Идеи адмирала Фишера

 

Сама идея создания линейного корабля, вооруженного как можно большим количеством тяжелых орудий единого калибра, впервые выс­казывалась итальянским военным инженером Витторио Куниберти. Его статью "Идеальный линейный корабль для британского флота" в 1903 г. опубликовал военно-морской ежегодник, выходящий под редакцией Ф.Т. Джена. Корабль, предложенный итальянским конструктором, должен был иметь водоизмещение 17000 т, главный броневой пояс 305-мм, скорость хода 21-22 уз. и нести двенадцать 305-мм орудий в шести башнях. Главные размерения и тактико-технические данные, намеченные Куниберти, оказались очень близки к тем, которые затем воплотили в "Дредноуте".

В то время адмирал Фишер занимал пост начальника военных верфей в Портсмуте. Он, несомненно, ознакомился с этой статьей, и про­ект Куниберти оказал на него большое влияние. Поэтому было совершенно логично, что в на­чале 1904 г. адмирал Фишер обсудил с главным конструктором Портсмутской военной верфи Уильямом Гардом проект линейного корабля, вооруженного орудиями одного только крупного калибра (проект "Антэйкэйбл" ("Не борись со мной"), а немного позднее проект перспектив­ного броненосного (эскадренного) крейсера (про­ект "Анэпроучэйбл" ("Не приближайся ко мне"). Последний предполагали спроектировать вслед за новым линейным кораблем, как его крейсер­ский вариант, воплощавший в себе идеи адми­рала Фишера. "Анэпроучэйбл" имел много об­щих черт с проектируемым линейным кораб­лем, отличаясь от него лишь бронированием и скоростью. Корабль в основном предназначал­ся для самостоятельных крейсерских операций, а также, в случае необходимости, как быстро­ходный в эскадре линейных сил.

Как обычно, для проведения консульта­ций адмирал Фишер привлек много различных специалистов по новым артиллерийским ору­диям, турбинам, использованию нефтяного топ­лива и т.д. Правда, в это время в британском военно-морском флоте еще не предполагалось создание проекта броненосного крейсера, воо­руженного орудиями только "единого крупно­го калибра", поскольку этот вопрос еще не стоял в повестке дня. Предполагалось, что артилле­рийское вооружение нового броненосного крей­сера будет смешанным и состоять из привлек­ших к себе так много внимания 254-мм и 190-мм орудий, которые планировалось установить на строящихся британскими верфями Виккерс и Армстронг, Уитворт и К° для Чили броне­носцах "Конституцион" и "Либертад".

Как позднее поясняли Фишер и Гард, но­вый броненосный крейсер должен был иметь нормальное водоизмещение 14000 т; длину 152,5 м; ширину 21,4 м; 152-мм главный броневой пояс, бронированную палубу толщиной 37/51/76 мм (середина); две 234-мм двухорудийные башни и шесть 190-мм двухорудийных башен; энерге­тическую установку мощностью 35000 л.с. для обеспечения скорости 25 уз. От применения 254-мм орудий отказались, потому что показанное ими улучшение баллистических качеств, по срав­нению с 234-мм орудиями, привело к значитель­ному увеличению их веса. Полагали, что гото­вый "Анэпроучэйбл" превзойдет по огневой мощи все современные иностранные броненос­ные крейсера так же, как "Антэйкэйбл" все су­ществующие линейные корабли.

Появление линейных кораблей дредноут­ного типа повлекло за собой массу проблем тех­нического и военно-стратегического характе­ра. Дредноуты свели к нулю не только значе­ние прежних эскадренных броненосцев, но и бро­неносных крейсеров. Необходимость разработки проектов нового класса броненосных кораблей — крейсерских вариантов дредноутов была осоз­нана с самого начала.

В это время требования к перспективно­му британскому броненосному крейсеру фор­мулировались следующим образом: скорость, намного превышающая скорость любого ино­странного броненосного крейсера; артиллерия главного калибра, состоящая из 254-мм орудий, как наиболее крупнокалиберных, приводящихся в действие вручную, и 190-мм орудий вспомо­гательного калибра, как наиболее крупнокали­берных скорострельных, и расположенная та­ким образом, чтобы обеспечить максимально возможное равномерное ведение артиллерийс­кого огня во всех секторах горизонта; снаряд­ные и зарядные погреба должны размещаться под всеми орудиями, что позволяло избавить­ся от коридоров для подачи боезапаса и обой­тись меньшим количеством людей в расчетах башен; броневая защита всех орудий должна вы­держивать попадание 203-мм мелинитовых сна­рядов; каждое орудие должно иметь свой соб­ственный дальномер и наблюдательный колпак для управляющего огнем офицера; настоятельно рекомендовалось применение турбинной энер­гетической установки; нефтяное отопление котлов; уменьшение до минимума высоты надстроек и мостиков; желательно применение телескопи­ческих дымовых труб; отсутствие боевых мар­сов на мачтах, вооруженных мелкокалиберны­ми пушками; бесштоковые якоря; полное от­сутствие деревянного покрытия; применение кра­нов с электромоторами взамен грузовых стрел.

Главные размерения корабля определя­лись этими требованиями. При этом отмеча­лось, что если удастся установить машины, кот­лы и вспомогательное оборудование энергети­ческой установки ближе к корме корабля, то размещение артиллерии при расположении на палубе минимального количества надстроек, мачт и дымовых труб станет более выгодным, поскольку это сократит закрытые для орудий сектора обстрела.

Что касается тактического назначения но­вого типа корабля, то в 1905 г. профессор Массачусетской школы кораблестроения в США В. Ховгард сформулировал задачи, которые пришлось бы выполнять идеальному броненос­ному (эскадренному) крейсеру будущего. Они сводились к следующему: быстрое сосредото­чение и охват флангов противника, используя свое преимущество в скорости хода; навязы­вание противнику боя и удержание огневого контакта с ним до подхода главных сил; пре­следование отступающего противника; разведка боем, поскольку им не надо было уходить от всякого замеченного неприятельского кораб­ля; в случае необходимости, прикрытие отступ­ления эскадры; самостоятельные дальние крейсерские операции; поддержка легких крейсеров.

Каким же рисовался Ховгарду будущий ко­рабль, соответствующий таким тактическим тре­бованиям? В сущности, по вооружению и бро­нированию им мог стать эскадренный бронено­сец, увеличенный в размерах до того, чтобы раз­вивать более высокую скорость. Следует отдать должное проницательности Ховгарда — пред­сказанные им корабли действительно появились через десять лет. Но в 1905 г. английские кораб­лестроители, проектировавшие крейсерский ва­риант "Дредноута", еще не могли свыкнуться с мыслью о том, что "эскадренный" крейсер мо­жет стать крупнее броненосца. Поэтому они при­няли второй путь: повышать скорость хода не за счет увеличения водоизмещения, как предла­гал Ховгард, а в основном за счет ослабления бронирования. Немцы, принявшие вызов англи­чан, избрали третий путь: довольствуясь мень­шей скоростью, они большое внимание уделя­ли бронированию и живучести корабля. В ре­зультате появился новый тип прочных и гроз­ных кораблей, в создании которых Германия всегда была более удачлива, чем Англия.

Появление линейных крейсеров как про­межуточного класса повлекло за собой путаницу, за которую главную ответственность несет Фи­шер. Основой для такой неразберихи послужи­ли не конструктивные особенности корабля, взя­тые сами по себе, а цель, для которой он созда­вался. Здесь главную роль сыграло утвержде­ние Фишера, что "эскадренный крейсер — это ничто иное, как быстроходный линкор". Существовало и другое его высказывание: "Нет та­кой задачи для линейного корабля, которую не смог бы выполнить эскадренный крейсер". По вновь введенной с 1911 г. в Великобритании клас­сификации боевых кораблей эскадренные бро­неносцы стали именоваться линейными кораб­лями, а броненосные (эскадренные) крейсеры — линейными крейсерами, поэтому автор в тек­сте, описывая события одного и того же корабля до 1911 г., применяет термин "броненосный (эс­кадренный) крейсер", а позднее "линейный".

Согласно ставшей общепринятой терми­нологии можно сказать, что на английских ли­нейных крейсерах первого поколения, в ко­торых защита приносилась в жертву скорос­ти и огневой мощи, упор делался больше на крейсерские функции, чем на эскадренные. В первых же германских линейных крейсерах эс­кадренные требования преобладали над крей­серскими. Достаточно полно это различие про­явилось в ходе первой мировой войны. Тем не менее свернуть с пути, намеченного аме­риканцем Ховгардом не удалось ни англича­нам, ни немцам: столбовой дорогой развития линейных крейсеров после их появления ста­ло неуклонное увеличение водоизмещения от серии к серии.

Назначением линейных крейсеров было то, что эти корабли были способны подавить все современные им бронированные крейсера и раз­делаться с поврежденными линейными кораб­лями противника. Поскольку значительная даль­ность стрельбы их орудий главного калибра и высокая скорость давали возможность управ­лять такими действиями, считалось, что значение броневой защиты, заложенной в проекте, имело второстепенное значение.

Начиная с "Лайона" в Англии и "Фон-дер-Танна" в Германии, линейный крейсер стано­вился крупнее современного ему линейного ко­рабля. В этой связи необходимо указать на зна­чительное увеличение водоизмещения, которое из года в год было характерно для британских линейных крейсеров: "Инвинсибл" (заложен в 1907 г.) 20420 т, "Индефатигейбл" (1909 г.) 21240 т, "Лайон" (1909 г.) 30084 т, "Тайгер" (1912 г.) 32800 т. В течение пяти лет водоизмещение воз­росло в 1,6 раза, лишь после этого рост замет­но снизился.

Термин "линейный" крейсер для периода 1905-1920 гг. можно точно определить как обо­значение корабля на четыре-шесть узлов более быстроходного, чем современный ему линейный корабль, имеющего на водружении орудия, ана­логичные артиллерии главного калибра совре­менных ему линейных кораблей, и с такой бро­невой защитой, которая возможна при соблю­дении двух предыдущих условий. Трудности при создании проекта такого корабля, водоизмеще­ние которого могло быть меньше, чем у соот­ветствующего ему линкора, или, за небольшим исключением, было бы не намного больше, чем у него, состояли в больших размерах и весе кот­лов, машин и механизмов, необходимых для обес­печения более высокой скорости.

Адмиралтейство предложило вместо этого проекта строить броненосные крейсера типа "Минотавр", но они были слишком слабы и тихоходны, чтобы соответствовать требовани­ям адмирала Фишера.

Русско-японская война 1904-05 гг. полно­стью подтвердила правильность идей Куниберти и придала новый импульс планам создания британских броненосных (эскадренных) крей­серов, поскольку она показала, что они без осо­бого для себя ущерба имели средства и возмож­ность борьбы с линейными кораблями против­ника. На бездарность командования русским военно-морским флотом и ужасающее такти­ческое бессилие 2-й Тихоокеанской эскадры по тем или иным причинам пока удобно было смотреть сквозь пальцы. Но сам ход боевых действий в русско-японскую войну, переход 2-й Тихоокеанской эскадры с Балтийского моря на Дальний Восток изучали самым тщатель­ным образом. Причем Фишер был не одинок, выдвигая идею, что скорость представляет собой достаточную защиту против снарядов крупного калибра.

Такая точка зрения и легла в основу за­дачи, сформулированной еще в августе 1904 г. и предусматривающей постройку эскадренно­го крейсера со скоростью хода 25 уз. и линей­ного корабля с максимальной скоростью хода 20 уз.

22 декабря 1904 г. был создан Комитет по проектированию линейного корабля, вооружен­ного по принципу "All big gun" ("единый круп­ный калибр"). Этот Комитет по проектирова­нию под председательством первого морского лорда адмирала Фишера обладал полномочи­ями совещательного органа и был образован в помощь управлению военного кораблестроения Адмиралтейства. Однако на его заседаниях обсуждались почти все элементы проекта, вклю­чая размещение вооружения, управления артил­лерийским огнем, степени бронирования, кон­струкции энергетической установки, вида топ­лива, водоотливной системы, управления кораб­лем, размещения шлюпок, оборудование жилых помещений и многое другое.

В состав Комитета входили "самые свет­лые головы флота": начальник военно-морской разведки Адмиралтейства принц немецкого про­исхождения на английской службе контр-адми­рал Луи Баттенберг, главный инженер-механик флота контр-адмирал Джон Дарстон, коман­дующий подводными и минными флотилиями контр-адмирал Альфред Уинслоу, инспектор флота кэптен Генри Джексон, начальник артил­лерийского управления кэптен Джон Джеллико, помощник инспектора флота кэптен Чальз Мэдден, помощник первого лорда Адмиралтей­ства кэптен Реджинальд Бэкон, начальник уп­равления военного кораблестроения Филипп Уаттс, профессор университета в Глазго Дж.Г.Билес, лорд Кельвин, владелец судостро­ительной верфи Джон Торникрофт, директор-распорядитель Фэрфильдской судостроитель­ной верфи в Глазго Александр Грейси, началь­ник опытового бассейна Адмиралтейства Фруд и главный конструктор Портсмутской казенной верфи Уильям Гард. Ответственным за выпол­нение рабочих проектов кораблей различных типов являлся главный конструктор управле­ния военного кораблестроения Нарбет, одно­временно выполняющий обязанности секрета­ря начальника управления военного корабле­строения.

Как только Комитет закончил рассмотре­ние проекта "Дредноута", в нем занялись об­суждением спецификации перспективного типа броненосного (эскадренного) крейсера, явля­ющегося крейсерским вариантом и эквивален­тного по боевой мощи "Дредноуту", воплотив­шего в себе идеи Фишера в отношении артил­лерии главного калибра и высокой скорости хода. Были намечены следующие основные ха­рактеристики броненосного (эскадренного) крейсера: неслыханная до сих пор скорость хода в 25 уз.; на вооружении артиллерия двух калиб­ров, без промежуточного — главная в виде ана­логичных установленным на "Дредноуте" 305-мм орудий, и противоминного; бронирование как у броненосных крейсеров типа "Минотавр", то есть толщина главного броневого по­яса не более 152 мм. Но вследствие ограничен­ных размеров существующих в Англии доков, а следовательно, и ограничения главных размерений нового типа корабля приходилось до­вольствоваться уменьшенным по сравнению с "Дредноутом" количеством тяжелого вооруже­ния и более слабым бронированием, тем более что в первую очередь выполнялось требование высокой скорости.

Все первые эскизные проекты броненос­ных (эскадренных) крейсеров, в 1905 г. пред­ставленные к рассмотрению Комитету, предус­матривали 25-узловые корабли с паровыми пор­шневыми машинами. Создание такого кораб­ля являлось вполне реальным (немецкий тяже­лый крейсер "Блюхер" с паровыми поршневы­ми машинами развил при испытаниях на мер­ной миле 25,86 уз.). По вопросу о калибре ору­дий (305-мм или 234-мм) в Комитете возникли серьезные разногласия. В конце концов верх одержало мнение об установке 305-мм орудий. Во внимание приняли то обстоятельство, что броненосному (эскадренному) крейсеру придется участвовать в эскадренном сражении в качестве вспомогательного отряда линейного флота, на­нося кораблям противника "такие повреждения, которые способны наносить на расстоянии 7 миль 305-мм орудия". Таким образом, аргумен­ты за выбор калибра главной артиллерии были теми же, что и для линейного корабля. Приня­тый тип броненосного крейсера считался впол­не способным безопасно подойти к линейному флоту противника на дальность визуального контакта. Топливом на нем служили как нефть, так и уголь.

Члены Комитета отметили, что функции броненосного (эскадренного) крейсера пока еще точно не определены, но считается, что, теоре­тически, в их число входят: проведение развед­ки; поддержка своих легких крейсеров-развед­чиков; быстрый подход и прикрытие различ­ных действий флота; преследование отступаю­щего линейного флота противника и сосредо­точение артиллерийского огня на его отстав­ших кораблях; самостоятельная служба по за­щите своих торговых судов и уничтожение не­приятельских крейсеров-рейдеров.

Такой крейсер имел возможность прорвать завесу легких крейсеров противника в пределах видимости его линейного флота и получить све­дения о количестве и расположении кораблей этого флота. При этом для выполнения своей задачи он мог справиться с крейсером против­ника любого типа. Ни большое число, ни лю­бая комбинация типов небронированных крей­серов противника не спасали их в бою даже про­тив одного такого броненосного (эскадренно­го) крейсера.

Другим вопросом, постоянно требовавшим внимания Комитета, было зарубежное кораб­лестроение. К концу 1904 г. Адмиралтейству ста­ло известно, что в Японии предложен и принят к постройке проект более мощных броненосных крейсеров "Тсукуба" и "Икома", которые при нормальном водоизмещении 13750 т имели на вооружении четыре 305-мм и двенадцать 152-мм орудий. Через некоторое время после вступле­ния в строй оба японских крейсера посетили Портсмут и произвели очень хорошее впечат­ление, но, поскольку англичане к тому време­ни уже имели в строю линейные крейсера типа "Инвинсибл", те оказались уже устаревшими.

Но поскольку японские крейсера заложили в то же время, что и британские типа "Минотавр", было очевидно, что они полностью пре­взошли английские броненосные крейсера. Японские крейсера представляли собой гибрид линейного корабля и броненосного крейсера — тип корабля с исключительными возмож­ностями, который уже появился в итальянском флоте в виде серии из четырех кораблей типа "Реджина Елена" талантливого инженера Куниберти (1904 г., 12800 т, 2 305-мм, 12 203-мм, 22,5 уз.). До начала их вступления в строй оставался примерно год — головной корабль "Реджина Елена" заложили в 1904 г., а после­дний "Рома" в 1907 г. Проектирование и по­стройка итальянских кораблей также сыграли определенную роль в формировании взглядов на корабль будущего.

Указав на превосходство в вооружении броненосных крейсеров со стороны Японии, счи­тавшей, что они в случае необходимости дол­жны занять место в боевой линии, как это показала практика русско-японской войны, Коми­тет высказал следующее мнение: "В действи­тельности проектируемые крейсера являются замаскированными линейными кораблями!" Адмирал Фишер был готов вообще отказать­ся от постройки линейных кораблей в их пользу, как уже ранее предлагали Фоурни и другие французские и итальянские конструкторы-но­ваторы. Однако Фишер все же считал, что "в настоящее время еще не накоплено достаточ­но такого опыта на море, чтобы совершенно отказаться от постройки линейных кораблей, пока другие морские державы продолжают их строить."

Бэкон позже, уже будучи адмиралом, от­метил, что линейные крейсера были предназ­начены не для сражения один на один с линко­рами противника, а для того, чтобы "образо­вать быстроходную эскадру для поддержки ли­нейных кораблей во время сражения" и также чтобы "тревожить корабли противника, нахо­дящиеся в голове или конце боевой линии... Они должны были принимать участие в бою, отвле­кая на себя внимание кораблей противника..."

Таким образом, линейные крейсера, веро­ятно, как это и представляли в Англии, пред­назначались прежде всего для самостоятельных крейсерских операций, но, при необходимости, они смогли бы действовать и в составе соеди­нения флота, как быстроходная эскадра линей­ных сил. Вторая задача тотчас же получила предпочтение перед другими.