Британские эсминцы в первый год войны

М. Морозов

 

К началу Второй Мировой вой­ны Великобритания обладала наибо­лее многочисленным в мире мино­носным флотом. Он состоял из 16 флотилий, в состав которых вхо­дило в общей сложности 192 эскад­ренных миноносца. Из названных 61 единица была спущена на воду в течение последних 5 лет, а возраст еще 50 кораблей не превышал деся­тилетний. Соответствовал ли мин­оносный флот предъявляемым к не­му требованиям?

Предвоенные оценки британ­ского Адмиралтейства отвечали на этот вопрос утвердительно как с ка­чественной, так и с количественной точек зрения. В случае начала но­вой мировой войны противниками Англии должны были стать держа­вы "оси", но с учетом флотов союз­ных стран Британия продолжала бы "править морями". И, действитель­но, объединенный англо-француз­ский флот был сильнее итальянско­го, англо-американский - японского, и лишь противостояние с Германией должно было решаться силами не­посредственно британского Флота метрополии. Рассуждая подобным образом, британские адмиралы счи­тали, что наличного потенциала да­же больше, чем достаточно.

Дислокация флотилий эсмин­цев полностью отвечало идее коали­ционной войны. Из девяти флоти­лий, укомплектованных кораблями возрастом моложе 8 лет (начиная с серии "D"), четыре входили в состав находившегося в отечественных во­дах Флота метрополии, четыре в со­став Средиземноморского, и одна находилась на Дальнем Востоке.

Кроме действий в составе мощ­ных надводных эскадр Адмиралтей­ство выделяло значительные силы эсминцев для защиты торговых ком­муникаций: как прибрежных (эту задачу должны были решать флоти­лии эсминцев, находящиеся в распо­ряжении военно-морских округов), так и океанских. Еще до войны бы­ло сформировано т.н. "Командова­ние Западных подходов", основны­ми задачами которого должны были стать встреча и сопровождение кон­воев в пределах 200-мильной зоны от берегов "туманного Альбиона".

О том, что перед войной Адмирал­тейство серьезно задумывалось над применением миноносного флота для защиты торгового судоходства, сви­детельствует хотя бы тот факт, что в марте 1939 г. состоялась закладка крупной серии эскортных миноносцев (типа "Хант"), а часть эсминцев типа "V/W" была поставлена на модерни­зацию по программе "WAIR". При их создании особое внимание было уде­лено противовоздушному вооруже­нию. В то же время подводная угроза после успеха, связанного с изобре­тением гидролокатора "Асдик", яв­но недооценивалась.

Как второй крупный недоста­ток класса эсминцев, оценивая его в качестве элемента корабельного состава флота Великобритании, не­обходимо отметить сравнительную малочисленность кораблей, нахо­дившихся в постройке на начало войны. Даже после открытия воен­ных действий не произошло массо­вых "мобилизационных" заказов на эсминцы (в сентябре - октябре 1939 г. заказано лишь 16 кораб­лей), что, в конечном итоге, не по­зволило на протяжении первого периода войны восполнить поне­сенные потери и вызвало своеоб­разный "кризис эсминцев" к сере­дине 1940 г. Положение оказалось настолько острым, что У. Черчилль был вынужден пойти на знамени­тый размен: 50 старых амери­канских эсминцев постройки 1917-1919 гг. на 99-летную пере­дачу во временное пользование США всех морских и воздушных баз в британских владениях Запад­ного полушария!

Тем не менее начало войны вовсе не предвещало тех суровых испытаний, которые обрушились на Англию уже в течение первого ее года. С первых часов военных дей­ствий рассеянные по всему миру флотилии британских эсминцев на­чали свою незаметную, но очень важную деятельность.

Весть о том, что Италия и Япо­ния не поддержали своего "старше­го брата" по "оси" была воспринята британским Адмиралтейством с удовлетворением. Данное обстоя­тельство дало возможность сосредо­точить намного более превосходя­щие силы против главного врага. В течение первых трех месяцев все флотилии Средиземноморского фло­та убыли с данного театра: 1-я и 4-я в Северное море, 2-я - в Атланти­ку, а 3-я — в состав командования Западных подходов. Прибывшая на Средиземное море с Дальнего Вос­тока 21-я флотилия не долго задер­жалась на новом месте. В начале декабря три ее корабля направи­лись в Скапа-Флоу в составе эскор­та линкора "Бархэм". 12 декабря на выходе из Ирландского моря произошла трагедия - эсминец "Дачесс" попал под форштевень ли­нейного корабля. Протараненный эскадренный миноносец перевер­нулся, взорвался и затонул со всем экипажем.

Первым же погибшим в войне эсминцем стал "Бланч". Этот ко­рабль 13 ноября пал жертвой мин­ной постановки, совершенной его германскими "коллегами" - эсмин­цами "Людеман", "Гальстер" и "Кюнне" - у устья Темзы. Спустя 8 дней за ним последовал "Джипси", погибший по той же причине. В до­полнение к этим успехам в ночь на 7 декабря вражеские эскадренные миноносцы торпедировали новей­ший эсминец "Джерси". Наконец, 19 января нового, 1940 г. на герман­ских минах погиб лидер 1-й флотилии "Грэнвил". Англичанам удалось несколько "выровнять счет" лишь в феврале, когда предположительно на минах, выставленных эсминцами-заградителями 20-й флотилии, погиб­ли германские "Маас" и "Шульц"'(Подробнее о гибели эсминцев "Л. Маас" и "М. Шульц" см. Германские эс­минцы в бою. Ч. /./ Антология войны на море". Вып. 2- М., 1995. С. 53-57. 20-я флотилии британских эсминцев образована в начале декабря 1939 г. из двух эскадренных миноносцев серии "Е" и четырех серии "Г, оснащен­ных для приема и постановки мин.).

В остальном служба эсминцев, находившихся в составе Флота мет­рополии, до апреля 1940 г. протека­ла достаточно спокойно. Кроме выходов в составе Флота метрополии на них возлагались обязанности сопро­вождения конвоев Метил - Берген (с начала ноября 1939 г.), а также блокадное патрулирование у побе­режья южной Норвегии. В ходе вы­полнения последней задачи за ука­занный период было перехвачено четыре германских судна общим тоннажем 12.957 брт, однако боль­шую известность получило задержа­ние в районе Эгерсунда в ночь на

17 февраля 1940 г. германского вспомогательного судна ВМФ "Альтмарк". Хотя судно и не было захвачено, т.к. находилось в нор­вежских территориальных водах, абордажная партия эсминца "Коссак" сняла с "Альтмарка" 303 бри­танских матроса, взятых немцами с потопленных судов в ходе рейда "карманного линкора" "Адмирал граф Шпее". Британские морские пехотинцы, действовавшие в соот­ветствии с устными инструкциями командира 4-й флотилии эсминцев кэптена Филипа Вайена, убили в хо­де перестрелки восьмерых немецких моряков. Факт грубого нарушения англичанами нейтралитета Норве­гии дал Гитлеру формальный повод для оккупации этой страны, чего, впрочем, вряд ли удалось бы избе­жать и при ином стечении обстоя­тельств. Другим немаловажным ус­пехом эсминцев в этих водах стало потопление четырех вражеских суб­марин ("U35", "U 53", "U63", "U 44") при защите следовавших в Норвегию конвоев. Сами же англи­чане потеряли от действий лодок противника только два корабля ("Эксмут" 21 января и "Дэринг" 18 февраля).

Куда более ожесточенная борь­ба с подводными лодками развернулась тем временем на просторах Ат­лантики. С начала боевых действий Адмиралтейство развернуло в районе западнее Ирландии две противоло­дочные группы во главе с авианос­цами "Арк Ройал" и "Корейджес". В то время британский флот еще не был готов к подобным действиям ни в тактическом, ни в техническом от­ношении. 14 сентября подлодке "U 39" удалось внезапно выйти в атаку на "Арк Ройал", и лишь техническое несовершенство некон­тактных взрывателей германских торпед - торпеды взорвались на безопасном расстоянии — спасло этот, ставший впоследствии знаме­нитым корабль, от гибели. Эсминцы сопровождения "Фолкнор", "Фоксхаунд" и "Файрдрейк" успешно контратаковали и потопили лодку. Она стала первой из 781 герман­ской субмарины, потопленной в хо­де Второй Мировой войны. "Месть" немцев последовала уже через три дня - "U 29" потопила "Корейд­жес", после чего действия авианос­ных противолодочных групп в Ат­лантике были свернуты. Группы же, куда входили только эсминцы, обес­печенные действиями самолетов Бе­регового командования, добились неплохих успехов. В течение сен­тября и октября они потопили еще три лодки ("U 27", "U 42", "U 45"}, причем особо отличились корабли 3-й флотилии. Эти успехи застави­ли немецкое командование вывести свои субмарины за пределы досяга­емости базовой авиации. Несмотря на это, эсминцам в январе и февра­ле 1940 г. удалось потопить еще две лодки ("U 55" и "U 41"), не понеся потерь со своей стороны.

Однако британские эскадрен­ные миноносцы выполняли боевые задачи и за пределами Северной Атлантики. С начала октября 1939 г. 3-й дивизион 2-й флотилии ("Харда", "Хостайл", "Хейсти" и "Хируорд") в составе охранения авианосца "Арк Ройал" принимали участие в охоте за "карманным лин­кором" "Адмирал граф Шпее". Хо­тя группа "Арк Ройала" и не успе­ла принять участие в уничтожении рейдера (спустя 4 дня после боя 13 декабря 1939 г. с британски­ми крейсерами у устья Ла-Платы "Шпее" был взорван своей коман­дой), наведенные палубными само­летами эсминцы перехватили два германских судна, в т.ч. 35.581-тон­ный лайнер "Колумбус". Тем време­нем другой дивизион флотилии со­вместно с канадскими эсминцами прочесывал в поисках судов против­ника воды Америки и Вест-Индии. В конце января 1940 г. флотилия объединилась в Плимуте и в следу­ющем месяце участвовала в охоте на германские суда у побережья Испании. Выполнив задачу, 2-я флотилия влилась в состав Флота метрополии, чтобы уже спу­стя месяц покрыть себя неувядаемой славой в Норвежской операции.

Норвежская операция стала первым серьезным испытанием для британских эсминцев. Несмотря на то, что 5 из 7 потерянных в ходе нее кораблей погибли в боях с над­водными силами противника, выяс­нилось, что вражеская авиация представляет из себя гораздо боль­шую угрозу, чем было принято счи­тать до этого. Германские пикирую­щие бомбардировщики, ограниченно применявшиеся в ходе боев в Нор­вегии, нанесли огромные потери британскому флота в ходе эвакуа­ции из Дюнкерка и других портов Голландии, Бельгии и Франции. От­сутствие малокалиберной скоро­стрельной зенитной артиллерии де­лало британские эсминцы почти безоружными в борьбе с новым грозным противником. Из 10 поте­рянных в ходе Французской кампа­нии эсминцев 7 погибли в результа­те воздушных атак.

Конец мая - начало июня ста­ло временем "первого звонка", сви­детельствовавшего о начале острого кризиса британского минного фло­та. Дело в том, что несмотря на серьезное ослабление миноносных флотилий после боев у берегов Нор­вегии и Франции, Адмиралтейство было вынуждено в конце мая отпра­вить еще 16 эскадренных минонос­цев (2-ю и сводную 14-ю флотилии) для усиления Средиземноморского флота в ожидании начала боевых действий против Италии. Предчув­ствия не обманули британских ад­миралов - 10 июня Италия вступи­ла в войну, но каково же было их потрясение, когда уже спустя 12 дней Франция заключила пере­мирие с державами "оси". В числе прочих проблем она оставила свое­му бывшему союзнику и проблему противостояния итальянскому фло­ту, располагавшему в то время 61 эсминцем и 69 миноносцами!

"Выход из игры" французского флота обусловил создание мощного британского оперативного соедине­ния в Гибралтаре (силы "Н"). В его состав вошла одна из лучших фло­тилий Флота метрополии - 8-я - и это в то время, когда грозовые тучи сгустились над самой Англией.

Уже в июле 1940 г. начались массированные воздушные атаки на города и порты южной Англии, а также на прибрежное судоходство в Ла-Манше и Па-де-Кале. Потопле­ние в течение этого месяца еще 4 эсминцев (" Брейзен", " Код ринг-то н", "Дилайт", "Рен") привело к отводу миноносных сил из проли­вов, несмотря даже на ежечасную угрозу вторжения. Ожидание вра­жеской высадки сковало оставшие­ся флотилии в Харидже и Ширнессе, в то время, как их отсутствие серьезно сказывалось на действиях Флота метрополии и охранении атлантических конвоев. Наконец, появление в сентябре флотилии германских эсминцев в Бресте за­ставило Адмиралтейство перебро­сить одну из наиболее сильных ми­ноносных флотилий — 5-ю - в порты западной части Ла-Манша. В даль­нейшем до конца года, несмотря на целый ряд стычек с эскадренны­ми миноносцами противника, ус­пех 5-й флотилии не сопутство­вал. Она не только не смогла предотвратить минные постановки у своих берегов и атаки на конвои, но и потеряла тяжело поврежден­ным эсминец "Джевлин". 29 нояб­ря в ночной стычке он получил два торпедных попадания с эскадрен­ного миноносца "Лоди", в резуль­тате которых потерял носовую и кормовую оконечности.

Больших успехов добились британские эсминцы в норвеж­ских водах. В ночь на 14 октября 4-й флотилии в составе "Коссака", " Ашанти", "Маори" и "Сикха" удалось перехватить в районе Эгерсунда немецкий конвой. В скоротеч­ном бою эсминцы потопили артил­лерийским огнем вспомогательное судно "Нетце", а находившийся под брейд-вымпелом кэптена Вайена "Коссак" торпедировал сетевой заградитель "Генуя".

Кроме кораблей и авиации про­тивника потери во второй половине 1940 г. причиняли также мины (по­гибли "Эск", "Айвенго", "Вене­ция", "Эйкерон", тяжело повреж­ден "Экспресс") и столкновения ("Имоджен" и " Map гари" — так на­зывался переданный канадскому флоту "Дайана"). В октябре во вре­мя сезона штормов погиб эсминец "Стэрди", а "Фейм" и "Ашанти" получили тяжелые повреждения.

Немало забот принесла англи­чанам возобновившаяся с новой си­лой битва за Атлантику. Герман­ский подводный флот нашел пути преодоления "торпедного кризиса", сумел усовершенствовать свое ору­жие и тактику. Эффективному при­менению "Асдика" немцы противо­поставили практику ночных атак из надводного положения, а поскольку большинство британских эскортных кораблей, в т.ч. и эсминцы, не име­ло радиолокации, то успехи "волчь­их стай" стали стремительно расти. Базируясь на порты французского побережья, гитлеровские субмари­ны существенно увеличили район своей деятельности. Дефицит море­ходных эскортных кораблей выну­дил англичан использовать значи­тельно больше эсминцев в борьбе на коммуникациях. Успехи в борьбе с подводными лодками были гораздо скромней по сравнению с предыду­щим периодом. 30 октября 1940 г. эс­минцы "Харвестер" и "Хайлендер" потопили у побережья Ирландии "U 32", а спустя 3 дня недалеко от этого района "Энтилоуп" отправил на дно "U 31". Потери также имели место - еще 5 июля вражеская тор­педа потопила "Уэрлуинд".

Единственной операцией в во­дах Центральной Атлантики во вто­рой половине 1940 г. стало для эс­минцев участие 23-25 сентября в операции "Мэнес" - неудачной по­пытке англичан и деголевцев овла­деть сенегальским портом Дакар.( В операции принимали участие 10 эсминцев из состава 12-й (Флот метрополии) и 8-й ("Силы "Н") флотилии.) Французский губернатор даже не захотел принять посланцев, а вме­сто ответа выслал в море подводные лодки. Руководивший операцией ви­це-адмирал Джон Каннингхэм (не надо путать с командующим Сре­диземноморским флотом адмира­лом Эндрю Каннингхэмом!) выслал им навстречу эсминцы. Именно по ним в 10:51 23 сентября французы произвели первые выстрелы. В ходе дальнейшей перестрелки эсминец "Форсайт" и лидер "Инглфилд" получили попадания снарядов, вы­пущенных береговыми батареями. Тем не менее полученные по­вреждения не помешали обоим кораблям потопить французскую субмарину "Перси", пытавшуюся в надводном положении выйти в атаку на крейсер "Дрэгон".

С рассветом следующих суток бой возобновился. Пока крупные корабли вели обстрел порта и бере­говых батарей эсминцы продолжали бдительно следить за подводным противником. Вскоре после начала перестрелки эсминец "Форчэн" об­наружил и успешно атаковал под­лодку "Ажакс". Субмарина зато­нула. Лишь на следующий день французским подводникам все же удалось перехитрить бдительность охранения и торпедировать линкор "Резолюшн". Вкупе с другими не­удачами это привело к прекраще­нию операции.

В целом, подводя итоги дея­тельности британских эсминцев в течение первого года войны, необ­ходимо отметить, что, несмотря на все объективные и субъективные трудности этого периода, они про­ходили достаточно успешно. Не­смотря на значительные потери, кораблям именно этого класса принадлежит заслуга отражения первой фазы вражеского подвод­ного наступления в Атлантике, уничтожение значительной части легких сил германского флота в Норвегии и эвакуация многих де­сятков тысяч британских солдат из Дюнкерка. Проведенные на ко­раблях модернизации и накоплен­ный боевой опыт стали ценным подспорьем для дальнейшего со­вершенствования конструкций ко­раблей этого класса и улучшения методов их тактического исполь­зования. Все это позволило с чес­тью вынести тяжелые испытания 1941-1942 гг., а в дальнейшем внести заметный вклад в победу союзных флотов на морских и оке­анских просторах.