Финал

 

20 августа 1940 года линкор "Лоррэн", крейсера "Жорж Лейг" и "Монкальм" из состава флота Сво­бодной Франции вместе с английскими и американ­скими кораблями приступили к бомбардировке береговых батарей и немецких укреплений вблизи Тулона, подготавливая высадку союзных войск. Адмирал Эрнст фон Шёрлен, командующий оборо­ной побережья южной Франции, приказал немецко­му коменданту Тулона адмиралу Генриху Рухфусу затопить все находящиеся в базе корабли с целью закупорки фарватера и уничтожить все береговые объекты базы. 21 августа к "Страсбургу" и крейсеру "Ла Галисеоньер", стоящим около Сен-Мандрэ, подошли немецкие буксиры, чтобы отвести их к южному фарватеру и затопить там в качестве бран­деров. На северном фарватере немцы уже затопили танкер "Гаронн". Но капитан 1 ранга Роесе забла­говременно затопил вокруг баржи, так что корабли невозможно было сдвинуть с места. Но работу нем­цев выполнили американские самолёты Б-25 из состава 321-й бомбардировочной авиагруппы, дей­ствующие по ошибочному сообщению о боеготов­ности "Страсбурга". На деле же на корабле не было не только экипажа, но и боеприпасов, а дальномеры уже давно стащили вороватые итальянцы. Только несколько находящихся на борту немцев открыли огонь по самолётам из легкого стрелкового оружия.

В сумме 36 самолётов сбросили по двум кораб­лям 44 454-кг бомб общего назначения и 108 454-кг полубронебойных. Примерные места попаданий в "Страсбург" показаны на рисунке.

Одна бомба общего назначения попала в верх­нюю палубу перед местом установки катапульты, чуть правее её оси. Саму катапульту давно сняли итальянцы. Бомба пробила верхнюю и главную палубы и взорвалась в 6,1 метрах от обшивки пра­вого борта, образовав в ней пробоину размером 7,92 на 3,43 метра. Выше пробоины листы обшивки погнуло, главную палубу сместило вверх на 10,67 метра, а в нижней образовался прогиб диаметром 3 метра и высотой 17 мм.

Другая бомба попала в правый борт между ан­гаром и основанием катапульты и взорвалась у нижней палубы. Клёпанный шов обшивки разорва­ло на протяжении 10,6 метра, в верхней и главной палубах в районе попадания образовались вздутия, ряд арматуры на нижней палубе разрушило или повредило на длине около 23 метров.

Ещё одна бомба попала в левый борт точно напротив предыдущей, пробила верхнюю палубу и взорвалась в 3 метрах от борта сразу над главной. Клёпанный шов разошелся на длине 8,7 метра, об­шивка верхней палубы вокруг места попадания была сорвана и вздута.

Полубронебойная бомба попала в левый борт в 4,5 метрах от третьего попадания, пробила верхнюю палубу и взорвалась при ударе о полосу 100-мм брони между двумя люками. Брони не выдержала и переборка между люками была полностью уничто­жена. В результате этого и предыдущего попаданий сильно повредило несколько помещений, а оскол­ками перебило три пакета электрокабелей.

Очередная бомба общего назначения попала около казенной части внешнего правого орудия башни №2. В точке попадания в стволе образова­лась выбоина глубиной 50 мм и диаметром 0,6 м. Ствол соседнего орудия был выщерблен и поцара­пай осколками. Насколько это попадание повредило орудия установить не удалось, т.к. никаких стрельб после этого не делали.

Ещё одна такая же бомба попала в 150-мм бро­ню крыши той же башни и её осколками серьёзно повредило носовую надстройку. Следующая взо­рвалась на палубе нижнего мостика, в которой об­разовалась пробоина размером 1,73x1,14 м. Кожух находящегося поблизости генератора был пробит осколками, перебило также несколько кабелей.

Последняя полубронебойная бомба попала перед башней №2 чуть правее диаметральной плоскости и взорвалась между главной и нижней палубами. Си­лой взрыва обшивку верхней палубы отогнуло в корму, что препятствовало бы наведению башни №2 на правый борт. Переборки и арматура на главной палубе получили обширные повреждения па протя­жении 15.24 м

Серьёзно поврежденный "Страсбург" сел на грунт. Затопление было вызвано близкими разры­вами бомб в воде, которые повредили корпусе у ватерлинии. Надлежащая борьба за живучесть не проводилась из-за отсутствия на борту экипажа, по если бы он был, потери в людях оказались бы ог­ромными. Самые тяжелые повреждения получили надстройки, элементы набора корпуса и электриче­ские системы. Последнее, без сомнения, вывело бы из строя управление кораблём и затруднило борьбу за живучесть. Рядом затонул "Ла Галиссоньер", а также американцам удалось потопить несколько немецких мелких судов. В тот же день самому горо­ду нанесли визит 130 бомбардировщиков Б-26.

"Страсбург" после освобождения планировалось восстановить на верфи в США, но из-за обширных повреждений от этой идеи пришлось отказаться. Корабль подняли только в 1946 году, когда нуж­давшееся в кораблях французское Адмиралтейство предложило переоборудовать его корпус в легкий авианосец. Позже и этот план отклонили из-за недо­статка средств, а сам корабль использовали для опытов с подводными взрывами. В мае 1955 года то, что осталось от "Страсбурга", продали за 458 мил­лионов франков (1.208 млн долларов) и разобрали на металл в Тулоне.

Останки "Дюнкерка" французы вывели из дока сразу после окончания войны — док был нужен, а "Дюнкерк" бросили ржаветь в одном из закоулков базы. Только в 1958 году оставшуюся часть некогда красивого корабля продали на слом за 253 миллио­на франков.