Линейный крейсер "Инвинсибл"

("Непобедимый") В составе флота находился с 1909 г. по 31 мая 1916 г.

 

Из газеты "Ньюкастл уикли хроникл" от 13 апреля 1907 г. "В присутствии не менее тысячи зрителей церемонию крещения крейсера произвела леди Аллендэйл. Именитые гости и руковод­ство верфи расположились на трибунах, в большом количестве установленных вдоль все­го корабля, с которых открывался превосход­ный вид на новый крейсер. Трибуны были пол­ностью заполнены веселыми компаниями, со­стоящими из леди и джентльменов. В то же время сотни простых людей толпились на уча­стках верфи, с которых можно было видеть спуск корабля. В 3 часа дня леди Аллендэйл разбила украшенную цветами бутылку шампан­ского о форштевень корабля, который тут же плавно сошел на воду.

Когда "Инвинсибл" под аккомпанемент громких приветственных криков двигался по спусковым дорожкам, оркестр играл "Ройал Британия", затем национальный гимн". Заре­гистрированный спусковой вес крейсера со­ставлял 7889 г, из них корпус весил 6022 т. На момент спуска на воду осадка составляла 3,48 м носом и 4,77 м кормой".

Линейный крейсер "Инвинсибл" строили по программе 1905-06 финансового года. За­каз на постройку выдали 21 ноября 1905 г.

"Инвинсибл" заложили 2 апреля 1906 г. на частной судостроительной верфи "Армстронг, Уитворт и К°" в Эльсвике на реке Тайн, энер­гетическую установку изготавливала фирма "Хэмпфри и Теннант".

Спустили корабль на воду 13 апреля 1907 г. и ввели в строй 20 марта 1909 г. Стапельный период постройки корабля составлял чуть боль­ше 12 месяцев, достройка на плаву заняла еще 23 месяца. Всего постройка продолжалась 35 месяцев. Последующая достройка "Инвинсибла" на верфи "Сван Хантер и Вильям Ричардсон" в устье реки Тайн около Ньюкастла прерывалась забастовками, что на три месяца задержало вступле­ние крейсера в строй. К тому же, 28 декабря 1907 г. обслуживающий крей­сер угольщик "Оден" про­давил ему пять листов об­шивки и погнул шпангоу­ты корпуса. В сентябре 1908 г. перед уходом на ис­пытания крейсер покинул родную верфь и перешел в Пелау, где на нем работы практически полностью завершили.

Conway [1] указыва­ет действительное нор­мальное водоизмещение 17373 т и в полном грузу 20078 т. Согласно Campbell [2], действительное нор­мальное водоизмещение "Инвинсибла" состав­ляло 17330 т при осадке 7,49 м носом и 8,23 м кормой, действительное водоизмещение в пол­ном грузу (без нефтяного топлива) 19940 т. Со­гласно Burt [3] и Вгеуег [4], соответственно 17420 т и 20135 т. Стоимость постройки "Инвинсиб­ла" составила 1 677515 фунтов стерлингов (16 775 000 рублей золотом) или 97,24 фунтов стер­лингов за тонну нормального водоизмещения.

Экипаж "Инвинсибла" по штату 1906 г. насчитывал 755 человек; по списку на 11 фев­раля 1911 г. 729; в 1914 г. 799 (согласно Вгеуег [4] 784); в Ютландском бою, как флагманский корабль, 1032.

В конце 1908 г. на время испытаний "Ин­винсибл" зачислили в состав Норского резер­ва. Дата окончания обширных ходовых и дру­гих испытаний, которые обычно проводились после постройки каждого нового типа кораб­ля, считалась датой окончательного вступления в состав военно-морского флота. Его отличи­тельной особенностью являлось наличие белой марки на каждой дымовой трубе.

22 октября 1908 г. на мерной миле у Чейзил-Бич при спокойном состоянии моря про­вели 30-часовые ходовые испытания "Инвин­сибла". Осадка крейсера перед выходом из устья реки Тайн составляла 8,18 м носом и 8,26 м кормой. Корабль произвел шесть пробегов при 20% мощно­сти энергетической уста­новки, развив 9695 л.с., что при частоте вращения гребных валов в среднем 174,3 об/мин, обеспечило кораблю скорость 16,24 уз.. 3 ноября 1908 г. на мерной миле в Полперро у полуострова Корнуол провели 13-часовые ходо­вые испытания. "Инвин­сибл" произвел шесть пробегов при 70% мощно­сти энергетической уста­новки, развив 34124 л.с., что при частоте вращения гребных валов в среднем 269,5 об/мин, обеспечило кораблю скорость 24,26 уз, 7 ноября 1908 г. там же при бурном со­стоянии моря и ветре в 9 баллов провели хо­довые испытания "Инвинсибла" на полную мощ­ность энергетической установки. Крейсер про­извел шесть пробегов и оказался самым быст­роходным, развив форсированную мощность турбин 46500 л.с. (увеличение на 13,4%), что при частоте вращения гребных валов в среднем 295,2 об/мин., осадке 7,67 м носом и 8,16 м кормой обеспечило кораблю скорость 26,64 уз.

Затем провели ходовые испытания при наи­меньшей, средней и максимальной крейсерской мощности энергетической установки, во время ко­торых корабль развил соответственно 3845 л.с. (9,4%), 13291 л.с. (32,4%) и 21266 л.с. (51,9%), что при частоте вращения гребных валов в среднем 112,5 об/мин., 196,3 об/мин, и 225,6 об/мин, обес­печило кораблю скорость 11,55 уз., 18,2 уз. и 20,81 уз. Испытания закончили в марте 1909 г.

В первую неделю марта 1909 г. перед са­мым вступлением в строй "Инвинсибл" вышел со своего обычного места стоянки на верфи в устье реке Тайн, чтобы провести очередные артиллерийские стрельбы главным калибром у Кромарти Ферт. После проведения стрельб он вернулся на свое привычное место.

18 марта 1909 г. крейсер окончательно по­кинул верфь на реке Тайн и перешел в Порт­смут, куда прибыл 20 марта. С этого дня "Ин­винсибл" вошел в состав британского флота и был зачислен в состав 1-й эскадры крейсеров, входящей в 1-ю дивизию флота Метрополии. В июне "Инвинсибл" принял участие в смотре на Спитхедском рейде, в июне-июле в ежегод­ных маневрах флота. С 17 по 24 июля он при­сутствовал в Саутене при встрече Атлантичес­кого флота и флота Метрополии, а 31 июля при­нял участие в Королевском смотре обоих фло­тов на Спитхедском рейде.

Дефекты электрического привода орудий­ных башен "Инвинсибла" проявились сразу же во время первых испытаний орудий, проведен­ных недалеко от острова Уайт в октябре 1908 г. Отказывал то один, то другой из сотен контак­тов, имевшихся в каждой башне. Каждая непо­ладка задерживала или полностью прекращала то работу башен, то заряжание орудий. Сильное сотрясение башни, имевшее место при каждом вы­стреле огромных и мощных орудий, приводило к нарушению работы сложной электрической схемы за счет размыкания и замыкания контак­тов, обрывов в сложном лабиринте соединяющих их проводов и порчи электрических приборов. Положение усугублялось тем, что неисправность чрезвычайно сложно было отыскать.

Первоначально появившиеся дефекты ис­правляли, но на смену им приходили еще бо­лее сложные проблемы в связи с отказами в ме­ханизмах горизонтального и вертикального на­ведения во время второго цикла испытаний ар­тиллерийских установок, проведенных у Кро­марти Ферт в марте 1909 г. После обследова­ния, проведенного чиновниками Адмиралтей­ства и представителями обеих фирм, решили про­вести многочисленные усовершенствования. Тем не менее, в течение лета 1909 г. снова обнару­жились дефекты, и, если бы в этот момент ко­раблю потребовалось бы идти в бой, действо­вать могли бы четыре из восьми 305-мм орудий и то только со скорострельностью, значи­тельно меньшей расчетной. Такое положение дел было явно неудовлетворительным.

В августе 1909 г. для выполнения дальней­ших переделок корабль передали Портсмутской казенной верфи, полагая при этом, что к тре­тьей неделе ноября он будет готов к проведе­нию испытаний. Крейсер находился в состоянии двухнедельной готовности, когда обнаружилось, что привод все еще не удовлетворяет предъявляемым требованиям. В связи с этим решили про­извести дополнительные исправления.

С августа по декабрь 1909 г. на Портсмут­ской казенной верфи на "Инвинсибле" снова и снова устраняли неисправности системы наводки артиллерийских башен. Но даже после всех этих работ и усовершенствований электрическое обо­рудование башен оказалось ненадежным. В ре­зультате "Инвинсибл" не мог произвести стрель­бы главным калибром вплоть до 22 февраля 1910 г., когда почти через год, второй раз после ис­пытаний у Кромарти Ферт, корабль стрелял из 305-мм орудий. В это время на площадке мар­са фок-мачты установили указатель дистанции до кораблей противника.

Но и в феврале 1910 г. результаты испы­таний не были удовлетворительными, и элект­рическое оборудование артиллерийских уста­новок продолжало работать ненадежно. Пос­леднюю попытку исправить сложившуюся си­туацию предприняли за счет фирм — создате­лей установок.

27 марта 1910 г. "Инвинсибл" снова при­шел на Портсмутскую казенную верфь на трех­месячный ремонт. И опять регулировка и про­изведенные переделки для ликвидации неисп­равностей не оправдали ожиданий моряков. Ад­миралтейство окончательно пришло к выводу, что эксперимент не удался. Пришлось признать, что "проект электрического оборудования для действия артиллерийских установок на этом ко­рабле страдает многими дефектами и вряд ли когда-нибудь оно будет удовлетворительно ра­ботать без перепроектирования и замены".

Таким образом, артиллерийские установки / башен с электрическим приводом оказались не- ^ удачными. Наведение орудий происходило мед­леннее, чем у башен с гидравлическим приво­дом (к тому же оно не было плавным) и не пользовалось популярностью у расчетов башен. Кроме того, обнаружилось, что электродвига­телю привода горизонтального наведения мощ­ностью 10 л.с. требовалось сравнительно боль­шое время для создания .необходимого крутя­щего момента. Не подходила для электропри­вода и конструкция червячной передачи. Аме­риканцы, имевшие большой опыт применения электроприводов и, в частности, электропри­водов наведения орудий крупного калибра, стол­кнулись с этой проблемой намного раньше, еще на броненосце "Коннектикут". Представители ан­гличан, посетившие частным образом этот ко­рабль, отмечали, что там червячные передачи имели более сложную конструкцию.

В апреле 1910 г. у берегов Шотландии "Инвинсибл" принял участие в совместных манев­рах Атлантического флота и флота Метропо­лии, в июле в ежегодных совместных манев­рах (включая визит в Торбей) Атлантического флота, флота Метрополии и части Средизем­номорского флота. В 1911 г. крейсер переклас­сифицировали из броненосного в линейные. В январе 1911 г. у северо-западного побережья Испании "Инвинсибл" принял участие в объе­диненных маневрах с участием все тех же трех флотов. В марте в Портленде его экипаж умень­шили до минимума во время очередного ремон­та, продолжавшегося до мая. В это время на лицевой стороне площадки марса грот-мачты установили второй указатель дистанции до ко­раблей противника. 16 мая после ремонта "Ин­винсибл" снова зачислили в состав 1-й эскад­ры крейсеров. Вместе с 1-й и 2-й дивизиями флота Метрополии он посетил Дублин.

24 июня линейный крейсер принял учас­тие в параде на Спитхедском рейде по случаю коронации короля Георга V. В июне-июле он участвовал в ежегодных маневрах флота Мет­рополии в Канале и Северном море. 9 июля 1912 г. "Инвинсибл" принял участие в Парла­ментском смотре на Спитхедском рейде. Пос­ле этого линейный крейсер участвовал в еже­годных маневрах военно-морского флота, во вре­мя которых корабли посетили с визитом Тор-бей. Осенью этого же года в составе соедине­ния кораблей он посетил с визитом Норвегию и Данию. В 1912 г. во время очередного ремон­та в углу передней надстройки установили до­полнительный 914-мм прожектор.

Так как электропривод наведения орудий­ных башен не показал устойчивой работы и за­метного преимущества над гидроприводом, 20 марта 1912 г. на совещании в Адмиралтействе в конце концов решили отказаться от неудач­ного эксперимента и во время ближайшего ре­монта установить надежный и проверенный гид­равлический привод. По оценке начальника ар­тиллерийского управления Генри Мура пере­делка могла продлиться шесть месяцев и окон­читься в мае 1913 г. Стоимость переделки со­ставляла 150000 фунтов стерлингов. Докование корабля назначили на октябрь 1912 г., но его отменили вследствие необходимости перевода "Инвинсибла" в Средиземное море.

В январе 1913 г. "Инвинсибл" снова вве­ли в состав 1-й эскадры линейных крейсеров. 17 марта произошло столкновение крейсера с подводной лодкой С-34, закончившееся неболь­шими повреждениями обоих кораблей. В июле "Инвинсибл" участвовал в ежегодных манев­рах флота. По окончании очередного текуще­го ремонта в августе 1913 г. его перевели в Сре­диземное море и зачислили в состав 2-й (Сре­диземноморской) эскадры линейных крейсеров, где он находился по декабрь 1913 г. в небоеготовом состоянии, почти полностью лишенный своей огневой мощи.

В ноябре 1913 г. прошли объединенные уче­ния Средиземноморского флота с частью фло­та Метрополии. По окончании маневров в де­кабре "Инвинсибл" вернулся в Метрополию и 13 декабря 1913 г. прибыл в Портсмут, где сра­зу же перешел на казенную верфь для проведе­ния ремонта, продолжавшегося теперь уже це­лых восемь месяцев до августа 1914 г. В этот пе­риод на нем провели большой общий ремонт и замену экспериментальных электроприводов на­водки башен стандартными гидроприводами.

Одновременно с башен "А" и "Y" сняли четыре 102-мм орудия и переставили их (при­крыв щитами) в казематы в носовой надстрой­ке. Два 102-мм орудия установили на навесной палубе между передней и средней дымовыми тру­бами, а два других на платформе сбоку от пе­редней боевой рубки. На крыше башни "А" ус­тановили колпак для управляющего стрельбой офицера. Установили новый фор-марс с заужен­ной передней частью, оснащенную дальноме­ром системы Арго с базой 2,74 м.

С корабля сняли указатели дистанции до противника. Стоящий на специальной платфор­ме под фор-марсом сигнальный прожектор с ди­аметром зеркала 610 мм переместили на кры­шу небольшой надстройки позади передней ды­мовой трубы. На носовой надстройке на уров­не штурманского мостика расширили прожек­торные платформы и добавили два прожекто­ра с диаметром зеркала 914 мм, разместив их по бокам передней дымовой трубы на уровне шлюпочной палубы. В заднем углу носовой над­стройки дополнительно установили еще один 914-мм прожектор. Стеньги укоротили, а на фок-мачте смонтировали специальные отражающие экраны для создания помех в определении рас­стояния у дальномеров противника.

3 августа 1914 г. "Инвинсибл" вернулся в строй действующего флота, но на его борту все еще продолжали оставаться до 2000 рабочих, приводивших крейсер в боеспособное состоя­ние. Наконец электрические приводы наведе­ния артиллерийских установок башен переделали в гидравлические, и 5 августа корабль окон­чательно подготовили к выходу в море.

4 августа 1914 г. Великобритания всту­пила в первую мировую войну. 6 августа по окончании ремонта "Инвинсибл" направили в Кингстаун для защиты коммуникаций от напа­дения немецких военно-морских сил, но уже 19 августа крейсер отбыл из Кингстауна в Хам­бер, где он, в качестве флагманского корабля, совместно с "Нью Зиленд" образовали 2-ю эс­кадру линейных крейсеров.

После ремонта за проведением артилле­рийских испытаний наблюдали специалисты из военно-морской артиллерийской школы со зна­менитого учебно-артиллерийского корабля "Экселлент". Каждое орудие калибра 305-мм испы­тывали стрельбой до тех пор, пока артиллерий­ские специалисты не были убеждены в том, что вновь установленный гидравлический привод работает нормально. Наконец специалисты удо­стоверились в надежности его работы, но слу­живший на "Инвинсибле" артиллеристом лейтенант-коммандер Барри Бингхем был далеко не в восторге. "Происходят аварии, — писал он, — с вентиляторами и трубопроводами, которые дают течь и продолжают течь непрерывно. На моем посту в башне "А" каждый из расчета получил два комплекта специальной верхней одежды, которую обязательно приходилось ис­пользовать. В комплект входили комбинезон для защиты от грязи и макинтош в качестве сред­ства для защиты от воды из вентилей, из кото­рых, как только подается давление, постоянно хлещет поток, сравнимый только с бесконеч­ным душем".

Очередные испытания орудий главного ка­либра провели утром 25 августа недалеко от Хамбера практическими снарядами с неполными (75%) зарядами. По словам артиллериста башни "А" младшего лейтенанта Стиварта, ведавше­го заряжанием орудий: "... все, что могло не ра­ботать от гидравлической системы, не работа­ло так, как нужно". Так что старая добрая гид­равлика, особенно после спешного и наверня­ка некачественного монтажа, также не была ли­шена недостатков.

28 августа 1914 г. в первом бою в Гельголандской бухте отряд линейных крейсеров "К" в составе "Инвинсибла" и "Нью Зиленда" под командованием контр-адмирала Арчибальда Мура осуществлял поддержку своих легких крей­серов, от которых получил просьбу о помощи.

В 11 ч. 30 м. с кормовых курсовых углов британские линейные крейсера безрезультатно атаковала немецкая подводная лодка. В 12 ч. 10 м. британский легкий крейсер "Фирлесс" (1912 г., 3500 т, 10 102-мм, 25 уз.) и эскадренные ми­ноносцы попали под огонь германских легких крейсеров. В свою очередь их обстреляли по­дошедшие в тумане британские линейные крей­сера, и немецким крейсерам пришлось срочно отойти к острову Гельголанд. На обратном пути из Гельголандской бухты "Инвинсибл" вел огонь по легкому крейсеру "Кельн" (1911 г., 4915 т, 12 105-мм, 25,5 уз.), уже поврежденному "Лайоном" и в 13 ч. 25 м. несколькими залпами сво­их орудий потопил его. После этого британс­кое оперативное соединение начало отход в базу из Гельголандской бухты.

31 августа 1914 г. "Инвинсибл" и "Нью Зиленд" перешли на новое место базирования в Фирт-оф-Форт, но эта база еще не была до конца оборудована и защищена от проникно­вения немецких подводных лодок. 2 сентября 1914 г. в 22 ч. 30 м. при попытке проникнуть в охраняемую базу обнаружили немецкую под­водную лодку U-21. Команды линейных крей­серов были подняты по тревоге и провели не­сколько тревожных ночных часов. 10-11 сен­тября в составе Гранд-Флита "Инвинсибл" уча­ствовал в новом набеге в Гельголандскую бухту, но боя в этот раз не произошло. После похода он получил приказ перейти в Скапа-Флоу для погрузки угля, но уже в середине сентября крей­сер перевели в 1-ю эскадру линейных крейсе­ров Гранд-Флита с базированием на Розайт.

14-17 сентября "Инвинсибл" и "Инфлексибл" совместно с 3-й эскадрой легких крейсе­ров участвовал в патрулировании в районе се­вернее острова Фаро с целью поиска немецких кораблей в Северном море. В конце сентября 1914 г. "Инвинсибл" и "Инфлексибл" снова пат­рулировали в Северном море севернее острова Фаро. 29 сентября в море они соединились с 1-й эскадрой линейных крейсеров.

В начале октября 1914 г. во время реорга­низации Гранд-Флита "Инвинсибл" снова пере­вели во 2-ю эскадру линейных крейсеров. 3-10 октября 1914 г. "Инвинсибл" совместно с "Инф­лексибл" участвовал в патрулировании между Шетландскими и Фарерскими островами, при­крывая переброску в Англию через Атлантичес­кий океан первого контингента канадских войск. 18-25 октября "Инвинсибл" и "Инфлексибл" уча­ствовали в рейде по прикрытию и обеспечению налета гидросамолетов на базу немецких аэро­статов в Куксхафене, но налет прошел неудачно.

Поражение в бою у Коронельских остро­вов 1 ноября 1914 г. нанесло сильный удар пре­стижу Англии. Оно явилось одной из причин замены первого морского лорда принца Баттенберга адмиралом Фишером. Фишер сразу же заменил начальника морского генерального шта­ба вице-адмирала Доветона Стерди контр-ад­миралом Оливером. Вице-адмирал Стерди еще до войны был назначен морским министром Чер­чиллем возглавлять генеральный морской штаб. Стерди был необычайно' упрям и своенравен, всякий профессиональный совет, идущий враз­рез с его мнением, он воспринимал как личное оскорбление. Стерди нес главную ответствен­ность за потопление немецкой подводной лод­кой U-9 броненосных крейсеров "Хог", "Абу­кир" и "Кресси", за что и был снят с этой дол­жности. Теперь ему предоставили возможность самому исправить ошибки, допущенные им на посту начальника генерального морского штаба.

Чтобы избежать возобновления старой вражды, ослаблявшей британский флот, Фишер решил послать Стерди во главе Особой эскад­ры продолжать боевые действия против Шпее и дать ему два однотипных линейных крейсера — "Инвинсибл" и "Инфлексибл". Приказ этим крейсерам подготовиться к походу в Южную Атлантику к Фолклендским островам для по­иска и уничтожения германской крейсерской эс­кадры в составе броненосных крейсеров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" (1906 г., 12985 т, 8 210-мм, 6 150-мм, 22,5 уз.) и легких крейсеров "Дрез­ден", "Лейпциг" и "Нюрнберг" под командо­ванием адмирала графа фон Шпее отправили на Гранд-Флит 4 ноября 1914 г.

"Инвинсибл" назначили флагманским ко­раблем. 5 ноября в полдень на нем спустили флаг командующего 2-й эскадрой линейных крейсе­ров и перенесли его на "Нью Зиленд". Для под­готовки к длительному переходу "Инвинсибл" и "Инфлексибл" перешли из Кромарти в Девонпорт. Переход начали уже через шесть ча­сов после получения известия о гибели британ­ских броненосных крейсеров контр-адмирала Кредока в бою у Коронельских островов. Сра­зу после полуночи оба линейных крейсера по­кинули Кромарти и вдоль западного побережья Ирландии направились в Девонпорт, куда прибыли 8 ноября. Обследование корпуса "Инвинсибла" на казенной Девонпортской верфи по­казало, что кораблю необходим доковый ремонт и что его невозможно закончить раньше пятни­цы 13 ноября. До этого срока рабочие не успе­ют закончить кладку перемычек из огнеупорного кирпича между котлами "Инвинсибла".

Старый морской волк Фишер не мог до­пустить, чтобы крейсера вышли в море 13-го числа, да еще в пятницу. Приказ первого мор­ского лорда назначал выход крейсеров к Фол­клендским островам не позднее среды 11 нояб­ря. В связи с этим рабочим верфи до оконча­ния работ, в случае необходимости, было пред­писано оставаться на борту крейсера.

11 ноября 1914 г. на кораблях завершили все работы и в 16 ч. 45 м. "Инвинсибл" и "Инфлексибл" покинули Англию, направляясь в Южную Атлантику, чтобы расквитаться с эс­кадрой германского адмирала Шпее за катас­трофу у Коронельских островов. 17 ноября в Сент-Винсенте на островах Зеленого мыса они пополнили запас угля. 26 ноября в условлен­ном месте у островов Аброльс, в 30 милях от берегов Бразилии между Байей и Рио-де-Жа­нейро линейные крейсера встретились с уцелев­шими в бою у Коронельских островов крейсе­рами "Корнуол" (1902 г., 9950 т, 14 152-мм, 23,5 уз.), "Карнарвон" (1903 г. 11000 т, 4 190-мм, 6 152-мм, 23,3 уз.), "Кент" (1901 г., 9950 т, 14 152-мм, 24,1 уз.), "Бристоль" (1910 г., 5300 т, 2 152-мм, 10 102-мм, 26,8 уз.) и "Глазго" (1910 г., 5300 т, 2 152-мм, 10 102-мм, 25,8 уз.) под командой контр-адмирала Стоддарта. 26-28 но­ября соединенная эскадра вице-адмирала Стерди базировалась у островов Аброльс.

Здесь Стерди получил распоряжение не­замедлительно идти к Фолклендским островам и приготовиться к поискам противника у чи­лийских берегов. Некоторая задержка произош­ла из-за перенесения радиостанции дальней связи с крейсера "Дифенс" на "Инвинсибл" для того, чтобы Адмиралтейство могло через репетичный корабль "Виндиктив" поддерживать радиосвязь со Стерди. 28 ноября эскадра покинула остро­ва Аброльс и полным ходом пошла к Фолкленд­ским островам, где устаревший додредноут "Канопус" (1897 г., 13150 т, 4 305-мм, 12 152-мм, 18 уз.) оставался в одиночестве охранять гавань и порт, ежечасно ожидая появление германс­кой эскадры. Но на следующий день снова за­держалась из-за "Инвинсибла". Он во время учеб­ной стрельбы намотал себе на винт буксирный трос. Из-за этой неудачи потеряли целый день.

1 декабря 1914 г. эскадра отклонилась от маршрута для проверки сигнала бедствия с тор­гового судна, однако опасения не подтверди­лись. Упрямый Стерди не посчитал нужным в точности исполнить приказ Адмиралтейства: "Следовать к Фолклендским островам со всей возможной поспешностью". Вместо 3 декабря, по расчетам морских лордов, крейсера прибы­ли в порт Стенли на Фолклендских островах в 10 ч. 30 м 7 декабря. Переход продолжался 26 суток. Прежде чем начать поиски немецкой эс­кадры, линейные крейсера должны были срочно пополнить запасы топлива.

8 декабря в 4 ч. 00 м. утра в порту Стенли к борту "Инвинсибла" подали угольщик, и ко­манда приступила к погрузке угля. Вслед за ним к погрузке угля приступил "Инфлексибл". В 7 ч. 50 м. в видимости гавани появились "Гнейзенау" и "Нюрнберг", направленные для высадки десанта и уничтожения британской базы, и с сигнальной станции порта обнаружили их по­явление. Захваченные врасплох, англичане тот­час прекратили погрузку угля и срочно начали поднимать пары. В свою очередь, в 10 ч. 00 м. немцы, по характерным признакам — треногим мачтам, двигающимся в гавани по направлению к морю, определили присутствие в гавани бри­танских линейных крейсеров и стали уходить.

В 10 ч. 10 м. оба линейных крейсера уже вышли из гавани. Видимость была изумитель­ной; море спокойное и ослепительно голубое; дул легкий северо-западный ветер.

В 10 ч. 20 м. последовал приказ вице-ад­мирала Стерди преследовать корабли фон Шпее и был поднят сигнал "общей погони", озна­чавший, что кораблям предоставляется свобода действий. Лучшему ходоку крейсеру "Глазго" приказали поддерживать соприкосновение с немцами, так как эскадра Шпее находилась в 19 милях от англичан и, чтобы догнать их, тре­бовалось время.

Оба линейных крейсера сжигали в котлах вместе с углем нефть. Причем на "Инвинсибле" это делали довольно неумело, а направление вет­ра было столь неудачным, что густой черный дым из его дымовых труб все время накрывал "Инфлексибл". В 10 ч. 50 м. линейным крейсе­рам пришлось снизить скорость до 24 уз. для уменьшения задымленности, а в 11 ч. 10 м. ско­рость еще уменьшили до 20 уз., чтобы дать воз­можность легким крейсерам догнать линейные.

Во время этого перерыва команды обеих эскадр обедали, а англичане переоделись из гряз­ного угольного платья в чистое. Наконец в 12 ч. 20 м. легкие крейсера британской эскадры под­тянулись, и в 12 ч. 50 м. линейные крейсера уве­личили скорость вновь, доведя ее до 25 уз. "Инвинсибл" поднял сигнал об открытии огня в 12 ч. 55 м. В 12 ч. 58 м. с дистанции 14500 м (79 каб.) "Инвинсибл" открыл огонь по замыкаю­щему германскую кильватерную колонну лег­кому крейсеру "Лейпциг" (1905 г., 3250 т, 10 105-мм, 23 уз.). Вместе с "Инфлексиблом" они выпустили по нему около 20 снарядов.

В 13 ч. 20 м. германские легкие крейсера по­лучили приказ рассредоточиться, отвернули на юго-запад и стали уходить, преследуемые крей­серами "Корнуол", "Кент" и "Глазго". "Инвин­сибл" и "Инфлексибл" в первую очередь старались навязать бой "Шарнхорсту" и "Гнейзенау".

После двухчасовой погони в 13 ч. 02 м. "Инвинсибл" наконец открыл артиллерийский огонь с дальней дистанции по германскому флагма­ну "Шарнхорсту", а в 13 ч. 25 м. "Шарнхорст" и "Гнейзенау", в свою очередь, открыли ответ­ный огонь по британским линейным крейсерам, а когда дистанция уменьшилась до 11000 м (59 каб.), немцы ввели в действие и 150-мм орудия и одновременно повернули на восток, желая, по-видимому, отвлечь англичан от своих лег­ких крейсеров.

Предельная дальность стрельбы британ­ских 305-мм орудий составляла 15000-15500 м (81-84 каб.), дистанция действительного огня 11000-13000 м (59-70 каб.). На обоих германс­ких крейсерах 210-мм орудия имели предельную дальность 15000 м (81 каб.), 150-мм казематные орудия 13750 м (74 каб.). Немцы на всех дис­танциях были уязвимы для 305-мм орудий ан­гличан, британские же линейные крейсера имели броню, непробиваемую для 210-мм снарядов на дистанции 13000 м (70 каб.), а на меньшей и для 150-мм орудий.

Уже в 13 ч. 45 м. с третьего залпа "Инвинсибл" получил несколько попаданий 210-мм сна­рядами и, чтобы сбить пристрелку, отвернул на два румба влево для увеличения дистанции. В 14 ч. 10 м. "Шарнхорст" прекратил стрельбу, так как "Инвинсибл" вышел из зоны досягаемости его орудий. Стерди решил не сближаться не­медленно на дистанцию решительного боя, на которой расход боеприпасов был бы наимень­шим и которая обеспечила бы ему быструю победу. Причинами было желание избежать хотя бы малейшего повреждения своих линейных крейсеров и высокая выучка германских комен­доров. В бою на предельной дистанции риск по­лучить повреждения для его кораблей отсутство­вал вовсе, зато расход боеприпасов почти на­верняка должен был быть огромным.

В первой фазе боя стрельба англичан ока­залась исключительно плохой. "Шарнхорст" и "Гнейзенау" получили только по два попа­дания, и ни один из них не был серьезно по­врежден. Разрушительная сила британских 305-мм снарядов оказалась гораздо меньше, чем можно было ожидать. Примерно через полча­са англичане снова пошли на сближение. Ког­да в 14 ч. 48 м. дистанция между ними снова уменьшилась до 15200 м (82 каб.), британский флагман вновь открыл огонь по "Шарнхорсту", ас 15 ч. 15 м. в течение пяти минут обстрели­вал "Гнейзенау", когда немецкие корабли по­менялись местами. Германские корабли полу­чили значительные повреждения, но продол­жали упорно сопротивляться.

Бой сделался жарким, дистанция умень­шилась до 11000 м (59 каб.), и Стерди не допус­кал дальнейшего уменьшения дистанции, что­бы не дать немцам возможности действенным образом использовать 150-мм орудия. Стрельба англичан была бы точнее, если бы Стерди не держал "Инфлексибл" в густом дыму флагман­ского корабля. Оба британских линейных крей­сера в период преследования крейсеров адми­рала Шпее сжигали в топках нефть с углем. При этом густой черный дым из дымовых труб "Инвинсибла" мешал вести огонь артиллерии сво­ей и "Инфлексибла", и они впустую тратили свои ценные снаряды.

Во время боя частота вращения гребных винтов "Инвинсибла" достигала в среднем 298 об./мин. и в один период достигла 308 об./мин. Его осадка составляла 8,53 м носом и 9,14 м кор­мой, и, поскольку днище крейсера очистили в доке перед выходом из Англии, он мог легко развивать 26 уз.

Около 16 ч. 00 м. стало ясно, что "Шарн­хорсту" приходит конец. Он сильно осел, его корму охватило пламя. Тем не менее на нем раз­вевался германский флаг, и корабль продолжал энергично стрелять уцелевшей артиллерией. Уце­лела только одна из четырех труб "Шарнхорста", он имел большой и все возрастающий крен на правый борт. В 16 ч. 10 м., дав последний залп из носовой башни, он стал медленно опроки­дываться, около 7 минут пролежал на борту с вращающимися винтами и наконец в 16 ч. 17 м. скрылся под водой носом вперед, унося на дно командующего германской эскадрой адмирала фон Шпее и весь экипаж броненосного крейсе­ра в количестве 860 человек. Координаты ме­ста гибели броненосного крейсера 52°40' ю.ш., 55°51' з.д. Так как бой продолжался, британские крейсера не смогли оказать помощь команде \ "Шарнхорста". Не спасся никто, поскольку вода в это время года была очень холодная, а про­тивники стремились в первую очередь уничто­жить друг друга, а уже потом заняться спасе­нием людей.

В свою очередь "Инфлексибл" подавил стрельбу "Гнейзенау", когда тот был весь в огне от носа до кормы. Теперь англичане вели спо­койную размеренную стрельбу, напоминающую прицельный огонь по мишени.

В 17 ч. 20 м. "Гнейзенау", имея большие повреждения, без передней трубы, но с разве­вающимся флагом развернулся навстречу анг­личанам и в 17 ч. 25 м. выпустил торпеду. В 17 ч. 30 м. "Гнейзенау" еще держался на воде в виде разбитого остова, все орудия, кроме одного, вы­ведены из строя, на палубе бушевали пожары. Затем корабль внезапно остановился, имея сильный крен на правый борт. Он добился еще од­ного попадания в "Инвинсибл" и в 18 ч. 02 м. также опрокинулся на правый борт и затонул. С потопленного "Гнейзенау" шлюпками на "Ин­винсибл" из ледяной воды, охлаждаемой айсбер­гами, подняли 7 офицеров и 101 матроса из об­щего числа 187 спасенных. Из экипажа "Гней­зенау" 598 человек погибло. Координаты места гибели крейсера 52°46' ю.ш., 56°04' з.д.

В самом начале боя легким крейсерам гер­манской эскадры приказали рассредоточить­ся, и британские крейсера, каждый выбрав себе определенную жертву, перешли в преследова­ние. Англичане потопили германские легкие крейсера "Лейпциг" и "Нюрнберг", только "Дрезден" в этот раз ушел, чтобы найти свой конец в марте 1915 г. Устаревший "Кент" (24,1 уз.) в процессе своей погони за "Нюрнбергом" (23 уз.), для достижения скорости выше проек­тной, увеличил за счет строевых свою машин­ную команду. Экипаж приложил нечеловечес­кие усилия. Для усиления горения в топках кот­лов сожгли даже мебель из кают-компании, но "Нюрнберг" догнали и 9 декабря около 7 ча­сов утра потопили. Так был отомщен контр-адмирал Крэдок и его эскадра.

В уничтожении германской эскадры в бою у Фолклендских островов линейные крейсера "Инвинсибл" и "Инфлексибл" сыграли реша­ющую роль, причем "Инвинсибл" подвергся наи­более интенсивному и сосредоточенному огню броненосных крейсеров противника. За время боя в "Инвинсибл" попало 22 снаряда (соглас­но Вгеуег [4], 23 попадания), среди них двенад­цать 210-мм, шесть 150-мм, а калибр четырех остальных не удалось определить. Одиннадцать попаданий пришлось в палубу, четыре в бор­товую броню, три в небронированный борт. Два снаряда попали ниже ватерлинии, один в баш­ню "А" и один в фок-мачту. Однако серьезных повреждений они не нанесли, лишь слегка ра­нив двух матросов.

Бой у Фолклендских островов был первым эскадренным сражением, в котором принима­ли участие линейные крейсера. Но он был боем неравноценных по классу кораблей и поэтому не представлял большого интереса с точки зре­ния тактики. Его исход от начала и до конца решила корабельная артиллерия. Англичане имели подавляющее превосходство в скорости, артиллерии и водоизмещении. Отправка линей­ных крейсеров в Южное полушарие была, без сомнения, одним из правильных решений и един­ственным смелым и своевременным маневром за всю войну, предпринятым адмиралом Фише­ром. Британские линейные крейсера в бою у Фол­клендских островов, несмотря на большой расход боеприпасов главного калибра, несомнен­но, сделали свое дело, и "их поход был полно­стью оправдан.

Значительно превосходящие по вооруже­нию британские линейные крейсера потопили оба германских броненосных крейсера в нерав­ном упорном бою, который вели на дистанции 14600-7300 м (79-39 каб.), но, в основном, на ди­станции 11000 м (59 каб.). Британские 305-мм снаряды, имевшие на дистанции 12800 м (69 каб.) углы падения в цель 17°, а на дистанции 15000 м (81 каб.) — 24°, наносили большие повреж­дения германским крейсерам. Общее число по­паданий в оба немецких корабля неизвестно, но, вероятно, их было не менее 40 в каждый. При этом расход боеприпасов британских линейных крейсеров был очень значительный. "Инвинсибл" выпустил 513 305-мм снарядов (58,3% боекомп­лекта), из них 128 бронебойных, 259 полуброне­бойных и 39 фугасных, "Инфлексибл" еще боль­ше — 661 (75,1% боекомплекта), в то время как броненосный крейсер "Карнарвон" также выпу­стил 85 190-мм снарядов и 60 152-мм.

Необходимо заметить, что общее количе­ство 305-мм снарядов, выпущенных четырьмя броненосцами адмирала Того в Цусимском бою составляло только 446. Ни один из британских линейных крейсеров в этот момент не имел пол­ностью смонтированной системы управления ар­тиллерийской стрельбой центральной наводки, так как монтаж ее еще не закончили. Несмотря на это обстоятельство, процент попаданий в не­мецкие броненосные крейсера оказался довольно высокий (6-8% выпущенных снарядов). Насколь­ко можно судить, основные повреждения немец­ким кораблям были нанесены снарядами, по­павшими ниже ватерлинии и взорвавшимися на скосах бронированной палубы толщиной 25 мм, а также в крыши башен. Однако необходимо от­метить, что ни на одном из германских кораб­лей не произошло ни одного взрыва боеприпа­сов, какие случались на кораблях Крэдока.

После боя у Фолклендских островов 8-10 декабря 1914 г. в районе мыса Горн "Инвин­сибл" и "Инфлексибл" проводили совместный поиск ускользнувшего "Дрездена". 11 декабря они вернулись в порт Стенли. 16 декабря "Ин­винсибл" ушел с Фолклендских островов в Мет­рополию. Переход он совершал самостоятель­но, поскольку "Инфлексибл" еще некоторое вре­мя занимался поиском ускользнувших немец­ких кораблей и судов.

20 декабря по пути домой "Инвинсибл" нанес визит в Монтевидео, а 26-31 декабря на­ходился в Пернамбуко. В январе 1915 г. он гру­зился углем в Сент-Винсенте. По прибытии в Гибралтар на "Инвинсибле" спустили флаг вице-адмирала Стерди, и он на пять недель встал в ремонт, во время которого на нем исправили полученные в бою повреждения. В целях уст­ранения задымления фор-марса, чтобы хоть как-то избавиться от дыма на нем, последнем из ли­нейных крейсеров первого поколения, удлини­ли на 2 м переднюю дымовую трубу.

После возвращения в метрополию "Инвин­сибл" зачислили флагманским кораблем в 3-ю эскадру линейных крейсеров, но он присоеди­нился к ней только в марте 1915 г., когда пере­базировался в Розайт.

В период первой мировой войны основ­ной базой британских линейных крейсеров был Розайт, выбранный, в основном, из-за того, что он был ближе к месту боевых действий флота, чем более северные базы. Кроме того он обла­дал еще тем преимуществом, что находился не­далеко от Эдинбурга, в котором разрешалось бывать офицерам эскадры, если флот не был в готовности быстро поднять пары. Доки Розайта всегда были снабжены всем необходимым и на­ходились в готовности к приему и ремонту по­врежденных кораблей. Там также имелись вме­стительные казармы для матросов.

1 января 1915 г. "Инвинсибл" ввели в док для двухмесячного ремонта, во время которо­го с его мачт сняли дефлекторы помех опреде­ления дистанции, установленные перед опера­цией по уничтожению эскадры Шпее. После вы­хода из ремонта и присоединения к нему в марте "Индомитейбла", а в июне "Инфлексибла", все три крейсера первого поколения образовали 3-ю эскадру линейных крейсеров, базируясь в Розайте. Во второй половине февраля 1915 г. "Ин­винсибл" в составе 3-й эскадры прибыл в Скапа-Флоу, где эскадра проводила учебные стрель­бы и занималась боевой подготовкой.

Инженеры фирмы "Виккерс" находились на борту "Инвинсибла" со времени его вхож­дения в состав флота в августе 1914 г. В их за­дачу входила помощь в монтаже сложной сис­темы электрических кабелей системы управле­ния стрельбой центральной наводки, а также наладка работы самой системы. К сожалению, как и на других линейных крейсерах, эту сис­тему не удалось ввести в действие до боя у Фол­клендских островов. На "Инвинсибле" монтаж приборов этой системы на марсе фок-мачты за­кончился только к началу 1915 г., а на двух ос­тальных крейсерах систему управления стрель­бой центральной наводкой установили в том же году, но позднее.

Система стрельбы с "центральной навод­кой" означала, что все 305-мм орудия корабля наводят из одного высоко расположенного поста управления и выстрелы из них производятся од­новременно. Все орудия корабля наводил лишь один артиллерийский офицер, использующий для этого задающий прибор визира — специ­альный оптический прибор, электрически свя­занный с прицелом каждого орудия. Этот же офицер нажатием кнопки производил залп всех орудий. Такой метод помогал значительно уве­личить эффективность и точность стрельбы.

На начавшихся в феврале 1915 г. учебных артиллерийских стрельбах главного калибра, проводившихся на "Инвинсибле" для испыта­ния только что отлаженной системы централь­ной наводки, выяснилось, что во время боя у Фолклендских островов "износились" четыре ствола 305-мм орудий и их необходимо заме­нить. В частности, обнаружили, что внутрен­няя труба левого орудия башни "А", из кото­рой в этом бою сделали 109 выстрелов, высту­пала из дульного среза на 12 мм. В апреле "Ин­винсибл" прошел ремонт на верфи в устье реки Тайн. 25 апреля на заводе "Уолкерс Ярд" в Ньюкастле на нем заменили несколько стволов орудий главного калибра.

26 мая 1915 г. на "Инвинсибле" поднял свой флаг новый командующий 3-й эскадрой линей­ных крейсеров контр-адмирал Горацио Худ. В конце мая линейные крейсера перешли в Скапа-Флоу для проведения учебных артиллерий­ских стрельб. 3-ю эскадру включили в состав 5-й эскадры линейных кораблей Гранд-Флита, и она базировалась в Скапа-Флоу, где часто про­водила учения.

30 мая 1916 г. "Инвинсибл" под флагом контр-адмирала Худа во главе 3-й эскадры ли­нейных крейсеров в составе Гранд-Флита вы­шел в Северное море в свой последний боевой поход.

Во время Ютландского боя 31 мая/1 июня 1916 г. три британских линейных крейсера пер­вого поколения приняли участие в бою совме­стно в составе 3-й эскадры линейных крейсе­ров (События во времени указаны по Гринвичу, которое меньше среднеевропейского времени на 1 час, на долготе Берлина на 2 часа.). Это был первый бой, в котором на даль­них дистанциях должны были выявиться пре­имущества снарядов с радиусом оживала голов­ки в четыре калибра. На заключительном эта­пе боя 3-я эскадра линейных крейсеров нахо­дилась, примерно, в 25 милях восточнее Гранд-Флита и шла на юго-запад, приближаясь к ме­сту боя с северо-восточного направления.

Согласно приказу командующего Гранд-Флита адмирала Джеллико, отданному в 16 ч. 06 м., 3-я эскадра срочно была направлена на под­держку 1-й и 2-й эскадр линейных крейсеров вице-адмирала Битти. Утром линейные крей­сера Битти вышли из Розайта ив 15 ч. 48 м. всту­пили в бой с германскими линейными крейсе­рами, положив начало Ютландскому бою. Эс­кадрам британских линейных крейсеров не уда­лось соединиться до подхода крейсеров Битти к Гранд-Флиту, но появление с северо-восточ­ного направления 3-й эскадры контр-адмира­ла Худа, несмотря на невысокие боевые возмож­ности трех британских линейных крейсеров пер­вого поколения, явилось для немцев полной нео­жиданностью.

31 мая в 14 ч. 30 м., еще до того, как полу­чили сообщение вице-адмирала Битти о нача­ле боя с германскими линейными крейсерами, контр-адмирал Худ отдал приказание своим ко­раблям резко увеличить скорость и направил­ся к месту боя. Три линейных крейсера, впере­ди которых в это время шли завесой легкие крей­сера "Честер" (1916 г., 5845 т, 10 140-мм, 10 102-мм, 26,5 уз.), "Кентербери" (1916 г., 4799 т, 2 152-мм, 8 102-мм, 28,5 уз.) и четыре эскад­ренных миноносца, в кильватерной колонне на­ходились на удалении 21 мили от места боя. В 15 ч. 30 м. контр-адмирал Худ приказал увели­чить скорость до 25 узлов и, согласно приказу командующего Гранд-Флитом адмирала Джеллико, 3-я эскадра направилась на соединение с крейсерами вице-адмирала Битти.

Море затягивалось туманом. После 17 ч. 40 м. стали слышны орудийные раскаты к юго-западу от 3-й эскадры контр-адмирала Худа, по­скольку эскадра шла курсом несколько восточнее. Линейные крейсера 3-й эскадры изменили курс в направлении выстрелов. В 17 ч. 46 м. с них заметили крейсер "Честер", шедший на полной скорости им навстречу и осыпаемый сна­рядами с четырех немецких легких крейсеров "Франкфурт" (1915 г., 6601 т, 8 150-мм, 2 88-мм, 27,5 уз.), "Висбаден" (1915 г., 6601 т, 8 150-мм, 2 88-мм, 27,5 уз.), "Пиллау" (1914 г., 5252 т, 8 150-мм, 2 88-мм, 27,5 уз.) и "Эльбинг" (типа "Пиллау").

В 17 ч. 50 м. с дистанции 9100 м (49 каб.) "Инвинсибл" и "Инфлексибл" первыми откры­ли огонь по немецким легким крейсерам 2-й раз­ведывательной группы, "Висбадену" и "Пил­лау", серьезно повредив обоих. Те тут же от­вернули, прикрытые торпедной атакой герман­ских эскадренных миноносцев. Тем не менее, на германском легком крейсере "Висбаден" мет­кие залпы с "Инвинсибла", удачно откоррек­тированные старшим артиллерийским офице­ром Данрейтером, последовательно вывели из строя обе его машины, и он на время потерял ход, а "Франкфурт" и "Пиллау" были повреж­дены. В 18 ч. 05 м. контр-адмирал Худ приказал своим крейсерам отвернуть вправо, чтобы избежать попадания торпед германских эскад­ренных миноносцев.

В 18 ч. 10 м. с крейсеров Худа заметили 1-ю и 2-ю эскадры линейных крейсеров вице-адмирала Битти, двигающуюся в северо-восточ­ном направлении, и в 18 ч. 21 м. адмирал Худ с 3-й эскадрой линейных крейсеров вступил в боевую линию впереди головного "Лайона" кур­сом на юго-запад.

В 18 ч. 40 м. 3-я эскадра линейных крей­серов с дистанции 7700-10000 м (42-54 каб.), ко­торая постепенно уменьшалась, внезапно откры­ла огонь по германским линейным крейсерам 1-й разведывательной группы "Лютцову" (1916 г., 30700 т, 8 305-мм, 12 150-мм, 26,5 уз.) и од­нотипному с ним "Дерфлингеру". В условиях, когда немцы, по условиям освещенности, задым­ления и тумана, фактически ничего не могли видеть и дистанция до противника менялась от 5000 м (27 каб.) до 6300 м (34 каб.), немецкие линейные крейсера получили ряд серьезных повреждений. В период боя "Инвинсибл" выпус­тил 110 305-мм снарядов (12,5% боекомплекта).

Согласно источнику [12]: "Зловещие крас­ные вспышки, показавшиеся с левого борта, при­надлежали 3-й эскадре линейных крейсеров, шед­ших теперь во главе флота линейных крейсе­ров вице-адмирала Битти, которая, будучи не­видимая нам в условиях мглы и тумана, подо­шла на дистанцию действенного огня. Весьма вероятно, что "Лютцов" получил с этой эскад­ры фатальный снаряд, полный эффект действия которого дал нам почувствовать себя немного позднее".

Это был период наибольшего успеха ан­гличан во время всего Ютландского боя, в ре­зультате чего германский линейный крейсер "Лютцов" получил серьезные повреждения, позднее приведшие его к ги­бели. Повреждение на­несли два снаряда круп­ного калибра с британс­ких линейных крейсеров, попавшие в него ниже ватерлинии в районе от­деления носового тор­педного аппарата, и в результате затопления помещения торпедного отделения, а затем и по­гребов боеприпасов но­совой башни "Лютцову" пришлось выйти из строя. Но прежде чем это случилось, видимость внезапно улучшилась. Почти мгновенно рассе­явшаяся мгла позволила немцам отчетливо уви­деть освещенный солн­цем "Инвинсибл" и со­средоточить по нему прицельный огонь.

Фон Хаазе [12]: "В 18 ч. 24 м. я обстреливал неприятельские линей­ные корабли в направ­лении северо-востока. Дистанции были очень маленькие — 6000 - 7000 м (30-40 каб.), и, несмот­ря на это, корабли исче­зали в полосах тумана, который медленно тя­нулся вперемежку с пороховым дымом и ды­мом из труб.

Наблюдение за падением снарядов было почти невозможно. Вообще видны были толь­ко недолеты. Противник видел нас гораздо луч­ше, чем мы его. Я перешел на стрельбу по даль­номеру, но из-за мглы это плохо помогало. Таким образом начался неравный, упорный бой. Несколько больших снарядов попало в нас и взорвалось внутри крейсера. Весь корабль тре­щал по швам и несколько раз выходил из строя, чтобы уйти от накрытий. Стрелять при таких обстоятельствах было нелегко. Так продолжа­лось до 18 ч. 29 м.

В этот момент полоса тумана приподня­лась над нами, как театральный занавес. Пе­ред нами оказался в свободной от тумана части горизонта, ясно вы­рисовываясь, громадный корабль, с двумя труба­ми между мачтами и с третьей трубой, вплот­ную к треногой фок-мач­те. Он шел полным ходом параллельно нашему курсу. Его орудия были наведены на нас, и как раз в этот момент раздался разрыв накрывшего нас залпа. "Прицел 9000 м (49 каб.), залп", — скомандо­вал я и с лихорадочным нетерпением ожидал падения наших снарядов.

Офицер-наблюдатель передал мне с мар­са: "Перелет, два попадания". Через 30 секунд следующий залп выбрасывается из наших ору­дий. Я увидел два недолета и два попадания. Теперь каждые 20 секунд мы выстреливали по залпу. В 18 ч. 31 м. мы выпустили по этому ко­раблю наш последний залп, и в этот момент перед нами в третий раз разыгралась ужасная картина, которую мы наблюдали при гибели "Куин Мери" и "Дифенса".

Так же, как и тогда, на неприятельском корабле произошло несколько последователь­ных ужасных взрывов. Рухнули мачты, части корпуса неслись в воздух, громадная черная туча дыма поднялась к небесам, из разламывающе­гося корабля разлетелась во все стороны уголь­ная пыль. Пламя пробежало по нему, последо­вали новые взрывы., и он исчез с наших глаз за черною стеною. Впоследствии оказалось, что потопленный нами корабль был линейный крей­сер "Инвинсибл", на котором держал свой флаг контр-адмирал Худ, погибший вместе с крей­сером. Согласно "записи стрельбы", мы стре­ляли до 18 ч. 33 м. В 18 ч. 35 м. мы резко повер­нули на запад. После потери своего флагман­ского крейсера неприятельская 3-я эскадра линейных крейсеров больше не решалась при­близиться к нам."

Согласно Вильсону [10]: "В 18 ч. 30 м. флаг­манский линейный крейсер адмирала Худа "Ин­винсибл" попал на дистанции 9300 м (50 каб.) под огонь "Дерфлингера" и "Лютцова". Сна­чала немецкие снаряды попали в корму, затем в 18 ч. 33 м. залп попал вблизи башни "Q", в очень уязвимое место в средней части британ­ских линейных крейсеров. Крыша башни "Q" была снесена совершенно, вслед за этим произошли сильнейшие взрывы, такие же, как на "Индефатигейбле" и "Куин Мери".

Вероятно, было попадание и в носовую башню, так как из нее также вырвался столб пламени. Корабль переломился пополам и, когда пламя и дым исчезли, на месте остались толь­ко 6 человек, плавающих на плоту. Адмирал Худ погиб вместе с кораблем. Обе оконечнос­ти линейного крейсера еще некоторое время воз­вышались над поверхностью воды."

"Дерфлингер" почти сразу же добился в "Инвинсибл" четырех попаданий. К обстрелу подключились однотипный с ним "Лютцов" и линкор"Кениг"(1915 г., 29200 т, 10 305-мм, 14 150-мм, 21 уз.) из авангарда главных сил фло­та Открытого моря. После этих четырех попа­даний в "Инвинсибл" с "Дерфлингера", нанес­ших ему небольшие повреждения, в 18 ч. 33 м. 305-мм снаряд с "Лютцова" попал в середину башни "Q", сбил с нее крышу и поджег заряды нитроглицеринового пороха (кордита). С других кораблей также заметили попадания снарядов в поврежденную башню "Инвинсибла" и непос­редственно рядом с ней.

В башне наблюдались возгорания и взры­вы подготовленных к стрельбе зарядов. Пла­мя воспламенившихся зарядов быстро достигло зарядного погреба, и в 18 ч. 34 м. произошел взрыв огромной силы, разломивший "Инвин­сибл" надвое. Столб пламени и дыма поднял­ся на высоту 120 м, а когда через двадцать минут дым рассеялся, были видны только носовая и кормовая оконечности, медленно погружаю­щиеся в воду.

Они еще некоторое время оставались на пла­ву в вертикальном положении, возвышаясь над водой, как два утеса, — своеобразный монумент для погибших 1026 матросов и офицеров его ко­манды, и затонули ночью, когда этого уже никто не видел. Разорванная взрывом на части, се­редина корпуса корабля покоилась на дне. В 18 ч. 55 м. флагманский линейный корабль "Айрон Дьюк" прошел мимо останков "Инвинсибла", около которых держался эскадренный миноно­сец "Баджер". Из состава экипажа вместе с контр-адмиралом Горацио Худом погибли 61 офицер, 960 матросов и 5 гражданских лиц — всего 1026 человек. Спасли только двух офицеров и четве­рых матросов, подобранных эсминцем "Баджер". Старшим по званию оказался старший ар­тиллерийский офицер Данрейтер, находившийся во время взрыва на марсе фок-мачты в посту управления огнем центральной наводки. "Я про­сто ждал, когда вода подойдет ко мне, — вспо­минал он позднее, — а потом поплыл. Вода ока­залась вполне теплой; недостатка в обломках, за которые можно было держаться, я не испытывал". Чарльз Фримантл, командир эсминца "Бад­жер", подобравшего Данрейтера, отметил, что старший артиллерийский офицер "Инвинсибла" с истинно британской невозмутимостью поднялся на палубу его корабля и как ни в чем не бывало поприветствовал окружающих.