А. Дашьян. Модернизации эскадренных миноносцев постройки 1917-1935 гг. в годы Второй Мировой войны

 

Длительное неприятие все возрастающего значе­ния авиации, столь характерные для большинства фло­тов мира между двумя войнами, привели к тому, что средства ПВО британских эсминцев на протяжение межвоенного периода не претерпели существенных из­менений и остались на уровне окончания Первой Миро­вой войны. Когда же опасность с воздуха была, нако­нец, осознана, оказалось, что строившиеся на протяже­нии двух десятилетий корабли имеют слишком незначи­тельный запас водоизмещения для установки более эф­фективного и, естественно, более тяжелого зенитного вооружения. Выходом в сложившейся ситуации стано­вился демонтаж части штатного вооружения.

Дополнительная нагрузка отнюдь не ограничива­лась средствами ПВО - у эсминца имелся еще один, по­жалуй, даже более серьезный враг - подводная лодка. И хотя большинство эскадренных миноносцев оснаща­лось противолодочным оружием, обеспечивающем "5-бомбовый залп" (при этом 3 ГБ сбрасывались с кор­мового бомбосбрасывателя и 2 ГБ выстреливались бор­товыми бомбометами), развернувшаяся "Битва за Атлантику" выявила недостаточность средств ПЛО. По­степенное вытеснение штатного оружия противолодоч­ным и зенитным продолжалось на кораблях постройки 20—30-х годов на протяжении всей войны, и к ее окон­чанию на многих эсминцах оставалось лишь по два ору­дия ГК, один ТА, а все освободившееся пространство на палубе и надстройках занимали многочисленные зенит­ные автоматы, бомбометы и запас глубинных бомб. Рас­смотрим подробнее каждое из указанных направлений модернизаций.

 

Усиление зенитного вооружения

 

Как уже упоминалось, все ранние английские эс­минцы отличала слабость средств ПВО. И, если стояв­шие на кораблях первых серий 40-мм автоматы "пом-пом" и пулеметы винтовочного калибра могли бороться с тихоходными бипланами Первой Мировой войны, то появившиеся к середине тридцатых годов цельнометаллические скоростные бомбардировщики предъявили ка­чественно новые требования к зенитному вооружению. Начиная с типа "D" на вооружение английских эсмин­цев вместо упомянутых артсистем поступил счетверен­ный 12,7-мм пулемет фирмы "Виккерс". Работы по его проектированию начались еще в начале двадцатых го­дов, но по ряду причин довести эту установку до рабо­тоспособного состояния удалось лишь десятилетие спу­стя, и к моменту принятия на вооружение "виккерс" ус­пел морально устареть.

Уже первые месяцы войны обнажили перед англи­чанами всю остроту проблемы. После того, как в конце 1939 г. корабли Флота метрополии несколько раз попа­дали под бомбовые удары вражеской авиации с боль­ших высот, было сделано несколько поспешное заклю­чение о необходимости довооружения эсминцев именно артсистемами крупного, для зенитной артиллерии, ка­либра - 76-мм. Стрельба из орудий ГК по высотным це­лям оказалась малоэффективной из-за незначительного угла возвышения (30-40 градусов) - за тот незначи­тельный промежуток времени, пока самолеты находи­лись в зоне обстрела, расчет орудия успевал произве­сти не более двух-трех выстрелов. К тому же, отсутст­вие даже примитивной системы управления зенитным огнем сводило к нулю шанс нанести противнику какой бы то ни было урон. По-видимому, британское Адми­ралтейство считало, что действующие отдельно от глав­ных сил флотилии эскадренных миноносцев смогут от­ражать налеты высотных "бомбовозов" сосредоточенным огнем 3-дюймовок. Только расчетом на групповые дей­ствия можно объяснить установку орудия, способного вести исключительно заградительный огонь, а также ре­шение поставить его вместо одного из торпедных аппа­ратов (иного места на кораблях межвоенной постройки просто не было). Так начался процесс "замещения" штатного вооружения, продолжавшийся на протяжении всей войны.

Для установки на эсминцах использовали 76-мм пушки двух типов: 3-дюймовое/45 моделей Mk.I-III и 12-фнт/40 Mk.V в палубных установках HA.II-V. Обе артсистемы имели единые типы боеприпасов и близкие баллистические характеристики. Первая была незначи­тельно тяжелее и сообщала несколько большую началь­ную скорость 5,7-кг снаряду.

Выбор места для установки зенитной пушки ока­зался не совсем удачным - стоявшая непосредственно за орудием грот-мачта не позволяла вести огонь в сто­рону кормы. Для увеличения секторов обстрела 76-мм пушки на всех эсминцах и лидерах грот-мачта демонти­ровалась, растяжки антенны при этом переносились на прожекторную площадку (в модернизационных табли­цах данная модернизация обозначена шифром А21).

Несмотря на острую необходимость довооружения, приступить к началу модернизационных работ удалось только весной 1940 г., т.е. в то время, когда британский флот уже столкнулся с качественно новой тактикой воздушных атак противника в ходе Норвежской опера­ции и Французской кампании. Хотя 76-мм пушки могли оказывать разве что психическое воздействие на экипа­жи пикирующих и низких горизонтальных бомбарди­ровщиков, их установка, за не имением лучшего, про­должалась. Работы по перевооружению велись "удар­ными" темпами, и к концу лета 1940 года подобными артсистемами было оснащено более 100 кораблей, ли­шившихся при этом половины своего торпедного залпа (лишь часть старых лидеров сохранили оба торпедных аппарата, т.к. 76-мм пушка изначально входила в состав их вооружения).

Признанная неудачной, начиная с 1942 года эта артустановка начала исчезать из состава вооружения эс­минцев. Освободившееся место использовалось в зави­симости от принадлежности корабля: либо для размещения увеличенного запаса глубинных бомб (на эскор­тных эсминцах, шифр D21), либо на штатную позицию возвращался торпедный аппарат (на некоторых эсмин­цах из состава Средиземноморского флота, шифр (А21).

Большие потери в ходе операции "Динамо" и "Бег­ства из Франции" требовали принятия экстренных мер по усилению зенитного вооружения. В первую очередь это касалось автоматического пушек ближнего боя, ко­торые зарекомендовали себя наиболее эффективным средством борьбы с вражескими "юнкерсами". Для на­чала, необходимо было увеличить число огневых точек, ведь большинство эсминцев "V/W" первых серий име­ли всего по одному автомату. С этой целью площадку над вентиляционными дефлекторами машинного отделе­ния, на которой располагался единственный 40-мм "пом-пом", расширили до бортов корпуса, после чего на ней появилось место для второго автомата (шифр AR1).

Одновременно с увеличением числа стволов на ти­пах "V/W", похожие работы были проведены на ранних "межвоенных" кораблях (типы "W-модифицированный", "А" и "В"). Хотя на них стояло уже два 40-мм ав­томата, их расположение вызывало критику из-за огра­ниченных секторов обстрела! С целью исправить этот недостаток платформу расширили до бортов корпуса (как на "V/W"). Мешавшую этому шлюпку убрали. Вторую дымовую трубу, ограничивающую обстрел в секторе 150-175 градусов для "пом-пома" левого борта (соответственно 185-210 для правого), срезали по вы­соте примерно на два метра (за исключением кораблей типа "W модифицированный", у которых вторая труба изначально была короче первой. Впоследствии данное мероприятие распространилось на все корабли межво­енной постройки (шифр AQ2, для типа "W модифици­рованный" I шифр AR2).

Впервые средства ПВО начали вытеснять артилле­рию ГК на старых адмиралтейских и торникрофтовский лидерах типов "Скотт" и "Шекспир". Лишившись пе­ред войной своих неудачно расположенных "пом-помов", эти корабли оказались еще в большей степени беззащитны от пикирующих бомбардировщиков, чем ос­тальные эсминцы английского флота. Восстановить ав­томаты на своих прежних местах по краям кормовой надстройки не представлялось возможным, т.к. их зани­мали недавно установленные БМ, поэтому пришлось пожертвовать 120-мм орудием ГК "Q" между дымовыми трубами. Освободившаяся платформа была расширена до бортов корпуса, и на ней смонтированы два 40-мм автомата Mk.II "пом-пом" (шифр AQ1). Как и в случае с "межвоенными эсминцами", заднюю дымовую трубу пришлось срезать.

Возможность заметно усилить ПВО открылась с принятием на вооружение швейцарского 20-мм автома­та "эрликон" - весьма эффективного оружия ближнего боя. Он имел в три раза большую скорострельность, чем двухфунтовый "пом-пом", и снаряд, обладающий гораздо большим разрушительным действием по сравне­нии с 12,7-мм пулей четырехствольного "виккерса". К сожалению, лицензионное производство "эрликонов"" в Англии еще только разворачивалось, и они поступали на флот в очень ограниченном количестве, совершенно недостаточном для оснащения сразу всех нуждающихся кораблей. Поэтому первоначально эсминцы получали только по два "эрликона", которые ставились на крылья мостика на месте снятых малокалиберных пулеметов (шифр AMI). Лишь к середине. 1942 года количество автоматов, поступающих от промышленности достигло уровня, позволяющего начать замену устаревших артсистем (шифры AQ3 и AR3). После этого на большинстве эсминцев общее число "эрликонов" достигло четы­рех, а на нескольких кораблях - шести. Дополнитель­ная пара в этом случае располагалась по краям прожек­торной площадки (шифр AS1) или в передней части кормовой надстройки (шифр AZ1).

"Эрликон" был не единственной малокалиберной артсистемой, появившейся в годы войны на английских эсминцах. В 1942 году на вооружение поступил гораз­до более эффективный 40-мм "Бофорс", однако установ­ка этого орудия на относительно небольших кораблях типов "V"-"I" осложнялась из-за очень большой массы и габаритов. Для него уже не подходили легкие пло­щадки, на которых ранее размещались "эрликоны" с их ручным управлением - "бофорс" имел силовой привод и весил почти столько же, сколько орудие главного ка­либра. Без проведения серьезных работ по модерниза­ции, размещение на старых эсминцах столь тяжелой и сложной артсистемы было невозможно. К середине вой­ны большинство кораблей "V"—"I" служило в Атланти­ке, где их главным противником являлась не авиация, а подводные лодки, поэтому данными автоматами воору­жались лишь корабли серии "J" и более поздних типов.

 

Усиление противолодочного вооружения

 

Уже первые боевые столкновения с вражескими субмаринами в Атлантике выявили, что противолодоч­ное вооружение эсминцев совершенно не соответство­вало задачам ПЛО - на многих отсутствовал гидроло­катор, а запаса глубинных бомб хватало на проведение двух-трех залпов по три ГБ в каждом. Лишь последние корабли, в частности типов "D"—"I", могли обеспечить "5-бомбовый залп".

Первый шаг, направленный на усиление ПЛО эс­минцев, последовал в середине 1940 года. На них поя­вились "асдики" и бортовые бомбометы, а запас ГБ воз­рос до 30-40 штук (шифр S21). Расплачиваться за воз­росший "верхний вес" пришлось ликвидацией трально­го вооружения, которым была оснащена большая часть указанных кораблей. Впрочем, эта потеря оказалась не­значительной, т.к. на просторах Атлантики минная опасность отсутствовала.

Опыт, боевых действий в Атлантике в 1940-41 го­дах показал, что "5-бомбовый залп" не обеспечивает до­статочно высокой вероятности поражения вражеской подводной лодки из-за малой разрушительной силы су­ществующих ГБ. Задачу можно было разрешить либо повысив эффективность средств обнаружения и создав гораздо более мощные бомбы, либо "в лоб", увеличив число ГБ в залпе. На разработку новых систем проти­володочного оружия требовалось немалое время, поэто­му на первых порах развитие средств ПЛО пошло по второму пути. При этом размещение на кораблях до­полнительного "верхнего веса" без ущерба для остойчи­вости уже не представлялось возможным, и, вслед за торпедным аппаратом, пришлось пожертвовать частью артиллерии главного калибра, отказавшись от орудия на позиции "Y", которое заменили на второй бомбосб­расыватель и пару бортовых бомбометов. Высвободив­шийся артпогреб приспособили для возросшего запаса ГБ (шифр SY1). После описанного переоборудования у эсминцев появилась возможность производить т.н. "10-бомбовый залп" (6 ГБ сбрасывалось с двух БС, ос­тальные четыре выстреливались из БМ), обеспечиваю­щий гораздо большую вероятность поражения лодок противника по сравнению с "5-бомбовым". На эсмин­цах, переоборудованных по программе "LRE", число БМ было доведено до 8 (4 на борт), что обеспечивало "14-бомбовый залп" (шифр SY2).

Опыт, приобретенный зимой 1940-41 годов в усло­виях штормовой Атлантики, выявил неудобство в об­служивании бомбометов: при их перезарядке расчету приходилось работать с громоздкими "трехсотфунтовы­ми" глубинными бомбами Mk.VII (вес ВВ - 136 кг, фак­тический вес — 400 фнт, или 182 кг) на ограниченном пространстве, открытом действию волн и ветра. При сильном волнении моря производить перезарядку стано­вилось попросту небезопасно.

Кроме неудобства в обслуживании существовав­шие глубинные бомбы имели еще одно спорное досто­инство — оснащенные гидростатическим взрывателем, они взрывались вне зависимости от того, есть рядом противник или нет. Первоначально считалось, что и близкого разрыва будет достаточно для уничтожения подводной лодки. Реально же, после серии взрывов слои воды сильно перемешивались с образованием об­ласти "тени", в которой гидролокатор терял эффектив­ность, и какое-то время не представлялось возможным установить, насколько успешно прошла атака. Из-за гидростатического взрывателя сбрасывать бомбы было можно лишь с кормы, причем бомбящий корабль дол­жен был иметь ход, чтобы успеть отойти на безопасное расстояние. Эффективность подобной атаки существен­но снижалась из-за специфической особенности работы "асдика". Сканирующий подводное пространство аку­стический сигнал имел ограниченный угол снижения, и когда до цели оставалось 600-900 м (в зависимости от глубины), лодка попадала в "мертвую зону", т.е. попро­сту оказывалась "под лучом" гидролокатора. Хотя, бла­годаря этому можно было приблизительно определить глубину погружения субмарины, опытный подводник мог за те несколько минут, в течение которых его ко­рабль оставался "невидимым" успеть изменить курс или глубину и ускользнуть из под удара.

Уменьшить время вынужденной "слепоты" можно было при выстреливании ГБ прямо по курсу корабля, однако обычные бомбы с гидростатическим взрывате­лем для этого не годились, т.к. в случае их применения атакующий корабль рисковал оказаться в момент взры­ва прямо над ними. Лишь после проведения ряда экспе­риментов в 1941 году в Англии создали весьма удачный реактивный бомбомет "Хеджехог" Mk.I, выстреливаю­щий в залпе 24 бомбы с контактным взрывателем при­мерно на двести метров прямо по курсу. Скорость по­гружения бомб, имеющих обтекаемую форму, превыша­ла аналогичный показатель стандартной ГБ Mk.VII бо­лее, чем в два раза. Хотя вес взрывчатого вещества в каждой из бомб составлял всего 32 фунта (14,5 кг), считалось что при прямом попадании этого вполне до­статочно для того, чтобы проломить корпус вражеской подводной лодки, не опасаясь при этом за безопасность собственного корабля.

В конце 1941 года "Хеджехог" прошел морские испытания на эсминце "Весткот" и с января 1942 года начал поступать на вооружение английских эс­кортных кораблей. Поскольку на несущих конвой­ную службу эскадренных миноносцах в носовой око­нечности не имелось свободного места, в очередной раз пришлось пожертвовать частью артиллерии ГК. Вместо орудия на позиции "А" или "В" ставился ре­активный бомбомет, а высвободившийся артпогреб оборудовался для хранения 132 ГБ (шифры SA1 и SB1 соответственно).

Первое время новое оружие доставляло немало хлопот и не отличалось эффективностью, но по мере того, как накопленный опыт позволил разработать новую тактику его применения, с помощью "Хеджехога" на дно отправился не один десяток "U-ботов".

С 1943 года на вооружение эсминцев начала по­ступать новая модель "Хеджехога" - Mk.II, состоя­щая из двух разнесенных побортно пусковых устано­вок, каждая из которых имела по 12 направляющих. С ее внедрением появилась возможность сохранять оба носовых орудия ГК, что было невозможно ранее (шифр SA2). Недостатком "расщепленной" модели было то, что в отличие от Mk.I она не была стабили­зирована, что снижало точность стрельбы.

В 1942 году в Англии начались работы по проек­тированию более мощного РБУ "Сквид". Хотя число бомб в залпе по сравнению с "Хеджехогом" уменьши­лось до трех, это компенсировалось их большим ве­сом (177 кг, ВВ - 94 кг, дальность стрельбы - около 250 м, скорость погружения в два раза больше, чем у "Хеджехога" - 13 м/с.), а также введением в со­став приборов управлением стрельбой второго "асди­ка" (тип "147"), определяющего глубину цели.

В начале 1943 года "Сквид" подготовили к испы­таниям. В качестве опытового корабля выбрали "Эмбэскейд", команда которого имела опыт обслужива­ния и применения РБУ (эсминец был оборудован в 1942 году "Хеджехогом"). Из-за большей массы но­вой установки, корабль, для сохранения остойчиво­сти на приемлемом уровне, пришлось кардинально облегчить. С него были сняты оставшийся ТА, 76-мм пушка, пилон с ВЧП, уменьшено число БМ и запас ГБ. "Сквид" был помещен в позиции "А", на месте демонтированного "Хеджехога" (шифр SA3).

Испытания проводились в мае - июле 1943 го­да, после чего "Сквид" начал поступать на вооруже­ние фрегатов английского флота. Для "межвоенных" эсминцев он оказался слишком тяжелым, и единст­венным обладателем нового РБУ стал "Эскапейд" (с "Эмбэскейда" "Сквид" пришлось снять, потому, что даже после "облегчения" его остойчивость вызывала опасения).

В 1942 году на вооружение эсминцев поступила еще одна система ПЛО, не получившая, однако, столь широкого распространения, как "Хеджехог". Речь идет о сверхмощной ГБ Mk.X (вес ВВ -908 кг). Когда стало ясно, что разрушительная сила состоящих на вооружении ГБ слишком мала, возник­ла идея создать такую бомбу, взрыв которой даже на значительном удалении от ПЛ наносил бы ей смер­тельные повреждения. При создании Mk.X использо­вался корпус и зарядная часть устаревших торпед Mk.IV, большое количество которых имелось в арсе­налах ВМФ Англии. Для превращения торпеды в ГБ требовался минимум переделок, и вскоре новое ору­жие начало поступать на корабли, несущие службу на Атлантике. Хранились Mk.X там же, где и торпе­ды - в торпедных аппаратах. Во избежание повреж­дений самого корабля-носителя, в инструкции по применению новой ГБ требовалось производить сбра­сывание на скорости не менее 18 узлов.

Хотя сверхмощные Mk.X поступили на вооруже­ние многих кораблей, известно лишь несколько слу­чаев их боевого применения. Скорее всего, объясне­ние столь редкого использования Mk.X можно найти в том страхе, который эти монстры внушали коман­дам эсминцев. Даже при сбрасывании ГБ на рекомен­дованной Адмиралтейством скорости корабль встря­хивало весьма ощутимо, после чего налицо был це­лый "букет" неисправностей и повреждений разной степени тяжести: от битой посуды в буфете до по­вреждения фундамента котлов. По этой причине бом­бу-торпеду старались оставлять "про запас", прибе­гая к ее помощи лишь в исключительных случаях.

 

Усиление противокатерного вооружения

 

Если в Атлантике главным противником англий­ских эсминцев являлись подводные лодки, в Средизем­ном море - авиация, то в Канале и у восточного побе­режья Англии они столкнулись с совершенно иным врагом - германскими торпедными катерами. Из-за ма­лых размеров и высокой скорости хода они оказались весьма неудобным противником. В темное время суток обнаружить "шнелльбот" было возможно только с очень небольшой дистанции, и лишь немедленное открытие огня могло сорвать атаку противника. Орудия главного калибра в этом случае оказывались малоэффективны­ми из-за низкой скорострельности и большой инертно­сти артустановки, не позволявшей "угнаться" за быст­ро перемещающейся целью. Для решения подобной за­дачи гораздо больше подходил двухфунтовый "пом-пом", 40-мм снаряды которого обладали достаточной разрушительной силой. Начиная с 1942 года многие эс­минцы, действовавшие у восточного побережья Анг­лии, начали оснащаться специальным противокатерным "пом-помом" с ручным управлением, установлен­ным на полубаке практически над самым форштевнем. Выбор столь необычного места объясняется чрезвычай­но обширным сектором обстрела — свыше 340 градусов (шифр ТА1).

Начиная с 1943 года, на вооружении эсминцев появляется еще одна, на этот раз чисто противокатерная артсистема - 57-мм (шестифунтовый) полуавтомат, морской вариант сухопутной пушки "Гочкиса", разра­ботанной в свое время по заданию Военного Министер­ства для нужд береговой обороны. В 1941 году она отлично зарекомендовала себя при обороне Мальты во время набега итальянских торпедных катеров, В следу­ющем году качающуюся часть орудия смонтировали на специально спроектированную установку, позволяю­щую использовать шестифунтовку на небольших ко­раблях без специального подкрепления корпуса. В 1943 году одноорудийные 57-мм "гочкисы" появились на некоторых эсминцах, использовавшихся для сопро­вождения прибрежных конвоев в водах Метрополии и на Средиземном море. Две пушки располагались по краям орудийной платформы шельтердека, где на мес­те снятого орудия ГК стоял РБУ "Хеджехог" Mk.I (шифр ТВ1).

В 1944 году на вооружение поступила более со­вершенная спаренная 57-мм установка Mk.I., которой вооружили несколько старых эсминцев, несущих служ­бу в Канале (шифр ТА2). Размещенная на месте демон­тированного орудия ГК "A", Mk.I могла выпустить в минуту восемьдесят 2,7-кг снарядов. Хотя новая уста­новка весила почти столько же, сколько 102 или 120-мм орудие ГК, силовой привод обеспечивал ей вы­сокую угловую скорость наведения, необходимую для борьбы с быстроходными целями.

 

Электронное вооружение

 

Англия довольно далеко продвинулась в данном на­правлении. Уже в 1939 году на крупных кораблях фло­та Его Величества начали появляться первые работо­способные образцы РЛС типа "79" с рабочей длиной волны около 7 метров. Из-за больших размеров и веса приемной антенны (прямо пропорциональных длине ис­пользуемой волны) станции этого типа не представля­лось возможным размещать на кораблях небольшого во­доизмещения, весьма чувствительно реагировавших на любой дополнительный "верхний вес".

К счастью, быстрый прогресс в области создания новых источников излучения, работающих в диапазоне более коротких волн, позволил снизить размеры прием­ных антенн, и уже в 1940 году появились гораздо более компактные РЛС. Одной из первых таких станций ста­ла "ASV" с рабочей длиной волны 1,4 метра, начиная со второй половины 1940 года применявшаяся в берего­вом командовании британских ВВС как стационарный радар обнаружения воздушных целей (РЛС ОВЦ). Не­большие размеры и вес этой станции допускали воз­можность использовать ее на эсминцах. В сентябре 1940 года некоторое число "ASV" было передано ВМФ для адаптации к корабельным условиям, получив обоз­начением "тип 286". В начале следующего года первая модель, тип "286М" начала поступать на вооружение эсминцев из состава командования Западных подходов. Антенна станции помещалась на топе фок-мачты, у ос­нования которой пристроили небольшую рубку для об­служивающего персонала (шифр RL1). Очень скоро удалось убедиться в эффективности нового средства об­наружения - с помощью радара 17 марта 1941 г. эсмин­цем "Вэнок" была обнаружена и уничтожена лодка "U 100" знаменитого подводного аса Шепке.

Несмотря на этот успех, тип "286М" нельзя назвать вполне удачным. Жестко закрепленная на мачте антенна не имела вращения, поэтому на экране РЛС просматривал­ся сектор всего в 120 градусов (по 60 на каждый борт). Лишь в типе "286Р" антенна стала вращающейся, что обеспечило круговой обзор. В течение 1941 года появилось еще несколько версий типа "286" ("286MY", "286QP" и "290"), но ни одна из них не была до конца удачной, и лишь с созданием в самом конце года РЛС типа "291" флот, наконец, получил действительно эффективный ра­диолокатор, оказавшийся настолько удачным, что находил­ся на вооружении до середины пятидесятых годов (шифры RL2 и RL3).

Параллельно с совершенствованием радаров, дейст­вующих в метровом диапазоне волн, в Англии с осени 1940 года велись активные исследования в области созда­ния РЛС, работающих в диапазоне еще более коротких де­циметровых волн. В марте 1941 г. они увенчались полным успехом, когда с помощью прообраза РЛС типа "271" уда­лось обнаружить перископ движущейся в подводном положении лодки. -В серийном радаре данного типа, поступив­шем с сентября того же года на вооружение эсминцев, действующих в Атлантике, длину волны снизили до 10 см, увеличив мощность излучателя. Это позволило применить вместо диполя (как на РЛС типа "286"/"291") рефлек­тор, вследствие чего, антенна стала более компактной, приобретя форму "головки сыра". Единственным серьез­ным недостатком новой РЛС было то, что из-за сильного рассеивания энергии передатчик и антенну необходимо было помещать возможно ближе друг к другу- С этой целью их объединили под общим радиопрозрачным кожу­хом, формой напоминающим фонарь маяка, предопреде­лившим прозвище этих РЛС на флоте - "фонарь". Солид­ный общий вес этого сооружения не позволял размещать его на достаточной высоте из соображений остойчивости, что снижало дальность обнаружения цели. Кроме того, на большинстве эсминцев единственным местом, достаточно удаленным от поверхности воды, но в то же время еще по­зволяющим разместить "фонарь" был мостик, занятый приборами управления артиллерийским огнем ГК. Так как тип "271" в первую очередь предназначался для обнару­жения в ночное время подводных лодок, следующих в над­водном положении, он поступал на вооружение эсминцев из состава эскортных групп, которые могли пожертвовать системой управления артогнем, играющей второстепен­ную роль в борьбе с подводным врагом (шифр RN1).

Последующие улучшения конструкции позволили раз­нести антенну и передатчик, после чего антенну стало воз­можно помещать выше, увеличив радиус действия. Радар, получивший обозначение тип "272", имел ту же "фонареобразную" форму, что и его предшественник. Несколько старых эсминцев получили на вооружение новую РЛС, ан­тенну которой поместили на специальном решетчатом пи­лоне в кормовой части корпуса (шифр RS2).

Помимо РЛС обнаружения воздушных и надводных целей некоторые английские эсминцы (в основном типов "Е", "F") в годы войны оснащались РЛС УО типа "285". Этот 50-см радар (известный на флоте как "рыбья кость"), в первую очередь, предназначался для управления огнем тяжелой зенитной артиллерии, но мог использоваться и для действия по надводным целям. При этом луч радара должен был совпадать с линией прицеливания, единствен­ным местом расположения антенны РЛС мог стать дирек­тор-дальномер (ПУАЗО), а данном конкретном случае Mk.H(W) (шифр RN2). Получив широкое распространение на флоте, тип "285", тем не менее, не был распространен на модернизированных эсминцах предвоенной постройки. Это оказалось связанно прежде всего с тем, что основная масса упомянутых кораблей уже на начальном этапе вой­ны была переориентирована на борьбу с подводными лод­ками, а их приборы управления артогнем заменены на РЛС ОНЦ типа "271".

Кроме РЛС в ходе войны английский флот получил еще одно эффективное средство обнаружения вражеских кораблей и подводных лодок. Речь идет о высокочастотном пеленгаторе "Хафдаф" (HF/DF). Его разработка началась в марте 1940, а в конце следующего года первые образцы уже начали поступать на вооружение эскортах кораблей. "Хафдаф" обеспечивал перехват радиосигналов герман­ских подводных лодок в надводном положении и позволял, а при наличии в составе эскортной группы хотя бы двух кораблей, оснащенных ВЧП, появлялась возможность бо­лее менее точно определить местонахождение передающей радиостанции. Первый успех, связанный с применением ВЧП, относится к июню 1942 года, когда канадский эсми­нец "Рестигуш" с его помощью обнаружил и немедленно атаковал две немецкие подводные лодки.

 

Изменения в архитектуре кораблей.

 

Помимо изменений в составе вооружения, в годы вой­ны почти все английские эсминцы получили постоянное размагничивающее устройство, часть штатных плавсредств была заменена плотами. Возрастающий от года к году "верхний вес" вынудил в дополнению к демонтажу ориги­нального вооружения пойти на размещение в корпусе твердого балласта (как правило, в его роли выступали чу­гунные чушки), колеблющегося по весу между 10 и 50 т.

На этом перечень корпусных работ для большинства эсминцев исчерпывался. Единственным исключением ста­ли корабли, прошедшие модернизацию по программе "LRE" (см. ниже).

 

Шифры модернизаций английских эсминцев

 

Обозначение модернизаций в области зенитного вооружения:

 

А21 - установка 76-мм зениткой пушки на месте сня­того торпедного аппарата № 2 (снятие пушки и возврат на свое место ТА - (-А21).

А22 - установка 12,7-мм счетверенного пулемета "виккерс" на место снятого торпедного аппарата № 2.

A11 - установка 76-мм зенитной пушки на место сня­того торпедного аппарата № 1.

AM1 - установка (либо замена ранее стоявших 12,7-мм пулеметов или 40-мм "пом-помов") одноствольных 20 мм автоматов "эрликон" на крыльях мостика.

AQ1 - замена орудия ГК на позиции "Q" между труба­ми на два 40-мм "пом-пома" (лидеры).

AQ2 - увеличение секторов обстрела 40-мм "пом-по­мов" за счет расширения их платформы на всю ши­рину корпуса (эсминцы с типа "W-модиф." II серии по тип "В" включительно).

AQ3 - замена 40-мм "пом-помов" или 12,7-мм пулеме­тов "виккерса" в средней части корпуса на одно­ствольные 20-мм автоматы "эрликон".

AQ4 - установка двух одноствольных 20-мм автоматов на позиции "Q" между трубами на ЭМ типа "D".

AQ5 - замена орудия ГК на позиции "Q" между труба­ми на два счетверенных пулемета "виккерса".

AR1 - расширение площадки над вентиляционными де­флекторами машинного отделения на всю ширину корпуса и установка на ней двух 40-мм "пом-по­мов" вместо одного.

AR2 - увеличение секторов обстрела 40-мм "пом-по­мов" за счет расширения их платформы на всю ши­рину корпуса.

AR3 - замена 40-мм "пом-помов" на позиции за второй дымовой трубы на 20-мм "эрликоны".

AS1 - установка либо замена на платформе по краям прожекторной площадки ранее стоявших орудий и пулеметов на одноствольные 20-мм "эрликоны".

АХ1 - замена орудия ГК "X" 76-мм зенитной пушкой.

AZ1 - установка двух одноствольных 20-мм "эрликонов" в передней части кормовой надстройки.

 

Обозначение модернизаций в области противолодочного вооружения:

 

S21 - оборудование корабля т.н. "5-бомбовым залпом": 2 БМ и 1 БС (25 - 50 ГБ), за счет демонтажа "Двухскоростного трала для эсминцев" TSDS (для кораблей несших его), установка ASDIC на кораб­лях, ранее не имевших его.

SA1 - установка РБУ "Хеджехог" Mk.I на месте снято­го орудия ГК "А".

SA2 - установка РБУ "Хеджехог" Mk.II по бокам ору­дия ГК "А" (в случае замены более ранней модели Mk.I на свое место возвращается орудие ГК).

SA3 - установка РБУ "Сквид" в позиции "А" на месте снятого РБУ "Хеджехог".

SB1 - установка РБУ "Хеджехог" Mk.I на месте снято­го орудия ГК "В".

SY1 - оборудование корабля т.н. "10-бомбовым зал­пом": 4 БМ и 2 БС ( 50 - 70 ГБ), за счет демон­тажа орудия ГК в позиции "Y".

SY2 - оборудование корабля т.н. "14-бомбовым зал­пом": 8 БМ и 2 БС (ПО - 140 ГБ)

 

Обозначение модернизаций в области противокатерного вооружения:

 

ТА1 " установке 40-мм автомата в районе форштевня.

ТА2 - установка спаренной 57-мм артустановки на по­зиции "А".

ТВ1 - установка двух одноствольных безоткатных 57-мм пушек "гочкис" на позиции "В" (по бокам РБУ).

TY1 - установке 40-мм автомата на корме (орудие ГК "Y" снято).

TY2 - замена 40-мм автомата на корме на 20-мм "эрликон".

 

Обозначение модернизаций в области радио­электроники и средств обнаружения:

 

RL1 - установка РЛС ОВЦ типа "286" на фок-мачте.

RL2 - установка (или замена более ранней модели) РЛС ОВЦ типа "290" на фок-мачте.

RL3 - установка (или замена более ранней модели) РЛС ОВЦ типа "291" на фок-мачте.

RN1 - установка РЛС ОНЦ типа "271" на носовой над­стройке вместо ПУАО.

RN2 - установка РЛС УО типа "285" на ПУАЗО Mk.II(W).

RN3 - установка СЧП (MF/DF) FM7 на лобовой час­ти носовой надстройки (варианты: на мостике пе­ред ПУАО или на небольшой надстройке между дымовыми трубами).

RN4 - трехметровый дальномер MS.20 заменен ПУАЗО Mk.II(W).

RS2 - установка РЛС ОНЦ типа "272" на месте про­жекторной площадки.

RZ1 - установка ВЧП (HF/DF) НМЗ на невысоком пилоне в передней части кормовой надстройки.

 

Прочие изменения в составе вооружения и архитектуре:

 

LRE - переоборудование по программе "LRE".

D11 - демонтаж ТА № 1 для уменьшения "верхнего веса".

D21 - демонтаж ТА № 2 (или 76-мм пушки в позиции ТА № 2) с целью уменьшения "верхнего веса" или хранения дополнительных ГБ.

DY1 - демонтаж орудия "Y" для увеличения запаса ГБ. DS1 - демонтаж 40-мм автомата на старых эсминцах типа "R" и "S".