«30-узловой» тип программы 1894-95 гг. (с 1913 г. - типы «В», «С», «D»)
Название корабля |
Тип |
Строитель |
Заложен |
Спущен на воду |
Введен в строй |
Скорость на испытаниях, уз |
|||||||||||||
Программа 1894/95 гг. |
|||||||||||||||||||
«Desperate» |
D |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
1.07.1895 |
15.02.1896 |
02.1897 |
30,428 |
|||||||||||||
«Fame» |
D |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
4.07.1895 |
15.04.1896 |
06.1897 |
30,168 |
|||||||||||||
«Foam» |
D |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
16.07.1895 |
8.10.1896 |
07.1897 |
30,18 |
|||||||||||||
«Mallard» |
D |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
13.09.1895 |
19.11.1896 |
10.1897 |
30,11 |
|||||||||||||
«Quail» |
В |
«Laird» (Биркенхэд) |
28.05.1895 |
24.09.1895 |
06.1897 |
30,38 |
|||||||||||||
«Sparrowhawk» |
В |
«Laird» (Биркенхэд) |
30.05.1895 |
8.10.1895 |
06.1897 |
? |
|||||||||||||
«Thrasher» |
В |
«Laird» (Биркенхэд) |
30.05.1895 |
5.11.1895 |
06.1897 |
30,13 |
|||||||||||||
«Virago» |
В |
«Laird» (Биркенхэд) |
13.06.1895 |
19.11.1895 |
06.1897 |
30,365 |
|||||||||||||
Программа 1895/96 гг. |
|||||||||||||||||||
«Angler» |
D |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
21.12.1896 |
2.02.1897 |
07.1898 |
30,409 |
|||||||||||||
«Ariel» |
D |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
23.04.1896 |
5.03.1897 |
10.1898 |
30 |
|||||||||||||
«Avon» |
С |
«Vickers» (Барроу) |
17.02.1896 |
10.10.1896 |
02.1899 |
30,254 |
|||||||||||||
«Bat» |
С |
«Palmer» (Тайн) |
28.05.1896 |
7.10.1896 |
08.1897 |
30,29 |
|||||||||||||
«Bittern» |
С |
«Vickers» (Барроу) |
18.02.1896 |
1.02.1897 |
04.1899 |
30,354 |
|||||||||||||
«Brazen» |
С |
«John Brown» (Клайдбэнк) |
18.10.1895 |
3.07.1896 |
07.1900 |
29,565 |
|||||||||||||
«Chamois» |
С |
«Palmer» (Тайн) |
28.05.1896 |
9.11.1896 |
11.1897 |
? |
|||||||||||||
«Crane» |
С |
«Palmer» (Тайн) |
2.08.1896 |
17.12.1896 |
04.1898 |
30,347 |
|||||||||||||
«Earnest» |
В |
«Lard» (Биркенхэд) |
2.03.1896 |
7.11.1896 |
11.1897 |
30,13 |
|||||||||||||
«Electra» |
С |
«John Brown» (Клайдбэнк) |
18.10.1895 |
14.07.1896 |
07.1900 |
29,583 |
|
||||||||||||
«Flying Fish» |
С |
«Palmer» (Тайн) |
9.08.1896 |
4.03.1897 |
06.1898 |
30,371 |
|
||||||||||||
«Griffon» |
В |
«Lard» (Биркенхэд) |
7.03.1896 |
21.11.1896 |
11.1897 |
30,11 |
|
||||||||||||
«Leopard» |
С |
«Vickers» (Барроу) |
10.06.1896 |
20.3.1897 |
07.1899 |
30,139 |
|
||||||||||||
«Locust» |
B |
«Lard» (Биркенхэд) |
20.04.1896 |
5.12.1896 |
07.1898 |
30,159 |
|
||||||||||||
«Otter» |
C |
«Vickers» (Барроу) |
9.06.1896 |
23.11.1896 |
03.1900 |
30,274 |
|
||||||||||||
«Panther» |
B |
«Lard» (Биркенхэд) |
19.05.1896 |
21.01.1897 |
01.1898 |
30,14 |
|
||||||||||||
«Recruit» |
C |
«John Brown» (Клайдбэнк) |
18.10.1895 |
22.08.1896 |
10.1900 |
30,139 |
|
||||||||||||
«Seal» |
В |
«Lard» (Биркенхэд) |
17.06.1896 |
6.03.1897 |
05.1898 |
30,15 |
|
||||||||||||
«Star» |
С |
«Palmer» (Тайн) |
23.03.1896 |
11.08.1896 |
09.1898 |
31,05 |
|
||||||||||||
«Vulture» |
С |
«John Brown» (Клайдбэнк) |
26.11.1895 |
22.03.1898 |
05.1900 |
30,277 |
|
||||||||||||
«Whiting» |
С |
«Palmer» (Тайн) |
13.04.1896 |
26.08.1896 |
06.1897 |
30,21 |
|
||||||||||||
«Wolf» |
В |
«Lard» (Биркенхэд) |
12.11.1896 |
2.06.1897 |
07.1898 |
30,265 |
|
||||||||||||
Программа 1896/97 гг. |
|
||||||||||||||||||
«Bullfinch» |
С |
«Earle» (Гулль (Халл)) |
17.09.1896 |
10.02.1898 |
06.1901 |
29,46 |
|
||||||||||||
«Cheerful» |
С |
«Hawthorn Leslie» (Тайн) |
7.09.1896 |
22.02.1898 |
06.1899 |
30,152 |
|
||||||||||||
«Coquette» |
D |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
8.06.1896 |
25.11.1897 |
01.1899 |
30,371 |
|
||||||||||||
«Cygnet» |
D |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
25.09.1896 |
3.09.1898 |
02.1900 |
30,375 |
|
||||||||||||
«Cynthia» |
D |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
16.07.1896 |
8.01.1898 |
01.1899 |
30,205 |
|
||||||||||||
«Dove» |
С |
«Earle» (Гулль (Халл)) |
17.09.1896 |
21.03.1898 |
07.1901 |
29,36 |
|
||||||||||||
«Fairy» |
С |
«Fairfield» (Клайд) |
19.10.1896 |
29.05.1897 |
08.1898 |
30,201 |
|
||||||||||||
«Fawn» |
С |
«Palmer» (Тайн) |
5.09.1896 |
13.04.1897 |
12.1898 |
30,462 |
|
||||||||||||
«Flirt» |
С |
«Palmer» (Тайн) |
5.09.1896 |
15.05.1897 |
04.1899 |
30,14 |
|
||||||||||||
«Gipsy» |
С |
«Fairfield» (Клайд) |
1.10.1896 |
9.03.1897 |
07.1898 |
30,207 |
|
||||||||||||
«Kestrel» |
С |
«John Brown» (Клайдбэнк) |
2.09.1896 |
25.03.1898 |
04.1900 |
30,044 |
|
||||||||||||
«Mermaid» |
С |
«Hawthorn Leslie» (Тайн) |
7.09.1896 |
14.07.1897 |
02.1900 |
30,833 |
|
||||||||||||
«Orwell» |
B |
«Lard» (Биркенхэд) |
9.11.1897 |
29.09.1898 |
01.1900 |
30,28 |
|
||||||||||||
«Osprey» |
C |
«Fairfield» (Клайд) |
14.11.1896 |
7.04.1897 |
07.1898 |
30,6 |
|
||||||||||||
«Sylvia» |
C |
«Doxford» (Сандерленд) |
13.07.1896 |
3.07.1897 |
01.1899 |
29,07 |
|
||||||||||||
«Violet» |
C |
«Doxford» (Сандерленд) |
13.07.1896 |
3.05.1897 |
06.1898 |
30,16 |
|
||||||||||||
Программа 1897/1898 гг. |
|
||||||||||||||||||
«Lee» |
D |
«Doxford» (Сандерленд) |
4.01.1898 |
27.01.1899 |
03.1901 |
30,11 |
|
||||||||||||
«Leven» |
С |
«Fairfield» (Клайд) |
24.01.1898 |
28.06.1898 |
07.1899 |
30,383 |
|
||||||||||||
«Spiteful» |
В |
«Palmer» (Тайн) |
12.01.1898 |
11.01.1899 |
02.1900 |
30,1 |
|
||||||||||||
«Stag» |
D |
«Thornycroft» (Саутхемптон) |
16.04.1898 |
18.11.1899 |
09.1900 |
30,345 |
|
||||||||||||
Программа 1899/1900 гг. |
|
||||||||||||||||||
«Falcon» |
С |
«Fairfield» (Клайд) |
26.06.1899 |
29.12.1899 |
12.1901 |
30,135 |
|
||||||||||||
«Greyhound» |
С |
«Hawthorn Leslie» (Тайн) |
18.07.1899 |
6.10.1900 |
01.1902 |
30,424 |
|
||||||||||||
«Myrmidon» |
В |
«Palmer» (Тайн) |
23.10.1899 |
26.05.1900 |
05.1901 |
30,29 |
|
||||||||||||
«Ostrich» |
С |
«Fairfield» (Клайд) |
28.06.1899 |
22.03.1900 |
12.1901 |
30,161 |
|
||||||||||||
«Peterel» |
В |
«Palmer» (Тайн) |
29.07.1898 |
30.03.1899 |
07.1900 |
30,09 |
|
||||||||||||
«Racehorse» |
С |
«Hawthorn Leslie» (Тайн) |
23.10.1899 |
8.11.1900 |
03.1902 |
? |
|
||||||||||||
«Roebuck» |
С |
«Hawthorn Leslie» (Тайн) |
2.10.1899 |
4.01.1901 |
03.1902 |
30,436 |
|
||||||||||||
«Success» |
В |
«Doxford» (Сандерленд) |
18.09.1899 |
21.03.1901 |
05.1902 |
30,22 |
|
||||||||||||
«Syren» |
В |
«Palmer» (Тайн) |
24.11.1899 |
20.12.1900 |
02.1902 |
30,0 |
|
||||||||||||
«Vixen» |
С |
«Vickers» (Барроу) |
7.09.1899 |
29.03.1900 |
03.1902 |
30,0 |
|
||||||||||||
Внепрограммные |
|
||||||||||||||||||
«Kangaroo» |
В |
«Palmer» (Тайн) |
29.12.1899 |
8.09.1900 |
07.1901 |
30,18 |
|
||||||||||||
«Lively» |
В |
«Lard» (Биркенхэд) |
20.06.1899 |
14.07.1900 |
04.1902 |
30,27 |
|
||||||||||||
«Sprightly» |
В |
«Lard» (Биркенхэд) |
20.06.1899 |
25.08.1900 |
03.1902 |
30,102 |
|
||||||||||||
«Thorn» |
С |
«John Brown» (Клайдбэнк) |
|
17.03.1900 |
06.1901 |
30,174 |
|
||||||||||||
«Tiger» |
С |
«John Brown» (Клайдбэнк) |
|
19.05.1900 |
06.1901 |
? |
|
||||||||||||
«Vigilant» |
С |
«John Brown» (Клайдбэнк) |
|
16.08.1900 |
06.1901 |
30,147 |
|
||||||||||||
Тип указывается в соответствии с классификацией 1913 года. —Прим. авт.
Крупная серия «30 узловых» истребителей явилась ответом Адмиралтейства на строительство французских миноносцев открытого моря, один из которых — «Forban» — развил на испытаниях скорость свыше 31 уз. Таким образом, с 1896 г. англичане приступили к увеличению водоизмещения и мощности машин заказываемых эсминцев при сохранении неизменного состава вооружения. В результате за пятилетний период водоизмещение кораблей выросло с 275-280 до 385-400 т, а мощность машин — с 5 700 до 6 400 индикаторных сил. Масса силовых установок составляла от 171 до 195 т, то есть достигала 50 % водоизмещения кораблей, тогда как на корпус приходилось 23,5 % водоизмещения, против 32,7 % на головном французском истребителе «Durandal».
На этот раз в строительстве серии принимало участие всего девять фирм, причем в их числе не было знаменитого Ярроу — прочность корпусов и надежности машин его истребителей были признаны недостаточными (Любопытно то, что интересы фирмы «Yarrow» активно лавировал Третий лорд Адмиралтейства (Контролер флота) адмирал Фишер. Данная фирма предложила проект эсминца порожнем водоизмещением 350 т, мощностью механизмов 6 400 индикаторных сил и скоростью хода не менее 29,75 уз. Подобные показатели не устроили Адмиралтейство. АЛЯ сравнения, фирма «Thornycroft» обещала, что при порожнем водоизмещении корабля 315 т и мощности механизмов 6 500 индикаторных сил она обеспечит ему скорость не менее 30 уз. Такую же скорость хода гарантировала фирма «Laird», но уже при водоизмещении 309 т и мощности механизмов 7 000 индикаторных сил. Подобные заверения привели к появлению нескольких экспериментальных эсминцев — см. «Специальный 33-узловой» тип программы 1896-97 гг. — Прим. ред.).
Наибольшее число заказов получили фирмы «Laird» (бывшая «Laird Brothers») и «Palmer» — по 13 единиц, а также «Thornycroft» — 10 кораблей. Фирмы вели постройку по индивидуальным проектам, сохранив многие технические решения, примененные при строительстве «27-узловой» серии.
Все корабли были гладкопалубными, корпуса набирались по поперечной схеме. Основным типом руля являлся полубалансирный. Управление традиционно могло осуществляться с трех постов: с носового и кормового мостиков, а также боевой рубки. Носовой мостик, как правило, имели все корабли. Располагался он на удлиненной платформе 76-мм орудия. Корабли оснащали дополнительным (вторым) компасом (главным), который устанавливался на специальной возвышенной деревянной платформе. В энергетической установке применялись четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения. Машины традиционно форсировались до предела, например, частота вращения винтов достигала 400 оборотов в минуту, что вызывало сильную вибрацию на высоких скоростях. На испытаниях корабли, как правило, превышали контрактную скорость, но в большинстве случаев — незначительно, а порой требовались повторные пробы. И все это притом, что почти всегда истребители выходили на мерную милю без артиллерии и торпедных аппаратов, с минимальным запасом угля и квалифицированными заводскими кочегарами и механиками (Все известные данные о скорости хода кораблей во время приемных испытаний (на контрольных пробегах) приведены в таблице. — Прим. авт.). Недаром по поводу «30-узловых» эсминцев британские моряки шутили: «Приготовить пиво и графит» — пиво для кочегаров, которым предстояло энергично подавать уголь в топки котлов, и графит для того, что бы покрыв им подводную часть корпуса, сделать ее более скользкой. Однако все эти ухищрения срабатывали только на испытаниях, в реальных же условиях службы новые эскадренные миноносцы практически не имели преимуществ в скорости перед предшественниками, развивая те же 23-25 уз.
Запасы угля колебались от 80 до 105 т. О дальности плавания всех эсминцев нет достоверной информации; по всей видимости, она соответствовала показателям «27-узловой» серии. Известно, что «Fame» (фирмы «Thornycroft» программы 1894-95 гг.) сразу после вступления в строй 13-узловым ходом (на двух котлах) прошел 1 677 миль, a «Mallard» (тех же фирмы и программы) — 2 080 миль.
Экипаж эсминцев насчитывал 55-65 человек. Вооружение осталось прежним: одно 76-мм орудие, пять 57-мм пушек, два 450-мм поворотных палубных торпедных аппарата (при общем боезапасе четыре торпеды, из которых две хранились непосредственно в аппаратах, еще две — в подпалубных пеналах). Имеются сведения, что на ряде кораблей в годы Первой мировой войны дополнительно устанавливались 2- или 3-фунтовые зенитные пушки.
Спасательные средства, как правило, состояли из 18 футового гига, одной легкой шлюпки (динги) и двух складных парусиновых шлюпок. В начале 1900-х годов в связи с установкой радиостанций была увеличена высота мачты. В годы Первой мировой войны на части эсминцев были расширены ходовые мостики и надстроены на них платформы, на которые перенесли (с палубы) боевые прожекторы.
Всего в серии построено 66 единиц, из которых 60 — по адмиралтейским заказам. Остальные шесть строились в инициативном порядке и были выкуплены в ходе или после достройки. В октябре 1913 г., в связи с введением новой системы классификации эскадренных миноносцев, разделены на три типа: «В» (с четырьмя дымовыми трубами), «С» (с тремя трубами), «D» (с двумя трубами). Шестьдесят кораблей данного класса приняли участие в Первой мировой войне, остальные погибли по различным причинам до ее начала. Боевые потери составили девять единиц.
Корабли фирмы «Thornycroft»
«30-узловые» эсминцы Торникрофта являлись увеличенной и улучшенной версией предшествующих кораблей, сохранив их основные внешние черты. Все десять кораблей были двухтрубными (трубы располагались примерно в середине корпуса, с заметным уклоном к корме: кормовая труба несколько уже и ниже носовой), с удлиненным мостиком и наклонным форштевнем. Мачта — между мостиком и первой дымовой трубой, ближе к последней. Оба торпедных аппарата были
установлены в корме. Эсминцы программы 1895-96 гг. («Angler» и «Ariel») имели округлую кормовую оконечность со скатом к воде, завал бортов внутрь и балансирный руль, а остальные эсминцы — вертикальную округлую корму и полубалансирный руль. Истребители программы 1896-97 гг. послужили образцом для эсминцев типа «Murakumo», строившихся фирмой по заказу правительства Японии.
Эсминцы программы 1894-95 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 272/352; главные размерения (м) — 62,36 (между перпендикулярами 60,96) х 5,79 х 2,316 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 5 700; запас угля — 80 т; экипаж — 54 чел.
Эсминцы программы 1895-96 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 272/352; главные размерения (м) — 64 (по ватерлинии 63,4) х 5,97 х 2,1 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 5 700; запас угля — 85 т; экипаж — 54 чел.
Эсминцы программы 1896-97 гг. имели: водоизмещение порожнем/ в полном грузу (т) — 259,5/367,2; главные размерения (м) — 64 (по ватерлинии 63,4) х 5,97 х 2,1 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 5 700; запас угля — 95 т; экипаж — 54 чел.
Эсминец программы 1897-98 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 286/370,6; главные размерения (м) — 64 (по ватерлинии 63,4) х 5,97 х 2,1 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 5 800; запас угля — 78 т; экипаж — 63 чел.
Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Thornycroft» состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали три водотрубных котла фирмы «Thornycroft».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцы «Desperate», «Mallard», «Angler», «Gygnet», «Gyntia» и «Stag» установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Desperate» 4 сентября 1896 г. при водоизмещении 276,6 т. и мощности механизмов 5901 индикаторных сил корабль развил скорость хода 30,006 уз. Первые три года он нес службу в водах Метрополии, а в период с 1900 г. по 1913 г. — в Средиземном море. Затем эсминец возвратили в отечественные воды. В годы Первой мировой войны «Desperate» служил в составе флотилии обороны Портсмута. 20 мая 1920 г. эсминец был продан фирме «Ward & Co» в Милфорд-Хэвен на слом.
«Fame» 15 апреля 1897 г. при водоизмещении 273,2 т. и мощности механизмов 5879 индикаторных сил корабль развил скорость хода 30,17 уз (в среднем на трех пробегах). Весь период эксплуатации он нес службу в составе Дальневосточной станции и базировался в Гонг-Конге. В июне 1900 г. эсминец принимал участие в подавлении «Боксерского» восстания в Китае. 31 августа 1921 г. корабль был продан на слом и разобран на металл в Гонг-Конге.
«Foam» 7 мая 1897 г. при водоизмещении 270,2 т и мощности механизмов 5 654 индикаторных сил корабль развил скорость хода 30,184 уз. В периоде 1897 г. по 1913 г. он нес службу в Средиземном море. 26 мая 1914 г. эсминец продали на слом и разобрали в Чатаме на металл.
«Mallard» 17 сентября 1897 г. при водоизмещении 247,5 т и мощности механизмов 5 905 индикаторных сил корабль развил скорость хода 30,115 уз. В период с 1897 г. по 1913 г. он нес службу в Средиземном море, а затем — в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны эсминец находился в составе прибрежной патрульной флотилии, действовал в Ла-Манше. 10 февраля 1920 г. «Mallard» продали фирме «South Alloa Ship Breaking Co» на слом.
«Angler» Первые пять лет корабль нес службу в водах Метрополии, а с 1903 г. по 1913 г. — в Средиземном море. Затем его вернули в отечественные воды. В годы Первой мировой войны эсминец служил в составе флотилии обороны Портсмута. 20 мая 1920 г. продан фирме «Ward & Co» в Милфорд-Хэвен на слом.
«Ariel» Первые три года корабль нес службу в водах Метрополии, а с 1901 г. — в Средиземном море. 19 апреля 1907 г. в ходе ночных учений по проверке береговой обороны Мальты налетел на брекватер Большого порта Ла-Валетты и затонул. Потерь нет.
«Coguette» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в составе флотилии обороны Нора. 7 марта 1916 г. эсминец подорвался на мине и затонул в Северном море у восточного побережья Англии. Командир корабля и 21 член экипажа погибли, 40 человек было спасено.
«Gygnet» Вплоть до 1917 г. корабль нес службу в водах Метрополии. В первые годы Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Нора, а затем перешел в Средиземное море. 16 июля 1918 г. Cygnet столкнулся с итальянским эсминцем Гарибальдино, который в результате затонул. После завершения военной кампании корабль возвратили в отечественные воды. 29 апреля 1920 г. его продали фирме «Ward» в Рейнх на слом.
«Gyntia» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в составе флотилии обороны Нора. 29 апреля 1920 г. эсминец продали фирме «Ward» в Рейнх на слом.
«Stag» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в составе прибрежной патрульной флотилии. 29 апреля 1920 г. эсминец продали фирме «Ward» в Грейсе на слом.
Корабли фирмы «Laird»
Корабли являлись последовательным развитием предыдущих серий, строившихся фирмой «Laird», сохранившие четырехтрубный силуэт (трубы невысокие, относительно широкие, овальные в плане, расставлены на равном, достаточно большом расстоянии друг от друга и занимают половину длины корпуса корабля). В 1903 г. высоту дымовых труб на всех кораблях программы 1894-95 гг. увеличили примерно на 0,5 м. Форштевень с наклоном, корма прямая, платформа 76-мм орудия удлиненная, со вторым носовым ходовым мостиком, мачта размещалась перед носовой трубой, а торпедные аппараты устанавливались позади второй и четвертой труб. Среди всех представителей «30-узловой» серии истребители фирмы «Laird» зарекомендовали себя, как самые мореходные и имеющие самые крепкие корпуса.
По образцу «Quali» было построено несколько эскадренных миноносцев на экспорт: «Сом» («Боевой») — для российского флота, а также серия из шести эсминцев типа «Капитан О'Брайен» — по заказу правительства Чили. Британские корабли в октябре 1913 г. причислены к типу «В». Эсминцы программ 1894-95 гг. и 1895-96 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 355/415; главные размерения (м) — 66,45 (между перпендикулярами 64,92) х 6,58 х 2,92 (в полном грузу) (У эсминцев программы 1895-96 гг. осадка в полном грузу составляла 3,02 м. — Прим. авт.); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300; экипаж — 56 чел. Первые три эсминца программы 1894-95 гг. были заказаны 23 декабря 1895 г., а вторые три — 9 января 1896 г.
Эсминец программы 1897-98 гг. отличался от предшественников увеличенным до 360 т водоизмещением порожнем и уменьшенной до 66,0 м максимальной длиной. Остальные данные — без изменений. По внешнему виду он полностью повторял «Quali».
Внепрограммные эсминцы (также известны как эсминцы программы 1899-1900 гг.) отличались от «Quali» увеличенными до 385 т водоизмещением порожнем, до 66,75 м максимальной длиной и до 6,7 м шириной, а также доведенной до 6 250 инд. сил мощностью механизмов. Заказаны 30 марта 1899 г. со сдачей кораблей соответственно через 15 и 16 месяцев.
Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Laird» состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450 мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцах «Trasher», «Griffon», «Locust», «Panther», «Seal», «Wolf», «Orwell» и «Sprightly» установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Quail» После вступления в строй корабль до 1903 г. последовательно входил в состав Североамериканской и Западной индийской станций. В период с 1903 г. по октябрь 1904 г. он оставался в водах Метрополии, а затем перешел в Средиземное море. В 1906 г. эсминец возвратили в отечественные воды. В 1908 г. «Quali» затонул в результате навигационной аварии.
«Sparrowhawk» В 1897 г. корабль перешел в Британскую Колумбию и вошел в состав Отдельной Британской эскадры, затем его включили в состав Китайской станции. 17 июня 1904 г. затонул в результате навигационной аварии на р. Янгцзы.
«Trasher» Первые пять лет после вступления в строй корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с октября 1902 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем его возвратили в отечественные воды. В период Первой мировой войны эсминец входил в состав одной из патрульных флотилий. 8 февраля 1917 г. у восточного побережья Великобритании «Trasher» артиллерийским огнем потопил германскую подводную лодку UC 39. 4 ноября 1919 г. корабль продали фирме «Fryer» на слом.
«Virago» Весь период эксплуатации корабль нес службу в китайских водах и базировался в Гонг-Конге (в 1897 г. первым из британских эсминцев совершил самостоятельный переход на Дальний Восток). 10 октября 1919 г. его продали на слом и в Гонг-Конге разобрали на металле.
«Earnest» В период с сентября 1898 г. по 1906 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 7 января 1920 г. продан фирме «Castle» в Плимуте на слом.
«Griffon» В период с сентября 1898 г. по 1906 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 7 января 1920 г. продан фирме «Castle» в Плимуте на слом.
«Locust» Первые четыре года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем он возвратился воды Метрополии. В годы Первой мировой войны эсминец входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 6 октября 1919 г. «Locust» был продан фирме «J. Jackson» на слом.
«Panther» Первые четыре года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем он возвратился воды Метрополии. В годы Первой мировой войны эсминец входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 7 июня 1920 г. «Panther» был продан фирме «J. Kelly» на слом.
«Seal» Первые четыре года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1906 г. — в Средиземном море. В июле 1901 г. в штормовых условиях корпус истребителя начал разламываться в районе миделя. Экипажу с трудом удалось возвратить «Seal» в базу. Восстановительный ремонт продолжался до середины 1902 г. В 1906 г. корабль возвратился в воды Метрополии. В годы Первой мировой войны он входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 17 марта 1921 г. «Seal» был продан фирме «Ward» в Рейнх на слом.
«Wolf» (до июля 1898 г. «Sguirrel»): Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. Он использовался в интересах Комитета истребителей (Destroyer Committee) (Также известен как Комиссия истребителей. Специально сформирована в конце сентября 1901 г. после гибели эсминца «Cobra». Она предназначалась для выяснения характеристик прочности корпусов находившихся в строю истребителей. Для этого «Wolf» ввели в сухой док и поставили на оконечности, как бы на гребни волн. После этого его подвергли резким и продолжительным нагрузкам, что позволяло испытать сопротивление и гибкость корпуса, а также возможность противодействия этим нагрузкам системы продольного набора. Результаты испытаний не позволили сделать однозначный вывод о недостаточной продольной прочности находившихся в строю эсминцев. — Прим. ред.), а в годы Первой мировой войны — входил в состав одной из патрульных флотилий. 1 июля 1921 г. эсминец продали фирме «Castle» в Плимуте на слом.
«Orwell» В период с июля 1900 г. по 1906 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем — в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. В июле 1920 г. эсминец исключили из боевого состава флота и 1 июля 1920 г. продали фирме «Castle» в Плимуте на слом. Разборка корабля была завершена к октябрю 1922 г.
«Lively» Первые два года корабль нес служу в водах Метрополии, а в период с ноября 1904 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем он возвратился в отечественные воды. В годы Первой мировой войны эсминец входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 1 июля 1920 г. «Lively» продали фирме «Castle» в Плимуте на слом.
«Sprightly» Первые два года корабль нес служу в водах Метрополии, а в период с ноября 1904 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем он возвратился в отечественные воды. В годы Первой мировой войны эсминец входили в состав одной из береговых патрульных флотилий. 1 июля 1920 г. Sprightly продали фирме «Castle» в Плимуте на слом.
Корабли фирмы «Palmer»
Первая серия программы 1895-96 гг. («Star» и «Whiting») была заказана 23 декабря 1895 г., вторая («Bat», «Chamois», «Crane» и «Flying Fish») — 9 января 1896 г., со сдачей кораблей соответственно через 10, 11, 12 и 13 месяцев. Эсминцы программы 1899-00 гг. были заказаны в апреле 1899 г. со сдачей кораблей соответственно через 15, 16 и 17 месяцев. По отзывам британских моряков, эсминцы фирмы «Palmer» имели самые надежные механизмы среди всех «30-узловиков». В подавляющем большинстве эти корабли отличались трехтрубным силуэтом (невысокие и неширокие трубы, с наклоном к корме, расположенные с равными промежутками в средней части корпуса, средняя шире крайних), относительно большой по размеру платформой 76-мм орудия с ходовым мостиком и вторым прожектором, прямым форштевнем и округлой кормой, а также мачтой, установленной сразу за мостиком. Носовой торпедный аппарат размещался между второй и третьей дымовыми трубами, а кормовой — между платформами боевого прожектора и кормового 57-мм орудия.
Трехтрубные эсминцы в 1913 г. отнесли к типу «С», а четырехтрубные «Spiteful» (программы 1897-98 гг.), «Peterel» (программы 1899-00 гг.) и «Kangaroo» (внепрограммный) — к типу «В». Последние практически полностью повторяли однотипные корабли, но для повышения КПД дымоходы их средних котлов выводились в индивидуальные трубы (вместо одной общей). «Spiteful» послужил основой при разработке турбинного эсминца «Viper». В 1902 г. в качестве эксперимента его котлы перевели на нефтяное отопление.
Эсминцы программ 1895-96 гг., 1896-97 гг. и эсминец программы 1897-98 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 390/440 или 400/450 («Spiteful»); главные размерения (м) — 67,1 (между перпендикулярами 65,53) х 6,37 х 3,01 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 200; экипаж — 58 чел.
Эсминцы программы 1899-00 гг. и внепрограммный эсминец: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) - 370 или 390V420; главные размерения (м) — 66,93 или 67,01 (У «Kangaroo». — Прим. авт.) (между перпендикулярами 65,5) х 6,37 х 3,01 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300 или 6 1001; экипаж — 56 чел.
Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Palmer» состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла Рида.
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и два 16-дюймовых боевых прожектора. Общий запас составлял четыре торпеды. Вскоре после вступления в строй эсминца «Crane» (третий в серии эсминцев программы 1895-96 гг.) носовой боевой прожектор демонтировали. Последующие корабли, за исключением «Kangaroo», вступали в строй без него. У эсминца «Star» в 1902 г. демонтировали и комовой боевой прожектор. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцы «Star», «Bat», «Krane», «Flying», «Fish», «Fawn», «Peterel», «Spiteful», «Syren» и «Kangaroo» установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Star» Первые семь лет корабль нес службу в водах Метрополии, а затем до 1912 г. — в районе Гибралтара. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из патрульных флотилий. 28 августа 1918 г. в районе Уитби «Star» совместно с эсминцем «Use» (типа «River») потопил немецкую подводную лодку UC 115. 10 июня 1919 г. корабль продали фирме «Ward» в Нью-Холланд на слом.
«Whiting» Весь период эксплуатации корабль нес службу в китайских водах. В июне 1900 г. он принимал участие в подавлении «Боксерского» восстания в Китае. 27 ноября 1919 г. в Гонг-Конге эсминец продали на слом китайским брокерам.
«Bat». Первые пять лет корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1905 г. — в Средиземном море. Затем его возвратили в отечественные воды. В годы Первой мировой войны эсминец входил в состав одной из патрульных флотилий. 30 августа 1919 г. «Bat» продали фирме «Hayes» в Портколе на слом.
«Crane» Первые четыре года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1904 г. — в Средиземном море. Затем его возвратили в отечественные воды. В годы Первой мировой войны эсминец входил в состав одной из патрульных флотилий. 10 июня 1919 г. «Crane» продали фирме «Ward» в Нью-Холланд на слом.
«Flying Fish» Первые четыре года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1905 г. — в Средиземном море. Затем его возвратили в отечественные воды. В годы Первой мировой войны эсминец входил в состав одной из патрульных флотилий. 30 августа 1919 г. «Flying Fish» продали фирме «Т. R. Sales» на слом.
«Chamois» Первые три года корабль нес службу в водах Метрополии, а затем — в Средиземном море. 26 сентября 1905 г. затонул в заливе Патрас (Греция) в результате навигационной аварии.
«Flirt» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилий Дуврского патруля. 27 октября 1916 г. «Flirt» был потоплен в Дуврском проливе артиллерийским огнем в бою с немецкими миноносцами S 53 и G 91. Потери составили около 70 чел.
«Fawn» Первые три года корабль нес службу в водах Метрополии, а в период с 1902 г. по 1906 г. — в Средиземном море. Затем его возвратили в отечественные воды. В годы Первой мировой войны эсминец входил в состав одной из флотилий Дуврского патруля. 23 июля 1919 г. продан фирме «Ward» в Нью-Холланд на слом.
«Peterel» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав 6 и флотилии эсминцев Дуврского патруля. 30 августа 1919 г. эсминец продали фирме «T.R. Sales» на слом.
«Spiteful» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 14 сентября 1920 г. эсминец продали фирме «Hayes» в Портколе на слом.
«Myrmidon» В период с 1901 г. по 1905 г. корабль нес службу в Средиземном море, а затем — в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав 6 и флотилии эсминцев Дуврского патруля. 26 марта 1917 г. «Myrmidon» погиб. По одной из версий он подорвался на немецкой мине в Дуврском проливе, а по другой — после столкновения с британским грузовым судном «Hambourn».
«Syren» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав 6 и флотилии эсминцев Дуврского патруля. 14 сентября 1920 г. эсминец был продан фирме «Hayes» в Портколе на слом.
«Kangaroo» Первые три года корабль нес службу в Средиземном море, а с 1905 г. — в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав 6 и флотилии эсминцев Дуврского патруля. 20 марта 1920 г. эсминец продали фирме «Ward» в Милфорд-Хэвене на слом.
Корабли фирмы «John Brown»
Все эскадренные миноносцы «30-узлового» типа, построенные фирмой «John Brown» (заказывались еще у фирмы «Thomson») в 1913 г. были причислены к типу «С». Они отличались трехтрубным силуэтом (трубы имели заметный уклон к корме, крайние узкие и средняя более широкая), удлиненным мостиком, практически вертикальным форштевнем. Мачта располагалась между первой и второй трубами, торпедные аппараты — между второй и третьей трубами, а также в корме.
Эсминцы программы 1895-96 гг. имели: водоизмещение порожнем/ в полном грузу (т) — 345 или 380 (У «Vulture». — Прим. авт.), 385 или 425 (У «Recruit». — Прим. авт.); главные размерения (м) - 65,23 или 67,76 (У «Vulture». — Прим. авт.) или 66,45 (У «Recruit». — Прим. авт.) (между перпендикулярами 64 или 66,45 (У «Vulture». — Прим. авт.) или 65,23 (У «Recruit». — Прим. авт.)) х 6,09 х 2,62 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 5 800; запас угля — 80 т; экипаж — 60 чел.
Эсминец программы 1896-97 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 350/395; главные размерения (м) — 66,45 х 6,3-4 х 2,47 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 5 800; запас угля — 80 т; экипаж — 58 чел.
Внепрограммные эсминцы имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 380/425; главные размерения (м) — 67,67 х 6,28 х 2,47 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 400; запас угля — 80 т; экипаж — 60 — чел. Заказаны 31 мая 1900 г. со сроком сдачи кораблей соответственно 16 мая 1901 г., 14 июля 1901 г. и 31 августа 1901 г.
Энергетическая установка всех кораблей фирмы «John Brown» состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Normand».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один или два (На «Tiger». — Прим. ред.) 16-дюймовых боевых прожектора. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцы «Brazen», «Electra», «Vulture», «Kestrel», «Thorn» и «Vigilant» установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Brazen» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 4 января 1919 г. Brazen продали фирме «J.H. Lee» на слом.
«Electra» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. В марте 1920 г. «Electra» исключили из боевого состава флота и 29 апреля 1920 г. продали фирме «Barking Shipbreaking Co « на слом.
«Recruit» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из патрульных флотилии. 1 марта 1915 г. эсминец был торпедирован германской подводной лодкой UB 16, переломился и затонул у плавучего маяка Галлопер в устье р. Темза. Погибло 35 человек, голландское торговое судно подобрало с воды 4 офицера и 22 матроса.
«Vulture» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 27 мая 1919 г. эсминец продали фирме «Hayes» в Портколе на слом.
«Kestrel» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из патрульных флотилии. 17 марта 1920 г. эсминец продали фирме «Ward» в Рейнх.
«Thorn» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. В 1919 г. эсминец разобрали на казенной верфи в Портсмуте.
«Tiger» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 2 апреля 1908 г. он затонул после столкновения с броненосным крейсером «Беруик» в ходе ночных маневров на Спитхэдском рейде (южное побережье Англии). Вместе с эсминцем погибло 36 человек.
«Vigilant» Корабль был начат постройкой на средства фирмы, но 31 марта 1900 г. его выкупило Адмиралтейство. Весь период эксплуатации эсминец нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 10 февраля 1920 г. «Vigilant» исключили из боевого состава флота и продали на слом.
Корабли фирмы «Fairfield»
Эсминцы строились по трем программам, но были весьма похожи между собой. Благодаря трехтрубному силуэту в 1913 г. все отнесены к типу «С». В отличие от большинства однотипных кораблей имели низкие дымовые трубы одинаковой толщины, установленные на одинаковом расстоянии друг от друга, с заметным уклоном к корме. В период с 1908 г. по 1912 г. высоту дымовых труб увеличили примерно на 0,5 м. Мостик был изначально небольшой, но его модернизировали (в корму удлинили платформу над ходовой рубкой) на всех эсминцах в 1915-17 гг. На «Falcon» оборудовали закрытый ходовой мостик, над которым смонтировали платформу с боевым прожектором. Фок-мачта устанавливалась между мостиком и первой дымовой трубой. В годы войны на части кораблей (например, все на том же «Falcon») смонтировали грот-мачту. Торпедные аппараты располагались между второй и третьей трубами, а также в корме.
Эсминцы программы 1896-97 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) - 355/400; главные размерения (м) — 65,71 (между перпендикулярами 63,98) х 6,48 х 2,7 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) —6300; запас угля — 85 т; экипаж — 60 чел.
Эсминец программы 1897-98 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 370/420; главные размерения (м) — 65,71 (между перпендикулярами 63,98) х 6,48 х 2,7 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 100; запас угля — 92 т; экипаж: — 58 чел.
Эсминцы программы 1898-99 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 375/420; главные размерения (м) — 65,71 или 65,41 (У «Ostrich». —Прим. авт.) (между перпендикулярами 63,38) х 6,48 х 2,7 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) —6 100; запас угля — 85 т; экипаж — 58 чел.
Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Fairfield» состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий боезапас составлял четыре торпеды. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцах «Gipsy», «Leven», «Falcon» и «Ostrich» установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Gipsy» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 17 марта 1921 г. эсминец продали фирме «Beard» на слом. Однако корпус «Gipsy» и до настоящего времени используется в Дартмуте в качестве мола.
«Fairy» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из патрульных флотилий. 31 мая 1918 г. в Северном море в р-не Фламборо-Хэд эсминец таранил и потопил германскую подводную лодку UC 75, но при этом получил тяжелые повреждения и вскоре затонул (53°57' с.ш., 00°09' в.д.). Потерь в личном составе не было.
«Osprey» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из патрульных флотилий. 24 ноября 1917 г. уничтожил артиллерийским огнем германскую подводную лодку U 48, севшую на мель у Гудвинских отмелей (юго-восточная оконечность Великобритании). 4 ноября 1919 г. Osprey продали фирме «J.H. Lee» на слом.
«Leven» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 26 января 1918 г. в Дуврском проливе эсминец потопил глубинными бомбами германскую подводную лодку UB 35. 14 сентября 1920 г. «Leven» продали фирме «Hayes» в Портколе на слом.
«Falcon» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 1 апреля 1918 г. в западной части Северного моря эсминец затонул после столкновения с британским вооруженным траулером «John Fitzgerald».
«Ostrich» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 29 апреля 1920 г. эсминец продали фирме «Barking Ship Breaking Co» на слом.
Корабли фирмы «Vickers»
Все эсминцы фирмы «Vickers» отличались трехтрубным силуэтом (с высокими почти вертикальными дымовыми трубами, средняя шире крайних), прямым форштевнем и небольшим по размеру мостиком, с установленной за ним мачтой. Торпедные аппараты размещались между второй и третьей трубами и в корме.
Эсминцы программы 1895-96 гг. имели: водоизмещение порожнем/ в полном грузу (т) — 355 или 350 (У «Leopard». — Прим. авт.) 405 или 400 (У «Leopard». — Прим. авт.); главные размерения (м) — 65,32 (между перпендикулярами 64,01) х 6,1 х 2,53 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300; запас угля — 86 т; экипаж — 60 чел.
Эсминец программы 1899-00 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 355/400; главные размерения (м) — 65,71 (между перпендикулярами 63,98) х 6,48 х 2,7 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300; запас угля — 92 т; экипаж — 58 чел. Заказан 30 марта 1899 г. со сдачей корабля через 15 месяцев.
Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Vickers» состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на «Avon», «Bittern», «Leopard» и «Vixen» установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Avon» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 1 июля 1920 г. эсминец продали фирме «Castle» в Плимуте на слом. Его разборка была завершена к октябрю 1922 г.
«Bittern» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 4 апреля 1918 г. в заливе Лайм (Канал) эсминец затонул (50°10' с.ш., 03°08' з.д.) после столкновения с британским грузовым судном «Kenilworth». Весь экипаж (60 чел.) погиб.
«Otter» Весь период эксплуатации корабль нес службу в китайских водах. 26 октября 1916 г. его исключили из боевого состава флота и в Гонг-Конге продали на слом китайским брокерам.
«Leopard» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 10 июня 1919 г. эсминец фирме «J. Jackon» на слом.
«Vixen» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 17 марта 1921 г. эсминец продали фирме «Ward» в Грейсе на слом.
Корабли фирмы «Hawthorn Leslie»
В качестве прототипа для эсминцев фирмы «Hawthorn Leslie» были выбраны корабли фирмы «Vickers» программы 1895-96 гг.
Эсминцы программы 1896-97 гг. имели: водоизмещение порожнем/ в полном грузу (т) — 355/400; главные размерения (м) — 65,53 (между перпендикулярами 64) х 6,4 х 2,9 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 100; запас угля — 92 т; экипаж — 58 чел.
Эсминцы программы 1899-00 гг. имели: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 385/430; главные размерения(м) — 65,41 (между перпендикулярами 64,04) х 6,43 х 3,2 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 100; запас угля — 92 т; экипаж — 58 чел. Заказаны 30 марта 1899 г. со сдачей кораблей соответственно через 15, 16 и 17 месяцев.
Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Hawthorn Leslie» состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых на эсминцах программы 1896-97 гг. обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft», а программы 1899-00 гг. — четыре водотрубных котла фирмы «Yarrow».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцах «Mermaid», «Racehorse», «Roebuck» и «Greyhound» установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Cheeful» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 30 июня 1917 г, в 6 милях юго-восточнее Лервика (Шетландские о-ва) эсминец затонул после подрыва на мине. Погибло 42 человека, спасено 18.
«Mermaid» Весь период эксплуатации (в 1910 г. входил в состав Гибралтарской станции) корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 23 июля 1919 г. эсминец продали фирме «Ward» в г. Нью-Холланд.
«Racehorse» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 23 марта 1920 г. эсминец продали фирме «М. Yates» в Милфорд-Хэвене на слом.
«Roebuck» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. В 1919 г. эсминец исключили из боевого состава флота и разобрали на металл в Портсмуте на казенной верфи.
«Greyhound» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 10 июня 1919 г. эсминец продали фирме «Clarkson» в Уитби на слом.
Корабли фирмы «Doxford»
В качестве прототипа для эсминцев фирмы «Doxford» были выбраны корабли фирмы «Vickers» программы 1895-96 гг. В 1913 г. все они (кроме «Success») были отнесены к типу «С». «Success» (программы 1899-00 гг.) имел четырехтрубный силуэт и поэтому в 1913 г. его отнесли к типу «В».
Эсминец программы 1896-97 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 350/400; главные размерения (м) — 65,22 или 65,53 (У «Sylvia». —Прим. авт.) (между перпендикулярами 64) х 6,4 х 2,9 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300; запас угля — 90 т; экипаж — 58 чел.
Эсминец программы 1897-98 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 365/420; главные размерения (м) — 65,53 (между перпендикулярами 64) х 6,4 х 2,9 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 6 300; запас угля — 86 т; экипаж — 58 чел.
Эсминец программы 1899-00 гг. имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 380/420; главные размерения (м) — 65,53 (между перпендикулярами 64) х 6,4 х 2,85 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — б 300; запас угля — 86 т; экипаж — 58 чел. Заказан 30 марта 1899 г. со задачей корабля через 15 месяцев.
Энергетическая установка всех кораблей фирмы «Doxford» состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на эсминцах «Sylvia» и «Violet» установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Sylvia» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 23 июля 1919 г. эсминец продали фирме «Ward» в Нью-Холланд на слом.
«Violet» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 7 июня 1920 г. эсминец продали фирме «J. Houston» в Монтрозе на слом.
«Lee» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. 5 октября 1909 г. он погиб в зал. Блэксод, разбившись на камнях.
«Success» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. К началу Первой мировой войны входил в состав 8-й флотилии эсминцев. 27 декабря 1914 г. в результате навигационной аварии он разбился на скалах Файф-Несс у северного входа в залив Ферт-оф-Форт (56°15' с.ш., 02°30' з.д.). Первый британский эсминец, погибший в Первой мировой войне.
Корабли фирмы «Earle»
В качестве прототипа для эсминцев фирмы «Earle» были выбраны корабли фирмы «Vickers» программы 1895-96 гг. и по внешнему виду практически повторяли их. Оба эсминца даже на приемных испытаниях не смогли развить контрактную скорость хода. «Bullfinch», например, не достиг и 29 уз, a «Dove» показал 29,25 уз.
Эсминец программы 1896-97 гг. имели: водоизмещение порожнем/ в полном грузу (т) — 345/390; главные размерения (м) — 65,41 (между перпендикулярами 64) х 6,27 х 2,4 (в полном грузу); мощность механизмов (инд. сил) — 5 800; запас угля — 86 т; экипаж — 58 чел.
Энергетическая установка обоих кораблей фирмы «Earle» состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла фирмы «Thornycroft».
Вооружение включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек, два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды. В период с сентября 1916 г. по август 1917 г. на оба корабля установили по два бомбосбрасывателя.
Судьба кораблей
«Dove» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 10 июня 1919 г. эсминец продали фирме «Young» в Сандерленде на слом.
«Bullfinch» Весь период эксплуатации корабль нес службу в водах Метрополии. В годы Первой мировой войны он входил в состав одной из флотилии эсминцев Дуврского патруля. 21 января 1921 г. эсминец продали фирме «Maden & McKee» на слом.