Линейный крейсер "Принсес Роял"

(В составе флота находился с сентября 1912 г. по март 1922 г.)

 

Заказ на его постройку выдали 15 ноября 1909 г., заложили 2 мая 1910 г. на частной су­достроительной верфи "Виккерс" в Барроу-на-Фирнес, Биргенхем, там же изготовили его энер­гетическую установку.

Крейсер спустили на воду 29 апреля 1911 г. Водоизмещение при спуске на воду составля­ло 10500 т. Осадка носом 4,06 м, кормой 4,27 м. Из них вес корпуса достигал рекордной ве­личины 8828 т, установленной части энергети­ческой установки 280 т, бронирования 972 т, части экипажа, балласта и различного оборудо­вания 420 т. Закончен постройкой 14 ноября 1912 г. Стапельный период постройки составлял почти 12 месяцев, достройка на плаву заняла 18 месяцев. Всего постройка продолжалась 30 ме­сяцев. Испытания корабля начались в сентябре 1912 г. "Принсес Роял" являлся однотипным с "Лайоном" и имел такие же тактико-техничес­кие данные.

Стоимость его постройки составляла 1955922 фунта стерлингов (19560000 рублей золотом). Кроме того, изготовление орудий обо­шлось 120300 фунтов стерлингов (1203000 руб­лей золотом). Общая стоимость составляла 2076222 фунта стерлингов (20762000 рублей зо­лотом) или 78,8 фунтов стерлингов за тонну нормального водоизмещения.

Экипаж крейсера согласно проекта насчи­тывал 997 человек, окончательно по штату 1912 г. 985. Согласно Burt [3], в Ютландском бою эки­паж насчитывал 1275 человек, из них 60 офи­церов. В период первой мировой войны кораб­лем командовал кэптен Уолтер Кауна.

Состав противоминной и зенитной артил­лерии "Принсес Роял" часто менялся. С октяб­ря 1914 г. по декабрь 1916 г. крейсер имел на вооружении одну 76-мм зенитную пушку Готчкисса. В январе 1915 г. добавили одну 76-мм зенитную пушку образца Mk.I, и они находи­лись на борту по апрель 1917 г. В апреле 1917 г. обе 76-мм зенитные пушки сняли и одну из них передали на "Лайон". Взамен них установи­ли два 102-мм скорострельных орудия с длиной ствола 50 калибров (5100 мм) образца QF.Mk.VII, снятые с кормы левого борта "Лайона" и с кормы правого борта "Принсес Роял" (в установке с углом возвышения +60°). В мае 1919 г. их снова заменили двумя 76-мм зенит­ными пушками образца Mk.I, а с июня 1919 г. по март 1922 г. на нем также были установлены два 40-мм зенитных автомата образца Mk.II (сняты в марте 1922 г.).

14 ноября 1912 г. "Принсес Роял" ввели в состав флота и зачислили в 1-ю эскадру крейсе­ров, с января 1913 г. получившую наименова­ние 1-й эскадры линейных крейсеров. В 1913 г. на верхней стойке фок-мачты добавили длинные сигнальные реи. В составе 1-й эскадры линей­ных крейсеров Гранд-Флита "Принсес Роял" на­ходился по август 1914 г. и с начала 1915 г. по апрель 1919 г. 17 мая 1913 г. провели кренование крейсера для определения метацентрической высоты при двух режимах загрузки. Сначала провели измерение в полном грузу (1000 т угля, но без нефтяного топлива). При средней осадке 8,36 м, метацентрическая высота составляла 1,07 м. Затем провели измерение при полном водо­измещении (1000 т угля плюс 840 т нефти). При средней осадке 9,14 м метацентрическая высота составляла 1,46 м.

В 1913 г. во время 30-часовых ходовых ис­пытаний "Принсес Роял" поддерживал среднюю мощность энергетической установки 53315 л.с. (76,2% от номинальной) при расходе угля 0,73 кг/л.с. в час. Во время 8-часовых ходовых ис­пытаний он развил среднюю мощность 76510 л.с. (увеличение на 9,3%) при расходе угля 0,775 кг/л.с. в час.

28 августа 1914 г. в составе 1-й эскадры ли­нейных крейсеров "Принсес Роял" принял уча­стие в первом бою в Гельголандской бухте про­тив германских легких крейсеров и эсминцев.

В 1914 г. на него установили 76-мм зенит­ные пушки на платформу задней надстройки и на бывшую платформу прожекторов. Новые платформы для установки прожекторов на зад­ней надстройке установили побортно, как на "Лайоне".

В сентябре 1914 г. "Принсес Роял" вывели из состава оперативного соединения британс­ких линейных крейсеров и направили для встре­чи и эскортирования канадского конвоя с вой­сками, идущего в Великобританию. 28 сентября крейсер вышел из Кромарти и 10 октября в Се­верной Атлантике встретил конвой. 26 октября он вернулся в состав 1-й эскадры линейных крейсеров. Затем его снова направили для уси­ления эскадр в Северной Атлантике с целью пе­рехватить и уничтожить эскадру адмирала фон Шпее в случае, если бы тот решил пройти в Ат­лантику через Панамский канал.

21 ноября "Принсес Роял" появился в Га­лифаксе. С 29 ноября он находился в качестве стационера в Нью-Йорке, затем перешел в Вест-Индию и базировался на Ямайке, Карибских ос­тровах и в зоне Панамского канала. В связи с уничтожением 8 декабря крейсеров эскадры ад­мирала фон Шпее "Принсес Роял" 19 декабря покинул Кингстаун и начал переход в Метро­полию. В начале 1915 г. он снова вернулся в состав 1-й эскадры линейных крейсеров, где стал флагманским кораблем.

В бою у Доггер-банки 24 января 1915 г. "Принсес Роял" шел третьим в боевой линии британских крейсеров и на полной скорости сле­довал в кильватер "Лайону" и "Тайгеру", с тру­дом поспевая за ними, возможно, из-за неудов­летворительного качества своих винтов, либо из-за сильного обрастания днища за время его похода в Вест-Индию.

В этом бою "Принсес Роял" выпустил 176 бронебойных и 95 фугасных 343-мм снарядов (всего 271 снаряд или 30,8% боекомплекта), а также две шрапнели по дирижаблю L-5. Его це­лью были сначала тяжелый крейсер "Блюхер", а затем "Дерфлингер". Он также произвел не­сколько залпов по немецкому эскадренному ми­ноносцу V-5. Точное количество его попаданий в "Блюхер" неизвестно, но можно учесть, по крайней мере, два попадания, включая и то, пос­ле которого "Блюхер" вышел из строя, а также одно попадание в "Дерфлингер" (1,1% выпущен­ных снарядов). В бою у Доггер-банки "Прин­сес Роял" не получил никаких повреждений и не понес потерь.

В 1915 г. с фок-мачты крейсера сняли сиг­нальный рей. Для поднятия сигнальных флагов использовали реи радиоантенны. Более длинный рей установили ниже фор-марса с постом управ­ления стрельбой центральной наводки.

Во время Ютландского боя "Принсес Роял" шел вторым в боевой линии соединения британских линейных крейсеров вице-адмирала Битти и нес флаг командующего 1-й эскадрой линейных крейсеров контр-адмирала Брока.

"Принсес Роял" вместе с "Лайоном" вступил в бой с флагманским линейным крейсером "Лютцов" и некоторое время находился под обстре­лом никем не обстрелянного "Дерфлингера". С 17 ч. 18 м., после временного выхода из строя "Лайона", в течение некоторого времени его об­стреливал "Лютцов".

Значительную часть боя его закрывал по­роховой дым артиллерийских залпов "Лайона", и он смог израсходовать только 230 343-мм сна­рядов (26,1% боекомплекта), меньше, чем в бою у Доггер-банки. Его целью был, главным обра­зом, "Лютцов", хотя временами ему приходи­лось стрелять и по "Дерфлингеру", а в конце боя он стрелял по "Зейдлицу" и "Ганноверу", легким крейсерам "Регенсбургу" и "Висбадену". "Прин­сес Роял" достиг трех попаданий в "Лютцов", первое из них в 16 ч. 00 м., и двух с дистанции около 9100 м (49 каб.) в "Зейдлиц" (2,2% выпу­щенных снарядов). Он также выпустил одну 533-мм торпеду в германские линкоры-додредноуты 2-й эскадры, но попаданий не достиг.

В свою очередь, согласно Burt [3], "Прин­сес Роял" получил шесть попаданий 280-мм и 305-мм снарядами, потеряв 22 убитыми и наи­большее число ранеными — 78 человек (после боя трое умерли от ран). Потери составляли 7,8% численности экипажа.

Крейсер получил следующие повреждения: на некоторое время вышел из строя механизм горизонтальной наводки башни "А"; пробоину в левом борту около верхней палубы, разрыв этого снаряда причинил большие потери среди расчетов 102-мм орудий; башня "¥"вышла из строя; пробоину в левых запасных угольных ямах, пожар долго бушевал в этом районе, ос­вещая корабль, затем пламя удалось погасить.

Согласно Campbell [2] и Brayer [4], во вре­мя Ютландского боя германские линейные крей­сера достигли в "Принсес Роял" девяти попада­ний. Крейсер получил с "Дерфлингера", "Марк­графа" и "Позена" одно попадание 280-мм и восемь 305-мм снарядами, потеряв 22 убитыми и 81 ранеными. Из них шесть попаданий 305-мм снарядами (все с "Дерфлингера") пришлись в правый борт, а также два 305-мм снаряда и один 280-мм в левый борт. На корабле возни­кали многочисленные пожары. Снаряды проби­ли и серьезно повредили две опоры треногой фок-мачты, но корабль остался боеспособным.

Фон Хаазе [13]: "В 15 ч. 33 м. флагманский корабль линейный крейсер "Лютцов" повернул на юго-восток, за ним вторым последовал наш "Дерфлингер". Начался первый этап боя аван­гардов — "бег на юг". Неприятель также повер­нул на юг, и теперь обе колонны, постепенно сближаясь, устремились полным ходом в южном направлении. Мы поняли намерение вице-адми­рала Хиппера — с боем навести неприятельские линейные крейсера на наши главные силы.

Я наблюдаю в перископ за неприятельски­ми кораблями, которые оказались новейшими британскими линейными крейсерами: их было шесть против наших пяти — почти равные силы. Теперь они перестраивались в одну кильватер­ную колонну могучими медленными движения­ми, как стадо допотопных гигантских живот­ных. Сейчас же после поворота флагманского корабля, в 16 ч. 35 м., на "Лютцове" взвился сиг­нал: "Разделение огня слева". Согласно этому сигналу на нашу долю пришелся крейсер типа "Лайон", как выяснилось впоследствии, "Принсес Роял".

15 ч. 35 м. Поворачиваем вправо. Переклю­чение для боя правым бортом. Крупная артил­лерия — бронебойные снаряды. Направление на второй линейный крейсер слева. Скорость 26 уз­лов, курс юго-восток. У нашего противника две мачты, две широкие трубы, кроме того, узкая труба вплотную к фок-мачте.

15 ч. 48 м. Раздается глухой звук залпа "Лютцова", и одновременно взвивается сигнал: "Открыть огонь". В ту же секунду я крикнул: "Прицел 15000 м (80 каб.). Залп!" Проходит по­чти 30 секунд, пока не раздается сигнал всех трех указателей падений снарядов. Падения хо­рошо легли по кучности, но вправо и большим перелетом. Стрельба велась по одному орудию в каждой башне — четырьмя снарядами в зал­пе. Часто случалось, что из-за изменения курса противника наш огонь становился недолетным или перелетным. Тогда я переходил на раздель­ное командование каждым залпом, пока снова не достигал накрытия.

После исчезновения погибшего крейсера ("Куин Мери") я стал поворачивать свой перис­коп, разыскивая новую цель. К моему удивле­нию, я увидел слева еще два крейсера. Только теперь я понял, что все время обстреливал тре­тий в строю крейсер, и что теперь "Лайон" снова стал головным. Нашей целью опять стал "Принсес Роял".

В 16 ч. 27 м. 15 с., через 1 минуту 5 секунд после последнего залпа по "Куин Мери", с дис­танции 12200 м (60 каб.) был произведен пер­вый залп по "Принсес Роял". Противник нахо­дился сейчас на кормовом курсовом угле, а мы шли переменными курсами, что видно из посто­янно изменявшегося угла поворота башен. Уп­равление огнем было затруднительно, каждый залп приходилось корректировать, выжидая всплески от падения снарядов, поэтому теперь залпы следовали через одну минуту.

В 16 ч. 36 м. дистанция была 16800 м (90,5 каб.). Между тем мы увидели, что неприятель получил подкрепление из четырех линейных ко­раблей 5-й эскадры типа "Куин Элизабет" (27500 т, 8 381-мм, 14-16 152-мм, 23 уз.). Их скорость почти равнялась нашей, а вес их снарядов был вдвое тяжелее веса наших. С громадной дистан­ции они открыли огонь, от которого мы спаса­лись зигзагообразными курсами. С 16 ч. 36 м. по 16 ч. 45 м. мне не пришлось произвести ни од­ного выстрела артиллерией главного калибра.

С 16 ч. 45 м. до 16 ч. 50 м. "Дерфлингер" произвел 8 залпов из 305-мм орудий с дистан­ции 18000 м (97 каб.) по "Принсес Роял", веро­ятно, без особого результата."

Попадания в правый борт "Принсес Роял" в порядке от носа к корме были следующие:

Первый 305-мм снаряд попал в 152-мм броневой пояс, пробил броню, хотя дистанция составляла 14100 м (76 каб.) и угол встречи с броней 25-30°, и взорвался в 1,5 м от места уда­ра в угольной яме. Удар этого и третьего сна­ряда временно вывели из строя дальномер типа "Арго" системы управления стрельбой централь­ной наводки на передней боевой рубке.

Второй 305-мм снаряд прошел через об­шивку левого борта позади места попадания первого снаряда и взорвался в 6-7 м на 25,4-мм верхней палубе. В результате на расстоянии 2,4 м от места взрыва слегка сместилась 203-мм плита барбета башни "В". Легкие конструкции получили некоторые повреждения.

Третий 305-мм снаряд разорвался или раз­рушился в пробоине, образованной в 152-мм верхнем броневом поясе.

Четвертый 305-мм снаряд попал, вероятно, рикошетом и взорвался на стыке 152-мм и 229-мм бортовой брони.

Пятый 305-мм снаряд прошел через сред­нюю дымовую трубу, не взорвавшись.

Шестой 305-мм снаряд задел срез дула пра­вого орудия башни "Q" и разорвался в воздухе в трех метрах от него. Ствол получил небольшие повреждения, но орудие продолжало стрелять.

Остальные три попадания, из них два 305-мм снарядами и одним 280-мм, пришлись в ле­вый борт:

Первый 280-мм снаряд с линейного кораб­ля "Позен" прошел, не взорвавшись, через по­ловину левой опоры фок-мачты в 6 м над полу­баком, затем через переднюю дымовую трубу и задел край правой опоры фок-мачты, однако не перебил их полностью.

Второй 305-мм снаряд с линейного кораб­ля "Маркграф" с дистанции 11800 м (64 каб.) пробил 152-мм броневой пояс, образовав трещи­ну длиной 5,2 м в главной палубе, отрикошетил вниз, сильно повредил переборки обоих помеще­ний главных конденсаторов и взорвался в 16 м от места попадания ниже 25,4-мм верхней палу­бы, образовав в ней пробоину размером 1,8 х 1,8 м. На главной палубе воспламенилось некоторое количество кордита, рассыпавшихся из разбитых гильз 102-мм снарядов, и оба помещения глав­ных конденсаторов наполнились едким дымом.

Третий 305-мм снаряд с линейного кораб­ля "Маркграф", почти одновременно со вторым, попал под острым углом в 229-мм броню бар­бета башни "Y", отрикошетил, скользнул по 25,4-мм верхней палубе и разорвался на ней. В результате крупный осколок 229-мм брони бар­бета откололся и вдавился внутрь боевого от­деления башни "Y", заклинив ее. Одновременно взрывом сместило и деформировало броневую плиту барбета. Взрыв нанес большие поврежде­ния легким конструкциям кормовой надстройки.

В дополнение к этим повреждениям в са­мом начале боя прогнулась ось шестерни зат­вора на левом орудии башни "А". Это повреж­дение не могли исправить в течение 11 часов, в результате чего башня делала пропуски при стрельбе, поскольку огонь вело только правое орудие башни.

До 10 июня 1916 г. "Принсес Роял" нахо­дился на ремонте в Розайте, после чего ушел в Портсмут и ремонтировался там с 13 июня по 10 июля. После ремонта 15 июля 1916 г. крей­сер снова появился в Розайте и присоединился к эскадре линейных крейсеров. 17 ноября "Принсес Роял" принял участие в операции в Гельголандской бухте.

В 1917 г. для опознавания своей авиацией на борту и шканцах "Принсес Роял" нанесли ли­теры "PR". В 1918 г. по правому и левому бор­ту кормовой надстройки добавили одиночные прожектора с диаметром зеркала 914 мм. На башнях "Q" и "Y" установили платформы для взлета колесных самолетов.

С апреля по октябрь 1919 г. "Принсес Роял" находился в составе Атлантического фло­та. С лета 1920 г. крейсер перевели в состав ре­зервного флота в Розайте. Летом 1920 г. англи­чане предложили Чили купить его, но те пред­ложение отклонили. 28 февраля 1922 г. на нем подняли флаг командующего морскими силами шотландского побережья.

В марте в Розайте, согласно Вашингтонскому договору по сокращению вооружений, его внесли в список кораблей, подлежащих списа­нию. Крейсер продали на слом компании по раз­делке кораблей и судов, созданной специально для утилизации линкора "Эджинкорт", линейных крейсеров "Принсес Роял" и "Нью Зиланд". 13 августа 1923 г. его перевели на верфь этой ком­пании для разборки.