Конвой "PQ-18"
Д.А. Томас (Пер. с англ.)
Менее чем через две недели после того, как был затоплен "Эдинбург", находившийся в то время на временном ремонте "Тринидад", отправился из Мурманска в место назначения, но был обнаружен самолетами, атаковавшим и поразившим свою цель. В течение трех часов "Тринидад" горел охваченный сильным пламенем, а затем, как и "Эдинбург", был затоплен нашими собственными силами. Погиб восемьдесят один член команды крейсера.
В то же самое время, когда происходили эти события, 20 мая, от берегов Исландии отошел большой конвой — "PQ-16". В состав каравана входило 35 транспортов. Командование эскортом было сосредоточено в умелых руках Р. Дж. Онслоу, командира эсминца "Ашанти".
К кораблям подкрались двенадцать немецких субмарин, а около 250 бомбардировщиков и торпедоносцев предприняли ряд мощных атак. Многие из атакующих прорвались сквозь сильный заградительный огонь зенитчиков. Поле боя выглядело ужасно из-за страшных взрывов судов, происходивших, когда торпеды и бомбы попадали в цель. Многие торопливо молились о том, чтобы опустилась темнота и стерла это зрелище; темнота, которая принесла бы освобождение от бесконечного дневного света и хищных самолетов.
В самом начале боя эсминец "Гарленд" с польским экипажем, находившийся в голове конвоя, привлек, похоже, особое внимание бомбардировщиков. Он попал в водный смерч, когда рядом стали взрываться бомбы. Его орудия извергали массу снарядов в хмурое небо, и их пустые гильзы усеивали палубы, лязгали о шпигаты, издавали резкие металлические звуки над палубами и с шумом падали за борт, в тот момент, когда легкий эсминец производил развороты влево, а затем направо, пытаясь уйти от бомбардировщиков. Но все это было напрасно.
В 20:30 он получил тяжелые повреждения и сигнализировал на "Ашанти": "Семнадцать убитых, двадцать девять раненых. Зенитные орудия выведены из строя". Командир ответил кратко: "Можете уходить". "Гарленд" прибавил ходу и в одиночку продолжил свой путь в негостеприимный Мурманск.
В конечном счете, конвой достиг своего места назначения, за исключением семи потопленных судов и еще одного, которое повернуло назад еще в начале похода. Жестокость атак могла привести к еще большим потерям. Адмирал Тови в своем официальном донесении о действиях каравана отдал дань мастерству и стойкости командира "Ашанти", "устойчивости на курсе, меткому орудийному огню и превосходному сохранению судами конвоя места в строю".
Успешный переход "PQ-16" стал источником некоторого удовлетворения для союзников. И было от чего. Потери, понесенные шестнадцатью караванами в Россию, были несоизмеримы по сравнению со встреченным впечатляющим противодействием.
Но удовлетворение обернулось горьким разочарованием, когда с"ало известно о судьбе "PQ-17". Печальная история этого несчастливого каравана была рассказана несколькими авторами в других изданиях, и я не буду вдаваться в подробности. Для всех девятнадцати эсминцев19, участвовавших в бою и находившихся в составе различных отрядов флота прикрывавших конвой, вся операция оказалась мрачным периодом крушения надежд и унижения.
Высокие авторитеты посчитали, что самым разумным будет вывести из состава охранения крейсера и эсминцы и отдать приказ тридцати трем транспортам, танкеру ВМФ и трем спасательным судам рассеяться в Баренцевом море и самостоятельно прибыть в порт назначения, чтобы избежать встречи с крупными боевыми кораблями противника, которые, как полагали, только и ждали момента, чтобы наброситься на слабо охраняемый конвой. На самом деле, силы врага были не столь близко, как думали — но это стало ясно только после случившегося. Достаточно сказать, что приказ был отдан. Он был исполнен. Два крейсера и оставшиеся суда ВМФ - минные тральщики, малые сторожевые корабли, траулеры и корабли ПВО - рассеялись.
Они прокладывали свой опасный путь по волнам, кишевшими немецкими подводными лодками. Бомбардировщики роились в небе и устремлялись вниз, как разъяренные пчелы. Командиры немецких субмарин едва поверили своим глазам, когда увидели процессию неохраняемых или едва охраняемых транспортов, которые шли в южном и восточном направлениях сквозь ярость ветра и волн.
Бомбардиры самолетов и командиры подлодок выбирали свои цели, как мишени в тире. Это было так легко...
Были потоплены двадцать два транспорта, танкер-заправщик ВМФ и спасательное судно. Благополучно дошло лишь одиннадцать из тридцати трех судов. Потери составили 123.000 из 180.000 тонн отправленного груза. Очень дорого нам обошлись оставшиеся 57.000 тонн.
Рассосредоточение в ледяных просторах Баренцева моря перед лицом опасности появления врага кораблей "PQ-17" явилась печальным эпизодом в истории войны в Арктике.
Гибель конвоя, вкупе с другими неудачами, ознаменовала доселе невиданное положение на море. На Тихом океане господствовал флот Японии. Невзгоды обрушились на союзников в Яванском море и ход событий в войне все еще складывался в пользу противника. Японии продолжала доминировать на Тихом океане.
В Средиземноморье события достигли критической отметки. Голод грозил Мальте капитуляцией. В небе господствовали германские ВВС. Конвоям, идущим к острову, приходилось пробиваться с боями. Иногда при угрозе гибели им приходилось поворачивать назад.
В северных водах мы имели тяжелые события, связанные с судьбой "PQ-17".
На суше наши дела обстояли не намного лучше. Германская военная машина имела все причины остановиться на русском фронте, однако огромная часть советской земли продолжала лежать под каблуком нацистского сапога.
В северной Африке корпус Роммеля стоял у ворот Александрии, вовремя остановленный у полевых укреплений, сооруженных близ населенного пункта с неизвестным названием Эль-Аламейн.
Дела союзников фактически подошли к своему крайнему пределу.
Но примерно в это время - сегодня даже трудно указать точную дату, это было где-то в середине августа 1942 года - нам мимолетно улыбнулось провидение. Наступательные действия стран "оси" застопорились без всякой надежды на какой-либо прогресс. На Мальте удалось избежать голода после того, как в августе туда пробился конвой. Немного позже Монтгомери возобновил боевые действия применив значительную огневую мощь, и тогда весь мир узнал, где находится Эль-Аламейн. Он вырвался из укреплений и сделал первый шаг по 1000-мильному пути к Триполи.
Америка оправилась от нападения Японии и начала постепенное продвижение по тихоокеанским островам к самым воротам Японии. И первым успехом в этих великих сражениях была победа при Гуадалканале.
В Арктике мы возобновили конвои в Россию, после того, как приостановили их на несколько недель.
В сентябре в море вышел "PQ-18". Атаки, предпринятые против него вновь поставили в центр внимания кэптена Армстронга, командовавшего эсминцем "Онслоу"20.
В операции принимало участие множество кораблей. В состав каравана входило тридцать девять транспортов, одно спасательное судно, один танкер, три минных тральщика и три танкера ВМФ. Его ближний эскорт включал два эсминца, два крейсера ПВО, две подводные лодки, четыре малых сторожевых корабля, три минных тральщика и четыре вооруженных траулера. Авиационная группа включала в себя авианосец "Эвенджер" и два эсминца.
"Боевой эскорт эсминцев" состояло из легкого крейсера "Сцилла", флагмана командующего эскадренными миноносцами, и шестнадцати эсминцев в составе двух отдельных групп имевших следующий состав:
Группа "А": 17-я флотилия: "Онслоу", "Оффа", ' Онслот", "Опортыон"; 6-я флотилия: "Ашанти", "Сомали", "Тартар", "Эскимо"
Группа "В": 3-я флотилия: "Милн", "Метеор", "Мартин", "Мари"; 8-я флотилия: "Фолкнор", "Фьюри", "Интрепид", "Импалсив"
Рядом шел отряд крейсеров, в состав которого входили три тяжелых крейсера с 8-дюймовыми орудиями, в то время как дальше находились два линкора - "Энсон" и "Дьюк, оф Йорк" - с крейсером "Джамайка" и еще пятью эсминцами, обеспечивавшими дальнее прикрытие.
И, наконец, назначенные районы патрулировали семь подводных лодок.
Конвой вышел из Лох-Ю 2 сентября и мирно шел своим путем, поднимаясь все выше и выше в северные широты. Ничто не досаждало ему в течение многих дней, но 13 сентября начались давно ожидаемые и неизбежные атаки, ярость которых была неумолима и безжалостна.
Еще тремя днями раньше Адмиралтейство получило донесение о передвижении боевых кораблей противника. "Шеер", "Хиппер" и "Кёльн" - все они составляли внушительную силу — вышли в тот день из Нарвика на север. Наша подводная лодка "Тайгрис" едва поверила в свою удачу, когда наткнулась на неприятеля. Она тотчас же атаковала. Последовал торпедный залп, но, к сожалению, все торпеды прошли мимо цели. Затем, когда эсминцы сопровождения контратаковали субмарину глубинными бомбами, на нее обрушился ад кромешный. Прежде, чем она успела укрыться от бомб па глубине, ее чуть не рассек нос одного из эсминцев, пытавшегося таранить лодку.
К счастью для конвоя, эти вражеские корабли скрылись в Альтен-фьорде и не были отправлены дальше на север для перехвата.
Но если надводные корабли не приняли бой, то их нежелание было более чем компенсировано горячностью вражеских атак с воздуха и из под воды.
Первую кровь, однако, пустил "Фолкнор", лидировавший силы эскорта; он уже участвовал в уничтожении вражеской субмарины "U 39", которая потопила авианосец "Корейджес" в первый месяц войны21; позднее, в июне 1941 года на счет флотилии, в состав которой входил "Фолкнор", было записано уничтожение немецкой подводной лодки "U 138" у Гибралтара. Сейчас эсминец вновь добился успеха. Он атаковал и потопил "U 88".
Но следующий день - 13 сентября - встретил моряков пронизывающим холодом, крепчавший ветер гнал по поверхности темных вод белые гребни волн. Сильный взрыв торпеды нарушил тишину в самом начале дня. Когда взметнувшиеся волны осели, корабли эскорта увидели страшную пробоину, зиявшую в наружной обшивке корпуса у одного из транспортных судов. Вскоре корабль погрузился в ледяные волны и исчез. Сразу же после этого немецкая подводная лодка нанесла новый удар, и взорвался другой пароход, объятый огнем и дымом22. Спасательные суда вырвали уцелевших из когтей моря-убийцы.
Теперь наступала очередь авиации....
На сцене появилась небольшая группа бомбардировщиков (в некоторых рапортах говорилось, что их было шесть, в других - двенадцать). Стоявшие наготове истребители с авианосца "Эвенджер" были подняты по тревоге и взлетели с ныряющей палубы корабля с намерением вступить в бой. Погнавшись за этими несколькими самолетами врага, они ослабили оборону каравана, и, когда налетела следующая волна вражеских рейдеров, наши истребители были не готовы встретить их в том количестве, в каком бы нам хотелось.
Около сорока самолетов-торпедоносцев, вооруженные двумя смертоносными снарядами каждый, появились в зоне сражения на очень малой высоте, скользя по гребням волн, чтобы пройти "под лучом" радиолокационных установок. Хитрость удалась, т.к. они были замечены лишь попав в поле зрения сигнальщиков. Атаковало почти одинаковое количество "Юнкерсов-88" и "Хейнкелей-115". Среди них находилась и эскадрилья "асов" германских ВВС, переброшенная из Средиземноморья, выделявшаяся раскраской своих самолетах.
Все имевшиеся в наличии орудия, которые можно было использовать для поражения целей, вели интенсивный заградительный огонь фугасными и трассирующими снарядами, но устремленность атакующих оказалась сильнее артиллеристов.
Прорвались почти все самолеты, и море превратилось в смертное ложе, исчерченное сотней торпед, несшихся со скоростью около 30 узлов. Оранжевыми языками пламени взметнулись вверх взорвавшиеся один за другим восемь транспортов, и их огромные покоробленные остовы погрузились в волнующееся море, унося с собой множество обреченных моряков. Море поглотило и пять из числа атаковавших самолетов".
Остальные корабли конвоя :или дальше, ярость противника иссякла. В течение дня был предпринят еще ряд неэффективных атак, но они были отбиты без потерь. Ночью одна из немецких подводных лодок проникла по другую сторону эскортного прикрытия: ее командир взял на прицел крупный танкер, и через несколько минут этот злосчастный корабль взорвался и затонул24.
Тем временем эскортные корабли, "Эвенджер", "Сцилла" и эсминцы легли на другой галс, обнаружили идущий на запад "QP-14" и взяли курс к родным берегам25. Было 08:48 14 сентября, когда поступило сообщение от самолета-разведчика с "Эвенджера" о немецкой подводной лодке, находившейся в надводном положении примерно в шести милях южнее конвоя.
Эсминец "Онслоу" был перемещен на левый фланг прикрытия и, будучи ближе всех к неприятелю, получил приказ произвести поиск и атаковать. Армстронг положил руль влево, увеличил скорость до 30 узлов и приготовился к бою. На корабле закипела энергичная работа.
"U 589" все еще находилась в надводном положении, готовясь атаковать, когда ее заметил наблюдатель "Онслоу". Он закричал в переговорную трубку, передавая на мостик пеленг на цель. Должно быть немецкая субмарина, почти одновременно обнаружила эсминец, т.к. когда "Онслоу" изменил курс на нее, подводная лодка поспешно начала срочное погружение. Она ушла на большую глубину и ловко маневрировала, чтобы скрыться от ищущих пальцев искусных операторов "асдика".
Вдруг из рубки "асдика" оператор доложил: "Контакт!" Он тотчас же был идентифицирован как подводная лодка и ничто другое. "Дистанция 1600 метров". "Асдик" издавал гудение и щелчки каждые несколько секунд. Каждый щелчок отмечал на бумаге расстояние до немецкой субмарины.
Уменьшив число оборотов для того, чтобы точно выйти в точку.
где находилась вражеская подлодка, "Онслоу" уверенно приближался. На юте уже были готовы расчеты для глубинного бомбометания, и в бомбы вставлены взрыватели, установленные на различные уровни глубины. Когда прозвучала команда "Огонь", первые группы бомб вылетели из метательных аппаратов и скатились за корму.
Но уничтожить субмарину было не легко. Командир "U 589" был хитрым и искусным подводником. В течение нескольких часов он уклонялся от атак Армстронга. Еще четыре бомбардировки не дали какого-либо конкретного доказательства в пользу гибели немецкой подводной лодки.
Но следующая атака выглядела более результативной, и в 10:47 на воде были замечены пятна нефти. Затем ведущий поиск "Асдик" вновь поймал устойчивый сигнал в районе масляного пятна. "Онслоу" развернулся и продолжил бороздить этот район, сбрасывая глубинные бомбы. На этот раз их было только три, - запасы подходили к концу, необходимо было беречь их.
Последовало еще несколько атак, т.к. оператор "Асдика" докладывал о возобновляющихся сигналах, и только седьмая атака в 11:44 принесла, наконец, успех. Седьмой раз принес удачу "Онслоу".
В 11:47 - три часа спустя после обнаружения немецкой субмарины - прочный корпус "U 589" раскололся. Океан поглотил ее, и из разрушенных отсеков были извергнуты решетки, ящики, консервные байки, горючее и единственный галстук.
С поднятыми из воды образцами, которые свидетельствовали об уничтожении подводной лодки, эсминец быстро шел курсом на присоединение к конвою. На юте у него оставалось только пять глубинных бомб.
В тот же день - 14-го, - и то время как "QP-14" вел противолодочные бои на западе, главный ,конвой "PQ-18" все еще шел юго-восточным курсом к Мурманску. Прежде, чем он достиг своего места назначения, ему пришлось пережить два налета бомбардировщиков и еще две торпедные атаки около 50 самолетов-торпедоносцев. К счастью, был потерян всего лишь един транспорт. Теперь уже артиллеристы на кораблях и нескольких оставшихся кораблях охранения находили, свои цели с высокой точностью, в результате чего многие из атаковавших рухнули в море, чтобы погибнуть в дыму и брызгах26.
Во время прохождения конвоя было сбито не менее сорока немецких самолетов. В живых не остался ни один из членов их экипажей.
16 сентября корабли сопровождения добились следующего успеха, когда эсминец "Импалсив" преследовал и уничтожил немецкую субмарину "U 457". Это ознаменовало, фактически, конец долгого сражения, которое вел конвой27. Из первоначально отправившихся в путь тридцати девяти судов благополучно пришли в Россию двадцать семь. Остальные двенадцать остались позади в глубине ледяных северных вод Мы расстались с конвоем "QP-14", когда он все еще шел на запад. Обычно противник обращал мало внимания на эти конвои, идущие домой - он искал тяжело груженные конвои "PQ". Сейчас же враг, похоже, намеревался потопить конвой, возвращавшийся в порт приписки. Немецкие субмарины все еще "сидели" на маршруте караванов, и когда там появился "QP-14", из торпедных аппаратов субмарин со свистом начали вырываться торпеды и поражать цели. Одна торпеда попала в тральщик "Леда", другая в эсминец "Сомали", а третья врезалась в транспорт. Тральщик и пароход вскоре затонули, однако эсминец, хотя и получил большую пробоину в средней части, оставался на плаву. Сильные повреждения получило машинное отделение, и корабль покачивался на волнах, потеряв управление. Его соратник, однотипный эскадренный миноносец "Ашанти" поспешил на помощь, быстро подал бросательные концы, и вскоре горящие от нетерпения руки закрепили буксирный трос.
В течение восьмидесяти часов "Ашанти" медленно шел вперед. Затем налетевший с севера сильный ветер обрушился на поврежденный "Сомали". Его ослабленный корпус затрещал в бушующих волнах, корабль разломился на куски и пошел на дно.
Тем временем адмирал Вернет решил больше не рисковать "Эвенджером" и "Сциллой", и приказал им идти домой полным ходом. Их высокая скорость сама по себе являлась эффективной защитой от немецких субмарин. Адмирал остался с конвоем, переместившись с легкого крейсера на борт эсминца "Милн".
Прежде, чем конвой вышел из опасной зоны, немецкие субмарины нанесли по нему еще один удар, были потоплены вспомогательное судно британского ВМФ и два транспорта.
После восемнадцати дней почти непрекращавшихся боев испытавшие огромное перенапряжение конвойные эсминцы были вблизи мыса Рат освобождены от своих обязанностей. В условиях коварной погоды они чуть не сбились с ног, охраняя многочисленные суда, вверенные их заботам. Сейчас, после проводки "PQ-18" и "QP-14", эсминцы вполне могли уйти на заслуженный отдых.
Но если все на борту "Онслоу" облегченно вздохнули, то это оказалось преждевременным. Морякам, служившим на этом корабле и многим из их товарищей предстояло пройти через еще худшие испытания, выпавшие во время декабрьского конвоя в Мурманск.