Вооружение

 

Основные характеристики стоявших на "Дюнкерке" и "Страсбурге" орудий.

Орудие

330-мм/52

130-мм/45

37-мм/60

13,2-мм

Модель

1931 и 1932

1933

1933

1929

Вес ствола, т

68,5

3.7

0,3

0,03

Вес снаряда, кт

570

32,1/29.5 зенитным

0,75

0,052

Начальная скорость, м/с

850

800/840

810

800

Дальность стрельбы, м

41500

20870

8000

6500

Угол возвышения, град.

-5... +35

-10... +75

-15. ,.+80

-15.. .+90

 

Главная батарея

 

На выбор калибра главных орудии новых фран­цузских кораблей сильно повлияло строительство Германией своих броненосцев типа "Дойчланд". На совещании технического комитета в 1929 году во­оружение из восьми 305-мм орудий сочли недоста­точным для удовлетворения выдвинутых Высшим Советом требований. Предлагалось перейти к 330-мм калибру или даже к 380-мм, разместив 6 стволов в двух трехорудийных башнях. Но с появлением немецких броненосцев французские конструкторы и специалисты по вооружению решили, что для борь­бы с ними наилучшими будут 330-мм орудия. Тем более, что разработка 380-мм 3-оруднйной башни сулила массу трудностей, включая финансовые, и затяжку сроков. Проект же 4-орудийиой башни можно было подготовить раньше и дешевле, по­скольку имелись чертежи 340-мм башен печальной памяти линкоров типа "Нормандия". К тому же принятие 330-мм орудий позволяло в проекте лучше сбалансировать скорость и защиту.

В результате главную батарею новых кораблей составили восемь 330-мм орудий с длиной ствола 52 калибра модели 1931 года, расположенных в двух 4-орудийпых башнях перед надстройкой. Кормовой огонь обеспечивался вспомогательной батареей 130-мм орудий. Использование четырехорудийных ба­шен ПС явилось одной из необычных разработок "линкорной эры", я расположение всей артиллерии ГК в носу вытекало из технических и тактических соображений, в особенности, из первых. Оно позво­ляло получить существенную экономию веса — не только за счёт уменьшения относительного веса на один ствол, но и за счет сокращения длины броневой цитадели. Первое хорошо видно при сравнении веса различных 330-мм башен: 2-орудийная весила 1560 Т (780 Т на орудие), 3-орудийная-1940 Т (647 Т), а 4-орудийная—2260 Т (всего 565 Т). Батарея из 9 орудий в трех башнях по сравнению с батареей из 8 орудий в четырех башнях давала снижение веса на 6,74% при увеличении огневой мощи на 1 орудие. Расположе­ние в 4-орудийных башнях экономило уже 27,6% веса при равной мощи огня, и это стало решающим фак­тором в пользу 4-орудийных башен. Безусловно, рассредоточение орудий было лучше при 2-орудийных башнях, дававших четыре независимых орудийных позиции. Однако, при разделении башен на "полубашни" продольной переборкой и исполь­зовании отдельных погребов и систем подачи боеза­паса это преимущество отчасти компенсировалось. Уменьшались и размеры цели, представляемой груп­пировкой башен. Более короткая цитадель позволи­ла сэкономить примерно 15 Т на метр длины и ожи­даемая 125-тонная экономия пошла на усиление бронирования башен. Правда, конструкторам из-за очень больших трудностей не удалось обеспечить независимую вертикальную наводку каждого орудия (иначе диаметр барбета становился очень большим) и оба ствола каждой "полубашни" находились в одной люльке.

Из тактических соображений сосредоточение всей артиллерии ГК в носу явилось следствием пре­обладающей важности боя при погоне за немецким броненосцем, способным развить 26-узяовую ско­рость. Кораблю с превосходящим вооружением и скоростью почти в 30 узлов гарантировалось пре­имущество в атакующей мощи—артиллерия ГК мог­ла давать полные залпы по уходящему противнику при отсутствии помех от выходящих из трубы дыма и газов. Более высокая скорость позволяла выбирать время, дистанцию и место боя. Ещё одним важным преимуществом носового расположения батареи ГК было устранение воздействия дульных газов при стрельбе 330-мм орудий на место запуска и приёма гидросамолётов. Ведь авиационное оборудование являлось очень уязвимым от подобного давления газов, что неоднократно подтверждали артиллерий­ские дуэли второй мировой войны. Удаление орудий ГК из кормового сектора означало, что авиационное оборудование можно сделать более легкой кон­струкции. Кроме того, подобное расположение было благоприятным для хранения шлюпок и размещения легкого зенитного вооружения на корабле, где про­странство и вес представляли большую ценность. Оси 330-мм башен находились в 52,15 и 80,95 м от носового перпендикуляра. Погреба были обдуманно разнесены на 10,1 м, что снижало риск одновремен­ного повреждения обеих башен и погребов в резуль­тате одного попадания. Для увеличения углов об­стрела в корму тщательно проектировалась форма надстройки и углы обстрела на "Дюнкерке" и "Страсбурге" получились больше, чем на боль­шинстве современных им линкоров: 286° для первой и 300° для второй башни.

Мощные дальнобойные орудия могли давать выстрел каждые 22 секунды. Бронебойный снаряд с 19,3-кг зарядом взрывчатки мог пробить 300-мм броню на дистанциях до 28000 м. Дальность стрель­бы при угле возвышения 23 градуса равнялась 23000 м, а при максимальном — 41700 м; угол снижения составлял -5°. Орудия могли заряжаться при любом угле возвышения, т.к. затворы действовали при по­мощи гидропневматики. Скорость горизонтальной наводки башен достигала 1,5°/с.

Каждая "полубашня" обслуживалась отдельной группой снарядных и зарядных погребов, причем каждая пара находилась на одном уровне - зарядные перед снарядными, вместо более привычного двухъ­ярусного расположения.

Необычное расположение ГК по данным одних зарубежных специалистов не вызывало никаких трудностей при стрельбе. Другие высказывались столь же категорично, но в противоположном смыс­ле. По их данным стрельба из орудий ГК даже чуть назад от траверза сильно сказывалась на постах управления кораблем в надстройке, пребывание на которых из-за сильного грохота, слепящих вспышек и дыма, вырывавшихся из стволов, становилось трудно выносимым. Поэтому теоретические углы обстрела пришлось сильно уменьшить за счет кор­мовых секторов. Много хлопот экипажу, в том чис­ле и поломки корабельных конструкций и уст­ройств, доставляла также сильная отдача при залпе. Трудно сказать, кто больше прав, но в известных автору описаниях боя у Мерс-эль-Кебира, когда "Дюнкерк" за 10 минут выпустил по находящимся за кормой британским кораблям около 40 снарядов ГК, ничего не говорится о повреждениях от соб­ственной стрельбы.

Для управление стрельбой имелся только один командно-дальномерный пост (директор) с 12-метровым дальномером, расположенный в закрытой башне наверху носовой надстройки. Наличие таких же дальномеров в башнях ГК позволяло им в случае выхода его из строя вести стрельбу при локальном управлении, но с меньшей эффективностью.

 

Вспомогательная батарея

 

Вспомогательная батарея из 16 130-мм орудий модели 1932 года с длиной ствола 45 калибров имела несколько необычных особенностей. Это были первые универсальные орудия на капитальном корабле и специально проектировались для "Дюнкерка" и его "систершипа". Снова для эконо­мии веса и пространства, а также с целью дать как можно большему числу 130-мм пушек достойную защиту батарею расположили в трех 4-орудийных и двух 2-орудийных башнях. Использование 12 ство­лов среднего калибра в трех башнях было беспрецедентным, но оказалось неудачным решением и более нигде не повторялось. Эти башни располага­лись треугольником с возвышенной кормовой и были смещены в корму настолько, насколько это позволяло оборудование для хранения и запуска самолётов. Остальные две 2-орудийные башни рас­полагались по бортам между трубой и башенноподобной носовой надстройкой. Их погреба находи­лись достаточно далеко в нос и для подачи боезапа­са была разработана довольно сложная система элеваторов. 130-мм орудиям постарались дать наи­большие возможные углы обстрела, поскольку уже признавалось, что самолет может стать самой большой опасностью для корабля. Бортовые 4- и 2-орудийные башни имели углы обстрела 175° и 171° соответственно, а установленная по ДП на ангаре кормовая - 300°. Как и на большинстве современных линкоров, вспомогательный калибр не мог вести огонь в небольшом носовом секторе.

Орудия развивали скорострельность от 10 до 12 выстрелов в минуту, чего явно не хватало для стрельбы по самолетам конца 30-х и, тем более, 40-х годов. Максимальная горизонтальная дальность стрельбы при возвышении 45° составила 20800 М. Скорость вертикальной наводки в пределах от -7 до +75 градусов составляла 6%, досягаемость по высо­те—12000 м. Как и башни ГК. 4-орудийные 130-мм башни разделялись на "полубашни", каждая из которых имела 2 ствола в одной люльке для ведения двухорудийного залпового огня. От более ранних 130-мм орудий модели 1924 гола новые пушки отли­чались скользящим клиновым затвором, скопиро­ванным у немцев. В результате можно было исполь­зовать раздельно-гильзовый или унитарный боеза­пас. Но требование ведения огня на больших углах возвышения привели к весьма сложному зарядному механизму, который на службе имел тенденцию к отказу.

Каждая башня была оборудована двумя отдель­ными подъемниками для быстрого перехода от зе­нитных снарядов к противокорабельным и обратно. Кормовые башни стояли как раз над своими погре­бами и подача в них снарядов и зарядов не вызы­вала проблем. Но 2-орудийные башни располага­лись в 30 метрах от своих погребов и для них пришлось разработать систему подачи боезапаса с вертикальными и горизонтальными перемещениями и с разрывом у поворотной платформы.

Двухорудийная башня весила 68,4 т, включая 46 т вращающейся брони, а 4-орудийная - 200 т (165 т вращающейся брони), а вместе с барбетом 319 т.

Управление стрельбой по надводным целям велось при помощи двух командно-дальномерных постов в башенках с 8-метровыми дальномерами: один располагался на башне директора ГК на носо­вой надстройке, другой - на невысокой кормовой надстройке. Непосредственно на них располагались зенитные директоры 130-мм орудий в башенках с 6-метровыми дальномерами. Нижние башенки со всем оборудованием весили 25 т, верхние - 20 т. То, что все директоры вспомогательного калибра находи­лись по ДП корабля и могли действовать в широком диапазоне углов на оба борта, позволяло одновре­менно обстреливать две надводные и/или две воз­душные цели. По надо ли говорить, что такая кон­струкция, особенно на носовой надстройке, позво­ляла противнику одним попаданием лишить ко­рабль почти всех устройств управления артогнем. К тому же большой вес башен зенитных директоров не позволял им иметь скорости горизонтальной навод­ки, достаточные для слежения за скоростными са­молетами, особенно за прорвавшимися на близкую дистанцию. Для локальной стрельбы 4-орудийныс башни имели на крыше по 6-метровому дальномеру.

 

Зенитная батарея

 

На начало 30-х годов зенитная батарея "Дюнкерка" была превосходна: десять (по другим источникам 8) 37-мм автоматов в спарках и 32 13.2-мм в счетверенных установках. Трудно сказать. насколько адекватными оказались эти автоматы самолетам начала второй мировой войны, посколь­ку ни "Дюнкерку", ни "Страсбургу" не удалось их по-настоящему использовать. По сравнению с ко­раблями, принявшими более активное участие в войне такое зенитное вооружение оказывается недо­статочным как по количеству стволов, так и по их калибру. Но в 1939-40 годах другие флоты находи­лись не в лучшем положении. Необходимость в более мощных зенитных автоматах французский флот горько осознал под ударами Люфтваффе во время Норвежской кампании. Трагичность ситуации заключалась и в том, что флот зависел от армии, отвечавшей за его снабжение легкими автоматиче­скими пушками. А полное отсутствие у французов пикирующих бомбардировщиков и низколетящих штурмовиков не стимулировало конструкторов заблаговременно побеспокоиться о разработке и производстве в достаточном количестве мощного зенитного орудия ближнего действия.

Полуавтоматические 37-мм зенитки модели 1933 года имели скорострельность 85 выстрелов и мину­ту, начальную скорость 0.73-кг снаряда 810 м/с. Развитие этого орудия привело к появлению неза­долго до войны значительно улучшенной модели 1935 года со скорострельностью от 166 до 172 вы­стрелов в минуту и дистанционным силовым управ­лением. Новые зенитки должны были заменить мо­дель 1933 года, по в связи с угрозой войны и, нако­нец, с её началом в сентябре 1939 года французским флот предпочел не выводить из строя свои един­ственные боеспособные тяжелые единицы. Распола­гались установки следующим образом: две на верх­ней палубе по бокам второй башни ГК, две на палу­бе надстройки за дымовой грубой и одна на высо­ком круглом банкете между 4-орудийпыми 130-мм башнями.

13,2-мм автоматы системы Гочкисс имели мак­симальную дальность стрельбы 7196 м и досягае­мость по высоте 4200 м. Несмотря на довольно вы­сокий теми стрельбы в 700 выстрелов в минуту, они совершенно не годились для отражения атак как низколетящих торпедоносцев, так и высотных гори­зонтальных бомбардировщиков. Их установки рас­полагались на палубе спардека (по три на борт) и крыше надстройки за дымовой трубой.

Огнем зенитных автоматов управляли два директора в башенках с 3-метровыми дальномерами, стоящих по бокам носовой надстройки на уровне ходового мостика. На крыше надстройки за трубой стояли ещё два 2-метровых зенитных дальномера.

 

Авиационное вооружение

 

"Дюнкерк" и "Страсбург" стали первыми в мире капитальными кораблями, чей проект с самого на­чала предполагал наличие нескольких гидросамоле­тов и необходимого для их обслуживания оборудо­вания. Оба могли принимать по три поплавковых самолета типа "Луар-Иьюпор-130" - один на ката­пульту и два в двухъярусный ангар. Для их запуска имелась поворотная катапульта, а для подъёма с воды - грузовой кран. К сожалению наличие боль­шого ангара серьёзно уменьшило углы обстрела бортовых четырех орудийных 130-мм башен.

 

Радиолокатор

 

Разработка радиолокатора во Франции началась ещё в 1933 году и до 1939 года успели провести ряд экспериментов. После анализа результатов демон­страции в 1935 году нового прибора, впоследствии получившего название радара, флот высказал в нём заинтересованность. На заводе Сосьете Франсез де Радио "Электрик провели испытания, а чуть позже навигационные радиолокаторы установили на шлюпе охраны рыболовства "Вилль д'Ис" для обна­ружения айсбергов, на торговом судне и на пасса­жирском лайнере "Нормандия". Применение этих устройств оказалось вполне успешным и показало возможность обнаружения новым прибором само­летов. К 1939 году радары воздушною оповещения, работавшие на метровом диапазоне волн, были установлены вокруг Шербура, Бреста, Тулона и Бизерты.

Разработки новых приборов были строго засек­речены до 1У38 года, когда начался взаимный обмен информацией с Британией. Все исследования сосре­доточились на метровом диапазоне для дальнего обнаружения самолётов. Первый прибор, испытан­ный в сентябре 1938 года, имел мощность 14 кВт и дальность действия 50-60 км. Дальнейшие работы привели к увеличению мощности и дальности, но, когда немецкие самолеты начали ставить мины у берегов, возникла новая проблема. Такие самолё­ты, летевшие на высоте всего 50 м, нужно было обнаруживать не менее, чем за 30 км, что требовало разработки приборов, работавших на более корот­ких волнах. К январю 1940 года опытный образец был готов к испытаниям, но из-за прорыва немцев к Седану в мае все эксперименты пришлось прекра­тить, а материалы уничтожить. Однако французы успели передать англичанам 16-см магнетрон для использования при разработке радара сантиметро­вого диапазона. После подписания перемирия меж­ду Германией и Францией в июне 1940 года англо-­французское сотрудничество в области радиолока­ции прекратилось.

Вплоть до 1941 года все усилия были сосредото­чены на наземном радаре ПВО, но в конце 1940 года начались работы над корабельными установками. Радар для обнаружения воздушных целей, устано­вленный на "Страсбурге", мог обнаружить летящие на высоте 1500 м самолёты с дистанции 80 км. при снижении высоты полета до 1000 м дальность обна­ружения падала до 50 км, а при высоте нескольких метров - до 10 км.

Проблема антенны кругового поиска на борту "Страсбурга" решили установкой четырех синхро­низированных антенн на ноках реев носовой над­стройки, расположенных под углом к ДП в 45 гра­дусов. Носовая антенна правого и кормовая левого борта являлись излучающими, две остальные - при­емными. Испытания проводились в июле 1942 года у Тулона, но плохие погодные условия не позволили установить истинные характеристики нового обору­дования, Исследования прекратились в ноябре 1942 года, когда немцы, нарушив перемирие, оккупиро­вали южную Францию. Большую часть оборудова­ния пришлось уничтожить.