Линейный крейсер "Австралия"

В составе флота находился с 21 июня 1913 г. по 12 апреля 1924 г.

 

В 1909 г. по результатам конференции до­минионов британской империи о совместной обороне австралийское правительство заказа­ло в Великобритании броненосный крейсер с фактическим предназначением быть первым крупным боевым кораблем нового австралий­ского военно-морского флота в составе плани­руемых восьми однотипных линейных крейсе­ров и десяти легких. Общая стоимость програм­мы составляла 20 000000 фунтов стерлингов.

Броненосный крейсер "Австралия" зало­жили 23 июня 1910 г. на частной судостроитель­ной верфи "Джон Браун и К°" в Клайдебэнке, там же изготовили его энергетическую установ­ку. Крейсер спустили на воду 25 октября 1911 г. и закончили постройкой в июне 1913 г. Ста­пельный период длился 16 месяцев, достройка на плаву заняла 20 месяцев. Всего постройка продолжалась 36 месяцев.

Действительное нормальное водоизмеще­ние "Австралии" составляло 18500 т при осад­ке носом 7,54 м и кормой 8,23 м, полное 20110 т. Фактическая стоимость постройки "Австра­лии" оказалась такой же, как и "Нью Зиланда". Экипаж крейсера, согласно Burt [3], в 1913 г. насчитывал 813 человек, в 1919 г. 840.

В марте 1913 г. начались ходовые испыта­ния. 8 марта во время 30-часовых ходовых ис­пытаний крейсер развил мощность энергетичес­кой установки 51511 л.с. (71,6% от полной), что при частоте вращения гребных валов в среднем 260,3 об/мин, позволило достичь скорости 24 уз. Максимальная скорость доходила до 26 уз.

21 июня 1913 г. "Австралию" ввели в строй в Портсмуте в качестве флагманского кораб­ля командующего австралийской эскадрой контр-адмирала Потей, в тот же день подняв­шего на корабле свой флаг. 30 июня король Георг V специально посетил Портсмут и на шканцах крейсера посвятил контр-адмирала Потей в рыцарское достоинство. В июле в со­провождении легкого крейсера "Сидней" корабль перешел вокруг мыса Доброй Надежды в Австралию. 4 октября крейсера пришли в Сид­ней, где 13 октября флаг австралийской эскад­ры перенесли с крейсера "Камбрайн" на "Авст­ралию", и он стал флагманским кораблем ав­стралийских военно-морских сил.

С октября 1913 г. по лето 1914 г. крейсер находился в австралийских водах. В июле 1914 г. состоялся ежегодный зимний поход эскадры вокруг побережья Австралии. 30 июля Адми­ралтейство направило "Австралию" к островам Бисмарка наблюдать за находящимися здесь германскими кораблями с целью воспрепятство­вать крейсерству эскадры адмирала фон Шпее в Тихом океане. 1 августа крейсер грузился уг­лем в Сиднее.

После начала первой мировой войны с 12 августа 1914 г. "Австралия" патрулировал в проливе Святого Георга. Первоначально крей­сер решили использовать на Тихом океане, и он стал флагманским кораблем военно-морс­ких сил союзников, собранных в Тихом океа­не, в портах в Северной Америке и Западной Индии. В 12 ч. 00 м. 15 сентября "Австралия" в сопровождении крейсеров "Сидней" и "Мель­бурн" вышла из Бланш-бей по маршруту Ав­стралия - Олбани (Великобритания) для сопро­вождения конвоя, перевозившего первый кон­тингент армейского корпуса Австралии и Новой Зеландии. 17 сентября он откликнулся на просьбу французского крейсера "Монткальм" подстраховать его поход с целью разведки к островам германской Новой Гвинеи, где пред­полагалось присутствие германских броненос­ных крейсеров.

После боя у Фолклендских островов "Ав­стралия" присоединился к поиску разбежавшихся судов снабжения эскадры адмирала фон Шпее. 18 декабря 1914 г. крейсер зашел в Калайо, а затем на острова Феликса, а 26 декабря достиг Вальпараисо и покинул его на следующий день. 28 декабря в открытом океане на нем застопорили машины для выполнения мемориального ритуала по погибшим в недавнем бою у Коронеля британским морякам. 31 декабря ко­рабль вошел в Магелланов пролив. 1 января 1915 г. во время прохождения пролива задел винтом за подводный камень и погнул лопа­сти, что заставило его изменить курс на Фол­клендские острова и с уменьшенной наполо­вину скоростью идти туда для ремонта. 2 ян­варя он прибыл в Порт-Стенли, где ремонти­ровался до 5 января.

11 января 1915 г., согласно приказу Ад­миралтейства, "Австралия" направился в Пли­мут (Великобритания), потопив по пути гер­манский транспорт снабжения "Элеонора Веерман". В ночь на 29 января он появился в Плимуте и встал на текущий ремонт, посколь­ку без ремонта прошел 59514 миль за 18 меся­цев. 17 февраля он вошел в состав 2-й эскадры линейных крейсеров Гранд-Флита, опоздав принять участие в бою у Доггер-банки. С 22 февраля крейсер стал флагманским кораблем 2-й эскадры линейных крейсеров, которая с 31 июля базировалась на Розайт.

27 января 1916 г. "Австралия" в составе 2-й эскадры линейных крейсеров совместно с 1-й и 4-й эскадрами легких крейсеров вышла в боевой поход к норвежскому побережью. 26 февраля он провел комбинированные учения с Гранд-Флитом, а 6 марта вышел в море для поддержки военно-морских сил Гарвичского ко­мандования.

22 апреля 1916 г. в полдень в 75 милях к северо-западу от Хорнс-риф в условиях тума­на "Австралия" столкнулся с "Нью Зиландом", что не позволило ему принять участие в Ют­ландском бою. Туман был настолько густой и плотный, что в это же время эскадренные ми­ноносцы "Гарланд", "Ардент" и "Амбускейд" столкнулись друг с другом, а линейный корабль "Нептун" протаранил транспортное судно. В апреле крейсер встал в док на верфи Армст­ронга в устье реки Тальк для временного ре­монта, необходимого для перехода в Девон-порт и дальнейшего более серьезного ремон­та поврежденного броневого пояса.

Ремонт "Австралии" закончили к 1 июня 1916 г. — слишком поздно, чтобы принять уча­стие в Ютландском бою. 3 июня крейсер при­шел в Розайт, где стал флагманским кораблем 2-й эскадры линейных крейсеров и оставался им до конца войны. 27 ноября вице-адмирал Пакенхем вместо вице-адмирала Битти принял командование оперативным объединением линейных крейсеров и перенес с него свой флаг на "Лайон".

В мае 1917 г. во время учебно-боевой подготовки 305-мм снаряд застрял в элевато­ре. Лейтенант-командер Дарлей выправил по­ложение. Он спустился в элеватор, освободил снаряд и закрепил его с помощью изогнутого лома и раздвижного гаечного ключа. 26 июня "Австралию" посетил король Георг V. 12 декабря крейсер столкнулся с линейным крейсером "Рипалс". Ремонт "Австралии" продолжался до начала января 1918 г.

18-21 января 1918 г. "Австралия" прикры­вала скандинавский конвой транспортных су­дов, вышедший из Великобритании в Берген. 23 апреля экипаж корабля выделил 11 добро­вольцев, которых послали для двухмесячной спе­циальной подготовки с целью десантирования на мол в Зеебрюгге и Остенде. В сентябре-ок­тябре крейсер прикрывал постановку американ­скими минными заградителями Великого Север­ного заграждения. 21 ноября 2-я эскадра линей­ных крейсеров повела Гранд-Флит принимать капитуляцию флота Открытого моря. После по­становки на якорь каждый германский корабль был взят под охрану определенным британским кораблем. "Австралии" досталось сторожить ли­нейный крейсер "Гинденбург".

После окончания первой мировой войны корабль возвратили Австралии 22 апреля 1919 г. "Австралию" с прощальным визитом перед отплытием на родину посетил наследник Бри­танского престола принц Уэльский. 24 апреля крейсер покинул Англию и 28 мая прибыл во Фримантл, став флагманским кораблем австралийских военно-морских сил, после чего он в течение шести недель посетил с визитами все порты Австралии.

С 12 декабря 1921 г. линейный крейсер от­правили в резерв в Сидней. Согласно статьям Вашингтонского договора по сокращению мор­ских вооружений, "Австралию" признали име­ющим избыточный тоннаж водоизмещения и при­няли решение торжественно затопить недалеко от Сиднея. В октябре 1923 г. его ввели в док и за 1923-24 гг. сняли все малогабаритное обору­дование, прожектора, мачты и часть надстро­ек. 12 апреля 1924 г. "Австралию" торжествен­но затопили в 24 милях к западу от Сиднея у австралийского побережья на глубине 270 м.