Тулонская трагедия

 

Пришедший в Тулон "Дюнкерк" для оконча­тельного ремонта поставили в один из сухих доков Вобана, но из-за нехватки средств работы велись очень медленно. Совершенно исправный "Страсбург" в течение 1941-42 годов оставался в Тулоне. До того, как адмирал Женсуль стал Глав­ным Инспектором флота, он держал на нём свой флаг. Позже его избрал своим флагманским ко­раблём адмирал де Лаборд. Топлива было мало и это ограничивало действия корабля короткими походами вблизи Тулона. Операции "Страсбурга" в этот период составляли от четверти до трети дово­енных.

8 ноября 1942 года союзники высадились в Се­верной Африке и через несколько дней французские гарнизоны прекратили сопротивление. Сдались союзникам и все корабли, которые находились на атлантическом побережье Африки. В отместку Гит­лер приказал оккупировать Южную Францию, хотя это и являлось нарушением условий перемирия 1940 года. На рассвете 27 ноября в Тулон вошли немец­кие танки.

В этой военно-морской базе Франции в то время находилось около 80 боевых кораблей, причем са­мых современных и мощных, собранных со всего Средиземноморья — более половины тоннажа фло­та. Главная ударная сила—Флот Открытого Моря адмирала де Лаборда—состоял из флагманского ''Страсбурга", тяжелых крейсеров "Альжери", "Дюплэ" и "Кольбер", крейсеров "Марсельеза" и "Жан де Въен", 10 лидеров и 3 эсминцев. Коман­дующий военно-морским округом Тулона вице-адмирал Маркус имел под своим началом линкор "Прованс", гидроавианосец "Коммандант Тест", два эсминца, 4 миноносца и 10 подлодок. Остальные корабли (поврежденный "Дюнкерк", тяжелый крей­сер "Фош", легкий "Ла Галиссоньер". 8 лидеров, 6 эсминцев и 10 подлодок) были разоружены по усло­виям перемирия и имели на борту только часть эки­пажа.

Но Тулон был переполнен не только моряками. Огромная волна беженцев, подгоняемая немецкой армией, затопила город, мешая организовать обо­рону и создавая массу слухов, выбывавших панику. Армейские полки, подошедшие на помощь гарнизо­ну базы, были решительно настроены против нем­цев, но военно-морское командование больше бес­покоила возможность повторения Мерс-эль-Кебира со стороны союзников, которые ввели в Средизем­ное море мощные эскадры. В общем, решили подго­товиться к обороне базы от всех и затопить кораб­ли как при угрозе их захвата немцами, так и союзниками.

Одновременно в Тулон входили две немецкие танковые колонны—одна с запада, другая с востока. Первая имела задачу захватить главные верфи и причалы базы, где стояли самые крупные корабли, другая—командный пост коменданта округа и верфь Муриллон. Адмирал де Лаборд находился на своем флагмане, когда в 05.20 пришло сообщение, что верфь Муриллон уже захвачена, Спустя пять минут немецкие танки взорвали северные ворота базы. Адмирал де Лаборд сразу же отдал по радио общий приказ по флоту о немедленном затоплении. Радисты повторяли его непрерывно, а сигнальщики подняли на фалах флаги: "Топитесь! Топитесь! То­питесь!"

Было еще темно и немецкие танки заблудились в лабиринтах складов и доков огромной базы. Только около 6 часов один из них появился у пирсов Милход, где были ошвартованы "Страсбург" и три крейсера. Флагман уже отошел от стенки, экипаж готовился оставить корабль. Пытаясь хоть что-нибудь сделать, командир танка приказал выстре­лить из пушки по линкору (немцы уверяли, что вы­стрел произошёл случайно). Снаряд попал в одну из 130-мм башен, убив офицера и ранив нескольких матросов, устанавливавших подрывные заряды у орудий. Тотчас зенитные автоматы открыли ответ­ный огонь, но адмирал приказал его прекратить.

Было ещё темно. Немецкий пехотинец подошел к краю пристани и крикнул на "Страсбург": "Адмирал, мой командир говорит, что вы должны сдать ваш корабль неповрежденным".

Де Лаборд крикнул в ответ: "Он уже затоплен".

На берегу последовала дискуссия на немецком языке и снова раздался голос:

"Адмирал! Мой командир передаёт вам своё глубо­чайшее уважение",

Тем временем командир корабля, убедившись, что кингстоны в машинных отделениях открыты и в нижних палубах не осталось людей, подал сиреной сигнал к исполнению. Тотчас "Страсбург" опоясали взрывы — одно за другим взрывались орудия. Внут­ренние взрывы вызвали вспучивание обшивки и образовавшиеся между её листами щели и разрывы ускорили поступление воды в огромный корпус. Вскоре корабль сел на дно гавани на ровном киле, на 2 метра погрузившись в ил. Верхняя палуба ока­залась в 4 метрах под водой. Вокруг из разорванных цистерн разлилась нефть.

Не обошлось без интересной дискуссии и на стоявшем через пирс от "Страсбурга" тяжелом крейсере "Альжери", флагманском корабле вице-адмирала Лакруа. Когда к пирсу подошел немецкий офицер, крейсер уже принял 2500 тонн воды и был близок к затоплению. Все орудия были подорваны, за исключением кормовой башни, где как раз ожи­дали приказа поджечь фитиль.

Немец заявил: "Мы пришли, чтобы захватить корабль".

"Вы немного опоздали"—ответил Лакруа. "Он почти затонул".

"А вы будете его взрывать?" - "Нет".

"В таком случае"—сказал немец, "мы поднимем­ся на борт".

"В таком случае" — ответил Лакруа, "я его взор­ву".

Тут же из окон ходовой рубки полыхнуло пламя и почти одновременно взорвалась кормовая башня. "Альжери" горел двое суток, а севший рядом на дно с 30-градусным креном крейсер "Марсельеза" горел более недели. Ближайший к "Страсбургу" крейсер "Кольбер" начал взрываться, когда у его борта столкнулись две толпы бежавших с него французов и пытавшихся забраться на борт немцев. Подсвист летящих отовсюду осколков люди заметались в поисках защиты, освещаемые ярким пламенем, по­дожженного на катапульте самолета. На борт тяжело­го крейсера "Дюплэ", ошвартованного в бассейне Миссиесси, немцы взобраться успели. По тут же начались взрывы и корабль затонул с большим креном, а затем был совершенно разрушен взрывом погребов в 08.30. Не повезло им и с линкором "Прованс", хотя тот дольше других не приступал к затоплению, поскольку получил с захваченного немцами штаба коменданта базы телефонограмму: "Получен приказ мсье Лаваля (премьер-министр Вишистского правительства — авт.), что инцидент исчерпан". Когда поняли, что это провокация, эки­паж сделал всё возможное, чтобы корабль не до­стался врагу. Максимум, что смогли сделать немцы, успевшие подняться на уходящую из под ног накре­нившуюся палубу, это объявить военнопленными офицеров "Прованса" и чинов штаба во главе с командующим дивизионом контр-адмиралом Мар­селем Жарри.

Стоявший в доке и почти не имевший экипажа "Дюнкерк" затопить было сложнее. На корабле открыли всё, что только могло впустить в корпус воду, а затем открыли ворота дока. Но док было осушить проще, чем поднять корабль, лежащий на дне. Поэтому на "Дюнкерке'' уничтожалось всё, что могло представлять интерес: подрывались орудия, турбины, дальномеры, радиооборудование и опти­ческие приборы, посты управления и целые над­стройки. Больше этот корабль никогда не плавал.

18 июня 1940 года в Бордо командующий фран­цузским флотом адмирал Дарлан, его помощник адмирал Офан и ряд других высших морских офи­церов дали слово представителям британского фло­та, что никогда не допустят захвата французских кораблей немцами. Они выполнили своё обещание, затопив в Тулоне 77 наиболее современных н мощ­ных кораблей: 3 линкора, 7 крейсеров, 32 эсминцу всех классов, 16 подводных лодок, гидроавиатран­спорт, 18 сторожевых и более мелких судов.