Линейный крейсер "Индомитебл"

("Неукротимый") В составе флота корабль находился с конца августа 1908 г. по 1919 г.

 

Линейный крейсер "Индомитейбл" стро­или по программе 1905-06 финансового года. Заказ на постройку выдали 21 ноября 1905 г., заложили 1 марта 1906 г. на частной судостро­ительной верфи "Фэфильд Шипбильдинг и Ин­жиниринг, К°" в Глазго, там же изготовили его энергетическую установку, спустили на воду 16 марта 1907 г. Спусковой вес составлял 7461 т, из них корпус весил 5744 т, броня 1097 т, механизмы 170 т и балласт 460 т. После спус­ка на воду осадка носом составляла 3,48 м, кор­мой 4,78 м. 8 апреля 1908 г. начались ходовые испытания. Первоначально крейсер ввели в строй 20 июня 1908 г. Стапельный период постройки корабля длился 12 с половиной ме­сяцев, достройка на плаву заняла еще в общей сложности 18 месяцев. Всего постройка про­должалась 30 месяцев.

Достройку и испытания корабля прервали 20 июня 1908 г., поскольку еще до полного их окончания "Индомитейбл" зачислили в списки британского военно-морского флота и от­правили в составе эскорта для сопровождения принца Георга Уэльского на торжества в Ка­наду в связи с празднованием 25 июля 1908 г. трехсотлетия Квебека.

15 июля "Индомитейбл", в сопровожде­нии броненосного крейсера "Минотавр", вы­шел из Портсмута в Монреаль (Квебек), дос­тавив туда принца Георга Уэльского. После празднования "Индомитейбл" с принцем Ге­оргом Уэльским на борту 29 июля покинул Кве­бек и на переходе между Биллейсом и Фестнетом поддерживал среднюю скорость 25,13 уз., прибыв 3 августа в Коус на острове Уайт и побив при возвращении в Европу рекорд трех­летней давности скорости британского крей­сера "Дрейк".

После возвращения 10 августа в Чатам его снова передали заводу-строителю для достройки, которую окончательно завершили в том же ме­сяце. В конце августе 1908 г. "Индомитейбл" ввели в состав королевского флота и осенью за­числили в состав Норского резерва Гранд-Флита. Его отличительной особенностью являлась одна белая марка на задней дымовой трубе.

Согласно Campbell [2], Burt [3] и Вгеуег [4], действительное нормальное водоизмещение "Индомитейбла" составило 17410 т при осадке 7,77 м носом и 8,1 м кормой, а водоизмещение в полном грузу (без нефтяного топлива) 20125 т. Действительная длина оказалась 161,7 м. Вы­сота борта от киля до навесной палубы (спар­дека) на миделе составляла 14,7 м, что на 1,6 м выше, чем у "Дредноута". Стоимость постройки "Индомитейбла" составила 1 662337 фунтов стерлингов (16 623000 рублей золотом) или 95,5 фунтов стерлингов за тонну нормального во­доизмещения, что указывает на снижение сто­имости постройки кораблей серии. Экипаж крей­сера в 1914 г. насчитывал 781 человек.

26 апреля 1908 г. провели 13-часовые хо­довые испытания "Индомитейбла" на мерной миле у Полперро и Скелморли при водоизме­щении 17620 т и осадке 7,63 м носом и 8,18 м кормой. Крейсер произвел шесть пробегов при 70% мощности энергетической установки, раз­вив 26734 л.с., что при частоте вращения греб­ных валов в среднем 248 об/мин, обеспечило ко­раблю скорость 22,49 уз. 27 апреля 1908 г. там же провели 30-часовые ходовые испытания "Ин­домитейбла" при водоизмещении 17120 т и осадке 7,65 м носом и 8,01 м кормой. Произ­вели четыре пробега при 25% мощности энер­гетической установки, развив 10304 л.с., что при частоте вращения гребных валов в среднем 178 об/мин, обеспечило кораблю скорость 16,05 уз.

28 апреля 1908 г. там же провели 13-часо­вые ходовые испытания "Индомитейбла" при

водоизмещении 17120 т и осадке 7,65 м носом и 8,01 м кормой. Крейсер произвел шесть про­бегов при 70% мощности энергетической уста­новки, развив 30978 л.с., что при частоте вра­щения гребных валов в среднем 260,5 об/мин, обеспечило кораблю скорость 23,67 уз.

29 апреля 1908 г. там же провели ходовые испытания "Индомитейбла" на полную мощ­ность энергетической установки при водоизме­щении 17435 т и осадке 7,63 м носом и 8,24 м кормой. Крейсер произвел четыре пробега и ока­зался самым тихоходным, развив форсирован­ную мощность турбин 47791 л.с. (увеличение на 16,6%), что при частоте вращения гребных ва­лов в среднем 296 об/мин, обеспечило кораб­лю скорость 26,11 уз.

"Индомитейбл" не имел на вооружении зе­нитных пушек до тех пор, пока в апреле 1915 г. на нем не установили 76-мм зенитную пушку образца Mk.I. В апреле 1917 г. добавили одно 102-мм зенитное орудие образца QF.Mk.VII с углом возвышения ствола +60°.

В марте 1909 г., в связи с реорганизацией Гранд-Флита, "Индомитейбл" вошел в состав 1-й эскадры крейсеров. В июне он принял уча­стие в морском параде на Спитхедском рейде, а в июне-июле участвовал в объединенных ма­неврах флотов Метрополии, Атлантического и Средиземноморского. С 17 по 24 июля 1909 г. во время совместных маневров Атлантическо­го флота и флота Метрополии он посетил Саутен. 26 июля "Индомитейбл" сменил крейсер "Дрейк" в качестве флагманского корабля 1-й эскадры крейсеров, а 31 июля на Спитхедском рейде он принял участие в Королевском смотре флотов Атлантического и Метрополии. В 1909 г. на "Индомитейбле" на мачтах на ли­цевой стороне площадки фор- и грот-марсов установили указатели дистанции до кораблей противника.

В апреле 1910 г. "Индомитейбл" принял участие в совместных маневрах флотов Атлан­тического и Метрополии у побережья Шотлан­дии, в июле в ежегодных совместных манев­рах (включая визит в Торбей) флотов Атлан­тического, Метрополии и части Средиземномор­ского. 9 августа 1910 г. "Индомитейбл" пере­вели в Чатам в качестве флагманского кораб­ля 1-й эскадры крейсеров флота Метрополии. Здесь он прошел ремонт, во время которого на крейсере в целях устранения задымления фор-марса увеличили на 2 м переднюю дымовую тру­бу, и снова вернулся в состав 1-й эскадры крей­серов в качестве флагманского корабля.

В 1911 г. "Индомитейбл" переклассифи­цировали из броненосных крейсеров в линей­ные. В январе 1911 г. крейсер принял участие в объединенных маневрах у северо-западного по­бережья Испании с участием все тех же трех флотов. Весной 1911 г. "Индомитейбл" совме­стно с "Инфлексиблом" в составе 2-й эскадры флота Метрополии направили в Дублин в связи с предстоящим визитом в Ирландию короля и королевы Великобритании. Кораблям при­шлось наносить визиты в различные порты, включая Эбиристаун, откуда "Индомитейбл" доставил принца Георга Уэльского в Карнар­вон. 24 июня он принял участие в параде на Спитхедском рейде по случаю коронации ко­роля Георга V. В июне-июле совместно с "Инвинсиблом" участвовал в ежегодных маневрах флота Метрополии у юго-западного побере­жья Англии и в Северном море.

С ноября 1911 г. по февраль 1912 г. "Ин­домитейбл" снова прошел ремонт, на время ко­торого численность его экипажа уменьшили до минимума. С крейсера сняли указатели дистан­ции до кораблей противника и переделали пло­щадку марса на фок-мачте, получившую теперь узкую переднюю часть. На период его ремон­та флаг командующего эскадрой перенесли на "Инфлексибл".

21 февраля 1912 г. после ремонта "Индо­митейбл" вновь вошел в состав 2-й эскадры крей­серов флота Метрополии., где с февраля по де­кабрь 1912 г. снова стал флагманским кораб­лем, сменив броненосный крейсер "Шеннон". 9 июля он принял участие в Парламентском смотре на Спитхедском рейде, после этого уча­ствовал в ежегодных маневрах флота, во вре­мя которых корабли посетили с визитом Тор-бей. Осенью 1912 г. "Индомитейбл" совершил поход на Балтику.

11 декабря 1912 г. "Индомитейбл" времен­но включили в состав 1-й эскадры крейсеров, с января 1913 г. ставшей 1-й эскадрой линейных крейсеров флота Метрополии. Флагманским ко­раблем 2-й эскадры крейсеров стал сменивший его "Шеннон". Адмиралтейство приняло реше­ние в течение 1912-13 гг. отозвать из Средизем­ного моря в Метрополию все линейные кораб­ли и создать взамен мощную крейсерскую эс­кадру в составе линейных крейсеров "Индоми­тейбл", "Инвинсибл", "Инфлексибл", "Индефатигейбл" и броненосных крейсеров "Дифенс", "Блэк Принс", "Уорриор" и "Дюк оф Эдинбург". Кроме того, предусматривалось иметь в Сре­диземном море эскадру легких крейсеров и фло­тилию эскадренных миноносцев.

17 марта 1913 г. в заливе Стоке "Индо­митейбл" столкнулся с минным заградителем С-4, получив легкие повреждения форштевня. В июле он принял участие в ежегодных манев­рах. После их окончания, 27 августа "Индо­митейбл" вместе с "Инвинсиблом" послали в Средиземное море с целью образовать там 2-ю эскадру линейных крейсеров. Вместо "Индомитейбла" в состав 1-й эскадры линейных крейсеров зачислили только что построенный "Нью Зиленд". В ноябре в Средиземном море прошли ежегодные маневры с частью флота Метрополии и 3-й эскадры крейсеров. 10 фев­раля 1914 г. "Индомитейбл" в Ширнессе вошел в строй после ремонта и его включили в состав 2-й эскадры линейных крейсеров Средиземного моря. С этого времени "Индомитейбл" под командой Френсиса Кеннеди совместно с "Инфлексиблом" и "Индефатигейблом" находились в составе эскадры в Средиземном море, где их и застало начало первой мировой войны. "Ин­флексибл" являлся флагманским кораблем контр-адмирала Милна.

24 июля 1914 г. "Индомитейбл" прибыл на Мальту для докования во время очередного планового ремонта, во время которого прожек­тор с носовой надстройки перенесли на мостик. В это время в Сараево произошло убийство ав­стрийского эрцгерцога и его супруги, что при­вело к возникновению первой мировой войны.

2 августа "Индомитейбл" получил приказ прервать ремонт и срочно выйти в море. В 21 ч. 00 м. британская эскадра в составе линейных крейсеров "Индомитейбл" и "Индефатигейбл", броненосных крейсеров "Дифенс", "Уорриор" и "Дьюк-оф-Эдинбург", легкого крейсера "Глочестер" в сопровождении восьми эскадренных миноносцев приступила к патрулированию вхо­да в Адриатику, блокируя выход австро-венгер­ского флота. 3 августа в 15 ч. 15 м. "Индоми­тейбл" и "Индефатигейбл" отправили на поиски "Гебена" и "Бреслау" в районе между мысом Бон и мысом Спартивенто. В 20 ч. 00 м. их спешно перевели к Гибралтару для предотвращения прорыва германских крейсеров в Атлантику.

4 августа в 10 ч. 35 м., за несколько часов перед истечением срока британского ультима­тума Германии, в 50 милях к западу от острова Галита "Индомитейбл" и "Индефатигейбл" об­наружили сначала немецкий легкий крейсер "Бреслау", а вскоре и линейный крейсер "Ге­бен", возвращавшиеся после бомбардировки Филипвиля и Бона. "Гебен" превосходил каж­дый из них в отдельности по скорости, и счи­талось, что он был сильнее по вооружению. Хотя "Индомитейбл" и "Индефатигейбл" имели на вооружении по восемь 305-мм орудий каждый, они могли стрелять одновременно на борт без перенапряжения корпуса не более чем шестью орудиями. Их главный броневой пояс состав­лял 178 мм против 270 на "Гебене".

Однако "Гебен" не был в доке уже 10 ме­сяцев. У него сильно обросло днище, что в во­дах южных морей происходит весьма интенсив­но, и стало протекать большое количество ко­тельных трубок, поэтому он не мог развить ско­рость более 24 уз. и продолжительное время дер­жать ход более 22,5 уз. Но и этого оказалось до­статочно, чтобы уйти от двух британских линей­ных крейсеров, из которых "Индомитейбл" в тот момент был наиболее тихоходным.

"Индомитейбл" также не был в доке с мар­та 1913 г., то есть более 15 месяцев, а просро­ченный на четыре месяца ремонт на Мальте при­шлось срочно прервать, как только он начал­ся, поскольку стала реальной угроза войны. За это время его днище очень обросло, и он, ког­да преследовал "Гебен", не мог превысить ча­стоты вращения гребных валов более 240-249 об/мин., хотя в мае 1914 г. на 6-часовых ходо­вых испытаниях на полную мощность частота вращения гребных валов достигала в среднем 268 об/мин.

"Индомитейбл" и "Индефатигейбл" раз­вернулись и, соблюдая дистанцию, последова­ли за немецкими крейсерами. 4 августа с 14 ч. 30 м. до 19 ч. 00 м. британские линейные крейсе­ра, к которым позднее присоединился легкий крейсер "Дублин" (1913 г., 5400 т, 8 152-мм, 25,5 уз.), преследовали германские корабли. После 19 ч. 00 м. германские крейсера увеличи­ли скорость хода и стали постепенно уходить. Вскоре англичане потеряли их из виду, а несколь­ко позднее ими был получен приказ о поворо­те на запад. Когда "Индомитейбл" потерял "Ге­бен" из виду, он еще имел на борту 2130 т угля, и казалось, что скорость крейсера 22 уз. позво­ляет еще на что-то надеяться.

5 августа "Индомитейбл" и "Индефати­гейбл" у острова Пантеллерия встретились с "Инфлексиблом". Позднее "Индомитейбл" отправили в Бизерту для погрузки угля. 6 ав­густа в 19 ч. 00 м. "Индомитейбл", погрузив уголь, вышел из Бизерты для рандеву с флаг­манским "Инфлексиблом" к западу от Милаццо. 7 августа в 14 ч. 00 м. "Индомитейбл" при­был на Мальту.

8 августа в 4 ч. 30 м. "Индомитейбл", "Ин­дефатигейбл", "Инфлексибл" и легкий крейсер "Уэйсмоут" (1911 г., 5250 т, 8 152-мм, 25 уз.), также загрузившись углем на Мальте, вышли в направлении мыса Матапан. Все это время бри­танский легкий крейсер "Чатам" (1912 г., 5400 т, 8 152-мм, 25,5 уз.) непрерывно следовал в пределах видимости за уходящими немецкими крейсерами, но англичане не воспользовались воз­можностью догнать немецкие корабли, хотя в тот момент знали их точное местонахождение.

10-11 августа британские корабли, обогнув мыс Малеа, производили поиск "Гебена" и "Бреслау" в восточной части Средиземного моря. 11-19 августа британские крейсера про­должали их поиск в группе Эгейских островов. Одновременно они вели наблюдение за входом в Дарданеллы. Но они не сумели перехватить немцев и после их прохода в Дарданеллы ушли из этого района. 19 августа 1914 г. крейсера получили приказ идти в Гибралтар. 20 сентяб­ря 1914 г. "Индомитейбл" присоединился к со­юзной эскадре, осуществляющей блокаду Дар­данелл. Перед этим, в виде эксперимента, крей­сер окрасили в двухцветную камуфляжную ок­раску t но уже в декабре 1914 г. его снова пере­красили в обычный защитный цвет.

На рассвете 3 ноября 1914 г. линейные крейсера "Индомитейбл" и "Индефатигейбл" совместно с французскими додредноутами "Сюфрен" и "Верите" (1896 г., 12000 т, 2 305-мм, 2 274-мм, 8 140-мм, 18 уз.) приняли уча­стие в обстреле внешних фортов Дарданелл. "Индефатигейбл", оставаясь вне досягаемос­ти тяжелых турецких орудий, обстреливал форт Седд-эль-Бахр, в то время как французские корабли вели огонь по мысу Кум-Кале и ба­тареи Оркание. Это были исключительно де­монстративные действия. Оба британских ко­рабля выпустили 46 305-мм снарядов с дистан­ции 11200-12800 м (60-69 каб.), в результате чего "Индефатигейблу" удалось взорвать порохо­вой погреб форта Седд-эль-Бахр.

В ноябре 1914 г. "Индомитейбл" вернул­ся в Великобританию. 23 декабря 1914 г. крей­сер получил приказ выйти в море на рандеву с Гранд-Флитом в район между Шотландией и Норвегией. 26 декабря во время шторма он при­соединился к 1-й эскадре линейных крейсеров и чуть было не подвергся обстрелу с "Нью Зиланд", не сразу распознавшего "искажающий" камуфляж "Индомитейбла" и необычное рас­положение стеньг на его мачтах.

До 14 января 1915 Г. "Индомитейбл" на­ходился в плановом ремонте. С башен "А" и "Y" сняли 102-мм орудия. Два из них устано­вили в носовой надстройке над парой таких же орудий, два других на таком же уровне в кор­мовой. Носовые орудия получили прикрытие для прислуги в виде стальных листов. В январе "Индомитейбл" вошел в состав вновь сформи­рованной 2-й эскадры линейных крейсеров под командованием контр-адмирала Мура, флагман­ским кораблем которой являлся "Нью Зиланд".

В бою у Доггер-банки 24 января 1915 г. линейные крейсера обоих противников впервые вступили в непосредственное боевое соприкос­новение. Из трех линейных крейсеров первого поколения типа "Инвинсибл" только "Индоми­тейбл" принял участие в бою. Но он оказался самым слабым и наиболее тихоходным из пяти британских линейных крейсеров.

Около 7 ч. 30 м. у восточного края Дог­гер-банки на удалении 14 миль легкий крейсер "Аврора" обнаружил германские линейные крей­сера. В свою очередь, обнаружив британские корабли, они развернулись и стали уходить на юго-восток. Во время преследования кораблей противника "Индомитейбл" развил максималь­но возможную скорость хода. Несмотря на не­поладки, его энергетическая установка увели­чила частоту вращения гребных валов до 292 об/мин., что временами обеспечивало кораб­лю скорость 25 уз., но вскоре вместе с идущим впереди "Нью Зиланд" он стал отставать от более быстроходных линейных крейсеров 1-й эскадры, скорость которых возросла сначала до 26 уз., затем до 27 уз. и, наконец, до 28 уз.

В результате "Индомитейбл" оказался в очень невыгодном положении, так как не имел возможности открыть огонь до 10 ч. 45 м., на­чав стрельбу только через 1 час 53 минуты пос­ле начала боя, и на дистанции, постепенно умень­шавшейся с 14900 м (80 каб.) до 5500 м (30 каб.). Его целью был тяжелый крейсер "Блюхер" (1910 г., 17250 т, 12 210-мм, 8 150-мм, 16 88-мм, 24,25 уз.), уже поврежденный снарядами британских линейных крейсеров и отставший от германс­кой эскадры. За час ведения артиллерийского огня "Индомитейбл" выпустил по нему 134 305-мм снаряда (15,2% боекомплекта), из них 40 бро­небойных, 15 полубронебойных и 79 фугасных. Еще две шрапнели он выпустил по разведчику — германскому дирижаблю L-5.

Невозможно точно выделить причиненные им повреждения, поскольку по "Блюхеру" в пос­ледние минуты боя также стреляли "Тайгер", "Принсес Роял" и "Нью-Зиланд". Сам "Индо­митейбл" получил с "Блюхера" рикошетом одно попадание 210-мм снаряда, причинившее ему не­значительные повреждения. После боя в 15 ч. 38 м. крейсер получил приказ взять на буксир ли­шившийся хода "Лайон", что и было выполне­но. В 17 ч. 00 м. корабли начали движение в Фирт-оф-Форт (Розайт) под конвоем большого количества эскадренных миноносцев, число кото­рых временами достигала 60. Только в 14 ч. 26 м. 26 января "Индомитейбл" подвел "Лайон" к месту его якорной стоянки в Розайте.

В период с января по февраль 1915 г. "Ин­домитейбл" проходил восстановительный ре­монт после пожара, вызванного коротким за­мыканием электрического кабеля. Одновремен­но на нем установили приборы управления стрельбой центральной наводки. На капитан­ском мостике добавили дополнительные верх­ние крылья. Затем в Розайте он вошел в состав 3-й эскадры линейных крейсеров. 11 марта во время перехода из Скапа-Флоу в Розайт "Ин­домитейбл" безуспешно атаковала немецкая под­водная лодка.

В мае 1916 г. "Индомитейбл" вместе со сво­ими "систершипами" вошел в состав 3-й эскадры линейных крейсеров под командованием контр­адмирала Горацио Худа. Наконец-то эскадра имела в своем составе однотипные корабли. Ад­мирал Худ держал свой флаг на "Инвинсибле". Эскадра непосредственно входила в состав Гранд-Флита. В том же месяце 3-я эскадра линейных крейсеров из Розайта перешла в Ска­па-Флоу, где провела ряд практических стрельб.

31 мая 1916 г. во время Ютландского боя "Индомитейбл" шел третьим в строю 3-й эскад­ры линейных крейсеров контр-адмирала Худа. Всего "Индомитейбл" выпустил 175 снарядов калибром 305-мм (19,9% боекомплекта) и четыре калибром 102 мм. За период боя крейсер не по­лучил никаких повреждений и добился трех по­паданий в "Дерфлингер" и одно в "Зейдлиц", а позднее еще одного попадания в додредноут "Поммерн" (2,9% выпущенных снарядов).

Согласно фон Хазе [13]: "В 18 ч. 30 м. в "Дерфлингер" попало три крупных снаряда. Один из этих снарядов попал во второе казе­матное 150-мм орудие, отбил половину его ство­ла и осколками убил и ранил почти всю его при­слугу. Остальные попадания пришлись в кор­мовую часть крейсера."

Согласно Campbell [2], "Дерфлингер" в этот период получил следующие попадания: первый 305-мм снаряд с "Индомитейбла" разорвался в воде рядом с корпусом корабля на уровне 150-мм орудия N1. Обшивка корпуса ниже броневого пояса деформировалась на длине 12 м, в результате чего разошлись швы и вода стала просачиваться в корпус.

Второй бронебойный 305-мм снаряде "Индомитейбла" разорвался на стыке двух плит глав­ного броневого пояса толщиной 300 мм, в ре­зультате чего обе броневые плиты вдавило на 70-80 мм в прокладку обшивки борта из тико­вого дерева.

Третий 305-мм снаряд с "Индомитейбла", почти одновременно со вторым, разорвался на броневом поясе толщиной 260 мм. Броневую плиту вдавило на 30-40 мм в прокладку обшивки борта из тикового дерева. Укладку противотор­педной сети повредило на длине 12 м, и часть этой сети была сброшена в воду в районе лево­го наружного винта. Машины "Дерфлингера" пришлось остановить на две минуты, чтобы под­нять сеть на борт.

После потопления "Инвинсибла" "Индомитейбл" и "Инфлексибл" отвернули в сторо­ну, снизили скорость до 18 уз. и начали цирку­ляцию, а затем в кильватер концевому линей­ному крейсеру "Нью-Зиланд" 1-й и 2-й эскадр Битти. Позже "Индомитейбл" вел огонь по гер­манскому легкому крейсеру "Регенсбург", а за­тем оба по немецким эскадренным миноносцам.

Уже в сумерках "Индомитейбл" вступил в бой с "Зейдлицем", и тогда ему удалось по­пасть в прикрывший "Зейдлиц" додредноут "Поммерн". В то время "Инфлексибл" вел огонь по "Мольтке". На следующее утро 1 июня 1916 г. "Индомитейбл" выпустил два шрапнельных снаряда по пролетавшему германскому дири­жаблю L-11. В Ютландском бою ни "Инфлек­сибл", ни "Индомитейбл" не получили ни од­ного попадания с вражеских кораблей и не по­несли потерь в личном составе.

Оба уцелевших линейных крейсера перво­го поколения больше в боевые действия не вво­дились. В 1916 г. после Ютландского боя на обо­их крейсерах демонтировали кормовой подвод­ный торпедный аппарат. После 5 июня, во вре­мя реорганизации Гранд-Флита "Индомитейбл" зачислили во 2-ю эскадру линейных крейсеров, в составе которой он оставался до сдачи на слом в марте 1920 г. В августа 1916 г. корабль нахо­дился в ремонте, во время которого на нем уста­новили двенадцать 102-мм скорострельных ору­дий с длиной канала ствола 50 калибров (5100 мм) образца QF.Mk.VII в установках образца P.IV.

22 апреля 1918 г. "Индомитейбл" в соста­ве 2-й эскадры линейных крейсеров и совмес­тно с 7-й эскадрой легких крейсеров участво­вал в прикрытии шедшего из Великобритании в Скандинавию конвоя союзников в составе 39 транспортов. Весь следующий день, 23 апреля, оперативное соединение осуществляло прикры­тие этого конвоя. Ввиду появления сообщения о сосредоточении крупных кораблей германс­кого флота Открытого моря и их возможных действиях по перехвату конвоя, оперативное со­единение британских крейсеров усилили линей­ными кораблями "Геркулес" и "Эджинкорт", и оно получило приказ выйти из Скапа-Флоу для поддержки эскорта.

21 ноября 1918 г. "Индомитейбл" в составе 2-й эскадры линейных крейсеров принимал уча­стие в церемонии принятия капитуляции гер­манского флота, встречая у Фирт-оф-Форта флот Открытого моря, следующий для интернирова­ния в Скапа-Флоу. В феврале 1919 г. "Индоми­тейбл" вывели в резерв, а в марте перечислили в Норский резерв. В июле приняли решение о его срочной продаже на слом. 31 марта 1920 г. "Индомитейбл" внесли в уточненный список ко­раблей на исключение из состава флота. 7 ап­реля линейный крейсер внесли в список на про­дажу для разделки на металл. 1 декабря его про­дали компании по разделке морских судов "Стенли Шипбрейкинг Компани" в Дувре. 30 августа 1922 г. корпус корабля отбуксировали в Дувр для разделки и там к апрелю 1923 г. ра­зобрали на металл.