«30-узловой» тип программы 1894-95 гг. (с 1913 г. - типы «В», «С», «D»)

 

Название корабля

Тип

Строитель

Заложен

Спущен на воду

Введен в строй

Скорость на испытаниях, уз

Программа 1894/95 гг.

«Desperate»

D

«Thornycroft» (Саутхемптон)

1.07.1895

15.02.1896

02.1897

30,428

«Fame»

D

«Thornycroft» (Саутхемптон)

4.07.1895

15.04.1896

06.1897

30,168

«Foam»

D

«Thornycroft» (Саутхемптон)

16.07.1895

8.10.1896

07.1897

30,18

«Mallard»

D

«Thornycroft» (Саутхемптон)

13.09.1895

19.11.1896

10.1897

30,11

«Quail»

В

«Laird» (Биркенхэд)

28.05.1895

24.09.1895

06.1897

30,38

«Sparrowhawk»

В

«Laird» (Биркенхэд)

30.05.1895

8.10.1895

06.1897

?

«Thrasher»

В

«Laird» (Биркенхэд)

30.05.1895

5.11.1895

06.1897

30,13

«Virago»

В

«Laird» (Биркенхэд)

13.06.1895

19.11.1895

06.1897

30,365

Программа 1895/96 гг.

«Angler»

D

«Thornycroft» (Саутхемптон)

21.12.1896

2.02.1897

07.1898

30,409

«Ariel»

D

«Thornycroft» (Саутхемптон)

23.04.1896

5.03.1897

10.1898

30

«Avon»

С

«Vickers» (Барроу)

17.02.1896

10.10.1896

02.1899

30,254

«Bat»

С

«Palmer» (Тайн)

28.05.1896

7.10.1896

08.1897

30,29

«Bittern»

С

«Vickers» (Барроу)

18.02.1896

1.02.1897

04.1899

30,354

«Brazen»

С

«John Brown» (Клайдбэнк)

18.10.1895

3.07.1896

07.1900

29,565

«Chamois»

С

«Palmer» (Тайн)

28.05.1896

9.11.1896

11.1897

?

«Crane»

С

«Palmer» (Тайн)

2.08.1896

17.12.1896

04.1898

30,347

«Earnest»

В

«Lard» (Биркенхэд)

2.03.1896

7.11.1896

11.1897

30,13

«Electra»

С

«John Brown» (Клайдбэнк)

18.10.1895

14.07.1896

07.1900

29,583

 

«Flying Fish»

С

«Palmer» (Тайн)

9.08.1896

4.03.1897

06.1898

30,371

 

«Griffon»

В

«Lard» (Биркенхэд)

7.03.1896

21.11.1896

11.1897

30,11

 

«Leopard»

С

«Vickers» (Барроу)

10.06.1896

20.3.1897

07.1899

30,139

 

«Locust»

B

«Lard» (Биркенхэд)

20.04.1896

5.12.1896

07.1898

30,159

 

«Otter»

C

«Vickers» (Барроу)

9.06.1896

23.11.1896

03.1900

30,274

 

«Panther»

B

«Lard» (Биркенхэд)

19.05.1896

21.01.1897

01.1898

30,14

 

«Recruit»

C

«John Brown» (Клайдбэнк)

18.10.1895

22.08.1896

10.1900

30,139

 

«Seal»

В

«Lard» (Биркенхэд)

17.06.1896

6.03.1897

05.1898

30,15

 

«Star»

С

«Palmer» (Тайн)

23.03.1896

11.08.1896

09.1898

31,05

 

«Vulture»

С

«John Brown» (Клайдбэнк)

26.11.1895

22.03.1898

05.1900

30,277

 

«Whiting»

С

«Palmer» (Тайн)

13.04.1896

26.08.1896

06.1897

30,21

 

«Wolf»

В

«Lard» (Биркенхэд)

12.11.1896

2.06.1897

07.1898

30,265

 

Программа 1896/97 гг.

 

«Bullfinch»

С

«Earle» (Гулль (Халл))

17.09.1896

10.02.1898

06.1901

29,46

 

«Cheerful»

С

«Hawthorn Leslie» (Тайн)

7.09.1896

22.02.1898

06.1899

30,152

 

«Coquette»

D

«Thornycroft» (Саутхемптон)

8.06.1896

25.11.1897

01.1899

30,371

 

«Cygnet»

D

«Thornycroft» (Саутхемптон)

25.09.1896

3.09.1898

02.1900

30,375

 

«Cynthia»

D

«Thornycroft» (Саутхемптон)

16.07.1896

8.01.1898

01.1899

30,205

 

«Dove»

С

«Earle» (Гулль (Халл))

17.09.1896

21.03.1898

07.1901

29,36

 

«Fairy»

С

«Fairfield» (Клайд)

19.10.1896

29.05.1897

08.1898

30,201

 

«Fawn»

С

«Palmer» (Тайн)

5.09.1896

13.04.1897

12.1898

30,462

 

«Flirt»

С

«Palmer» (Тайн)

5.09.1896

15.05.1897

04.1899

30,14

 

«Gipsy»

С

«Fairfield» (Клайд)

1.10.1896

9.03.1897

07.1898

30,207

 

«Kestrel»

С

«John Brown» (Клайдбэнк)

2.09.1896

25.03.1898

04.1900

30,044

 

«Mermaid»

С

«Hawthorn Leslie» (Тайн)

7.09.1896

14.07.1897

02.1900

30,833

 

«Orwell»

B

«Lard» (Биркенхэд)

9.11.1897

29.09.1898

01.1900

30,28

 

«Osprey»

C

«Fairfield» (Клайд)

14.11.1896

7.04.1897

07.1898

30,6

 

«Sylvia»

C

«Doxford» (Сандерленд)

13.07.1896

3.07.1897

01.1899

29,07

 

«Violet»

C

«Doxford» (Сандерленд)

13.07.1896

3.05.1897

06.1898

30,16

 

Программа 1897/1898 гг.

 

«Lee»

D

«Doxford» (Сандерленд)

4.01.1898

27.01.1899

03.1901

30,11

 

«Leven»

С

«Fairfield» (Клайд)

24.01.1898

28.06.1898

07.1899

30,383

 

«Spiteful»

В

«Palmer» (Тайн)

12.01.1898

11.01.1899

02.1900

30,1

 

«Stag»

D

«Thornycroft» (Саутхемптон)

16.04.1898

18.11.1899

09.1900

30,345

 

Программа 1899/1900 гг.

 

«Falcon»

С

«Fairfield» (Клайд)

26.06.1899

29.12.1899

12.1901

30,135

 

«Greyhound»

С

«Hawthorn Leslie» (Тайн)

18.07.1899

6.10.1900

01.1902

30,424

 

«Myrmidon»

В

«Palmer» (Тайн)

23.10.1899

26.05.1900

05.1901

30,29

 

«Ostrich»

С

«Fairfield» (Клайд)

28.06.1899

22.03.1900

12.1901

30,161

 

«Peterel»

В

«Palmer» (Тайн)

29.07.1898

30.03.1899

07.1900

30,09

 

«Racehorse»

С

«Hawthorn Leslie» (Тайн)

23.10.1899

8.11.1900

03.1902

?

 

«Roebuck»

С

«Hawthorn Leslie» (Тайн)

2.10.1899

4.01.1901

03.1902

30,436

 

«Success»

В

«Doxford» (Сандерленд)

18.09.1899

21.03.1901

05.1902

30,22

 

«Syren»

В

«Palmer» (Тайн)

24.11.1899

20.12.1900

02.1902

30,0

 

«Vixen»

С

«Vickers» (Барроу)

7.09.1899

29.03.1900

03.1902

30,0

 

Внепрограммные

 

«Kangaroo»

В

«Palmer» (Тайн)

29.12.1899

8.09.1900

07.1901

30,18

 

«Lively»

В

«Lard» (Биркенхэд)

20.06.1899

14.07.1900

04.1902

30,27

 

«Sprightly»

В

«Lard» (Биркенхэд)

20.06.1899

25.08.1900

03.1902

30,102

 

«Thorn»

С

«John Brown» (Клайдбэнк)

 

17.03.1900

06.1901

30,174

 

«Tiger»

С

«John Brown» (Клайдбэнк)

 

19.05.1900

06.1901

?

 

«Vigilant»

С

«John Brown» (Клайдбэнк)

 

16.08.1900

06.1901

30,147

 

                             

Тип указывается в соответствии с классификацией 1913 года. —Прим. авт.

 

Крупная серия «30 узловых» истребителей явилась ответом Адмиралтейства на строитель­ство французских миноносцев открытого моря, один из кото­рых — «Forban» — развил на испытаниях скорость свыше 31 уз. Таким образом, с 1896 г. англичане приступили к увеличению водоизмещения и мощности машин заказывае­мых эсминцев при сохранении неизменного состава вооруже­ния. В результате за пятилет­ний период водоизмещение кораблей выросло с 275-280 до 385-400 т, а мощность машин — с 5 700 до 6 400 индикаторных сил. Масса силовых установок составляла от 171 до 195 т, то есть достигала 50 % водоизме­щения кораблей, тогда как на корпус приходилось 23,5 % водоизмещения, против 32,7 % на головном французском ис­требителе «Durandal».

На этот раз в строительстве серии принимало участие все­го девять фирм, причем в их числе не было знаменитого Ярроу — прочность корпусов и надежности машин его истре­бителей были признаны недо­статочными (Любопытно то, что интересы фирмы «Yarrow» активно лавировал Тре­тий лорд Адмиралтейства (Контролер флота) адмирал Фишер. Данная фирма предложила проект эсминца порожнем водоизмещением 350 т, мощностью ме­ханизмов 6 400 индикаторных сил и скоростью хода не менее 29,75 уз. Подобные показатели не устроили Адмиралтейство. АЛЯ сравнения, фирма «Thornycroft» обещала, что при порожнем водоизмещении корабля 315 т и мощности механиз­мов 6 500 индикаторных сил она обеспечит ему скорость не менее 30 уз. Такую же скорость хода гарантировала фирма «Laird», но уже при водоизмещении 309 т и мощности механизмов 7 000 индикаторных сил. Подобные заверения при­вели к появлению нескольких экспериментальных эсминцев — см. «Специальный 33-узловой» тип программы 1896-97 гг. — Прим. ред.).

Наибольшее число заказов получили фирмы «Laird» (быв­шая «Laird Brothers») и «Pal­mer» — по 13 единиц, а также «Thornycroft» — 10 кораблей. Фирмы вели постройку по инди­видуальным проектам, сохранив многие технические решения, примененные при строитель­стве «27-узловой» серии.

Все корабли были гладкопалубными, корпуса набирались по поперечной схеме. Основ­ным типом руля являлся полубалансирный. Управление традиционно могло осущест­вляться с трех постов: с носо­вого и кормового мостиков, а также боевой рубки. Носовой мостик, как правило, имели все корабли. Располагался он на удлиненной платформе 76-мм орудия. Корабли оснащали дополнительным (вторым) компасом (главным), который устанавливался на специаль­ной возвышенной деревянной платформе. В энергетической установке применялись четы­рехцилиндровые вертикаль­ные паровые машины трой­ного расширения. Машины традиционно форсировались до предела, например, частота вращения винтов достига­ла 400 оборотов в минуту, что вызывало сильную вибрацию на высоких скоростях. На ис­пытаниях корабли, как прави­ло, превышали контрактную скорость, но в большинстве случаев — незначительно, а порой требовались повтор­ные пробы. И все это притом, что почти всегда истребители выходили на мерную милю без артиллерии и торпедных аппаратов, с минимальным запасом угля и квалифициро­ванными заводскими коче­гарами и механиками (Все известные данные о скорости хода кораблей во время приемных ис­пытаний (на контрольных пробегах) приведены в таблице. — Прим. авт.). Неда­ром по поводу «30-узловых» эсминцев британские моряки шутили: «Приготовить пиво и графит» — пиво для коче­гаров, которым предстояло энергично подавать уголь в топки котлов, и графит для того, что бы покрыв им подво­дную часть корпуса, сделать ее более скользкой. Однако все эти ухищрения срабаты­вали только на испытаниях, в реальных же условиях служ­бы новые эскадренные мино­носцы практически не имели преимуществ в скорости пе­ред предшественниками, раз­вивая те же 23-25 уз.

Запасы угля колебались от 80 до 105 т. О дальности пла­вания всех эсминцев нет до­стоверной информации; по всей видимости, она соответ­ствовала показателям «27-уз­ловой» серии. Известно, что «Fame» (фирмы «Thornycroft» программы 1894-95 гг.) сра­зу после вступления в строй 13-узловым ходом (на двух котлах) прошел 1 677 миль, a «Ma­llard» (тех же фирмы и програм­мы) — 2 080 миль.

Экипаж эсминцев насчитывал 55-65 человек. Вооружение оста­лось прежним: одно 76-мм орудие, пять 57-мм пушек, два 450-мм пово­ротных палубных торпедных аппа­рата (при общем боезапасе четыре торпеды, из которых две хранились непосредственно в аппаратах, еще две — в подпалубных пеналах). Име­ются сведения, что на ряде кораблей в годы Первой мировой войны до­полнительно устанавливались 2- или 3-фунтовые зенитные пушки.

Спасательные средства, как пра­вило, состояли из 18 футового гига, одной легкой шлюпки (динги) и двух складных парусиновых шлюпок. В на­чале 1900-х годов в связи с установкой радиостанций была увеличена высота мачты. В годы Первой мировой вой­ны на части эсминцев были расшире­ны ходовые мостики и надстроены на них платформы, на которые перенес­ли (с палубы) боевые прожекторы.

Всего в серии построено 66 еди­ниц, из которых 60 — по адмирал­тейским заказам. Остальные шесть строились в инициативном порядке и были выкуплены в ходе или по­сле достройки. В октябре 1913 г., в связи с введением новой системы классификации эскадренных мино­носцев, разделены на три типа: «В» (с четырьмя дымовыми трубами), «С» (с тремя трубами), «D» (с дву­мя трубами). Шестьдесят кораблей данного класса приняли участие в Первой мировой войне, остальные погибли по различным причинам до ее начала. Боевые потери составили девять единиц.

 

Корабли фирмы «Thornycroft»

 

«30-узловые» эсминцы Торникрофта являлись увеличенной и улучшенной версией предшествую­щих кораблей, сохранив их основ­ные внешние черты. Все десять ко­раблей были двухтрубными (трубы располагались примерно в середине корпуса, с заметным уклоном к кор­ме: кормовая труба несколько уже и ниже носовой), с удлиненным мо­стиком и наклонным форштевнем. Мачта — между мостиком и первой дымовой трубой, ближе к послед­ней. Оба торпедных аппарата были

установлены в корме. Эсминцы программы 1895-96 гг. («Angler» и «Ariel») имели округлую кормовую оконечность со скатом к воде, за­вал бортов внутрь и балансирный руль, а остальные эсминцы — вер­тикальную округлую корму и полубалансирный руль. Истребители программы 1896-97 гг. послужили образцом для эсминцев типа «Murakumo», строившихся фирмой по за­казу правительства Японии.

Эсминцы программы 1894-95 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 272/352; глав­ные размерения (м) — 62,36 (между перпендикулярами 60,96) х 5,79 х 2,316 (в полном грузу); мощность ме­ханизмов (инд. сил) — 5 700; запас угля — 80 т; экипаж — 54 чел.

Эсминцы программы 1895-96 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 272/352; главные размерения (м) — 64 (по ватерлинии 63,4) х 5,97 х 2,1 (в полном грузу); мощ­ность механизмов (инд. сил) — 5 700; запас угля — 85 т; экипаж — 54 чел.

Эсминцы программы 1896-97 гг. имели: водоизмещение порожнем/ в полном грузу (т) — 259,5/367,2; главные размерения (м) — 64 (по ватерлинии 63,4) х 5,97 х 2,1 (в пол­ном грузу); мощность механиз­мов (инд. сил) — 5 700; запас угля — 95 т; экипаж — 54 чел.

Эсминец программы 1897-98 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 286/370,6; главные размерения (м) — 64 (по ва­терлинии 63,4) х 5,97 х 2,1 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 5 800; запас угля — 78 т; эки­паж — 63 чел.

Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Thornycroft» состояла из двух четырехцилин­дровых паровых машин тройного расширения, работу которых обе­спечивали три водотрубных котла фирмы «Thornycroft».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой про­жектор. Общий запас составлял че­тыре торпеды. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцы «Desperate», «Mallard», «Angler», «Gygnet», «Gyntia» и «Stag» устано­вили по два бомбосбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Desperate» 4 сентября 1896 г. при водоизмещении 276,6 т. и мощности механизмов 5901 ин­дикаторных сил корабль развил скорость хода 30,006 уз. Первые три года он нес службу в водах Метрополии, а в период с 1900 г. по 1913 г. — в Средиземном море. Затем эсминец возвратили в оте­чественные воды. В годы Первой мировой войны «Desperate» служил в составе флотилии обороны Портсмута. 20 мая 1920 г. эсминец был продан фирме «Ward & Co» в Милфорд-Хэвен на слом.

«Fame» 15 апреля 1897 г. при водоизмещении 273,2 т. и мощности механизмов 5879 индика­торных сил корабль развил скорость хода 30,17 уз (в среднем на трех пробегах). Весь период экс­плуатации он нес службу в составе Дальневосточной станции и базировался в Гонг-Конге. В июне 1900 г. эсминец принимал участие в подавлении «Боксерского» восстания в Китае. 31 августа 1921 г. корабль был продан на слом и разобран на металл в Гонг-Конге.

«Foam» 7 мая 1897 г. при водоизмещении 270,2 т и мощности механизмов 5 654 индикаторных сил корабль развил скорость хода 30,184 уз. В периоде 1897 г. по 1913 г. он нес службу в Средизем­ном море. 26 мая 1914 г. эсминец продали на слом и разобрали в Чатаме на металл.

«Mallard» 17 сентября 1897 г. при водоизмещении 247,5 т и мощности механизмов 5 905 инди­каторных сил корабль развил скорость хода 30,115 уз. В период с 1897 г. по 1913 г. он нес службу в Средиземном море, а затем — в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны эсминец на­ходился в составе прибрежной патрульной флотилии, действовал в Ла-Манше. 10 февраля 1920 г. «Mallard» продали фирме «South Alloa Ship Breaking Co» на слом.

«Angler» Первые пять лет корабль нес службу в водах Метрополии, а с 1903 г. по 1913 г. — в Средиземном море. Затем его вернули в отечественные воды. В годы Первой мировой войны эс­минец служил в составе флотилии обороны Портсмута. 20 мая 1920 г. продан фирме «Ward & Co» в Милфорд-Хэвен на слом.

«Ariel» Первые три года корабль нес службу в водах Метрополии, а с 1901 г. — в Средиземном море. 19 апреля 1907 г. в ходе ночных учений по проверке береговой обороны Мальты налетел на брекватер Большого порта Ла-Валетты и затонул. Потерь нет.

«Coguette» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в составе флотилии обороны Нора. 7 марта 1916 г. эсминец подорвался на мине и затонул в Северном море у восточного побережья Англии. Командир корабля и 21 член экипажа погибли, 40 человек было спасено.

«Gygnet» Вплоть до 1917 г. корабль нес службу в водах Метрополии. В первые годы Первой ми­ровой войны он входил в состав флотилии обороны Нора, а затем перешел в Средиземное море. 16 июля 1918 г. Cygnet столкнулся с итальянским эсминцем Гарибальдино, который в результате затонул. После завершения военной кампании корабль возвратили в отечественные воды. 29 ап­реля 1920 г. его продали фирме «Ward» в Рейнх на слом.

«Gyntia» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в составе флотилии обороны Нора. 29 апреля 1920 г. эсминец продали фирме «Ward» в Рейнх на слом.

«Stag» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в составе прибрежной патрульной флотилии. 29 апреля 1920 г. эсминец продали фирме «Ward» в Грейсе на слом.

 

Корабли фирмы «Laird»

 

Корабли являлись последова­тельным развитием предыдущих серий, строившихся фирмой «Lai­rd», сохранившие четырехтрубный силуэт (трубы невысокие, относи­тельно широкие, овальные в плане, расставлены на равном, достаточно большом расстоянии друг от друга и занимают половину длины корпу­са корабля). В 1903 г. высоту дымовых труб на всех кораблях програм­мы 1894-95 гг. увеличили примерно на 0,5 м. Форштевень с наклоном, корма прямая, платформа 76-мм орудия удлиненная, со вторым но­совым ходовым мостиком, мачта размещалась перед носовой трубой, а торпедные аппараты устанавли­вались позади второй и четвертой труб. Среди всех представителей «30-узловой» серии истребители фирмы «Laird» зарекомендовали себя, как самые мореходные и име­ющие самые крепкие корпуса.

По образцу «Quali» было по­строено несколько эскадренных миноносцев на экспорт: «Сом» («Боевой») — для российского флота, а также серия из шести эсминцев типа «Капитан О'Брайен» — по заказу правительства Чили. Британские корабли в октя­бре 1913 г. причислены к типу «В». Эсминцы программ 1894-95 гг. и 1895-96 гг. имели: водоизмеще­ние порожнем/в полном грузу (т) — 355/415; главные размерения (м) —  66,45 (между перпендикулярами 64,92) х 6,58 х 2,92 (в полном грузу) (У эсминцев программы 1895-96 гг. осадка в полном грузу составляла 3,02 м. — Прим. авт.); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300; экипаж — 56 чел. Первые три эсминца программы 1894-95 гг. были заказаны 23 декабря 1895 г., а вторые три — 9 января 1896 г.

Эсминец программы 1897-98 гг. отличался от предшественников увеличенным до 360 т водоизме­щением порожнем и уменьшенной до 66,0 м максимальной длиной. Остальные данные — без измене­ний. По внешнему виду он полнос­тью повторял «Quali».

Внепрограммные эсминцы (также известны как эсминцы программы 1899-1900 гг.) отличались от «Quali» увеличенными до 385 т водоизмеще­нием порожнем, до 66,75 м макси­мальной длиной и до 6,7 м шириной, а также доведенной до 6 250 инд. сил мощностью механизмов. Заказаны 30 марта 1899 г. со сдачей кораблей соответственно через 15 и 16 месяцев.

Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Laird» состоя­ла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расши­рения, работу которых обеспечи­вали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450 мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой про­жектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сен­тября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцах «Trasher», «Griffon», «Locust», «Panther», «Seal», «Wolf», «Orwell» и «Sprightly» установили по два бомбосбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Quail» После вступления в строй корабль до 1903 г. последовательно входил в состав Северо­американской и Западной индийской станций. В период с 1903 г. по октябрь 1904 г. он оставался в водах Метрополии, а затем перешел в Средиземное море. В 1906 г. эсминец возвратили в отече­ственные воды. В 1908 г. «Quali» затонул в результате навигационной аварии.

«Sparrowhawk» В 1897 г. корабль перешел в Британскую Колумбию и вошел в состав Отдельной Британской эскадры, затем его включили в состав Китайской станции. 17 июня 1904 г. затонул в результате навигационной аварии на р. Янгцзы.

«Trasher» Первые пять лет после вступления в строй корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с октября 1902 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем его возвратили в отечественные воды. В период Первой мировой войны эсминец входил в состав одной из патрульных флотилий. 8 февраля 1917 г. у восточного побережья Великобритании «Trasher» артиллерийским огнем пото­пил германскую подводную лодку UC 39. 4 ноября 1919 г. корабль продали фирме «Fryer» на слом.

«Virago» Весь период эксплуатации корабль нес службу в китайских водах и базировался в Гонг-Конге (в 1897 г. первым из британских эсминцев совершил самостоятельный переход на Дальний Восток). 10 октября 1919 г. его продали на слом и в Гонг-Конге разобрали на металле.

«Earnest» В период с сентября 1898 г. по 1906 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 7 января 1920 г. продан фирме «Castle» в Плимуте на слом.

«Griffon» В период с сентября 1898 г. по 1906 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны входили в состав одной из береговых патруль­ных флотилий. 7 января 1920 г. продан фирме «Castle» в Плимуте на слом.

«Locust» Первые четыре года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем он возвратился воды Метрополии. В годы Первой мировой войны эсминец входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 6 октября 1919 г. «Lo­cust» был продан фирме «J. Jackson» на слом.

«Panther» Первые четыре года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем он возвратился воды Метрополии. В годы Первой мировой войны эсминец входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 7 июня 1920 г. «Pant­her» был продан фирме «J. Kelly» на слом.

«Seal» Первые четыре года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1906 г. — в Средиземном море. В июле 1901 г. в штормовых условиях корпус истребителя начал разламываться в районе миделя. Экипажу с трудом удалось возвратить «Seal» в базу. Восстанови­тельный ремонт продолжался до середины 1902 г. В 1906 г. корабль возвратился в воды Метропо­лии. В годы Первой мировой войны он входили в состав одной из береговых патрульных флоти­лий. 17 марта 1921 г. «Seal» был продан фирме «Ward» в Рейнх на слом.

«Wolf» (до июля 1898 г. «Sguirrel»): Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Ме­трополии. Он использовался в интересах Комитета истребителей (Destroyer Committee) (Также известен как Комиссия истребителей. Специально сформирована в конце сентября 1901 г. после гибели эсминца «Cobra». Она предназначалась для выяснения характеристик прочности корпусов находившихся в строю истре­бителей. Для этого «Wolf» ввели в сухой док и поставили на оконечности, как бы на гребни волн. После этого его подвергли резким и продолжительным нагрузкам, что позволяло испытать сопротивление и гибкость корпуса, а также возможность противодействия этим нагрузкам системы продольного набора. Результаты испытаний не позволили сделать однознач­ный вывод о недостаточной продольной прочности находившихся в строю эсминцев. — Прим. ред.), а в годы Первой мировой войны — входил в состав одной из патрульных флотилий. 1 июля 1921 г. эсминец продали фирме «Castle» в Плимуте на слом.

«Orwell» В период с июля 1900 г. по 1906 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем — в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входили в состав одной из береговых па­трульных флотилий. В июле 1920 г. эсминец исключили из боевого состава флота и 1 июля 1920 г. продали фирме «Castle» в Плимуте на слом. Разборка корабля была завершена к октябрю 1922 г.

«Lively» Первые два года корабль нес служу в водах Метрополии, а в период с ноября 1904 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем он возвратился в отечественные воды. В годы Первой миро­вой войны эсминец входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 1 июля 1920 г. «Lively» продали фирме «Castle» в Плимуте на слом.

«Sprightly» Первые два года корабль нес служу в водах Метрополии, а в период с ноября 1904 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем он возвратился в отечественные воды. В годы Первой ми­ровой войны эсминец входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 1 июля 1920 г. Sprightly продали фирме «Castle» в Плимуте на слом.

 

Корабли фирмы «Palmer»

 

Первая серия программы 1895-96 гг. («Star» и «Whiting») была заказана 23 декабря 1895 г., вторая («Bat», «Chamois», «Crane» и «Flying Fish») — 9 января 1896 г., со сдачей кораблей соответствен­но через 10, 11, 12 и 13 месяцев. Эс­минцы программы 1899-00 гг. были заказаны в апреле 1899 г. со сдачей кораблей соответственно через 15, 16 и 17 месяцев. По отзывам бри­танских моряков, эсминцы фирмы «Palmer» имели самые надежные механизмы среди всех «30-узловиков». В подавляющем большинстве эти корабли отличались трехтруб­ным силуэтом (невысокие и неши­рокие трубы, с наклоном к корме, расположенные с равными проме­жутками в средней части корпуса, средняя шире крайних), относи­тельно большой по размеру плат­формой 76-мм орудия с ходовым мостиком и вторым прожектором, прямым форштевнем и округлой кормой, а также мачтой, установ­ленной сразу за мостиком. Носовой торпедный аппарат размещался между второй и третьей дымовы­ми трубами, а кормовой — между платформами боевого прожектора и кормового 57-мм орудия.

Трехтрубные эсминцы в 1913 г. отнесли к типу «С», а четырехтрубные «Spiteful» (программы 1897-98 гг.), «Peterel» (программы 1899-00 гг.) и «Kangaroo» (вне­программный) — к типу «В». По­следние практически полностью повторяли однотипные корабли, но для повышения КПД дымохо­ды их средних котлов выводились в индивидуальные трубы (вместо одной общей). «Spiteful» послужил основой при разработке турбин­ного эсминца «Viper». В 1902 г. в качестве эксперимента его котлы перевели на нефтяное отопление.

Эсминцы программ 1895-96 гг., 1896-97 гг. и эсминец программы 1897-98 гг. имели: водоизмещение порож­нем/в полном грузу (т) — 390/440 или 400/450 («Spiteful»); главные размерения (м) — 67,1 (между перпенди­кулярами 65,53) х 6,37 х 3,01 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 200; экипаж — 58 чел.

Эсминцы программы 1899-00 гг. и внепрограммный эсминец: водо­измещение порожнем/в полном грузу (т) - 370 или 390V420; глав­ные размерения (м) — 66,93 или 67,01 (У «Kangaroo». — Прим. авт.) (между перпендикулярами 65,5) х 6,37 х 3,01 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300 или 6 1001; экипаж — 56 чел.

Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Palmer» состояла из двух четырехцилиндровых паро­вых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали че­тыре водотрубных котла Рида.

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстре­лов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппа­рата (палубные поворотные) и два 16-дюймовых боевых прожекто­ра. Общий запас составлял четыре торпеды. Вскоре после вступления в строй эсминца «Crane» (третий в серии эсминцев программы 1895-96 гг.) носовой боевой прожектор демонтировали. Последующие ко­рабли, за исключением «Kangaroo», вступали в строй без него. У эсминца «Star» в 1902 г. демонтировали и ко­мовой боевой прожектор. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцы «Star», «Bat», «Krane», «Fly­ing», «Fish», «Fawn», «Peterel», «Spit­eful», «Syren» и «Kangaroo» устано­вили по два бомбосбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Star» Первые семь лет корабль нес службу в водах Метрополии, а затем до 1912 г. — в районе Гибралтара. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из патрульных флотилий. 28 ав­густа 1918 г. в районе Уитби «Star» совместно с эсминцем «Use» (типа «River») потопил немецкую подводную лодку UC 115. 10 июня 1919 г. корабль продали фирме «Ward» в Нью-Холланд на слом.

«Whiting» Весь период эксплуатации корабль нес службу в китайских водах. В июне 1900 г. он принимал участие в подавлении «Боксерского» восстания в Китае. 27 ноября 1919 г. в Гонг-Конге эсминец продали на слом китайским брокерам.

«Bat». Первые пять лет корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1905 г. — в Средиземном море. Затем его возвратили в отечественные воды. В годы Первой мировой войны эсминец входил в состав одной из патрульных флотилий. 30 августа 1919 г. «Bat» продали фирме «Hayes» в Портколе на слом.

«Crane» Первые четыре года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1904 г. — в Средиземном море. Затем его возвратили в отечественные воды. В годы Первой миро­вой войны эсминец входил в состав одной из патрульных флотилий. 10 июня 1919 г. «Crane» про­дали фирме «Ward» в Нью-Холланд на слом.

«Flying Fish» Первые четыре года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1905 г. — в Средиземном море. Затем его возвратили в отечественные воды. В годы Первой мировой войны эсминец входил в состав одной из патрульных флотилий. 30 августа 1919 г. «Flying Fish» продали фирме «Т. R. Sales» на слом.

«Chamois» Первые три года корабль нес службу в водах Метрополии, а затем — в Средиземном море. 26 сентября 1905 г. затонул в заливе Патрас (Греция) в результате навигационной аварии.

«Flirt» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилий Дуврского патруля. 27 октября 1916 г. «Flirt» был потоплен в Дуврском проливе артиллерийским огнем в бою с немецкими миноносцами S 53 и G 91. Потери составили около 70 чел.

«Fawn» Первые три года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем его возвратили в отечественные воды. В годы Первой миро­вой войны эсминец входил в состав одной из флотилий Дуврского патруля. 23 июля 1919 г. продан фирме «Ward» в Нью-Холланд на слом.

«Peterel» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав 6 и флотилии эсминцев Дуврского патруля. 30 августа 1919 г. эсминец продали фирме «T.R. Sales» на слом.

«Spiteful» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 14 сентября 1920 г. эсминец продали фирме «Hayes» в Портколе на слом.

«Myrmidon» В период с 1901 г. по 1905 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем — в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав 6 и флотилии эсминцев Дуврского патруля. 26 марта 1917 г. «Myrmidon» погиб. По одной из версий он подорвался на не­мецкой мине в Дуврском проливе, а по другой — после столкновения с британским грузовым суд­ном «Hambourn».

«Syren» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав 6 и флотилии эсминцев Дуврского патруля. 14 сентября 1920 г. эсминец был продан фирме «Hayes» в Портколе на слом.

«Kangaroo» Первые три года корабль нес службу в Средиземном море, а с 1905 г. — в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав 6 и флотилии эсминцев Дуврского патруля. 20 марта 1920 г. эсминец продали фирме «Ward» в Милфорд-Хэвене на слом.

 

Корабли фирмы «John Brown»

 

Все эскадренные миноносцы «30-узлового» типа, построенные фирмой «John Brown» (заказыва­лись еще у фирмы «Thomson») в 1913 г. были причислены к типу «С». Они отличались трехтрубным силуэтом (трубы имели заметный уклон к корме, крайние узкие и средняя более широкая), удли­ненным мостиком, практически вертикальным форштевнем. Мач­та располагалась между первой и второй трубами, торпедные аппа­раты — между второй и третьей трубами, а также в корме.

Эсминцы программы 1895-96 гг. имели: водоизмещение порожнем/ в полном грузу (т) — 345 или 380 (У «Vulture». — Прим. авт.), 385 или 425 (У «Recruit». — Прим. авт.); главные размерения (м) - 65,23 или 67,76 (У «Vulture». — Прим. авт.) или 66,45 (У «Recruit». — Прим. авт.) (между перпендикулярами 64 или 66,45 (У «Vulture». — Прим. авт.) или 65,23 (У «Recruit». — Прим. авт.)) х 6,09 х 2,62 (в полном грузу); мощность меха­низмов (инд. сил) — 5 800; запас угля — 80 т; экипаж — 60 чел.

Эсминец программы 1896-97 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 350/395; глав­ные размерения (м) — 66,45 х 6,3-4 х 2,47 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 5 800; за­пас угля — 80 т; экипаж — 58 чел.

Внепрограммные эсминцы имели: водоизмещение порож­нем/в полном грузу (т) — 380/425; главные размерения (м) — 67,67 х 6,28 х 2,47 (в полном грузу); мощ­ность механизмов (инд. сил) — 6 400; запас угля — 80 т; экипаж — 60 — чел. Заказаны 31 мая 1900 г. со сроком сдачи кораблей соот­ветственно 16 мая 1901 г., 14 июля 1901 г. и 31 августа 1901 г.

Энергетическая установка всех кораблей фирмы «John Brown» состояла из двух четырехцилин­дровых паровых машин тройного расширения, работу которых обе­спечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один или два (На «Tiger». — Прим. ред.) 16-дюймовых бо­евых прожектора. Общий запас составлял четыре торпеды. В пе­риод с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцы «Brazen», «Electra», «Vulture», «Kestrel», «Tho­rn» и «Vigilant» установили по два бомбосбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Brazen» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 4 января 1919 г. Brazen продали фирме «J.H. Lee» на слом.

«Electra» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. В марте 1920 г. «Electra» исключили из боевого состава флота и 29 апреля 1920 г. продали фирме «Barking Shipbreaking Co « на слом.

«Recruit» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из патрульных флотилии. 1 марта 1915 г. эсминец был торпедирован германской подводной лодкой UB 16, переломился и затонул у плавучего маяка Галлопер в устье р. Темза. Погибло 35 человек, голландское торговое судно подобрало с воды 4 офицера и 22 матроса.

«Vulture» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 27 мая 1919 г. эсминец продали фирме «Hayes» в Портколе на слом.

«Kestrel» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из патрульных флотилии. 17 марта 1920 г. эсминец продали фирме «Ward» в Рейнх.

«Thorn» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. В 1919 г. эсминец разобрали на казенной верфи в Портсмуте.

«Tiger» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 2 апреля 1908 г. он затонул после столкновения с броненосным крейсером «Беруик» в ходе ночных маневров на Спитхэдском рейде (южное побережье Англии). Вместе с эсминцем погибло 36 человек.

«Vigilant» Корабль был начат постройкой на средства фирмы, но 31 марта 1900 г. его выкупило Адмиралтейство. Весь период эксплуатации эсминец нес службу в водах Метрополии. В годы Пер­вой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 10 февраля 1920 г. «Vigilant» исключили из боевого состава флота и продали на слом.

 

Корабли фирмы «Fairfield»

 

Эсминцы строились по трем программам, но были весьма по­хожи между собой. Благодаря трехтрубному силуэту в 1913 г. все отнесены к типу «С». В отличие от большинства однотипных кора­блей имели низкие дымовые тру­бы одинаковой толщины, установ­ленные на одинаковом расстоянии друг от друга, с заметным укло­ном к корме. В период с 1908 г. по 1912 г. высоту дымовых труб уве­личили примерно на 0,5 м. Мостик был изначально небольшой, но его модернизировали (в корму удли­нили платформу над ходовой руб­кой) на всех эсминцах в 1915-17 гг. На «Falcon» оборудовали закры­тый ходовой мостик, над кото­рым смонтировали платформу с боевым прожектором. Фок-мачта устанавливалась между мостиком и первой дымовой трубой. В годы войны на части кораблей (напри­мер, все на том же «Falcon») смон­тировали грот-мачту. Торпедные аппараты располагались между второй и третьей трубами, а также в корме.

Эсминцы программы 1896-97 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) - 355/400; главные размерения (м) — 65,71 (между пер­пендикулярами 63,98) х 6,48 х 2,7 (в полном грузу); мощность механиз­мов (инд. сил) —6300; запас угля — 85 т; экипаж — 60 чел.

Эсминец программы 1897-98 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 370/420; главные размерения (м) — 65,71 (между пер­пендикулярами 63,98) х 6,48 х 2,7 (в полном грузу); мощность механиз­мов (инд. сил) — 6 100; запас угля — 92 т; экипаж: — 58 чел.

Эсминцы программы 1898-99 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 375/420; главные размерения (м) — 65,71 или 65,41 (У «Ostrich». —Прим. авт.) (между перпендикулярами 63,38) х 6,48 х 2,7 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) —6 100; запас угля — 85 т; экипаж — 58 чел.

Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Fairfield» состояла из двух четырехцилин­дровых паровых машин тройного расширения, работу которых обе­спечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстре­лов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппа­рата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Об­щий боезапас составлял четыре тор­педы. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцах «Gipsy», «Leven», «Falcon» и «Ostrich» устано­вили по два бомбосбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Gipsy» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 17 марта 1921 г. эсминец продали фирме «Beard» на слом. Однако корпус «Gipsy» и до настоящего времени исполь­зуется в Дартмуте в качестве мола.

«Fairy» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из патрульных флотилий. 31 мая 1918 г. в Северном море в р-не Фламборо-Хэд эсминец таранил и потопил германскую подводную лодку UC 75, но при этом получил тяжелые повреждения и вскоре затонул (53°57' с.ш., 00°09' в.д.). Потерь в личном составе не было.

«Osprey» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из патрульных флотилий. 24 ноября 1917 г. уничтожил артиллерийским огнем германскую подводную лодку U 48, севшую на мель у Гудвинских отмелей (юго-восточная оконечность Великобритании). 4 ноября 1919 г. Osprey продали фирме «J.H. Lee» на слом.

«Leven» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 26 января 1918 г. в Дуврском проливе эсминец потопил глубинными бомбами германскую подводную лодку UB 35. 14 сентября 1920 г. «Leven» продали фирме «Hayes» в Портколе на слом.

«Falcon» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 1 апреля 1918 г. в западной части Северного моря эсминец затонул после столкновения с британским вооруженным траулером «John Fitzgerald».

«Ostrich» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 29 апреля 1920 г. эсминец продали фирме «Barking Ship Breaking Co» на слом.

 

Корабли фирмы «Vickers»

 

Все эсминцы фирмы «Vickers» отличались трехтрубным силуэ­том (с высокими почти вертикаль­ными дымовыми трубами, средняя шире крайних), прямым форштев­нем и небольшим по размеру мо­стиком, с установленной за ним мачтой. Торпедные аппараты раз­мещались между второй и третьей трубами и в корме.

Эсминцы программы 1895-96 гг. имели: водоизмещение порожнем/ в полном грузу (т) — 355 или 350 (У «Leopard». — Прим. авт.) 405 или 400 (У «Leopard». — Прим. авт.); главные размерения (м) — 65,32 (между перпендику­лярами 64,01) х 6,1 х 2,53 (в пол­ном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300; запас угля — 86 т; экипаж — 60 чел.

Эсминец программы 1899-00 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 355/400; глав­ные размерения (м) — 65,71 (между перпендикулярами 63,98) х 6,48 х 2,7 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300; за­пас угля — 92 т; экипаж — 58 чел. Заказан 30 марта 1899 г. со сдачей корабля через 15 месяцев.

Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Vickers» состоя­ла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расши­рения, работу которых обеспечи­вали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой про­жектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сен­тября 1916 г. по август 1917 г. на «Avon», «Bittern», «Leopard» и «Vixen» установили по два бомбо­сбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Avon» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой миро­вой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 1 июля 1920 г. эсми­нец продали фирме «Castle» в Плимуте на слом. Его разборка была завершена к октябрю 1922 г.

«Bittern» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 4 апреля 1918 г. в заливе Лайм (Канал) эсминец затонул (50°10' с.ш., 03°08' з.д.) после столкновения с британским гру­зовым судном «Kenilworth». Весь экипаж (60 чел.) погиб.

«Otter» Весь период эксплуатации корабль нес службу в китайских водах. 26 октября 1916 г. его исключили из боевого состава флота и в Гонг-Конге продали на слом китайским брокерам.

«Leopard» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 10 июня 1919 г. эсминец фирме «J. Jackon» на слом.

«Vixen» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 17 марта 1921 г. эсминец продали фирме «Ward» в Грейсе на слом.

 

Корабли фирмы «Hawthorn Leslie»

 

В качестве прототипа для эс­минцев фирмы «Hawthorn Leslie» были выбраны корабли фирмы «Vickers» программы 1895-96 гг.

Эсминцы программы 1896-97 гг. имели: водоизмещение порожнем/ в полном грузу (т) — 355/400; глав­ные размерения (м) — 65,53 (меж­ду перпендикулярами 64) х 6,4 х 2,9 (в полном грузу); мощность ме­ханизмов (инд. сил) — 6 100; запас угля — 92 т; экипаж — 58 чел.

Эсминцы программы 1899-00 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 385/430; главные размерения(м) — 65,41 (между перпендикулярами 64,04) х 6,43 х 3,2 (в полном грузу); мощность ме­ханизмов (инд. сил) — 6 100; запас угля — 92 т; экипаж — 58 чел. За­казаны 30 марта 1899 г. со сдачей кораблей соответственно через 15, 16 и 17 месяцев.

Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Hawtho­rn Leslie» состояла из двух четы­рехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых на эсминцах программы 1896-97 гг. обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft», а программы 1899-00 гг. — четыре водотрубных котла фирмы «Yarrow».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой про­жектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сен­тября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцах «Mermaid», «Racehorse», «Roebuck» и «Greyhound» устано­вили по два бомбосбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Cheeful» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 30 июня 1917 г, в 6 милях юго-восточнее Лервика (Шетландские о-ва) эсминец затонул после подрыва на мине. По­гибло 42 человека, спасено 18.

«Mermaid» Весь период эксплуатации (в 1910 г. входил в состав Гибралтарской станции) корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 23 июля 1919 г. эсминец продали фирме «Ward» в г. Нью-Холланд.

«Racehorse» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 23 марта 1920 г. эсминец продали фирме «М. Yates» в Милфорд-Хэвене на слом.

«Roebuck» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. В 1919 г. эсми­нец исключили из боевого состава флота и разобрали на металл в Портсмуте на казенной верфи.

«Greyhound» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 10 июня 1919 г. эсминец продали фирме «Clarkson» в Уитби на слом.

 

Корабли фирмы «Doxford»

 

В качестве прототипа для эсмин­цев фирмы «Doxford» были выбраны корабли фирмы «Vickers» програм­мы 1895-96 гг. В 1913 г. все они (кро­ме «Success») были отнесены к типу «С». «Success» (программы 1899-00 гг.) имел четырехтрубный силуэт и поэтому в 1913 г. его отнесли к типу «В».

Эсминец программы 1896-97 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 350/400; главные размерения (м) — 65,22 или 65,53 (У «Sylvia». —Прим. авт.) (между перпендикулярами 64) х 6,4 х 2,9 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300; за­пас угля — 90 т; экипаж — 58 чел.

Эсминец программы 1897-98 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 365/420; глав­ные размерения (м) — 65,53 (между перпендикулярами 64) х 6,4 х 2,9 (в полном грузу); мощность механиз­мов (инд. сил) — 6 300; запас угля — 86 т; экипаж — 58 чел.

Эсминец программы 1899-00 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 380/420; глав­ные размерения (м) — 65,53 (между перпендикулярами 64) х 6,4 х 2,85 (в полном грузу); мощность меха­низмов (инд. сил) — б 300; запас угля — 86 т; экипаж — 58 чел. Зака­зан 30 марта 1899 г. со задачей кора­бля через 15 месяцев.

Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Doxford» состоя­ла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расши­рения, работу которых обеспечи­вали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожек­тор. Общий запас составлял четы­ре торпеды. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсмин­цах «Sylvia» и «Violet» установили по два бомбосбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Sylvia» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 23 июля 1919 г. эсминец продали фирме «Ward» в Нью-Холланд на слом.

«Violet» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 7 июня 1920 г. эсминец продали фирме «J. Houston» в Монтрозе на слом.

«Lee» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 5 октября 1909 г. он погиб в зал. Блэксод, разбившись на камнях.

«Success» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. К началу Первой мировой войны входил в состав 8-й флотилии эсминцев. 27 декабря 1914 г. в результате навигацион­ной аварии он разбился на скалах Файф-Несс у северного входа в залив Ферт-оф-Форт (56°15' с.ш., 02°30' з.д.). Первый британский эсминец, погибший в Первой мировой войне.

 

Корабли фирмы «Earle»

 

В качестве прототипа для эс­минцев фирмы «Earle» были вы­браны корабли фирмы «Vickers» программы 1895-96 гг. и по внеш­нему виду практически повторяли их. Оба эсминца даже на прием­ных испытаниях не смогли раз­вить контрактную скорость хода. «Bullfinch», например, не достиг и 29 уз, a «Dove» показал 29,25 уз.

Эсминец программы 1896-97 гг. имели: водоизмещение порожнем/ в полном грузу (т) — 345/390; глав­ные размерения (м) — 65,41 (меж­ду перпендикулярами 64) х 6,27 х 2,4 (в полном грузу); мощность ме­ханизмов (инд. сил) — 5 800; запас угля — 86 т; экипаж — 58 чел.

Энергетическая установка обо­их кораблей фирмы «Earle» состоя­ла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расши­рения, работу которых обеспечи­вали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».

Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 вы­стрелов), пять 57-мм скорострель­ных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой про­жектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сентя­бря 1916 г. по август 1917 г. на оба корабля установили по два бомбо­сбрасывателя.

 

Судьба кораблей

 

«Dove» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой ми­ровой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 10 июня 1919 г. эсминец продали фирме «Young» в Сандерленде на слом.

«Bullfinch» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 21 января 1921 г. эсминец продали фирме «Maden & McKee» на слом.