1944 год

 

30-31.01.1944г. новозеландские и американские войска провели развед­ку боем на о.Грин-Айленд. «Флетчеры» Anthony (DD-515) и Pringle (DD-477) были среди эсминцев, осуществ­лявших патрулирование, обстрелы берега и противолодочные операции. 31.01.1944г. эсминцы Guest (DD-472) и Hudson (DD-475) потопили японс­кую субмарину 1-171, после обнаружения ее ЭМ Fullam (DD-474).

«Флетчеры» были широко пред­ставлены в следующей большой опе­рации, захвате Маршалловых остро­вов. Операция Flintlock началась 31.01.1944г. десантированием двух мощных американских оперативных групп на Кваджалейн. Этот и другие атоллы подверглись почти что распы­лению в ходе предварительной арт­подготовки, в которой принимали участие семь линкоров с орудиями калибра 14" и 16". В ходе этой опера­ции 4 февраля эсминец Charrette (DD-581) и эскортный миноносец Fair (DE-35) потопили японскую ПЛ 1-175.

 

Обезвреженный Трук.

 

Видя, как быстро колесо войны повернулось против них, японцы по­спешили заблаговременно оставить военно-морскую базу на Труке, не дожидаясь состоявшейся 16 февраля атаки авианосцев вице-адмирала Митшера. Из тридцати шести эсмин­цев, входивших в TF 58, двадцать три было типа «Флетчер». Одновремен­но TG 50.9 под непосредственным руководством вице-адмирала Спрюэнса (командующего Пятым флотом), включавшая ЛК New Jersey (BB-62) и Iowa (ВВ-61), KPT Minneapolis (CA-36) и New Orleans (С А-32), а также «флетчеры» Izard (DD-589), Charrette (DD-581), Bradford (DD-545) и Burns (DD-588), крейсировала вокруг островов с целью перехвата кораблей противни­ка. Когда на линии огня оказался ЭМ Maikaze, Izard был первым. Bums при­соединился к нему, и японец нашел свою судьбу на дне океана.

После набега на Трук, Митшер направился к Марианским островам, в то время как 17 февраля на атолл Эниветок (Западные Маршалловы острова) был высажен десант.

Эсминец Hoel (DD-533), как и еще девять «флетчеров», действовал у Эниветока, вначале спасая сбитых американских летчиков, а позже об­стреливая вражеские позиции на Пэрри-Айленде. В компании с эсминца­ми Trathen (DD-530) и Haggard (DD-555) он несколько дней артогнем под­держивал морскую пехоту. В это вре­мя эсминцы McCord (DD-534), Hall (DD-583) и Johnston (DD-533) вместе с тремя линкорами и тремя крейсера­ми обстреливали Пэрри-Айленд. Эниветок был в американских руках к 23 февраля.

 

Набег на Марианы.

 

Для отвлечения внимания япон­цев адмирал Спрюэнс 21.02.1944г. на­нес удар по Марианским островам. Его авианосцы притягивали вражес­кие самолеты подобно магниту, и во­семь «флетчеров» TG 58.2 сражались с ними, не покладая рук. Флагманс­кий эсминец DESRON 50 Bronson (DD-534) сбил первый самолет из на­падавших той ночью, подав хороший пример другим «жестянкам», кото­рые впервые действовали совместно. Маленькие группы японских бомбар­дировщиков, к тому же появлявшие­ся с перерывами, облегчали задачу зе­нитчиков. Пока авианосцы атаковали Сайпан, их охранение 22 февраля уничтожило не менее восьми само­летов.

После этого набега начался пери­од интенсивной охоты на подлодки, и «флетчеры» участвовали в уничтоже­нии 7 апреля 1-2 (DD-465 Saufley), 30 апреля RO-45 (DD-538 Stephen Potter), 16 мая I-176(DD-554 Franksn DD-555 Haggard).

На Северном театре была намече­на первая атака на японские укрепле­ния на Курильских островах. В марте 1944г. эсминцы Picking (DD-685), Wickes (DD-578), Sproston (DD-577), Young (DD-580), W.D.Porter (DD-579), Isherwood (DD-520), Kimberley (DD-521) и Luce (DD-522) вышли из Атту на Алеутах. Погода соответствовала репутации одного из самых плохих операционных районов в мире, и ко­рабли попали в шестибалльный шторм. Из-за неблагоприятных погод­ных условий весь отряд вынужден был возвратиться в базу.

24 июня набег на Курилы был по­вторен. Эсминец Charles J.Badger (DD-657) присоединился к ветеранам первого неудавшегося удара, и на сей раз погода благоприятствовала ус­пешному двадцатиминутному артоб­стрелу аэродрома на о. Парамушир.

В Южных морях в начале года рей­ды 42,43,44,45, 89 и 94 дивизионов эсминцев, к тому времени состоящих полностью из кораблей типа «Флет­чер», были быстрым ответом на просьбы армейских командиров об огневой поддержке. На Соломоновых островах (в частности на о.Бугенвиль) уничтожались последние очаги со­противления японцев. Поэтому эти корабли стали известны как «Бугенвильскийфлот».

Довелось «флетчеру» служить и флагманским кораблем. В феврале 1944г. контр-адмирал Уилкинсон (T.S. «Ping» Wilkinson) во время операции по захвату островов Грин-Айленд (Green Island) поднял свой флаг на эсминце Halford (DD-480).

Потопление 7 апреля ЭМ Saufley (DD-465) японской субмарины 1-2 было одним из последних действий эсминцев на Соломоновых островах; война окончательно ушла дальше. Острова Адмиралтейства были следу­ющими в списке целей, но использо­вались там в основном другие типы эсминцев. «Флетчеры» действовали как часть сил прикрытия 7-го флота. Это были эсминцы Beale (DD-471), Bache (DD-470), Daly (DD-519) и Hutchins (DD-476), а также присоеди­нившиеся позже Ammen (DD-527) и Mullany (DD-528). После захвата ост­ровов Манус и Лос-Негрос эти кораб­ли выполняли обстрелы целей на о. Новая Гвинея.

 

Марианское избиение.

 

В течение марианской кампании в июне 1944г. миноносные силы вы­полняли свои обычные разнородные задачи, совершенно незамечаемые общественностью, так как собствен­но вторжение и подавляющее превос­ходство авианосной авиации США захватили большинство газетных заго­ловков. У истощенного Императорс­кого Флота было немного шансов справиться с силами, сосредоточен­ными для захват Сайпана в количестве 535 судов. Но потеря Марианских ос­тровов открывала Америке путь к Филиппинам и островам метрополии. В попытке предотвратить такое раз­витие событий адмирал Тойода ввел в действие план «A-GO», приведший к сражению в Филиппинском море.

Действия эсминцев начались с пат­рулирования Burns (DD-588) и Cowell (DD-547) в радиолокационном дозо­ре для оповещения о возможных на­летах вражеской авиации. Braine (DD-630) был среди эсминцев, внесших вклад в артогонь, похоронившим за­щитников о.Сайпан. Эсминец Norman Scott (DD-690) храбро маневрировал на самом виду у японцев, отвлекая внимание вражеских береговых бата­реи от десантных транспортов. Ценой этой демонстрации была жизнь капи­тана и 21 члена экипажа плюс шесть­десят три раненых, когда японские артиллеристы с Сайпана накрыли цель и добились многократных попаданий в эсминец.

Императорский Флот придавал большое значение субмаринам, спо­собным причинить серьезный ущерб силам вторжения, но японс­кие подлодки быстро превратились из охотников в жертвы. Девять из них были потоплены в июне, причем шесть - эсминцами. Из «флетчеров» отличились: Taylor (DD-468) 11 июня потопил RO-111, Melvin (DD-680) 13 июня - RO-36, Wadleigh (DD-687) со­вместно с Melvin 16 июня - RO-114, Newcombe (DD-586) 22 июня -1-185. Кроме того, эсминец David W.Taylor (DD-551) и эскортный эсминец Riddle (DE-185) 4 июля совместно уничто­жили 1-10.

После ужасающего разгрома японской авианосной авиации в «Ве­ликой Марианской охоте на индюков» 19 июня остатки Императорского Фло­та отступили из этого района, пресле­дуемые самолетами американских авианосцев.

 

Филиппины.

 

По плану на 1944 год, возвраще­ние Нидерландской Восточной Индии и Филиппин было следующим пунк­том в американском расписании, и первой вехой на этом пути был ост­ров Моротаи. D-день был назначен на 15 сентября, и в соединение TF 75 контр-адмирала Берки включено было восемь «флетчеров» и два авст­ралийских эсминца. Борьба была не слишком жестокая, и к 3 октября все было кончено.

Остров Пелелиу обещал быть бо­лее стойким в обороне, и потому предварительные бомбардировки стали самыми массированными из всех состоявшихся до сих пор. Их про­водили шесть старых линкоров и че­тыре тяжелых крейсера в охранении многочисленных эсминцев. Так, на­пример, «флетчеры» Wadleigh (DD-687) и Bennett (DD-473) принимали участие в тралении, уничтожая всплывающие мины. Заняв 15 сентяб­ря позицию в радиолокационном до­зоре, ЭМ Wadleigh на следующий день подорвался на мине. Тяжело по­врежденный, он был взят на буксир ЭМ Bennett. Эсминец Heywood L.Edwards (DD-663) ночью 24/25 сен­тября уничтожил несколько вражес­ких барж.

Ранее, в том же месяце, эсминцы Laws (DD-558), Pritchett (DD-561) и Longshaw (DD-559) отправились на перехват японского конвоя, следую­щего вдоль берега о. Минданао. Транс­порты, предварительно рассеянные воздушными атаками, все были по­топлены орудийным огнем эсминцев.

Случались н досадные неудачи. Так, 12 сентября у островов Палау ЭМ Fullam (DD-474) таранил быстроход­ный транспорт Noa (APD-24). После­дний затонул через шесть часов, а эс­минец получил тяжелые поврежде­ния.

23 сентября оперативная группа контр-адмирала Блэнди без сопротивления заняла атолл Улити, ставший до конца войны крупнейшей передовой базой флота. Стоит отметить, что вы­садку обеспечивали легкий крейсер Denver (CL-58) и два «флетчера», Ross (DD-563) и Bryant (DD-665).

Военно-морской флот достиг та­ких успехов в течение последних не­скольких месяцев, что адмирал Кинг решил ускорить вторжение на Филип­пины и начать высадку на о.Лейте в октябре вместо декабря 1944г. Опера­ция King Two проводилась корабля­ми Третьего флота адмирала Хэлси (пятьдесят восемь эсминцев, из них сорок три «флетчера») и Седьмого флота адмирала Кинкейда (включав­шего восемьдесят шесть эсминцев, из них больше половины «флетчеров»), составивших самую большую арма­ду вторжения, когда-либо виденную на Тихом океане.

В это время японцы еще смогли собрать флот значительных размеров, включая могущественные линкоры Yamato и Musashi. Но в операции SHO-GO в противостоянии американ­ской армаде имелись небольшие шан­сы на какой-либо успех. В заливе Лей­те японцы атаковали сразу с двух сто­рон, что вынудило американские эс­минцы сражаться против линкоров, с потерей двух «флетчеров», одного эскортного миноносца и одного эс­кортного авианосца. Враг заплатил огромную цену за эти успехи, так как Императорский флот был практичес­ки уничтожен.

Прикрываемая флотом, армия США высадилась на берегах Лейте 20 октября. Сопротивление было сла­бым, и в конце дня Макартур смог произнести свои знаменитые слова: «Я вернулся», знаменующие начало освобождения Филиппин.

Для японцев сражение началось ужасно, когда американские субма­рины потопили два тяжелых крейсе­ра на пути к Филиппинам. Но 24 ок­тября вражеский самолет сбросил бомбу на легкий авианосец Princeton (CVL-23) из ТО 38.3 контр-адмирала Шермана. Авианосец был тяжело по­врежден, и эсминцы Catling (DD-671), Invin (DD-794), Cassin Young (DD-793) и Morrison (DD-560) сблизились с ним для проведения спасательных работ и предупреждения дальнейших нападе­ний на пораженный корабль. Пожар вышел из-под контроля, и многочис­ленные взрывы раскачивали авиано­сец. Находясь под левым бортом авиа­носца, ЭМ Morrison принял около 400 человек его экипажа, но затем оказал­ся зажат между выступающими за борт второй и третьей дымовыми тру­бами и потерял фок-мачту, носовой пост УАО и обе дымовые трубы, преж­де чем сумел освободиться. Как ока­залось, эсминцу еще очень повезло. На его место для продолжения спаса­тельных работ встал легкий крейсер Birmingham (CL-62), а уже в 15.23 в кор­ме Princeton прогремел сильнейший взрыв. При этом больше всего пост­радал крейсер, на котором погибло 229 человек и ранено более 400. Боль­ше ничего нельзя было сделать для спасения авианосца, и эсминец Irwin и крейсер ПВО Reno (CL-96) добили его торпедами. Morrison и Irwin затем сопровождали Birmingham для ремон­та сначала на атолл Улити, а затем в Сан-Франциско. Irwin, кроме того, спас 646 человек с Princeton, а за весь этот эпизод получил Благодарность в Приказе по Флоту (The Navy Unit Commendation).

 

Пролив Суригао.

 

Соединение вице-адмирала Нисимура вошло в пролив Суригао, где его уже ждала оперативная группа TG 77.2 контр-адмирала Олдендорфа. 24 октября Олдендорф встретил вра­га атаками торпедных катеров, а свои основные силы развернул поперек выхода из пролива. В правофланго­вой группе были «флетчеры» DESRON 24 кэптена Макманеса - Hutchins (DD-476), Bache (DD-470), Daly (DD-519), Beale (DD-471) и Killen (DD-593). В центре в тот день заняли позиции «флетчеры» DESRON 56 кэптена Смута - Newcomb (DD-586), Richard P.Leary (DD-664) и Albert W.Grant (DD-649), Robinson (DD-562), Halford (DD-480) и Bryant (DD-665). Далее к югу находились Heywood L.Edwards (DD-663), Leutze (DD-481) и Bennion (DD-662), а еще южнее - Remey (DD-688), Melvin (DD-680), McGowan (DD-678), McDermut (DD-677) и Monssen (DD-798) из DESRON 54 кэптена Кауарда. К север от ост­рова Хибусон находились Aulick (DD-569), Cony (DD-508) и Sigourney (DD-643), пять крейсеров и шесть линкоров.

Первыми в клещи попали линкор Fuso и 4 эсминца, следовавшие в аван­гарде. После торпедной атаки диви­зиона Кауарда в 03.09-03.36 Fuso был смертельно поврежден (затонул в 04.20), Yamashiro получил одно попа­дание, Michishio начал погружаться, Yamagumo взорвался и затонул, у Asagumo оказался оторван нос. Затем атаковали «флетчеры» Макманеса. Они добили Michishio, а коммандер Кори с Killen вторично поразил лин­кор Yamashiro. Засыпанный затем многочисленными снарядами амери­канских линкоров, Yamashiro в конце концов (в 04.19) был добит двумя тор­педами с Newcomb.

Оставшиеся японцы продолжали двигаться вперед навстречу снарядам и торпедам американских кораблей. Asagumo был добит огнем легкого крейсера Denver (CL-58), но в беспо­рядке сражения американский эсми­нец Albert W.Grant был обстрелян с обеих сторон (22 попадания, 38 уби­тых, потеряны ход и управление). Са­моотверженная храбрость была ха­рактерна для американских моряков, боровшихся за спасение своих това­рищей и их кораблей. Эсминцы Newcomb и Leary пришли на выруч­ку, и вскоре Albert W.Grant был вне опасности. Он был единственным американским поврежденным кораблем, зато пять японских навсегда остались в проливе Суригао. Так началось последнее в морской истории сражение линкоров, в котором основ­ную роль сыграли... эсминцы!

Но когда эта сокрушительная по­беда была одержана, выяснилось, что подходы к заливу Лейте остались без прикрытия. Бросившись на север для атаки японского авианосного соеди­нения, адмирал Хэлси невольно со­вершил ошибку. Он не мог знать, что вражеские авианосцы были приман­кой без самолетов на борту.

 

Бой у острова Самар.

 

В водах к востоку от о. Самар 25 октября появилось потрепанное, но все еще опасное Центральное соеди­нение вице-адмирала Курита, вклю­чавшее четыре линкора (в том числе Yamato), шесть тяжелых и два легких крейсеров и одиннадцать эсминцев. Первым на его пути оказалось TG 77.4.3 (Taffy 3) контр-адмирала Клиф­тона Спрэга - шесть эскортных авиа­носцев в охранении «флетчеров» Johnston (DD-557), Hoel (DD-533), Heerman (DD-532) и четырех эскортных миноносцев. Американский самолет обнаружил угрозу непосредственно в тот момент, когда и японцы заметили авианосную группу. Японцы откры­ли огонь с дистанции около 30 кило­метров, а почти все американские авианосные самолеты были не гото­вы к бою. Срочные обращения о по­мощи заполнили эфир, но никаких се­рьезных сил США поблизости не было.

Выходом, остававшимся Спрэгу, было бегство. Он стал уходить в залив Ленте, подняв большинство своих са­молетов в воздух. Японцы затем раз­делили свои силы, пытаясь окружить эскортные авианосцы, что вызвало небольшую задержку. Все, что могло быть сделано - это послать эсминцы в атаку на вражеские линкоры и крей­серы, как ягнят на заклание. Развора­чивалось одно из наиболее драмати­ческих сражений в истории американ­ских эсминцев. Как сказал позднее ар­тиллерийский офицер ЭМ Johnston Роберт Хаген. «мы были подобны ма­ленькому Давиду, но без пращи...»

Но именно Johnston вел атаку. Выпустив полный торпедный залп в японские корабли, коммандер Эрнест Эванс и его экипаж попали под ответ­ный огонь. Получив в 07.20 попада­ния трех 14-дюймовых снарядов (к счастью не взорвавшихся), DD-557 снизил скорость до семнадцати узлов, но продолжал бой. Следовавший по­зади Hoel восемью минутами позже также выстрелил торпеды и также ощутил глухие удары японских снаря­дов. Johnston приблизился к вражес­ким кораблям на расстояние не бо­лее 4.500 метров и при этом достиг одного торпедного попадания в КРТ Kumano, потерявшего нос.

Адмирал Спрэг приказал поста­вить дымовую завесу, чтобы хоть не­много прикрыть своих «малышей» от шквала огня и замаскировать авиа­носцы, первоочередную вражескую цель. Используя дымовую завесу, эс­минцы Hoel и Heerman выстрелили свои торпеды, причем последний «флетчер» также был обстрелян одним из японских крейсеров. Как заколдованный, он избежал опасностей в этой атаке на японские корабли и вышел из сражения с минимальны­ми повреждениями.

Гораздо больше вреда японские тяжелые орудия могли нанести эскор­тным миноносцам. Их командиры знали, что если их корабли попадут под залп главного калибра, они имеют зна­чительно меньшие шансы остаться на плаву, чем 2.100-тонные «флетчеры». К счастью, дождевой шквал дал им некоторую помощь в их неравной борьбе, и в итоге погиб только Samuel B.Roberts (DE-413). Выведенные из равновесия действиями авиации, эс­минцев и эскортных миноносцев, силы адмирала Куриты достигли ог­раниченных успехов. Они повредили флагман Спрэга АВЭ Fanshaw Bay (CVE-70) и еще четыре корабля, но сумели потопить только один авиано­сец - Gambler Bay VE-73).

Эсминец Hoel, чьи носовые ору­дия и надстройка были превращены в руины, выдержал около сорока попа­даний, прежде чем перевернуться и затонуть в 08.55, унося с собой 253 члена экипажа. Из 86 оставшихся в живых почти все были ранены, и пят­надцать человек позже умерли от ран. В 09.45 был оставлен экипажем дру­гой «флетчер», Johnston. Он находил­ся в строю год без двух дней. Коман­дир, Эрнест Э.Эванс, погиб вместе со своим кораблем и 185 членами эки­пажа. Но его смерть и самопожерт­вование команды не были забыты. Эванс был посмертно награжден Ор­деном Почета (Congressional Medal of Honor), a «GQ Johnnie» (General Quarters - получивший такое прозви­ще потому, что постоянно находился в центре событий) был отмечен Бла­годарностью в Президентском Прика­зе (Presidential Unit Citation).

Сражение в заливе Лейте на этом не закончилось. Хотя атаки эсминцев расстроили попытки японцев уничто­жить силы десанта, соединение Куриты более или менее сохранило свой состав. Только крейсер Kumano был поврежден торпедой. Но когда позднее американские самолеты потопили еще три тяжелых крейсера (Chikuma, Chokai, Suzuya) адмирал понял, что это не его день. Дальнейший ущерб аме­риканскому флоту нанесли только японские самолеты. Первое массовое использование «камикадзе» привело к потоплению эскортного авианосца Saint Lo(CVE-63).

Тем временем, оперативная груп­па TG 34.5 Третьего флота, состоящая из двух линкоров, трех крейсеров и восьми «флетчеров», Tingey (DD-539), Owen (DD-536), Miller (DD-535), The Sullivans (DD-537), Hickox (DD-673), Hunt (DD-674), Lewis Hancock (DD-675) и Marshall (DD-676), прибы­ла только после ухода линкоров Куриты. Хотя они потерпели неудачу в перехвате, Owen настиг вражеский эс­минец Nowake и потопил его с помо­щью эсминцев Lewis Hancock и Miller. Так закончилось сражение за залив Лейте. И когда эти потери были до­бавлены к потере четырех авианосцев в бою у мыса Энганьо, Императорс­кий Флот оказался окончательно обес­кровлен.

 

Залив Лейте.

 

Для охранения сил вторжения в заливе Лейте, Седьмой флот развер­нул девятнадцать эсминцев в качестве кораблей радиолокационного дозора. Они являлись составной частью TG 77.1, и их задачей было обеспечение раннего предупреждения о надвод­ных и воздушных атаках японского флота. Наибольшие хлопоты достави­ли вражеские самолеты, в чем при­шлось убедиться с началом воздуш­ных ударов в 09.40 1.11.1944г.

На этой стадии войны японцы ока­зались неспособными полностью ре­ализовать отчаянную стратегию действий летчиков-самоубийц как способ уничтожения американских кораб­лей. Но для зенитчиков различие меж­ду способами действий противника - обычное воздушное нападение, ког­да летчики, сбросив торпеды или бом­бы, возвращаются на базу, или, с дру­гой стороны, стремление экипажей самолетов погибнуть вместе с врагом - стало слишком очевидным. 1 нояб­ря эсминец Bush (DD-529) в одиноч­ку сражался с японскими бомбарди­ровщиками и истребителями. По крайней мере один истребитель пы­тался спикировать на корабль, в то время как бомбардировщики прово­дили стандартные торпедные атаки. Bush сбил один торпедоносец «бетти» и один истребитель «зик» (Zeke). Вскоре после этого эсминец Claxton (DD-571) стал первым «флетчером», пораженным «камикадзе». В ЭМ Ammen (DD-527) также врезался само­лет. Новей жертвой в мрачной стати­стике Второй Мировой войны стал эсминец Abner Read (DD-526). После полудня 1 ноября пылающий «вэл» преднамеренно врезался в заднюю дымовую трубу эсминца. Многочис­ленные взрывы разорвали его на час­ти и он затонул в 13.42, тридцать шесть минут спустя после попадания, к сча­стью потеряв только 22 моряка, при­чем 187 человек спас ЭМ Claxton.

Радиолокационный дозор стал обычной частью деятельности эсмин­цев Тихоокеанского флота до конца войны. Враг, возможно, не полностью оценил опасность эсминцев раннего предупреждения для его самолетов - но он понимал, что медленно патру­лировавшие корабли, изолированные от основных сил флота, были заман­чивой целью. Нападения на эсминцы стали намного более частыми.

Тем временем, другие «флетчеры» продолжали охоту на японские субмарины. 13 ноября у о. Яп Nicholas (DD-449) потопил 1-38, вторую лодку на счету эсминца-ветерана. 28 нояб­ря в заливе Ормок ЭМ Waller (DD-466) потопил более экзотичную цель - японский «миджет» («midget»), сверх­малую подлодку. Это произошло при перехвате местного «Токийского экс­пресса». Конвой шел с севера Филип­пин к Лейте и был обнаружен DESDIV 43, состоящим из эсминцев Waller (DD-466), Renshaw (DD-499), Saufley (DD-465) и Pringle (DD-477). Транспор­ты подверглись атаке, но эсминцы были отвлечены обнаружением под­водной лодки. Waller открыл артилле­рийский огонь по находящейся на поверхности субмарине, неблагора­зумно выбравшей такой способ борь­бы. «Миджет» получил многочислен­ные попадания и затонул.

Ухудшение погоды помогло врагу в снабжении гарнизона Лейте, но эс­минцы США сделали эти операции очень дорогостоящими. Высадку де­санта в заливе Ормок 7 декабря при­крывали двенадцать эсминцев, кото­рые выполнили предварительную бомбардировку берега.

В декабре природная катастрофа в виде тайфуна обрушилась на Тре­тий флот с ужасающей силой. Гро­мадные волны двадцатиметровой вы­соты и ураганный ветер, скорость ко­торого превышала 210 км/час, сорва­ли дозаправку топливом и послали три эсминца на дно, среди них один «флетчер» - Spence (DD-512). Корабль оп­рокинулся и затонул 18 декабря около 11.00, причем спаслось только 24 че­ловека. Этот тайфун запомнится как самое сильное испытание, которое вынес Тихоокеанский флот.

В конце декабря эсминцы США выполняли многочисленные задачи по поддержке наземных операций по захвату филиппинской столицы Манилы. Вместе с противокорабельны­ми действиями, бомбардировками берега, радиолокационным дозором и спасательными работами, неустан­но шла охота за вражескими субма­ринами. Как и во многих случаях прежде, присутствие эсминцев как бы создавало границу между жизнью и смертью для сбитых летчиков, и было немного «флетчеров», не имевших на своем счету спасенных экипажей ис­требителей и бомбардировщиков.