Конвой "PQ-18"

Д.А. Томас (Пер. с англ.)

 

Менее чем через две недели по­сле того, как был затоплен "Эдин­бург", находившийся в то время на временном ремонте "Тринидад", от­правился из Мурманска в место на­значения, но был обнаружен самоле­тами, атаковавшим и поразившим свою цель. В течение трех часов "Тринидад" горел охваченный силь­ным пламенем, а затем, как и "Эдин­бург", был затоплен нашими собст­венными силами. Погиб восемьдесят один член команды крейсера.

В то же самое время, когда происходили эти события, 20 мая, от берегов Исландии отошел боль­шой конвой — "PQ-16". В состав ка­равана входило 35 транспортов. Ко­мандование эскортом было сосредо­точено в умелых руках Р. Дж. Онслоу, командира эсминца "Ашанти".

К кораблям подкрались двенад­цать немецких субмарин, а около 250 бомбардировщиков и торпедо­носцев предприняли ряд мощных атак. Многие из атакующих прорва­лись сквозь сильный заградительный огонь зенитчиков. Поле боя выгляде­ло ужасно из-за страшных взрывов судов, происходивших, когда торпе­ды и бомбы попадали в цель. Многие торопливо молились о том, чтобы опустилась темнота и стерла это зре­лище; темнота, которая принесла бы освобождение от бесконечного днев­ного света и хищных самолетов.

В самом начале боя эсминец "Гарленд" с польским экипажем, на­ходившийся в голове конвоя, при­влек, похоже, особое внимание бом­бардировщиков. Он попал в водный смерч, когда рядом стали взрываться бомбы. Его орудия извергали массу снарядов в хмурое небо, и их пустые гильзы усеивали палубы, лязгали о шпигаты, издавали резкие металли­ческие звуки над палубами и с шу­мом падали за борт, в тот момент, когда легкий эсминец производил развороты влево, а затем направо, пытаясь уйти от бомбардировщиков. Но все это было напрасно.

В 20:30 он получил тяжелые повреждения и сигнализировал на "Ашанти": "Семнадцать убитых, двадцать девять раненых. Зенитные орудия выведены из строя". Коман­дир ответил кратко: "Можете ухо­дить". "Гарленд" прибавил ходу и в одиночку продолжил свой путь в негостеприимный Мурманск.

В конечном счете, конвой до­стиг своего места назначения, за ис­ключением семи потопленных судов и еще одного, которое повернуло назад еще в начале похода. Жесто­кость атак могла привести к еще большим потерям. Адмирал Тови в своем официальном донесении о действиях каравана отдал дань мас­терству и стойкости командира "Ашанти", "устойчивости на кур­се, меткому орудийному огню и пре­восходному сохранению судами кон­воя места в строю".

Успешный переход "PQ-16" стал источником некоторого удов­летворения для союзников. И было от чего. Потери, понесенные шест­надцатью караванами в Россию, бы­ли несоизмеримы по сравнению со встреченным впечатляющим проти­водействием.

Но удовлетворение обернулось горьким разочарованием, когда с"ало известно о судьбе "PQ-17". Печаль­ная история этого несчастливого ка­равана была рассказана несколькими авторами в других изданиях, и я не буду вдаваться в подробности. Для всех девятнадцати эсминцев19, участ­вовавших в бою и находившихся в составе различных отрядов флота прикрывавших конвой, вся операция оказалась мрачным периодом круше­ния надежд и унижения.

Высокие авторитеты посчита­ли, что самым разумным будет вывести из состава охранения крей­сера и эсминцы и отдать приказ тридцати трем транспортам, танке­ру ВМФ и трем спасательным су­дам рассеяться в Баренцевом море и самостоятельно прибыть в порт назначения, чтобы избежать встре­чи с крупными боевыми кораблями противника, которые, как полагали, только и ждали момента, чтобы на­броситься на слабо охраняемый конвой. На самом деле, силы врага были не столь близко, как думали — но это стало ясно только после слу­чившегося. Достаточно сказать, что приказ был отдан. Он был испол­нен. Два крейсера и оставшиеся су­да ВМФ - минные тральщики, ма­лые сторожевые корабли, траулеры и корабли ПВО - рассеялись.

Они прокладывали свой опас­ный путь по волнам, кишевшими не­мецкими подводными лодками. Бом­бардировщики роились в небе и устремлялись вниз, как разъяренные пчелы. Командиры немецких субма­рин едва поверили своим глазам, когда увидели процессию неохраня­емых или едва охраняемых транс­портов, которые шли в южном и во­сточном направлениях сквозь ярость ветра и волн.

Бомбардиры самолетов и команди­ры подлодок выбирали свои цели, как мишени в тире. Это было так легко...

Были потоплены двадцать два транспорта, танкер-заправщик ВМФ и спасательное судно. Благополучно дошло лишь одиннадцать из тридца­ти трех судов. Потери составили 123.000 из 180.000 тонн отправлен­ного груза. Очень дорого нам обош­лись оставшиеся 57.000 тонн.

Рассосредоточение в ледяных просторах Баренцева моря перед ли­цом опасности появления врага ко­раблей "PQ-17" явилась печальным эпизодом в истории войны в Арктике.

Гибель конвоя, вкупе с другими неудачами, ознаменовала доселе не­виданное положение на море. На Ти­хом океане господствовал флот Япо­нии. Невзгоды обрушились на союз­ников в Яванском море и ход собы­тий в войне все еще складывался в пользу противника. Японии продол­жала доминировать на Тихом океане.

В Средиземноморье события достигли критической отметки. Го­лод грозил Мальте капитуляцией. В небе господствовали германские ВВС. Конвоям, идущим к острову, приходилось пробиваться с боями. Иногда при угрозе гибели им прихо­дилось поворачивать назад.

В северных водах мы имели тя­желые события, связанные с судь­бой "PQ-17".

На суше наши дела обстояли не намного лучше. Германская во­енная машина имела все причины остановиться на русском фронте, однако огромная часть советской земли продолжала лежать под каб­луком нацистского сапога.

В северной Африке корпус Роммеля стоял у ворот Александ­рии, вовремя остановленный у поле­вых укреплений, сооруженных близ населенного пункта с неизвестным названием Эль-Аламейн.

Дела союзников фактически по­дошли к своему крайнему пределу.

Но примерно в это время - се­годня даже трудно указать точную дату, это было где-то в середине ав­густа 1942 года - нам мимолетно улыбнулось провидение. Наступа­тельные действия стран "оси" за­стопорились без всякой надежды на какой-либо прогресс. На Мальте удалось избежать голода после то­го, как в августе туда пробился кон­вой. Немного позже Монтгомери возобновил боевые действия приме­нив значительную огневую мощь, и тогда весь мир узнал, где находится Эль-Аламейн. Он вырвался из ук­реплений и сделал первый шаг по 1000-мильному пути к Триполи.

Америка оправилась от нападе­ния Японии и начала постепенное про­движение по тихоокеанским островам к самым воротам Японии. И первым успехом в этих великих сражениях была победа при Гуадалканале.

В Арктике мы возобновили кон­вои в Россию, после того, как при­остановили их на несколько недель.

В сентябре в море вышел "PQ-18". Атаки, предпринятые против него вновь поставили в центр внимания кэптена Армстронга, командовавше­го эсминцем "Онслоу"20.

В операции принимало участие множество кораблей. В состав кара­вана входило тридцать девять транс­портов, одно спасательное судно, один танкер, три минных тральщика и три танкера ВМФ. Его ближний эскорт включал два эсминца, два крейсера ПВО, две подводные лодки, четыре малых сторожевых корабля, три минных тральщика и четыре во­оруженных траулера. Авиационная группа включала в себя авианосец "Эвенджер" и два эсминца.

"Боевой эскорт эсминцев" состо­яло из легкого крейсера "Сцилла", флагмана командующего эскадренны­ми миноносцами, и шестнадцати эс­минцев в составе двух отдельных групп имевших следующий состав:

Группа "А": 17-я флотилия: "Онслоу", "Оффа", ' Онслот", "Опортыон"; 6-я флотилия: "Ашанти", "Со­мали", "Тартар", "Эскимо"

Группа "В": 3-я флотилия: "Милн", "Метеор", "Мартин", "Мари"; 8-я флотилия: "Фолкнор", "Фьюри", "Интрепид", "Импалсив"

Рядом шел отряд крейсеров, в состав которого входили три тяже­лых крейсера с 8-дюймовыми оруди­ями, в то время как дальше находи­лись два линкора - "Энсон" и "Дьюк, оф Йорк" - с крейсером "Джамайка" и еще пятью эсминца­ми, обеспечивавшими дальнее при­крытие.

И, наконец, назначенные райо­ны патрулировали семь подводных лодок.

Конвой вышел из Лох-Ю 2 сентября и мирно шел своим пу­тем, поднимаясь все выше и выше в северные широты. Ничто не до­саждало ему в течение многих дней, но 13 сентября начались дав­но ожидаемые и неизбежные ата­ки, ярость которых была неумоли­ма и безжалостна.

Еще тремя днями раньше Ад­миралтейство получило донесение о передвижении боевых кораблей противника. "Шеер", "Хиппер" и "Кёльн" - все они составляли вну­шительную силу — вышли в тот день из Нарвика на север. Наша подводная лодка "Тайгрис" едва поверила в свою удачу, когда на­ткнулась на неприятеля. Она тот­час же атаковала. Последовал тор­педный залп, но, к сожалению, все торпеды прошли мимо цели. Затем, когда эсминцы сопровождения контратаковали субмарину глубин­ными бомбами, на нее обрушился ад кромешный. Прежде, чем она успела укрыться от бомб па глубине, ее чуть не рассек нос одного из эсминцев, пытавшегося таранить лодку.

К счастью для конвоя, эти вра­жеские корабли скрылись в Альтен-фьорде и не были отправлены даль­ше на север для перехвата.

Но если надводные корабли не приняли бой, то их нежелание было более чем компенсировано горячно­стью вражеских атак с воздуха и из под воды.

Первую кровь, однако, пустил "Фолкнор", лидировавший силы эс­корта; он уже участвовал в уничто­жении вражеской субмарины "U 39", которая потопила авиано­сец "Корейджес" в первый месяц войны21; позднее, в июне 1941 года на счет флотилии, в состав которой входил "Фолкнор", было записано уничтожение немецкой подводной лодки "U 138" у Гибралтара. Сей­час эсминец вновь добился успеха. Он атаковал и потопил "U 88".

Но следующий день - 13 сен­тября - встретил моряков пронизы­вающим холодом, крепчавший ветер гнал по поверхности темных вод бе­лые гребни волн. Сильный взрыв торпеды нарушил тишину в самом начале дня. Когда взметнувшиеся волны осели, корабли эскорта уви­дели страшную пробоину, зиявшую в наружной обшивке корпуса у од­ного из транспортных судов. Вскоре корабль погрузился в ледяные вол­ны и исчез. Сразу же после этого немецкая подводная лодка нанесла новый удар, и взорвался другой па­роход, объятый огнем и дымом22. Спасательные суда вырвали уцелев­ших из когтей моря-убийцы.

Теперь наступала очередь авиации....

На сцене появилась небольшая группа бомбардировщиков (в неко­торых рапортах говорилось, что их было шесть, в других - двенад­цать). Стоявшие наготове истреби­тели с авианосца "Эвенджер" бы­ли подняты по тревоге и взлетели с ныряющей палубы корабля с намерением вступить в бой. По­гнавшись за этими несколькими самолетами врага, они ослабили оборону каравана, и, когда нале­тела следующая волна вражеских рейдеров, наши истребители были не готовы встретить их в том коли­честве, в каком бы нам хотелось.

Около сорока самолетов-торпе­доносцев, вооруженные двумя смер­тоносными снарядами каждый, появились в зоне сражения на очень малой высоте, скользя по гребням волн, чтобы пройти "под лучом" ра­диолокационных установок. Хитро­сть удалась, т.к. они были замечены лишь попав в поле зрения сигналь­щиков. Атаковало почти одинаковое количество "Юнкерсов-88" и "Хейнкелей-115". Среди них находилась и эскадрилья "асов" германских ВВС, переброшенная из Средиземно­морья, выделявшаяся раскраской своих самолетах.

Все имевшиеся в наличии орудия, которые можно было ис­пользовать для поражения целей, вели интенсивный заградительный огонь фугасными и трассирующи­ми снарядами, но устремленность атакующих оказалась сильнее ар­тиллеристов.

Прорвались почти все самолеты, и море превратилось в смертное ложе, исчерченное сотней торпед, несшихся со скоростью около 30 уз­лов. Оранжевыми языками пламени взметнулись вверх взорвавшиеся один за другим восемь транспортов, и их огромные покоробленные осто­вы погрузились в волнующееся море, унося с собой множество обречен­ных моряков. Море поглотило и пять из числа атаковавших самолетов".

Остальные корабли конвоя :или дальше, ярость противника иссякла. В течение дня был предпринят еще ряд неэффективных атак, но они бы­ли отбиты без потерь. Ночью одна из немецких подводных лодок про­никла по другую сторону эскортного прикрытия: ее командир взял на прицел крупный танкер, и через не­сколько минут этот злосчастный ко­рабль взорвался и затонул24.

Тем временем эскортные ко­рабли, "Эвенджер", "Сцилла" и эс­минцы легли на другой галс, обна­ружили идущий на запад "QP-14" и взяли курс к родным берегам25. Бы­ло 08:48 14 сентября, когда посту­пило сообщение от самолета-развед­чика с "Эвенджера" о немецкой подводной лодке, находившейся в надводном положении примерно в шести милях южнее конвоя.

Эсминец "Онслоу" был переме­щен на левый фланг прикрытия и, будучи ближе всех к неприятелю, получил приказ произвести поиск и атаковать. Армстронг положил руль влево, увеличил скорость до 30 уз­лов и приготовился к бою. На ко­рабле закипела энергичная работа.

"U 589" все еще находилась в надводном положении, готовясь ата­ковать, когда ее заметил наблюдатель "Онслоу". Он закричал в переговор­ную трубку, передавая на мостик пе­ленг на цель. Должно быть немецкая субмарина, почти одновременно обна­ружила эсминец, т.к. когда "Онслоу" изменил курс на нее, подводная лод­ка поспешно начала срочное погру­жение. Она ушла на большую глуби­ну и ловко маневрировала, чтобы скрыться от ищущих пальцев искус­ных операторов "асдика".

Вдруг из рубки "асдика" опера­тор доложил: "Контакт!" Он тотчас же был идентифицирован как под­водная лодка и ничто другое. "Дис­танция 1600 метров". "Асдик" изда­вал гудение и щелчки каждые несколько секунд. Каждый щелчок отмечал на бумаге расстояние до немецкой субмарины.

Уменьшив число оборотов для того, чтобы точно выйти в точку.

где находилась вражеская подлодка, "Онслоу" уверенно приближался. На юте уже были готовы расчеты для глубинного бомбометания, и в бомбы вставлены взрыватели, уста­новленные на различные уровни глубины. Когда прозвучала команда "Огонь", первые группы бомб выле­тели из метательных аппаратов и скатились за корму.

Но уничтожить субмарину было не легко. Командир "U 589" был хит­рым и искусным подводником. В те­чение нескольких часов он уклонял­ся от атак Армстронга. Еще четыре бомбардировки не дали какого-либо конкретного доказательства в пользу гибели немецкой подводной лодки.

Но следующая атака выглядела более результативной, и в 10:47 на воде были замечены пятна нефти. Затем ведущий поиск "Асдик" вновь поймал устойчивый сигнал в районе масляного пятна. "Онслоу" развернулся и продолжил бороздить этот район, сбрасывая глубинные бомбы. На этот раз их было только три, - запасы подходили к концу, необходимо было беречь их.

Последовало еще несколько атак, т.к. оператор "Асдика" докла­дывал о возобновляющихся сигна­лах, и только седьмая атака в 11:44 принесла, наконец, успех. Седьмой раз принес удачу "Онслоу".

В 11:47 - три часа спустя по­сле обнаружения немецкой суб­марины - прочный корпус "U 589" раскололся. Океан по­глотил ее, и из разрушенных от­секов были извергнуты решетки, ящики, консервные байки, горю­чее и единственный галстук.

С поднятыми из воды образца­ми, которые свидетельствовали об уничтожении подводной лодки, эсми­нец быстро шел курсом на присоеди­нение к конвою. На юте у него оста­валось только пять глубинных бомб.

В тот же день - 14-го, - и то время как "QP-14" вел противоло­дочные бои на западе, главный ,конвой "PQ-18" все еще шел юго-вос­точным курсом к Мурманску. Прежде, чем он достиг своего места назначения, ему пришлось пере­жить два налета бомбардировщиков и еще две торпедные атаки около 50 самолетов-торпедоносцев. К сча­стью, был потерян всего лишь един транспорт. Теперь уже артиллери­сты на кораблях и нескольких ос­тавшихся кораблях охранения нахо­дили, свои цели с высокой точно­стью, в результате чего многие из атаковавших рухнули в море, чтобы погибнуть в дыму и брызгах26.

Во время прохождения конвоя было сбито не менее сорока немец­ких самолетов. В живых не остался ни один из членов их экипажей.

16 сентября корабли сопровож­дения добились следующего успеха, когда эсминец "Импалсив" преследовал и уничтожил немецкую субма­рину "U 457". Это ознаменовало, фактически, конец долгого сраже­ния, которое вел конвой27. Из перво­начально отправившихся в путь тридцати девяти судов благополучно пришли в Россию двадцать семь. Ос­тальные двенадцать остались позади в глубине ледяных северных вод Мы расстались с конвоем "QP-14", когда он все еще шел на запад. Обычно противник обращал мало внимания на эти конвои, иду­щие домой - он искал тяжело гру­женные конвои "PQ". Сейчас же враг, похоже, намеревался потопить конвой, возвращавшийся в порт приписки. Немецкие субмарины все еще "сидели" на маршруте карава­нов, и когда там появился "QP-14", из торпедных аппаратов субмарин со свистом начали вырываться тор­педы и поражать цели. Одна торпе­да попала в тральщик "Леда", дру­гая в эсминец "Сомали", а третья врезалась в транспорт. Тральщик и пароход вскоре затонули, однако эс­минец, хотя и получил большую пробоину в средней части, оставал­ся на плаву. Сильные повреждения получило машинное отделение, и корабль покачивался на волнах, по­теряв управление. Его соратник, од­нотипный эскадренный миноносец "Ашанти" поспешил на помощь, быстро подал бросательные концы, и вскоре горящие от нетерпения ру­ки закрепили буксирный трос.

В течение восьмидесяти часов "Ашанти" медленно шел вперед. Затем налетевший с севера силь­ный ветер обрушился на повреж­денный "Сомали". Его ослаблен­ный корпус затрещал в бушующих волнах, корабль разломился на ку­ски и пошел на дно.

Тем временем адмирал Вернет решил больше не рисковать "Эвенджером" и "Сциллой", и приказал им идти домой полным ходом. Их высо­кая скорость сама по себе являлась эффективной защитой от немецких субмарин. Адмирал остался с конво­ем, переместившись с легкого крей­сера на борт эсминца "Милн".

Прежде, чем конвой вышел из опасной зоны, немецкие субмарины нанесли по нему еще один удар, бы­ли потоплены вспомогательное суд­но британского ВМФ и два транс­порта.

После восемнадцати дней поч­ти непрекращавшихся боев испы­тавшие огромное перенапряжение конвойные эсминцы были вблизи мыса Рат освобождены от своих обязанностей. В условиях коварной погоды они чуть не сбились с ног, охраняя многочисленные суда, вве­ренные их заботам. Сейчас, после проводки "PQ-18" и "QP-14", эс­минцы вполне могли уйти на заслу­женный отдых.

Но если все на борту "Онс­лоу" облегченно вздохнули, то это оказалось преждевременным. Мо­рякам, служившим на этом кораб­ле и многим из их товарищей пред­стояло пройти через еще худшие испытания, выпавшие во время де­кабрьского конвоя в Мурманск.