Введение

 

Защита морских торговых путей всегда яв­лялась жизненно важным вопросом для раски­нувшейся по всему миру обширной Британской империи. В начале XX века до двух третей основных продуктов питания и почти все сырье для ее развитой промышленности были привоз­ными и доставлялись в Метрополию морем. По­этому крейсерам в британском военно-морском флоте уделялось особое внимание.

Начало линейным крейсерам первого по­коления типа "Инвинсибл", заложенным в 1906 г., было положено на 12 лет раньше, и уходит к бронепалубным крейсерам "Пауэрфул" и "Террибль", которые можно считать их предшествен­никами. При нормальном водоизмещении 14345 т, они являлись такими же крупными корабля­ми, как эскадренные броненосцы типа "Маджестик". Наличие 48 котлов Бельвиля и двух паровых машин тройного расширения, разви­вающих мощность 25000 л.с., позволяло им достигать скорости 22 уз. — на 4 уз. больше, чем у "Маджестика".

Их артиллерия главного калибра состо­яла их двух 234-мм орудий с длиной канала ствола 40 калибров и двенадцати, позднее ше­стнадцати, 152-мм орудий. Это было значитель­но слабее по сравнению с четырьмя 305-мм и двенадцатью 152-мм орудиями "Маджестика", поскольку 234-мм орудия придавали снаряду зна­чительно меньшую скорость, чем 305-мм ору­дия с.длиной канала ствола 35,4 калибра. К тому же их броневая защита оказалась доволь­но слабой.

Эти крейсера не имели бортовой брони, а плиты бронированной палубы и скосов, обыч­но изготавливаемые из 152-мм гарвеевской брони, фактически соответствовали 102-мм мяг­кой стали. Мелкие, глубиной всего 0,8 м, бар­беты 234-мм орудий только с наружной сторо­ны имели защиту из такой же 152-мм гарвеев­ской брони, а бронированная труба подачи бо­еприпасов имела толщину всего 63 мм, и то только до бронированной палубы, что было ни­чуть не лучше, чем 76-мм мягкая сталь.

Для сравнения, "Маджестик" имел 229-мм броневой пояс, толщину стенок барбетов 356-178 мм, уходящую ниже броневой палубы, и 265-мм лобовую броню башни — все из гарвеевской стали.

К крейсерам таких же размерений и сис­темы бронирования можно отнести броненос­ные крейсера, уже имеющие бортовую броню. Это крейсера типа "Дрейк" (4 единицы; всту­пили в строй в 1902-03 гг.; нормальное/полное водоизмещение 13920/15445 т; 2 234-мм/46,7 кал., 16 152-мм/44,9 кал.; 162,6 х 21,7 х 7,8 м, L/B = 7,5; 30000 л.с., 23 уз.), типа "Дьюк-оф-Эдинбург" (2 единицы; вступили в строй в 1906 г.; нормальное/полное водоизмещение 12595/14050 т; 2 234-мм/46,7 кал., 10 152-мм/44,9 кал.; 154,1 х 22,4 х 7,8 м, L/B = 6,88; 23500 л.с., 23 уз.), типа "Уорриор" (4 единицы; вступили в строй в 1903-04 гг.; нормальное/полное водоизмещение 13240/ 14440 т; 6 234-мм/46,7 кал., 4 190-мм/50 кал.; 154,1 х 22,4 х 8,05 м, L/B = 6,88; 23500 л.с., 23 уз.). Заметно изменение системы бронирования меж­ду крейсерами типа "Дрейк" и "Дьюк-оф-Эдинбург" и в меньшей степени между последним и "Уорриор" при уменьшении высоты главной па­лубы с расположенными на ней 152-мм оруди­ями почти до самой ватерлинии.

В этот период наиболее современными крейсерами британского флота считались бро­неносные крейсера типа "Минотавр" (3 едини­цы; вступили в строй в 1908-09 гг.; нормальное/ полное водоизмещение 14595/16085 т; 4 234-мм/ 50 кал., 10 190-мм/50 ал.; 158,2 х 23 х 7,9 м, L/B = 6,88; 27000 л.с., 23 уз., 1,68 л.с./т полного водоизмещения) и их предшественники типа "Уорриор" и "Дьюк-оф-Эдинбург". Однако они не были достаточно вооружены как для действия в составе линейного флота, так и для эффек­тивной борьбы с современными им вражески­ми крейсерами. Они также не обладали доста­точной скоростью, чтобы иметь возможность догнать большие немецкие трансатлантические лайнеры, которые в военное время Германия предполагала вооружить для использования в качестве вспомогательных крейсеров для борьбы с британским торговым судоходством.

Сточки зрения мощности орудийного залпа "Минотавр" являлся лучшим. Он мог быть еще более мощным, если бы реализовали идею уста­новки четырех 254-мм орудий вместо 234-мм за счет уменьшения количества 190-мм орудий про­межуточного калибра. Это исключило бы про­блему опасной переноски зарядов, находящихся в тонких стальных пеналах, расход которых во время боя составлял половину 190-мм зарядов.

С начала 80-х годов прошлого столетия британские броненосные крейсера увеличились в своих размерах и мощности вооружения на­столько, что стали превосходить большинство броненосцев 2-го и 3-го класса. Для британс­кого флота строили серии огромных дорого­стоящих крейсеров.

В последние годы перед появлением "Дред­ноута" (согласно Burt [3], 1906 г.; водоизмеще­ние нормальное 18120 т, полное 20730 т, (фак­тическое 21765 т); 10 305-мм/45 кал., 28 76-мм; 149,5 м между перпендикулярами (158,6 м по ватерлинии, 160,7 м полная); ширина 25 м; сред­няя осадка 8,1 м; L/B = 6,43; 23000 л.с., 21 уз.) каждый тип линейного корабля имел опреде­ленное соответствие среди броненосных крей­серов. Например, броненосный крейсер "Дьюк-оф-Эдинбург" являлся крейсерским вариантом линейного корабля "Кинг Эдвард VII" (1903 г.; 17800 т; 4 305-мм/40 кал., 4 234-мм/46,7 кал., 10 152-мм; 18500 л.с., 19 уз.), а серия британ­ских броненосных крейсеров типа "Минотавр" являлась крейсерским вариантом и имела мно­гие характерные черты линейного корабля "Лорд Нельсон" (1906 г.; 16750 т, 4 305-мм/45 кал., 10 234-мм/50 кал.; 17500, 19 уз.).

В течение 1904 г., когда идея создания ли­нейного корабля типа "Дредноут", вооружен­ного орудиями "единого крупного калибра", еще витала в воздухе, подобной тенденции в раз­витии броненосных крейсеров вообще не наблю­далось. Находящийся в постройке английский крейсер "Дифенс" типа "Минотавр" был воо­ружен 4 234-мм, 10 190-мм орудиями и имел скорость 23 уз.

Подобным вооружением и скоростью рас­полагали корабли других крупных морских держав. Франция ("Вальдек-Роше", 14100 т, 14 194-мм, 23 уз.), Италия ("Сан-Джорджио", 10164 т, 4 254-мм, 8 190-мм, 23 уз.), Россия ("Рю­рик", 15430 т, 4 254-мм 8 203-мм, 21 уз.) и США ("Теннеси", 15000 т, 4 254-мм, 16 152-мм, 22 уз.) имели в то время в составе своих флотов броненосные крейсера. Только японс­кие броненосные крейсера "Цукуба" и "Курама" имели на вооружении главный и вспомо­гательный калибр в составе четырех более круп­ных 305-мм и восьми 203-мм орудий, но они раз­вивали скорость не более 21-22 уз.