«Специальный турбинный» тип

 

Название корабля

Тип

Строитель

Заложен

Спущен на воду

Введен в строй

«Viper»

-

«Hawthorn Leslie» (Тайн)

1898

6.09.99

1900

«Cobra»

-

«Armstrong» (Эльсвик)

1898

28.06.99

1901

«Velox»

С

«Parsons» (Уоллсэнд)*

10.04.1901

11.02.1902

02.1904

* — Первоначально корабль был заказан фирме «Hawthorn Leslie» (Тайн). Ее субподрядчиком выступила фирма «Parsons», которая впоследствии перекупила контракт и достроила корабль самостоятельно.

 

Фурор, произведенный на тор­жественном смотре по случаю 60-летия коронации королевы Вик­тории в 1897 г. небольшим судном «Turbinia», созданным Чарльзом Парсонсом, значительно продви­нул вперед прогресс в развитии эскадренных миноносцев. 24 июня 1898 г. Адмиралтейство заказало фирмам «Parsons» и «Hawthorn Le­slie» (Подрядчиком выступила фирма «Hawthorn Leslie», а главным субподрядчиком фирма «Parsons», которая обязалась поставить главные и вспомогательные механизмы. — Прим. ред.) первый турбинный истреби­тель «Viper». Одновременно фир­ма «Armstrong» в инициативном порядке приступила к строительству турбинного эсминца «Cob­ra». По конструкции оба корабля практически повторяли «30-узловые» истребители, но с турбинами (а не паровыми машинами) в качестве главных механизмов и новым типом водотрубного котла фирмы «Yarrow» с ускоренной циркуляцией воды. Оба корабля оснащались четырехвальными па­ротурбинными установками кон­струкции Парсонса (две турбины высокого и две низкого давления), причем на каждом валу устанавли­валось по несколько гребных вин­тов. Предполагалось, что при мощ­ности машин 6 500 л.с. они смогут развить 31,5 уз. Вооружение долж­но было оставаться неизменным: одна 76-мм и пять 57-мм пушек, два 450-мм торпедных аппарата.

В 1900 году оба корабля были построены. Первый же выход на испытания «Viper» оказался три­умфальным. В течение несколь­ких недель было проведено четыре предварительных и две официаль­ных пробы (Первая предварительная проба была проведена в декабре 1900 г. Оговаривалось, что корабль должен развить ско­рость хода от 31 до 34 уз. Он показал 33,57 уз, что соответствовало контракту. На второй предварительной пробе, про­веденной 31 августа 1901 г., «Viper» достиг скорости хода 33,838 уз. Любопытно то, что 7 августа 1901 г. корабль прошел испытания по длительности работы ПТА. Он совершил пробег из Портленда к берегам Франции и обратно. Средняя ско­рость этого перехода составила 22 уз. При этом эсминец принял на борт 90 т угля. Когда «Viper» возвратился в Пор­тсмут, то из них оставалось всего 5 т (по расчетам должно было остаться 6 т). — Прим. ред.), в результате которых в свежую погоду корабль раз­вил 34,67 уз. На мерной миле ско­рость оказалась еще выше: сначала 35,5 уз, затем 36,58 уз, и, наконец, 37,113 уз — результат, который долго не удавалось превзойти. При 1200 оборотах в минуту турбины легко развили мощность 11 500 л.с. Cobra показала на первых пробе­гах 34,8 уз, а впоследствии смогла развить среднюю скорость 35,9 уз, кратковременно достигая 36,63 уз, и сразу же была куплена Адмирал­тейством.

Аплодисменты в адрес «чудо-кораблей» раздавались недолго. 3 августа 1901 г. во время флотских маневров «Viper» выскочил на камни, причем его корпус в райо­не мидель-шпангоута разрушился с подозрительной быстротой. Не успели утихнуть страсти по пово­ду причин гибели этого корабля, как еще более тяжелая катастрофа постигла «Cobra». 18 сентября того же года, следуя на полном ходу из устья р. Тайн в Чатам для установ­ки вооружения, корабль разломил­ся надвое и в считанные секунды затонул. Хотя первая катастрофа обошлась без человеческих жертв, а уцелевшие во время второй утверждали, что истребитель нале­тел на обломки затонувшего судна, обе аварии серьезно подорвали до­верие к турбине и на несколько лет задержав ее массовое внедрение на боевых кораблях.

Тем не менее, летом 1901 г., сра­зу после катастрофы «Viper», фир­ма «Hawthorn Leslie» в инициатив­ном порядке начала строительство нового турбинного истребителя «Velox». Корабль был оснащен оригинальной четырехвальной комбинированной энергетиче­ской установкой: на внутренние валы работали паровые турбины высокого давления, на наружные — паровые турбины низкого давле­ния и расположенные перед ними паровые машины крейсерского хода мощностью по 100 л.с. На ма­лом и заднем ходу использовались паровые машины, которые при скорости более 13 уз отключались, а ход вплоть до полного обеспе­чивали турбины. На каждом валу устанавливалось по два винта. При контрактной скорости 26 уз, на ис­пытаниях «Velox» показал 33,64 уз. Тем самым вновь был поднят инте­рес к турбинным двигателям. Эсми­нец был куплен Адмиралтейством 7 июня 1902 г. В 1906 г. на «Velox» с целью эксперимента, установили турбины крейсерского хода.

Вооружение всех специальных турбинных эсминцев програм­мы включало: одно 76-мм орудие (боезапас 100 выстрелов), пять 57-мм скорострельных пушек и два 450-мм торпедных аппарата (палубные поворотные) и один 16-дюймовый боевой прожектор. Общий запас составлял четыре торпеды.

 

Особенности и судьба кораблей

 

«Viper»

Корабль отличался трехтрубным силуэтом (трубы сравнительно высокие и широкие, равномер­но разнесенные по длине корпуса, с заметным уклоном к корме, средняя шире крайних) с характер­ными большими вентиляторными дефлекторами, удлиненным мостиком, прямыми форштевнем и кормой. Мачта располагалась между мостиком и первой трубой. Торпедные аппараты были уста­новлены в корме позади дымовых труб.

Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 344/?; главные размерения (м) —65,4 (между перпендикулярами 64,01) х 6,4 х 2,54 (в полном грузу); мощность механиз­мов л. с. — 10 000; запас угля — 90 т; экипаж — 65 чел. Энергетическая установка состояла из че­тырех паровых турбин (ПТ) фирмы «Parsons», работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла с ускоренной циркуляцией воды фирмы «Yarrow». На момент вступления корабля в строй на каждом из четырех валов имелось по два винта.

«Viper» вплоть до своей гибели находился в водах Метрополии и участвовал в различного рода испытаниях. 3 августа 1901 г. в результате навигационной аварии выскочил на камни в районе Олдерни. Через несколько минут корпус эсминца разломился и вскоре был разрушен прибрежными волнами. Потерь в экипаже не было.

 

«Cobra»

Корабль имел четырехтрубный силуэт (трубы невысокие, с небольшим уклоном к корме, сгруп­пированы попарно с большим расстоянием между группами) с характерными большими вентиляторными дефлекторами (между первой и второй, а также третьей и четвертой трубами), удлинен­ный мостик, прямые форштевни и корму. Мачта располагалась между мостиком и первой трубой. Торпедные аппараты должны были быть установлены между группами дымовых труб и в корме.

Эсминец имел: водоизмещение порожнем/в полном грузу (т) — 375/490; главные размерения (м) — 68,15 (между перпендикулярами 65,15) х 6,28 x 2,61 (в полном грузу); мощность механиз­мов л.с. — 11 500; запас угля — 106 т; экипаж — 62 чел. Энергетическая установка состояла из че­тырех паровых турбин (ПТ) фирмы «Parsons», работу которых обеспечивали четыре водотрубных котла с ускоренной циркуляцией воды фирмы «Yarrow». На момент вступления корабля в строй на каждом из четырех валов имелось по три винта.

«Cobra» вплоть до своей гибели находился в водах Метрополии и участвовал в различного рода ис­пытаниях. 18 сентября 1901 г. на переходе из устья р. Тайн в Чатам (где корабль должен был получить торпедные аппараты) переломился и затонул. Из 79 находившихся на борту погибло 67 человек.

 

«Velox» (бывш. «Python»):

Корабль являлся развитием «Viper» и имел схожий с ним силуэт. Мачта располагалась между мостиком и первой трубой. В 1913 г. его отнесли к типу «С».

Эсминец имел: водоизмещение легкое/в полном грузу (т) — 350/445; главные размерения (м) — 65,5 x 6,0 x 2,7 (в полном грузу); мощность механизмов л.с. — 8 000; запас угля — 85 т; экипаж; — 63 чел. Энергетическая установка состояла из четырех паровых турбин (ПТ) фирмы «Parsons», работу кото­рых обеспечивали четыре водотрубных котла с ускоренной циркуляцией воды фирмы «Yarrow». На момент вступления корабля в строй на каждом из четырех валов имелось по два винта.

«Velox» весь период эксплуатации нес службу в водах Метрополии. Во время Первой мировой войны он входил в состав флотилии обороны Портсмута. 25 октября 1915 г. в 1,5 милях восточнее Бембриджа (о. Уайт) корабль затонул (50°41 с.ш., 01°02' з.д.) после подрыва на германской мине. По­тери в экипаже не установлены.