Битва за Северную Атлантику

Д. А. Томас (Пер. с англ.)

 

Северная Атлантика безжалост­на. Ее климат суров. Ее волны злы. Шесть дней из семи небо над ней за­тянуто тучами, а в зимнее время еще и очень холодно. Океан находится в состоянии постоянного волнения, от сильного до штормового.

Путешествие на американский континент и обратно на борту лай­нера в мирное время может быть приятным. Но оно может стать адом на борту эсминца во время войны. Сопровождение конвоя, прорыв сквозь "волчьи стаи" не­мецких субмарин и встреча лицом к лицу со штормовой Северной Ат­лантикой было неприятным и пуга­ющим испытанием. Тем не менее конвоирующие корабли проходили через все это в течение несколь­ких, казавшихся нескончаемыми, лет. Они шли туда и обратно. Из Галифакса в Ливерпуль. Из Ливер­пуля в Галифакс. Дни, недели, ме­сяцы, годы долгой, трудной борьбы с коварным, жестоким врагом и безжалостными, бьющими о борт, волнами.

Эскадренные миноносцы иг­рают видную роль в истории сра­жений, разыгрывавшихся вокруг конвоев. Корветы, вооруженные траулеры, шлюпы, куттеры и фре­гаты - все они имели героическую роль в истории, но их заслуги пре­доставим описывать другому хро­никеру. Здесь мы можем лишь рассмотреть действия некоторых эсминцев из многих десятков, при­нимавших участие в сотнях конво­ев, пересекавших Северную Ат­лантику. Многие из их числа, вступив в сражение, никогда не вернулись назад. Сейчас они ле­жат на огромной глубине, покры­тыми ржавчиной гробами для тех многих моряков, которые ушли под воду вместе с ними.

Эсминцы и другие корабли со­провождения понесли большой урон, но не меньшую цену при­шлось заплатить также морякам и кораблям конвоев - торговым су­дам. Они подвергались, вероятно, еще большему риску, т.к. неизмен­но служили для врага главными целями.

Немецким подводным лодкам также здорово досталось. Сотни их разрушенных остовов устилают морское дно Атлантики. Тысячи не­мцев - членов их экипажей - погибли от мощных разрывов британ­ских глубинных бомб или в резуль­тате действий самолетов дальнего действия Берегового командования Королевских ВВС.

Здесь было бы интересно пре­рвать наше повествование на корот­кое время для того, чтобы рассмот­реть какими силами располагал в Атлантике неприятель.

Общее количество подводных лодок, находившихся в строю у вра­га во время войны достигло огром­ного числа - 1131. Потеряно из них было не менее 783. На долю англи­чан приходятся 505 из этого коли­чества; остальные 278 были уничто­жены союзниками. Из 505 немецких субмарин, уничтоженных британ­скими силами, 247 были потоплены надводными кораблями. Более сот­ни из этих успехов приходятся на счет эсминцев.

Общее число офицеров и мат­росов, служивших во время войны на немецких подводных лодках, до­стигало 39.000. Все они, за исклю­чением 7000 человек, нашили свой последний приют в океане.

Эти поистине поразительные цифры помогают иллюстрировать всю важность задачи, стоявшей пе­ред конвоирующими кораблями. Когда представляешь, какое бесчис­ленное количество бесплодных атак предпринималось против вражеских подводных лодок, какое количество эхоконтактов было отмечено на эк­ранах "асдиков", наконец, какое ас­трономическое количество глубин­ных бомб было израсходовано во время войны, только тогда можно прочувствовать те гигантские уси­лия, которые приложил британский флот в битве за Атлантику.

Наиболее часто немцами во время войны в Атлантике использо­валась подводная лодка типа "VIIC", водоизмещением 770 тонн, с надводной скоростью 17,5 и под­водной 7,5 узлов. При крейсерской скорости хода в 10 узлов, ее даль­ность плавания была немногим менее 10.000 миль. Ее вооружение состояло из четырех носовых и од­ного кормового торпедных аппара­тов; как правило, в боевое патрули­рование бралось 12 торпед, хотя при изменении размещения внут­ренних грузов их число могло уве­личиваться до 14. Лодка имела так­же одно 37-мм и одно 20-мм зенитные орудия. Жизнь 44 членов экипа­жа была очень напряженной. Подвод­ный корабль, служивший им домом, был постоянно сырым, обладал спер­тым воздухом и страшной тесной.

В то же время этот дом был весьма прочным, и, с точки зрения противолодочных кораблей, эта прочность являлась одной из самых интересных свойств подводной лод­ки. Для того, чтобы потопить ее при помощи глубинных бомб, необходи­мо было расколоть сварной прочный корпус. Очень сложно определить прочность подобных корпусов, так и то, насколько близко должен про­изойти взрыв глубинной бомбы, чтобы уничтожить субмарину.

В первые дни боев, до использо­вания мощных глубинных бомб, счи­талось, что для того, чтобы потопить немецкую подводную лодку, доста­точно взрыва бомбы в пределах 20 метров от нее. Но на самом деле - мы вовремя это поняли - взрыв должен быть значительно ближе; почти прямое попадание.

Добиться этого было гораздо труднее, если принять во внимание, что глубинные бомбы должны быть точно сброшены, как по месту, так и по глубине. Для того, чтобы они взорвались в намеченном месте, не­обходимо использовать "асдик". Это устройство появилось в примитив­ном виде ближе к концу Первой Ми­ровой войны. "Асдик", который со­стоял на вооружении в начальный период Второй Мировой войны, был, в сущности, тем же, и, хотя претерпел значительные изменения, как в отношении экрана, так и эф­фективности, все же оставлял же­лать много лучшего. Проще говоря, "асдик" состоял из приемника-пре­образователя, помещенного в метал­лический обтекатель, располагаю­щийся под днищем корабля. Устрой­ство посылает звуковые импульсы, и, т.к. обтекатель может вращаться, то и эти посылки могут излучаться в любом направлении.

Приемник примет эти им­пульсы, если они наткнулись на объект и отразились он него. Эти посылки - и любые другие эхо-сигналы - внимательно прослуши­ваются в громкоговорителях и те­лефонах-наушниках оператором-гидроакустиком. Как только эхо-сигнал принят, оператор может считывать его пеленг.

Время, проходившее между излучением и возвращением эха, давало дистанцию до наблюдаемо­го объекта.

В теории все казалось про­стой задачей: обнаружить погру­женную субмарину, навести на лодку один из противолодочных кораблей и уничтожить ее. На практике, тем не менее, это было совсем не просто. Сложности воз­никали по многим причинам. Во-первых, дальность действия "асдика" была ограниченной — макси­мум около 1800 метров. Во-вто­рых, скорость эскортного корабля не могла быть большой, поскольку чем больше скорость, тем боль­ший шум происходил при обтека­нии водой антенны "асдика". Уже при средней скорости шум воды начинал подавлять эхо.

Другой проблемой, ассоцииру­ющейся с этим аппаратом была его возможность устанавливать кон­такт с "неподлодками" - косяками рыб, китами и даже подводными течениями. Опытный оператор был подарком Бога; только он мог без­ошибочно отличить эхо от подвод­ной лодки от эха, излучаемого дру­гими объектами.

Но самым большим препятст­вием было то, что эхо, излучаемое "асдиком", исчезало, когда дистан­ция сокращалась до нескольких метров, в результате чего созда­вался определенный интервал между моментом, когда атакую­щий корабль терял контакт и мо­ментом, когда он выходил на пози­цию для сбрасывания глубинных бомб. Следовательно, момент, в который нужно было сбрасывать глубинные бомбы, можно было оп­ределить лишь приблизительно. Особенность луча "асдика" заклю­чалась еще и в том, что чем боль­ше была глубина, на которой нахо­дилась подводная лодка, тем быст­рее терялся контакт при прибли­жении к ней. Таким образом, чем больше был интервал, проходимый после потери контакта, тем силь­ней становилась вероятность ошибки.

Точное определение глубины также было сложной проблемой. В "узких" морях - Северном мо­ре, Средиземном и в Ла-Манше -задача упрощалась. Но на глуби­нах Атлантики она решалась осо­бенно трудно.

Максимальная глубина погру­жения немецкой подводной лодки типа "VIIC" составляла 100 метров, но командиры преследуемых субма­рин знали, что могут значительно превысить ее. Они превышали ее регулярно и в некоторых случаях лодки погружались более, чем на 200 метров, и выживали для того, чтобы рассказать истории об этом. Для противолодочных кораблей на­личие таких возможностей у врага было проблемой. Время, требовавше­еся глубинным бомбам для того, что­бы погрузиться на необходимую глу­бину, составляло около 2 минут. В это время подводная лодка, устрем­лявшаяся вперед со скоростью около 7 узлов, могла пройти четверть мили, сводя таким образом эффект от сбра­сывания серии бомб почти к нулю.

Кроме того, тактика, применяв­шаяся противником при его нападе­ниях обесценивала "асдики". Враг сближался для атаки по ночам, в надводном положении, в то время как "асдики" не могли обнаружить его. В результате на эскортных ко­раблях были вынуждены выстав­лять матросов-наблюдателей. Но и здесь подводные лодки имели огром­ное преимущество. Со своим низки­ми, узкими силуэтами они всегда могли рассчитывать на то, что обна­ружат корабль эскорта первыми и успеют предпринять необходимые меры, чтобы избежать боя.

Но даже это было еще не все. Приближаясь незамеченными, они имели 17 узлов надводной скорости под главными дизелями, что давало лодке преимущество в несколько уз­лов перед корветами и вооруженны­ми траулерами. Это стало одной из причин включения в состав конвоя эсминцев, которые обладали более высокой скоростью. Даже старые корабли типа "V/W" с их 30-узловой скоростью были бесценны для охоты за субмаринами.

Таким образом, уничтожение подводной лодки было совсем не та­кой простой задачей, как это могло показаться на первый взгляд.

 

* * *

 

Несколько первых месяцев бит­вы за Атлантику стали как бы пери­одом "разогрева" для обоих сторон. Германия имела 56 подводных ло­док, из которых 46 были в боеготовом состоянии на момент начала войны. Команды подводных лодок были отправлены в океан, чтобы по­лучше изучить свои, сеющие смерть корабли. Мы, имевшие только эс­кортные корабли с небольшой даль­ностью плавания, сопровождали конвои на расстоянии не более 200 миль на запад от Ирландии - до 12-го градуса западной долготы, что составляло только десятую часть их пути через океан.

Команды подводных лодок изу­чили свои корабли хорошо - около 22 британских судов, общим тонна­жем 93.000 тонн, ежемесячно унич­тожалось в течение первых восьми месяцев с начала войны.

Затем в июле 1940 года собы­тия на Западных подходах получили драматический поворот. С оконча­нием захвата Франции Германия на­чала использовать атлантические порты этой страны. В июле базой подводных лодок стал Лорьян, вско­ре за ним последовали Сен-Назер и Ла-Паллис. Для командиров субма­рин начался период "счастливой охоты". На фоне общих успехов вперед выдвинулась когорта асов-подводников: Кречмер, Прин, Шепке, Эндрас; они и их приятели от­правили на дно 217 судов в течение четырех месяцев, кончая октябрем 1940 года. За этот же период мы по­топили только 6 субмарин.

Задачей асов было выполнение августовского приказа Гитлера, в котором объявлялось о полной бло­каде британских островов и дела­лось предупреждение, что все суда, включая нейтральные, будут потоп­лены при обнаружении.

К этому времени появились также четырехмоторные дальние бомбардировщики Фокке-Вульф "Кондор", которые добились боль­ших успехов.

В октябре 1940 года подвод­ная лодка "U 32" добилась выдаю­щихся результатов, но затем спол­на за них расплатилась. Ее коман­дир Ганс Ениш, имевший на своем счету более 100.000 тонн потоп­ленного тоннажа, стал считаться асом. В этом месяце он добавил еще 40.000 тонн к своему счету од­ним залпом торпед.

42.438-тонный канадский тихо­океанский лайнер "Эмпресс оф Бритн" был поражен бомбой в 700 милях северо-западнее залива Донегал в тот момент, когда он на­правлялся домой с Ближнего Восто­ка. Спасательные суда взяли его на буксир, но двумя днями позднее -28 октября - "U 32" обнаружила его и послала на дно.

Еще через два дня "U 32" бы­ла обнаружена парой недавно по­строенных эсминцев: "Харвестер" и "Хайлендером". Они вы­шли в атаку, и теперь Ениш стал уже не охотником, а дичью. Ни он, ни его команда не пережили этого приключения. Аккуратно сброшенная серия глубинных бомб выбросила "U 32" на повер­хность, лишенную управления, с затопленными внутренними отсеками и поломанными приборами управления.

Как только их добыча всплыла на поверхность, оба эсминца от­крыли огонь. Несколько секунд их главные калибры били по цели. Было видно, как немецкие моряки носились по мостику и прыгали в кипящую от взрывов воду. Их лод­ка затонула среди гигантских пу­зырей, а сами они оказались во власти моря и противника. Более двух десятков спасшихся, среди них Ганс Ениш, были подняты из моря и доставлены в Англию в ка­честве военнопленных.

"Эмпресс оф Бритн" была отомщена.

Через несколько дней после этого подвига эсминец "Бигль" (лейтенант-коммандер Р. Г. Райт) почти свел счеты с другим асом — Отто Кречмером с немецкой субма­рины "U 99". Но его лодка, хотя и получила серьезные повреждения, сумела дойти с трудом обратно в Лорьян. Ас был сильно потрясен этим испытанием. Он бы расстроил­ся еще больше, если бы знал, что его дни в море сочтены.

Многое изменилось в Атланти­ке с октября 1940 по март 1941 го­да. У англичан появилась некоторое количество странных "четырехтрубных" эсминцев. Извлеченные из холодных хранилищ в США и воз­вращенные к жизни на английских верфях, пятьдесят из этих кораблей возникли, чтобы выполнить свою мрачную, не подлежащую разглаше­нию миссию. Они получили новые имена от названий городов - анг­лийских и канадских - и стали из­вестны как эсминцы типа "Таун".

Немцы имели про запас очень сильный козырь - тактику нападе­ния группами подводных лодок. Начиная с октября, подобные атаки получили свое дальнейшее развитие. Вместо определения местона­хождения конвоя и его немедленной атаки, обязанностью командира не­мецкой подводной лодки являлось сообщать о местонахождении кон­воя и наводить на него другие лод­ки. Они должны были напасть на караван только тогда, когда собира­лась целая группа субмарин. Благо­даря подобной тактике, конвои подавлялись простым численным перевесом со стороны противника. В некоторых случаях число немец­ких подводных лодок превосходило количество кораблей охранения.

К марту 1941 г, появилось мно­гое, что впоследствии оказалось весьма полезным. Конвоирующие корабли стали оснащаться высоко­частотными радиопеленгаторными станциями (HF/DF), которые дава­ли возможность определить место­нахождение немецких подводных лодок, использовавших радиосвязь с Германией. Появились радары, и на кораблях сопровождения начина­ли монтироваться их комплекты. С целью оказания помощи во время боя на сцене стали появляться осна­щенные радарами самолеты; комби­нация радара и прожектора Ли -небольшого прожектора, луч кото­рого загорался одновременно с на­чалом ночной атаки на подводную лодку противника - доставила не­мецким командирам немало тревож­ных минут.

Но больше всего март 1941 го­да запомнился рядом успешных дей­ствий против неприятеля. Немецкие титулованные асы встретили до­стойного противника в лице безот­казных трудяг - старых эсминцев. Были потоплены немецкие субма­рины "U 47" "Быка Скапа-Флоу" Прина и "U 70". Последняя была отправлена на дно малыми стороже­выми кораблями "Камелия" и "Арбутусом", а лодка Прина - эсмин­цем "Вулверин" (лейтенант-ком­мандер Дж. М. Роуланд) вскоре после полуночи 7 марта. Эсминец преследовал ее долгих восемь ча­сов, в течение которых он предпри­нял несколько атак, принимая эхо-сигналы, как предполагалось от под­водной лодки. Не имея конкретного подтверждения уничтожения субма­рины, Роуланд прекратил преследо­вание и, разочарованный своей неу­дачей, вернулся назад к конвою. Послевоенные документы убеди­тельно указывают на то, что эти атаки были успешными, и уничто­жение "U 47" было записано на счет "Вулверина". Лодка пошла ко дну со всем экипажем.

Ночью 17 марта 1941 г. конвои "НХ-112" был атакован группой не­мецких субмарин. Она предводительствовалась Кречмером на "U 99" и Шепке на "U 100". К это­му времени Шепке претендовал на уничтожение им судов с общим тоннажем более 200.000 тонн, а Кречмеру, самому удачливому из командиров субмарин всех времен, приписывали более чем 300.000 тоннаж. Следует заметить, что по­слевоенные документы продемонст­рировали, что претензии немцев на тоннаж уничтоженных судов были значительно выше наших потерь в действительности.

Когда начались атаки на кон­вой "НХ-112" эсминцы охранения открыли огонь осветительными сна­рядами, чтобы рассеять темноту. Это был обычный тактический при­ем ведения ночного боя с подводны­ми лодками, чтобы вынудить их погрузиться под воду. До тех пор, пока они находились в надводном положении, наши "асдики" были бесполезны. Кроме того, субмарины противника становились менее мо­бильными, а значит - менее опас­ными. Имея врага под водой, коман­диры эскорта чувствовали себя более спокойно. Они знали, каким образом вести бой, преследуя лодку в подводном положении.

Эскадренный миноносец "Вэнок" (лейтенант»коммандер Дж. Г. Диниз) принял устойчивый эхо-сигнал; сильный и чистый, он не мог исходить от какого-либо дру­гого объекта, кроме подводной лод­ки. Как оказалось впоследствии, это была "U 100". Шепке не мог знать о том, что ежу оставалось жить все­го лишь считанные минуты. Серия бомб, сброшенная эсминцем, легла точно вокруг субмарины. В свете осветительных снарядов, рассеива­ющих темноту, стало видно, как она, потеряв управление, всплывала на поверхность.

На "Вэноке" было приказано положить руль на борт, а по машин­ному телеграфу прозвенела команда "полный вперед". Дистанция быст­ро сокращалась, и нос 23-летнего ветерана-эсминца с хрустом врезал­ся в "U 100". Шепке оторвало обе ноги, его с силой бросило прямо на тумбу перископа, из которого он ра­нее наблюдал так. много тонущих транспортов. Тело аса исчезло в во­довороте волн, когда его субмарина пошла ко дну.

Повреждения, полученные "Вэноком" были незначительны. В но­су пострадала продольная перебор­ка, но ее поддержали подпорками, и вскоре корабль делал 18 узлов на спокойной воде. То, как он выдер­жал таранный удар, делало боль­шую честь его строителям.

В этом же бою другой ветеран - эсминец "Уокер" (коммандер Д.Дж.Ф.У. Макинтайр) - один из асов по числу уничтоженных немец­ких субмарин - предпринял похо­жую атаку. Под градом глубинных бомб "U99" была вынуждена всплыть. С трудом пытаясь удер­жаться на поверхности, без управ­ления, она сигнализировала о том, что тонет, и команда покидает ее. Кречмер оказался в числе живых и был поднят на борт эсминца, чтобы стать военнопленным.

Так, фактически, в течение па­ры дней был уничтожен цвет коман­диров немецких субмарин.

Однако, мы не можем окон­чить рассказ о 1941 г,, не упомянув о вкладе в охрану конвоев кораб­лей канадских ВМС. Они отвечали за безопасность караванов на пер­вом этапе их маршрута от берегов Северной Америки. Канадские ко­рабли действовали успешно, но в то же время понесли тяжелые по­тери. Был торпедирован и затонул эсминец "Оттава", унеся с собой жизни 120 офицеров и матросов. Эсминец "Сент-Круа" пострадал еще больше; его трагическая исто­рия будет рассказана в своё время. Однако, другой эсминец - "Ски­на" — провел конвой с боями, ана­логичными многим другим, в кото­рых принимали участие канадские

эскортные корабли. Он являлся флагманом эскорта конвоя "SC-42" в сентябре 1941 г., имея под сво­им началом только три корвета, в то время, как караван насчитывал 63 транспорта. История этого кон­воя подробно описана кэптеном С.У. Роскиллом в "Войне на мо­ре", и нижеследующее в значи­тельной степени основано на его материале.

На седьмой день обогнули мыс Фарвель (Гренландия) и, как только были получены сообщения о группе немецких подводных лодок впереди, конвой взял курс прямо на север, держась близ сурового берега Грен­ландии. В ночь на 9 сентября не­мецкие субмарины обнаружили цель. Собралось не менее 17 лодок, хотя в бою принимали участие, в сущности, не более восьми или де­сяти. Незадолго до полуночи были торпедированы восемь транспортов; один из них, танкер, взорвался, вспыхнув, как обычно, гигантским пламенем, оставив после себя ярко горящее нефтяное пятно.

По крайней мере, четыре не­мецкие субмарины оказались внут­ри конвоя. "Скина" носился по волнам, освещая поле ночного боя осветительными снарядами и взрывал глубинные бомбы. Но все это не приносило никакой пользы.

10 сентября один из корветов эскорта был отряжен отбуксиро­вать поврежденный танкер в Ис­ландию. Атаки были возобновлены этой ночью, несмотря на умень­шившийся состав эскорта; еще два судна затонули.

Тем временем, канадские корветы "Чамбли" и "Мусежо" спешили, чтобы усилить охрану. Прибыв на место, они тут же по­топили "V 501". Но еще пять транспортов пошли на дно.

В полдень 11 сентября пришли еще пять кораблей охранения; слишком поздно, чтобы спасти 16 потопленных кораблей, но все еще вовремя, чтобы выследить про­должавшие прятаться немецкие подводные лодки. В тот же день эс­минцы "Ветерэн" и "Лимингтон" уничтожили "U 207".

К счастью, вечером опустился туман, скрыв конвой, находившийся в трудном положении. Выжидавшим субмаринам противника пришлось оставить какие-либо надежды добить­ся дальнейших успехов.

Декабрь 1941 года принес изве­стие о тяжелом бое конвоя в другом районе необъятной Атлантики. Кон­вой "HG-76" шел в порт приписки из Гибралтара, когда в ночь с 14 на 15 декабря ему пришлось вступить в бой. Рано утром 15-го австралийский эсминец "Нестор" (коммандер А.С. Розенталь), идущий в южном направлении на рандеву с двигав­шимся на встречу "HG-76", заметил "U 127" в надводном положении не­далеко от мыса Сент-Винсент. Он дал залп из своих 120-мм орудий, но субмарина благополучно ушла под воду. Оказавшись в районе погруже­ния, "Нестор" предпринял неисто­вую атаку. Море кипело от бешеных взрывных фонтанов. Вскоре на воде появилось нефтяное пятно. Затем, в пузырях воздуха, на поверхность ста­ли всплывать обломки. Масляное пятно увеличивалось в размерах. Мо­ре пропиталось особым, характерным для гибнущей вражеской лодки смра­дом, - это свидетельствовало о ее конце.

16-го девять вражеских субма­рин приблизились к конвою. Им пришлось столкнуться с ожесточен­ным сопротивлением. Небольшой эскортный авианосец "Одесити" сопровождал караван с целью ока­зания воздушной поддержки во вре­мя боя. Ближний эскорт составляла одной из наиболее знаменитых про­тиволодочных групп - группа Уокера. Коммандер Уокер был асом всех времен по числу уничтоженных суб­марин, его подвиги замечательно описаны во многих книгах.

В данном случае его группа включала в себя шлюпы "Сторк", "Дептфорд" и семь корветов. Для усиления группы ей было придано три эсминца. Они назывались: "Эксмур" (лейтенант-коммандер Л. Ст. У. Рич), "Влэнкни" (лейте­нант-коммандер П.Ф. Поуле), и "Стэнли" {лейтенант-коммандер Д.Б. Шоу). Им всем пришлось пе­режить немало тяжелых моментов в течение четырех дней последо­вавшего затем непрерывного боя.

Настоящая битва разгорелась утром 17 декабря, когда один из са­молетов "Одесити" сообщил о вра­жеской подводной лодке, находив­шейся в надводном положении в двадцати с лишним милях от кон­воя. Коммандер Уокер на борту "Сторка" отправился на поиск, от­дав приказ трем эсминцам, имевшим более высокую скорость, чем другие корабли охранения, присое­диниться к нему. Корвет "Пенстеммон" энергично последовал за ними. Сосредоточившись, корабли начали атаку, но без видимого результата. В действительности, как нам сейчас известно, немецкая субмарина "U 131" получила серьезные по­вреждения в результате атаки кор­вета и чуть было не погибла. Когда поисковая группа была уже вне ви­димости, она, лишь благодаря чрез­вычайным мерам, смогла подняться на поверхность.

Вскоре "Стэнли" вновь обна­ружил ее примерно в 10 милях позади. В последовавшем противо­лодочном поиске "Эксмур" и "Блэнкни" на максимальной скоро­сти бросились к субмарине, чтобы, как можно быстрее, захватить ее в пределы досягаемости своих ору­дий. Во время этого преследования "U 131" произвела несколько точ­ных выстрелов; ею был сбит пытав­шийся обстрелять лодку истреби­тель с "Одесити".

Артиллерийский огонь "Эксмура" был почти точен. Как только эс­минец оказался на дальности стрельбы, его снаряды стали ло­житься вокруг цели. "U 131" пре­кратила бегство, команда открыла клапаны затопления и покинула ее. Первое и единственное боевое пла­вание субмарины окончилось.

На следующий день, 18 декаб­ря, наступила очередь "Бланкни" открыть боевой счет. "Стэнли" об­наружил "U 434" в надводном поло­жении в шести милях слева от кон­воя. Три эсминца начали преследо­вание. На подводной лодке замети­ли, что ее обнаружили, и она ушла под воду. "Стэнли"' первым дошел до места, и, т.к. его "асдик" не рабо­тал, он сбросил серию бомб, чтобы отметить примерное место погруже­ния, Затем подошел "Блэнкни", и вскоре его ведущий поиск гидроло­катор получил устойчивый контакт.

Он предпринял три энергичные атаки. "U 434" подверглась серьез­ной взбучке. Ее единственная на­дежда на спасение заключалась в аварийном продувании цистерн и немедленном всплытии на поверх­ность, чтобы как можно большее количество членов экипажа успело выскочить на палубу прежде, чем эскортные корабли откроют огонь. Но как только она всплыла, "Блэн­кни" на полном ходу начал развора­чиваться для тарана. Поуле понял, что в этом уже нет необходимости, и бой закончен. Команда "U 434" прыгала с рубки в море. Прежде чем "Блэнкни" успел пройти мимо лодки, она снова скрылась под во­дой - навсегда.

"Эксмур" и "Блэнкни" оба от­носившиеся к типу "Хант", были отправлены в Гибралтар для попол­нения запасов топлива. Имея на счету по уничтоженной вражеской субмарине каждый, их команды воз­вращались в хорошем настроении.

Теперь наступила очередь под­водных лодок неприятеля. "U574" всплыла на перископную глубину почти в центре конвоя. "Стэнли", находившийся от нее на дистанции 1000 метров, попал в поле зрения и через одну-две минуты был торпе­дирован. Даже закаленные моряки, привычные к ужасам боев, разыгры­вавшихся вокруг конвоев, описыва­ли взрыв "Стэнли" как ужасный. Огромная стена пламени поднялась вверх на десятки метров. В считан­ные секунды эсминец превратился в груду обломков. Только 28 членов его экипажа остались в живых по­сле торпедной атаки.

Вскоре Уокер отомстил за эту потерю. Через 10 минут после своей атаки "U 574" попала в поле зрения "асдика" "Сторка". В ре­зультате глубинного бомбометания, предпринятого шлюпом, немецкая субмарина была вынуждена под­няться на поверхность; последовала захватывающая погоня. Преследо­вание закончилось тем, что "Сторк" протаранил лодку против­ника. На борт корабля были подня­ты лишь несколько оставшихся в живых немцев.

Той же ночью был подбит один из транспортов, и рано утром на сле­дующий день он был затоплен свои­ми силами. Затем затонул еще один транспорт. Далее последовал более серьезный удар.

Проницательный командир не­мецкой субмарины, лейтенант Бигальк, сумел в ночь на 21 декабря подойти к конвою на близкую дис­танцию. В поле его зрения попал авианосец. Последовал залп. Одна торпеда поразила цель. Хотя попа­дание оказалось роковым, "Одесити" оставался на плаву достаточно долго для того, чтобы большая часть команды была спасена; толь­ко после этого он затонул прибли­зительно в 500 милях западнее мы­са Финистере,

Но бой еще не закончился. В тот же самый день, когда затонул авианосец, корвет "Сэмфир" и шлюп "Депрфорд" участвовали в уничтожении "U567". В тот мо­мент мы не знали об этом, но для немцев гибель лодки стала особен­но тяжелым ударом. Командиром субмарины был Эндрас, бывший старшим помощником на лодке Прина, в походе, когда была про­рвана обороны Скапа-Флоу и "Ройял Оук" затонул на якорной стоянке. С тех первых дней войны Эндрас стал одним из лучших ко­мандиров лодок Германии. Он был награжден "Дубовыми листьями" к "Железному кресту". Он и субма­рина "U 567" погибли вместе со многими другими немецкими офи­церами и матросами во время атак на конвой "HG-76".

С гибелью "U 567" бой был, по существу, закончен. Немцы лиши­лись пяти подводных лодок за поте­рю "Одесити", "Стэнли" и двух транспортов.

Так закончился 1941 год.

1942-й был долгим, раздирае­мым боями годом успехов и неудач. Канада потеряла эсминец "Отта­ва", но другой корабль канадских ВМС "Ассинибойн" потопил "V 210". Старый, построенный в 1918 г. "Весткот" уничтожил "U58I"; "Хесперэс" рассчитался с "U 93"; "Вайкаунт" протаранил и потопил "U 619"; "Фейм" (один из кораблей типа "F") потопил "U353". Но, несмотря на эти успе­хи, потери наших транспортов росли, а производство немецких подводных лодок далеко опережало количество погибших.

К 1943 году нация была в не менее серьезной опасности, нежели в страшные дни 1940 года, когда мы каждый день ожидали и даже пред­полагали вторжение. Сейчас Герма­ния имела около 400 подводных ло­док, из которых более 200 были действующими. Апогей битвы за Атлантику пришелся на март 1943 года. Наши потери транспортов в этом месяце были громадными. Кэптен Роскилл в своей официальной истории приводит следующие дан­ные: в первый 10 дней месяца мы потеряли 41 судно. В следующие 10 дней еще 56 пошли на дно. За те 20 дней тоннаж потопленных судов превысил полмиллиона.

Нам грозила гибель. Безопас­ность конвоев являлась жизненно не­обходимой для нашего существова­ния. Мы не могли вести войну без грузов, доставляемых конвоями.

Кроме наших потерь в торговых судах мы продолжали терять эсмин­цы. В том роковом марте мы потеря­ли "Харвестер". Защищая караван он таранил и потопил "U 444", но в результате была сильно повреждена его носовая часть. Коммандер А.А. Тейт остановил машины, опаса­ясь, что носовые переборки могут дать течь. Воспользовавшись этим "U 432" произвела торпедную атаку, и эсминец быстро затонул. Француз­ский корвет "Аконит" поспешил на помощь оставшимся в живых. Тем не менее многие, включая команди­ра, погибли. В последствии "Ако­нит" произвел поиск, обнаружил и быстро потопил "U 432".

Несмотря на предыдущие неу­дачи в боях, апрель и май вдруг принесли поражения врагу. Ре­троспективно мы можем сейчас определить эти два месяца как смена приливно-отливного течения для нас в Атлантике. Это было на­чало нашей победы.