Линейный крейсер "Инфлексибл"

("Несгибаемый") В составе флота находился с 20 июня 1908 г. по 1919 г.

 

Линейный крейсер "Инфлексибл" строи­ли по программе 1905-06 финансового года. Заказ на постройку выдали 21 ноября 1905 г.

"Инфлексибл" заложили 5 февраля 1906 г. на частной судостроительной верфи "Джон Браун и К°" в Клайдебэнке, там же изготовили его энергетическую установку. Корабль спус­тили на воду 26 июня 1907 г. Спусковой вес крей­сера составлял 7592 т, из них корпус весил 5810 т. 20 июня 1908 г. корабль начал ходовые ис­пытания. Линейный крейсер ввели в строй 20 октября 1908 г. Стапельный период его пост­ройки продолжался 16 с половиной месяцев, до­стройка на плаву заняла 16 месяцев. Всего по­стройка продлилась 32 месяца.

Согласно Campbell [2], Burt [3] и Вгеуег [4], действительное нормальное водоизмеще­ние "Инфлексибла" составляло 17290 т при осадке 7,65 м носом и 8,13 м кормой, действи­тельное водоизмещение в полном грузу (без не­фтяного топлива) 19975 т.

Стоимость постройки "Инфлексибла" со­ставила 1 630739 фунтов стерлингов (16 307000 рублей золотом) или 94,63 фунтов стерлингов за тонну нормального водоизмещения.

Согласно Вгеуег [4], экипаж "Инфлексиб­ла" по штатному расписанию насчитывал 784 человека, в 1910 г. 779, в 1912 г., как флагман­ский корабль, 808. Отличительной особенно­стью являлось наличие белой марки на пере­дней дымовой трубе.

4 сентября 1908 г. по результатам кренования при различных вариантах загрузки ко­рабля определили фактическую остойчивость "Инфлексибла". Метацентрическая высота пол­ностью снаряженного корабля, имеющего 400 т угля в верхних угольных ямах и 600 т в ниж­них, что соответствовало нормальному во­доизмещению в 17426 т и средней осадке 7,9 м, составляла 1,16 м. Метацентрическая высота пол­ностью снаряженного корабля, имеющего 3084 т угля в угольных ямах и 725 т нефтяного топ­лива, что соответствовало полному водоизме­щению в 19975 т и средней осадке 8,9 м, состав­ляла 1,28 м и совпадала с расчетными данными.

На мерной миле в Полперро во время хо­довых испытаний на полную мощность энер­гетической установки, "Инфлексибл" развил форсированную мощность 46947 л.с. (увеличе­ние на 14,5%), что при частоте вращения греб­ных валов в среднем 291,3 об/мин, обеспечило кораблю скорость 26,48 уз.

20 октября 1908 г. "Инфлексибл" ввели в состав британского военно-морского флота в Чатаме и зачислили в Норскую дивизию Гранд-Флита, где он сменил выведенный из состава флота додредноут "Юпитер". До конца года крейсер успел совершить поход в Средиземное море, но затем в период с конца октября 1908 г. по январь 1909 г. проходил ремонт, вызван­ный повреждениями палубы в результате про­ведения учебных артиллерийских стрельб.

В марте 1909 г. во время реорганизации флота Метрополии "Инфлексибл" вошел в со­став 1-й (а несколько позднее 5-й) эскадры крей­серов и имел повреждения в результате пожа­ра в угольной яме. В июне принял участие в мор­ском параде на Спитхедском рейде, а 6-7 июля в ежегодных маневрах объединенных флотов. С 17 по 24 июля находился в Саутене во время совместного захода туда Атлантического фло­та и флота Метрополии, а 31 июля принял уча­стие в королевском смотре флота на Спитхед­ском рейде. В сентябре 1909 г. "Инфлексибл" зачислили в состав Особой эскадры, представ­лявшей Великобританию в США на Гудзоно-Фультоновских празднествах. Во время визи­та в Нью-Йорк в качестве флагманского корабля он нес флаг адмирала Эдварда Сеймура. 16 сен­тября броненосный крейсер отбыл из Нью-Йорка в Санди-Хук, где пробыл до 24 сентяб­ря, после чего снова вернулся в Нью-Йорк. 9 октября корабль отбыл в Метрополию и 19 ок­тября вернулся в Портсмут.

В период с октября по декабрь 1909 г. "Ин­флексибл" снова проходил ремонт на Портс­мутской верфи, где производилось устранение дефектов артиллерийского вооружения. Здесь на нем на лицевой стороне площадок марсов фок- и грот-мачт установили указатели дис­танции до кораблей противника. В апреле 1910 г. в водах Шотландии "Инфлексибл" принял участие в совместных маневрах Атлантическо­го флота и флота Метрополии. В июле броне­носный крейсер принял участие в ежегодных маневрах (включая визит в Торбей) Атланти­ческого флота, флота Метрополии и части Сре­диземноморского флота.

В 1911 г. "Инфлексибл" переклассифици­ровали из броненосных крейсеров в линейные. В январе 1911 г. крейсер принял участие в объе­диненных маневрах у северо-западного побе­режья Испании с участием все тех же трех фло­тов. Весной в составе 2-й дивизии флота Мет­рополии его направили в Дублин в связи с пред­стоящим визитом в Ирландию короля и коро­левы Великобритании. В марте во время про­должавшегося до мая ремонта на Портлендс­кой верфи его экипаж сократили до миниму­ма. 26 мая (по другим данным, 26 ноября) в районе Портленда "Инфлексибл" столкнулся с линейным кораблем "Беллерофон". Крейсер получил легкие повреждения носовой части и форштевня.

24 июня 1911 г. "Инфлексибл" принял уча­стие в параде на Спитхедском рейде по слу­чаю коронации короля Великобритании Геор­га V, а в июне-июле участвовал в ежегодных маневрах флота Метрополии у юго-западного побережья Англии и в Северном море. В 1911 г. в целях устранения задымления фор-марса на "Инфлексибле" увеличили на 2 м переднюю ды­мовую трубу. С 18 ноября 1911 г. по 7 мая 1912 г. "Инфлексибл" временно сменил ставший в ремонт "Индомитейбл" в качестве флагманс­кого корабля 1 -и эскадры крейсеров флота Мет­рополии. 8 мая на нем спустили адмиральский флаг, оставив в составе эскадры.

В мае 1912 г. в возрасте 29 лет, на двенад­цатом году службы старшим артиллеристом "Инфлексибла" назначили коммандера (капи­тана 2 ранга) Рудольфа Вернера. К этому вре­мени он уже имел за собой специальную артил­лерийскую подготовку, почти шестилетний стаж на артиллерийских должностях (судовых и бе­реговых школ). 9 июля "Инфлексибл" принял участие в Парламентском смотре на Спитхед­ском рейде. После этого крейсер участвовал в ежегодных маневрах флота, во время которых корабли заходили с визитом в Торбей. Осенью этого же года в составе соединения кораблей он посетил с визитом Данию и Норвегию.

В ноябре 1912 г. "Инфлексибл" включи­ли в состав Средиземноморской эскадры в ка­честве флагманского корабля командующего британскими военно-морскими силами в Средиземном море контр-адмирала Беркли Мильна, сменив в этом качестве броненосный крей­сер "Гуд Хоуп". 5 ноября линейный крейсер при­был на казенную верфь в Чатам для подготов­ки к переходу в Средиземное море. Здесь с него сняли указатели дистанции до кораблей про­тивника, переделали марсовую площадку на фок-мачте, получившую теперь узкую переднюю часть, и убрали один 914-мм прожектор.

В мае 1913 г. в присутствии морского ми­нистра Черчилля под управлением коммандера Вернера провели совместную с другими ко­раблями учебно-боевую стрельбу на дистанцию 6400 м (34 каб.). После стрельбы Черчилль, раз­говаривая с Вернером, получил от последнего ответ, что стрельба из 305-мм орудий на дис­танцию 5500-6400 м (29-34 каб.) не позволяет полностью использовать дальнобойность этих орудий. Тогда Черчилль приказал произвести дополнительную учебную стрельбу на дистан­цию 11000 м (59 каб.). Эта совместная стрель­ба с другими кораблями показала плохие ре­зультаты, хотя "Инфлексибл" достиг из 20 зал­пов 2-3 попадания. Вернер до этого не стрелял и не наблюдал стрельбы на дистанцию более 8200 м (44 каб.).

В июле 1913 г. "Инфлексибл" перевели в Средиземное море и зачислили в состав вновь сформированной 2-й (Средиземноморской) эс­кадры линейных крейсеров. 19 июля линейный крейсер ходил с визитом в Пирей. В ноябре ко­рабль принял участие в объединенных манев­рах в Средиземном море с частью флота Мет­рополии. На призовой стрельбе он получил первый приз. В июле 1914 г. "Инфлексибл" заходил с визитом в Константинополь.

В связи с обострением политической об­становки англичане сосредоточили в Алексан­дрии линейные крейсера "Инфлексибл", "Индефатигейбл", броненосные крейсера "Уорриор", "Блэк Принс", легкие крейсера "Чатам", "Дуб­лин", "Уэймаут", "Глочестер" и 14 эскадрен­ных миноносцев. Накануне начала первой ми­ровой войны, 27 июля 1914 г. "Инфлексибл" пе­решел из Александрии на Мальту. Начало войны "Инфлексибл" встретил флагманским кораблем контр-адмирала Беркли Мильна.

В первой декаде августа 1914 г. он вел по­иски германского линейного крейсера "Гебен" (1912 г., 25400 т, 10 280-мм, 12 150-мм, 25,5 уз.) и легкого крейсера "Бреслау" (1911 г., 5281 т, 12 105-мм, 27,5 уз.) в Средиземном море. 3 ав­густа "Инфлексибл" покинул Мальту, а 5-6 ав­густа, соединившись с "Индомитейблом" и "Индефатигейблом", патрулировал в районе Пантеллерии. 7 августа в 12 ч. 00 м. они прибыли на Мальту для погрузки угля.

8 августа 1914 г. в 00 ч. 30 м. "Инфлексибл" вместе с "Индомитейблом", "Индефатигейблом" и легким крейсером "Уэймаут" вышли с Маль­ты и направились на поиски "Гебена" и "Брес­лау" в восточную часть Средиземного моря. 10 августа в 4 ч. 00 м. британская эскадра обогну­ла мыс Малея. Двое суток, 10 и 11 августа, она производила поиск германских крейсеров в районе Эгейских островов, одновременно на­блюдая за входом в Дарданеллы. Англичане не сумели перехватить немецкие корабли и после их прохода в Дарданеллы ушли на Мальту.

18 августа 1914 г. "Инфлексибл" отбыл с Мальты в Метрополию и 19 августа сменил "Нью Зиланд" в составе 2-й эскадры линейных крейсеров Гранд-Флита в Розайте. 10-11 сен­тября 1914 г. в составе Гранд-Флита "Инфлек­сибл" совместно с "Инвинсибл" участвовал в повторном набеге в Гельголандскую бухту, но боя в этот раз не произошло. После похода они получили приказ перебазироваться в Скапа-Флоу. 14-17 сентября "Инфлексибл" совмест­но с "Инвинсибл" и 3-й эскадрой легких крей­серов участвовал в патрулировании в районе севернее острова Фаро с целью поиска немец­ких кораблей в Северном море. В конце сен­тября 1914 г. "Инфлексибл" и "Инвинсибл" снова патрулировали в Северном море север­нее острова Фаро с той же целью. 29 сентября в море они соединились с 1-й эскадрой линей­ных крейсеров.

В начале октября 1914 г. во время реорга­низации Гранд-Флита "Инвинсибл" перевели во 2-ю эскадру линейных крейсеров. 2 октября он вышел из Скапа-Флоу в море на соединение с "Инфлексиблом". 3-10 октября "Инфлексибл" совместно с "Инвинсибл" и тремя минными заг­радителями патрулировал между Шетландскими и Фарерскими островами во время переброски через Атлантический океан в Англию первого контингента канадских войск. 18-25 октября "Инфлексибл" и "Инвинсибл" участвовали в рейде по прикрытию и обеспечению налета гид­росамолетов на базу немецких дирижаблей в Куксхафене, но налет прошел неудачно.

4 ноября 1914 г. Особая эскадра в составе "Инфлексибла" и шедшего флагманом "Инвинсибла" получила приказ идти в Южную Атлан­тику к Фолклендским островам для перехвата и уничтожения германских броненосных крей­серов "Шарнхорст" и "Гнейзенау" под коман­дованием адмирала Шпее. 5 ноября для подго­товки к длительному переходу в Южную Ат­лантику оба крейсера вышли из Кромарти и на­правились в Девонпорт вдоль западного побере­жья Ирландии, куда и прибыли 6 ноября. Приказ Адмиралтейства назначил выход крейсеров к Фолклендским островам не позднее 11 ноября. С 8 по 11 ноября на них завершили все подготовительные работы. В 16 ч. 45 м. 11 но­ября "Инвинсибл" и "Инфлексибл" покинули Англию и вышли к берегам Южной Америки. Последней учебной боевой стрельбой боевы­ми зарядами была стрельба 29 ноября у бере­гов Бразилии.

Когда 8 декабря 1914 г. во время боя у Фол­клендских островов английские крейсера сня­лись с якоря и началась погоня, выбор цели на "Инфлексибл" был произведен не по сигналу флагмана, а после переговоров командира ко­рабля со старшим артиллеристом коммандером Вернером. В 12 ч. 57 м. первый залп за этот день "Инфлексибл" произвел по легкому крейсеру "Лейпциг" из передней 305-мм башни с дис­танции 14800 м (80 каб.). Первый залп упал с недолетом, второй также, старший артиллерист дал "дробь" и доложил, что противник нахо­дится вне обстрела.

В дальнейшем "Инфлексибл" стрелял в ос­новном по "Гнейзенау", но некоторое время в начале боя и по "Шарнхорсту", после чего крей­сера противника поменялись местами. Первое время артиллерийский огонь крейсера был не­действителен из-за значительной дистанции 12700 - 11000 - 14800 м (68 - 59 - 80 каб.) и боль­шого числа незначительных изменений курса. Большое облако дыма от впереди идущего флаг­мана затрудняло наводку и наблюдение за па­дением снарядов. "Недолеты" нельзя было со­считать, "попадания" и "перелеты" трудно было видеть. Стало ясно, что на большой дистан­ции требуется время, чтобы уничтожить ко­рабль противника.

За час боя к 14 ч. 00 'м. его орудия сделали около 150 выстрелов, а были заметны только три попадания. "Гнейзенау" энергично отвечал. После 40-минутного перерыва около 15 ч. 00 м. бой возобновился. Корабли противников сбли­зились и шли прямым курсом. Это позволило перейти на "беглый огонь". Так, с башни "Р" одновременно в полете находилось три снаря­да. В 17 ч. 35 м. дистанция боя сократилась до 7300 - 8200 м (39 - 44 каб.). "Гнейзенау" стре­лял в основном по "Инвинсиблу" и в 17 ч. 45 м. сделал свой последний выстрел.

За время боя "Инфлексибл" выпустил 661 снаряд калибра 305-мм (75,1% боекомплекта), но сам под обстрелом почти не находился. В него попало всего три снаряда, причинившие легкие повреждения 102-мм орудиям на баш­нях "А" и "Y", один матрос был убит и два легко ранены. После боя с потопленного "Гнейзенау" на "Инфлексибл" шлюпками подняли из ледя­ной воды 10 немецких офицеров и 52 матроса из спасенных 187 человек. 17 человек подняли на "Карнарвон". Во время боя старший артил­лерист "Инфлексибла" коммандер Вернер составил заметки о ведении артиллерийской стрельбы и своих впечатлениях. Сразу после боя он согласовал и сверил свои заметки с герман­скими офицерами, спасенными с "Гнейзенау". Они явились основой для секретного рапорта Адмиралтейству с выводами после боя.

8-10 декабря 1914 г. в районе мыса Горн "Инвинсибл" и "Инфлексибл" проводили со­вместный поиск ускользнувшего легкого крей­сера "Дрезден". 11 декабря они вернулись в порт Стенли. 13 декабря 1914 г. "Инфлексибл" вышел из порта Стенли для проверки слухов о том, что "Дрезден" укрылся в Пунта-Аренас. Поиск предполагали провести вместе с легким крейсером "Глазго". 17 декабря "Инфлексибл" обогнул мыс Горн и перешел в Тихий океан. В заливе Пенас он встретился с крейсерами "Глаз­го" и "Бристоль". Там же он получил приказ о немедленном возвращении в Метрополию, куда сразу же направился после погрузки угля в порту Стенли.

С конца декабря 1914 г. по январь 1915 г. "Инфлексибл" ремонтировался в Гибралтаре. После окончания ремонта 24 января "Инфлек­сибл" направили в Средиземное море. В фев­рале он прибыл в район Дарданелл, где сменил "Индефатигейбл" в качестве флагманского ко­рабля командующего англо-французскими во­енно-морскими силами в районе проливов бри­танского вице-адмирала Кардена. Соединение кораблей союзников создали для предотвраще­ния выхода "Гебена" и "Бреслау" из Дарданелл в Средиземное море. Оно базировалось у гре­ческого острова Скирос.

В конце февраля линейный крейсер бази­ровался у острова Мудрое и готовился к пере­ходу в Метрополию после замены его линей­ным кораблем "Агамемнон". Однако из-за по­вреждения линейного корабля "Куин Элизабет" эти планы пришлось отложить. "Инфлексибл" оставили в распоряжении вице-адмирала Кардена для участия в Дарданелльской операции, хотя такое его боевое применение совершенно не от­вечало концепции использования линейных крейсеров.

"Инфлексибл" оказался вторым кораблем класса линейных крейсеров после "Индефатигейбла", который принял участие в атаке Дарда­нелл. 19 февраля 1915 г. "Инфлексибл" совме­стно с британскими додредноутами "Альбион" (1898 г., 13150 т, 4 305-мм, 12 152-мм, 18 уз.), "Корнуолис"(1901 г., 14200 т, 4 305-мм, 12 152-мм, 19 уз.) — флагманским кораблем вице-ад­мирала Кардена, "Трайемф" (1903 г., 12000 т, 4 254-мм, 14 190-мм, 20 уз!), французскими дод­редноутами "Буве" (1896 г., 12000 т, 2 305-мм, 2 274-мм, 8 140-мм, 18 уз.), "Сюффрен" (1899 г., 11300 Т, 4 305-мм, 10 165-мм, 18 уз.), "Голуа"(1896 г., 12730 т, 4 305-мм, 10 140-мм, 18 уз.) и британским крейсером "Аметист" (1903 г., 3050 т, 12 102-мм, 23,6 уз.) в 9 ч. 51 м. начали неторопливый обстрел турецких фортов. Около 10 ч. 32 м. "Инфлексибл" сделал два залпа по форту Хеллес (2 240-мм орудия) с дистанции 11000 м (60 каб.), затем перешел на 1200 м (7 каб.) ближе и продолжал стрельбу до 13 ч. 00 м., после чего целью "Инфлексибла" стал форт Сэдд-Эль-Бахр (2 280-мм, 2 254-мм, 2 240-мм орудия), к которому в 15 ч. 00 м. линейный крей­сер подошел на короткую дистанцию и начал его обстрел. В 17 ч. 50 м. он перенес огонь на батарею Оркание (2 240-мм орудия) в помощь додредноуту "Вендженс"(1899 г., 13150 т, 4 305-мм, 12 152-мм, 18 уз.).

В 17 ч. 50 м. в виду наступления темноты "Инфлексибл" прекратил огонь, выпустив во время первого обстрела 47 305-мм полуброне­бойных снарядов (5,3% боекомплекта).

Вылетевший в полдень английский гидро­самолет донес, что орудия на обстреливаемых фортах стоят неповрежденными. Додредноут "Буве" и "Инфлексибл" подошли ближе к бе­регу, чтобы закончить разрушение с ближних дистанций. Высадившиеся на следующий день подрывные партии англичан обнаружили на ба­тарее Оркание оба орудия выведенными из строя (одному орудию снаряд попал в дуло), а на форте Сэдд-Эль-Бахр четыре из шести орудий непов­режденными.

20-24 февраля британские корабли пере­жидали шторм у греческого острова Тенедос. 25 февраля в 10 ч. 00 м. "Инфлексибл" принял участие во втором обстреле внешних фортов Дарданелл, находясь примерно в 10000 м (54 каб.) к северо-западу от мыса Хеллес и кор­ректируя огонь линейного корабля "Куин Эли­забет" (1913 г., 33500 т, 8 381-мм, 12 152-мм, 25 уз.), чьи 381-мм орудия, как считается, на­несли существенный ущерб турецким фортам. Но этот новый линкор пристрелялся только че­рез 1,5 часа после 17-го залпа. В обстреле фортов также принял участие линейный корабль "Ага­мемнон" (1906 г., 15150 т, 4 305-мм, 10 234-мм, 19 уз.). "Инфлексибл" выпустил 10 305-мм снарядов (1,14 % боекомплекта) по целям на берегу, причем на нем произошел один преж­девременный выстрел.

4 марта 1915 г. "Инфлексибл" обстрели­вал турецкие форты Дарданос (2 150-мм ору­дия) и Мессудие и поддерживал огнем высад­ку английских морских пехотинцев, атаковав­ших форт Хеллес и батарею Оркание. 5 марта 1915 г. "Инфлексибл" корректировал перекид­ной огонь линейного корабля "Куин Элизабет" во время обстрела им турецких фортов Румилли Меджидие и Намизие с дистанции 13000 м (70 каб.) из залива Сарос в Эгейском море. "Безу­мие и напрасная трата времени" — замечает в своих записках (изданных его отцом в 1920 г.) старший артиллерист "Инфлексибла" Вернер. Корабль получил приказ только в 11 ч. Затем он должен был выйти еще на позицию, так что самая светлая часть дня была потеряна, преж­де чем он открыл огонь. В 14 ч. 40 м. "Инфлек­сибл" совместно с додредноутом "Принц Джордж" (1895 г., 15150 т, 4 305-мм, 12 152-мм, 17,5 уз.) подавил огонь турецкой бата­реи полевых орудий, обстреливающей "Куин Элизабет".

10 марта 1915 г. "Инфлексибл" вышел из Дарданелл и 11 марта прибыл на Мальту для замены двух расстрелянных стволов орудий баш­ни "А", из которых уже сделали 213 и 183 вы­стрела. 17 марта после замены стволов он ушел обратно в Дарданеллы, так как предполагалось задействовать его в новой мощной атаке союз­ных кораблей на внутренние турецкие форты.

18 марта в 8 ч. 30 м. "Инфлексибл" при­был к греческому острову Тенедос. В 11 ч. 30 м. к нему присоединились "Куин Элизабет", "Ага­мемнон" и "Лорд Нельсон" (1906 г., 16750 т, 4 305-мм, 10 234-мм, 19 уз.), которые также при­няли участие в атаке внутренних фортов Дар­данелл. В этой операции четыре крупных бое­вых корабля союзники выделили для обстрела с больших дистанций главных турецких фор­тов Гамидие II (форт N16, 2 356-мм орудия) и Намазие (форт N17, 1 280-мм, 1 254-мм, 2 240-мм орудия).

Для "Инфлексибла" эта дистанция, состав­ляющая 12500-14700 м (67-80 каб.), была почти предельной. Зато к азиатскому берегу он был ближе, чем остальные корабли. Трудно было придумать менее подходящее место для слабо бронированного линейного крейсера, который подвергся сильному обстрелу с ближайшего на азиатском берегу форта Ерен Кеуй. Другие корабли,"Куин Элизабет" и "Лорд Нельсон", расположились дальше от азиатского берега.

Турецкая артиллерия вела эффективный огонь по британским и французским кораблям из четырех 356-мм орудий с длиной канала ство­ла 35 калибров (немецких), тринадцати 240-мм орудий с длиной канала ствола 35 калибров, трех 152-мм с длиной канала ствола 45 калибров, пяти 150-мм орудий с длиной канала ствола 45 калибров и 32 150-мм сухопутных колесных га­убиц. 356-мм орудия, имевшие запас всего по 25 снарядов на ствол, могли вести огонь на ди­станции до 17300 м (93 каб.), а 240-мм до 14400 м (78 каб.).

Находясь на своей довольно неудачной по­зиции, "Инфлексибл" во время стрельбы выпу­стил 182 305-мм снаряда, в основном полубро­небойных и фугасных (20,7% боекомплекта), и сделал больше, чем любой другой корабль. По­падания его снарядов на форту Гамидие II вы­вели из строя два не успевших сделать ни од­ного выстрела 356-мм орудия за день до их го­товности к стрельбе, повредив подъемный кран для заряжания у одного орудия и поворотный механизм горизонтальной наводки у другого. Несмотря на очень интенсивный обстрел турецких фортов, остальные британские корабли за период стрельбы повредили только одно 240-мм орудие.

В свою очередь сам "Инфлексибл" попал под жестокий обстрел с форта Эрен Кеуй, по­лучил пять попаданий снарядами крупного и среднего калибра, вызвавшими пожар, и по­дорвался на мине. Он оказался единственным британским линейным крейсером, подорвав­шимся во время войны на мине или получив­шим попадание торпеды.

Первый 356-мм снаряд разорвался в воде рядом с корпусом по левому борту ближе к кор­ме. Взрывом деформировало наружную обшивку внутрь корпуса на длине 10 м вдоль линии бро­нированной палубы примерно на 1,8 м ниже ва­терлинии. Вода поступила внутрь корабля и за­топила несколько помещений, вызвав легкий крен на левый борт.

Второй 240-мм снаряд попал в борт выше броневого пояса, образовав пробоину диамет­ром около 0,6 м.

В 12 ч. 20 м. третий 240-мм снаряд попал в фок-мачту на уровне навесного мостика, пе­ребил одну из опор треногой фок-мачты и вызвал пожар на переднем мостике.

Четвертый 150-мм снаряд задел ствол ле­вого орудия башни "Р". Орудие вышло из строя из-за появившейся трещины на расстоянии 5 м от дульного среза.

Пятый, предположительно, 150-мм гаубич­ный снаряд попал в сигнальный рей и разор­вался на крыше фор-марса, уничтожив пост уп­равления артиллерийским огнем центральной наводки на марсе фок-мачты, убив трех чело­век и ранив шестерых, которым угрожала смер­тельная опасность сгореть.

Всего к 13 ч. 23 м. "Инфлексибл" получил семь попаданий. В 13 ч. 25 м. линейный крей­сер вышел из боя, чтобы справиться с огнем и спустить с фор-марса раненых. Среди тяжело раненных оказался старший артиллерист крей­сера коммандер Вернер, который умер в ту же ночь. В 14 ч. 36 м. корабль снова вступил в бой и опять оказался под сильнейшим огнем с фор­тов. В 15 ч. 45 м. он вновь получил попадание, вызвавшее небольшие повреждения. Кроме того, линейный крейсер получил еще попадания сна­рядами малого калибра и трех шрапнелей, не выз­вавшие серьезных повреждений. В дополнение ко всем бедам, снаряд крупного калибра пото­пил находящийся на плаву рядом с бортом разъез­дной катер "Инфлексибла".

В 16 ч. 05 м. во время разворота в заливе Эрен Кеуй "Инфлексибл" подорвался на мине, взрыв которой пришелся в носовой оконечности по пра­вому борту на уровне носового отделения торпедных аппаратов. Мина, на которой подорвал­ся "Инфлексибл", оказалась одной из 26 мин заграждения (вес пироксилинового заряда 79,8 кг), поставленных утром 8 марта 1915 г. неболь­шим турецким минным заградителем "Нусрет", переоборудованным из буксира. На этом мин­ном заграждении, помимо поврежденного "Инфлексибла", 18 марта 1915 г. подорвались и затонули британские додредноуты "Иррезистибл"(1898 г., 14500 т, 4 305-мм, 12 152-мм, 18 уз.), "Ошен" (1898 г., 14500, 4 305-мм, 6 152-мм, 18 уз.) и французский додредноут "Буве".

Мина взорвалась по правому борту "Инфлексибла" в районе отделения переднего бор­тового торпедного аппарата, чуть впереди бар­бета башни "А", на уровне палубы-платформы в 5,2 м выше линии киля, то есть в 4,1 м ниже ватерлинии, образовав в борту пробоину раз­мером 4,6 х 4,6 м (согласно Burt [3], 9,2 \ 7,9 м). Корпус получил повреждение на протяжении 11 м. Отделение переднего подводного торпед­ного аппарата правого борта и помещения под ним полностью разрушило и затопило. Через пробоину также быстро затопило коффердамы.

"Инфлексибл" немного накренился на пра­вый борт, и его осадка изменилась с 9,22 м но­сом и 9,35 м кормой на соответственно 10,82 м и 8,84 м, что указывало на поступление в кор­пус крейсера, согласно Campbell [2], 1600 т, со­гласно Burt [3] и Вгеуег [4], 2000 т воды, из ко­торых 200 т поступило через повреждения, по­лученные в результате попадания снарядов. Ко­рабль находился в таком состоянии, что при­шлось держать при нем эскадренные минонос­цы и крейсер "Фэйтон" на случай катастрофы.

В результате взрыва мины прислугу в за­рядном и снарядном погребах башни А" сби­ло с ног, обе снарядные тележки опрокинулись, в то время как в самой башне "А" расчет по­чувствовал, что башня подскочила. Но броне­вая палуба и продольная защитная переборка выдержали силу взрыва и предотвратили взрыв погребов. Практически разрушения ограничи­лись отделением подводного торпедного ап­парата правого борта и помещений под ним, хотя вода проникла в передние помещения за­рядного и снарядного погребов и позднее в ниж­ний пост управления артиллерийским огнем. Многие соседние переборки сильно деформи­ровало взрывом.

Из находящихся в торпедном отделении, согласно Campbell [2], 27 человек были убиты, согласно Burt [3], 29 человек захлебнулись, согласно Вильсону [6], погибло 20 человек. Раненых доставили на катер. Общие  потери экипа­жа составили 33 убитыми и 13 ранеными. Погасло электрическое освещение, вентиляторы прекратили работу, а почти все запасные керо­синовые фонари разбило.

"Инфлексибл" своим ходом немедленно по­кинул поле боя и к 18 ч. 00 м. достиг греческо­го острова Тенедос, где пробоину временно за­делали на расстоянии 3 м от борта пластырем из досок, стянутых железными накладками, и дополнительно забетонировали. После прове­денного таким образом предварительного ре­монта 6 апреля 1915 г. "Инфлексибл" в сопро­вождении старого додредноута "Канопус" и крейсера "Телбот" (в 1904 г. свидетеля боя "Ва­ряга" в Чемульпо) вышли с острова Мудрое на Мальту, куда прибыли 10 апреля.

В пути не обошлось без происшествий. 7 апреля на скорости 10 уз. пластырь стал про­текать, а 10 апреля при скорости 5 уз. и силь­ном волнении со стороны правого борта пере­борка стала сдавать. Предприняли попытку идти кормой вперед. Но поскольку линейным крей­сером в таком положении невозможно было уп­равлять, сопровождавший его старый "Кано­пус" за 6 часов до прихода на Мальту взял "Ин­флексибл" на буксир. Во время буксировки пластырь окончательно развалился. На Мальте его сразу же поставили в док для основательного ремонта, где он пробыл до мая 1915 г. В целом корабль выдержал взрыв мины, как и ожида­лось, довольно хорошо. Во время ремонта на нем установили приборы управления стрельбой центральной наводки, а со всех башен сняли 102-мм орудия и перенесли их в носовую надстрой­ку в дополнение к остальным.

После окончания ремонта "Инфлексибл" отправили в Гибралтар, куда он прибыл 9 июня. 19 июля крейсер вернулся в Розайт и его вклю­чили в состав 3-й эскадры линейных крейсе­ров Гранд-Флита, с боевой деятельностью ко­торой связана вся его дальнейшая служба вплоть до середины лета 1916 г.

В середине 1915 г. на "Инфлексибле" на платформу кормовой надстройки добавили одну 76-мм зенитную пушку. Позднее установили платформу для зенитного вооружения в диамет­ральной плоскости впереди средней дымовой тру­бы. С фок-мачты сняли брам-стеньги, а на са­линге ниже фор-марса с постом управления стрельбой центральной наводки установили ко­роткую сигнальную стойку.

В конце мая 1916 г. "Инфлексибл" напра­вили в Скапа-Флоу для проведения учебных ар­тиллерийских стрельб и включили в состав 5-й эскадры линейных кораблей Гранд-Флита. Эс­кадра базировалась на Скапа-Флоу, где она ча­сто проводила учения. 30 мая 1916 г. 3-я эскад­ра линейных крейсеров под командованием контр-адмирала Худа, флагманским кораблем которой являлся "Инвинсибл", в составе Гранд-Флита вышла в Северное море. Этот боевой по­ход 31 мая/1 июня 1916 г. закончился Ютлан­дским боем, и три британских линейных крей­сера первого поколения приняли участие в бою в составе 3-й эскадры.

После гибели "Инвинсибла" в 18 ч. 34 м. колонну 1-й и 2-й эскадр линейных крейсеров вице-адмирала Битти до 18 ч. 54 м. возглавлял "Инфлексибл". Позже он и "Индомитейбл" сни­зили скорость до 18 узлов, отвернули в сторо­ну и, описав циркуляцию, вступили в кильва­тер концевому линейному крейсеру эскадры "Нью Зиленд".

В 19 ч. 14 м. линейные крейсера вновь всту­пили в бой с германскими линейными крейсе­рами на дистанции около 14000 м (76 каб.). В 19 ч. 25 м. они отразили торпедную атаку герман­ских эскадренных миноносцев. На этом участие британских линейных крейсеров в Ютландском бою закончилось. В период Ютландского боя "Инфлексибл" выпустил 88 305-мм снарядов (10% боекомплекта) и не имел ни жертв, ни повреж­дений. Если считать верным, что "Инвинсибл" и "Инфлексибл" добились восьми попаданий в "Лютцов", из них большую часть первый, то так же можно считать, что "Индомитейбл" до­бился трех попаданий в "Дерфлингер" и одно­го в "Зейдлиц". От огня "Инфлексибла" на гер­манском легком крейсере "Пиллау" один за дру­гим вышли из строя все шесть котлов угольно­го отопления. Чтобы выйти из-под обстрела, ему пришлось на оставшихся в действии четы­рех котлах нефтяного отопления развить ско­рость 24 уз.

5 июня 1916 г. британское командование провело новую реорганизацию Гранд-Флита. В результате 3-ю эскадру линейных крейсеров расформировали и "Инфлексибл" перевели в со­став 2-й эскадры. 19 августа во время выхода Гранд-Флита в Северное море на перехват гер­манского флота Открытого моря в 19 ч. 55 м. на широте Блайта "Инфлексибл" атаковала немецкая подводная лодка U-65, но обе выпу­щенные торпеды прошли за кормой. В 1916 г. после Ютландского боя на "Инфлексибле" и "Индомитейбле" демонтировали кормовой под­водный торпедный аппарат.

31 января 1918 г. во время выхода Гранд-Флита из Фирт-оф-Форта у острова Мэй в 18 ч. 00 м. "Инфлексибл" столкнулся с британской под­водной лодкой К-14 (1917 г., 1883/2600 т), на­неся ей скользящий удар. В результате чего по­терявшая управление подводная лодка К-14 стол­кнулась с однотипной подводной лодкой К-22.

22 апреля 1918 г. 2-я эскадра линейных крейсеров и 7-я эскадра легких крейсеров при­крывали переход из Англии в Скандинавию конвоя транспортов союзников. Ввиду появления сообщения о сосредоточении крупных кораб­лей германского флота Открытого моря и их возможных действиях по перехвату конвоя, опе­ративное соединение британских крейсеров, уси­ленное линейными кораблями "Геркулес" и "Эджинкорт", получило приказ выйти из Скапа-Флоу для поддержки эскорта.

21 ноября 1918 г. "Инфлексибл" в соста­ве 2-й эскадры линейных крейсеров принимал участие в церемонии капитуляции германско­го флота, встречая у Фирт-оф-Форта германс­кий флот Открытого моря, следующий для ин­тернирования в Скапа-Флоу. В январе 1919 г. "Инфлексибл" вывели в резерв. В марте, после расформирования Гранд-Флита, его назначили флагманским кораблем Норского резервного фло­та. В июне зачислили в состав кораблей, пла­нировавшихся для продажи на слом (вторично решили продать на слом 31 марта 1920 г.).

Некоторое время рассматривался вопрос о передаче линейного крейсера Чили в качестве компенсации за заимствованные в начале вой­ны строившиеся для этой страны корабли. На­чиная с апреля 1921 г. в доке Чатама крейсер готовили к передаче, а затем его перевели в Ширнесс. В конце июня, после отказа Чили принять крейсер, "Инфлексибл" решили переоборудо­вать в учебный корабль, переименовав его в "Импрегнейбл" ("Неприступный"), для чего пере­вели из Ширнесса в Девонпорт. Однако из-за предполагаемой высокой стоимости от этого проекта отказались, и корабль вновь внесли в список для продажи на слом.

1 декабря 1921 г. "Инфлексибл" продали на слом компании по разделке морских судов "Стенли Шипбрейкинг Компани" в Дувре. На­конец 8 апреля 1922 г. голландские буксиры-толкачи "Цвартзее" и "Виттезее" перевели его из Девонпорта в Дувр. В том же месяце крей­сер перепродали для разделки в Германию, где его разобрали в 1923 г.