Линейный крейсер "Тайгер"

(В составе флота находился с 3 октября 1914 г. по июль 1931 г.)

 

"Тайгер" — единственный линейный крей­сер, предусмотренный программой 1911 финан­сового года, стал последним линейным крейсе­ром третьего поколения, заложенным по пред­военной программе, и последним типом кораб­ля, ответственность за который нес Филипп Уатс как начальник управления военного кораб­лестроения.

"Тайгер" остался единственным британс­ким линейным крейсером с достойной артилле­рией среднего калибра, от которой отказались впоследствии на "Худе" ради 140-мм орудий, мощность энергетической установки которого превысила 100000 л.с., и котлы отапливались только углем.

Стало очевидно, что британские линейные крейсера оказались дорогим и сомнительным капиталовложением, и по смете 1911-12 гг. при­няли решение о постройке только одного линей­ного крейсера "Тайгер" типа улучшенного "Куин Мери". Первоначально он должен был стать четвертым крейсером типа "Лайон", но из-за множества усовершенствований по типу строя­щегося на верфи "Виккерс" в Барроу-на-Фирнесс японского линейного крейсера "Конго" был вы­делен лордом Фишером и существенно изменен.

Согласно Brayer [4], планировалась пост­ройка еще одного однотипного с "Тайгером" ли­нейного крейсера под названием "Леопард" . Сначала его предполагали включить в смету 1912 финансового года, потом перенесли на 1914 г. и наконец отказались вовсе.

Первоначально Совет Адмиралтейства по­требовал спроектировать корабль, подобный "Куин Мери", но более современный. Однако Уатс не удовлетворился этой идеей и 31 июня 1911 г. предложил третьему морскому лорду, ве­давшему в Адмиралтействе военным корабле­строением, рассмотреть три новых эскизных проекта. 14 августа 1911 г. собрался Комитет по проектированию для выбора одного из четырех предложенных для рассмотрения предваритель­ных вариантов проекта линейного крейсера "Тайгер". Сразу же его внимание обратил на себя проект под индексом "А1". Уатс пояснил, что в проектах под индексом "А" и "А1" четыре башни артиллерии главного калибра располо­жены попарно линейно-возвышенно в оконеч­ностях корабля, в то время как в проекте под индексом "С" две кормовые башни разнесены так же, как и на "Куин Мери".

Из-за необходимости изменения положе­ния кормовой поперечной бронированной пере­борки с целью размещения там кормового тор­педного отделения проектировщики нашли бо­лее выгодным разместить центральную башню позади всех дымовых труб и мачт, в результате сектор обстрела этой башни увеличивался с 240° до 300°. Четыре дня спустя Комитет одобрил ва­риант "А1". Последующая работа над этим про­ектом заключалась в увеличении нормального водоизмещения до 28200 т, мощности машин до 82000 л.с. и ее закончили 12 ноября 1911 г.

25 октября 1911 г. Маккенну на посту морского министра сменил 36-летний Уинстон Черчилль. По приходе в Адмиралтейство он взялся за дело чрезвычайно рьяно. За первые полтора года в должности главы военно-морс­кого ведомства Черчилль более 6 месяцев про­вел в море с целью ознакомления со службой на флоте. Он лично посетил практически все военные доки и верфи Англии и почти все крупные военные корабли.

19 декабря 1911 г. военно-морское ведом­ство во главе с Черчиллем одобрило увеличение мощности энергетической установки до 85000 л.с., что должно было обеспечивать кораблю скорость 28 уз. с форсированием турбин до 108000 л.с. (увеличение на 27%), что, в свою оче­редь, могло обеспечить кораблю скорость 30 уз.

Одновременно приняли решение использовать все возможное пространство внутри корпуса ко­рабля в качестве нефтяных цистерн. Теперь мак­симальный запас топлива составлял 3340 т угля и 3800 т нефти, а обычный полный запас по 2450 т каждого вида.

Большое внимание уделили исправлению многих очевидных дефектов в конструкции предыдущих типов крейсеров, особенно в рас­положении артиллерии главного калибра и снабжения боеприпасами противоминной ар­тиллерии.

В проектах под индексом "А" и "А Г име­лась возможность установить от 16 до 12 152-мм орудий противоминной артиллерии с соот­ветствующей корректировкой водоизмещения.

В обоих проектах бронирование противо­минной артиллерии имело толщину 127 мм, а в проекте под индексом "С" позади 102-мм ору­дий имелись только 76-мм броневые экраны.

В проектах "А" и "А1" нижний край глав­ного броневого пояса нарастили узкой полосой шириной 1,15 м и толщиной 76-мм. Такую кон­струкцию сочленения поясной брони и борто­вой обшивки корабля приняли на всех новейших японских кораблях по опыту русско-японской войны 1904 г., и она показала свою устойчи­вость против снарядов, выпущенных с больших дистанций и попадающих немного ниже ватер­линии. Это увеличение толщины брони нижней части главного пояса на 76 мм не было введено в проекте С".

Во всех проектах длину корабля выбрали одинаковой, такой же, как у "Куин Мери", но ширину увеличили на 1,2 м (с 26,5 м до 27,7 м.).

Проект под индексом "С" отклонили из-за применения в нем 102-мм орудий. Применив 152-мм орудия противоминной артиллерии, как на линейных кораблях типа "Айрон Дьюк", Со­вет Адмиралтейства полагал, что тем самым они создают крупный и более сильный по вооруже­нию тип крейсера. Из проектов под индексом"А" и "А1" окончательно выбрали проект "А1", но с учетом некоторых изменений секторов ведения огня 152-мм орудий, способ установки которых, как полагали, являлся слабым местом.

Учитывая это обстоятельство, Уатс пред­ложил модифицировать проект "А1" и предста­вил дополнительный проект "А2". Согласно это­му проекту расположение башен артиллерии главного калибра было таким же, как на "Куин Мери", но центральная башня "Q" могла вести огонь непосредственно по корме. Бортовое бро­нирование перераспределили, что позволило придать противоминной артиллерии дополни­тельную защиту, прикрыв десять расположен­ных на верхней палубе 152-мм орудий 127-мм броней. Два оставшихся орудия установили в бронированных казематах над двумя передними. Проект "А2", казалось, устроил всех, и его 18 августа 1911 г. представили Комитету по про­ектированию для одобрения.

 

Основные характеристики предварительных проектов линейного крейсера "Тайгер"

"Куин Мери"

"А"

"А1"

"А2"

"С"

Водоизмещение (т)

27000

28450

28100

28200

27250

Длина между перпендикулярами (м)

201.3

201,3

201.3

201,3

201,3

Ширина (м)

27,15

27,76

27.76

27,6

27,45

Средняя осадка (м)

8,54

8,54

8,54

8,54

8,61

Увеличение осадки (т/см)

39

39,8

39,8

39,8

39,8

Число 343-мм орудий

8

8

8

8

8

Число 152-мм орудий

-

16

12

12

-

Число 102-мм орудий

16

-

-

-

16

Высота главного броневого пояса над ватерлинией (м)

4,88

7.4

7,4

7.4

7,4

Заглубление главного броневого пояса ниже ватерлинии (м)

1,07

1,83

1,83

1,83

1,83

Минимальный запас угля (т)

1000

1000

1000

1000

1000

Максимальный запас угля (т)

3700

3700

3700

3750

3700

Нормальный запас нефти (т)

1100

1100

1100

1100

1100

Мощность энергетической установки (л. с.)

75000

80000

79000

82000

79000

Скорость (уз.)

28

28

28

28

28

Численность экипажа (чел.)

999

1000

1000

1009

1000

Корпус и судовые системы (т)

9760

9860

9830

9720

9600

Бронирование (т)

6595

7030

6980

7390

6730

Энергетическая установка (т)

5460

5780

5720

5500

5500

Вооружение с башнями (т)

3352

3860

3650

3600

3450

Экипаж и провизия (т)

805

820

820

840

820

Стоимость (фунтов стерл.)

2850000

2235000

2199000

2199000

2100000

 

12 декабря 1911 г. конструкторы предста­вили окончательный теоретический чертеж, миделевое сечение и весовую нагрузку проек­та "А2". 21 декабря Адмиралтейство разосла­ло верфям приглашение участвовать в конкур­се на право постройки нового линейного крей­сера. Победителем оказалась частная судо­строительная верфь "Джон Браун и К°" в Клайдебанке. 2 марта 1912 г. дирекция вер­фи получила телеграмму о выигрыше конкур­са. Окончательное утверждение последовало письмом из Адмиралтейства. Контракт был подписан 4 апреля 1912 г.

21 декабря 1911 г. осуществили следующую модификацию проекта "А2". Реализовали пред­ложение морского министра Черчилля исполь­зовать пространство между двойным дном в ка­честве емкостей для нефти, увеличив общую ем­кость топлива до огромной величины в 3340 т угля и 3800 т нефти.

Предложение приняли с учетом того, что в мирное время запас топлива составит 3240 т угля и только 800 т нефти. Модификацию произвели с намерением перевода отопления котлов корабля только на нефть, но поскольку работа над проектом быстро продвигалась вперед, то он почти полностью повторял энергетическую установку "Куин Мери", но увеличенной мощ­ности. Однако в котлах сохранили оборудова­ние для сжигания как угля, так и нефти.

Основными характерными особенностями проекта "А2" по сравнению с "Куин Мери" яв­лялись: перемещение центральной башни "Q" за заднюю дымовую трубу, вместо прежнего рас­положения перед нею, с целью достижения бо­лее широкого сектора ведения огня в кормовом секторе; установка 152-мм орудий противомин­ной артиллерии вместо 102-мм; установка двух до­полнительных торпедных аппаратов в кормовой части; удлинение главного броневого пояса в око­нечности и небольшое усиление горизонтального бронирования; новая компоновка котельных от­делений в связи с изменением положения башни "Q"; замена полых трубчатых фок- и грот-мачт на одну треногую фок-мачту и установка в дополне­ние к ней короткой грузовой полумачты (деррик-крана) почти вплотную перед задней дымовой трубой; увеличение бронирования противоминной артиллерии с 76 мм до 152 мм; увеличение проек­тной скорости с 27 уз. до 29 уз.

Дополнительные изменения в процессе по­стройки по сравнению с проектом, представлен­ным в августе 1911 г., включали: перепланиров­ку кают, столовых экипажа и т.д. с целью раз­местить большую часть экипажа в дневное вре­мя в помещениях на верхней палубе и предос­тавить каждому члену экипажа по 0,67 погон­ных метра для расположения в сидячем положе­нии; установку дополнительного освещения и вентиляции жилых помещений; оборудование гальюна около компасной площадки на верхнем мостике; изменили положение задней боевой рубки управления торпедной стрельбой; сгруп­пировали штурвалы управления клапанами за­топления погребов боезапаса в водопроницае­мых выгородках на главной палубе; в средней части корпуса установили скуловые кили; к фок-мачте добавили подпоры и саму фок-мачту зна­чительно передвинули вперед с учетом размеще­ния приборов поста управления стрельбой цен­тральной наводки; добавили помещение для ко­рабельной полиции; по-новому разместили обо­рудование каюты шифровальщиков; установили клюз для кормового якоря; произвели перекомпоновку размещения оборудования в брониро­ванной рубке управления артиллерией таким об­разом, чтобы управляющий стрельбой офицер имел постоянное место; вместо чемоданов и мешков для одежды экипажа ввели стальные рундуки; под броневой пояс установили дере­вянные прокладки; плавучие спасательные сред­ства разместили на навесной палубе вместо па­лубы полубака; сняли противоторпедные сети; изменили расположение прожекторов; количе­ство 47-мм салютных пушек уменьшили с шес­ти до четырех; для офицеров, управляющих ар­тиллерийским огнем противоминного калибра, добавили два бронированных колпака с толщи­ной стенок 152 мм.

По окончании постройки в конструктив­ном отношении "Тайгер" оказался значительно лучше по сравнению как с "Лайоном", так и с "Куин Мери", но его бронирование все же оста­валось неадекватным пробивной мощности сна­рядов главного калибра кораблей противника и не могло выдержать их попадания. При сравне­нии по боевой эффективности с германским ли­нейным крейсером "Дерфлингер", "Тайгер" нельзя считать равным ему, несмотря на более крупный калибр главной артиллерии.

Согласно Campbell [2], проектное нормаль­ное водоизмещение "Тайгера" составляло 28500 т, что было на 2000 т больше, чем у "Лайона", согласно Burt [3], 28100 т.

Согласно Conway [I], Campbell [2] и Brayer [4], действительное нормальное водоизмещение составляло 28430 т при средней осадке 8,68 м против 8,53 м у "Лайона". Согласно Conway [1] и Campbell [2], водоизмещение с полным запа­сом топлива составляло 35710 т. Согласно Burt [3], действительное нормальное водоизмещение составляло 28800 т при средней осадке 8,61 м, пустого 27550 т, в полном грузу 32800 т (с за­пасом мирного времени 3240 т угля и 800 т не­фти) при средней осадке 9,15 м, полное 33677 т, при средней осадке 9,84 м. Согласно Brayer [4], полное водоизмещение составляло 35160 т.

Длина "Тайгера", согласно Campbell [2] и Burt [3], составляла: между перпендикулярами 201,3 м (Brayer [4] — 201,2 м), по ватерлинии 212,9 м и полная 214,7 м (Brayer [4] — 214,6 м), что на 1,3 м больше, чем у "Лайона". Ши­рина составляла 27,6 м (Brayer [4] — 27,5 м), что на 0,6 м шире, чем у "Лайона". Отноше­ние L/B=7,78, против 7,9, как у "Куин Мери" и "Лайона". Высота надводного борта при проектном нормальном водоизмещении была в носовой оконечности 9,14 м, на миделе 7,45 м и в корме корабля 5,79 м, почти столько же, как у "Лайона". Высота борта от киля до ба­тарейной палубы составляла 13,6 м. Высота смотровых щелей передней боевой рубки над ватерлинией составляла 15,3 м; высота пере­дней дымовой трубы 25,3 м; высота нижнего топа фок-мачты 32 м. Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмеще­ния на 39,8 т.

Корпус корабля разделили водонепрони­цаемыми переборками на XXIII основных отсе­ков. Двойное дно установили на 79% длины ко­рабля. Способ связей конструкции корпуса — смешанный набор поперечных шпангоутов и продольных стрингеров.

В проекте "Тайгера" расположение четы­рех двухорудийных башен артиллерии главно­го калибра в диаметральной плоскости кораб­ля изменили по сравнению с расположением таких же башен на "Лайоне". Две линейно-воз­вышенные орудийные башни "А" и "В" остались в носовой части корабля, четвертая башня "Y" в кормовой. Все котельные отделения свели вместе в середину корабля, а расположенную в середине корпуса башню "Q" установили между котельным и машинным отделениями за третьей дымовой трубой, что соответственно было бли­же к корме, обеспечив ей свободное простран­ство для ведения огня в кормовом секторе. В этом заключалось одно из принципиальных от­личий "Тайгера" относительно остальных крей­серов третьего поколения.

В то же время башню "Q" расположили до­статочно далеко от башни "Y", чтобы после­днюю нельзя было повредить ударной волной орудий третьей башни и устранить риск выво­да из строя одним попаданием обеих кормовых башен, как это случилось на германском линейном крейсере "Зейдлиц" в бою у Доггер-банки в январе 1915 г. Четвертая башня "Y" находилась еще дальше в корме. Две последние образова­ли пару расположенных в кормовой части ко­рабля башен с большими секторами ведения огня, стреляющих одна поверх другой.

Таким образом наконец-то получили сум­марный сектор обстрела всех четырех башен 1200° или по 300° на башню. При этом в раз­ных секторах обстрела действовало разное чис­ло орудий главного калибра: 0-60° — 4 орудия, 60-150° — 8 орудий, 150-180° — 4 орудия. Рас­стояние от форштевня до оси барбета башни "А" увеличили по сравнению с "Лайоном" до 50,3 м, между "А" и "В" до 13,6 м, между "В" и "Q" до 66,4 м, сократив расстояние между осями бар­бетов башен "Q" и "Y" до 43,6 м. Расстояние между "А" и "Y" сократилось по сравнению с "Лайоном" на 4,8 м и составило 123,6 м, что те­оретически давало возможность сократить длину главного броневого пояса. Высота осей ство­лов орудий над уровнем нормальной ватерли­нии составляла для башни "А" 10,1 м; для "В" 12,4 м; для "Q" 9,7 м и для "Y" 7 м.

Основные параметры орудий главного калибра были такие же, как у "Куин Мери". Восемь скорострельных 343-мм орудий образ­ца Mk.V с длиной ствола 45 калибров стре­ляли снарядами весом 636 кг, а прошедшие не­большую модернизацию установки орудий об­разца В.II обеспечивали угол возвышения +20°. В мирное время общий боекомплект был таким же, как у "Лайона", но во время войны он увеличивался до 1040 снарядов или по 130 на ствол.

Как и на других крупных кораблях с артил­лерией калибра 343-мм в каждой башне на визи­рах орудий установили призматическое устрой­ство "супервозвышение 6°", что позволяло пол­ностью использовать дальнобойность орудий главного калибра. На "Тайгере" это устройство установили незадолго до Ютландского боя.

"Тайгер" оказался последним из линейных крейсеров с 343-мм орудиями главного калиб­ра. К тому времени появились новые 381-мм орудия, и линейные корабли типа "Куин Элиза­бет" в том же 1912 г. начали приближение к проекту основного корабля.

По многим параметрам, за исключением бронирования, "Тайгер" был определенно луч­шим из крейсеров трех поколений и, вероятно, более всего соответствовал требованиям, предъявляемым к кораблям такого типа.

На "Тайгере" систему управления стрель­бой центральной наводки установили на марсе фок-мачты, и это был первый британский ли­нейный крейсер, оборудованный таким постом еще во время постройки.

С начала XX столетия качество орудий во­енных кораблей непрерывно улучшалось, что привело к повышению точности и дальности стрельбы. Однако, для эффективной стрельбы из орудий главного калибра и достижения доста­точного процента попаданий в заданную цель было необходимо наличие оптических прибо­ров, способных точно измерить расстояние. Осо­бенно это касалось дистанции свыше 8000 м (43 каб.). На военных кораблях устанавливали оп­тические дальномеры различных типов. Ко вре­мени появления линейных крейсеров наиболь­шую известность и широкое распространение получили британские дальномеры системы Бар­ра и Струда, основанные на принципе "совме­щения" изображения и имевшие относительно небольшую базу (1,07 м и 2,74 м). Самый боль­шой из них довольно точно измерял расстояние на дальности до 7300 м (39 каб.).

Однако дальномеры сами по себе не обес­печивали выработки исходных данных установ­ки прицела и целика для наводки орудий изнут­ри башни, для определения степени изменения дальности, курса и скорости цели. Введенные для этой цели электромеханические устройства (по существу на основе электрической переда­чи, передающей информацию от дальномеров орудиям) не дали нужного эффекта.

Установленное на линейных крейсерах ар­тиллерийское вооружение одного калибра пред­полагало дать возможность им уверенно пора­жать цель, более часто и на большей дистанции, чем другие современные им броненосные крей­сера. Чтобы осуществить это, они полагались на эффективную систему управления стрельбой, ко­торая, в свою очередь, требовала соответству­ющего размещения приборов наблюдения и лич­ного состава поста корректировки и управления стрельбой.

В 1908 г. британские морские артиллеристы вице-адмирал Перси Скотт и капитан Думереск предложили усовершенствованную конст­рукцию прибора под названием "firing director" — систему управления стрельбой центральной наводки, дающую возможность управлять стрельбой всех орудий главного калибра на ко­рабле одним артиллерийским офицером, кото­рый самолично осуществлял их наводку.

Система управления стрельбой основыва­лась на синхронной передаче и совмещении стрелок дающих и принимающих приборов при­цела и целика. Она включала в себя расположен­ный на марсе фок-мачты пост управляющего стрельбой артиллерийского офицера, дально­мерщика и вычислителя, и, собственно, прибо­ра Думереска, установленного на площадке под марсом. Этот сложный, способный решать раз­личные задачи прибор являлся механическим аналогом многофункционального дифференциального уравнения, который определял величи­ну изменения расстояния (ВИР) до неприятель­ского корабля и величину изменения пеленга (ВИП) взаимного движения стреляющего кораб­ля и цели. При этом дальномерщик измерял те­кущую дальность до цели и каждые 3-5 секунд докладывал ее величину.

Вычислитель при помощи задающего уст­ройства вводил эти данные в прибор. Затем в прибор вводили известную величину скорости стреляющего корабля и пеленг на корабль-цель вместе с приблизительной величиной его скоро­сти и угла между курсами обоих кораблей. Пос­ле этого прибор показывал величину изменения расстояния (или ВИР) обоих кораблей. Эти име­ющие существенное значение данные автомати­чески выдавались так долго, пока задающий ви­зир прибора Думереска удерживается на кораб­ле-цели.

Счетно-решающее устройство прибора Ду­мереска трансформировало текущее значение расстояния до цели в угол прицеливания в со­ответствии с баллистической таблицей стрель­бы корабельных орудий. Вследствие большой дальности стрельбы 343-мм орудий время поле­та снаряда до цели достигало 60-80 секунд, по­этому при стрельбе учитывалось изменение на­чальной дальности до цели, происходящее за время полета снаряда. Сумма текущей дально­сти и ВИР за время полета снаряда представля­ла собой упрежденную дальность, то есть рас­стояние до цели в момент падения залпа.

На расположенном на одной из палуб под передней надстройкой центральном посту управ­ления упрежденная дальность, получаемая с прибора поста наблюдения на фор-марсе, кор­ректировалась с учетом таких факторов, как по­правки на отклонение начальной скорости сна­ряда от нормальной, продольный ветер, скорость течения, плот­ность воздуха и темпе­ратуру пороха.

Выработанный таким образом прицел (угол возвышения ору­дий) устанавливался на задающем устрой­стве прицела и по электрической линии синхронной передачи передавался на принимающие устройства одновременно во все башни. При этом на принимающих устройствах   подвижная стрелка отклоняется от скрепленного с орудием неподвижного индекса на величину,
пропорциональную углу прицеливания. В башне установщик при­цела совмещает неподвижный индекс прицела с подвижной стрелкой. В результате все орудия получают нужный угол возвышения. Главное достоинство системы центральной наводки зак­лючается в том, что с ее помощью без участия наводчика производится вертикальное и гори­зонтальное наведение орудий на дальние дистан­ции, а это, как известно, является наиболее труд­ным при стрельбе.

После изобретения приборы непрерывно совершенствовались. Испытания продолжались четыре года, пока, после сравнительных испы­таний на линейных кораблях "Орион" и "Тандерер", имевших два различных варианта при­боров, система управления огнем центральной наводки "Тандерера" была наконец признана отвечающей всем требованиям и принята на во­оружение.

В начале 1913 г. в присутствии первого лорда Адмиралтейства и многочисленных ар­тиллерийских специалистов на линкоре "Тандерер" провели заключительные испытания систе­мы управления огнем центральной наводки. С дистанции 9400 м (51 каб.) произвели 50 выст­релов из орудий главного калибра: четыре зал­па из 5 орудий и три залпа из 10, причем из них в цель попал 41 снаряд (82% попаданий). Ввиду успешного окончания испытаний решили уста­новить эту систему на 50 кораблях.

За изобретение этих приборов вице-адми­рал Перси Скотт был пожалован титулом баро­нета — награды, которой давно не видел британский флот. Получив титул баронета и сделав­шись поэтому "сэром", вице-адмирал Перси Скотт в 1913 г. был произведен в полные адми­ралы, после чего вышел в отставку.

Вскоре после утверждения проекта "А2" снова началась полемика относительно соста­ва противоминной артиллерии — обычные де­баты относительно большого веса 152-мм ору­дий по сравнению со 102-мм, которые можно было установить в значительно большем ко­личестве. Кроме того, обсудили предположе­ние, смогут ли расчеты 152-мм орудий спра­виться со своей задачей, если их состав сокра­тить наполовину, чтобы избежать тесноты в орудийном каземате.

Собравшийся 7 апреля 1912 г. комитет из представителей отдела артиллерийского воору­жения военно-морского флота долго обсуждал этот вопрос. Комитет, в котором состояли Брок, Холл и Лей, сделал заключение, что идея ис­пользовать только половину штатного расчета противоминной артиллерии берет свое начало в 1901 г., когда угроза торпедной атаки еще не была настоящей реальностью. В то время счи­талось, что эти орудия можно устанавливать полностью не защищенными броней, а расчет также было необязательно все время держать возле орудий.

Вполне вероятно, что во время боя неко­торое количество орудий будет уничтожено, прежде чем около них появится прислуга, сле­довательно, половины штатного расчета ока­жется достаточно, чтобы укомплектовать уцелевшие орудия на тот короткий период боя, когда необходимо достигнуть максимум успеха.

Но к 1912 г. условия полностью измени­лись, и можно было полагать, что торпедные атаки в процессе эскадренного боя — дело обычное и что это, фактически, является неотъемлемой частью германской тактики. Гер­манские эскадренные миноносцы имели сильное торпедное вооружение (четыре торпедных аппа­рата), развивали скорость до 32 уз. Они неиз­менно выходили в море вместе со своим фло­том Открытого моря, где в любой момент мог­ли выйти в атаку.

С другой стороны, крупные корабли гер­манского линейного флота имели на вооруже­нии достаточно крупную (калибр 150-мм) и хо­рошо защищенную противоминную артиллерию, специальным назначением которой было унич­тожение или нейтрализация не прикрытой бро­невой защитой противоминной артиллерии вра­жеских линейных кораблей, чтобы повысить их уязвимость от торпедных атак.

Комитет установил, что в предложенном проекте "А2" не имеется возможности удовлет­ворительно обслуживать противоминную артил­лерию половиной штатного расчета орудий. Большинство согласилось с мнением, что начи­ненный лиддитом 152-мм снаряд является наи­меньшим по калибру, способным одним попа­данием вывести из строя или лишить хода круп­ный эсминец противника, поэтому интенсив­ность стрельбы должна быть максимальной в течение относительно небольшого начального периода атаки миноносных сил противника. Следовательно, об обслуживании орудий проти­воминной артиллерии половиной штатного рас­чета, который очень быстро может устать, не могло быть и речи.

Комитет рекомендовал, чтобы проект это­го корабля и заменивший его в будущем, вклю­чали мощную батарею 152-мм орудий, каждое из которых необходимо укомплектовать расче­том минимум из 9 человек.

Поэтому состав противоминной артилле­рии был совершенно иной. Она состояла из 12 спроектированных в 1906 г. скорострельных 152-мм орудий образца Mk.VII раздельного заря­жания с длиной ствола 45 калибров (6840 мм), согласно Brayer [4], 50 калибров (7600 мм), в ус­тановках образца Р.VIII, размещенных в двух батареях. Вес ствола орудия составлял 8,7 т, сна­ряда 45 кг, скорострельность 3,5 выстрела в минуту, максимальная дальность стрельбы 14700 м (79 каб.).

Десять орудий установили в довольно длинной передней палубной бронированной ба­тарее. Из них восемь расположили от фок-мач­ты до задней дымовой трубы и два остальных позади башни "Q", еще два в казематах палубы полубака над орудиями батареи к корме от пер­вых орудий нижней батареи.

Расположение противоминной артиллерии "Тайгера" позволяло сконцентрировать ее огонь, в основном, вперед, вместо равномерной кон­центрации вперед и назад, как это было со 102-мм орудиями "Лайона". Палуба полубака про­ходила достаточно далеко за башню "Q", обес­печивая удобное размещение противоминной ар­тиллерии в средней части корабля, значительно дальше, чем на одновременно построенном лин­коре "Айрон Дьюк".

Состав и расположение противоминной артиллерии "Тайгера" оказались очень схожи с расположением противоминной артиллерии на линейных кораблях типа "Айрон Дьюк". На "Тайгере" приборы управления стрельбой артил­лерии среднего калибра центральной наводки установили в 1917 г.

Первоначально общий боекомплект со­ставлял 2400 снарядов и зарядов или по 200 на орудие (50 полубронебойных и 150 фугасных). Позднее комплектацию уменьшили до 120 на ствол (30 полубронебойных, 72 фугасных и 18 фугасных с ночным трассером). Как и на боль­шинстве британских линейных крейсерах со 152-мм орудиями, подача боезапаса к орудиям ока­залась неудачной.

Носовые погреба снарядов и зарядов 152-мм орудий расположили позади погребов бое­запаса башен "А" и "В". В то же время кормо­вые погреба 152-мм орудий расположили левее погребов башни "Q". Кормовой погреб 152-мм снарядов располагался над зарядным погребом. Два вертикальных подъемника обеспечивали подъем боеприпасов противоминной артилле­рии в коридоры подачи боезапаса, откуда ин­дивидуальные элеваторы и подвесные беседки подавали их снизу к орудиям. В бою у Доггер-банки "Тайгер" начал бой с двадцатью снаря­дами на орудие в подаче и еще двадцатью у каждого орудия в кранцах.

На крупных немецких кораблях имелись объединенные погреба снарядов и зарядов 152-мм орудий, каждый из которых имел индивиду­альный подъемник и обслуживал одно или, реже, два орудия, поэтому коридоров подачи боезапаса там не имелось. Это объяснялось тем, что приходилось обеспечивать высокий темп ар­тиллерийской стрельбы, и только таким обра­зом его можно было выдержать.

В отличие от предшествующих линейных крейсеров "Тайгер" вошел в строй с двумя 76-мм зенитными пушками образца Mk.I, и они на­ходились на нем до 1923 г., когда их заменили четырьмя 102-мм зенитными орудиями образца QF.Mk.V с длиной ствола 50 калибров (5100 мм). В ноябре 1924 г. число этих орудий умень­шили до двух. В январе 1925 г. "Тайгер" снова перевооружили четырьмя 76-мм зенитными пуш­ками образца Mk.I, а в марте-сентябре 1928 г. добавили два 40-мм многоствольных зенитных автомата образца Mk.I. Первоначально боеком­плект зенитных орудий состоял из 270 фугасных и 30 шрапнельных выстрелов на орудие, но во время войны его уменьшили до 120 фугасных и 30 зажигательных.

Кроме того, на вооружении крейсера на­ходились одна 76-мм десантная пушка, десять орудий Левиса и пять пулеметов системы Мак­сим. Число 47-мм салютных пушек Готчкисса в марте 1915 г. уменьшили с четырех до двух, а в мае 1919 г. снова увеличили до четырех. Их бо­екомплект составлял 64 снаряда на ствол.

В этот период по примеру немцев англи­чане стали придавать повышенное значение тор­педному вооружению, которое увеличили до че­тырех 533-мм бортовых подводных торпедных аппаратов. Они располагались побортно впере­ди барбета башни "А" и позади барбета башни "Y" с общим боекомплектом в 20 торпед. "Тай­гер" успешно стрелял ими на скорости 29 узлов, что было на 2 узла больше, чем "рекорд", установленный "Принсес Роял" и "Куин Мери".

В конце первой мировой войны "Тайгер" имел на вооружении колесный самолет типа "Сопвич Кемел", взлетающий с платформы на башне "Q". Хотя на башне "Q" "Тайгера" появи­лась платформа для запуска самолетов, в тече­ние своей службы он оставался неизменным, за исключением того, что в 1918 г. стеньгу пере­несли с фок-мачты на грузовую полумачту (дер­рик-кран) между средней и задней дымовыми трубами.

Максимальная толщина бронирования ос­тавалась точно такой же, как на "Лайоне", но распределенная на большей площади. Особен­ностью являлось распространение бортовой брони в середине корабля до палубы полубака и бронирование мест расположения батареи противоминной артиллерии. Кроме того, име­лось чередование толщины палубной брони в отличие от остальных крейсеров третьего по­коления.

Основные изменения включали: брониро­вание бортов почти от носа до кормы; 229-мм главный броневой пояс уходил ниже ватерлинии при нормальном водоизмещении на 0,69 м вме­сто 0,91 м у "Лайона", но при этом добавили 76-мм броневую полосу шириной 1,15 м ниже бро­невого пояса между наружными сторонами бар­бетов башен "А" и "Y" (это увеличивало глуби­ну погружения бронированного пояса до 1,84 м); добавили бронирование батареи 152-мм орудий по борту в середине корабля между палубой по­лубака и верхней палубой от внешней стороны барбета башни "А" до задней стороны барбета башни "Y", которое заканчивалось 127-мм по­перечной переборкой в носовой части корабля и 102-мм в корме; усилили бронирование верх­ней палубы в пределах площади батареи; глав­ная палуба в носовой части корабля имела тол­щину 25,4 мм при увеличении толщины брони­рования главной палубы за барбетом башни "Y"; толщину нижней палубы вне передней по­перечной переборки увеличили с 64 мм до 76 мм; задний край бронированной палубы оканчивал­ся, не доходя до кормы 7,63 м.

Главный броневой пояс "Тайгера" общей длиной 197,8 м (92,9% длины корабля по ватер­линии) простирался в нос и корму корабля дальше, чем на "Лайоне". Толщиной 229 мм и длиной 98 м он располагался от района пере­дней боевой рубки до внутренней стороны бар­бета башни "Y" и заднего конца помещения конденсаторов. Его верхняя кромка проходи­ла на уровне главной палубы, а нижняя уходи­ла в воду на 0,69 м ниже ватерлинии при нор­мальном водоизмещении и на 1,07 м при осад­ке в полном грузу. Он продолжался в носовую часть на той же высоте, что и в середине ко­рабля, сначала толщиной 127, затем 102 мм, не доходя 9,2 м до форштевня. При этом 127-мм броневой пояс на длине 25,6 м заходил за бар­бет башни "А", а 102-мм на длине 36,7 м шел дальше. Толщиной 127-102 мм броневой пояс простирался к корме, не доходя 7,6 м до ахтерштевня, на той же высоте, что и в средней ча­сти. При этом 127-мм броневой пояс на длине 8,5 м заходил за барбет башни "Y", а 102-мм на длине 29 м шел дальше.

Проходящий между верхней и главной па­лубами 152-мм верхний броневой пояс имел ту же протяженность, что и расположенный ниже 127-229-мм главный броневой пояс. В носовой части он также имел толщину 127 мм, доходя до верхней палубы, и простирался от передне­го края барбета башни "А" до передней боевой рубки, а в кормовой части имел такую же тол­щину и высоту до заднего края барбета башни "Y". Вне этих площадей бортовое бронирова­ние имело толщину 102 мм с коротким проме­жутком до верхней палубы впереди барбета башни "А".

Батарея 152-мм орудий имела бронирова­ние в виде 152-мм верхнего броневого пояса, толщина которого уменьшалась до 127 мм в оконечностях батареи. Бронирование батареи начиналось на уровне верхней палубы и закан­чивалось на уровне палубы полубака на высоте 7,4 м выше проектной ватерлинии. Оно имело толщину 152 мм с продолжением бронирования толщиной 127 мм и угловыми 127-мм перебор­ками к барбету башни "А", оканчиваясь 102-мм поперечной прямой переборкой в кормовой око­нечности. Крыша батареи, образованная палу­бой полубака, имела толщину 25,4-38 мм. По­зади орудий вдоль всей длины батареи прохо­дили продольные 19-мм противоосколочные эк­раны. Между орудиями N2 и N3 и между ору­диями N4 и N5 установили 25,4-мм поперечные траверзы.

Два верхних каземата 152-мм орудий име­ли 152-мм наружную броню, 51-мм заднюю стен­ку, 25,4-мм крышу и настил пола. Толщина бро­нирования стенки прицельных колпаков управ­ления стрельбой, расположенных побортно меж­ду орудиями N2 и N3, составляла 152 мм.

Полоса 76-мм брони ниже главного бро­невого пояса явилась нововведением в королев­ском флоте. Это конструктивное решение еще раз повторили только в проекте последнего ли­нейного крейсера "Худ". Кроме указанных выше изменений, бронирование "Тайгера" было ана­логично бронированию "Куин Мери", но отли­чительной особенностью явился 152-мм верхний броневой пояс, расположенный над 229-мм глав­ным броневым поясом.

Тем самым компенсировался главный не­достаток первых поколений британских линей­ных крейсеров, у которых открытый борт под палубой полубака был очень уязвим, посколь­ку в отсутствие прочной палубы ниже оставлял незащищенными погреба боезапаса против по­паданий снарядов при стрельбе с большими уг­лами падения.

102-мм броневой пояс оканчивался попереч­ными бронированными переборками такой же толщины. Главные поперечные переборки соеди­няли передние оконечности 127-мм и 102-мм бор­товой брони и, тем самым, проходили ниже их до нижней палубы также толщиной 102 мм между верхней и главной палубами и 51 мм от главной палубы и ниже. В корме поперечные переборки соединяли задние оконечности 127-мм бортовой брони позади барбета башни "Y" между верхней и нижней (бронированной) палубами.

Кроме того, имелись дополнительные 51-102-мм переборки верхнего броневого пояса в носовой части корпуса и 102-мм в кормовой оконечности, а дополнительная 102-мм передняя поперечная переборка соединяла оконечности 102-мм бортового пояса между главной и ниж­ней палубами. В кормовой части аналогичная 102-мм поперечная переборка соединяла кормовые оконечности 102-мм броневого пояса.

Орудийные башни имели толщину лобо­вой плиты и боковых стенок 229 мм, задней стенки 203 мм. Толщина крыши составляла 63-82 мм (согласно Brayer [4] — 108 мм), усиленная после Ютландского боя до 88-108 мм, на­стила пола в задней части башни — 76 мм.

Стенки барбетов башен имели перемен­ную толщину. Толщина наружной и боковых стенок барбета башни "А" составляла 229 мм до верхней палубы и затем уменьшалась до 102 мм сразу под ней. Внутренняя сторона имела толщину 203 мм над палубой полубака, умень­шаясь до 76 мм за броневым поясом батареи. Барбет башен "В" имел толщину передней и задней стенок 203 мм, за исключением верхней части, где он над палубой полубака имел тол­щину 229 мм.

Барбеты башен "А" и "В" ниже главной палубы были комбинированными, то есть соеди­нялись между собой в одно целое с продольны­ми переборками. Барбеты башен "Q" и "Y" по расположению толщины стенок были аналогич­ны башне "Л". Барбет башни "Y" имел толщи­ну стенки 102-76 мм позади 127-мм бортовой брони. Барбет башни "Q" отличался тем, что имел 76-мм стенку позади бронирования бата­реи и 152-мм броневого пояса и 25,4 мм за 229-мм главным броневым поясом.

Бортовое бронирование "Тайгера" пред­ставляло собой более совершенную броневую за­щиту, чем на "Лайоне", но и здесь бортовая бро­ня имела толщину только 127 мм рядом с 76-мм стенками оснований четырех барбетов, а у барбета башни "В" было еще хуже — 127 мм, вме­сто 152-127 мм.

Передняя боевая рубка имела 254-мм бро­нирование передней и боковых стенок, 102-мм настила пола и 76-мм — крыши. На уровне по­лубака проходило подкрепление боевой рубки в виде 51-мм броневых плит, образуя крышу по­мещений, используемых для телефонного ком­мутатора и каюты шифровальщиков. Ведущая вниз из передней боевой рубки труба аварийно­го выхода имела переменную толщину стенки 102-76 мм и доходила до нижней палубы. Кол­пак поста управления стрельбой центральной наводки на крыше передней боевой рубки имел кругом толщину бронирования 76 мм.

Задняя боевая рубка торпедной стрельбы имела 152-мм переднюю и боковые стенки, на­стил пола и крыши такой же толщины, как у передней боевой рубки. Ведущая вниз из зад­ней боевой рубки труба аварийного выхода имела 102-мм стенку и доходила только до вер­хней палубы.

Проходящая над батареей 152-мм орудий палуба полубака имела толщину 38 мм в носо­вой оконечности и 25,4 мм в середине. Верхняя палуба толщиной 25,4 мм проходила от пере­дней главной поперечной переборки до барбе­та башни "А" и от заднего конца барбета баш­ни "Y" до кормовой оконечности, имела толщи­ну 38 мм над остальной частью броневого по­яса, за исключением того района, где 25,4-38 мм палуба полубака прикрывала противоминную батарею и продолжение 127-мм бортовой бро­ни над верхней палубой. Главная палуба толщиной 25,4 мм простиралась от передней по­перечной переборки до задней главной попе­речной переборки, между барбетом башни "Y", за задней главной поперечной переборкой и над концами броневого пояса.

Нижняя (бронированная) палуба имела толщину 25,4 мм в плоской части и на скосах, позади бортовой брони, заканчиваясь у 102-мм кормовой поперечной переборки, но увеличива­лась по толщине до 76 мм от передней попереч­ной переборки до носовой оконечности.

После Ютландского боя некоторые участ­ки верхней палубы и палубы полубака усилили броневыми плитами до толщины 51 мм и 64 мм около барбетов башен. Вес добавочной брони составил 179 т. Обстоятельства сложились так, что "Тайгер" уцелел в Ютландском бою, но он оказался таким же уязвимым от вражеского ар­тиллерийского огня, как и "Куин Мери".

Для защиты погребов боезапаса напротив них побортно установили продольные экраны, проходящие от второго дна до нижней палубы и имевшие толщину 64 мм напротив средних и кормовых погребов боезапаса, 64 мм и 38 мм напротив носовых погребов боезапаса, с соеди­нением переднего и заднего концов экранов с барбетами башен 25,4-мм траверзными пере­борками.

Энергетическая установка "Тайгера" отли­чалась от тех, что были на трех предыдущих крейсерах. Осуществив перестановку башни "Q" по сравнению с "Лайоном", отдел проектиро­вания сгруппировал котельные отделения (КО) в одну группу в средней части корабля, что оказалось более удачным, вместо размещения их от­дельно двумя группами с погребом боезапаса между ними.

В пяти КО длиной 10,7 м каждое, не раз­деленных по диаметральной плоскости на лево- и правобортные и расположенные от борта до борта линейно одной группой, установили 39 во­дотрубных котла Бабкока и Вилькокса с трубка­ми большого диаметра, обеспечивающие давле­ние пара 16,5 кгс/кв.см. В КО N1 располагалось семь котлов, а в каждом из остальных по восемь. Поверхность нагрева каждого котла составляла 15,8 кв.м, площадь колосниковой решетки 0,42 кв.м. Общая длина котельных отделений состав­ляла 53,5 м (24,9% полной длины корабля) по сравнению с 57,8 м (27,1%) на "Лайоне".

Главный конструктор проекта начальник отдела военного кораблестроения Теннисон Д'Эйнкоурт отмечал, что еще во время пост­ройки корабля имелась возможность устано­вить котлы с трубками малого диаметра и тур­бины с зубчатыми редукторами. Это привело бы к увеличению их паропроизводительности и уменьшило вес котельной установки, что могло повысить скорость до 32 уз. Но в то время инженерно-механический отдел оказал­ся не готов принять столь радикальное реше­ние, потому что котлы с трубками большого диаметра были более привычны и тоже до­вольно экономичны, хотя и обладали большим весом и объемом.

Турбины, главные конденсаторы и вспомо­гательные механизмы расположили в двух ма­шинных отделениях (МО), разделенных продольной переборкой по диаметральной плоско­сти. В левой и правой половине переднего МО длиной 19,5 м размещалось по одному комплек­ту активных паровых турбин Броун-Кертиса, впервые установленных на крупных британских военных кораблях и вращавших четыре вала с трехлопастными винтами.

Согласно Campbell [2], турбины высокого давления в переднем МО вращали наружные валы, турбины низкого давления вращали внут­ренние валы. Согласно Burt [3], турбины высо­кого давления и турбины низкого давления в пе­реднем МО вращали внутренние валы, а актив­ные части турбин вращали наружные валы.

В левой и правой половине заднего МО длиной 14 м размещались главные конденсато­ры и вспомогательные механизмы. Общая дли­на машинных отделений составляла 33,5 м (15,6% полной длины корабля) по сравнению 34,1 м (16%) на "Лайоне".

Первоначально проектная мощность на валах составляла 85000 л.с. или 2,59 л.с./т пол­ного водоизмещения, против 70000 л.с. и 2,27 л.с./т у "Лайона" (увеличение на 17,6%), что должно было обеспечивать кораблю гаранти­рованную скорость 28 уз. при частоте враще­ния гребных валов в среднем 275 об/мин. По окончании постройки максимальная форсиро­ванная мощность на валах составила 108000 л.с. (увеличение на 27%), согласно Brayer [4] — 109000 л.с., что должно было обеспечивать скорость 29 уз.

Поиски путей повышения скорости приве­ли к увеличению номинальной проектной мощ­ности его энергетической установки до 85000 л.с. с форсированием турбин до 108000 л.с., чтобы повысить скорость корабля с 28 до 30 уз.

Безответственность при выборе такой важной характеристики проекта, как величина мощности энергетической установки стала оче­видной уже во время испытаний в 1914 г. При увеличении мощности до 91103 л.с. (увеличение на 7,2%) "Тайгер" развил скорость 28,34 уз., но при форсированной мощности 104635 л.с. (уве­личение на 23,1%) его скорость возросла толь­ко до 29,07 уз.

Поскольку для получения мощности 59500 л.с. (70% от номинальной) в топках "Тайгера" сгорало 1245 т угля в сутки, требовалось значи­тельное увеличение вместимости ям только для того, чтобы его дальность плавания была срав­нима с кораблями типа "Лайон". Если Комитет по проектированию не удовлетворился такой энергетической установкой или если бы главный инженер-механик дал разрешение использовать котлы с тонкими трубками, это означало бы, что появился бы достаточный запас, чтобы дать этому прекрасному кораблю такую скорость как средство защиты, которую он заслуживал.

Объявленный минимальный запас топли­ва составлял 450 т угля и 450 т нефти, макси­мальный 3320 т угля и 3480 т нефти. Запас топ­лива при осадке по грузовую ватерлинию со­ставлял по 2800 т угля и 2100 т нефти.

Как это обычно делалось, данные о даль­ности плавания не объявлялись, но она состав­ляла: 2800 миль при скорости 25 уз.; 3270 миль при скорости 24,75 уз.; 4000 миль при скорости 22 уз.; 4900 миль при скорости 18 уз. и 5200 миль при скорости 12 уз. Хотя запасы топлива были сравнительно большие, это не очень увеличива­ло дальность плавания, поскольку его суточный расход составлял большую величину.

Расчетная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 1,37 м (для "Лайона" 1,48 м) и 1,92 м при полном во­доизмещении с максимальным запасом топлива. Эти цифры допускали увеличение на 0,21 м с учетом свободной поверхности воды в успоко­ительных цистернах, которые были предусмот­рены в проекте, но так и не установлены. Вмес­то них установили более высокие скуловые кили. В то же время вычисленная в мае 1918 г. при водоизмещении 32800 т метацентрическая высота составляла 1,57 м.

"Тайгер" оказался последним британским линейным крейсером с двумя расположенными рядом балансирными рулями и рулевым приво­дом системы Дениса. Корабль имел три 6,35-тон­ных якоря адмиралтейского типа без штока (два носовых и один запасной) и один кормовой 2,13-тонный без штока.

В состав корабельных спасательных средств входили два паровых полубаркаса дли­ной 15,2 м, один парусный полубаркас длиной 11 м, один паровой баркас длиной 12,8 м, спа­сательные катера: два длиной 10,4 м, два дли­ной 9,7 м, один длиной 9,14 м, три вельбота дли­ной 8,23 м, один динги длиной 4,9 м и один бальсовый плот длиной 4 м. Крейсер при пост­ройке укомплектовали шестнадцатью сдвоенны­ми осветительными прожекторами с диаметром зеркала 610-мм: четыре на среднем мостике, че­тыре на нижнем, четыре на платформе грузовой полумачты (деррик-крана) и четыре на плат­форме за задней дымовой трубой.

В период войны добавили около 400 т бро­ни, из них 179 т уложили на палубу и 77 т на крыши башен.

 

Весовая нагрузка линейных крейсеров Англии*

 

"Лайон", т/%

"Куин Мери", т/%

"Тайгер", т/%

Корпус и судовые системы

Бронирование

Энергетическая установка

Вооружение с башнями

Топливо (уголь)

Команда и провизия

Запас водоизмещения

Суммарное водоизмещение

9660 (36,5%)

6400 (24,2%)

5290 (20,0%)

3220 (12,1%)

1000 (3,8%)

805 (3,0%)

100 (0,4%)

26475 (100%)

9760 (36,1%)

6995 (24,5%)

5460 (20,1%)

3380 (12,5%)

1000 (3,5%)

805  (3,0%)

100 (0,4%)

27100 (100%)

9770 (34,3%)

7390 (25,8%)

5900 (20,7%)

3600 (12.65%)

900 (3,15%)

840 (2,85%)

100 (0,35%)

28500 (100%)

* При проектном нормальном водоизмещении

 

"Тайгер" заложили, согласно журналу "Морской сборник" (1913 г. N 9 с. 176), 20 апре­ля 1913 г., согласно Burt [3], 20 июня 1912 г., на частной судостроительной верфи "Джон Браун и К°" в Клайдебэнке, там же изготовили его энергетическую установку. Корабль спустили на воду 15 декабря 1913 г. и закончили постройкой в октябре 1914 г. Стапельный период постройки корабля составлял чуть боль­ше 18 месяцев, дост­ройка на плаву заня­ла 10 месяцев. Всего постройка продол­жалась 28 месяцев. Испытания начались в августе 1914 г.

Стоимость по­стройки "Тайгера" составляла 2 100000 фунтов стерлингов (21 000000 рублей золотом) или 73,7 фунтов стерлингов за тонну нормаль­ного водоизмещения. Согласно Brayer [4], она достигала 2 600000 фунтов стерлингов или 91,2 фунтов стерлингов за тонну нормального водо­измещения.

Экипаж, согласно проекту насчитывал 1109 человек, в сентябре 1914 г. 1112, в мае 1915 г. 1344, в апреле 1919 г. 1459. Согласно Brayer [4], экипаж насчитывал от 1121 до 1185 человек.

В период первой мировой войны кораблем командовал кэптен Генри Пелли.

12 сентября 1914 г. провели кренование крейсера для определения метацентрической вы­соты при трех режимах загрузки. Сначала про­вели измерение при водоизмещении 28500 т с объявленным минимальным запасом топлива, который составлял 450 т угля и 450 т нефти. При средней осадке 8,67 м метацентрическая высота составляла 1,59 м. Расчетная остойчивость при нормальном водоизмещении была максималь­ной при 43° крена и нулевой при 74°. Затем провели измерения при полном водоизмещении 31486 т. Запас топлива при осадке по грузовую ватерлинию составлял по 2450 т угля и нефти.

При средней осадке 9,89 м метацентричес­кая высота составляла 1,86 м. Расчетная остой­чивость при нормальном водоизмещении была максимальной при 43° крена и нулевой при 80°. И, наконец, провели измерения при водоизмеще­нии 32649 т с максимальным запасом топлива, который составлял 3320 т угля и 3480 т нефти. При средней осадке 10,37 м метацентрическая вы­сота составляла 2,04 м. Расчетная остойчивость при нормальном водоизмещении была макси­мальной при 44° крена и нулевой при 86°.

3 октября 1914 г. "Тайгер" ввели в состав 1-й эскадры линейных крейсеров королевского флота, которая с 6 ноября 1914 г. вошла в со­став Гранд-Флита и оставалась в его составе до апреля 1919 г. Крейсер окончательно закончи­ли постройкой только в конце октября 1914 г.

Из-за начавшейся первой мировой войны "Тайгер" поспешно ввели в строй, и он не прошел всей положенной программы испытании. Через 9 дней после его введения в состав 1-й эс­кадры линейных крейсеров провели ходовые ис­пытания. 14 октября 1914 г. крейсер совершил пробег на мерной миле в Полперро, где была едва лишь достаточная глубина для проведения испытаний.

В первом пробеге "Тайгер" развил форси­рованную мощность турбин 91103 л.с. (увеличе­ние на 7,18%), что при частоте вращения греб­ных валов в среднем 267 об/мин, и водоизмеще­нии 28990 т обеспечило кораблю скорость 28,38 уз. В одном из следующих четырех пробегов при водоизмещении 28780 т и средней форсирован­ной мощности 104635 л.с. (увеличение на 23,1%) при частоте вращения гребных валов в среднем 278 об/мин, он развил скорость 29.07 уз. Эта ско­рость, несомненно, могла быть улучшена при не­котором усовершенствовании винтов.

В бою у Доггер-банки 24 января 1915 г. во­доизмещение "Тайгера" составляло, по меньшей мере, 31500 т, он смог развить форсированную мощность машин 96000 л.с. (увеличение на 12,9%) и при частоте вращения гребных валов в среднем 270 об/мин, достичь скорости 28 уз.

По внешнему виду со своими тремя круг­лыми дымовыми трубами, стоящими на одина­ковом расстоянии друг от друга, сильно насы­щенной треногой фок-мачтой с высоким мар­сом и грузовой полумачтой с кран-балкой вме­сто грот-мачты между средней и задней дымо­выми трубами, "Тайгер" выглядел совсем по-особому и имел довольно изящный профиль. Он являлся, по общему мнению, одним из наибо­лее красивых военных кораблей, когда-либо по­строенных в Великобритании.

Общественное мнение и моряки экипажа соглашались, что "Тайгер" был одним из кра­сивых кораблей.

Хотя архитектуру "Тайгера" часто тракту­ют как результат влияния проекта японского линейного крейсера "Конго", но по отчету Ад­миралтейства этого сказать нельзя. Конструк­тивные решения проекта "Тайгера" разработали еще до того, как закончили проектирование "Конго", и более вероятно, что главному кон­структору фирмы Виккерс при постройке "Кон­го" уже были известны конструктивные особен­ности новых британских линейных кораблей, поэтому он мог использовать их при разработ­ке проекта японского линейного крейсера.

Однако существует и другое мнение. По­скольку "Конго" строился в то же самое время, окончание постройки "Тайгера" задержали, что­бы в его проекте отразить интересные конструк­тивные особенности японского крейсера. Необ­ходимо отметить совпадающие черты обоих проектов: почти одинаковое расположение трех дымовых труб, схему расстановки башен "Q" и "Y", установку полноценной артиллерии средне­го калибра.

После боя у Доггер-банки и Ютландского боя "Тайгер" постоянно подвергался несправед­ливым нападкам за многие неудачные действия линейных крейсеров вице-адмирала Битти. 24 января 1915 г. в бою у Доггер-банки с начала боя "Тайгер" являлся вторым кораблем в бое­вой линии после флагманского "Лайона". Первоначально его целью был "Блюхер", затем "Зейдлиц" и "Дерфлингер", но только не "Мольтке", по которому он должен был стрелять.

В 9 ч. 35 м. вице-адми­рал Битти поднял сигнал взять под обстрел соответ­ствующие своему месту в строю корабли неприятель­ской колонны. При разделе­нии целей командир "Тайге­ра" кэптен Генри Пелли, считая слева направо, пред­положил, что концевой "Индомитейбл" стреляет по "Блюхеру", тогда как "Ин­домитейбл" находился за пределами дальности огня и не должен был идти в счет. Таким образом, "Тайгер" стрелял по "Зейдлицу", а не по "Мольтке", который ос­тавался необстрелянным. Такое положение повысило действенность стрельбы немцев, что подтвердилось впоследствии в Ютландском бою, когда британские ли­нейные крейсера допустили такую же ошибку в распре­делении целей. Вдобавок из-за дыма "Тайгер" скоро по­терял из виду "Зейдлиц" и, таким образом, по германскому флагманскому кораблю стрелял один "Лайон".

Когда поврежденный "Лайон" выкатился из строя, а следующие за ним мателоты прохо­дили мимо, лишь с большим трудом удалось просигналить приказ Битти о преследовании противника. Следующие по старшинству офице­ры эскадры контр-адмирал Арчибальд Мур на "Нью-Зиланде" и кэптен Генри Пелли на "Тайгере" либо неправильно поняли сигнал коман­дующего, либо побоялись взять на себя допол­нительную ответственность. Английские крейсе­ра, вместо того чтобы преследовать отходящие на юго-восток главные силы Хиппера, наброси­лись на агонизирующий "Блюхер".

В этом бою "Тайгер" выпустил по против­нику 355 343-мм снарядов (40,3% боекомплек­та). Эффективность действия его артиллерии оказалась весьма низкой, скорее всего потому, что он только недавно вошел в строй.

Точное количество его попаданий в "Блю­хер" неизвестно, но среди германских кораблей "Тайгер" считал его одной из двух своих основ­ных целей. Он также выпустил 268 снарядов калибра 152 мм или (11,2% боекомплекта), боль­шей частью по "Блюхеру" и частью по немец­ким эскадренным миноносцам, и две 533-мм тор­педы по "Блюхеру", одна из которых, как пола­гают, попала в цель, хотя это и мало вероятно.

В бою у Доггер-банки "Тайгер" получил шесть попаданий снарядами крупного калибра, согласно Brayer [4], два попадания вызвали тя­желые повреждения, потеряв одного офицера и 9 матросов убитыми и 11 человек ранеными.

Попадание первого снаряда произошло еще до того, как "Тайгер" обогнал поврежденный "Лайон". 305-мм снаряд с "Дерфлингера" разор­вался на 229-мм главном броневом поясе.

Попадание второго 280-мм снаряда с дис­танции 15900 м (86 каб.) пришлось в стык двух броневых плит крыши башни "Q". Снаряд рас­кололся, и большая его часть отскочила за борт, но осколки проникли в башню, повредив меха­низм горизонтальной наводки, в результате чего башня вышла из строя. Согласно Burt [3], толь­ко левое орудие башни "Q" вышло из строя.

Попадание третьего снаряда произошло в помещении коммутатора телефонной связи под передней боевой рубкой. Снаряд разорвался в 2,7 м от места попадания в помещении сигналь­ного поста. Значительно пострадали легкие конструкции, и прекратилась всякого вида связь между сигнальным постом и главной бо­евой рубкой.

Непосредственно перед взрывом в носовой боевой рубке и посту управления артиллерией главного калибра и носовых 152-мм орудий, (имевших настил пола толщиной 102 мм), были открыты двери во все помещения, за исключе­нием боевой рубки, отчего все находившиеся там получили ранения. Но этого не произошло в посту управления 152-мм артиллерией право­го борта, где двери были закрыты.

Попадание четвертого снаряда в 38-мм па­лубу полубака на миделе корабля привело к по­вреждению легких конструкций.

Попадание пятого снаряда в 229-мм глав­ный броневой пояс ниже ватерлинии вызвало только небольшие повреждения.

Шестой снаряд попал в бронированный борт в носовой оконечности корабля. Подроб­ности повреждений неизвестны.

В дополнение к этим попаданиям 210-мм снаряд с "Блюхера" пробил навылет заднюю ды­мовую трубу.

Все эти повреждения исправили к 10 фев­раля 1915 г. за 15 суток ремонта. В начале 1915 г. с фок-мачты крейсера сняли верхнюю стойку. Сразу же после боя у Доггер-банки на нем рас­ширили марс с командно-дальномерным постом центрального управления стрельбой. Установи­ли посты центрального управления стрельбой противоминной артиллерии. Нанесли камуфляж на корпусе (черные и светлые узкие полосы с ос­трыми углами по краям) и дымовых трубах (на всех трех узкие горизонтальные полосы). В кон­це 1915 г. камуфляж закрасили под общий за­щитный цвет.

В 1916 г. на крыше передней боевой руб­ки установили дальномер с базой 2,76 м. На зад­нюю стенку башни "Y" добавили дальномер с базой 4,76 м. Сняли прожектора с нижнего мо­стика. Одну пару прожекторов, расположенную раньше на платформе позади задней дымовой трубы, временно переставили на башню "Q".

В Ютландском бою "Тайгер" под коман­дой кэптена Генри Пелли шел четвертым в бое­вом строю, пока не взорвался "Куин Мери", пос­ле чего он стал третьим. Во время боя "Тайгер" выпустил 303 343-мм снаряда (34,4% боекомп­лекта), меньше чем в бою у Доггер-банки, и до­бился трех попаданий (0,99%): одно в "Мольтке" и два в "Фон-дер-Танн", все в первые 35 ми­нут боя. Кроме этих кораблей, он стрелял по "Зейдлицу", некоторое время по "Дерфлингеру", а также по легким крейсерам "Регенсбург", "Вис­баден" и, очевидно, "Ростоку".

В конце дневного боя его целями являлись германские дредноуты 1-й эскадры, устаревший линкор "Гессен" и легкий крейсер "Пиллау". "Тайгер" израсходовал 136 152-мм снарядов (5,5% боекомплекта) по "Висбадену" и германс­ким эскадренным миноносцам.

В свою очередь, согласно Burt [3], "Тайгер" получил 14 попаданий снарядами в левый борт — самое меньшее десятью снарядами крупного калибра и одно в правый (согласно Brayer [4] — 17 попаданий снарядами крупного и 4 сред­него калибра).

Левый борт полубака был сильно повреж­ден и пробит над ватерлинией, в результате чего значительно пострадали внутренние помещения. В барбет башни "А" попал 305-мм снаряд, про­бил его, но не проник внутрь башни. Левое ору­дие башни "Q" временно вышло из строя в ре­зультате попадания 280-мм снаряда, причем подъемники обоих орудий оказались поврежден­ными. 280-мм снаряд пробил броневой борт и палубу позади башни "Q", взорвался внутри корпуса корабля, причинил большие поврежде­ния и вызвал пожар, в результате чего пришлось затопить левый погреб 152-мм зарядов. Хотя башню "Q" и барбет башни "Y" пробили снаря­ды крупного калибра, однако взрыва боезапа­са не произошло.

В 15 ч. 50 м. 280-мм снаряд с "Мольтке" по­пал в 38-мм палубу полубака в 33 м от носовой оконечности. Снаряд отрикошетил и разорвал­ся в 6,5 м от места падения, нанеся различные повреждения легким конструкциям.

В 15 ч. 53 м. 280-мм снаряд с "Мольтке" пробил 152-мм броневой пояс немного ниже вер­хней палубы и разорвался в 7 м от места попа­дания и в 2,5 м позади подъемника 152-мм за­рядов. В результате в верхней части подъемни­ка загорелись два заряда противоминного ка­либра, но пламя не проникло в погреб.

Небольшие повреждения получили легкие конструкции надстройки, в то же время снаряд пробил 25,4-мм бронированную палубу и 19-мм переборку помещения главного паропровода. Другим осколком этого снаряда пробило ниж­нюю (бронированную) палубу. В результате вода затопила кормовой погреб 152-мм зарядов. По этой же причине произошло затопление за­рядного погреба башни "Q". Вода также проник­ла в снарядный погреб этой башни.

В 15 ч. 53 м., уже после одиннадцатого залпа, "Тайгер" получил прямое попадание, ко­торое временно вывело из строя башню "Y". 280-мм снаряд с "Мольтке", выпущенный с ди­станции 12300 м (66 каб.), ударил в 229-мм стенку барбета башни "Y" рядом со стыком ее с 76-мм броней и 25,4-мм верхней палубой. Был отбит кусок 229-мм брони размером 400x700 мм, и снаряд проник в башню через вращаю­щуюся систему на расстоянии одного метра ниже щита башни, но не взорвался, вероятно, из-за выпадения взрывателя. Через 7 минут башня снова начала стрелять из обоих орудий. Всего башня "Y" выпустила 75 снарядов. Она могла бы выпустить и больше, если бы через 2 ч. 17 м. после попадания не обнаружилось, что наводка орудий башни оказалась сбитой и на 19° отличается от истинной.

В 15 ч. 55 м. 280-мм снаряд с "Мольтке", выпущенный с дистанции 12300 м (66 каб.), уда­рил в переднюю броневую плиту башни "Q" у края среднего броневого колпака, и, не пробив брони, разорвался на 83-мм переднем скосе крыши. Крышу разрушило на площади 1x1,4 м. Взрывом сбило этот колпак, осколки снаряда разбили броневой колпак командира башни, дальномер и перископ, причинив много раз­рушений.

В самой башне троих убило и пятерых ра­нило. Подъемные клетки обоих орудий заклини­ло. Повредило оба зарядника, из которых пра­вый оставался неисправным весь бой. Правое орудие так и осталось неподвижным в среднем положении.

Левое орудие смогли ввести в действие после ремонта пальца рельса, приводившего в движение противопожарную дверь в погреб. Привод прибора управления оказался неповреж­ден, и левое орудие наводили с помощью прибора управления, но приходилось стрелять по зву­ку, вслушиваясь в стрельбу передних башен. Башня не была полностью выведена из строя и продолжала стрелять, хотя менее интенсивно. В бою башня "Q" выпустила только 32 снаряда по сравнению со 109 башни "В".

Между 16 ч. 08 м. и 16 ч. 17 м. "Тайгер" по­лучил два попадания, но не очень серьезные.

Далее приведены попадания все, кроме од­ного, с "Мольтке" в левый борт по порядку от носа к корме:

Первый снаряд разбил якорный шпиль в 35 м от носовой оконечности, прошел через 13-мм палубу полубака и разорвался в 2,5 м от ме­ста попадания, нанеся различные повреждения наружным конструкциям корпуса.

Попадание 280-мм снаряда с "Зейдлица" пришлось в 4,2 м позади места попадания пер­вого снаряда. Снаряд прошел через иллюмина­тор и разорвался в 5 м от места попадания внут­ри корабля, произведя значительные поврежде­ния легких конструкций.

Третий бронебойный снаряд пробил броневой пояс и разорвался на 203-мм стенке бар­бета башни "А", но в башню не проник. Плиту сдвинуло на 150 мм к нижнему краю. Перегру­зочное отделение башни "А" заволокло дымом и газом, но башня не вышла из строя.

Четвертый снаряд пробил 127-мм броне­вой пояс и разорвался в 1,2 м от места взрыва.

Пятый снаряд сделал лунку в месте паде­ния в 127-мм броневом поясе и отскочил.

Шестой снаряд, возможно, рикошетом, пробил навылет среднюю дымовую трубу.

Седьмой снаряд пробил броневой пояс правого борта, прикрывавший 10-мм палубу, и разорвался в 5 м от места падения. Крупный осколок пробил кронштейн, поддерживающий главную паропроводную трубу у носовой пе­реборки левого турбинного агрегата. Попади этот осколок непосредственно в трубу, энер­гетическая установка крейсера вышла бы из строя в самый критический момент боя и ко­рабль, без сомнения, уничтожили бы. Взрывом убило 12 человек и зажгло 152-мм кордитовые заряды, что заставило затопить погреб этих зарядов, расположенный в средней час­ти крейсера.

Восьмой снаряд попал в 152-мм броневой пояс, но не пробил его. Плита броневого пояса вдавилась в деревянную прокладку на 75 мм.

Девятый снаряд ударил в 229-мм главный броневой пояс, но также не пробил его. Бро­невая плита вдавилась в деревянную проклад­ку на 100 мм.

Десятый снаряд отрикошетил при ударе о 102-мм броневой пояс в кормовой оконечнос­ти. В результате затопило бортовые помещения над нижней (бронированной)палубой.

Один снаряд с "Зейдлица", вероятно, ри­кошетом, пробил насквозь заднюю дымовую трубу.

В броневые плиты "Тайгера" также попа­ло три 150-мм снаряда, два с левого борта и один с правого. Он был единственным кораб­лем, получившим столько попаданий.

В дополнение к этим повреждениям пра­вое орудие башни "А" вышло из строя после 27 выстрелов вследствии поломки клапана цилин­дра и управляющего плунжера переключающе­го клапана. Прислуга башни пыталась произве­сти ремонт орудия, но не успела закончить его до конца боя. Общие потери "Тайгера" в бою насчитывали 24 убитых и 46 раненых. Согласно Burt [3], 24 убитых и 37 раненых.

"Тайгер" отремонтировали в сухом доке N2 Розайта за 28 суток с 3 июня по 1 июля 1916 г. Это был первый отремонтированный после Ютландского боя линейный крейсер с артиллерией калибра 343 мм. 2 июля 1916 г. он стал флагманским кораблем 1-й эскадры линейных крейсеров, пока "Лайон" находился в ремонте.

После Ютландского боя на "Тайгере" про­извели усиление бронирования. 25,4-мм броне­вые плиты общим весом 179 т добавили на па­лубу над погребами боезапаса, из них 77 т на крыши башен, 24 т над машинным отделением, 15 т брони использовали для усиления попереч­ных траверз батареи 152-мм орудий.

В 1916-17 гг. на крейсере установили до­полнительную платформу для прожекторов вок­руг треногой фок-мачты над мостиком и возвы­шающиеся платформы справа и слева от задней дымовой трубы.

17 ноября 1917 г. "Тайгер" вместе с "Глориесом", "Корейджесом" и "Рипалсом" принял участие во втором бою в Гельголандской бухте.

В 1917-18 гг. на "Тайгере" с крыши пере­дней боевой рубки сняли дальномер с базой 2,76 м. На крышах башен "В" и "Y" нанесли шкалы пеленгов. На крыше задней боевой руб­ки торпедной стрельбы дальномер с базой 2,76 м заменили дальномером с базой 4,76 м.

Для улучшения условий наблюдения в ноч­ных условиях изменили расположение прожек­торов: одну пару прожекторов с диаметром зер­кала 610-мм заменили одиночным с диаметром зеркала 914 мм; перед и после задней дымовой трубы добавили специальные платформы с 914-мм прожекторами на каждом; установили побортно на нижнем мостике два 914-мм прожек­тора; два 914-мм прожектора установили сверху на площадке обеих колонн грузовой полумач­ты (деррик-крана). Сняли все парные прожекто­ра с диаметром зеркала 610 мм, за исключени­ем пары на среднем мостике.

Расширили пост управления стрельбой центральной наводки на площадке фор-марса и прожекторные площадки на грузовой полумач­те (деррик-кране). На башне "Q" оборудовали платформу для взлета колесного самолета. На корпусе корабля восстановили камуфляж из че­редующихся полос темного цвета, но уже по другой схеме, чем в 1915 г.

В 1918 г. на "Тайгере" убрали стеньгу с фок-мачты и перенесли ее на грузовую полумач­ту (деррик-кран) с кран-балкой, предваритель­но уменьшив ее по высоте. Тем самым грузо­вую полумачту переделали в грот-мачту. После этого его рангоут соответствовал по внешнему виду многим кораблям того времени, но это не изменило его оригинальный внешний вид.

Фор-марс с постом управления стрельбой центральной наводки расширили еще больше. На крыше передней боевой рубки установили дальномер с базой 4,76 м. На задней стороне платформ с прожекторами позади задней дымо­вой трубы установили секундомеры, показыва­ющие время полета снарядов до цели.

В июле 1918 г. на фор-марсе на посту уп­равления стрельбой добавили зенитный дально­мер с базой 2 м, прикрытый стальным кожухом и целиком поднятым над фор-марсом. Обору­довали пост управления торпедной стрельбой на дополнительной площадке фок-мачты, располо­женной ниже марса. Камуфляж закрасили.

Дальномеры размещались следующим об­разом: два с базой 7,63 м на задней стенке ба­шен "А" и "Q"; три с базой 4,76 м на башне "Y", крыше передней боевой рубки, крыше задней боевой рубки торпедной стрельбы; один с ба­зой 3,66 м на марсе фок-мачты для корректи­ровки при ведении стрельбы; два с базой 2,76 м на башне "В", на крыше передней боевой руб­ки; один зенитный с базой 2 м над компасной площадкой.

"Тайгер" оборудовали средствами радио­связи. К 1918 г. на корабле установили: в глав­ной радиорубке радиостанции типа "1-34" и типа "16", во второй радиорубке радиостан­цию типа "2", в третьей радиорубке радиостанцию типа "2", в третьей радиоруб­ке радиостанцию типа "9" ближнего действия, на посту центрального уп­равления стрель­бой радиостанцию типа "34".

С апреля 1919 г. по 1922 г. "Тай­гер" входил в со­став эскадры ли­нейных крейсеров Атлантического флота. Временно являлся флагманс­ким кораблём эс­кадры, поскольку

"Худ" еще достраивался. В 1919 г. на крейсере установили шесть прожекторов с диаметром зеркала 914 мм, дальномер с базой 7,63 м на задней стороне башни "А", секундомеры, пока­зывающие время полета снарядов до цели, над задней боевой рубкой управления торпедной стрельбой. Шкалы пеленгов на башнях закра­сили. На башне "Q" оборудовали платформу для взлета колесного самолета.

В 1920 г. грузовую полу мачту еще уве­личили по высоте и вместе с ней по высоте возросла стоящая на ней стеньга. Расположен­ные перед задней дымовой трубой платфор­мы с прожекторами демонтировали и вместо них установили две небольшие грузовые стре­лы. На крыше передней боевой рубке замени­ли дальномер с базой 4,76 м дальномером с базой 7,63 м. Платформу для взлета колесных самолетов перенесли с башни "Q" на башню "В" и увеличили.

В мае 1920 г. "Тайгер" послали в Балтийс­кое море для проведения боевых действий про­тив Советской России. 30 мая крейсер вышел из Портсмута и по пути посетил Швецию и Данию. Однако вскоре британскую эскадру отозвали с Балтики в воды Метрополии в связи с измене­нием политики Великобритании по отношению к Советской России. На обратном пути британ­ская эскадра посетила с визитом Осло. Осенью 1920 г. у Портланда "Тайгер" столкнулся с ли­нейным кораблём "Роял Соверен", причинив последнему значительные повреждения. В де­кабре "Тайгер" прошел ремонт в Девонпорте.

22 августа 1921 г. в Девонпорте "Тайгер" вывели в резерв. В марте 1922 г. крейсер про­шел ремонт в Розайте, во время которого с него сняли прожектора с платформ по сторонам зад­ней дымовой трубы.

В 1922-24 гг. на задней стороне башен "Q" и "Y" установили дальномер с базой 7,63 м вза­мен дальномера с базой 4,26 м. Со среднего мо­стика сняли парные прожектора с диаметром зеркала 610 мм. С верхней стеньги грот-мачты сняли сигнальную стойку, но рей оставили. Гру­зовую полумачту (деррик-кран) увеличили по высоте до уровня дымовых труб и переделали в грот-мачту, установив на ней стеньгу, снятую с фок-мачты. Марс на фок-мачте сохранили, а брам-стеньгу добавили.

В послевоенный период на "Тайгере" про­извели изменения в его зенитном вооружении. В январе 1924 г. демонтировали две 76-мм зе­нитные пушки, установленные по сторонам пе­редней боевой рубки, и взамен их установили четыре 102-мм зенитных орудия образца QF.Mk.V. В ноябре 1924 г. их число уменьшили до двух, а в январе 1925 г. их снова заменили четырьмя 76-мм зенитными пушками образца Mk.I. В марте 1929 г. 76-мм зенитные пушки опять заменили четырьмя 102-мм зенитными орудиями образца QF.Mk.V. В дополнение к ним с марта по сентябрь 1928 г. на корабле стояли два 40-мм зенитных автомата "пом-пом" образца Mk.II.

14 февраля 1924 г. в Розайте "Тайгер" сно­ва ввели в состав флота в качестве учебного артиллерийского корабля (порт приписки Портс­мут). С 1924 г. по 1929 г. он использовался в качестве учебного артиллерийского корабля. В 1925-26 гг. с крейсера сняли циферблаты секун­домеров, установленные над задней рубкой уп­равления торпедной стрельбой и показывающие время полета снарядов до цели. Заднюю пару 102-мм зенитных орудий переставили на над­стройку рядом с передней боевой рубкой.

В апреле-июне 1926 г. "Тайгер" проходил ремонт в Портсмуте. На время его ремонта в ка­честве учебного артиллерийского корабля его сменил линейный корабль "Айрон Дьюк". С июня 1929 г. "Тайгер" включили в состав эскад­ры линейных крейсеров Атлантического флота, где он заменил "Худ" на период ремонта пос­леднего. В 1929-31 гг. его вновь сменил "Худ". В 1929 г. 102-мм зенитные орудия с над­стройки рядом с передней боевой рубкой пере­ставили в первоначальное положение позади башни "Q". Слегка удлинили площадку с про­жекторами на грузовой полумачте, расположен­ную между передней и задней дымовыми труба­ми. После этого никаких изменений во внешнем виде корабля не производили.

После войны запас топлива мирного вре­мени составлял 300 т угля и 3300 т нефти. В 1927 г. корабль развивал скорость 25 узлов, сжигая в котлах только уголь, и 28,1 узла, сжигая нефть и уголь. Если бы отопление котлов полностью перевели на нефть, то крейсер смог достичь ско­рости 28,25 уз., но это все время откладывали и так никогда и не сделали.

28 апреля 1931 г. "Тайгер" вывели из со­става эскадры линейных крейсеров Атлантического флота и 15 мая перевели в резерв в Девон-порт. 26 июля находящийся в Розайте корабль внесли в список кораблей, подлежащих списа­нию согласно статей Вашингтонского договора по сокращению морских вооружений. 30 марта 1931 г. его вывели из состава флота, оставив в гавани Девонпорта. Согласно Burt [3], в февра­ле 1932 г. (согласно Brayer [4], 7 марта 1932 г.) "Тайгер" продали на слом компании по раздел­ке кораблей. 22 марта его разоружили в Розай­те и отбуксировали на верфь для разборки.