«26-узловой» тип программы 1892-93 гг. (с 1913 г. - тип «А»)

 

Название корабля

Строитель

Заложен

Спущен на воду

Введен в строй

Скорость на испытаниях, уз

Программа 1892/93 гг.

«Daring»

«Thornycroft» (Саутхемптон)

07.1892

25.11.1893

02.1894

28,7

«Decoy»

«Thornycroft» (Саутхемптон)

07.1892

25.02.1894

1894

27,6

«Havock»

«Yarrow» (Клайд)

1.07.1892

28.10.1893

15.01.1894

26,8

«Hornet»

«Yarrow» (Клайд)

1.07.1892

3.12.1893

07.1894

28,0

Программа 1893 г.

«Ferret»

«Laird» (Биркенхэд)

1.07.1893

9.12.1893

03.1895

27,5

«Lynx»

«Laird» (Биркенхэд)

1.07.1893

24.01.1894

08.1895

27,3

 

Эти шесть эсминцев должны были стать (и стали) прототипом для «27-узловых эсминцев програм­мы 1893-94 гг.» Первые и последние корабли своего класса, в которых Адмиралтейство пыталось совме­стить миноносец (torpedoboat) и его истребитель, предназначенный для его уничтожения (torpedobo­at destroyer). Заказ на первые два корабля («Daring» и «Decoy») был выдан 27 июня 1892 года, на сле­дующую пару («Havock» и «Horn­et») — 2 июля 1892 г., а на послед­нюю («Ferret» и «Lynx») — 6 января 1893 г. Всем им оговаривались кон­трактная скорость не менее 27 уз при водоизмещении в полном гру­зу от 200 до 300 т. В качестве про­тотипа предлагалось использовать построенный для правительства Италии мореходный миноносец «Ariete». Состав вооружения, ис­ходя из предназначения кораблей, предполагался двойным: в варианте истребителя — одно 12-фунтовое (76-мм) орудие, пять 6-фунтовых (57-мм) пушек и один 18-дюймо­вый (450-мм) торпедный аппарат в носу; в варианте миноносца пред­усматривалась возможность заме­ны двух 6-фунтовых пушек на рав­ное число палубных поворотных торпедных аппаратов. Еще одно требование относилось к силуэту, который должен был сводиться к минимуму. Остальные параметры проекта оставлялись на усмотрение фирмы-строителя.

Все эсминцы-прототипы имели двухвальную силовую установку. Для обеспечения контрактной ско­рости их корпуса получили значи­тельное удлинение (более 10, тогда как у миноносцев той эпохи оно не превышало 7-8) и облегчались до предела (особенно на истребителях фирмы «Yarrow»). Запас угля состав­лял около 50 т, экипаж — 43-45 чело­век. Дальность плавания 10-узловым экономическим ходом достигала 3 000 миль, а полной скоростью хода — около 480 миль. Все ко­рабли на испытаниях показали скорость хода выше, предусмо­тренной контрактом. Так, напри­мер, «Daring», 19 июля 1894 г. (при водоизмещение 237,7 т и мощ­ности главных механизмов 4 644 инд. сил) смог развить ско­рость хода 28,213 уз, a «Decoy» 31 августа 1894 г. (при водоизмещении 237,25 т и мощности механизмов 4 049 инд. сил) — 27,641 уз. Однако в реальных условиях службы ско­рость хода всех шести эсминцев редко превышала 20 узлов. После вступления в строй они классифи­цировались как «26-узловые про­граммы 1892-93 гг.»

Управлялись корабли из двух носовых постов: из боевой рубки и с ходового мостика. Имелся кор­мовой ходовой мостик, прикрытый ветрозащитным щитом. Носовой ходовой мостик располагался в бо­евой рубке. На каждом из этих по­стов находились репитер магнит­ного компаса, штурвал с паровым приводом к полубалансирному рулю и машинный телеграф. Штур­вал кормового поста кроме паро­вого (или тросового), имел еще и ручной привод к рулю. Магнитный компас был установлен на возвы­шенной деревянной платформе. Такая схема расположения постов управления кораблем, в принципе, сохранялась на всех последующих британских эсминцах. Единствен­ная мачта, не имевшая парусного вооружения, служила лишь для подъема сигналов, и являлась опо­рой для деррик-крана.

В процессе эксплуатации во­оружение эсминцев состояло из одного 76-мм орудия (боезапас 100 выстрелов), трех 57-мм пушек и трех 450-мм торпедных аппаратов (при общем запасе шесть торпед). Впоследствии носовой торпедный аппарат был демонтирован с це­лью облегчить носовую оконеч­ность, а также из-за того, что при стрельбе на высоких скоростях миноносцы того периода неред­ко таранили выпущенную ими же торпеду. Позднее для улучшения остойчивости демонтировали и один из палубных торпедных ап­паратов.

Эти прототипы на десятилетие вперед продиктовали особенности внешнего облика британских ис­требителей: гладкопалубный кор­пус; носовая часть палубы покрыта карапасом («черепаший панцирь», как его называли), за которым в располагалась небольшая боевая рубка, поддерживавшая платформу 76-мм орудия. По бокам от рубки имелись ограждения, служившие волноломами, защищавшими 57-мм пушки. Все «26-узловые» имели по невысокой фок-мачте, распола­гавшейся на некотором расстоя­нии позади боевой рубки. Корабли внешне различались между собой количеством и наклоном дымовых труб, а также формой форштевней и ахтерштевней.

 

Корабли фирмы «Yarrow»

 

Первые в мире эскадренные ми­ноносцы. Изначально строились по инициативе Альфреда Ярроу, а за­тем по заказу Адмиралтейства. Раз­личались составом силовой установ­ки и внешнему виду. «Havock» имел приподнятый форштевень и две трубы, расположенных близко друг к другу, почти на мидель-шпангоу­те. На «Hornet» труб было четыре, из которых вторая и третья стояли близко друг к другу. После заме­ны котлов на «Havock» он получил три дымовых трубы. На нем также в корму перенесли фок-мачту (ее разместили между первой и второй трубами). На «Havock» для ускоре­ния строительства и проведения ис­пытаний устанавливались огнетрубные котлы фирмы «Yarrow» массой 54 т, а на «Hornet» — водотрубные, той же фирмы, весившие всего 43 т. Оба эсминца оснащались четырех­цилиндровыми вертикальными па­ровыми машинами тройного рас­ширения.

Эсминцы имели: водоизмеще­ние порожнем/в полном грузу (т) — 240/275; главные размерения (м) — 56,39 (между перпендикулярами 54,86) х 5,67 х 2,32 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 3600 («Havock») или 3502 («Hor­net»); запас угля — 47 т; экипаж — 46 чел; остальные данные индиви­дуальны для каждого корабля.

Энергетическая установка со­стояла из двух четырехцилин­дровых паровых машин тройного расширения, работу которых обе­спечивали на «Havock» два огнетрубных котла фирмы «Yarrow», a на «Hornet» — восемь водотрубных котлов той же фирмы.

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстре­лов), три 57-мм скорострельные пушки, три 450-мм торпедных ап­парата (два палубных поворотных и один в носовой оконечности под карапасной палубой), один 16-дюй­мовый боевой прожектор. Общий запас составлял шесть торпед. В 1900 г. носовой торпедный аппарат был демонтирован, а общий боеза­пас стал состоять всего из двух тор­пед. В 1905 г. торпедное вооружение было полностью демонтировано.

 

Судьба кораблей

 

«Havock» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1899-90 гг. на заводе фирмы «Hawthorn Leslie» на нем заменили водотрубные котлы на три котла фирмы «Yar­row». В 1905 г. эсминец переклассифицировали в посыльное судно. В мае 1912 г. исключен из бое­вого состава флота и 14 мая 1912 г. продан на слом.

«Hornet» После вступления в строй корабль нес службу в Средиземном море. В марте 1900 г. его вернули в воды Метрополии. В 1905 г. «Hornet» переклассифицировали в посыльное судно. В сентябре 1909 г. его исключили из боевого состава флота и 12 октября 1909 г. в Лондоне фирме «Ship Breaking Co» продали на слом.

 

Корабли фирмы «Thornycroft»

 

Торникрофт обеспечил своим эсминцам лучшее качество изго­товления корпуса и механизмов, чем это было у истребителей фир­мы «Yarrow». Отличались двух­трубным силуэтом (трубы срав­нительно невысокие и широкие, далеко разнесенные между собой, с наклоном к корме), закруглен­ными бортами и формой кормовой оконечности, скошенной к ватер­линии, а также наличием двойно­го руля. В 1905 г. высоту дымовых труб увеличили примерно на 0,4 м. У кораблей были корпуса упро­щенной конструкции, но на 4 % тяжелее чем у фирмы «Yarrow». На первых официальных пробах на мерной миле «Daring» не смог раз­вить ход более 24 узлов, что было связано с явлением кавитации, с которым кораблестроители стол­кнулись впервые. Было заменено шесть пар винтов, прежде чем уда­лось развить ход более 27 уз. При этом площадь винтов, с которыми истребитель достиг контрактной скорости, была на 45 % больше той, с которыми он вышел на испыта­ния.

Эсминцы имели: водоизмеще­ние порожнем/в полном грузу (т) — ?/287,8; главные размерения (м) — 56,39 (по ватерлинии 56,39) х 5,79 х 2,15 (в полном грузу); мощность ме­ханизмов (инд. сил) — 3 200; запас угля — 52 т; экипаж — 48 чел.

Энергетическая установка состо­яла из двух четырехцилиндровых паровых машин типа «компаунд», работу которых обеспечивали три водотрубных котла фирмы «Thornycroft» с повышенным давлением пара, что увеличивало их экономичность.

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстре­лов), три 57-мм скорострельные пушки, три 450-мм торпедных ап­парата (два палубных поворотных и один в носовой оконечности под карапасной палубой), один 16-дюй­мовый боевой прожектор. Общий запас составлял шесть торпед. В 1900 г. носовой торпедный аппарат был демонтирован, а общий тор­педный боезапас стал состоять из двух торпед. В 1905 г. торпедное во­оружение было полностью демон­тировано.

 

Судьба кораблей

 

«Daring» Весь период эксплуатации корабль оставался в водах Метрополии и использовался для проведения испытаний различного характера. 28 сентября 1894 г. его осмотрел Главный инже­нер Австрийского флота. В 1906 г. корабль переклассифицировали в посыльное судно, при этом с него сняли все торпедное вооружение. В марте 1912 г. «Daring» исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. продали на слом.

«Decoy» Весь период эксплуатации корабль оставался в водах Метрополии и использовался для проведения испытаний различного характера. 28 сентября 1894 г. его осмотрел Главный ин­женер Австрийского флота. В 1906 г. корабль переклассифицировали в посыльное судно, при этом с него сняли все торпедное вооружение. 13 августа 1914 г. «Decoy» затонул в результате столкновения с британским эсминцем «Arun» (типа «River») в районе скалы Вульф (о-ва Силли). Погиб 1 человек.

 

Корабли фирмы «Laird Brothers»

 

Фирма «Laird Brothers» не об­ладала столь широким опытом в постройке боевых кораблей, ка­ким обладали фирмы «Yarrow» и «Thornycroft». Тем не менее, она являлась одним из пионеров в по­стройке торговых паровых судов, в частности, пассажирских лайне­ров. Любопытно то, что эта фирма построила первую канонерскую лодку британского флота — «Rattlesnake». Впоследствии аналогич­ные корабли были построены по заказу правительств Аргентины и Чили. Заказанные ей истребители имели оригинальную компоновку и силуэт, не применявшиеся други­ми британскими фирмами. Энергетическая установка этих кораблей состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расшире­ния, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand». Машинное отделение располагалось между котельными в середине корпуса. Отличались четырехтрубным силуэтом (трубы наклонные, сравнительно невы­сокие и узкие, разнесенные почти по всей длине корпуса через поч­ти равные промежутки), наклон­ным форштевнем и нависающей над водой кормой. Один палубный торпедный аппарат располагался между второй и третьей трубами, а второй — позади четвертой. Хотя Лэрды и использовали на своих ко­раблях котлы французской фирмы «Normand», на их основе впослед­ствии была разработана собствен­ная конструкция, которая впрочем, не получила распространения за пределами фирмы.

Эсминцы имели: водоизмеще­ние порожнем/в полном грузу (т) — 230/280; главные размерения (м) — 60,66 (между перпендикулярами 59,44) х 6,04 х 2,74 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 4 475; запас угля — 58 т; экипаж — 46 чел.

Энергетическая установка со­стояла из двух трехцилиндровых паровых машин типа тройного рас­ширения, работу которых обеспе­чивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстре­лов), три 57-мм скорострельные пушки, три 450-мм торпедных ап­парата (два палубных поворотных и один в носовой оконечности под карапасной палубой), один 16-дюймо­вый боевой прожектор. Общий за­пас составлял шесть торпед. В 1900 г. носовой торпедный аппарат был демонтирован, а общий торпедный боезапас стал состоять из двух тор­пед. В 1906 г. торпедное вооружение было полностью демонтировано.

 

Судьба кораблей

 

«Ferret» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1906 г. с него сняли все торпедное вооружение, и в 1908 г. использовали для различного рода экспериментов. В августе 1910 г. «Ferret» самостоятельно перешел в Чатем, где и был разобран до конца года.

«Lynx» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В 1902 г. с него сня­ли все торпедное вооружение, и в дальнейшем использовали для различного рода экспериментов. В марте 1912 г. «Lynx» исключили из боевого состава флота и 10 апреля 1912 г. фирме «Preston» продали на слом.