "Дюнкерке" принципы горизонтальной и подводной защиты, мощные уни­версальные и зенитные батареи в многоствольных установках, свидетельствующие о возрастании роли на морс новых видов вооружения—авиации и под­водных лодок, стали неотъемлемым атрибутом всех последующих проектов линейных кораблей.

Внешний вид "Дюнкерка" не смог не вызвать саркастической усмешки военно-морских эстетов. десятилетиями воспитывавшихся на симметричных профилях броненосцев, дредноутов и крейсеров. Но как раз здесь французы не были оригинальны - носовое расположение всей главной артиллерии при сильно сдвинутых в корму надстройках, единствен­ной дымовой трубе и орудиях вспомогательного калибра в башнях они заимствовали у построенных в 20-х годах английских линкоров "Нельсон" и "Родни", которые бы могли считаться предвестни­ками новой эры вместо "Дюнкерка", если бы не их 23-узловая скорость, ставившая эти новые корабли в один ряд с последними дредноутами первой мировом войны. Скованная жесткими рамками Вашингтон­ского договора I922 года по суммарному тоннажу своего линейного флота, Франция сначала пошла по пути строительства кораблей умеренного размера. И здесь сулившая большую экономию веса "нельсоновская" схема расположения орудий главного калибра оказалась как нельзя кстати, равно как и взятый от тех же "нельсонов" наклон глазного броневого пояса, увеличивавший эффективность бортовой защиты. Но французы, не раз привыкшие удивлять военно-морской мир всякими новинками, не могли себе позволить заимствовать чужую идею, не внеся в неё что-то своё. Этим "чем-то" стали четырехорудийные башни, наконец-то появившиеся на "Дюнкерке" после серии недостроенных дредноутов и нереализованных проектов.

К сожалению, судьба не позволила "Дюнкерку" и ''Страсбургу", имевшим такие неплохие "исходные данные", достойно проявить себя в годы второй мировой войны. Уж слишком быстро Франция выбыла из борьбы, а её прекрасным кораблям пришлось сражаться не столько с противником, против которого они и создавались, сколько с союз­никами. И именно под английскими снарядами, торпедами и бомбами проверялась прочность заши­ты ''Дюнкерка" и скоростные качества "Страсбурга".