Линейный крейсер "Лайон"

(В составе флота находился с января 1912 г. по март 1920 г.)

 

Заказ на постройку выдали в октябре 1909 г. Линейный крейсер "Лайон", согласно Conway [1] и Campbell [2], заложили 29 сентября, соглас­но Burt [3] и Brayer [4], 29 ноября 1909 г. на ка­зенной судостроительной верфи в Девонпорте. Энергетическую установку изготавливала част­ная судостроительная верфь "Виккерс" в Барроу-на-Фирнесс, Бирмингем. Крейсер спустили на воду 6 августа 1910 г. Водоизмещение при спус­ке на воду составляло 8535 т, из них корпус ве­сил 7845 т. Закончили постройкой 4 июня 1912 г. Стапельный период постройки корабля со­ставлял чуть больше 8 месяцев, достройка на плаву заняла 22 месяца. Всего постройка про­должалась 30 месяцев. В январе 1912 г. начались испытания корабля.

Действительное нормальное водоизмеще­ние "Лайона" составляло, согласно Conway [1] и Brayer [4], 26600 т при средней осадке 8,53 м (согласно Burt [3], в сентябре 1917 г. 26400 т), водоизмещение в полном грузу (без нефтяного топлива) 30816 т при средней осадке 9,65 м, (со­гласно Burt [3], 30186 т в сентябре 1917 г.).

Стоимость постройки "Лайона" составля­ла 1 965699 фунтов стерлингов (19 657000 руб­лей золотом). Кроме того, изготовление орудий обошлось еще в 118300 фунтов стерлингов (1183000 рублей золотом). Общая стоимость составила 2 083999 фунтов стерлингов (20 840000 рублей золотом) или 79,3 фунтов стерлингов за тонну нормального водоизмещения. Это были первые крупные британские корабли, стоимость которых превысила 2 миллиона фунтов стерлин­гов. В то же время стоимость постройки за тон­ну нормального водоизмещения по сравнению с "Инвинсиблом" снизилась на 22,6%.

Экипаж согласно штатного расписания на­считывал 907 человек, окончательно по штату 1910 г. — 984 (Brayer [4] приводит 997), в 1912 г. 1000, в 1915 г. — 1092, в Ютландском бою — 1264. Первым командиром корабля стал кэп-тен Даффи.

После окончания постройки "Лайон" ока­зался на 3370 т тяжелее "Мольтке" и имел более мощную артиллерию главного калибра (восемь 343-мм орудий против десяти 280-мм). Однако 229-мм главный броневой пояс, 31-мм палуба и 229-мм барбеты "Лайона" не шли ни в какое сравнение с соответственно 279-мм, 75-мм и 267-мм "Мольтке". Германский линейный крейсер "Зейдлиц", заложенный в 1911 г., явился увели­ченной копией "Мольтке", и Совет Адмиралтейства произвел его обстоятельное сравнение с "Лайоном".

"Лайон" оказался на 12,3 м длиннее, на 1,5 м уже, имел на 1,8 м более высокий надвод­ный борт и на 1420 т большее, чем у "Зейдлица", водоизмещение. Энергетическая установка "Лайона" была на 15% мощнее, котельное от­деление на 25% и машинное на 60% больше. Уменьшение объема этих отделений на "Зейдлице" позволило так значительно уменьшить его длину и водоизмещение, что экономию веса корпуса удалось использовать для дополни­тельного бронирования.

Согласно первоначального проекта, ранго­ут "Лайона" предусматривал крупную треногую фок-мачту. Когда "Лайон" впервые вышел с су­достроительной верфи в Девонпорте, он имел именно такую треногую фок-мачту перед пере­дней дымовой трубой, длина которой была на 2,5 м выше остальных труб — удивительное со­оружение, введенное еще на "Дредноуте" и ли­нейных кораблях типа "Колоссус" и "Орион". Расстояние от поста наблюдения и корректиров­ки стрельбы на марсе фок-мачты до раструба пе­редней дымовой трубы составляло 12 м и повто­ряло дефекты "Колоссуса" и новых линкоров типа "Орион".

Одним из достоинств такого расположения фок-мачты было то, что ее очень удобно было использовать как опоры шлюпбалки. Треногая фок-мачта нависала над передней дымовой тру­бой, но там, где у линкоров типа "Орион" име­лось только 6 котлов, задействованных на эту дымовую трубу, на линейных крейсерах типа "Лайон" располагалось 14. Дым и копоть пере­дней дымовой трубы еще можно было терпеть на фок-мачте линейных кораблей, но у "Лайо­на" температура выходящих из этой трубы га­зов и пара достигала 550°С, чего вынести было никак нельзя. Кроме того, штурманская рубка находилась непосредственно над боевой рубкой.

Таким образом, не реагировать на пробле­му с дымовыми трубами было невозможно. Британский специалист по артиллерии адмирал Перси Скотт представил свои рекомендации по модернизации рангоута фок-мачты и передней дымовой трубы из-за дыма, создававшего поме­хи находящимся на фор-марсе на посту наблю­дения и корректировки стрельбы. Все это откло­нил Совет Адмиралтейства, который, хотя в принципе и согласился с его точкой зрения, счи­тавшего обоснованной установку дымовой трубы перед фок-мачтой только потому, что это по­зволяло использовать грузовые стрелы для спус­ка и подъема катеров и шлюпок.

Тем не менее, "Лайон" достроили соглас­но первоначального проекта, но в январе 1912 г. во время предварительных ходовых испыта­ний тепло и дым из раскаленных двух передних дымовых труб сделали фор-марс с постом на­блюдения и корректировки стрельбы полностью неработоспособным, сильно нагревая дальномер на марсе и компас на ходовом мостике. Когда крейсер развивал полную мощность, опоры тре­ногой фок-мачты так разогрелись, что личный состав корректировочного поста на марсе не мог спуститься вниз, поскольку приходилось пе­редвигаться по этим опорам.

Замечание, сделанное первым командиром "Лайона" кэптеном Даффи, очень хорошо объясняет сложившуюся ситуацию: "Возможность на­блюдения и корректировки стрельбы с марса фок-мачты во время войны будет минимальной или вообще невозможной. Вероятно, ни один корабль не может идти в бой без полного ис­пользования всех котлов, но в результате этого личный состав поста управления стрельбой цен­тральной наводки на фор-марсе либо задохнет­ся от дыма, либо сгорит.

По результатам наблюдения за состояни­ем "Лайона" во время испытаний я понял, что самое худшее — это бесполезно надеяться на пост управления на фор-марсе. При ветре к кор­ме на фор-марсе совершенно невозможно находиться, идя с любой скоростью. При ветре в любую сторону необходимость поворота руля произведет тот же эффект. Следующим местом, которое, естественно, будет также нагреваться, но с разницей в 5°С, является командно-дальномерный пункт, расположенный в верхней зад­ней части боевой рубки, и меньшей температу­ры нагрева мы никогда не будем иметь. Ввиду этого компас на мостике всегда будет закопчен, что в боевых условиях допускать совершенно не­возможно".

В результате этого и других фактических обстоятельств на линейных кораблях "Монарх" и "Орион" решили рассмотреть возможность пе­рестановки местами передней дымовой трубы и фок-мачты, но в конце концов никаких мер не приняли. В феврале 1912 г. Адмиралтейство при­няло решение заменить на "Лайоне" треногую фок-мачту на полую шестовую, установленную перед передней дымовой трубой. Это произош­ло по инициативе нового первого морского лор­да Адмиралтейства Уинстона Черчилля, кото­рый имел представление об условиях обитания на крейсере в его первозданном виде от адми­рала Джеллико и экипажа "Лайона" и обеспе­чил финансирование. Общая стоимость передел­ки "Лайона" и еще незаконченного постройкой "Принсесс Роял" составляла 60170 фунтов стер­лингов, куда входила и стоимость переоборудо­вания передней боевой рубки, и монтаж в ней новых навигационных приборов.

 

Сравнение габаритов котельного и машинного отделений линейных крейсеров "Лайон" и "Зейдлиц"

 

"Лайон"

"Зейдлиц"

Мощность энергетической установки (л. с.)

70000

61000

Длина котельного отделения (м)

57,8

46,5

Ширина котельного отделения (м)

20,1

19,8

Длина машинного отделения (м)

34,1

21

Ширина машинного отделения (м)

18,9

19,2

 

С января по май 1912 г. "Лайон" находился в переоборудовании на казенной верфи в Девонпорте. При этом на "Лайоне" переднюю ды­мовую трубу сдвинули на 5 м назад, поменяв ме­стами ее и шестовую фок-мачту, что позволило существенно увеличить передний мостик. Одно­временно высоту остальных двух дымовых труб увеличили на 2,5 м, так что все трубы стали оди­наковой высоты. В свою очередь, впоследствии, фок-мачту опять переделали в треногую с опо­рами, не достигавшими, однако, марса.

Таким образом, во время переделки на "Лайоне" (а также во время окончании построй­ки "Принсес Роял") произвели следующие рабо­ты: установленную при постройке треногую фок-мачту полностью демонтировали; пере­днюю дымовую трубу переставили на то мес­то, где до этого первоначально располагалась треногая фок-мачта; установленную при пост­ройке трубчатую грот-мачту диаметром 0,76 м демонтировали и в ее первоначальном виде пе­ренесли в качестве фок-мачты на место передней дымовой трубы; на обоих кораблях изменили положение всех грузовых стрел; стеньгу прежней фок-мачты переставили на место грот-мачты; все дымовые трубы увеличили по высоте до 24,7 м над ватерлинией; площадку марса с постом наблюдения и корректировки стрельбы подня­ли выше и удлинили ее переднюю часть; уста­новили бронированный кожух на вращающий­ся дальномер; капитанский мостик уменьшили в размерах, так что теперь он не слишком нависал над боевой рубкой; оборудовали казематы 102-мм орудий правого и левого борта; на башнях "В" и "Y" установили колпаки для управляю­щего стрельбой; дально­меры на башнях при­крыли бронированными кожухами; установили дополнительную радио­станцию ближнего дей­ствия и только на "Лай­оне" усилили переборки помещения рулевого привода.

1 июня 1912 г. провели кренование "Лайона" для определения метацентрической высоты при двух режимах загрузки. Сначала провели из­мерение в полном грузу (200 т угля в верхних и 800 т в нижних ямах, но без нефтяного топли­ва). При средней осадке 8,46 м метацентрическая высота составляла 1,52 м. Остойчивость была максимальной при 43° крена и нулевой при 76°. Затем провели измерение при полном во­доизмещении (3520 т угля, но без нефтяного топлива). При средней осадке 9,37 м метацентрическая высота составляла те же 1,52 м. Остой­чивость была максимальной при 42° крена и ну­левой при 78°. Для сравнения метацентрическая высота "Зейдлица" составляла 3,12 м (самая большая из всех крупных немецких кораблей), остойчивость соответственно 33° и 72°.

4 июня 1912 г. в Девонпорте "Лайон" во­шел в состав 1-й эскадры крейсеров, а с июля 1912 г. стал ее флагманским кораблем. С 1 ян­варя 1913 г. 1-ю эскадру крейсеров переимено­вали в 1-ю эскадру линейных крейсеров. Весной 1913 г. освободился пост командующего 1-й эс­кадрой линейных крейсеров в водах Метропо­лии. На эту должность морской министр Чер­чилль назначил командующего эскадрой броне­носных крейсеров самого молодого британско­го контр-адмирала Дэвида Битти. Когда 1 мар­та контр-адмирал Битти поднял свой флаг на "Лайоне", в состав его эскадры входили только четыре линейных крейсера — "Лайон", "Принсес Роял", "Индомитейбл" и "Индефатигейбл". "Инвинсибл" проходил плановый ремонт. Не­давно вступившие в состав флота "Австралия" и "Нью Зиланд" находились в дальнем плавании с посещением доминионов, имена которых они носили. Постройку "Куин Мери" еще не завер­шили. "Тайгер" присоединился к эскадре толь­ко в октябре 1914 г., уже во время войны.

В феврале 1914 г. эскадра линейных крей­серов в составе "Лайона", "Принсес Роял", "Куин Мери" и "Нью Зиланда" направилась с дружеским визитом во французский порт Брест. Цель визита состояла в налаживании взаимодей­ствия английских и французских военно-морс­ких сил на случай войны. В июне 1914 г. эскад­ра линейных крейсеров нанесла визит в Россию, посетив Ригу, Ревель и Кронштадт, с целью продемонстрировать своему континентальному союзнику морскую мощь "владычицы морей" и ее непримиримое отношение к Германии.

В эскадру под командованием контр-адми­рала Битти входили "Лайон", "Принсес Роял", "Куин Мери" и "Нью Зиланд", а также легкие крейсера "Блонд" и "Боадичиа". 18 июня бри­танские корабли бросили якорь на Ревельском рейде, где пробыли четыре дня. 22 июня эскад­ра вышла из Ревеля и рано утром 23 июня при­была в Кронштадт, где царь Николай II в со­провождении морского министра И.К. Григоро­вича осмотрел "Лайон".

Английские линейные крейсера представ­ляли собой последнее слово военно-морской техники того времени, и они, естественно, вы­зывали большой интерес к себе у русских моряков. С разрешения Битти линейные крейсера ос­мотрели русские морские инженеры, представив­шие своему командованию подробные отчеты. По всей видимости, наши инженеры ожидали увидеть на кораблях англичан нечто совершен­но особенное, но поскольку этого не произош­ло, главным лейтмотивом их отчетов было ра­зочарование. "По-крупному" на привередливых русских офицеров ничего не произвело особого впечатления, даже демонстрация заряжания 343-мм орудия, во время которого не прекращалась наводка. Зато всевозможные "мелочи" вроде таб­личек с надписями удостоились всяческих похвал. 28 июня, когда демонстрация англо-рус­ской дружбы была в самом разгаре, пришло из­вестие об убийстве в Сараево наследника авст­рийского престола Франца Фердинанда и его супруги. Битти получил приказ немедленно воз­вратиться в Великобританию. 31 июля эскадра Битти прибыла в Скапа-Флоу, имея в своем со­ставе "Лайон", "Принсес Роял", "Нью Зиланд" и "Инвинсибл". 2 августа Битти присвоили звание вице-адмирала, оставив командующим 1-й эс­кадрой линейных крейсеров.

"Лайон" стал взвеется тем, что на протя­жении всей первой мировой войны, за исключе­нием пребывания в доке или ремонте, являлся флагманским кораблем 1-й эскадры линейных крейсеров, которая находилась в составе Гранд-Флита с августа 1914 г. по апрель 1919 г. На нем Битти принимал участие во всех основных боях. Первые два года войны "Лайоном" командовал кэптен Эрнел Четфилд.

28 августа 1914 г. 1-я и 2-я эскадры линейных крейсеров под командованием вице-адми­рала Битти в составе "Лайона", "Куин Мери", "Принсес Роял", "Нью Зиланда" и "Инвинсибла" приняли участие в первом бою в Гельголандской бухте против германских легких крей­серов и эсминцев. Придя на выручку своих лег­ких крейсеров, "Лайон" тяжело повредил лег­кий крейсер "Кельн" и потопил легкий крейсер "Ариадне"(1901 г., 3006 т, 10 105-мм, 22,2 уз.). В конце боя "Инвинсибл" потопил поврежден­ный "Кельн".

Первым в 12 ч. 30 м. на пути британских линейных крейсеров попался "Кельн". Обнару­жив корабли англичан, он немедленно повернул и стал уходить полным ходом, надеясь укрыть­ся в тумане. "Лайон" дал ему вслед несколько залпов и дважды попал, буквально превратив "Кельн" в груду металлолома. Через несколько минут такая же судьба постигла старый легкий крейсер "Ариадне", который вел перестрелку с британскими эсминцами. Шедший во главе ко­лонны линейных крейсеров "Лайон" с ходу об­стрелял его, достигнув не менее двух попаданий. Охваченный пожаром, "Ариадне" начал медлен­но дрейфовать в юго-восточном направлении, пока в 15 ч. 25 м. не затонул.

После этого британское оперативное со­единение начало отход из Гельголандской бух­ты в базу. У англичан повреждения получили не­сколько крейсеров и эсминцев, погибло 32 че­ловека и было ранено 55. У немцев легкие крей­сера "Кельн", "Майнц", "Ариадне" и эскадрен­ный миноносец V-187 были потоплены. Они потеряли 712 человек убитыми, 145 ранеными и 381 англичане подобрали из воды, взяв в плен. Среди убитых был контр-адмирал Л. Маас — первый погибший во время войны флагман, а среди пленных — один из сыновей Тирпица.

16 декабря возглавляемая "Лайоном" 1-я эскадра линейных крейсеров приняла участие в операции по перехвату германских линейных крейсеров, совершавших рейд к британскому побережью с целью обстрела Хартлпуля и Скарборо, но не смогла найти их в условиях плохой погоды. 20 декабря оперативное соеди­нение линейных крейсеров перешло из Кромарти в Скапа-Флоу.

24 января 1915 г. в бою у Доггер-банки впервые с начала войны линейные крейсера обе­их сторон вступили в непосредственное боевое соприкосновение. Обнаружив превосходящие силы англичан у восточного края Доггер-бан­ки, германские линейные крейсера повернули обратно. В тот момент противников разделяло 14 миль. На "Лайоне" подняли сигнал: увеличить ход до 29 уз. Расстояние неумолимо сокращалось. Шедшие в строю пеленга британские линейные крейсера постепенно настигали немецкие.

В 8 ч. 52 м. с расстояния около 20000 м (110 каб.) "Лайон" дал одиночный пристрелоч­ный залп, упавший недолетом по концевому тя­желому крейсеру "Блюхер" (1910 г., 17250 т, 12 210-мм, 8 150-мм, 24,25 уз.). Дав еще несколько пристрелочных залпов, в 9 ч. 05 м. Битти прика­зал открыть огонь всем кораблям, пришедшим на дальность огня. Хиппер также построил свои крейсера в строй пеленга, но из-за густого дыма из труб германских крейсеров и миноносцев противникам было трудно видеть друг друга.

"Лайон", "Тайгер" и "Принсес Роял" стре­ляли преимущественно по "Блюхеру" до 9 ч. 14 м., когда "Лайон" перенес огонь на "Мольтке". С 9 ч. 35 м. "Лайон" начал стрелять по "Зейдлицу". Немецкие линейные крейсера ответили через 15 минут в 9 ч. 09 м., когда дистанция уменьшилась до 18000 м (99 каб.) и их главными мишенями стали ближайшие к ним "Лайон" и "Тайгер".

В этом бою "Лайон", в основном с дистан­ции 14500 м (79 каб.), выпустил по противнику 243 343-мм бронебойных снаряда (27,6% бое­комплекта) и добился четырех попаданий (1,65% выпущенных снарядов). Одно попадание при­шлось в "Блюхер", одно в линейный крейсер "Дерфлингер" (1914 г., 30700 т, 8 305-мм, 12 150-мм, 26,5 уз.) и два в флагманский "Зейдлиц" (1913 г., 28100 т, 10 280-мм, 12 150-мм, 26,5 уз.). В 9 ч. 43 м. один из этих двух 343-мм снарядов вызвал взрыв пороховых зарядов в двух кормо­вых башнях "Зейдлица".

В момент боя дистанция составляла око­ло 14600 м (79 каб.) и более, но артиллеристы "Лайона" были явно не в лучшей форме. Они также без особого успеха из-за дальности рас­стояния израсходовали 54 102-мм снаряда по немецким эскадренным миноносцам.

Немцы стреляли, главным образом, по "Лайону", так как видели его лучше других ко­раблей, и, таким образом, огонь был сосредо­точен на головном корабле британской колон­ны. За период боя немцы поразили сам "Лай­он" шестнадцатью 280-мм и 305-мм снарядами, большей частью, вероятно, 280-мм и одним 210-мм с "Блюхера" (согласно Brayer [4], 18-ю попа­даниями), из которых первые девять пришлись в левый борт, причинив ему столь серьезные по­вреждения, что ему пришлось выйти из строя. Это был как раз тот случай, который явно про­демонстрировал слабое бортовое бронирование британского линейного крейсера, хотя потери его экипажа составили только из одного убито­го и 20 раненых.

"Лайон" получил два попадания ниже ва­терлинии и семь выше. Попадания ниже ватер­линии причинили значительные повреждения, вдавив в этих местах в деревянные прокладки борта плиты главного броневого пояса и повредив подкрепления корпуса в этом рай­оне. В результате полностью затопило некоторые помеще­ния ниже ватерли­нии, часть кают, вы­городку шпиля, цеп­ной ящик, механи­ческую мастерскую, угольные бункера "А", "Д" и "Е" лево­го борта и разбило колено трубопрово­да отработанного пара левой турбины. Последнее было раз­ворочено осколком снаряда, в результате чего левая турбина полностью вышла из строя. Крей­сер сразу же получил крен в 10° на левый борт. Немного погодя его уменьшили до 5°, хотя вода продолжала просачиваться через поврежденную крышку торпедного аппарата.

В хронологическом порядке все происхо­дило следующим образом:

В 9 ч. 21 м. первый снаряд попал в корпус корабля в 5,2-5,5 м ниже ватерлинии. В резуль­тате вода поступила внутрь корабля и затопила одно помещение.

Второй снаряд также попал в корпус ко­рабля ниже ватерлинии.

В 9 ч. 45 м. третий 280-мм снаряд с "Мольтке" с дистанции 16400 м (88 каб.) нанес тяже­лые повреждения, от которых "Лайон" едва не погиб. Снаряд упал в воду в 4,6 м от борта в районе кормы, подняв огромный столб воды, отрикошетил и пробил 127-мм бортовую броню на 0,6 м выше главной ватерлинии, образовав в ней пробоину размером 450 х 600 мм. Затем он прошел через дверь в коридор погреба 102-мм выстрелов, отрикошетил вверх и упал, не взор­вавшись, на верхней палубе. Внутрь погреба че­рез главную палубу толщиной 6 мм вошли толь­ко разлетевшиеся осколки брони. При этом за­топило помещение кормового распределитель­ного щита, произошло короткое замыкание двух из трех динамомашин корабля.

В 9 ч. 54 м. четвертый 210-мм снаряд с "Блю­хера" попал в 83-мм крышу башни "А". Плита крыши немного вдавилась внутрь. Левое орудие башни вышло из строя на несколько минут.

В 10 ч. 18 м. пятый и шестой 280-мм сна­ряды с дистанции 14600 м (79 каб.) попали по­чти одновременно. Удар был таким сильным, как будто "Лайон" торпедировали. Один снаряд пробил 127-мм бортовую броню в носовой час­ти корабля немного ниже главной палубы, об­разовав в ней пробоину размером 600 х 760 мм. Он разорвался в отсеке на расстоянии 1,8 м от борта, причинив большие разрушения. Вода за­топила помещение хранения торпед до главной палубы, помещение торпедного аппарата и по­мещение под ним и выгородку шпиля. Осколок снаряда пробил подводящую трубу парового привода шпиля, ведущую во вспомогательный холодильник. Через пробоину внутрь холодиль­ника попала морская вода, и, в результате, про­изошло засоление котлов, из-за чего пришлось в конце концов остановить турбину правого борта. Это явилось причиной выхода из строя и поворота на обратный курс, так как левую турбину пришлось остановить в результате по­падания шестнадцатого снаряда.

Другой снаряд попал немного ближе к корме и взорвался на 152-мм бортовой броне приблизительно на один метр ниже грузовой ва­терлинии. Снаряд не пробил броню, и его раз­рыв произошел на бортовой броне, в результа­те чего две броневые плиты вдавило в деревян­ную прокладку на глубину 50 мм. Наружное и внутреннее днища прогнулись на площади 12 х 21 м, 25,4-мм скос нижней (бронированной) па­лубы разорвало в нескольких местах и затопи­ло передние угольные ямы.

В 10 ч. 35 м. седьмой и восьмой 280-мм сна­ряды с дистанции 15500 м (83 каб.) попали в се­редину корабля. Один снаряд ударил в 152-мм бортовую броню немного ниже верхней палубы, образовав в ней пробоину диаметром 200 мм. Другой ударил в стык 152-мм и 229-мм бортовой брони на уровне главной палубы и разорвал его на длине 0,6 м. Эти попадания также причини­ли большие повреждения легким конструкциям.

В 10 ч. 41 м. девятый 280-мм снаряд про­шел через борт полубака, 25,4-мм верхнюю па­лубу и разорвался напротив 203-мм брони бар­бета башни "А". Взрыв вызвал небольшие по­вреждения и пожар в пороховом погребе баш­ни "А". В это время удалось затопить погреб, и пожар погасили.

В 11 ч. 06 м. "Лайон" вышел из строя, от­стал и повернул влево, подставив противнику правый борт. В боевом строю эскадры его обо­шел следующий за ним линейный крейсер "Тай­гер", который повел эскадру дальше.

Следующие семь попаданий снарядов с де­сятого по шестнадцатый с дистанции 16400 м (88 каб.) произошли в течение следующих 10 минут, так что их трудно перечислить в хронологичес­ком порядке.

Десятый снаряд разорвался в пекарне и полностью ее разрушил. Крупный осколок сна­ряда прошел через бронированные колосники и пробил входное колено трубопровода у входа внутрь конденсатора, при этом трубы самого холодильника повреждены не были.

Одиннадцатый снаряд попал в 229-мм бро­невой пояс в средней части корпуса, но брони не пробил и разорвался на броне.

Двенадцатый снаряд пробил переднюю дымовую трубу и 31-мм палубу полубака и разор­вался в 2,4 м ниже ее.

Тринадцатый снаряд пробил среднюю ды­мовую трубу и разорвался на световом люке.

Четырнадцатый пробил среднюю дымовую трубу и улетел, не взорвавшись, за борт.

Пятнадцатый пробил палубу полубака и разорвался, как только прошел через неброни­рованный борт крейсера.

Шестнадцатый (305-мм) снаряд с "Дерфлингера" попал в нижний край 229-мм главного броневого пояса ниже грузовой ватерлинии на­против машинного отделения, образовав в бор­товой обшивке пробоину размером 1,8 х 4,9 м и загнув ее почти на 0,6 м внутрь. Силой взры­ва разорвало и искорежило внешний и внутрен­ний листы обшивки днища и 25,4-мм скос ниж­ней (бронированный) палубы. В цистерну пить­евой воды левого борта стала поступать морс­кая вода и, переливаясь через резервную цистер­ну питьевой воды, начала поступать в левое ма­шинное отделение.

Машинная команда успела закрыть клапа­на и тем самым спасла левое машинное отделе­ние от затопления. К счастью, отливная труба от воздушного насоса к цистерне питьевой воды выдержала значительную деформацию без повреждения. Поскольку на ней не было перекрывающих клапанов, то в случае ее разрушения левое машинное от­деление непременно бы затопило. Правда, к этому време­ни в левом машинном отделении турбину уже останови­ли, и поступление засоленной воды в котлы прекратилось. При этом выпучило переборку цистерны пресной воды в левом машинном отделении, затопило два ниже располо­женных угольных бункера. До этого крейсер шел со ско­ростью не более 15 узлов с креном 10° на левый борт, не­много погодя выправленный до 5°, хотя вода продолжа­ла просачиваться через поврежденную крышку торпедно­го аппарата. Левое машинное отделение окончательно за­топило, и в конце концов турбины правого борта также пришлось остановить. Поднявшийся уровень воды выз­вал короткое замыкание оставшейся динамо-машины, в результате свет на корабле погас, электродвигатели оста­новились, и скорость еще больше уменьшилась.

Семнадцатый снаряд попал в правый борт в 5,1-5,4 м ниже ватерлинии. В 11 ч. 16 м. германские корабли пре­кратили стрельбу.

Так как в период боя все три германских линейных крейсера постоянно вели огонь по "Лайону", только не­которые попадания можно отнести к конкретным кораб­лям. В добавок к вышеперечисленным повреждениям, пра­вое орудие башни "Q" вышло из строя после первых 15 выстрелов в результате поломки стреляющего механиз­ма, которую не смогли быстро отыскать, и за 4 минуты до того, как "Тайгер" обогнал "Лайон", из зарядного по­греба башни "А" сообщили, что там возник пожар. По­мещение затопили до уровня 0,6 м прежде чем выясни­лось, что произошла ошибка.

Не без труда и опасностей в сопровождении крейсе­ров и миноносцев "Индомитейбл" отбуксировал "Лайон" в Ферт-оф-Фирт.

С помощью деревянных наделок и 150 т высокопроч­ного цемента его временно отремонтировали в Розайте. Потом на верфи Пальмерс, где он проходил более осно­вательный ремонт, удаление этого цемента с помощью не­больших подрывных зарядов заняло две недели, посколь­ку командование флота не решилось сразу же переводить тяжело поврежденный корабль в Портсмут или Девоншир.

Таким образом, его ремонтировали на верфи Арм­стронга в устье реки Тайн с 9 февраля до 28 марта 1915 г. (48 суток) с созданным при помощи кессонов креном 8° на правый борт. Пришлось снять около 140 кв.м наруж­ной обшивки борта и днища, чтобы отремонтировать рас­положенные под ней механизмы. Взамен поврежденных, установили пять новых броневых плит.

После выполненного на судостроительной верфи Пальмерс дополнительного ремонта, 7 апреля в Розайте "Лайон", в качестве флагманского корабля, присоединил­ся к флоту.

Повреждения "Лайона" хорошо продемонстрирова­ли неспособность 127-мм и 152-мм броневых поясов про­тивостоять германским 280-мм бронебойным снарядам даже при угле встречи с броней 20°. Необходимо заметить, что наличие деревянных прокладок позади броневых сты­ков и закругление острых кромок внутренних поверхностей броневых плит уменьшало их перерезываю­щее действие на конструкции корпуса корабля при смещении, что впоследствии реализовали в конструкции корпуса линейных крейсеров "Рипалс" и "Ринаун", заложенных на следующий день после этого боя.

Мелководье, в условиях которого проис­ходил бой, при высоких скоростях кораблей со­здавало невероятно высокий профиль волны, од­новременно с разряжением в средней его части и в кильватерной струе, что делало значитель­но большей уязвимую поверхность корпуса ко­рабля на мелкой воде, чем на обычной.

В 1915 г. с "Лайона" сняли сигнальный рей. Для поднятия сигнальных флагов использовали реи радиоантенны.

Открыв огонь в 15 ч. 48 м. (по Гринвичу) 31 мая 1916 г., "Лайон" начал Ютландский бой. После боя крейсер имел более серьезные по­вреждения, чем в бою у Доггер-банки, получив с "Лютцова" 13 попаданий 305-мм снарядами. Наиболее опасное попадание вызвало пожар в башне "Q", взрыв которой предотвратили затоплением ее порохового погреба по приказу еще находящегося в созна­нии, но смертельно ра­ненного командира ба­шенного расчета Харви. Впоследствии его по­смертно наградили "Кре­стом Виктории".

Германские линей­ные крейсера пристреля­лись чрезвычайно быстро и через три минуты после открытия огня достигли попаданий: по "Лайону" — 2, по "Принсес Роял" — 2, по "Тайгеру" — 4.

В то же время английские линейные крейсера дос­тигли первого попадания через 6,5 минут.

Английские линей­ные крейсера в начале боя не сумели использо­вать некоторые преиму­щества в дальности стрельбы артиллерии главного калибра: "Нью Зиланд" — 21500 м (116 каб.), "Лайон" и "Тайгер" — 22000 м (118 каб.), так как в действительности оказалось весьма затруднительным (из-за неточ­ности дальномеров) уловить эту границу, удер­жать ее и, таким образом, оправдать теорети­ческие расчеты, на основании которых более дальнобойная и крупнокалиберная артиллерия и большая скорость хода (важные для удержа­ния дистанции) искупались ценою более слабо­го бронирования.

На предельных дистанциях англичане име­ли бы заметное преимущество, если бы была возможна меткая стрельба. Не может быть и речи о том, чтобы Битти опрометчиво атаковал сильнейшего противника, и его артиллерия от­крыла огонь с дистанции 16700 м (90 каб.). В результате англичане дали несколько залпов пе­релетом.

Немцы были удивлены тем, что англичане не открыли огня с предельной дальности, нахо­дясь еще вне досягаемости их орудий. Это объясняется плохой видимостью в восточном направлении; стояла легкая мгла, с которой сли­вались окрашенные в светло-серый цвет герман­ские корабли, а британские дальномеры на такой дистанции работали неудовлетворительно. Британские же крейсера отчетливо обрисовыва­лись на чистом от мглы западном небосклоне.

В Ютландском бою основной целью "Лайона" являлся флагманский корабль вице-адми­рала Хиппера — линейный крейсер "Лютцов", хотя временами ему приходилось стрелять по "Дерфлингеру", германским линейным кораблям типа "Кениг" и легким крейсерам "Висбаден" и "Пиллау".

Дистанция боя в основном составляла 12700-19100 м (69-103 каб.), но временами она уменьшалась до 10000 м (54 каб.). В бою "Лай­он" израсходовал 326 343-мм снарядов (37% бо­екомплекта) и добился пяти попаданий (1,53% выпущенных снарядов): четыре в "Лютцов" и од­ного в "Дерфлингер". Из них одно в "Дерфлингер" и два в "Лютцов" произошли на дистанции менее чем 10000 м (54 каб.).

По словам старшего артиллерийского офи­цера "Лютцова" фрегаттен-капитана Пашена [12]: "Одно наблюдение, сделанное нами в нача­ле боя, нас изумило и подбодрило. Два упавших близко неприятельских снаряда отрикошетили и пронеслись над "Лютцовым" — два длинных бе­лых снаряда, которые по их цвету я признал за обыкновенные, начиненные черным порохом. Черный порох! Вот почему так незначительны были действия английских снарядов.

Ошибка англичан заключалась в их при­страстии к большим калибрам: куда бы ни по­пал снаряд — удар был мощным и пробоина пещерообразного вида, но разрывное действие его было сравнительно слабо. Один раз наш пост управления огнем наполнился знакомым запа­хом черного пороха, и мы улыбнулись друг дру­гу. Мы также получили несколько попаданий снарядов, начиненных более сильной взрывчат­кой, но, по-видимому, не бронебойных, и дей­ствие их было поверхностное."

"Лайон" также выпустил семь торпед ка­либра 533-мм: четыре в германский линейный флот, две в "Лютцов" и одну в сильно повреж­денный "Висбаден", но попаданий не достиг. Он также принял участие в последнем коротком боевом столкновении с крупными кораблями флота Открытого моря около 20 ч. 20 м.

В свою очередь крупные германские кораб­ли достигли девяти попаданий 280-мм и 305-мм снарядами в правый борт "Лайона" (согласно Brayer [4], 12 попаданий снарядами крупного ка­либра). Среди них было одно действительно опасное попадание в башню "Q". В 15 ч. 57 м. (согласно Вильсона [6], в 16 ч. 00 м.) с дистан­ции около 15000 м (81 каб.) снаряд с "Лютцова" ударил в правый верхний угол левого орудийного порта близко к месту стыка 229-мм лице­вой плиты и 83-мм крыши.

Отколовшийся кусок 229-мм лицевой час­ти брони и сам снаряд проникли в боевое отде­ление башни "Q". Снаряд отрикошетировал от хомута левого орудия и .взорвался на расстоя­нии одного метра от последнего. Красное пла­мя вылетело из третьей башни "Лайона", и боль­шой обломок — половина крыши башни — взлетела в воздух.

Всех находящихся в боевом отделении башни убило или ранило. Сорвало переднюю плиту крыши и центральную лицевую плиту. Пламя охватило боевое отделение башни, и пожарная партия пыталась тушить его сверху. Благодаря распоряди­тельности тяжело раненного ко­мандира башни Харви дверь в за­рядное отделение закрыли, а от­деление затопили.

Положение осложнилось тем, что заряды для 343-мм ору­дий находились в подъемной клетке правого орудия на рассто­янии 1,2 м над рабочей камерой, в левой подъемной клетке, в обе­их нижних подъемных клетках, которые находились в нижнем по­мещении, и в обоих зарядных толкателях перегрузочного отде­ления башни. В общей сложнос­ти в башне находилось восемь полных зарядов.

В 16 ч. 05 м. через 17 минут после начала боя "Лайон" поло­жил руль на борт и повернулся к противнику кормой. Временно головным стал "Принсес Роял".

В башне в 16 ч. 20 м., через 23 минуты после попадания гер­манского снаряда, форс пламени начавшего гореть заряда неизвес­тно каким образом проник в ра­бочую камеру. Хотя отверстие для выхода горящих газов увеличи­лось за счет части крыши башни, оторванной при взрыве, а дверца перегрузочного отделения башни была закрыта, восемь находящих­ся на выжидательной позиции за­рядов почти одновременно вспых­нули, и огромный столб пламени до 65 м высотой поднялся над "Лайоном".

Переборка погреба башни "Q" оказалась сильно выгнутой наружу. Это способствовало его затоплению водой.

Сбитая плита позволила пламени проник­нуть в погреб, но взрыва с катастрофическими последствиями не произошло. Если бы дверь не закрыли, "Лайон" без сомнения должен был взорваться. Это произошло, если бы зарядный погреб не был затоплен. Все это спасло "Лай­он" и державшего на нем свой флаг вице-адми­рала Битти.

Немцы стреляли хорошо: между 16 ч. 03 м. и 16 ч. 07 м. "Лайон" получил еще шесть попаданий, не причинивших, од­нако, существенного вреда, хотя на нем неоднократно вспыхивали пожары и он имел большие потери среди личного состава. Остальные восемь попаданий пришлись в левый борт, начиная с носа к корме.

Первый 280-мм снаряд прошел через палубу полу­бака и улетел за борт, не взорвавшись.

Второй 280-мм снаряд пробил 102-мм поперечную переборку, разорвался и произвел значительные раз­рушения у входа в штурман­скую рубку.

Третий 280-мм снаряд разорвался на 31-мм палубе полубака у основания сред­ней дымовой трубы, образо­вав в ее кожухе пробоину размером 3,6 х 4,6 м. Две кочегарки наполнились ды­мом и паром, но большая часть осколков застряла в бронированных колосниках.

Четвертый 280-мм сна­ряд рикошетом упал около средней дымовой трубы.

Пятый снаряд попал в верхний 152-мм броневой пояс и взорвался при ударе о броню.

Шестой снаряд, не взорвавшись, прошел через крышу и борт неброниро­ванной бортовой рубки уп­равления стрельбой кормо­вых 102-мм орудий.

Седьмой и восьмой 305-мм снаряды с "Лютцова" попали на расстоянии 1,5-1,8 м друг от друга в 19-мм броневую плиту между палу­бой полубака и верхней палубой позади кор­мовой батареи 102-мм орудий. Они также про­били 19-мм броню правого борта и разорвались при ударе в нее или над 25,4-мм верхней палу­бой, образовав пробоину размером 2,4 х 2,4 м и нанеся большие потери расчетам 102-мм орудий.

В 16 ч. 08 м. "Лайон" получил попадание, вы­ведшее из действия его основную радиостанцию.

Четыре 305-мм снаряда попали в правый борт: Первый снаряд пробил броневую плиту корпуса и разорвался на левом борту корабля. Второй снаряд пробил грот-мачту и, не взорвав­шись, улетел за борт. Третий снаряд пробил всю заднюю часть кормовой надстройки и 31-мм палубу полубака и разорвался, причинив боль­шие повреждения легким конструкциям. Гото­вые к заряжанию заряды 102-мм орудий, снаря­женные кордитом, воспламенились, и по право­му борту были выведены из строя два 102-мм орудия кормовой батареи. Четвертый снаряд пробил в корме 25,4-мм верхнюю палубу и ра­зорвался ниже ее в четырех метрах от 102-мм бортовой брони. Дым проник в нижние поме­щения, вызвав нервозные доклады о пожаре в пороховом погребе башни "Y", который частич­но затопили, прежде чем обнаружили ошибку.

Один 150-мм снаряд разорвался над ма­шинным отделением, вызвав небольшой пожар. Близкие разрывы вызвали аварии обоих глав­ных гирокомпасов, в результате чего корабль совершил циркуляцию на 360°.

Хотя общие повреждения "Лайона", кро­ме башни "Q", были значительно менее серьез­ными, чем во время боя у Доггер-банки, по­тери "Лайона" в Ютландском бою составили 99 убитых (48 человек умершими от ран, причинен­ных осколками снарядов, и ожогов, 49 только от ран осколками и два только от ожогов) и 51 раненых. После боя пятеро человек умерло от ран. Потери составляли 12,3% от численности экипажа.

В полдень 1 июня на "Лайоне" хоронили убитых. На палубе выстроились серые от уста­лости офицеры и матросы, проведшие на ногах сутки без еды и сна, в страшном нервном на­пряжении. 99 трупов лежали на палубе, готовые отправиться в свой последний путь. Поскольку корабельный священник был среди убитых, за­упокойную прочитал сам командир кэптен Эрнел Четфилд. Аналогичная церемония происхо­дила и на других кораблях флота в почти мис­тической обстановке молчания. Чувством скор­би прониклись все — от кочегара до адмирала.

После боя на "Лайоне" в течение 4 часов проводили осмотр повреждений. С 5 по 26 июня 1916 г. крейсер находился в ремонте в Розайте, затем с 27 июня по 8 июля на верфи Армстрон­га в устье реки Тайн, где с него сняли башню "Q". С 8 по 20 июля он находился в сухом доке в Розайте с тремя башнями. Там закончили ре­монт корпуса и замену брони.

С 21 июня по 22 сентября "Лайон" все еще без башни "Q" выходил в море в составе опера­тивного соединения линейных крейсеров. Баш­ню "Q" установили во время его следующего на­хождения на верфи Армстронга с 6 по 23 сен­тября. Во время ремонта одиночные прожекто­ра с диаметром зеркала 610-мм временно уста­новили побортно на задней надстройке . Кожу­хи дымовых труб покрыли черными и белыми полосами камуфляжа.

В ноябре 1916 г. "Лайон" стал флагманс­ким кораблем нового командующего эскадрой линейных крейсеров контр-адмирала Пакингхема, командовавшего ей до января 1918 г. За это время крейсер совершил многочисленные выхо­ды в море.

19 августа 1917 г. "Лайон" принял участие в операции по поиску флота Открытого моря в Северном море, но боевого столкновения тогда не произошло. 17 ноября 1917 г. "Лайон" при­нял участие в операции британских линейных крейсеров в Гельголандской бухте, но тогда один лишь линейный крейсер "Рипалс" вел бой с ко­раблями противника. В том же году с "Лайона" сняли переднюю правую группу 102-мм орудий.

В 1918 г. на кормовой надстройке устано­вили новую боевую рубку торпедной стрельбы, а на передней дымовой трубе отдельный колпак. На башнях "Q" и "Y" оборудовали платформы для взлета легких колесных самолетов.

С апреля 1919 г. "Лайон" входил в состав Атлантического флота. В 1919-20 гг. он являл­ся флагманским кораблем эскадры линейных крейсеров, а с марта 1920 г. в резерве в Розайте. 30 мая 1922 г. согласно Вашингтонского договора по сокращению морских вооружений его исключили из состава флота и он находился в Розайте. 31 января 1924 г. корабль продали за 77000 фунтов стерлингов, разрезали на две ча­сти, после чего разобрали на металл.