Линейный крейсер "Нью Зиланд"

В составе флота находился с 19 ноября 1912 г. по 15 марта 1920 г.

 

На средства, переданные в дар военно-мор­скому флоту Великобритании от правительства Новой Зеландии 20 июня 1910 г. на частной су­достроительной верфи "Фэрфильд Шипбилдинг и Инжиниринг, К°" в Глазго заложили линей­ный крейсер "Нью Зиланд". Там же изготови­ли его энергетическую установку.

Крейсер спустили на воду 1 июля 1911 г. Спусковой вес составлял 8500 т, (ширина спус­ковых салазок 1,52 м, наклон пути 2°30'). Спус­ковой путь оказался со стрелой прогиба 0,356 м. Нос корабля вошел в воду через 52 сек. пос­ле начала спуска. Стапельный период постройки корабля длился 12 месяцев, достройка на пла­ву заняла 17 месяцев. Всего постройка продол­жалась 29 месяцев. Крейсер закончили построй­кой в Глазго 19 ноября 1912 г. и ввели в строй, укомплектованный в основном только кочега­рами и машинной командой.

Действительное нормальное водоизмеще­ние "Нью Зиланда" составляло 18500 т при осадке носом 7,54 м и кормой 8,23 м, полное 20110 т.

Согласно окончательной смете, стоимость постройки "Нью Зиланда" составляла 1 684990 фунтов стерлингов (16 850000 рублей золотом), изготовление орудий обошлось 98200 фунтов стерлингов (9 820000 рублей золотом). Общая стоимость составляла 1 780190 фунтов стерлин­гов (17 832000 рублей золотом) или 96,4 фун­тов стерлингов за тонну нормального водоиз­мещения, что оказалось на 13,6 фунтов стерлин­гов за тонну дороже стоимости постройки го­ловного корабля серии.

Экипаж крейсера, согласно Burt [3],в 1913 г. насчитывал 806 человек, в 1919 г. 853, в 1921 г. 1070.

23 ноября 1912 г. в Девонпорте по просьбе правительства Новой Зеландии "Нью Зиланд" укомплектовали полным экипажем и передали британскому военно-морскому флоту для несе­ния службы в составе 1-й эскадры крейсеров фло­та Метрополии. 20 января 1913 г. "Нью Зиланд" начали готовить к кругосветному плаванию с целью посещения британских доминионов. 6 февраля крейсер покинул Портсмут и отправился в кругосветное плавание. Посетив по пути Кей­птаун, 12 апреля он прибыл в столицу Новой Зеландии город Веллингтон. 28 июня корабль вышел обратно в Метрополию через Тихий океан и Панамский канал и 8 декабря прибыл в Портсмут.

После своего возвращения в декабре 1913 г. "Нью Зиланд" вошел в состав 1-й эскадры линейных крейсеров и 6 февраля 1914 г. в ее со­ставе посетил с визитом французский порт Брест. В июле 1914 г. в составе эскадры линейных крей­серов контр-адмирала Битти состоялся его ви­зит в Россию на Балтику, где корабли посети­ли Ригу, Ревель и Кронштадт.

19 августе 1914 г. "Нью Зиланд" вошел в состав 2-й эскадры линейных крейсеров Гранд-Флита и совместно с "Инвинсиблом" временно дислоцировался в устье реки Хамбер с целью поддержки кораблей Южного морского коман­дования на случай рейда германских линейных крейсеров к берегам Великобритании. 28 авгу­ста совместно с "Инвинсиблом" оказал поддер­жку своим легким крейсерам в бою в Гельголандской бухте. 1 сентября его ввели в состав 1-й эскадры линейных крейсеров, заменив "Ин­винсиблом" во 2-й эскадре линейных крейсеров.

С января по февраль 1915 г. "Нью Зиланд" временно являлся флагманским кораблем 2-й эскадры линейных крейсеров на период похо­да "Инвинсибла" и "Инфлексибла" к Фолклен­дским островам. 15 января крейсер стал флаг­манским кораблем вновь сформированной после возвращения "Инвинсибла" и "Индомитейбла" из Средиземного моря 2-й эскадры линейных крейсеров в составе "Нью Зиланда", "Инвинсиб­ла" и "Индомитейбла" под командованием контр-адмирала Мура.

Вся боевая служба линейного крейсера прошла в Северном море. 24 января 1915 г. в бою у Доггер-банки "Нью Зиланд" под коман­дой кэптена Лайонела Хэлси во время погони за германскими линейными крейсерами, несмот­ря на перегрузку полным запасом нефти, с которым вышел в море, все время старался развить скорость больше 26 узлов, вместе с "Индомитейблом" пытаясь догнать шедший немно­го позади "Лайона" и "Тайгера" "Принсес Роял". Однако, несмотря на героические усилия ко­чегаров и машинистов, "Нью Зиланд" и "Индомитейбл" начали отставать от идущих впе­реди мателотов. В этот момент боя энергети­ческая установка "Нью Зиланда" смогла раз­вить мощность 65000 л.с. (увеличение на 47,7%). Но ему никак не удавалось выйти на дистан­цию действенной стрельбы по концевому тя­желому крейсеру "Блюхер".

Только в 9 ч. 35 м., через 43 минуты после начала боя, "Нью Зиланд" смог достигнуть не­обходимой дистанции для стрельбы, и это еще не гарантировало, что в следующие 55 минут боя он сможет добиться попаданий в "Блюхер", прежде чем тот начал погружаться кормой. Ко­личество попаданий в "Блюхер" с "Нью Зиланда" точно определить трудно, но его общий рас­ход боезапаса в бою составил 147 305-мм сна­рядов (16,7% боекомплекта).

В конце боя "Нью Зиланд" временно стал флагманским кораблем эскадры, а вице-адми­рал Битти с поврежденного "Лайона" перешел на эскадренный миноносец, а с него на "Прин­цесс Роял." Из-за дыма и дальности расстояния контр-адмирал Мур, державший свой флаг на "Нью Зиланде" и принявший командование эс­кадрой после выхода из строя "Лайона", либо не разобрал флажной сигнал Битти с "Лайона", радиостанция которого была разбита, либо по­боялся взять на себя дополнительную ответствен­ность, и не стал преследовать уходящие линей­ные крейсера Хиппера, а пошел добивать бес­помощный "Блюхер".

22 апреля 1916 г. в условиях тумана в 75 милях северо-западнее Гельголанда во время по­иска Гранд-Флитом флота Открытого моря про­изошло столкновение "Нью Зиланда" с "Авст­ралией". При этом "Нью Зиланд" серьезно по­страдал, но за период с апреля по май, ко вре­мени Ютландского боя его отремонтировали. 30 мая он вошел в состав 2-й эскадры линейных крейсеров. С "Индефатигейбла" на него перенесли адмиральский флаг, поскольку "Австралия" к тому времени еще находился в ремонте.

На начальной стадии Ютландского боя "Нью Зиланд" под командованием нового ко­мандира кэптена Джона Грина противостоял германскому линейному крейсеру "Мольтке" (1911 г., 22979 т, 10 280-мм, 12 150-мм, 25,5 уз.). После потопления "Индефатигейбла" "Фон-дер-Танном" "Нью-Зиланд" тотчас же перенес огонь с "Мольтке" на "Фон-дер-Танн". В свою очередь "Фон-дер-Танн" также вступил в бой с "Нью-Зиландом", но через 6 минут перенес огонь на линейный корабль "Бархэм" (1915 г., 27500 т, 8 381-мм, 14 152-мм, 23 уз.), затем снова от­крыл огонь по "Нью-Зиланду".

Причиной переноса его огня с более мощ­ного линкора "Бархэм" на "Нью-Зиланд" было выведение из строя попаданиями британских снарядов носовой и кормовой башен, и только два его орудия левой бортовой башни могли стрелять по линкору "Бархэм". В то же время "Фон-дер-Танн" непрерывно маневрировал, что­бы уклониться от залпов 381-мм снарядов 5-й эскадры линейных кораблей англичан. Во вре­мя боя "Фон-дер-Танн" получил пять попада­ний снарядами крупного калибра.

Броневой пояс увеличили со 102 мм до 127 мм в районе барбетов "А" и "Y" и полосами с 64 мм до 102 мм впереди барбета башни "А" и по­зади барбета башни "Y"; верхнюю часть носо­вой поперечной переборки уменьшили с 76 мм до 38 мм и кормовой со 114 мм до 102 мм, но кормовую поперечную переборку расположи­ли значительно дальше к корме, чем на "Индефатигейбле".

Бронирование главной палубы простира­лось только на 16,8 м от кормы, в то время как раньше оно продолжалось до барбетов. Нижнюю палубу в носовой и кормовой оконечностях уве­личили с 51 мм до 64 мм; пост управления артил­лерийским огнем центральной наводки располо­жили наверху передней боевой рубки (на "Индефатигейбле" он находился в верхней задней ча­сти передней боевой рубки) и толщину брониро­вания поста увеличили с 76-102 мм до 76-152 мм.

Главная палуба имела толщину 25,4 мм до 102-мм поперечной переборки и 51 мм рядом с барбетами башен "А", "Р" и "Q", в то время как нижняя (бронированная) палуба была умень­шена до 25,4 мм за бортовым броневым поясом и увеличена до 64 мм в оконечностях корабля. Барбет башни "Y" уменьшили до толщины 76-102 мм между главной и нижней (бронирован­ной) палубами. Выходящая из передней боевой рубки вниз коммуникационная труба со скобами для аварийного выхода имела 76-102 мм стен­ку. Продольные экранные переборки погребов боезапаса имели толщину 38-64 мм.

После Ютландского боя на большой пло­щади нижней (бронированной) палубы между барбетами башен "Р" и "Q" положили один слой 25,4-мм броневых плит и еще один слой таких же плит добавили на главной палубе около бар­бетов общим весом 110 т.

Остальное бронирование было таким же, как на "Индефатигейбле". Из сказанного ясно, что увеличение бронирования в одном месте со­провождалось ослаблением в других местах кор­пуса крейсера. Неспособность такого слабого бронирования противостоять германским сна­рядам на обычных дистанциях боя прекрасно проиллюстрировал Ютландский бой, когда германский линейный крейсер "Фон-дер-Танн" потопил несколькими попаданиями "Индефатигейбл" на дистанции приблизительно 12700-13700 м (69-74 каб.). Первые три его снаряда попали непосредственно в башню "Y" и еще два рядом с ней. Погреба боезапаса взорвались, и линейный крейсер затонул.

Сразу после боя англичане создали спе­циальную комиссию по расследованию причи­ны гибели британских линейных крейсеров в Ютландском бою. Наиболее правдоподобную версию выдвинул начальник отдела военного кораблестроения Теннисон д'Эйнкоурт, согласно которой потери скорее происходили от недо­статочной защиты погребов боезапаса, чем от проникновения снаряда сквозь броню башни и барбета, последствия которого не обязательно могли быть катастрофическими.

Отмечалось, что проникновение снарядов сквозь аналогичную броню башен германских линейных крейсеров не несло столь разруши­тельного характера, поскольку их погреба бо­езапаса значительно лучше изолировали от про­никновения огня. Таким образом, немецкий спо­соб укупорки, хранения и перегрузки порохо­вых зарядов оказался более безопасным и не приводил к взрыву. Однако позднее утвержда­ли, что версия д'Эйнкоурта подтвердилась толь­ко в случае с "Инвинсиблом". Свидетели в от­ношении "Индефатигейбла" показывали, что немецкие снаряды проникли в его погреба бо­езапаса через бортовую, палубную броню или броню барбета. Известно, что немецкие 280-мм бронебойные снаряды были вполне способны сделать и то и другое.

Линейные крейсера второго поколения — увеличенные "Инвинсиблы", как и следовало ожидать, получили, в основном, такое же рас­положение котельных и машинных отделений. Котельные отделения разделили на три отдель­ные группы, вместо двух, как на крейсерах пре­дыдущего проекта, что было вызвано большим расстоянием между средними башнями. Это, в свою очередь, вызвало большие трудности при компоновке внутреннего расположения корпуса корабля, поскольку ограничивало размеры от­дельных котельных помещений.

В пяти котельных отделениях (КО), распо­ложенных линейно тремя группами, установи­ли 32 водотрубных котла типа Бабкока и Вилькокса с трубками большого диаметра, на один больше, чем на "Инвинсибле", обеспечивающие рабочее давление пара 16,5 кгс/кв.см. КО N1 и N2 располагались до башен "Р"и "Q", N3 и N4 между этими башнями и N5 после. В КО N1 и N2, длиной 11,6 м каждое, размещалось соответственно 5 и 7 котлов, в N3 и N4, имеющих длину соответственно 6,1 ми 11,6 м, но более широ­ких, 4 и 8, в N5 длиной 11,6 м размещалось так­же 8 котлов. Общая длина котельных отделений составляла 52,5 м (29,3% длины по ватерлинии), против 47 м на "Инвинсибле". В этом проекте первую группу котельных отделений спроекти­ровали на 2,6 м короче, чем на "Инвинсибле" (23,6 м против 26,2 м), что, несомненно, сказалось на повышении прочности корпуса.

Помещение машинного отделения общей длиной 25,6 м (14,3% длины по ватерлинии).

Впоследствии, перед окончанием боя, "Нью-Зиланд" стрелял по различным германс­ким кораблям, которые трудно было точно клас­сифицировать. За исключением двух залпов по германским эскадренным миноносцам незадолго до захода солнца, "Нью Зиланд" последователь­но стрелял по дредноутам 1-й дивизии линей­ных кораблей, "Зейдлицу" и додредноутам "Шлезвиг-Гольштейн" и "Шлезиен". В течение почти всего боя попаданий в германские корабли он не достиг, за исключением одного попада­ния в "Зейдлиц" и трех в "Шлезвиг-Гольштейн".

В Ютландском бою "Нью Зиланд" выпу­стил, в основном по "Мольтке" и "Фон-дер-Танну", 420 305-мм снарядов (47,7% боекомплек­та) — больше, чем какой-либо другой британ­ский корабль, но добился только четырех по­паданий (0,95% выпущенных снарядов).

Его артиллеристы были подготовлены не намного хуже, чем на остальных линейных крей­серах вице-адмирала Битти, но его 305-мм ору­дия в установках образца Mk.X значительно ус­тупали новейшим 343-мм орудиям в установ­ках образца Mk.V линейных крейсеров типа "Лайон". Только когда дистанция боя умень­шилась до 9000 м (49 каб.), снаряды "Нью Зиланда" начали достигать цели.

В начале боя "Нью Зиланд" получил только одно попадание 280-мм снарядом с "Фон-дер-Танна" в левую сторону барбета башни "X" в районе над верхней палубой. Но снаряд бро­ню не пробил и взорвался снаружи барбета, от­бив кусок брони толщиной 178 мм и заклинив на некоторое время баш­ню. Осколки этого снаря­да пробили 25,4-мм глав­ную палубу. От удара ко­мандир башни потерял сознание, но вскоре при­шел в себя, и башня про­должала стрельбу.

В июне 1916 г. "Нью Зиланд" вошел в состав 1-й эскадры линейных крейсеров, но в сентябре его заменили "Ринауном" и возвратили в состав 2-й эскадры линейных крейсеров, где он оста­вался до конца войны. В ноябре крейсер прошел ремонт в Розайте. 17 но­ября он, временно переданный в состав 1-й эс­кадры линейных крейсеров, принял участие в бою в Гельголандской бухте. С 29 ноября по 7 января 1917 г. корабль заменял "Австралию" в качестве флагманского корабля 2-й эскадры ли­нейных крейсеров.

После окончания первой мировой войны в 1919 г. адмирал Джеллико на борту "Нью Зи­ланда" должен был совершить турне по бри­танским доминионам. С декабря 1918 г. по фев­раль 1919 г. крейсер проходил ремонт и пере­оборудование в рамках подготовки этого по­хода. В это время на нем произвели следую­щие изменения: из надстроек демонтировали нижние 102-мм орудия, сняли циферблат даль­ности до кораблей противника, закрасили шка­лу пеленгов на крышах 'концевых башен. Со средних башен убрали платформы для взлета самолетов. Расширили и модифицировали пе­реднюю надстройку, чтобы обеспечить допол­нительные жилые помещения. Сняли стеньги и обе брам-стеньги.

21 февраля 1919 г. "Нью Зиланд" под ко­мандованием кэптена Оливера Леггета с лор­дом и леди Джеллико на борту покинул Пор­тсмут и отправился в кругосветное плавание. Крейсер посетил Гибралтар, Порт-Саид, Суэц, Бомбей, Коломбо, Кокосовые острова, Авст­ралию, Тасманию, прошел Тихий океан, зашел на Новую Зеландию, Ванкувер, Сан-Диего, Га­вану, Кингстоун, в порты Испании, посетив по пути многие другие порты. Чета Джеллико по­кинула крейсер 20 ноября 1919 г. в Ванкувере и проехала поездом через Канаду и США. Они вернулись в Кей Уэст 8 января 1920 г. Крейсер же снова появился в Портсмуте 2 февраля 1920 г., покрыв за свой поход расстояние в 33514 миль. 15 марта 1920 г. "Нью Зиланд" перевели в резерв в Розайт, где в июле 1921 г. он стал флагманским кораблем резервного флота. Но в октябре значительно сократили расходы на его содержание. 19 апреля 1922 г., согласно Вашингтонскому договору по разоружению, "Нью Зиланд" включили в список кораблей, подлежащих исключению из состава флота. 19 декабря 1922 г. его продали компании "Shipbreaking Co" в Розайте.

Эту компанию образовали исключитель­но с целью разборки на металл кораблей, со­гласно Вашингтонскому договору, а также по разоружению линкора "Эджинкорт", линейных крейсеров "Принсес Роял" и "Нью Зиланд". 13 августа 1923 г. "Нью Зиланд" сдали на слом.