Проектирование

 

Обычная программа согласно смете 1909 бюджетного года включала три линейных ко­рабля ("Колоссес", "Геркулес" и "Орион") и один броненосный крейсер ("Лайон"). Но затем выш­ло специальное решение правительства Великоб­ритании о закладке еще четырех крупных бое­вых кораблей (три типа "Орион" и броненосно­го крейсера "Принсес Роял"), известных как "не­предвиденные дредноуты", закладку которых парламент одобрил 28 августа 1909 г. Обычно проект новых броненосных крейсеров воплощал в себе "крейсерскую версию дредноутов". Про­ект крейсеров третьего поколения типа "Лайон" представлял собой "крейсерскую версию" "Ори­она", хотя первоначально в начале 1909 г. пла­нировалось дублировать закладку броненосных крейсеров типа "Индефатигейбл" с учетом их са­мой широкой модернизации.

Адмирал Фишер оставил пост первого морского лорда в 1910 г., но, прежде чем уйти, он сделал следующий важный шаг. По его на­стоянию после нескольких серий дредноутов, во­оруженных 305-мм орудиями, заложили первый супердредноут "Орион", имеющий на вооруже­нии 10 343-мм орудий. Для новых линейных кораблей потребовались их крейсерские вариан­ты — линейные крейсера с новым калибром ору­дий. Ими стали "Лайон", "Принсес Роял" и "Куин Мери", заложенные в 1909-11 гг.

Это значительное увеличение судострои­тельной программы Великобритании предвосхи­щало ускоренную постройку Германией своих крупных боевых кораблей. В результате напря­женной политической ситуации и возрастающе­го соперничества с Германией в морской облас­ти при разработке проектов крупных британс­ких боевых кораблей Адмиралтейство факти­чески перестало экономить средства. Начальник британского управления военного кораблестро­ения Филипп Уатс заявил, что "только теперь стало возможным в новых проектах полностью реализовать их наступательные боевые качества".

Неясность точного содержания германской программы в известной мере прояснила инфор­мация из частных источников, полученная Ад­миралтейством, и только тогда одобрили бри­танские проекты. Проектируемый в это время в Германии броненосный крейсер типа "Мольтке" обещал стать значительно крупнее, чем это ожи­дали. Поэтому проекты крейсеров, которые про­тивостояли ему, должны были стать мощнее крейсеров типа "Индефатигейбл".

Развязанные руки и проницательность конструкторов Аттвуда, Девиса и Филиппа Уатса помогли создать проект линейных крейсеров "Лайон" и "Принсес Роял" в качестве ответа на новые германские проекты, и это дало Великоб­ритании в лице крейсеров третьего поколения иметь крупнейшие корабли в мире. В проект этих двух крейсеров внесли значительные усовершенствования по сравнению с проектом "Индефатигейбла", что при увеличении их водоиз­мещения на 7600 т удалось относительно легко осуществить.

Об их огневой мощи и скорости хорошо позаботились, но, хотя увеличенный по толщи­не главный броневой пояс вполне мог устоять против германских 280-мм снарядов, большие площади бортов не забронировали вообще, и на нем имелось достаточно незащищенных мест. Как и в случае с линейными кораблями типа "Орион", новые броненосные крейсера воплоща­ли в себе усиление вооружения и бронирования по сравнению с типом предыдущих крейсеров за счет установки 343-мм орудий вдоль диамет­ральной плоскости корабля и превосходства бортового бронирования над палубным.

Сущность отличия нового проекта от крейсеров типа "Индефатигейбл" заключалась в следующем: увеличение водоизмещения на 7600 т привело к увеличению полной длины корабля на 33,6 м, ширины на 2,6 м и средней проект­ной осадки на 0,45 м, но при этом корпуса име­ли довольно слабый набор. Калибр главной ар­тиллерии увеличивался с 305-мм до 343-мм при установке башен с орудиями вдоль диаметраль­ной плоскости; максимальную толщину главно­го броневого пояса увеличили со 152 мм до 229 мм и верхнего до 102-152 мм (между верхними палубами, чего на "Индефатигейбле" вообще не было); проектную скорость увеличили с 25 до 27 уз., дальность плавания до 1080 миль.

Они оказались на 6 уз. быстроходнее со­ответствующих им линкоров, чего достигли уве­личением мощности энергетической установки на 150%. Вместо ликвидации в средней части корабля башни "Q" с 343-мм орудиями убрали кормовую возвышающуюся надстройку, на ме­сте которой образовали громоздкое устройство из снарядного и зарядного погребов между дву­мя котельными отделениями, что ограничило сектор ведения огня этой башни. Повышение боевых качеств, как и на линейных кораблях второго поколения, использовалось совершенно односторонне, поскольку защита не возрастала адекватно боевой наступательной мощности.

Это ярко проявилось во время войны.

Большим недостатком явилось обеспече­ние броневой защиты только против 280-мм сна­рядов и то в отдельных местах. Огромный кор­пус корабля в целом оказался сильно уязвим для 305-мм снарядов, а в многих местах бортовая броня могла быть пробита и 280-мм снарядами. Более серьезным заблуждением оказалось рас­пространение официальными властями заведо­мой неверной информации о состоянии броне­вой защиты корабля (утечкой информации в прессу старались навести на мысль, что поня­тие "линейный корабль" и термин "крупный бо­евой корабль" — это стороны одной и той же медали, имея в ввиду быстроходные линейные корабли). "Лайон" дважды с трудом избежал ка­тастрофы, а "Куин Мери" преследовал злой рок.

Проектное нормальное водоизмещение ли­нейных крейсеров типа "Лайон" составляло, со­гласно Conway [1] и Brayer [4], 26270 т при сред­ней осадке 8,43 м, согласно Campbell [2] и Burt [3], 26350 т (после перепроектирования 26475 т), что на 7600 т было больше, чем у "Индефатигейбла" (18750 т) при средней осадке 8,07 м. Проектное водоизмещение в полном грузу со­ставляло, согласно Conway [1] и Brayer [4], 29680 т при средней осадке 9,32 м, против 21240 т и 9,14 м у "Индефатигейбла", согласно Campbell [2] и Burt [3], 30084 т.

Длина крейсеров типа "Лайон": между пер­пендикулярами, согласно Campbell [2] и Burt [3] 201,3 м, (Burt [3] ("Принсес Роял" — 201,15 м), Brayer [4] 201,2 м, по ватерлинии 212,9 м и пол­ная 213,4 м, что на 33,6 м больше, чем у "Инде­фатигейбла". Ширина 27 м (согласно Brayer [4], 26,9 м), что на 2,6 м шире, чем у "Индефатигей­бла". Отношение L/B=7,9, против 7,37 у "Инде­фатигейбла" и 6,95 у "Зейдлица".

Высота надводного борта при проектном нормальном водоизмещении в носовой оконеч­ности составляла 9,14 м, на миделе 7,62 м и в корме корабля 5,79 м, почти столько же, как у "Индефатигейбла". Высота борта на миделе со­ставляла 16,15 м, что было на 1,3 м больше, чем у "Индефатигейбла". Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмещения на 38,6 т. Корпус разделили водонепроницаемыми переборками на XXII основных отсека. Двой­ное дно установили на 76% длины корабля. Спо­соб связей клепаной конструкции корпуса — смешанный набор поперечных шпангоутов и продольных стрингеров. Необходимо заметить, что "Лайон" оказался наиболее длинным кораб­лем, когда-либо построенным на государствен­ных верфях. Форштевень остался все таким же выступающим, хотя не имел ярко выраженного таранного профиля.

Установка впервые после 20-летнего перерыва 343-мм орудий в линейно-возвышенных башнях, как и на одновременно построенных ли­нейных кораблях типа "Орион", явилась хоро­шо заметным отличием этого проекта от преды­дущих. У 343-мм орудий вес снаряда оказался почти на 50% больше 305-мм, энергия у дуль­ного среза почти на столько же, а пробивае­мость на дистанции 4500 м (24 каб.) на 25% больше. Вес бортового залпа увеличился почти вдвое (4540 кг против 2361 кг). Не было неожи­данностью заметное увеличение пробивной спо­собности снаряда и силы разрыва.

Возрастание калибра главной артиллерии свыше 305-мм отразилось, главным образом, на увеличении дистанции решительного боя и нуж­далось в большей мощности метательного за­ряда. Дистанцией решительного боя тогда счи­тали такую дистанцию, на которой снаряды на излете ложились под углом 15° к горизонтали. Для различных орудий и различных снарядов она сильно различалась, но приближенно мож­но сказать, что для 305-мм орудий эта дистан­ция составляла около 13000 м (70 каб.), а для 343-мм около 16700 м (90 каб.), так как после­дняя как раз была на пределе возможности сле­дить за стрельбой из боевой рубки. Эта возмож­ность определяется видимостью над водой вы­соты борта неприятельского корабля.

Для высоты глаза (на уровне визиров бое­вой рубки) около 14,5 м выше уровня ватерли­нии видимость горизонта составляет около 15000 м (80 каб.). При больших дистанциях над горизонтом видна все меньшая часть неприя­тельского борта, и стрельба становилась мало действенной или даже вовсе невозможной при худшем состоянии атмосферы.

Новые 343-мм орудия обладали большей точностью попаданий снаряда на большей дис­танции, чем 305-мм орудия с длиной канала ствола в 45 и 50 калибров, на крейсерах типа "Инвинсибл" и "Индефатигейбл", а также на всех дредноутах более ранней постройки. Отказ от 305-мм орудий объяснялся просто потребно­стью в более сильных линкорах и невозможнос­тью надлежащим образом управлять более чем десятью орудиями. Правда, на многие линкоры установили по 12 305-мм орудий, но в англий­ских морских кругах были против такого коли­чества. Увеличение же калибра давало и боль­шую силу удара и большую дальнобойность.

Одним из важнейших аргументов в пользу установки башен 343-мм орудий вдоль диаметральной плоскости корабля явилось то, лее тяжелый вес башен и дополнительного бронирования делали смещение башен к стрельбу через палубу совершенно не возможным. Косвенно это говорило о неудаче проектов линейных крейсеров типа "Инвинсибл" и "Индефатигейбл". Сначала конструк­торы были готовы усовершенствовать систему установки башен по сравнению с той, что было на "Индефатигейбле", простым перемещением обеих средних башен в диаметральную плос­кость и на одном из этапов проектирования предлагали установить пять башен вместо четы­рех. Для этого предлагали установить в корме две линейно-возвышенные башни, но из-за не­обходимости свободного пространства в корпу­се для еще одного котельного отделения и по финансовым причинам от этого отказались.

Уаттс полагал, что при увеличении длины корпуса на миделе на три шпации (0,91 м) по­явится возможность расположить совмещенные бортовые башни так же, как на линейных ко­раблях типа "Колоссус". Но не все конструкто­ры согласились с тем, что это будет осуществи­мо. В конце концов решили установить только четыре башни. Две передние орудийные башни "А" и "В" были линейно-возвышенные, в то вре­мя как третью "Q" расположили между второй и третьей дымовыми трубами, что впоследствии рассматривалось как недостаток из-за ограни­ченного сектора ведения огня (60° в нос и кор­му на оба борта). Тем более что вследствие это­го расположения выявился другой недостаток в виде чередования погребов боезапаса и котель­ных отделений.

Погреба боезапаса кормовых башен раз­местили в середине корпуса между двумя груп­пами котельных отделений. Четвертую башню "Y" расположили намного ближе к корме, что обеспечило ей прекрасный сектор ведения огня. Обе носовые и кормовая башни имели сектор обстрела 300°, средняя башня "Q" 240°. Таким образом, суммар­ный сектор обстре­ла всех четырех ба­шен линейных крей­серов третьего по­коления составлял 1140°, или 285° на башню, против со­ответственно 940° и 235° "Индефатигейбла". При этом в различных секторах обстрела действова­ло разное число орудий главного калибра: сектор об­стрела 0-60° — четыре орудия, 60-150° — восемь орудий, 150-180° — два орудия.

Очевидно, за основу можно было выбрать размещение десяти орудий главного калибра в пяти башнях на линейных кораблях типа "Ори­он", имеющих корпус на 2,75 м длиннее, чем у "Лайона", выбор длины которого вынудил ог­раничиться четырьмя башнями. К сожалению, была выбрана четырехбашенная схема, вместо пятибашенной, где отсутствовала пятая линей­но-возвышенная башня в корме. Таким образом, на вооружении кораблей в качестве артиллерии главного калибра находилось восемь скорост­рельных 343-мм орудий образца Mk.V в четы­рех двухорудийных башнях: двух линейно-воз­вышенных орудийных башен "А" и "В" в носо­вой части корабля, третьей башни "Q" между второй и третьей дымовыми трубами и четвер­той "Y" в кормовой части.

Расстояние от форштевня до оси барбета башни "А" составляло 46 м, между осями бар­бетов башен "А" и "В" — 10,4 м, "В" и "Q" — 58,5 м, "Q" и "Y" — 59,5 м, от "Y" до ахтерштевня — 39 м. Расстояние между осями барбе­тов концевых башен "А" и "Y" составляло 128,4 м, что определяло длину главного броневого пояса. Высота осей стволов орудий над уровнем ватерлинии при нормальном водоизмещении со­ставляла для башни "А" 10 м, башни "В" 12,4 м, башни "Q" 9,4 м и башни "Y" 7 м. На "Индефа­тигейбле" высота осей стволов орудий над уров­нем нормальной ватерлинии составляла для башни "А" 9,7 м, башни "Р" и "Q" 8,5 м и баш­ни "Y" 6,4 м. На "Мольтке" соответственно 10,4 м, 8,2 м и кормовых 8,4 м и 6,0 м.

Спроектированные в 1910 г. скорострельные 343-мм орудия образца Mk.V с длиной ка­нала ствола 45 калибров (15435 мм) и длиной нарезанной части ствола 12943 мм представля­ли собой прекрасные орудия, имеющие более со­вершенную и удачную конструкцию и обладаю­щие большей точностью, чем 305-мм орудия об­разца Mk.X. Ствол весом 76 т скреплялся при помощи стальной проволоки. Система нарезов (число нарезов 68) представляла собой обыкно­венный профиль с постоянной крутизной наре­зов — один оборот на 30 калибров.

Орудия стреляли снарядами весом 568 кг и 636 кг (вес заряда 133 кг кордита "MD" с на­чальной скоростью 760-788 м/с, против соответ­ственно 386 кг и 831 м/с у 305-мм орудий "Инвинсибла" и "Индефатигейбла", и развивали дульную энергию 28700 т/м. Стволы орудий име­ли угол склонения 5°, угол возвышения 20°, обеспечивая максимальную дальность стрельбы снарядами с радиусом оживала головки в четы­ре калибра 22000 м (118 каб.). Скорострельность составляла 1,5 выстрела в минуту. Но в 1914 г. не имелось таблиц для стрельбы с углом возвы­шения более +15°21”, что обеспечивало даль­ность стрельбы только 18700 м (101 каб.).

Ко времени Ютландского боя недостатки визирования устранили установкой призм "угла возвышения" на 6° на визиры приборов управ­ления огнем центральной наводки и централь­ные визиры башен, и таким образом можно было использовать полный угол возвышения стволов орудий. Как и на других британских ко­раблях того периода пороховые погреба разме­стили над снарядными. Их крышу образовала нижняя (бронированная) палуба, за исключени­ем погребов башни "Q", где была только одна верхняя палуба.

В мирное время боекомплект состоял из 640 снарядов для всех восьми орудий главного калибра или 80 снарядов на ствол. Комплекта­ция боекомплекта включала 24 бронебойных, 28 полубронебойных, 28 фугасных, а также 6 шрап­нельных снарядов. Во время войны боекомп­лект увеличивался до 880 снарядов для всех восьми орудий главного калибра или 110 сна­рядов на ствол (33 бронебойных, 38 полуброне­бойными и 39 фугасных). Ко времени Ютландс­кого боя комплектация изменилась на 66 бро­небойных, 22 полубронебойных и 22 фугасных. После Ютландского боя рекомендовали умень­шить количество фугасных снарядов до 10 на орудие, затем иметь 55 бронебойных и 55 полу­бронебойных. Окончательно боекомплект на орудие составлял 77 бронебойных новой конст­рукции и 33 полубронебойных.

Когда корабль вступил в строй, на нем в гидравлической системе для осуществления по­ворота всех четырех башен имелось только два насоса наводки орудий с помощью гидравличес­кого привода, что было явно недостаточно. Тре­тий насос гидравлической системы добавили в 1913 г. По окончании постройки на "Лайоне" и "Принсес Роял" приборов управления стрельбой центральной наводки установлено не было. Их установили на марсы фок-мачты "Лайона" к маю 1915 г., на "Принсес Роял" в начале 1916 г. Второй комплект таких же приборов установи­ли в кормовой части "Лайона" в сентябре 1918 г., а на "Принсес Роял" к концу 1918 г.

Противоминная артиллерия, предназна­ченная для ведения огня по всем видам морс­ких и береговых целей, первоначально состоя­ла из 16 скорострельных 102-мм орудий с дли­ной канала ствола 50 калибров (5100 мм) образ­ца QF.Mk.VII в установках образца Р.IV на "Лайоне" и образца Р.II на "Принсес Роял". Восемь из них разместили в передней надстрой­ке, восемь в задней. 102-мм орудия противомин­ной артиллерии разместили довольно удачно. Они имели высокорасположенный пункт управ­ления стрельбой и хорошо спланированную кон­центрацию огня из восьми орудий вперед, четы­рех назад и восемь побортно. Переднюю пару орудий кормовой группы установили в углах надстройки, что обеспечило им значительный сектор ведения огня вперед.

В мирное время общий боекомплект со­ставлял 2400 выстрелов или по 150 на ствол. Первоначально боекомплект составлял 45 полу­бронебойных и 105 фугасных выстрелов, позднее 38 полубронебойных и 90 фугасных и 22 фугас­ных с ночным трассером. Во время военных дей­ствий общий боекомплект возрастал до 3200 выстрелов или по 200 выстрелов на орудие.

В апреле 1917 г. количество 102-мм орудий на обоих кораблях уменьшили до 15, сняв на "Лайоне" левое кормовое орудие и на "Принсес Роял" правое кормовое. Приборы центрального управления стрельбой противоминной артилле­рии предполагали установить на этих крейсерах к маю 1918 г., но до конца первой мировой вой­ны их так и не установили. На вооружении ко­раблей имелась также одна 76-мм десантная пушка и пять пулеметов системы Максим.

Состав зенитного вооружения часто менял­ся и в разные периоды службы крейсеров был различным. Первоначально на вооружении "Лайона" находилась одна 76-мм зенитная пуш­ка Готчкисса, установленная в октябре 1914 г. В январе 1915 г. добавили еще одну 76-мм зе­нитную пушку образца Mk.I. В мюле 1915 г. 76-мм зенитную пушку Готчкисса заметит второй 76-мм зенитной пушкой образца Mk.I, затем одну из них сняли. В течение 1915-16 г.г. на нем в наличии имелась только одна такая зенитная пушка. В апреле 1917 г. еще одну 76-мм зенитную пушку образца Mk.I получили с "Принсес Роял" взамен ближайшего к корме 102-мм ско­рострельного орудия, снятого с левого борта. Его переделали под угол возвышения ствола в 60° и установили на "Принсес Роял". С апреля 1917 г. на "Лайоне" снова стояли две 76-мм зе­нитные пушки образца Mk.I, которые остава­лись до конца его службы.

Первоначально боекомплект 76-мм зенит­ных пушек Готчкисса составлял 500 фугасных выстрелов и 30 шрапнельных. Боекомплект 76-мм зенитных пушек образца Mk.I составлял 270 фугасных выстрелов и 30 шрапнельных, но в дальнейшем его уменьшили до 120 фугасных и 30 зажигательных выстрелов. Боекомплект 102-мм зенитных орудий составлял 75 полуброне­бойных с головным взрывателем и 75 шрапнель­ных выстрелов, а позднее 160 фугасных и 40 зажигательных.

По окончании постройки оба крейсера имели по четыре 47-мм салютных пушки Готч­кисса. В 1914 г. на "Лайоне" во время шторма смыло одну такую пушку с правого борта. В ап­реле 1915 г. с него сняли еще две 47-мм салют­ные пушки, а последнюю демонтировали в ав­густе 1915 г. В апреле 1915 г. с "Принсес Роял" демонтировали все 47-мм салютные пушки Гот­чкисса. В мае-июне 1919 г. их в количестве че­тырех снова установили на каждом корабле.

Торпедное вооружение крейсеров, как и на "Индефатигейбле", состояло из двух бортовых 533-мм подводных торпедных аппаратов перед барбетом башни "А" с общим боекомплектом в 14 торпед.

Вертикальное бронирование оказалось су­щественно сильнее, чем у крейсеров предыдущих типов. Согласно первоначального проекта об­щее бронирование посчитали недостаточным и решили усилить вертикальную броню с 18 по 138 шпангоут (переднее расположение бронево­го пояса), а переднюю броневую переборку пе­редвинуть вперед. Толщину верхней и нижней (бронированной) палуб в этом районе также уве­личили.

3 января 1910 г. первый морской лорд Фи­шер утвердил эти изменения. Общий вес их вер­тикальной брони составлял 3878 т (60,6% об­щего веса брони), но в процентном отношении это было меньше, чем у его германского двой­ника "Зейдлица".

Различия в бронировании "Лайона" и "Принсес Роял", по сравнению с "Индефатигейблом", заключалось в следующем: главный бро­невой пояс был на 77 мм толще напротив по­гребов боезапаса в средней части корпуса, ко­тельных и машинных отделений, в районе по­гребов боезапаса передних башен и на 25,4 мм в районе кормовой башни. 127-152-мм верхний броневой пояс установили в районе между вер­хней и главной палубами для защиты погребов боезапаса, котельного и машинного отделений, чего вообще не было на "Индефатигейбле". Об­щая толщина бронирования палуб была на 51 мм меньше над погребами боезапаса и на 13 мм над энергетической установкой; максимальная толщина бронирования барбетов увеличилась на 51 мм; продольные бронированные экраны имели толщину 64-51-64 мм по сравнению с 51 мм на "Индефатигейбле".

Вертикальное бронирование борта состо­яло из верхнего и главного (нижнего) бронево­го пояса из крупповской цементированной бро­ни. Оно покрывало борт крейсера до верхней палубы и от передней боевой рубки до кормо­вой переборки помещения главных конденсато­ров. Главный броневой пояс толщиной 229 мм и длиной 116 м простирался от переднего кон­ца передней боевой рубки до внутренней сторо­ны барбета башни "Y". Его верхний край про­ходил на уровне главной палубы на 2,59 м выше ватерлинии при нормальном водоизмещении. Нижний край уходил под воду на 0,91 м ниже нормальной ватерлинии (1,07 м при водоизме­щении в полном грузу). Вся ширина главного броневого пояса составляла 3,5 м.

Далее в носовую часть броневой пояс про­стирался толщиной 152-127-102 мм на той же высоте, что и средняя часть главного бронево­го пояса толщиной 152 мм, на длину 14 м до внутренней стороны барбета башни "А" и 127 мм на длину 8,5 м в районе барбета этой баш­ни, после чего на длине 26 м он уменьшался до 102 мм, не доходя 15,2 м до форштевня. В кор­мовую оконечность главный броневой пояс про­должался толщиной 127-102 мм на длине 11,3 м на той же высоте, что и средняя часть, оканчи­ваясь в 22,3 м от кормы. Общая длина прикры­той броневым поясом части корпуса по ватер­линии составляла 175,8 м (82,6% длины корпуса по ватерлинии). По концам бронированных по­ясов в носу и корме корпуса установили попе­речные 102-мм броневые переборки.

Между главной и нижней (бронированной) палубами верхний броневой пояс имел толщи­ну 152 мм и простирался на ту же длину, что и главный броневой пояс, ограничиваясь районом между главной и верхней палубами. В районе барбета башни "В" его уменьшили до 127 мм, в районе барбетов башен "А" и "Y" и далее к но­совой и кормовой оконечностям до 102 мм, при­чем он не доходил до оконечностей и оканчи­вался в носу и корме 102-мм поперечными бро­невыми переборками.

Первоначальный проект вообще не вклю­чал бронирование носовой и кормовой частей корпуса корабля, а толщину бронирования палубы уменьшили. Продольные 19-мм защитные экраны простирались в средней части корпуса вдоль бортов между палубами полубака и вер­хней палубой и располагались ближе к борту в районе от начала средней дымовой трубы до конца задней.

Верхняя палуба толщиной 19-25,4 мм про­стиралась на такую же длину, что и верхний броневой пояс, и имела толщину 25,4 мм над бортовой броней, а палуба полубака толщину 31-38 мм в середине корабля. Нижняя (брони­рованная) палуба, имевшая по краям скосы, сво­ей горизонтальной частью располагалась на уровне ватерлинии, а своими скосами уходила к нижнему краю главного броневого пояса на 0.91 м ниже ватерлинии. Она имела толщину 25,4 мм от носовой 102-мм поперечной переборки до барбета башни "Y", 31 мм от барбета башни "Y" до кормовой 102-мм поперечной переборки и 64 мм от поперечных переборок до но­совой и кормовой оконечностей.

Скосы и плоская часть от пе­редней переборки до внешней сторо­ны барбета башни "Y" имели толщи­ну 25,4 мм, от внешней стороны бар­бета башни "Y" до задней перебор­ки 31 мм и от передней и задней пе­реборок до оконечностей корпуса 64 мм. После Ютландского боя на вер­хней палубе около барбетов всех башен, а также на нижней палубе около барбетов башен "В" и "Y" до­бавили 25,4-мм броневые плиты об­щим весом 130 т.

Орудийные башни имели тол­щину лобовой плиты и боковых сте­нок 229 мм, задней стенки 203 мм. Толщина крыши составляла 82-108 мм, уменьшаясь на заднем скосе до 64 мм. Толщина настила пола в зад­ней части башни составляла 76 мм (согласно Burt [3], 51 мм). После Ютландского боя толщину крыши башен увеличили до 89-108 мм. Бар­беты башен орудий главного калиб­ра имели внутренний диаметр 8534 мм. Барбеты башен "А", "В" и "Q" имели наружную толщину стенки 229 мм до нижней (бронированной) палубы и 76 мм ниже. Их внутрен­няя стенка имела толщину 203 мм. 203 мм было также за бронировани­ем борта и только 76 мм между глав­ной и нижней палубами, за исклю­чением наружной стенки барбета башни "Y", где ее увеличили до 102-76 мм, и внутренней стенки барбета башни "Q", где ее уменьшили до 25,4 мм ниже главной палубы.

Передняя боевая рубка имела овальную форму и была больше по величине. Ее брони­рование с лицевой стороны и боков выполнили толщиной 254 мм, сзади 178 мм, крыши 76 мм и настила пола 102 мм. Толщина стенки ведущей вниз трубы со скобами для аварийного выхода составляла 102 мм. Расположенный сверху бое­вой рубки колпак поста управления огнем глав­ного калибра имел кругом толщину 76 мм. Бо­евая рубка управления торпедной стрельбой, расположенная на заднем конце кормовой над­стройки, имела небольшие размеры и одинако­вую толщину стенки 25,4 мм.

Кожухи передней дымовой трубы имели толщину 25,4-31 мм, средней 13-25,4-38 мм, задней 12,7-44 мм между верхней па­лубой и палубой полубака. Вокруг основания средней и задней дымо­вых труб на уровне палубы полу­бака проходили 51-мм экраны. Для защиты кожуха вентилятора от дульного пламени башни "Q" установили 19-25,4-мм брониро­ванные экраны.

У всех башен зарядные по­греба размещались над снарядны­ми. Погреба боезапаса башен "А", "В" и "Y" имели защиту в виде ле­вого и правого 38-64-мм продоль­ных бронированных экранов. Башня "Q" имела близко располо­женный к правому борту корпу­са 64-мм продольный бронирован­ный экран и более удаленный от левого борта 38-мм продольный бронированный экран.

Первоначально 102-мм орудия противо­минной артиллерии не были ничем защищены, но во время войны их прикрыли 51-мм щитами, а некоторые поместили за броневыми листами в надстройке.

В расположенных двумя группами семи ко­тельных отделениях (КО) установили 42 водо­трубных котла типа Ярроу с трубками большо­го диаметра, обеспечивающие рабочее давление пара 16,5 кгс/кв.см с устройствами форсирова­ния тяги по системе закрытых кочегарок. В каж­дом КО установили по 6 котлов. В первой груп­пе КО N1 длиной 10,4 м расположили по осе­вой линии, следующие четыре попарно в две ли­нии по правому и левому борту длиной 15,8 м каждая. Таким образом, КО N1-N5 первой груп­пы находились до башен "Р" и "Q" и занимали общую длину 42 м с выходом на переднюю ды­мовую трубу.

КО N6 и N7 второй группы расположили после башни "Q" и до машинных отделений, и они занимали длину 15,8 м с выходом на зад­нюю дымовую трубу. Общая длина котельных отделений составляла 57,8 м (27,1% длины кор­пуса по ватерлинии). Каждый котел оборудова­ли тремя одиночными форсунками для сжигания нефти в количестве 136 кг/час на форсунку.

14 главных и вспомогательных питатель­ных помп приводились в действие паровыми поршневыми машинами простого действия. В каждом КО установили по одной главной и вспомогательной питательной помпе. В каждом КО имелись паровые воздушные компрессоры как для чистки трубок снаружи, так и для подвода воздуха над топками котлов. На каждый котел имелось по вентилятору для тяги.

Энергетическая установка включала два комплекта турбин Парсонса с прямой переда­чей на четыре гребных вала с трехлопастны­ми винтами, установленных в двух располо­женных побортно передних машинных отделе­ниях (МО) длиной 18,9 м. Каждый комплект состоял из турбины высокого давления пере­днего хода, на переднем конце которой име­лась ступень турбины крейсерского хода (при полном ходе пар пропускается мимо нее), тур­бины высокого давления и турбины низкого давления заднего хода.

Турбины высокого давления переднего и заднего хода были отделены друг от друга и вращали наружные гребные валы. Турбины низ­кого давления переднего и заднего хода были объединены вместе на внутренних гребных ва­лах. Таким образом, все четыре гребных вала могли реверсироваться на передний и задний ход. Турбины высокого давления в правом и ле­вом МО вращали наружные гребные валы, тур­бины низкого давления вращали внутренние гребные валы. Отдельных турбин крейсерского хода не было. Их заменили ступени турбин крейсерского хода, установленные на переднем конце турбин высокого давления.

За машинными отделениями следовали два расположенных рядом отделения главных кон­денсаторов длиной 15,2 м. Здесь располагались четыре конденсатора (холодильника) вместе с центробежными помпами, двумя отдельными воздушными насосами и другими вспомогательными механизмами. Их общая длина составля­ла 34,1 м (16% длины корпуса по ватерлинии), площадь машинных отделений составляла 650 кв.м, котельных 1170 кв.м.

Трехлопастные винты отлили из марганцо­вистой бронзы. Оба наружных винта установи­ли на 6 м ближе к носу, чем внутренние. Все они вращались наружу при переднем ходе корабля. Гребные валы выходили из корпуса на значи­тельную длину, и каждый вал поддерживался А-образным кронштейном из литой стали. Проек­тная мощность на валах составляла 70000 л.с. или 2,27 л.с./т полного водоизмещения, против 43000 л.с. и 2,02 л.с./т у "Индефатигейбла", что должно было обеспечивать кораблям скорость 27.5 узлов.

11 января 1912 г. на ходовых испытаниях на мерной миле в Полперро во время первого пробега "Лайон" прошел мерную милю за 2 мин. 38 сек., развив форсированную мощность турбин 65470 л.с. (93,5% номинальной мощнос­ти), что при частоте вращения гребных валов в среднем 264 об/мин, обеспечило кораблю ско­рость 26,19 уз. В тот же день крейсер совершил еще пять пробегов и в последнем, шестом, по­казал наибольшую скорость. Он прошел мерную милю за 2 мин. 28 сек., развив форсированную мощность турбин 76890 л.с. (увеличение на 9,8%), что при частоте вращения гребных валов в среднем 278,2 об/мин, обеспечило кораблю скорость 27,62 уз.

8 июля 1912 г. на мерной миле в Полпер­ро во время своего первого пробега "Принсес Роял" развил форсированную мощность турбин 76700 л.с. (увеличение на 9,6%), что обеспечило кораблю скорость 27,96 уз. При продолжении испытаний крейсер развил форсированную мощ­ность 78803 л.с. (увеличение на 12,5%), что при частоте вращения гребных валов в среднем 284,8 об/мин, обеспечило кораблю максимальную ско­рость 28,5 узла.

Впоследствии проводили ходовые испыта­ния с различными винтами, чтобы определить, сможет ли он достичь скорости 29 уз., если кот­лы и турбины разовьют максимальную мощ­ность. В 1913 г. во время очередного пробега "Принсес Роял" развил форсированную мощ­ность 96240 л.с. (увеличение на 37,5%), сжигая в котлах уголь с нефтью, но достиг только ско­рости 28,06 уз. Это было через три месяца пос­ле выхода его из дока и при осадке 9,09 м но­сом и 9,53 м кормой. И, хотя результаты были не сопоставимы, еще оставалась некоторая на­дежда достичь более высокую скорость.

Во время 30-часовых ходовых испытаний "Лайон" поддерживал среднюю мощность энер­гетической установки 54763 л.с. (78,2% от номи­нальной) при расходе угля 0,775 кг/л.с. в час. Во время 8-часовых ходовых испытаний на полный ход он развил среднюю мощность 75685 л.с. (увеличение на 8,1%) при таком же расходе угля.

Оба корабля имели винты одинаковой конструкции и на ходовых испытаниях сжигали в топках только уголь. Различие заключалось только в окраске днища на "Лайоне". По окон­чании постройки они оказались самыми быст­роходными из кораблей крейсерского типа. Их номинальная скорость на два узла превышала скорость крейсеров типа "Инвинсибл" и "Индефатигейбл".

Как можно видеть по результатам ходовых испытаний, оба крейсера оправдали ожидания, которые возлагал на них главный конструктор военного кораблестроения. Но, как ни странно, Совет Адмиралтейства был озабочен и поставил в известность, что не все так уж хорошо, по­скольку там ожидали, что корабли разовьют скорость 29 уз. Аргументы типа того, что эта цифра могла быть выше, если бы погода стояла лучше, или, если бы он проходил испытания где-нибудь еще, а не Полперро, где глубина была всего 44 м, не могут оправдать того факта, что крейсера должны были развить более высокую скорость.

Официальные источники также значитель­но преувеличили скорости этих кораблей. Как обычно в таких случаях, в газетах появились примерно одинаковые статьи, содержащие раз­личные спекуляции по поводу скорости новых кораблей. Так "Принсес Роял" приписывали скорость 33 уз., что означало достижения 34,7 уз. с форсированием энергетической установ­ки, а "Лайону" 31 уз. Фактически ни один из этих кораблей не мог долго развивать больше 28 уз. Но ничего не было более некорректно­го, чем статья из журнала "The Army and Navy Gasette", в которой писали: "Скорость "Прин­сес Роял" на ходовых испытаниях достигла 34,7 уз. и это означает, что германские линейные крейсера следующих проектов должны разви­вать 35 уз., чтобы противодействовать британ­ским кораблям".

Нормальный запас топлива составлял 1000 т угля (максимальный 3520 т угля) и 1135 т не­фти. Расход угля составлял 336 т в сутки при 14 уз. (экономическая скорость) и 1410 т в сутки при полной скорости. Объявленная дальность плавания составляла 3395 миль при скорости 16,75 уз. и 1665 миль при 24,5 уз. только при угольном отоплении и увеличивалась соответ­ственно до 4935 и 2420 миль, когда нефть сжи­галась в топках котлов смешанного отопления в распыленном состоянии в качестве добавки к углю. Максимальная дальность плавания состав­ляла 5610 миль при скорости 10 уз.

Для пожарной системы и водопровода имелось 11 паровых помп, четыре из них разместили в МО, остальные по одной в каждом КО.

Вычисленная метацентрическая высота при нор­мальном водоизме­щении для линей­ных крейсеров типа "Лайон" равнялась 1,48 м (для "Индефатигейбла" 1,06 м), в полном грузу (без запаса нефти) 1.52 м (для "Индефатигейбла" 1,19 м), с нефтяным топ­ливом 1,78 м. В то же время реальные цифры для "Лайона" соответственно составляли 1,53 м;

1.53 м и 1,83 м; для "Принсес Роял" 1,51 м; 1,54 м и 1,81 м. Период бортовой качки равнялся около 12 секунд. Для уменьшения периода кач­ки на крейсера установили скуловые кили. Кор­ма имела длинный свешивающийся подзор, где, как и на "Индефатигейбле", установили два па­раллельных балансирных руля, подвешенные без опорных пят и кронштейнов. Это делало их по­воротливыми кораблями с довольно небольшим тактическим радиусом циркуляции. В то же вре­мя ими трудно было управлять при движении кормой вперед.

Так же, как и на "Индефатигейбле", офи­церские каюты находились в носовой части ко­рабля, а рядовой и старшинский состав разме­щался в середине и в корме. Но это были пос­ледние крупные корабли в британском военно-морском флоте с таким расположением жилых помещений экипажа.

Линейные крейсера имели три 6,35-тонных якоря адмиралтейского типа без штока, один 2,13-тонный якорь без штока и четыре 0,254-тон­ных (стоп-анкер и верп).

В состав корабельных спасательных средств входили один паровой полубаркас дли­ной 15,2 м, один парусный полубаркас длиной 11 м, один паровой баркас длиной 12,8 м, спа­сательных катера: три длиной 10,4 м, один дли­ной 9,14 м, две гички длиной 9,14 м, три вель­бота длиной 8,23 м, один динги длиной 4,9 м.

При постройке их укомплектовали восе­мью парами осветительных прожекторов с диа­метром зеркала 610-мм. Четыре из них находи­лись на переднем мостике, две на платформе у задней дымовой трубы и две на кормовой над­стройке. Дальномеры размещались: один на марсе фок-мачты для наблюдения за стрельбой, по одному на каждой башне, и один на задней надстройке. В 1909 г. на мачтах установили ука­затели дистанции — большие циферблаты, на которых для других кораблей с помощью стре­лок показывалось расстояние до кораблей про­тивника. На момент вступления в строй каждый корабль имел радиостанции типа Mk.I, Mk.2 и типа "9" ближнего действия.

По внешнему виду они отличались от ли­нейных крейсеров первого и второго поколения величиной и расположением дымовых труб. Индивидуальные различия между "Лайоном" и "Принсес Роял" найти было довольно трудно, но главная особенность заключалась в том, что са­линг грот-мачты на "Лайоне" расположили выше задней дымовой трубы, на "Принсес Роял" ниже, а на "Куин Мери" его вообще не было.

Только "Лайон" сразу после постройки имел переднюю дымовую трубу впереди трено­гой фок-мачты ("Принсес Роял" в период пост­ройки), пока в 1912 г. их не поменяли местами. После переделки крейсера по внешнему виду выглядели типичными британскими кораблями. Их значительно усовершенствовали по сравне­нию с первоначальным проектом, когда пере­дняя дымовая труба располагалась перед трено­гой фок-мачтой. Получив прозвище "великолеп­ных кошек", они имели исключительно краси­вый внешний вид и в общем считались вполне современными и прекрасно выглядевшими ко­раблями. В годы перед первой мировой войной внешне они не претерпели сколько-нибудь зна­чительных изменений.

 

Весовая нагрузка линейных крейсеров Англии*

 

"Инвинсибл ", т/%

"Индефатигейбл", т/%

"Лайон", т/%

Корпус и судовые системы

6200 (35,9%)

7000 (37,4%)

9660 (36,5%)

Бронирование

3460 (20,1%)

3735 (19,9%)

6400 (24,2%)

Энергетическая установка

3390 (19,7%)

3655 (19,5%)

5290 (20,0%)

Вооружение с башнями

2440 (14,1%)

2580 (13,8%)

3220 (12,1%)

Топливо (уголь)

1000 (5,8%)

1000 (5,3%)

1000 (3,8%)

Команда и провизия

660 (3,8%)

680 (3,6%)

805 (3,0%)

Запас водоизмещения

100 (0,6%)

100 (0,6%)

100 (0,4%)

Суммарное водоизмещение

17250 (100%)

18750 (100%)

26475 (100%)

* При проектном нормальном водоизмещении. Запас водоизмещения из обычных для бри­танских кораблей 100 т был использован на установку дополнительной брони, и проектное водо­измещение было превышено на 125 т.

 

С 1912 г. оба корабля имели легкие полые трубчатые мачты, но очень скоро фок-мачты по­лучили дополнительные опоры в виде легких стоек. В 1912-13 гг. в передней надстройке у нижнего ряда 102-мм орудий установили брони­рованные щиты.

В 1913-14 гг. бронированные щиты уста­новили у остальных 102-мм орудий верхнего ряда. В 1915 г. на крейсерах установили насто­ящие треногие мачты, изготовленные на месте во время базирования в Скапа-Флоу (надо было увеличить высоту расположения фор-мар­са с постом управления стрельбой центральной наводки). Эти посты на крейсерах установили в январе 1915 г. после боя у Доггер-банки, при­чем на "Лайоне" это сделали с января по март во время устранения боевых повреждений и ре­монта. В это же время на их корпуса нанесли камуфляж.

В 1915-16 гг. с кораблей убрали противо­торпедные сети, огородили платформы прожек­торов и провели другие различные переделки, необходимость в которых возникла в период войны. Закрасили камуфляж. Реи радиоантенны использовали для поднятия сигнальных флагов. В 1916-17 гг. зенитную артиллерию увеличили на одно 102-мм орудие и одну 76-мм пушку, установленные слева и справа от средней дымо­вой трубы на уровне полубака. Затем одну 76-мм зенитную пушку убрали.

В 1917-18 гг. увеличили размеры площадок на марсах фок- и грот-мачт для постов управ­ления огнем центральной наводки. Циферблаты целеуказания установили на лицевой стороне площадок марсов и на задней надстройке. На крышах башен "В" и "Y" нанесли шкалу пелен­гов. Изменили места расположения прожекто­ров. Сдвоенные прожектора с диаметром зерка­ла 914-мм с задней боевой рубки сняли и уста­новили один над другим на специальных плат­формах по сторонам задней дымовой трубы. Третью платформу со сдвоенными прожектора­ми установили ближе к грот-мачте.

С 1918 г. оба корабля имели на вооруже­нии по два легких колесных разведывательных самолета типа "Сопвич Кэмел", взлетающих со специальных, установленных на башнях "Q" и "Y" платформ. Сначала установили эксперимен­тальную платформу на башне "Y", поднятую це­ликом над ней. На платформе имелись большие сетчатые экраны для защиты самолета. В 1919 г. на них установили дальномеры на крыше командно-дальномерного поста. Со всех дально­меров сняли защитные кожухи.

Стоимость постройки каждого корабля, согласно предварительной смете, составляла 2000000 фунтов стерлингов или 20000000 руб­лей золотом.

Военная судьба постоянно бросала "Лай­он" и других "великолепных кошек" в гущу во­енных событий, и их репутация держалась на должной высоте, пока в Ютландском бою не по­гиб "Куин Мери" и едва не погиб "Лайон".

Благодаря благоприятным публикациям прессы, они пользовались любовью публики. Но это были уже в малой степени удовлетворяющие предъявленным требованиям крупные боевые корабли, построенные для британского флота. Линейные крейсера типа "Лайон" оказались до­рогостоящими второразрядными кораблями.