Атака на линкоры в Ла-Манше

А. Престон (Пер. с англ.)

 

Очевидно, что роль эсминцев типа "V/W" в годы Второй Мировой войны была вспомогательной, по­скольку они уже не подходили для службы в качестве эскадренных ми­ноносцев при флоте. Достижения ав­стралийских эсминцев на Средизем­ном море показали, что это мнение не вполне соответствовало истине, но был еще и другой случай, когда эс­кадренные миноносцы типа "V/W" имели дело с гораздо более превосхо­дящим противником, без поддержки со стороны каких-либо иных своих сил. Это произошло, когда пять ста­рых эсминцев провели "безнадеж­ную" атаку в дневное время против германских линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау".

12 февраля 1942 г. два герман­ских линейных корабля осуществи­ли наиболее дерзкий план за всю войну - дневной бросок через Ла-Манш из Бреста в германские базы, преодолев серию британских контр­мер, специально спланированных для предотвращения этой самой возможности. Атаковали самолеты, гремели береговые орудия, пять раз бросались в атаку торпедные кате­ра, но все они оказались не в состо­янии остановить линкоры, окружен­ные эскортирующими эсминцами и миноносцами, а так же прикрытые авиационным зонтиком.

Поскольку день проходил, а все усилия англичан ни к чему не приво­дили, приказ атаковать врага торпеда­ми был отдан командиру 21-й флоти­лии эсминцев, находившейся в Харидже. Кавалер ордена "За заслуги" кэптен К.Т.М. Пайзи находился на лидере "Кэмпбелл" и имел в составе своей флотилии всего один эсминец - "Вивейшэс". Даже с присоединив­шейся 16-й флотилией в составе ли­дера "Маккей", эсминцев "Уитшед", "Вустер" и "Уолпол" он имел всего шесть эсминцев против двух 32.000-тонных линкоров, одного тяжелого крейсера, шести больших современ­ных эсминцев и 15 миноносцев, а так­же торпедных катеров и самолетов.

План использования хариджских эскадренных миноносцев про­тив немецких кораблей был заранее составлен вице-адмиралом Рамсеем5 после консультации с кэптеном Пайзи. Он основывался на предпо­ложении, что немцы, если они осме­лятся прорываться из Бреста, будут вынуждены идти ночью. Однако, благодаря интуиции Гитлера, немцы рискнули предположить, что бри­танцы будут застигнуты врасплох дневным броском, и, как мы знаем, оказались правы. Все многочислен­ные атаки могли иметь некоторые шансы на успех в темноте, но план не имел варианта противодействия в светлое время.

Обе флотилии проводили учения у Хариджа, когда в 11:45 был получен сигнал из Дувра: "Вражеские линей­ные крейсера прошли Булонь на ско­рости около 20 узлов. Приступить к выполнению отданного ранее прика­за". Лишь случайно эсминцы оказа­лись в пятнадцатиминутной готовно­сти развести пары. Их способность к выходу понижалась до 4-часовой с на­ступлением темноты, но поскольку корабли были уже в море командир флотилии смог начать движение не­медленно. Эсминцы были объединены в два дивизиона, "Кэмпбелл", "Ви­вейшэс" и "Вустер" в первом и "Маккей", "Уитшед" и "Уолпол" во втором. Скорость возросла до 28 уз­лов. Кэптен Пайзи без колебаний дви­нул оба своих дивизиона через бри­танское минное поле с целью сокра­тить время выхода в точку перехвата. Риск оказался оправданным, посколь­ку мины были вытралены нескольки­ми днями раньше, но вскоре после 13:00 на "Уолполе" вышел из строя главный компас, и он был вынужден вернуться в порт. Вскоре после этого последовало первое боевое столкнове­ние, когда два звена германских бом­бардировщиков атаковали "Маккей" из низкой облачности. Бомбы легли мимо, и эсминцы продолжили движе­ние к точке перехвата. То, что после­довало далее, было демонстрацией нарушения взаимодействия, которое сопровождало для англичан все события этого дня: британский бомбарди­ровщик "Хэмпден" провел решитель­ную, но безрезультатную атаку на "Маккей" и "Вустер", которую моря­ки перенесли с мрачным терпением, переборов искушение открыть огонь.

В 15:17 крупные вражеские ко­рабли были обнаружены радаром "Кэмпбелла" и, поскольку в этот мо­мент проходила первая атака торпедо­носцев "Бофорт" Берегового командо­вания ВВС, немцы были ошеломлены увидев корабли 1-го дивизиона, при­ближавшиеся к линии торпедных ка­теров завесы. Они обрушились ору­дийными вспышками на атаковавших из тумана. В своем официальном ра­порте немцы объявили один из бри­танских эсминцев потопленным. Тем не менее, дивизион Пайзи добился то­го, что казалось невозможным - он сблизился на дистанцию 16 каб., вы­пустил торпеды и избежал уничтоже­ния. Эсминцем, который немцы сочли погибшим был "Вустер", который по­лучил полный вес бортовых залпов с "Гнейзенау" и "Принца Ойгена". В соответствие со всеми сравнительны­ми стандартами, "Вустер" должен был затонуть, поскольку его расстре­ливали с дистанции менее 40 каб. И действительно, в один из моментов командир эскадренного миноносца, лейтенант-коммандер Коутс приказал экипажу приготовиться оставить ко­рабль. Его эсминец был объят пламе­нем, убитые и раненые лежали вокруг орудий, а обжигающий пар валил из машинного отделения. Не имея воз­можности двигаться и сражаться, "Вустер" находился в гибнущем со­стоянии в тот момент, когда немцы прошли мимо, не обращая внимание ни на все, что могло осложнить их ус­пешный бросок.

Крайне редко эсминцы могли пе­режить избиение в тех масштабах, которые выпали на долю "Вустера". Кэптен Пайзи был изумлен, когда он вернулся на поле боя и нашел иска­леченный эскадренный миноносец уже погасившим пожары и пытаю­щимся развести пары. В дополнение к своим проблемам корабли неодно­кратно подвергались атакам герман­ских и британских самолетов. Но в потоплении английских кораблей ко­ролевские ВВС не добились больших успехов, чем в уничтожении враже­ских. Четыре невредимых эсминца построились вокруг "Вустера" и двинулись домой со скоростью 8 уз­лов. Когда поврежденный эсминец достиг Хариджа, он гордо отказался от помощи буксиров и встал на якорь самостоятельно. Потери его экипажа составили 17 человек убитыми и 45 ранеными — почти половину ко­манды, насчитывавшей 130 человек.