Эсминцы в годы тяжелых испытаний

 

Читатель помнит, в каком сложном положении мы оставили Англию, ее вооруженные силы, в т.ч. и флот в конце 1940 г. Брита­ния и ее союзники были выдворены из континентальной Европы, над са­мой метрополией нависла угроза вторжения. Впрочем даже без него положение страны было достаточно тяжелым. Морские коммуникации находились под постоянным воздей­ствием подводных, надводных и воз­душных рейдеров, промышленность не могла выполнить всех военных заказов, валютные резервы, на которые осуществлялись закупки вооружения в США снизились до критической отметки. Принятие американским Конгрессом в марте 1941 г. закона о ленд-лизе лишь ча­стично решало проблему - получен­ные за океаном грузы нужно было еще перевезти через Атлантику...

Обеспечение этой морской коммуникации на протяжении двух мировых войн являлось главной задачей флота Его Величества. Однако во второй войне противник был гораздо сильнее за счет новой, более совершенной техники, так­тики, и выгодно расположенных баз. Главную ударную силу германского флота составляли подвод­ные лодки. Именно они стали глав­ным противником британских эсминцев в океане.

Несмотря на то, что с переда­чей 50 старых американских эскад­ренных миноносцев ситуация с эс­кортными кораблями несколько улучшилась ее нельзя назвать пол­ностью удовлетворительной. В 1939-1940 гг. было потеряно 42 эс­минца, в то время, как промышлен­ные поставки составили 36 кораб­лей (в т.ч. 19 эскортных типа "Хант"). В 1941 г. уровень потерь несколько снизился (24 единицы), а поступления составили 15 эскадрен­ных и 25 эскортных миноносцев. Лишь в 1942 г. в строй флота в большом количестве стали вступать "боевые" эсминцы (35 единиц), в дополнении к которым флот полу­чил 37 "Хаитов". Потери в этот год также резко возросли и составили 53 корабля. Более двух третей по­терь 1941-1942 гг. приходилось на Средиземноморский ТВД, что обус­ловило постоянную подпитку бри­танских сил на этом театре за счет флотилий Флота метрополии.

К началу 1941 г. в отечествен­ных родах находилось десять флоти­лий эсминцев, имевших весьма отличающийся уровень укомплекто­ванности и боеспособности. 1-я и 15-я флотилии базировались на пор­ты Ла-Манша и состояли, в основ­ном, из кораблей типа "Хант". В си­лу конструктивных особенностей последних, они не могли ни исполь­зоваться на удаленных океанских путях, ни в составе флота. 16-я и 21-я флотилии (эскадренные мино­носцы типа "V/W"), а также под­разделения "Розайтские эскортных сил", укомплектованные "Хаитами" и старыми эсминцами, переоборудо­ванными по программе "WAIR", использовались для конвоирования су­дов вдоль восточного побережья Ан­глии. 20-ю флотилию составляли со­хранившиеся минные заградители типа "I". Из четырех флотилий, вхо­дивших в состав флота Метрополии, две (3 и 12-я) состояли из кораблей типов "А" и "Е", и лишь 6, 4, и 5-я флотилии, укомплектованные эс­кадренными миноносцами типов "J"/"K" и "Трайбл", были вполне пригодны для боя с кораблями про­тивника. Однако уже к июлю 1941 г. две последние убыли на Средизем­ное море.

Необходимость использовать в составе флота эсминцы межвоенной постройки заметно снижала количе­ство единиц, привлекаемых к защи­те коммуникаций. Фактически, в со­став специально созданных для охра­ны конвоев в октябре 1940 г. эскор­тных групп в течение 1941 г. - на­чала 1942 г. входило около 40 "гладкопалубников", 18-20 "V"/"W" и лишь 10 "межвоенников". С учетом периодически привлекавшихся "Хаи­тов" и эсминцев союзных, подконт­рольных Англии, флотов, общее число кораблей указанного класса, принимавших участие в действиях в океане, не превышало цифры 85, а с учетом ремонтных работ - 50-55. Много это или мало, можно легко оценить, исходя из следующих цифр: в январе 1942 г. Атлантику в обе стороны пересекло 20 торговых и 8 войсковых конвоев, еще поряд­ка 2-3 конвоев прошло по коммуни­кации Англия-Гибралтар—Фритаун.

Значительные силы привлека­лись к проводке торговых судов вдоль восточного побережья Англии и в проливе Ла-Манш. Здесь глав­ными противниками эсминцев были вражеские торпедные катера и не­многочисленные, с лета 1941 г., са­молеты Люфтваффе. Однако ни важность, ни объемы перевозок вдоль британских берегов не шли ни в какое сравнение с грузовым потоком, шедшим через океан.

Приводимый в настоящем выпу­ске "Ретроспективы" текст Д. Тома­са прекрасно иллюстрирует то поло­жение, что 1941-1942 года в Атлан­тике были периодом чередующихся частных побед и поражений. В мар­те 1941 г. англичанам удалось до-

биться серьезного успеха, уничто­жив несколько подводных лодок, возглавлявшихся опытными коман­дирами, чем был нанесен опреде­ленный моральный ущерб гитле­ровскому подводному флоту. Когда выяснилось, что данные потери яви­лись не следствием применения ан­гличанами какого-то кардинально нового, эффективного средства, уда­ры по судоходству возобновились с новой силой. Больших успехов ме­шала добиться немцам малочислен­ность их подводных сил (на 1.07.1941 г. в строю 161 ПЛ, из которых лишь 46 в боеготовом со­стоянии), нежели английская про­тиволодочная оборона. В 1942 г. ко­личество лодок выросло (соответст­венно 303 и 125 ПЛ на 1.04.1942 г.), и точно так же стремительно нача­ли расти потери союзников. Если во второй половине 1941 г. средние ежемесячные потери торгового тон­нажа в Атлантике составляли 28 су­дов тоннажем 120 тыс. т, то во вто­рой половине 1942 г., уже после окончания "сладких месяцев" нача­ла года, когда у берегов США было уничтожено огромное число неохра­няемых пароходов, аналогичные цифровые показатели составили 96 судов тоннажем 530 тыс. т! Анг­личане пока еще мало что могли противопоставить этому натиску. Правильнее охарактеризовать 1941— 1942 гг, в Атлантике с точки зрения союзников, как медленное накопление качественного и количе­ственного превосходства над вра­гом, которое стало причиной сокру­шительного поражения "волчьих стай" в следующем, 1943 году.

Совершенно особой страницей в конвойной деятельности британ­ских эскадренных миноносец стали Северные ("русские") конвои. Их коренное отличие вытекало из со­става группировки противостоящих сил противника, которая на. этом ТВД помимо подводных лодок (ко­торые, однако, продолжали оста­ваться главным врагом конвоев), включала в себя мощную авиацию и надводные корабли. Возможность нападения тяжелых кораблей при­водила к тому, что проводка каждо­го каравана превращалась в целую операцию Флота метрополии, в ко­торой эскадренным миноносцам приходилось играть далеко не по­следнюю роль. Достаточно сказать, что за 1941-1942 гг. британские эс­минцы совершили 254 выхода в со­ставе непосредственного эскорта, групп ближнего и дальнего прикры­тия идущих и возвращавшихся в Советский Союз конвоев. На их счету пять боев с надводными кораблями противника, уничтожение минного заградителя, эсминца, трех подводных лодок противника и нескольких десятков самолетов. Собственные потери в ходе этих операций составили 4 корабля: "Матабеле" и "Сомали", потоп­ленные подводными лодками, "Акейтес" - второй британский эс­минец, пущенный на дно герман­ским тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер", и "Панджаби", протара­ненный линкором "Кинг Джордж V". В проводке 37 союзных конвоев на Севере в течение 1941-1942 гг., в ходе которых в порты СССР при­было 233 грузовых судна, есть зна­чительный вклад эскадренных мино­носцев флота Его Величества.

Участие эскадренных минонос­цев в действиях британского флота по нарушению коммуникаций про­тивника носили гораздо более скром­ный характер, тем не менее и они в данный период имели ряд примеча­тельных успехов, на которых хоте­лось бы остановиться подробнее.

Доставлять постоянное беспо­койство противнику, заставить его распылить свои силы было одним из традиционных британских принци­пов ведения боевых действий. Уда­рам подвергались в первую очередь слабозащищенных конвои и берего­вые объекты. В начале 1941 г., по­сле убытия Х-го авиакорпуса Люфт­ваффе в бассейн Средиземного мо­ря, наиболее подходящим районом для подобных действий стала Нор­вегия. В марте 1941 г., с 3-го по 4-ое число эсминцы Флота метропо­лии приняли активнейшее участие в операции "Клеймор" - набеге на ок­купированные немцами Лофотенские острова. Главную роль в опера­ции играли корабли 6-й флотилии эсминцев (кэптен Кэслон) - "Сомали", "Эскимо", "Тартар", "Лид-жен" и "Бедуин". Они обеспечили высадку с двух транспортов 500 британских "коммандос", которые быстро уничтожили на берегу четы­ре завода по переработке рыбьего жира. Далее настала очередь герман­ских и норвежских торговых судов, находившихся на якорных стоянках. "Тартар" потопил рыболовную базу "Гамбург" (5470 брт) и два других германских парохода, а "Бедуин" -норвежский пароход "Мира", пере­возивший немецких солдат. Наи­больший же успех выпал на долю "Сомали", перехватившего стороже­вой корабль "NN04" ("Кребс"). Сторожевик успел сделать всего три выстрела, когда мощный залп "трайбла" превратил его в развалину и убил 14 из 19 членов экипажа. Ос­тавшиеся немецкие моряки попрыга­ли за борт, а бывший рыболовный траулер, потеряв управление, вы­летел на камни. В его остове бри­танские матросы обнаружили шиф­ровальные блокноты радиосети, использовавшейся немцами для свя­зи кораблей, плававших в прибреж­ных водах, что позволило читать вражеские радиопереговоры в течение нескольких недель.

Пример, когда приложив мини­мальные усилия стало возможным проникновение в важные тайны про­тивника оказался, весьма зарази­тельным. В ближайшие месяцы ко­рабли 6-й флотилии стали настоящи­ми "охотниками за секретами": 7 мая в районе Ян-Майена "Сомали" захватил 306-тонный траулер-развед­чик погоды "Мюнхен", а 28 июня "Тартэр" перехватил в том же рай­оне аналогичное судно "Лауэнбург". Особенно богатая добыча досталась англичанам на "Мюнхене"'. На трау­лере, выскочившем на британские эсминцы из тумана, даже не успели уничтожить шифровальную машинку! Кодовые шифроблокноты с "Лауэнбурга" позволили читать немецкие ра­диограммы плававших у берега кораб­лей в течение всего июля. Вкупе с ма­териалами, захваченными 9 мая на тя­жело поврежденной германской суб­марине "U-110", это явилось круп­ным достижением англичан. Непос­редственным итогом чтения враже­ских радиопереговоров летом 1941 г. стало уничтожение в Атлантике в июне всей сети судов снабжения, раз­вернутой немцами для обеспечения неудавшегося рейда линкора "Бисмарк , а также нескольких прерыва­телей блокады - в общей сложности 10 судов! Англичане побоялись дать понять противнику, что его тайны та­ковыми уже давно не являются и от проведения операций по захвату шифроматериалов а будущем отказались. Два следующих рейда на нор­вежское побережье имели место практически одновременно, в конце декабря 1941 г. Новое нападение на Лофотенские острова носило кодовое наименование "Энклет". Основу ко­рабельных сил составляла все та же 6-я флотилия в составе "Сомали", "Ашанти", "Бедуина", "Эскимо" а также 4 "Ханта": "Уитленд", "Ламертон", "Краковяк." и "Кужавьяк" (два последних - польские). В допол­нение к ним силы высадки включали в себя крейсер "Аретьюза", 2 корве­та, 3 тральщика, 2 пехотно-десантных корабля, 2 танкера, 2 вспомогатель­ных судна и 1 буксир. Эта разношер­стная армада в ночь на 26-е число по­дошла к норвежскому берегу, перере­зала ведущие на острова кабели свя­зи и основала в деревушке Рене свою временную базу. До вечера 28-го анг­личане продолжали хозяйничать в этом район, потопив при этом сторо­жевик "V 5902" ("Гейер") и захва­тив в плен 30 немцев.

Более удачно закончился плани­ровавшийся первоначально в качест­ве отвлекающего рейд в район Ваагс-фьорда (Центральная Норвегия, опе­рация "Арчери"). В нем, кроме крей­сера "Кения" и "ханта" "Чиддингфолд" принимала участие свеже­сформированная 17-я флотилия эс­минцев, состоявшая из новейших ко­раблей типа "О" - "Онслоу", "Оффы" и "Ориби". Утром 27 декабря при поддержке артиллерии крейсера и эсминцев 2 десантных корабля вы­садили 585 "коммандос" на остров Ваагс, причем в данном случае при­шлось преодолевать ожесточенное сопротивление береговых батарей и германского гарнизона. На внутрен­нем рейде фьорда удалось застигнуть врасплох небольшой германский кон­вой, состоявший из сторожевика и трех транспортов, который был поч­ти моментально уничтожен "Онслоу" и "Ориби". Спустя час у фьор­да показался очередной ничего не по­дозревавший караван. Он разделил участь предыдущего, хотя и попытал­ся оказать сопротивление. Уже вече­ром английский десант погрузился на корабли и 28 декабря вернулся в Скапа-Флоу.

Если бы британское Адмиралтей­ство могло предугадать последствия, к которым приведут эти дерзкие рейды, оно вряд ли стало бы их проводить. На очередном совещании в ставке фюрера по военно-морским вопросам, имевшим место 28- декабря Гитлер сделал вывод, что вторжение против­ника в Норвегию не за горами. По его приказу уже к весне 1942 г. в базы этой страны были стянуты весь круп­ный надводный флот и мощная груп­пировка ВВС. Чем это обернулось для Северных конвоев мы уже знаем...

С перебазированием основных ударных соединений Люфтваффе из За­падной Европы на восточный фронт и в Норвегию к началу 1942 г. воздушная опасность в небе над Ла-Маншем и Се­верным морем значительно снизилась. Британское Адмиралтейство поспешило этим воспользоваться. В новом году более крупные по масштабам рейды были осуществлены на побережье Франции: в марте - на Сен-Назер и в августе - на Дьеп. Они подробно опи­саны в исторической литературе, и мы не будем на них подробно останавли­ваться. Частым явлением, начиная с весны 1942 г., стали выходы эскадрен­ных миноносцев, в первую очередь "хантов" 1-й и 15-й флотилий на ноч­ное патрулирование к вражескому побережью. В ряде случаев предприни­мались операции с целью перехвата пе­ресекавших Ла-Манш ценных судов противника. В них Эсминцы, как пра­вило, взаимодействовали с паровыми канонерскими лодками, торпедными и артиллерийскими катерами. Так, в ночь на 14 марта эсминцы "Бленкатра", "Кэлпи", "Ферми", "Уолпол" и "Уиндзор" безуспешно атаковали про­рывавшийся через Ла-Манш в океан германский вспомогательный крейсер "Михель", шедший в охранении 5 ми­ноносцев типа "Ягуар". Очередной рейдер - "Комет" - был атакован в ночь на 14 октября двумя группами эс­минцев2 и торпедных катеров. Судно врага затонуло после мощного взрыва, и очевидцы с обоих сторон свидетель­ствовали, что его причиной стала не торпеда, выпущенная катером, как это официально посчитали англичане, а попадание снаряда с эсминцев в цис­терну с авиационным бензином, вы­звавшее пожар и моментальный взрыв носового артпогреба. Другим успехом ночного патрулирования стало уничто­жение 12 декабря в бою у Дьеппа двух крупных германских прерывателей минных заграждений.

Действия британских эсминцев против боевых кораблей противника, как, впрочем, и подобного рода опе­рации всего британского флота, в рассматриваемый период практиче­ски не предпринимались, Причины тому очевидны: сам враг отнюдь не стремился помериться мощью, да и англичане не считали себя достаточ­но сильными и многочисленными, чтобы искать боя с немцами у побе­режья или наносить удары по базам. И все же в 1941-1942 гг. имели ме­сто два эпизода, когда британские эс­кадренные миноносцы устремлялись в торпедную атаку на врага. Первый из них имел место в ночь на 27 мая

1941 г., - эсминцы 4-й флотилии (кэптен Вайен) - "Коссэк", "Мао­ри", "Зулу", "Сикх" и польский эс­минец "Перун" атаковали немецкий суперлинкор "Бисмарк". В течение всей ночи эскадренные миноносцы под точным огнем противника, поне­ся потери и повреждения от близких разрывов 380-мм снарядов, самостоя­тельно атаковали торпедами брони­рованного исполина, но так и не смогли добиться попаданий. И все же его участь была решена в ходе дневного боя с английскими линкора­ми. Вторая атака, днем 12 февраля 1942 г. на линкоры "Шарнхорст", "Гнейзенау" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" в ходе броска гер­манской эскадры из Бреста через Ла-Манш в Германию рассмотрена в на­стоящем выпуске более подробно.

Справедливости ради необходи­мо отметить участие эсминцев Флота метрополии в конвоях на Мальту из Гибралтара, высадках на Мадагаска­ре (май 1942 г.) и в Северной Афри­ке (ноябрь 1942 г.), усиление ими сил Средиземноморского и Восточно­го флотов, однако речь о них пойдет в других частях нашего альманаха. Данное упоминание сделано лишь с целью показать картину боевого на­пряжения британских эсминцев из состава соединений, находившихся в отечественных водах более полно и справедливо.

В заключение вводной статьи настоящего выпуска хотелось бы подвести некоторые итоги. 1941 -1942 гг. явились годами тяжелых ис­пытаний для стран-союзниц по анти­гитлеровской коалиции. И все же они выстояли, выстояли для того, чтобы одержать победу и освободить весь мир от коричневой чумы фа­шизма. Вклад эскадренных минонос­цев флота Его Величества в то, что наступление противника на всех ТВД удалось остановить, с одной стороны, вроде бы не велик, но с другой - вполне ощутим. Именно ко­рабли этого класса внесли решаю­щий вклад в проводку конвоев в Ве­ликобританию, без которых она не смогла бы провоевать и двух меся­цев. Не было бы тружеников-эсмин­цев - не возможна была бы провод­ка северных конвоев, которые в тя­желейшие для нашей страны 1941 и 1942 гг. внесли заметный вклад в по­вышение обороноспособности СССР.