Линейные крейсера типа "Индефатигебл"

 

В течении долгих летних месяцев 1908 г. в Великобритании бушевала ожесточенная по­лемика вокруг программы постройки крупных боевых кораблей следующего финансового года. Военно-морская разведка сообщила об увели­чении Германией своей программы постройки крупных боевых кораблей в 1908 финансовом году на четыре единицы, и все указывало на то, что еще четыре крупных боевых корабля вой­дут в программу нескольких следующих финан­совых годов. Кроме того, Германия начала на­капливать запасы обычных вооружений.

В Великобритании, напротив, новое ли­беральное правительство во главе с премьер-министром Асквитом предложило поправки к бюджету, сокращающие расходы на морские цели. Лорды Адмиралтейства и начальник от­дела кораблестроения военно-морского флота Филлип Уаттс не смогли представить убедитель­ные аргументы в защиту выполнения полной, не­сокращенной программы судостроения. Поэтому в ответ Германии в 1908 финансовом году Ве­ликобритания смогла профинансировать пост­ройку только двух крупных боевых кораблей.

Тут же последовала бурная реакция бри­танской прессы. Автор ежегодного корабельного справочника Фред Т. Джен распространил об­ращение, в котором было прямо и недвусмыс­ленно сказано: "Мистер Асквит говорит краси­вые словечки о новых германских дредноутах 1908 финансового года, как о мифических, и по­этому отказывается от постройки дополнитель­ных британских. Точная стоимость получения такой информации из последнего издания "Jane's Fighting Ships" составляет 4 фунта 7 шиллингов, и правительство и управление военно-морской разведки или кто-нибудь еще смогут получить ее за ту же самую цену. На самом деле важно то, что они хотят получить. Они совершенно точ­но осведомлены о постройке новых немецких дредноутов". Он заключает: "Хотим ли мы быть самыми сильными на море или нет? Средней до­роги нет", — и спрашивает, не поскупится ли мистер Асквит заплатить 4 фунта 7 шиллингов за спокойствие страны. "Мы спали бы более спо­койно, — добавил он, — если бы какая-либо другая партия была у власти".

Выступления продолжались все лето и осень 1908 г. Голос общественности убедительно требовал немедленного введения чрезвычайной программы усиления британского военно-мор­ского флота. Близорукая политика "урезания" бюджета Асквита потерпела поражение. Финан­сирование по бюджету 1908 г. предусматрива­ло постройку еще одного линкора и одного круп­ного броненосного крейсера.

Проект последнего близко следовал про­екту крейсеров первого поколения типа "Инвинсибл", который быстро разработали и ут­вердили. Поскольку спор шел об одном кораб­ле, адмирал Фишер оставался относительно спо­коен. Впоследствии он неоднократно заявлял, что никогда не мог понять тех людей, кто был ответственен за почти гибельное изменение в военно-морской политике в 1908 г.

В это время на самом деле новый линей­ный крейсер все еще назывался броненосным. Термин "линейный крейсер", вошедший в упот­ребление только в 1911 г., в дальнейшем обо­значал удлиненный и слегка модифицирован­ный "Инвинсибл", у которого удлинение сред­ней части корпуса гарантированно увеличивало сектор ведения огня средних башен через па­лубу на противоположный борт.

Включение на 1908 г. финансирования по­стройки одного броненосного (эскадренного) крейсера оказалось для адмирала Фишера удач­ной находкой — в конце концов корабль яв­лялся детищем его ума. Но, вместо дальнейше­го развития проекта, он распорядился разра­ботать удлиненную копию "Инвинсибла". Проект нового крейсера базировался на более худшей основе, чем три предшествующих — уже получивших прозвище "летающий стог сена" из-за своих длинных дымовых труб. Проект не включал использования дополнительного бро­нирования и представлял собой крупную цель, поэтому он оказался не лучше броненосных крей­серов, построенных 10 лет назад.

Во время постройки Фишер настаивал на необходимости соблюдения секретности, и ни­какой информации о вооружении, бронирова­нии или скорости "Индефатигейбла" не разгла­шали. Однако заявили, что он является улуч­шением "Инвинсибла", и следующая выдержка из журнала "Naval und Military Record" за 1909 г. показывает, что секретность удалось сохра­нить: "Действительно ли станет "Индефатигейбл" настолько значительно улучшенным "Инвинсиблом", что он будет не похож на любой боевой корабль, спущенный до сих пор с британских верфей для королевского военно-морского флота.

Мы не имеем права раскрывать настоящие значения его характерных особенностей, но некоторые круги намекают на то, что это будет очевидным и что это, в конце концов, еще один успешный шаг вперед, с которым придется счи­таться. Другим аспектом, о котором можно со­общить с некоторой долей уверенности, явля­ются частые разговоры о 343-мм орудиях, по­добно стоящим на "Индефатигейбле" и "Непту­не", строящимся сейчас на казенных верфях Девонпорта и Портсмута".

Линейные крейсера второго поколения типа "Индефатигейбл", спроектированные в 1906-07 гг. и построенные по программе 1908 финансового года, через три года после "Инвинсибла" по своей основе явились обычной мо­дернизацией проекта последнего и стали крей­серским вариантом линейных кораблей типа "Нептун". Но, вместо того чтобы воспользовать­ся удобным случаем и избавиться от недостат­ков проектов линейных крейсеров первого по­коления, проектировщики фактически повтори­ли прежний проект.

Его отличиями явилось увеличение дли­ны корпуса корабля на 7 м, чтобы обеспечить бортовой залп из восьми орудий главного ка­либра в секторе обстрела 70° на противополож­ный борт, для чего расстояние между башнями "Р" и "Q" выбрали значительно большим, чем у его предшественников, а также провели улуч­шение отдельных элементов. Считалось, что он заметно сильнее германского линейного крей­сера "Фон-дер-Танн", заложенного в марте 1908 г., но несколько уступал линейному крейсеру "Мольтке", заложенному месяцем раньше "Индефатигейбла".

Превратные понятия либерального пра­вительства частично компенсировал великодуш­ный и патриотический поступок британских до­минионов. Новая Зеландия и Австралия пред­ложили соответствующие моменту денежные средства для постройки за счет каждой боево­го корабля дредноутного типа, а не сделали это яблоком раздора вокруг своих симпатий отно­сительно нелепого уменьшения программы ли­нейных сил, особенно ввиду увеличения Герма­нией своей судостроительной программы.

Их предложения с готовностью приняли. Адмирал Фишер тотчас же направил эти денеж­ные средства на постройку еще двух крейсеров типа "Индефатигейбл".

Были ли основания для повторения пост­ройки двух таких крейсеров в тот момент, ког­да доминионы Австралия и Новая Зеландия вы­делили ассигнования на постройку аналогич­ных броненосных крейсеров как своих собствен­ных крупных боевых кораблей. Единственным оправданием при постройке таких кораблей могло быть только ее ускорение, тем более, что эти корабли заложили в середине 1910 г., то есть после закладки линейных крейсеров "Лайон" и "Принсес Роял", водоизмещение которых воз­росло на 7500 т , с увеличенным до 343-мм ка­либром орудий и принципиально новым их рас­положением.

Однако, вероятно, имелось много причин для постройки с небольшими изменениями по проекту "Индефатигейбла" еще двух крейсеров — "Австралия" и "Нью Зиланд", финансирова­ние постройки которых осуществлялось за счет соответствующих доминионов, в случае, если последние на период давно ожидаемой войны могли быть переданы британскому военно-мор­скому флоту.

Новая Зеландия полностью передала свой вклад в дар Великобритании без всяких усло­вий о способе использования корабля. Сразу после окончания постройки "Нью Зиланд" пре­доставили британскому флоту. Кроме того, "Нью Зиланд" обладал счастливым талисманом "Моори" и невредимым прошел всю войну. Напротив, "Австралия", построенный на сред­ства доминиона Австралия, по окончании по­стройки должен был войти в состав австралий­ского военно-морского флота и стать его флаг­манским кораблем. Его могли "предоставить" британскому флоту только в случае возникно­вения войны. И действительно, на период пер­вой мировой войны "Австралию" включили в состав военно-морского флота Великобритании.

Соблюдая строгую секретность, новому проекту приписали значительно большие бое­вые возможности, чем, на самом деле облада­ли корабли. Вероятно, это было результатом преднамеренной "утечки информации", осуще­ствленной адмиралом Фишером. По сей день большинство книг, посвященных линейному крейсеру "Индефатигейбл", приписывают это­му кораблю наличие 305-мм орудий образца Mk.XI с длиной ствола 50 калибров, в то вре­мя как на фотографиях корабля видны орудия Mk.X, такие же, как на крейсерах "Инвинсибл" (этот факт подтвержден официальными черте­жами и другими первичными источниками). Даже обычно хорошо информированный Фред Т. Джен значительно преувеличивает величи­ну бронирования (главный броневой пояс тол­щиной 203 мм, палубы 76 мм и стенки башен 254 мм) и скорость 29-30 уз.

Но, фактически, это было простое повто­рение проекта "Инвинсибла", только с более длинным корпусом, чтобы обеспечить обеим средним башням "Р" и "Q" ведение огня артил­лерией главного калибра на оба борта, но, в отличие от прототипа, его водоизмещение было меньше, чем у соответствующего ему линейно­го корабля "Нептун". Кроме того, предприняли некоторые попытки улучшить бронирова­ние "Австралии" и "Нью Зиланд" за счет сня­тия тонкой брони с носовой и кормовой око­нечности и увеличения броневого пояса в рай­оне башен "А" и "Y" до толщины 127 мм.

Согласно Campbell [2] и Burt [3], проект­ное нормальное водоизмещение линейных крей­серов типа "Индефатигейбл" составляло 18750 т, что на 1500 т больше, чем у "Инвинсибла" и на 620 т меньше, чем у "Фон-дер-Танна" (19370 т), при средней осадке 8,07 м, против 7,92 м у "Инвинсибла", двух остальных "Австралия" и "Нью Зиланд" — 18800 т, Conway [1] и Brayer [4] — 18500 т. Согласно Campbell [2], Burt [3] и Brayer [4], водоизмещение в полном грузу (без нефтяного топлива) для всех трех крейсеров со­ставляло 21240 т при средней осадке 9,14, про­тив 9,07 м у "Инвинсибла" и 9,17 м у "Фон-дер-Танна", Conway [1] — 22100 т. Полное водоиз­мещение с учетом полного запаса нефти 22080 т (у "Фон-дер-Танна" 21300 т).

Согласно Campbell [2] и Burt [3], длина крей­серов типа "Индефатигейбл" составляла: меж­ду перпендикулярами 169,3 м (Brayer [4] 169,2 м), по ватерлинии 179,3 м и полная 180 м (Brayer [4] 179,8 м, у "Фон-дер-Танна" 171,7 м), что на 7 м было больше, чем у "Инвинсибла" и на 7,1 м, чем у "Фон-дер-Танна". Ширина составляла 24,4 м, что на 0,4 м шире, чем у "Инвинсибла" и на 2,2 м уже, чем у "Фон-дер-Танна" (26,6 м). Отношение L/B = 7,37, против 7,2 у "Инвинсиб­ла" и 6,5 у "Фон-дер-Танна".

Высота надводного борта при нормаль­ном водоизмещении равнялась 9,14 м в носо­вой оконечности, 6,78 м на миделе и 5,25 м в корме, почти столько же, как и у "Инвинсиб­ла". Высота борта на миделе составляла 14,85 м против 14,7 м у "Инвинсибла" (13,3 у "Фон-дер-Танна"). Увеличение осадки на 1 см соот­ветствовало увеличению водоизмещения на 29,5 т. Рост водоизмещения на 1500 т пошел на уси­ление противоминной артиллерии и бронево­го пояса в местах, прикрывающих жизненно важ­ные части корабля. Хотя мощность машин воз­росла незначительно, увеличение длины корпуса и улучшение его обводов дали прирост скоро­сти на один узел.

Корпус корабля разделили водонепрони­цаемыми переборками на XXI основной отсек. Двойное дно установили на 87% длины кораб­ля. Способ связей конструкции корпуса — сме­шанный набор поперечных шпангоутов и про­дольных стрингеров. Количество и расположе­ние палуб сохранилось, в основном, таким же, как на "Инвинсибле", за исключением того, что нижняя (снарядная) палуба отсутствовала в рай­оне башен. Поэтому в снарядных погребах было необходимо разделение соответствующих погребов боезапаса на две группы соответственно своим башням. В свою очередь появление разделяющего их котельно­го отделения требовало устройства специаль­ных угольных ям. Поскольку общую длину ко­рабля увеличили на 7 м, концевые башни при­шлось передвинуть ближе к оконечностям кор­пуса, что сделало сам корабль менее мореход­ным, чем крейсера первого поколения. По срав­нению с "Инвинсибл" носовую башню "А" пе­редвинули на 6 м ближе к форштевню (с 42 м на 36 м), кормовую на 7 м ближе к срезу кормы (с 38,4 м на 31,3 м). Расстояние между осями барбетов концевых башен увеличили с 91 м до 112 м. Это считалось слабым местом проекта, поскольку увеличивалось изгибающее напряже­ние корпуса, но с этим пришлось смириться ввиду изменения расположения средних башен.

Крейсера типа "Индефатигейбл" оказались последними британскими линейными крейсера­ми с 305-мм орудиями, установленными усту­пом в середине корпуса корабля. После оши­бочных (или умышленных) сообщений прессы о вооружении крейсера 343-мм орудиями ока­залось, что корабли все же получили 305-мм ору­дия. Книга за книгой приписывают этим крей­серам главную артиллерию калибра 305 мм с длиной канала ствола 50 калибров, но это вер­но только для "Австралии" и "Нью Зиланда". Естественно, предполагали, что это будут но­вые 305-мм орудия образца Mk.XI, а в резуль­тате "Индефатигейбл" получил имеющиеся в на­личии 305-мм орудия образца Mk.X. Фактически на вооружении "Индефатигейбла" находилось восемь 305-мм скорострельных орудий образ­ца Mk.X с длиной канала ствола 45 калибров (13725 мм) в четырех двухорудийных башнях, как и на "Инвинсибле".

"Австралию" и "Нью Зиланд" вооружили спроектированными в 1905 г. 305-мм орудия­ми образца Mk.XI с длиной канала ствола 50 калибров (15250 мм). Вес ствола без казенной части составлял 66,7 т, общая длина орудия 15670 мм, длина каморы 2845 мм. Ствол орудия скреп­ляли при помощи стальной проволоки, скоро­стрельность составляла 2 выстрела в минуту, дальность стрельбы 21500 м (116 каб.) при угле возвышения +15°. Стрельба велась снарядами того же типа, что и из орудий образца Mk.X весом 386 кг (вес заряда 139 кг кордита) с на­чальной скоростью 854 м/с. Дульная энергия со­ставляла 23670 тм.

Орудийные установки образца Mk.VIII, та­кие же как на "Беллорофоне", для "Индефати­гейбла" и "Нью Зиланда" поставлялись фирмой Армстронг в Эльсвике, а для "Австралии" фир­мой Виккерс в Барроу. Орудия имели угол скло­нения 5° и угол возвышения +15°, как и в уста­новках орудий образца Mk.VIII, что видно на примере "Австралии", имевшей одну установ­ку орудий образца Mk.VIII и семь образца Mk.B.VIII. Максимальная дальность стрельбы снарядами с радиусом оживала головки в че­тыре калибра составляла 17370 м (94 каб.). Ство­лы орудий "Фон-дер-Танна" имели угол скло­нения 8°, угол возвышения 20°. Их максималь­ная дальность стрельбы составляла 18900-20400 м (102-110 каб.).

В мирное время боекомплект состоял из 640 снарядов с радиусом оживала головки че­тыре калибра для всех восьми орудий главно­го калибра, или по 80 на ствол, из которых 24 были бронебойные, 28 полубронебойные, 28 фу­гасные с добавлением в виде шрапнельных.

Во время войны боекомплект, как и на "Инвинсибле", увеличивали до 880 снарядов для всех восьми орудий главного калибра или по 110 на ствол, причем комплектация стала дру­гой: 33 бронебойных, 38 полубронебойных и 39 фугасных. Впоследствии комплектацию сно­ва изменили на 44 бронебойных, 38 полубро­небойных и 33 фугасных, и она снова стала, как на "Инвинсибле". При скорострельности около двух выстрелов в минуту и весе снаряда 386 кг вес полного бортового залпа равнялся 6176 кг в минуту.

Боекомплект "Фон-дер-Танна" состоял из 660 снарядов для восьми орудий главного ка­либра (82-83 снарядов на ствол), причем толь­ко бронебойных. Скорострельность орудий со­ставляла 2,5 выстрела в минуту или выстрел из каждого орудия через 24 с. Вес бортового зал­па равнялся 7475 кг в минуту.

Высота осей стволов орудий над уровнем нормальной ватерлинии была почти такая же, как на "Инвинсибле", и составляла для башни "А" 9,7 м, "Р" и "Q" 8,5 м, "Y" 6,4 м. Высота осей орудий у "Фон-дер-Танна" составляла 9,9 м для носовой башни и 7,7 м для остальных.

Носовую и кормовую башни расположили в диаметральной плоскости. Носовая башня имела сектор обстрела 280°, кормовая 300°. Средние башни имели более широкий сектор обстрела на противоположный борт корабля, который для обеих средних башен составлял 70°, против 30° на "Инвинсибле" и 125° на "Фон-дер-Танне". Различие состояло только в том, что в середине корабля по левому борту баш­ню "Р" больше сдвинули вперед от средней ды­мовой трубы, а по правому борту башню "Q" назад. Расстояние между осями барбетов сред­них башен вдоль диаметральной плоскости составляло 25 м, поперек те же 16 м, как и на "Инвинсибле". Причем башня "Р" располагалась так же, впереди правой, и в положении по-поход­ному ее орудия смотрели вперед, в то время как у башни "Q" назад. Сектор обстрела на проти­воположный борт для башни "Р" составлял 40° в нос и 30° в корму, а для башни "Q" 30° в нос и 40° в корму.

Таким образом, суммарный сектор обстре­ла всех четырех башен "Индефатигейбла" со­ставлял 1080° или 270° на башню, против 1020° или 255° у "Инвинсибла" и 1109° и 277° у "Фон-дер-Танна". При этом в различных секторах об­стрела действовало разное число орудий глав­ного калибра: сектор обстрела 0-30° — 2 ору­дия, 30-55° — 6 орудий, 55-125° — 8 орудий, 125-150° — 6 орудий, 150-180° — 2 орудия.

Высота смотровой щели передней боевой рубки над ватерлинией составляла 13,5 м. На ли­нейных крейсерах типа "Индефатигейбл" при­боры управления стрельбой центральной наводки установили на марсе фок-мачты в 1915-16 г.г., причем прочная треногая фок-мачта обеспечила достаточно устойчивое их положение.

Противоминная артиллерия, состояла, как на "Инвинсибле", из 16 102-мм скорострельных орудий образца BL.Mk. VII с длиной канала ство­ла 50 калибров (5010 мм) в установках образ­ца Р II. Расположение орудий по сравнению с "Инвинсиблом" изменили, отказавшись от ус­тановки их на крышах артиллерийских башен. Орудия установили в надстройке двумя груп­пами — шесть орудий в передней надстройке и десять в задней. Первоначально 102-мм орудия противоминной артиллерии стояли не прикры­тые броней. Затем на четырех орудиях в каж­дой надстройке установили щиты, так что они стреляли через порты, остальные остались не прикрытые броней. По два орудия с задней над­стройки сняли в ноябре 1915 г. Согласно Brayer [4], с 1916 г. "Индефатигейбл" имел на воору­жении 12 таких орудий, "Австралия" и "Нью Зиланд" по 14. Еще четыре сняли с "Нью Зиланда" в 1917 г. и четыре орудия в 1919 г., уменьшив общее число противоминных орудий до шести. Боекомплект составлял 100 выстрелов на орудие и первоначально состоял из 50 по­лубронебойных и 50 фугасных, затем из 30 по­лубронебойных и 70 фугасных и, наконец, из 25 полубронебойных, 60 фугасных и 15 фугас­ных с ночным трассером. Таким образом, в проекте крейсеров второго поколения несколь­ко улучшили размещение башен главного ка­либра "Р" и "Q" в средней части корабля и ус­тановили более совершенный тип орудий про­тивоминной артиллерии.

На линейном крейсере "Индефатигейбл" в марте 1915 г. установили одну 76-мм зенит­ную пушку образца Mk.I. На линейном крей­сере "Австралия" в марте 1915 г. установили одну 76-мм зенитную пушку образца Mk.I и в июне 1917 г. еще одно 102-мм зенитное орудие об­разца BL.Mk.VII с углом возвышения ствола орудия +60°. В январе 1920 г. их заменили дву­мя 102-мм зенитными орудиями образца QF.Mk.VII с углом возвышения +80°.

С октября 1914 г. "Нью Зиланд" имел одну 76-мм зенитную пушку образца Mk.I и одну 47-мм зенитную пушку Готчкисса, дополнитель­но установленную на кормовой надстройке. Бо­екомплект 76-мм и 102-мм зенитных пушек был таким же, как и на "Инвинсибле", а для 47-мм зенитной пушки Готчкисса первоначально со­ставлял 500 фугасных выстрелов. В июне 1917 г. на "Нью Зиланд" добавили одно 102-мм зе­нитное орудие образца Mk.VII с углом возвы­шения +60°. Спустя некоторое время добави­ли еще одно такое же орудие, а 47-мм зенит­ную пушку Готчкисса демонтировали. В фев­рале 1919 г. на "Нью Зиланде" 76-мм зенитную пушку заменили двумя 42-мм зенитными ав­томатами "пом-пом".

Четыре установленные при постройке 47-мм салютные пушки Готчкисса сняли со всех крейсеров, кроме "Австралии", на котором ос­тавались две, как на флагманском корабле 2-й эскадры линейных крейсеров. В 1919 г. "Авст­ралия" и "Нью Зиланд" снова имели по четыре 47-мм салютные пушки Готчкисса. В комплект вооружения крейсеров входило 5 пулеметов си­стемы Максим.

По сравнению с линейными крейсерами типа "Инвинсибл" торпедное вооружение зна­чительно уменьшили. Согласно Burt [3], оно со­стояло только из двух бортовых 533-мм под­водных торпедных аппаратов позади барбета башни "Y" с общим боекомплектом 12 торпед. Кормовой и два передних торпедных аппара­та, как на "Инвинсибле", не устанавливали. Согласно Brayer [4], торпедное вооружение состояло из трех 533-мм торпедных аппаратов: двух бортовых и одного кормового, причем кор­мовой в 1916 г. демонтировали.

Применялись 533-мм торпеды двух типов: Армстронга и Хардкэстля. Торпеда типа Арм­стронга имела длину 6,3 м, вес боевого заряда 130 кг, стоимость 750 фунтов стерлингов, типа Хардкэстля соответственно 6,8 м, 130 кг и 1000 фунтов стерлингов. На дистанции до 5000 м (27 каб.) скорость торпеды типа Хардкэстля на 1 уз. превосходила скорость торпеды типа Арм­стронга и достигала на дистанции 1000 м (5 каб.) 45 уз., 2000 м (11 каб.) 42 уз., 5000 м (27 каб.) 33 уз. На дистанции 6000-8000 м (32-43 каб.) раз­ница скоростей достигала 4-7 уз. Поскольку ра­бота гироскопа торпед была действительна лишь в течение 8 минут, то за наибольшую дистан­цию следует принять 7000 м.

Для сравнения, торпедное вооружение "Фон-дер-Танна" состояло из четырех подвод­ных торпедных аппаратов калибра 450-мм: один носовой, один кормовой и два бортовых перед барбетом носовой башни вне зоны действия про­тивоторпедной переборки с общим боекомплек­том 11 торпед.

Поговорка адмирала Фишера, что "ско­рость — лучшая защита" как никогда оказа­лась более подходящей в приложении ко вто­рому поколению британских линейных крейсе­ров. Их крайне слабая защита делала эти круп­ные боевые корабли очень уязвимыми. Вели­чина и площадь бронирования оказалась еще меньше, чем у линейных крейсеров первого по­коления, хотя из-за завесы секретности, окру­жавшей постройку кораблей этого проекта, со­здалось впечатление, что на них у стан овили чуть ли не 229-мм главный броневой пояс.

В действительности его бронирование ос­талось, в основном, таким же, но перераспреде­ленным слегка по-другому. Главные отличия зак­лючались в том, что: главный броневой пояс в районе башен "А" и "Y" уменьшили по толщине со 152 мм до 127 мм; в направлении к форштев­ню броневой пояс уменьшили со 102 мм до 64 мм, но в кормовой части он шел до самой кормы толщиной 64 мм, а не заканчиваясь у барбета баш­ни "Y"; сняли 19-мм бронирование главной па­лубы от передней поперечной переборки до фор­штевня; толщину главной палубы над погреба­ми боезапаса увеличили с 25,4 мм до 51 мм; тол­щину нижней (бронированной) палубы в носо­вой оконечности увеличили с 38 мм до 51 мм, а в кормовой уменьшили с 64 мм до 51 мм.

Вес брони "Индефатигейбла" составлял 3655 т (19,5% нормального водоизмещения). Вес крупповской цементированной брони "Фон-дер-Танна" составлял 6450 т (33,3% нормального во­доизмещения). Даже тяжелый крейсер "Блюхер" имел 180-мм главный броневой пояс. Брониро­вание линейного крейсера "Индефатигейбл" было в некоторой степени хуже, чем на "Инвинсибле", поскольку главный броневой пояс 152-мм крупповской цементированной стали шириной 3,36 м простирался только на 91 м (50,8% длины по ватерлинии) в середине кор­пуса, против 95 м на "Инвинсибле" (55,4% дли­ны по ватерлинии, ширина 3,43 м).

Главный броневой пояс "Индефатигейб­ла" прикрывал котельное и машинное отделе­ния, заканчиваясь у внутренних краев барбетов, и был установлен на прокладке из тикового де­рева толщиной 51 мм. При проектном нормаль­ном водоизмещении при средней осадке 8,08 м уходил на 1,07 м ниже ватерлинии и на 2,29 м выше. При водоизмещении в полном грузу его верхний край проходил на уровне главной па­лубы на 2,44 м выше ватерлинии, а нижний край на 0,92 м ниже. Вес главного броневого пояса и крепящих его болтов уменьшился до 721 т, против 815 т на "Инвинсибле".

По ватерлинии продолжением главного броневого пояса в носовую часть и в корму яв­лялся 102-мм броневой пояс, не доходящий, од­нако, ни до форштевня, ни до ахтерштевня и проходящий вдоль барбета башни "А" на той же высоте, как и главный броневой пояс. Он простирался в носовую часть корабля, охватывая башню "А" и проходя несколько дальше, но не заходя далеко за башню "Y".

Непосредственно носовую часть и корму покрыли броней суммарной толщиной 64 мм, поскольку на 13-мм обшивку борта навесили 51-мм броневые плиты. В носовой части она про­стиралась до самого форштевня и по высоте под­нималась до верхней палубы, но не достигала ее в районе кормы.

По концам 102-мм броневого пояса уста­новили прямые поперечные переборки, прохо­дящие на уровне от нижней до верхней палу­бы. В носовой части поперечная переборка имела толщину 102 мм между нижней (бронирован­ной) и главной палубами и 76 мм до верхней палубы. В кормовой части корабля она имела толщину 102-114 мм между нижней (брониро­ванной) и главной палубами и проходила сра­зу за барбетом башни "Y".

По сравнению с "Инфлексибл", бортовая броня "Фон-дер-Танна" имела много большую протяженность — она простиралась в середи­не корабля до верхней палубы, в то время как британский корабль имел только узкий пояс в районе ватерлинии и большую толщину (250-150 мм против 150-100 мм у англичан). Она со­стояла из двух броневых поясов, из которых вер­хний броневой пояс батареи среднего калибра опирался на нижний — главный броневой пояс.

Основной смысл палубного бронирова­ния заключался в наличии нижней (брониро­ванной) палубы, как второй горизонтальной защиты корабля. Из двух палуб верхняя (глав­ная) предназначалась для того, чтобы на ней разрывались снаряды, в то время как вторая (нижняя), особенно в районе машинного от­деления, служила для защиты от проникнове­ния крупных осколков.

На "Индефатигейбле" слабость бронево­го покрытия главной палубы заключалась в ее броне толщиной 25,4-51 мм. Главная палуба имела толщину 25,4 мм над 102-мм броневым поясом, а в районе барбетов башен "А", "Р" и "Q" ее увеличили до 51 мм. Бронирование тол­щиной 51 мм установили только около барбе­тов, в остальных местах оно имело 25,4 мм.

Нижнюю (бронированную) палубу покры­ли 38-51-мм броневыми плитами. Бронирова­ние простиралось по всей палубе от носа до кормы. Через всю середину этой палубы про­ходили 51-мм скосы. Ее средняя 38-мм плос­кая часть находилась почти на уровне ватер­линии, а нижний край 51-мм скосов проходил на уровне нижнего края главного броневого пояса (0,92 м ниже ватерлинии в полном гру­зу). Горизонтальная часть палубы в основном имела толщину 38 мм и простиралась между носовой и кормовой поперечными переборка­ми. За пределами поперечных переборок и до

оконечностей корпуса ее толщина увеличива­лась до 51 мм и уменьшалась до 25,4 мм за передней частью 102-мм броневого пояса и затем до 51 мм в носовой части и корме.

На "Фон-дер-Танне" 25-мм плоскую часть бронированной палубы с 50-мм скосами рас­положили на уровне средней палубы за глав­ным броневым поясом. В носовой части она была плоской толщиной 50 мм на уровне ниж­ней палубы. В корме ее расположили несколь­ко ниже. Там ее толщина составляла 80 мм в плос­кой части с двумя 25-мм скосами. Главная па­луба имела толщину 25 мм над главным поясом за пределами батареи, верхняя палуба 25 мм над батареей, в то время как палубу полубака уси­лили до 23 мм вокруг носового барбета.

Палубное бронирование "Индефатигейбла" в среднем оказалось немного толще, чем у "Фон-дер-Танна". Вероятно, сыграло свою роль различное понимание предполагаемых дистан­ций ведения боя. В Германии были уверены, что ввиду преобладания ограниченной видимости в Северном море стрельба на дистанции большие, чем 10000-12000 м, возможна крайне редко. В Ан­глии, прежде всего первый лорд Адмиралтейства Фишер, отстаивали большие дистанции, кото­рые при превосходстве в скорости каждый ко­рабль мог выбирать произвольно, исходя из того, что "скорость — лучшая защита".

Барбеты башен "А", "Р" и "Q" до главной палубы имели 178-мм толщину стенки. Стенка барбета кормовой башни "У" на наружной сто­роне имела толщину 178 мм и постепенно умень­шалась на внутренней стороне барбета до 76 мм позади 102-мм броневого пояса до главной палубы. От главной палубы до нижней (бро­нированной) она уменьшалась до 102-мм на внешней и до 76-мм на внутренней стороне. Ниже главной палубы толщину подачной трубы умень­шили до 51 мм.

На "Фон-дер-Танне" барбеты башен глав­ного калибра имели 200-мм стенки выше бро­нированных поясов корпуса, причем толщину наружной стенки барбетов носовой и кормо­вой башен увеличили до 230 мм, а внутренней уменьшили до 170 мм.

Орудийные башни "Индефатигейбла" име­ли толщину лобовой плиты, боковых и задней стенок 178 мм, толщина крыши и настила пола в задней части башни составляла 76 мм, как на "Инвинсибле", но подкрепление башен усили­ли, что в дальнейшем оказалось очень полез­ным. На "Фон-дер-Танне" орудийные башни имели толщину лобовой плиты и задней стен­ки 230 мм, боковых стенок 180 мм, наклонной передней части крыши 90 мм, плоской части кры­ши 60 мм, настила в задней части башни 50 мм.

На "Индефатигейбле" переднюю боевую рубку расположили отдельно, выдвинув дос­таточно далеко вперед от ходового мостика. Руб­ка имела толщину лицевой стороны 254 мм, пола и крыши 76 мм. Выходящая из боевой рубки вниз коммуникационная труба со скобами для аварийного выхода имела 102-мм стенку до бронированной палубы и вела в нижнюю переднюю боевую рубку. Расположенная в кормовой ча­сти задней надстройки боевая рубка управле­ния торпедной стрельбой имела толщину бро­нирования 25,4 мм.

Между передней боевой рубкой и передней дымовой трубой находилась броневая рубка с постами управления стрельбой главного калибра и сигнальным постом, имевшая 102-мм стенки и 76-мм пол и крышу. Длинная ось поста рас­полагалась поперек продольной оси корабля и в каждом ее закруглении располагались управ­лявшие артиллерийским огнем офицеры, а в средней части сигнальщики. Бронирование этого поста оказалось недостаточным, а поле зрения ограничивалось спереди передней боевой руб­кой, а сзади опорами фок-мачты и надстрой­кой. Однако такая конструкция поста не повто­рилась на "Австралии" и "Нью Зиланде", по­скольку их построили почти на два года позже "Индефатигейбла". На них на крыше передней боевой рубки установили бронированную рубку поста управления стрельбой главного калибра. При этом мостик значительно нависал над этой рубкой. На мачтах установили увеличенные в длину марсы с дальномерами системы Арго.

На "Фон-дер-Танне" бронирование передней боевой рубки выполнили толщиной 300 мм, ее крыши 80 мм, задней боевой рубки 200 мм и 50 мм соответственно. На "Индефатигей­бле" дымоходы прикрыли 25,4-38-мм броневыми плитами, проходящими через главную палубу на уровне полубака. Машинные люки и вен­тиляционные трубы имели 51-64-мм брониро­вание, но оно заканчивалось на уровне глав­ной палубы. Броневая защита зарядных и сна­рядных погребов состояла из близко располо­женных к ним со стороны бортов одинаковых 64-мм продольных экранных переборок.

Эту явно недостаточную броневую защи­ту при постройке следующей пары линейных крейсеров того же проекта ("Австралии" и "Нью Зиланда") определенным образом модифициро­вали. С носовой и кормовой оконечности сня­ли 51-мм броневые плиты, оставив только 13-мм стенку борта, а 127-152-мм броневые пояса в районе барбетов башен "А" и "Y" удлинили 102-мм полосой брони небольшой протяженно­сти, однако не доходящей до носовой и кормо­вой оконечностей. По концам 102-мм броневого пояса до главной палубы установили попереч­ные прямые 102-мм переборки, причем передняя продолжалась толщиной 38-мм между главной и нижней (бронированной) палубами.

При этом они отличались от "Индефати­гейбла" следующими особенностями: 152-мм главный броневой пояс длиной 144,2 м (80,4% длины по ватерлинии) заканчивался в 18,3 м от носовой оконечности и в 16,8 м от кормовой, соединенный в носовой и кормовой частях ко­рабля поперечными броневыми переборками на 2,4 м больше, чем на "Инвинсибле", разде­лили на два отделения и два помещения глав­ных конденсаторов. В каждом машинном от-. делении размещалось по одному комплекту па­ровых турбин Парсонса, расположенных так же, как и на "Инвинсибле", за исключением того, что в машинной установке отсутствовали от­дельные турбины крейсерского хода. Кроме того, увеличили величину мощности на валах при ходе корабля кормой вперед. Турбины вра­щали четыре вала с трехлопастными винтами. На "Фон-дер-Танне" оба вала одного борта приводились в действие от одного комплекта турбинной установки. Каждый наружный вал вращала турбина высокого давления, каждый внутренний вал турбина низкого давления того же комплекта турбинной установки. В левом пе­реднем машинном отделении размещались тур­бина высокого давления переднего хода, вра­щавшая левый наружный вал, и турбина низ­кого давления крейсерского хода, вращавшая левый внутренний вал. Переднее правое машин­ное отделение отличалось тем, что турбина вы­сокого давления крейсерского хода вращала пра­вый внутренний вал. В заднем машинном от­делении размещались турбины низкого давления переднего и заднего хода в одном кожухе, вращавшие внутренние валы.

На "Индефатигейбле" проектная мощность энергетической установки на валах составила 43000 л.с. (2,02 л.с./т полного водоизмещения) и 44000 л.с. (2,07 л.с./т) на двух следующих крейсерах, против 41000 л.с. (1,98 л.с./т) у "Инвинсибла", что должно было обеспечивать кораб­лям гарантированную скорость 25 уз. Мощность энергетической установки "Фон-дер-Танна" со­ставляла 42000 л.с. (1,97 л.с./т), скорость 24,75 уз.

Хотя в новом проекте мощность энерге­тической установки возросла всего на 1000-2000 л.с., более длинные крейсера второго поколе­ния легко превысили проектную 25 уз. скорость. "Индефатигейбл" в самом начале ходовых ис­пытаний чуть-чуть не достиг скорости 25 уз., но при форсировании мощности до 55000 л.с. (увеличение на 28%) зафиксировали достиже­ние им скорости 28,89 уз. Два остальных крей­сера на ходовых испытаниях превысили ско­рость 26 уз.

Первые ходовые испытания "Индефатигейбла" во время пробега на-мерной миле у Чейзил-Бич в декабре 1910 г. проходили при плохой по­годе, и его винты были неоптимальны характеристикам турбин. Поэтому, хотя турбины крейсера развили мощность 44596 л.с. (увели­чение на 3,7%), при частоте вращения гребных валов в среднем 288,5 об/мин, это обеспечило кораблю скорость только 24,44 уз. При повтор­ном испытании, когда крейсер развил мощность 49675 л.с. (увеличение на 15,5%) при частоте вра­щения гребных валов в среднем 299,1 об/мин., его скорость удалось увеличить до 25,01 уз. Эти показатели были уже ближе к реальным.

В апреле 1913 г., когда на нем установили новые более совершенные винты, провели ис­пытания на мерной миле в Полперро в хоро­шую погоду. В этот раз дали указания при ис­пытаниях форсировать мощность котлов, по­этому турбины развили максимальную форси­рованную мощность 55881 л.с. (увеличение на 30%), что при частоте вращения гребных валов в среднем 308,6 об/мин, обеспечило кораблю ско­рость 26,89 уз. Правда, в отчете Адмиралтей­ства об испытаниях указывается, что мощность на валах измерена неверно и фактически ока­залась выше приведенной.

Во время ходовых испытаний "Нью Зиланд" и "Австралия" причинили меньше бес­покойств, и их показатели на мерной миле были соответственно 49048 л.с. (увеличение на 11,5%) и 55140 л.с. (увеличение на 25,3%), что при ча­стоте вращения гребных валов в среднем 299,68 об/мин, и 315,3 об/мин, обеспечило кораблям скорость 26,38 уз. и 26,79 уз.

В 1913 г. во время 8-часовых ходовых ис­пытаний на полный ход "Индефатигейбл" раз­вил среднюю мощность энергетической установ­ки 48420 л.с. (увеличение на 12,6%), "Нью Зиланд" 46900 л.с. (увеличение на 6,6%) при рас­ходе угля 0,59 кг/л.с. в час и "Австралия" 44596 л.с. (увеличение на 1,4%). Во время 30-часовых ходовых испытаний "Нью Зиланд" поддержи­вал среднюю мощность 31794 л.с. (72,3% от но­минальной) при расходе угля 0,73 кг/л.с. в час. Позднее, в бою у Доггер-банки, "Нью Зиланд" смог развить частоту вращения гребных валов в среднем 316 об/мин. в течение более двух часов и 320 об/мин, в течение еще одного часа, что по показаниям датчиков крутящего момента на валах составило 65250 л.с. (увеличение на 48,3%).

Во время постройки "Австралии" и "Нью Зиланда" пресса дала им шутливое прозвище "чудесных кораблей", и их скорость предпола­галась значительно большей, чем оказалась в действительности. Типичный абзац газетной за­метки того времени звучал так: "Наконец за­ложены австралийский и новозеландский крей­сера-дредноуты. Об этом типе крейсеров изве­стно немного, но, судя по всему, это систершипы "Индефатигейбла" — "Инвинсибла", в проекте которых сделали одну кардинальную ошиб­ку — оставили относительно слабую броневую защиту. Будем надеяться, что крейсера типа "Ин­дефатигейбл" покажут лучшие мореходные ка­чества, чем типа "Инвинсибл", которые в этом смысле оставляют желать лучшего, но все же ожидаем, что корабли нового проекта смогут достичь скорости 27 уз."

В действительности эти корабли оказались способны на короткое время развивать 27 уз. и более, что отражает хорошую конструкцию и высокое качество турбин. Мощность на валах несколько подняли в сравнении с "Инвинсиблом". Форсирование мощности энергетической установки "Индефатигейбла" до 48420 л.с. (уве­личение на 10%) обеспечила кораблю скорость 26,89 уз. Отчасти это удалось достичь за счет более длинной и изящной, чем у "Инвинсибла", формы корпуса.

Для двух следующих систершипов вели­чину проектной скорости оставили без измене­ния, хотя на практике "Индефатигейбл" оказался наиболее быстроходными всех трех кораблей этого типа. Линейные крейсера типа "Индефа­тигейбл" достигали на испытаниях 27 узлов и позднее развивали до 29 узлов.

Нормальный проектный запас топлива со­ставлял 1000 т угля, максимальный для "Инде­фатигейбла" составлял 3340 т угля и 870 т не­фти, для "Австралии" и "Нью Зиланда" 3170 т угля и 840 т нефти. Максимальную вместимость угольных ям увеличили на 90-260 т, запас не­фти на 100-160 т. Суточный расход составлял 192 т при скорости 14 уз. (экономическая ско­рость), 530 т при 60% мощности энергетичес­кой установки и 790 т при полной мощности.

Нормальный запас угля "Фон-дер-Танна" составлял 984 т, максимальный 2760 т. Это по­зволяло иметь дальность плавания 2500 миль при скорости 22,5 уз. и 4400 миль при 14 уз. Рас­ход топлива колебался от 0,64 до 1,15 кг/л.с. в час. Впоследствии установили форсунки для вспрыскивания жидкой нефти на горящий уголь и для этого запасли 200 т нефти.

Дальность плавания, одно из важнейших качеств корабля, зависит от запаса топлива и экономичности его использования. Объявлен­ная дальность плавания "Австралии" и "Нью Зи­ланда" была соответственно 5100 и 4770 миль при скорости 16 уз. и 2470 и 2290 миль при 23,5 уз. при отоплении котлов только углем и уве­личивалась до 6970 и 6540 миль при скорости 16 уз. и 3360 и 3140 миль при скорости 23,5 уз., когда нефть сжигалась в топках котлов смешан­ного отопления в распыленном состоянии в ка­честве добавки к углю, поскольку специальных котлов нефтяного отопления на британских кораблях, в отличие от более поздних немецких, не было. Согласно Burt [3], дальность плавания составляла 6690 миль при скорости 10 уз., со­гласно Brayer [4], 6330 миль при скорости 10 уз.

Линейные крейсера обоих поколений име­ли довольно большой расход топлива, но его запасы на кораблях были вполне достаточны для плавания в Северном море и большинства операций флота без опасения в критический мо­мент остаться с недостаточным запасом топлива.

Расчетная метацентрическая высота при нормальном проектном водоизмещении опре­делялась как 1,07 м (фактическая для "Индефатигейбла" 1,06 м и для "Инвинсибла" 1,15-1,17 м ), в полном грузу (без запаса нефти) 1,19 м, с нефтяным топливом 1,46 м. Фактические зна­чения оказались меньше у "Индефатигейбла", как первого построенного корабля.

Как и на "Инвинсибле", на них установи­ли два параллельных балансирных руля, что де­лало их поворотливыми кораблями с доволь­но небольшим радиусом циркуляции. В то же время ими трудно было управлять при движе­нии кормой вперед.

"Фон-дер-Танн" также имел два располо­женных рядом руля, обладал хорошими море­ходными качествами, был подвержен неболь­шому крену в наветренную сторону, имел спо­койное и плавное движение. Маневренность и управляемость были довольно хорошие, одна­ко он обладал тяжелой поворотливостью и пло­хим управлением при движении кормой вперед. После отклонения руля на угол, больший 60°, наступила потеря управляемости, при этом воз­никал крен до 8°. Метацентрическая высота со­ставляла 2,11 м. Остойчивость была максималь­ной при 30° крена и нулевой при 70°, период бортовой качки корабля — 11 секунд.

Так же, как и на "Инвинсибле", офицерс­кие каюты находились в носовой части кораб­ля, а рядовой и старшинский состав размещал­ся в корме, что не пользовалось популярнос­тью среди моряков.

Все три корабля типа "Индефатигейбл" имели по две треногие мачты. Ко времени про­ектирования "Индефатигейбла" уже выявилась возможность задымления марсов дымом из ды­мовых труб, поэтому его переднюю дымовую трубу несколько увеличили по высоте. Несмотря на промежуток между задней дымовой трубой и корректировочным постом на марсе грот-мач­ты, все принятые меры устранения задымления оказались бесполезны, и во время войны этот пост пришлось демонтировать.

Линейные крейсера имели три становых 6,35-тонных якоря системы Ветени Смита без штока, один 2,13-тонных якоря (стоп-анкер и верп) системы Мартина и два 0,254-тонных ад­миралтейского типа.

Вместимость корабельных спасательных средств была больше, чем на "Инвинсибле", и рассчитана на 695 человек. Но и они без пере­грузки не могли поднять весь экипаж корабля. В состав корабельных спасательных средств вхо­дили два паровых полубаркаса длиной 15,2 м общей вместимостью 140 человек, один парус­ный полубаркас длиной 11 м вместимостью 86 человек, один парусный баркас длиной 12,8 м вместимостью 140 человек, три спасательных катера длиной 9,75 м общей вместимостью 177 человек, две гички длиной 9,14 м вместимос­тью 52 человека, три вельбота длиной 8,23 м общей вместимостью 72 человека, две динги дли­ной 4,9 м вместимостью 20 человек и один бальсовый плот вместимостью 8 человек.

Во время постройки линейные крейсера укомплектовали восемью парами осветитель­ных прожекторов с диаметром зеркала 610 мм. Из них две пары размещались на переднем хо­довом мостике, две на передней надстройке по бокам передней дымовой трубы, четыре на спе­циальных удлиненных платформах позади грот-мачты (две справа, две слева).

В 1909 г. на мачтах установили указатели дистанции — большие циферблаты, на кото­рых для других кораблей с помощью стрелок показывалось расстояние до кораблей против­ника. Линейные крейсера оборудовали средства­ми радиосвязи. На момент вступления в строй каждый корабль имел радиостанции типа Mk.I и типа "9" ближнего действия.

Очень громоздкие, с широко расставлен­ными опорами треногих фок- и грот-мачт и чрез­вычайно длинной средней частью корпуса, с большим расстоянием между передней и сред­ней дымовыми трубами, крейсера типа "Инде­фатигейбл" выглядели значительно крупнее крейсеров первого поколения. Это придавало им своеобразный, отличный от крейсеров типа "Инвинсибла" и достаточно грозный внешний вид. Низкий полубак и шканцы образовывали слегка неуклюжий профиль, и эти корабли не производили такого приятного впечатления, как крейсера типа "Инвинсибл".

 

Проектная весовая нагрузка при нормальном водоизмещении первых линейных крейсеров Англии

"Инвинсибл " "Индефатигейбл "

"Австралия" "Индефатигейбл"*

т/%

Корпус и судовые системы

6200 (35,9%)

7000 (37,4%)

7070 (37,6%)

7000 (33,0%)

Бронирование

3460(20,1%)

3735(19,9%)

3670(19,6%)

3735(17,6%)

Энергетическая установка

3390(19,7%)

3655(19,5%)

3655(19,5%)

3691 (17,4%)

Вооружение с башнями

2440(14,1%)

2580(13,8%)

2625(13,9%)

2628(12,4%)

Топливо (уголь)

1000 (5,8%)

1000 (5,3%)

1000 (5,3%)

3170(14,9%)

Команда и провизия

660 (3,8%)

680 (3,6%)

680 (3,6%)

872 (4,1%)

Запас питательной воды

- -

- -

- -

45 (0,2%)

Запас водоизмещения

100 (0,6%)

100 (0,6%)

100 (0,6%)

100 (0,4%)

Суммарное водоизмещение

17250(100%)

18750(100%)

18800(100%)

21241 (100%)

* В полном грузу

 

Их можно было легко отличить по следу­ющим признакам: большому расстоянию между мачтами, передней и средней дымовыми тру­бами и средними башнями; задняя дымовая тру­ба на много дальше отстояла от грот-мачты; заметно сдвинутая вперед передняя боевая рубка располагалась отдельно от ходового мостика, а не под ним, как на крейсерах предыдущих про­ектов; напротив, штурманский пост не выдви­нули вперед; опоры треногой грот-мачты имели наклон не к носовой части, а к корме.

Одним из самых заметных отличий крей­серов типа "Индефатигейбл" было то, что их дымовые трубы, в отличие от других проек­тов, отстояли почти на одинаковом расстоя­нии друг от друга. Их военная судьба оказа­лась схожа и различалась меньше, чем у крей­серов типа "Инвинсибл".

Индивидуальные различия между кораб­лями серии были значительны, хотя с опреде­ленной точки зрения "Нью Зиланд" выглядел лучше "Индефатигейбла". "Индефатигейбл" имел отдельные крылья нижнего мостика. На марсе грот-мачты отсутствовал дальномер. Пост уп­равления стрельбой центральной наводки рас­полагался на марсе фок-мачты. Грот-мачта ос­нащена гафелем для флага. На "Нью Зиланде" передний мостик оснастили дополнительными верхними крыльями. На "Австралии" дально­мер установили на задней надстройке. Отсут­ствовал гафель для флага.

В 1911 г. крейсера переклассифицирова­ли из броненосных в линейные. В 1914-15 гг. на всех крейсерах второго поколения на кры­шах башен "Р", "Q" и "Y" установили 47-мм зенитные пушки. Сняли брам-стеньги, реи с пе­редней стеньги и из-под поста управления стрель­бой центральной наводки на марсе фок-мач­ты. На каждой мачте сигнальные стойки до­оборудовали специальными подпорами.

В начале 1915 г. все корабли закамуфли­ровали. На "Нью Зиланде" камуфляж был более сложный, состоящий из неравномерно распо­ложенных вертикальных пятен, нанесенных на дымовые трубы, надстройки и башни.

На "Индефатигейбле" и "Австралии" ка­муфляж состоял из длинных чередующихся тем­ных и серых полос, нанесенных вдоль борта. На "Нью Зиланде" и "Австралии" модернизи­ровали конструкцию ходового мостика, штурманский пост уменьшили в размерах.

В 1915-16 гг. на всех крейсерах изменили конструкцию передней и задней надстроек, при­боры управления стрельбой центральной на­водки установили на платформе под фор-мар­сом, закрасили камуфляж обычным защитным цветом. Весной 1916 г. с "Индефатигейбла" и "Нью Зиланда" сняли противоторпедные сети. На "Австралии" противоторпедные сети оста­вались в 1916-17 гг.

В 1916 г. после Ютландского боя на обо­их уцелевших кораблях установили дополни­тельное бронирование палубы 25,4-мм броне­выми плитами между барбетами башен "Р" и "Q" и на главной палубе вокруг всех четырех барбетов общим весом 80 т. Оба они также по­лучили образцы модернизированных прожек­торов, секундомеры, показывающие время по­лета снарядов до цели. На крышах башен на­несли шкалы пеленгов. Одно 102-мм зенитное орудие установили на платформе в конце зад­ней надстройки, еще одну 76-мм зенитную пушку добавили на крышу башни "Р".

В 1917 г. на "Нью Зиланде" и "Австралии" расширили и модифицировали фор-марс, чтобы можно было установить дальномер с большей базой. На фор-марсе на внешней стороне по­ста управления стрельбой центральной наводки установили циферблат указателя дистанции до кораблей противника. На крышах башен "А" и "Y" нанесли шкалу пеленгов. Стволы 305-мм орудий покрасили на "Нью Зиланде" в светло-серый цвет, на "Австралии" в почти белый. С фок-мачты сняли передние стеньги и устано­вили дальномеры наверху переднего поста уп­равления стрельбой центральной наводки.

В 1918 г. на обоих кораблях с постов уп­равления стрельбой центральной наводки на крыше передней боевой рубки сняли дальноме­ры. Все сигнальные прожектора с диаметром зеркала 610 мм сняли и заменили восемью оди­ночными модернизированными прожектора­ми с диаметром зеркала 914 мм. С каждой сто­роны средней дымовой трубы установили спонсоны с платформами для двух 914-мм прожек­торов. Платформы относительно средней ды­мовой трубы разместили эшелонировано — ле­вая платформа располагалась впереди, правая позади. Два 914-мм прожектора установили на верхнем мостике и два на платформе вдоль ди­аметральной плоскости кормовой надстройки перед платформой для зенитных пушек. Два но­вых усовершенствованных 610-мм сигнальных прожектора установили на нижний мостик, а один на низкой платформе, расположенной в конце кормовой надстройки. В конструкции мо­стика произвели различные доработки.

В 1918 г. к концу войны на башнях "Р" и "Q" "Австралии" и "Нью Зиланда" установили платформы для взлета колесных самолетов - раз­ведчика "Сопвич Кэмел" и двухместного кор­ректировщика "Струттер". 4 апреля 1918 г. с баш­ни "Q" "Австралии" впервые успешно взлетел "Струттер".

Согласно предварительной смете, сто­имость постройки каждого корабля составляла 1343000 фунтов стерлингов или 13 430000 рублей золотом. Из них стоимость башен с ме­ханизмами приводов составила 120255 фунтов стерлингов, энергетической установки 366690 фунтов стерлингов. Это было несколько мень­ше, чем стоимость постройки кораблей типа "Инвинсибл" (1 640000 фунтов стерлингов). Эко­номию удалось осуществить, вероятно, вслед­ствие опыта, накопленного при постройке пер­вого поколения крейсеров. При этом факти­ческая стоимость постройки каждого кораб­ля была разной.