Корабли постройки периода Первой Мировой войны

 

На момент подписания перемирия, положившего конец Первой Мировой войне, Великобритания распо­лагала самым большим миноносным флотом в мире, насчитывавшим свыше 400 боевых единиц. Более по­ловины флотилий было укомплектовано кораблями новейшей постройки, возраст которых не превышал трех - четырех лет.

Количественное превосходство подкреплялось ка­чественным: строившиеся начиная с 1916 г. большие эсминцы типа "V/W" по праву считались лучшими в мире представителями своего класса. По сбалан­сированности основных элементов они заметно пре­восходили современников, приближаясь к типу "иде­ального эсминца". На десяток лет они превратились в предмет подражания. Их черты заметны в первых пос­левоенных кораблях японского, французского, ита­льянского и ряда других флотов. Но если за преде­лами Англии появление "V/W" послужило толч­ком в развитии кораблей данного класса, внутри страны с окончанием великой войны всякое строи­тельство эсминцев замерло. Лишь небольшое число кораблей типов "S" и "Модифицированный W", находив­шихся в высокой степени готовности на момент под­писания перемирия, вяло достраивались на казенных верфях, куда их перевели с целью, хотя бы частично загрузить эти предприятия работой.

Отмена достройки уже заложенных или заказанных кораблей дополнилась сдачей на слом в 1919-22 гг. большинства эсминцев довоенной и ранней военной постройки.

Одновременно с сокращением корабельного со­става была проведена реорганизация флотилий. Опыт войны показал, что один лидер не в состоянии выво­дить в атаку сразу 16-20 эсминцев, и уже с середины 1916 г. флотилии стали разделяться на две полуфло­тилии, каждая из которых имела свой лидер. К началу 20-х годов реорганизация минных сил завершилась. Оставшиеся в составе флота эсминцы были сведены во флотилии состоящие из двух дивизионов по четыре эсминца и одного лидера.

Резкое сокращение численности эсминцев от­части компенсировалось их молодостью: из двухсот сохранившихся кораблей подавляющее большин­ство было построено в конце войны, либо сразу после нее. Все они относились к двум большим группам "K/S" (или тип "стандартного 1000-тонного эсминца") и "V/W".

На протяжении первой половины двадцатых годов в Англии не было построено ни одного нового эсмин­ца, лишь закладка в рамках бюджета 1924/25 г. двух опытных кораблей этого класса положила начало обновлению флота. С 1930 г. флотилии начали попол­няться серийными эсминцами, с этого момента значе­ние и боевая ценность кораблей постройки Первой Мировой войны начало постепенно падать. Принятие Лондонской морской конференцией 1930 г. парагра­фа, ограничивающего суммарный тоннаж эсминцев бри­танского флота 150 тыс. тонн, заставило Англию сдать на слом большое число еще не очень старых предста­вителей группы "K/S" для высвобождения тоннажа под новые корабли. Подобная судьба была уготована и "V/W". но к счастью, когда в конце тридцатых го­дов подходила их очередь отправиться на переплавку, политика Адмиралтейства в отношении старых эсмин­цев коренным образом изменилась. Близость войны и отсутствие в составе флота достаточного числа эскорт­ных единиц заставило командование ВМФ обратить свой взор на стоящие на приколе корабли. Неспо­собные на равных бороться с современными зару­бежными представителями своего класса, они. в то же время подходили для переоборудования в эскор­тные суда. В 1938 г. это привело к появлению так называемого типа "WAIR". а в годы войны практи­чески все сохранившиеся к тому времени корабли групп "V/W" и "K/S" превратились в корабли ПЛО (программы "LRE" и "SRE").