Резюме

 

В проектах "Дюнкерка" и "Страсбурга" фран­цузские кораблестроители продемонстрировали некоторые новые концепции, которые затем легли в основу проекта гораздо более мощных линкоров типа "Ришелье". Оба корабля явились ответом на германские броненосцы типа "Дойчланд" и их за­щита рассчитывалась на противодействие орудиям не выше 280-мм калибра. ''Дюнкерк" с большим основанием можно считать линейным крейсером, в пользу чего говорят его высокая скорость, хорошая автономность и отсутствие по настоящему мощной брони. Последнее было отчетливо продемон­стрировано в бою у Мерс-эль-Кебира, где он жесто­ки пострадал от английских 381-мм снарядов. "Страсбург" можно рассматривать как малый лин­кор, поскольку его вертикальная броня была значи­тельно толще, но горизонтальная и калибр орудий были относительно слабыми по сравнению с други­ми линкорами второй мировой войны.

Главным недостатком проекта было ограничен­ное водоизмещение. Но в любом случае при таком ограничении проектирование сбалансированного во всех отношениях корабля затрудняется неизбеж­ными компромиссами при выборе вооружения и защиты, что в результате и привело к созданию корабля, не способного выдержать артиллерийскую дуэль с большинством современных ему линкоров. "По зубам" ему были только модернизированные итальянские линкоры с 320-мм орудиями типов "Джулио Чезаре" и "Андреа Дориа", японские типа "Конго", а также немецкие "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и американские типа "Аляска" (фактически большие крейсера).

При сравнении "Дюнкерка" и "Страсбурга" с предыдущими построенными кораблями типа "Прованс" может показаться, что французы пошли на сокращение огневой мощи в пользу защиты, но это не совсем так. Восемь 330-мм орудий были мощ­нее 10 более старых 340-мм. Из-за увеличения даль­ности артиллерийского боя и точности бомбомета­ния защите, особенно горизонтальной, было уделе­но больше внимания, чем прежде. Если "Прованс" имел суммарную толщину палуб всего 89 мм, то новые корабли 155-165 мм. В основном за счет этого относительный вес брони возрос с 34% до 40-42%, Принцип усиления горизонтальной защиты просле­живается и во всех последующих проектах линейных кораблей.

Система подводной защиты являлась одной из самых глубоких в мире. Взрыв 42 глубинных бомб (почти 4 тонны взрывчатки!) у борта "Дюнкерка" подтвердил её эффективность, хотя сила взрыва в том случае была направлена к поверхности воды и в сторону от корабля, а сам корабль находился в базе, где было проще вести борьбу за живучесть и в слу­чае необходимости можно приткнуться к берегу. С небольшими модификациями эта система была ис­пользована и на типе ''Ришелье".

Универсальная 130-мм артиллерия была техниче­ски передовой по замыслу. Уже на момент проекти­рования "Дюнкерка" французские кораблестроите­ли были правильно убеждены, что в будущей войне авиация превратится в один из решающих факто­ров. Они были готовы пожертвовать одним-двумя орудиями ГК, чтобы дать кораблю достойную за­щиту от самолётов. Но ближняя ПВО была слабой. Вели бы корабли активно участвовали в войне и дотянули бы до её конца не в разукомплектованном виде, а в строю, то они, наверняка, получили бы совершенно новую легкую зенитную батарею, до­полнявшую их 16 130-мм орудий, как это сделали на "Ришелье" и "Жан Баре".

Сосредоточение главного калибра в носу было смелым, но объяснимым решением. Ведь упор де­лался на экономию веса. При размещение башен ГК в носу требовался всего один директор (пост УАО), сокращалась длина броневой цитадели, хорошо изолировались от воздействия дульных газов шлюп­ки и авиационное оборудование. Но серьёзным недостатком, также проявившемся в Мерс-эль-Кебире, становилось отсутствие огня в кормовом секторе.

Энергетическая установка оказалась компакт­ной, однако расположение всего в пяти отсеках снижало её живучесть. Одно попадание могло ли­шить корабль мощности сразу на двух валах. Отчас­ти этот риск компенсировался глубокой ПТЗ.

Проект отличался многими нова­торскими идеями и для своего размера "Дюнкерк" и "Страсбург" были в высшей степени мощными и хорошо защищенными кораблями. Особенно удач­ными по замыслу были система ПТЗ. хорошая гори­зонтальная защита и мощная универсальная бата­рея. Как линейные крейсера, они были превосходны, но для боя с линкорами не годились.