1945 год

Залив Лингаен.

 

Последний бой надводных кораблей на Филиппинах произошел 7.01.1945г., когда американцы проводили высадку в заливе Линга­ен. Два «флетчера» Charles Ausburne (DD-570) и Braine (DD-630), наряду с двумя другими эсминцами входившие в отряд TU 78.1.11, после наступления сумерек установили радарный контакт и осве­тили прожекторами вражеский эсминец Hinoki. Последнее сраже­ние не оправдало ожиданий, так как японец сразу же потерял ход после скоординированных залпов американских кораблей. Попыт­ка ответного торпедного удара была безуспешной, и тридцать ми­нут спустя после открытия огня Hinoki взорвался и затонул.

4 января одному из «флетчеров» пришлось выполнять непри­ятную задачу. Эскортный авианосец Ommaney Bay (CVE-79) был так тяжело поврежден «камикадзе», что ЭМ Burns (DD-588) при­шлось добить его торпедами.

В начале января авианосцы нанесли удары по Формозе, Лусо­ну и Индокитаю, что заставило японцев с тревогой ждать следую­щей атаки. Ждать пришлось недолго. Японцы ожидали вторжение в Манильском заливе, но 9 января американские десантные силы появились в заливе Лингаен.

Эсминцы Newcomb (DD-586), Richard P.Leary (DD-664) и Bennion (DD-662) были среди «флетчеров», атакованных «камикадзе» во время операций в заливе Лингаен. Как не раз уже бывало в таких случаях, корабли или сотрясались от близких взрывов, когда их зе­нитный огонь отклонял вражеский самолет, или получали повреж­дения различной тяжести, когда самоубийцы прорывались. Пол­ное разрушение больших кораблей случалось относительно редко, и намного более тяжелым следствием самоубийственных ударов японцев следует считать гибель и ранения американских моряков.

В ночь на 1 февраля эсминцы O'Bannon (DD-450), Bell (DD-587) и Jenkins (DD-447) совместно с эскортным миноносцем USS ULVERT M.MOOR (DE-442) потопили япон­скую подводную лодку RO-115. Американ­ские войска все еще сражались по пути в Манилу, в то время как на море флот боролся с минной опасностью. В ходе борьбы за Батаан и Коррехидор эс­минцы La Valletta (DD-448) и Radford (DD-446) стали жертвами мин, и оба были тяжело повреждены. Эсминцы Fletcher (DD-445) и Hopewell (DD-681) в день Святого Валентина пострада­ли от огня береговых батарей с о. Коррехидор.

При захвате о.Коррехидор особен­но отличились «флетчеры» Wickes (DD-578), Young (DD-580) и Picking (DD-685). Все же, несмотря на мощ­ную артиллерийскую поддержку (эсминцы иногда находились не да­лее одного километра от берега), на то, чтобы сломить оборону защит­ников острова, потребовалось три­надцать дней.

 

Иводзима и Окинава.

 

Для атаки на остров Иводзима, захват которого обеспечил бы аэро­дромы «на полпути» к Токио, Пятый флот развернул две оперативные груп­пировки вице-адмиралов Тернера и Митшера с двадцатью и семидесятые эсминцами соответственно. Десант­ные силы Тернера насчитывали в об­щем 495 судов, в то время как в авиа­носной группировке Митшера было 118 кораблей. Нападение на Иво пред­варялось воздушными ударами ар­мейской и морской авиации и бом­бардировкой корабельной артиллери­ей. 19 февраля вторжение началось.

Японцы теперь боролись с отчая­нием, рожденным надвигающимися поражением и доселе немыслимым вторжением на родные острова. Каж­дый американский солдат, убитый или раненый, отдалял день, когда вой­на неизбежно придет на японскую землю. У Иводзимы отчаянные уда­ры наносили «камикадзе» и подвод­ные лодки. Но если первым удалось потопить эскортный авианосец Bismarck Sea (CVE-95) и вывести из строя до конца войны Saratoga (CV-3), то из шести подлодок успеха, да и то частичного, добилась только RO-43. Субмарина торпедировала ЭМ Renshaw (DD-499) 21 февраля, но «флетчер» сумел на буксире вернуть­ся в залив Лейте. Полностью DD-499 был отремонтирован к октябрю 1945г. За это японцы заплатили тремя потоп­ленными 26 февраля подлодками (RO-43, 1-368 и 1-370). В марте-апреле «флетчеры» потопили еще четыре подлодки: Haggard (DD-555) - RO-41, Morrison (DD-560) -1-8, Hudson (DD-475) - RO-49, Mertz(DD-691) и Monssen (DD-798) - RO-56. У эсминца Hudson это был уже второй успех, после по­топления 1-371 31.01.1944г.

Снова эсминцы выполняли множе­ство задач, пока десантные суда выса­живали войска на засыпанные вулка­ническим песком берега Иводзимы. Японские минные поля были грозной опасностью для патрулирующих эс­минцев, и некоторые корабли получи­ли повреждения. Другие поражались артогнем из вражеских орудий, укрытых в крутых склонах береговых скал. Сопротивление защитников Иводзимы задержало до 1 апреля начало опера­ции Iceberg - вторжения на Окинаву.

19 марта авианосец Franklin V-13) был тяжело поврежден «камикадзе» у Японского архипелага. Авианосец потерял 724 человека убитыми и 265 ранеными. «Флетчеры» оказали серь­езную помощь в спасении экипажа и помогли отбуксировать поврежден­ный корабль в Нью-Йорк для ремон­та. Эсминец Miller (DD-535) за этот эпизод удостоился Благодарности в Приказе по Флоту (The Navy Unit Commendation).

1.04.1945г. 1.450 кораблей и судов под командованием адмирала Нимица начали нападение на последний японский оплот. Самая могуществен­ная армада, когда-либо увиденная на Тихом океане, включала почти 150 эсминцев и эскортных миноносцев, и именно они приняли на себя главный ответный удар врага. Обычно воен­но-морские силы находятся в относи­тельной безопасности после захвата берегового плацдарма, но здесь вра­жеские воздушные атаки вернули эс­минцы обратно на передовую.

Потери эсминцев у Окинавы, ког­да в исходе войны уже нельзя было сомневаться, были ужасными и не­пропорционально высокими. У «флетчеров» они начались с ЭМ Halligan (DD-584), который подо­рвался на мине 26 марта. На нем сдетонировали носовые погреба, взрыв которых уничтожил носовую часть эсминца до передней трубы. Погиб­ла половина экипажа, причем из 21 офицера спаслось только двое. Ос­тавшуюся на плаву часть «флетчера» дрейфом выбросило на берег о.Токасики, где ее разрушили артог­нем. 6 апреля японцы начали опе­рацию TEN-GO - массированные воздушные атаки сил вторжения с помощью летчиков-самоубийц. Первыми под удар примерно соро­ка самолетов попали эсминцы ар­тиллерийской поддержки. ЭМ Newcomb (DD-586) последовательно получил попадания четырех «ками­кадзе», а пятый, сбившись с курса, угодил в бросившийся на помощь ЭМ Leutze (DD-481). У последнего заклинило руль и он начал садиться кормой. Эсминец Newcomb, полно­стью лишившийся хода, представлял собой факел 30-метровой высоты. Как ни странно, оба корабля удалось отбуксировать в безопасное место у о.Керама Ретто. Правда, восстанав­ливать их не стали и после войны они пошли на слом. Да и потери были невелики - всего 47 убитых на двух эсминцах.

6 апреля эсминец Bush (DD-529) находился в радиолокационном дозо­ре в 50 километрах к северу от Окина­вы. С 15.13 до 17.45 он был поражен тремя «камикадзе» и затонул в 18.30. Спаслось 227 человек. Поспешивший ему на помощь ЭМ Colhoun (DD-801) уничтожил пять самоубийц, по так­же получил три попадания и в 18.00 был оставлен экипажем (34 погиб­ших). Эсминец Cassin Young (DD-793) добил его артогнем. 16 апреля ЭМ Pringle (DD-477) подвергся атаке трех «камикадзе» и сбил одного из них. Однако другому удалось врезаться в эсминец между дымовыми трубами. Гигантский взрыв разломил корабль пополам и через шесть минут на по­верхности океана остались только 258 спасшихся моряков. 3 мая в 18.13 эс­минец Little (DD-803) был атакован целой эскадрильей самоубийц. Сбив два самолета, он получил четыре по­падания и затонул в 18.55. На следующий день ЭМ Luce (DD-522) как ко­рабль наведения истребителей в 07.40 направил боевой воздушный патруль на перехват японских самолетов. Про­тивники сцепились в отчаянной воз­душной схватке, однако двум «ками­кадзе» удалось прорваться к эсминцу и таранить его. В 08.08 все было кон­чено. Также 4 мая погиб эсминец Morrison (DD-560). Находясь в дозоре вместе с «самнером» Ingraham (DD-694), они с помощью своего воздуш­ного патруля сбили четырех японцев. Однако противников было настолько много, что еще четыре «камикадзе» врезались в Morrison и один - в Ingraham. Первый пошел ко дну, а вто­рой вышел из строя до конца войны. Эсминец Morrison (DD-560) потерял 152 из 331 члена экипажа.

Кстати, в тот же день американцы потеряли и эскортный авианосец Sangamon (CVE-26). Находившийся в его охранении ЭМ Fullam (DD-574) совместно с другими кораблями сбил три из четырех атаковавших «ками­кадзе», но четвертый таранил полет­ную палубу авианосца. После гран­диозного взрыва началась борьба с пожарами, в которой так отличился ЭМ Hudson (DD-475), что стал извес­тен как «эсминец, который спас авиа­носец». Но повреждения оказались настолько тяжелыми, что Sangamon решено было не восстанавливать в качестве авианосца, а переоборудо­вать в торговое судно.

Большинство жертв нападения «камикадзе» находились в радиолокационном дозоре, в ос­новном в составе оперативной группы TF 5 под командованием грозного коммодора Мусбраггера (Moosbrugger). Размещенные в радиусе до 100 километров от Окинавы по курсам под­лета самолетов из Японии, эсминцы обнару­живали, прослеживали и сообщали о вражес­ких воздушных и морских действиях. Отдель­ные эсминцы действовали как корабли управ­ления истребителями и контролировали боевой воздушный патруль из самолетов флота, морс­кой пехоты и армии.

Исключением из общего списка жертв стал эсминец Longshaw (DD-559). J 8 мая, действуя в качестве корабля огневой поддержки, после четырехсуточного почти непрерывного об­стрела берега эсминец в 07.19 выскочил на риф Осэ. Отчаянные попытки снять корабль с мели ни к чему не привели, а в 11.00 заговори­ла японская береговая артиллерия. Попадания начались почти сразу, и после взрыва носо­вых погребов экипаж вынужден был оставить эсминец, потеряв 86 убитыми (включая коман­дира) и 97 ранеными.

Дальше снова «камикадзе» находили свои жертвы. 10 июня погиб эсминец William D.Porter (DD-579). Одиночный «вэл» в 08.25 рухнул в море рядом с бортом корабля и взор­вался. Взрывная волна разрушила подводную часть корпу­са, и вскоре вся кормовая часть эсминца была затоплена. Спасти его не удалось, зато обошлось без человеческих потерь. Корабль затонул в 11.19. 16 июня от двойного удара погиб ЭМ Twiggs (DD-591). В 20.30 он был атакован японс­ким торпедоносцем. Сначала торпеда поразила эсминец в районе миделя, а затем в корму врезался и самолет. Нача­лись взрывы и пожары, и уже через полчаса произошла детонация кормовых артпогребов, уничтожившая корабль. Погибло 126 моряков.

Последним эсминцем, ставшим жертвой самоубийц, был Callaghan (DD-792). И этим «камикадзе» был летчик на... деревянном биплане! 29 июля в 00.41, используя ночную темноту, он сумел попасть точно в цель. Не спра­вившись с возникшими пожарами, экипаж оставил ко­рабль, затонувший в 02.35. Потери составили 47 человек.

В TF 5 имелось шестьдесят «флетчеров» и семнад­цать «самнеров» из общего количества девяносто семь эсминцев, хотя наличие множества позиций дозора при­водило к тому, что даже этого числа кораблей времена­ми не хватало. Не каждый эсминец мог быть выделен для дозорных целей, и задача облегчилась только вво­дом в действие береговых радаров.

22.02.1945г. был сдан флоту ЭМ Wiley (DD-597), после­дний из 175 эсминцев типа Fletcher. Он так и не принял учас­тия в боевых действиях Второй Мировой войны, но это толь­ко подчеркнуло громадный вклад остальных кораблей этого класса. Всего девятнадцать «флетчеров» погибло и шесть получило настолько тяжелые повреж­дения, что не восстанавливались (total loss). Из последних пять - Leutze (DD-481), Thatcher (DD-514), Evans (DD-552), Haggard (DD-555), Newcomb (DD-586) пострадали от атак «камикадзе», а шес­той - Hutchins (DD-476) стал жертвой взрывающегося катера.

Когда огонь прекратился, было бо­лее чем символично, что первым эс­минцем, вошедшим в Токийский залив, стал «флетчер», а именно ЭМ Wedderbum (DD-684). Также «флетчер» - эсминец Murrey (DD-576) 27 августа стал первым американским кораблем, которому сдались японцы - командир подлодки 1-14 вручил свой меч победи­телям. В тот же день, когда для предсто­ящей церемонии капитуляции адмирал Хэлси на линкоре Missouri (BB-63) ввел в бухту Сагами американский флот, в его составе из 92 эсминцев было 47 «флетчеров». Один из них, ЭМ Nicholas, 2 сентября доставил на борт Missouri представителей союзников для подпи­сания акта о капитуляции, а другой, ЭМ Taylor, - военных корреспондентов.

Бывшая главная якорная стоянка японского Императорского флота ста­ла самой новой военно-морской базой США, охраняемой 38 эсминцами, вклю­чая двадцать два «флетчера», два «самнера» и три «гиринга». Преобладание «флетчеров» над другими типами эс­минцев было более чем очевидным.

Приведем данные, характеризую­щие боевую деятельность типично­го «флетчера». ЭМ Catling (DD-671) с января 1944п прошел 175.000 миль, выстрелил по врагу 77 тонн снаря­дов, потопил два японских судна и сбил восемь самолетов. Вдобавок он спас более 400 моряков и 37 летчи­ков со сбитых американских самолетов. Но что отличает его от многих других кораблей - Gatling за всю вой­ну не потерял ни одного члена эки­пажа! DD-671 за полтора года полу­чил восемь Боевых звезд (battle star). Кстати, рекордсменами по последне­му показателю являются эсминцы Nicholas (DD-449) и Saufley (DD-465) - по 16 Боевых звезд, правда, за три года боевых действий.

Благодарность в Президентском Приказе (The Presidential Unit Citation - PUC) стала наградой для офицеров и матросов шести «флетчеров»: Bennion (DD-662), Cowell (DD-547), Evans (DD-552), O'Bannon (DD-450), Stanly (DD-478) и Wadsworth (DD-516). Кроме того Heerman (DD-532), Hoel (DD-533) и Johnston (DD-557) по­лучили PUC в составе Taffy 3 за бой в заливе Самар. DESRON 23 Эрли Берка получил PUC за действия на Соло­моновых островах с 1.11.1943г. по 23.02.1944г.

Благодарность в Приказе по Флоту (The Navy Unit Commendation) полу­чили команды восемнадцати кораблей.

Своеобразным отличием можно назвать тот факт, что грандиозный морской парад Победы (Presidential fleet review) в гавани Нью-Йорка 27.10.1945г. президент Трумэн прини­мал на борту «флетчера» - Renshaw (DD-499).

И напоследок упомянем примеча­тельный эпизод - единственный заход «флетчера» в советский порт. В сен­тябре 1945г. ЭМ Bennet (DD-473) заб­рал американских метеорологов из Петропавловска-Камчатского.