«26-узловой» тип программы 1892-93 гг. (с 1913 г. - тип «А»)
Название корабля |
Строитель |
Заложен |
Спущен на воду |
Введен в строй |
Скорость на испытаниях, уз |
Программа 1892/93 гг. |
|||||
«Daring» |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
07.1892 |
25.11.1893 |
02.1894 |
28,7 |
«Decoy» |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
07.1892 |
25.02.1894 |
1894 |
27,6 |
«Havock» |
«Yarrow» (Клайд) |
1.07.1892 |
28.10.1893 |
15.01.1894 |
26,8 |
«Hornet» |
«Yarrow» (Клайд) |
1.07.1892 |
3.12.1893 |
07.1894 |
28,0 |
Программа 1893 г. |
|||||
«Ferret» |
«Laird» (Биркенхэд) |
1.07.1893 |
9.12.1893 |
03.1895 |
27,5 |
«Lynx» |
«Laird» (Биркенхэд) |
1.07.1893 |
24.01.1894 |
08.1895 |
27,3 |
Эти шесть эсминцев должны были стать (и стали) прототипом для «27-узловых эсминцев программы 1893-94 гг.» Первые и последние корабли своего класса, в которых Адмиралтейство пыталось совместить миноносец (torpedoboat) и его истребитель, предназначенный для его уничтожения (torpedoboat destroyer). Заказ на первые два корабля («Daring» и «Decoy») был выдан 27 июня 1892 года, на следующую пару («Havock» и «Hornet») — 2 июля 1892 г., а на последнюю («Ferret» и «Lynx») — 6 января 1893 г. Всем им оговаривались контрактная скорость не менее 27 уз при водоизмещении в полном грузу от 200 до 300 т. В качестве прототипа предлагалось использовать построенный для правительства Италии мореходный миноносец «Ariete». Состав вооружения, исходя из предназначения кораблей, предполагался двойным: в варианте истребителя — одно 12-фунтовое (76-мм) орудие, пять 6-фунтовых (57-мм) пушек и один 18-дюймовый (450-мм) торпедный аппарат в носу; в варианте миноносца предусматривалась возможность замены двух 6-фунтовых пушек на равное число палубных поворотных торпедных аппаратов. Еще одно требование относилось к силуэту, который должен был сводиться к минимуму. Остальные параметры проекта оставлялись на усмотрение фирмы-строителя.
Все эсминцы-прототипы имели двухвальную силовую установку. Для обеспечения контрактной скорости их корпуса получили значительное удлинение (более 10, тогда как у миноносцев той эпохи оно не превышало 7-8) и облегчались до предела (особенно на истребителях фирмы «Yarrow»). Запас угля составлял около 50 т, экипаж — 43-45 человек. Дальность плавания 10-узловым экономическим ходом достигала 3 000 миль, а полной скоростью хода — около 480 миль. Все корабли на испытаниях показали скорость хода выше, предусмотренной контрактом. Так, например, «Daring», 19 июля 1894 г. (при водоизмещение 237,7 т и мощности главных механизмов 4 644 инд. сил) смог развить скорость хода 28,213 уз, a «Decoy» 31 августа 1894 г. (при водоизмещении 237,25 т и мощности механизмов 4 049 инд. сил) — 27,641 уз. Однако в реальных условиях службы скорость хода всех шести эсминцев редко превышала 20 узлов. После вступления в строй они классифицировались как «26-узловые программы 1892-93 гг.»
Управлялись корабли из двух носовых постов: из боевой рубки и с ходового мостика. Имелся кормовой ходовой мостик, прикрытый ветрозащитным щитом. Носовой ходовой мостик располагался в боевой рубке. На каждом из этих постов находились репитер магнитного компаса, штурвал с паровым приводом к полубалансирному рулю и машинный телеграф. Штурвал кормового поста кроме парового (или тросового), имел еще и ручной привод к рулю. Магнитный компас был установлен на возвышенной деревянной платформе. Такая схема расположения постов управления кораблем, в принципе, сохранялась на всех последующих британских эсминцах. Единственная мачта, не имевшая парусного вооружения, служила лишь для подъема сигналов, и являлась опорой для деррик-крана.
В процессе эксплуатации вооружение эсминцев состояло из одного 76-мм орудия (боезапас 100 выстрелов), трех 57-мм пушек и трех 450-мм торпедных аппаратов (при общем запасе шесть торпед). Впоследствии носовой торпедный аппарат был демонтирован с целью облегчить носовую оконечность, а также из-за того, что при стрельбе на высоких скоростях миноносцы того периода нередко таранили выпущенную ими же торпеду. Позднее для улучшения остойчивости демонтировали и один из палубных торпедных аппаратов.
Эти прототипы на десятилетие вперед продиктовали особенности внешнего облика британских истребителей: гладкопалубный корпус; носовая часть палубы покрыта карапасом («черепаший панцирь», как его называли), за которым в располагалась небольшая боевая рубка, поддерживавшая платформу 76-мм орудия. По бокам от рубки имелись ограждения, служившие волноломами, защищавшими 57-мм пушки. Все «26-узловые» имели по невысокой фок-мачте, располагавшейся на некотором расстоянии позади боевой рубки. Корабли внешне различались между собой количеством и наклоном дымовых труб, а также формой форштевней и ахтерштевней.
Корабли фирмы «Yarrow»
Первые в мире эскадренные миноносцы. Изначально строились по инициативе Альфреда Ярроу, а затем по заказу Адмиралтейства. Различались составом силовой установки и внешнему виду. «Havock» имел приподнятый форштевень и две трубы, расположенных близко друг к другу, почти на мидель-шпангоуте. На «Hornet» труб было четыре, из которых вторая и третья стояли близко друг к другу. После замены котлов на «Havock» он получил три дымовых трубы. На нем также в корму перенесли фок-мачту (ее разместили между первой и второй трубами). На «Havock» для ускорения строительства и проведения испытаний устанавливались огнетрубные котлы фирмы «Yarrow» массой 54 т, а на «Hornet» — водотрубные, той же фирмы, весившие всего 43 т. Оба эсминца оснащались четырехцилиндровыми вертикальными паровыми машинами тройного расширения.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 240/275; главные размерения (м) — 56,39 (между перпендикулярами 54,86) х 5,67 х 2,32 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 3600 («Havock») или 3502 («Hornet»); запас угля — 47 т; экипаж — 46 чел; остальные данные индивидуальны для каждого корабля.
Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали на «Havock» два огнетрубных котла фирмы «Yarrow», a на «Hornet» — восемь водотрубных котлов той же фирмы.
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), три 57-мм скорострельные пушки, три 450-мм торпедных аппарата (два палубных поворотных и один в носовой оконечности под карапасной палубой), один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял шесть торпед. В 1900 г. носовой торпедный аппарат был демонтирован, а общий боезапас стал состоять всего из двух торпед. В 1905 г. торпедное вооружение было полностью демонтировано.
Судьба кораблей
«Havock» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1899-90 гг. на заводе фирмы «Hawthorn Leslie» на нем заменили водотрубные котлы на три котла фирмы «Yarrow». В 1905 г. эсминец переклассифицировали в посыльное судно. В мае 1912 г. исключен из боевого состава флота и 14 мая 1912 г. продан на слом.
«Hornet» После вступления в строй корабль нес службу в Средиземном море. В марте 1900 г. его вернули в воды Метрополии. В 1905 г. «Hornet» переклассифицировали в посыльное судно. В сентябре 1909 г. его исключили из боевого состава флота и 12 октября 1909 г. в Лондоне фирме «Ship Breaking Co» продали на слом.
Корабли фирмы «Thornycroft»
Торникрофт обеспечил своим эсминцам лучшее качество изготовления корпуса и механизмов, чем это было у истребителей фирмы «Yarrow». Отличались двухтрубным силуэтом (трубы сравнительно невысокие и широкие, далеко разнесенные между собой, с наклоном к корме), закругленными бортами и формой кормовой оконечности, скошенной к ватерлинии, а также наличием двойного руля. В 1905 г. высоту дымовых труб увеличили примерно на 0,4 м. У кораблей были корпуса упрощенной конструкции, но на 4 % тяжелее чем у фирмы «Yarrow». На первых официальных пробах на мерной миле «Daring» не смог развить ход более 24 узлов, что было связано с явлением кавитации, с которым кораблестроители столкнулись впервые. Было заменено шесть пар винтов, прежде чем удалось развить ход более 27 уз. При этом площадь винтов, с которыми истребитель достиг контрактной скорости, была на 45 % больше той, с которыми он вышел на испытания.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — ?/287,8; главные размерения (м) — 56,39 (по ватерлинии 56,39) х 5,79 х 2,15 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 3 200; запас угля — 52 т; экипаж — 48 чел.
Энергетическая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин типа «компаунд», работу которых обеспечивали три водотрубных котла фирмы «Thornycroft» с повышенным давлением пара, что увеличивало их экономичность.
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), три 57-мм скорострельные пушки, три 450-мм торпедных аппарата (два палубных поворотных и один в носовой оконечности под карапасной палубой), один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял шесть торпед. В 1900 г. носовой торпедный аппарат был демонтирован, а общий торпедный боезапас стал состоять из двух торпед. В 1905 г. торпедное вооружение было полностью демонтировано.
Судьба кораблей
«Daring» Весь период эксплуатации корабль оставался в водах Метрополии и использовался для проведения испытаний различного характера. 28 сентября 1894 г. его осмотрел Главный инженер Австрийского флота. В 1906 г. корабль переклассифицировали в посыльное судно, при этом с него сняли все торпедное вооружение. В марте 1912 г. «Daring» исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. продали на слом.
«Decoy» Весь период эксплуатации корабль оставался в водах Метрополии и использовался для проведения испытаний различного характера. 28 сентября 1894 г. его осмотрел Главный инженер Австрийского флота. В 1906 г. корабль переклассифицировали в посыльное судно, при этом с него сняли все торпедное вооружение. 13 августа 1914 г. «Decoy» затонул в результате столкновения с британским эсминцем «Arun» (типа «River») в районе скалы Вульф (о-ва Силли). Погиб 1 человек.
Корабли фирмы «Laird Brothers»
Фирма «Laird Brothers» не обладала столь широким опытом в постройке боевых кораблей, каким обладали фирмы «Yarrow» и «Thornycroft». Тем не менее, она являлась одним из пионеров в постройке торговых паровых судов, в частности, пассажирских лайнеров. Любопытно то, что эта фирма построила первую канонерскую лодку британского флота — «Rattlesnake». Впоследствии аналогичные корабли были построены по заказу правительств Аргентины и Чили. Заказанные ей истребители имели оригинальную компоновку и силуэт, не применявшиеся другими британскими фирмами. Энергетическая установка этих кораблей состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand». Машинное отделение располагалось между котельными в середине корпуса. Отличались четырехтрубным силуэтом (трубы наклонные, сравнительно невысокие и узкие, разнесенные почти по всей длине корпуса через почти равные промежутки), наклонным форштевнем и нависающей над водой кормой. Один палубный торпедный аппарат располагался между второй и третьей трубами, а второй — позади четвертой. Хотя Лэрды и использовали на своих кораблях котлы французской фирмы «Normand», на их основе впоследствии была разработана собственная конструкция, которая впрочем, не получила распространения за пределами фирмы.
Эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 230/280; главные размерения (м) — 60,66 (между перпендикулярами 59,44) х 6,04 х 2,74 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 475; запас угля — 58 т; экипаж — 46 чел.
Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин типа тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), три 57-мм скорострельные пушки, три 450-мм торпедных аппарата (два палубных поворотных и один в носовой оконечности под карапасной палубой), один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял шесть торпед. В 1900 г. носовой торпедный аппарат был демонтирован, а общий торпедный боезапас стал состоять из двух торпед. В 1906 г. торпедное вооружение было полностью демонтировано.
Судьба кораблей
«Ferret» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1906 г. с него сняли все торпедное вооружение, и в 1908 г. использовали для различного рода экспериментов. В августе 1910 г. «Ferret» самостоятельно перешел в Чатем, где и был разобран до конца года.
«Lynx» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1902 г. с него сняли все торпедное вооружение, и в дальнейшем использовали для различного рода экспериментов. В марте 1912 г. «Lynx» исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. фирме «Preston» продали на слом.