В руках врага

 

Дальнейшая судьба затопленного в Тулоне фло­та оказалась к руках немцев и итальянцев. Первых вообще не интересовали лежащие под водой взор­ванные корабли, а вторые рассматривали их не столько как средство возможного усиления своих морских сил, сколько как потенциальную угрозу в будущем. Следовало предпринять все меры, чтобы эти корабли не стали после войны ядром нового французского флота. Итальянцы не стали зря терять времени и после немецкого заявления от 3 декабря, что "все военные корабли, принадлежащие Фран­цузскому Государству, конфискованы, потребова­ли себе львиную долю. Из представлявших интерес 70 кораблей общим водоизмещением 237049 тонн они скромно запросили себе 212559 тонн, оставив немцам всего 24490 тонн малых кораблей.

Толпы итальянских инженеров ринулись в Ту­лон. Специально образованная Итальянская Спаса­тельная Компания Тулона под руководством глав­ного итальянского кораблестроителя Джианнелли быстро собрала персонал и оборудование со всех итальянских спасательных фирм и с завидной энер­гией приступила к работе. 22 декабря командование итальянского флота назначило даже командира над теми кораблями, которые можно было поднять в ближайшее время. В начале января 1943 года, не­смотря на протесты французского Адмиралтейства по поводу вопиющего нарушения условий переми­рия 1940 года, были подняты лидеры эсминцев "Льон", "Тигр" и "Пантер", а также эсминец "Тромб". Это были корабли, на момент затопления практически лишенные экипажа, что не позволило уничтожить их надлежащим образом. Они были отбуксированы в Италию и после ремонта уком­плектованы для итальянского флота. За 220 дней, проведенных под чужим флагом, эти корабли про­вели в море от 20 до 40 суток. Но нет худа без добра. После капитуляции Италии союзникам в сентябре 1943 года "Льон" и "Пантер" были затоплены в Специи, зато остальные два вернулись старым хозяевам, став единственными из числа затопленного "тулонского флота", кто вернулся к службе Республике.

К июню итальянцы подняли или осушили в до­ках три крейсера, семь лидеров и гидроавиатран­спорт ''Коммандант Тест", а до своей капитуляции смогли поднять всего 30 боевых единиц, не считая 4 тральщиков и четырех небольших миноносцев, поднятых немцами, а также кораблей, которые не подле­жали ремонту и сразу шли на слом. Что и говорить - завидная производительность! В Италию широким потоком шли сотни тонн металлолома, броневые плиты, катапульты, другое оборудование и армату­ра. Короче - всё, что можно было снять и что могло хоть как-то пригодиться новым хозяевам. С подня­того 17 июля "Страсбурга" они сняли катапульту, надстройки и броню с одной из башен, с оста­вавшегося в доке "Дюнкерка" — боевую рубку и внутреннее оборудование (трубопроводы, кабели, арматуру). Чтобы освободить док от "Дюнкерка", итальянцы отрезали и отбуксировали поврежденный нос. Дальнейшей разборке корабля помешала союз­ная авиация, во время одного из своих налётов на Тулон повредившая оставшуюся в доке кормовую часть. Но чтобы совсем уж донести "Дюнкерк" до невосстанавливаемого состояния, итальянцы среза­ли даже стволы 330-мм орудии. Это, можно сказать, морское мародёрство, продолжалось даже после падения режима Муссолини 25 июля 1943 года. Не­смотря на бесплодные протесты французов, ита­льянцы в июне, августе и сентябре захватили еще эсминцы "Сироко", "Ланскнет" и "Харди", подвод­ную лодку "Анри Пуанкаре". Хотя уже 1 августа новое итальянское правительство маршала Бадольо подготовило договор с союзниками, а 19 числа на­чались переговоры в Лиссабоне. Теперь уже ита­льянцам пришлось затопить захваченные корабли, чтобы те не достались немцам.

Как только немцы услышали о переговорах "макаронников" с союзниками, они тут же аресто­вали всех итальянцев, ведущих в Тулоне спасатель­ные работы. Французское руководство, воспользо­вавшись ситуацией, обратилось к немцам с прось­бой разрешить поставить французскую охрану на поднятые корабли, которые станут ядром послево­енного флота. После недолгих переговоров немцы 25 сентября согласились считать затопленные в Тулоне корабли собственностью французского флота. Но только 1 апреля 1944 года французам было разрешено принять меры по сохранению тех кораблей, которые могли представлять боевую ценность в будущем: "Страсбурга", "Дюнкерка'', гидроавиатранспорта "Коммандант Тест", крейсе­ра "Ла Галиссоньер" и четырех 1800-тонных эсмин­цев. Командовать этим "флотом" назначили капи­тана I ранга Эмиля Россе, который тщательно отобрал для работ 150-200 моряков. Остальные кораб­ли назначили на слом или использовали для различных военных экспериментов. Состояние "Дюнкерка" было таким плохим, что восстановить его было невозможно. Тем более, что немцы требо­вали любым путем вывести его из дока, который намеревались использовать для своих судов.

Тулон все чаще и чаще стал подвергаться авианалетам союзников. Например, но время налета 24 ноября 1943 года из поднятых кораблей шесть (крейсер и 5 эсминец) отправились на дно по вто­рому разу, а крейсер, 2 лидера и эсминец получили новые повреждения. И капитан I ранга Россе решил перевести "Страсбург" и "Ла Галисеоньер" с Тулонского рейда и бухту Лазару. К августу из 35 с лиш­ним поднятых кораблей союзная авиация потопила около 20, а ко времени взятия Тулона его рейд пол­ностью опустел во второй раз. Конечно, дело за­ключалось не в мастерстве американских пилотов (вообще-то, их целью были немецкие подводные лодки). Просто корабли стояли без хода и без до­статочного количества людей на борту, чтобы вести зенитный огонь и бороться за живучесть.