История проектирования и постройки

 

Поражение Германии в первой мировой войне положило ко­нец кайзеровскому флоту. Большая его часть покоилась на дне Скапа-Флоу, а из числа уцелевших кораблей наиболее современные перешли под флаги стран-победительниц, остальных ждала разделка на металл. Лишь малую часть некогда огромного флота победители разрешили оставить поверженному противнику, причем "предпочтение" было отдано наиболее старым и изно­шенным кораблям.

По Версальскому договору Германия получила право сохранить 6 броненосцев, 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев. В будущем взамен им разрешалось строить новые корабли, водоизмещение которых не должно было превышать для броненосцев 10000 т, крейсеров - 6000 т, а для эсминцев и ми­ноносцев - по 800 и 200 т соответственно. Таким образом новый германский флот, известный как "рейхсмарине", располагал в своем боевом составе 12 эскадренными миноносцами и еще 4 в резерве, причем самый "молодой" из них, "S-23", вступил в строй еще в 1913 г. Естественно, что как только положение в стране позволило правительству заняться вплотную проблемами военно-морского флота, были изысканы необходимые для обновления его корабельного состава средства. Уже в конце 1925 г. на германских верфях произошла закладка серии из шести 800-тонных "эсминцев" типа "23". Основой проекта для них послужил "Н-145", построенный в самом конце первой мировой. Вскоре за "двадцать третьим" последовала серия из шести таких же кораблей типа "24".

В проекте "23/24" немецкие конструкторы строго придержи­вались ограничении Версаля, сделав упор на применение новых технологий, позволявших сэкономить вес и несколько улучшить характеристики. Однако о создании полноценных боевых единиц, способных на равных конкурировать с эскадренными миноносцами других флотов, не могло быть и речи. По сути, "версальские" эсминцы с их тремя 105-мм орудиями являлись не более чем обычными миноносцами и именно так классифицировались впоследствии. (Стало ясно, что Версальские ограничения являются удавкой на шее флота. И вот в феврале 1933 г. командование рейхсмарине решилось на отчаянный шаг - начать проектирование "полноценных" эсминцев, подняв планку их водоизмещения далеко за оговоренные Версалем пределы.

В качестве наиболее вероятного противника в то время рас­сматривалась Франция. Поэтому перед немецкими конструкторами ставилась задача создать эсминец, способный соперничать с французскими кораблями этого класса по скорости и артиллерии Сильное артиллерийское вооружение, возможно, даже в ущерб торпедному, выдвигалось на первый план, тем более, что поддержки со стороны крейсеров германскими минным силам ждать не приходилось, т.к. все крупные боевые единицы рейхсмарине были ориентированы на ведение рейдерских операций.

Эволюция проекта нового эскадренного миноносца шла по пути последовательного увеличения водоизмещения. С целью ус­корения работ была предпринята попытка несколько модифици­ровать миноносец типа "24", доведя его водоизмещение до 1100 т. Из двух следующих проектов первый оказался все тем же 1100-тонным вариантом с увеличенной до 36 узлов скоростью хода и не встретил одобрения со стороны руководства ВМФ, зато во втором случае водоизмещение равнялось уже 1500 г (уровень, принятый Лондонской Морской конференцией 1930 г. для эсминцев), что позволяло оснастить корабль четырьмя 127-мм орудиями и двумя трехтрубными 533-мм торпедными аппаратами, а также добиться скорости хода 38 узлов. Правда, нарекания со стороны экспертов вызвала дальность - плавания 2200(19) миль,- явно недостаточная, чтобы вести широкомасштабную морскую войну от Норвежского моря до Бискайского залива, как это предусматривалось планами германской военщины. Поэтому в переработанном проекте дальность плавания довели до 3000 миль. Однако этим дело не кончилось. В мае 1933 г. главнокомандующий ВМФ адмирал Редер распорядился увеличить число орудий до пяти, а торпедные аппараты сделать четырехтрубными,* естественно, за счет роста водоизмещения до 1850 тонн, (предел Лондонского соглашения для лидеров флотилий эсминцев). Фактически же и в это водоизмещение уложиться не удалось. В конечном итоге, корабли оказались сопоставимы по размерам с французскими лидерами.

Было бы смешно искать прямые аналогии между герман­скими эсминцами и французскими лидерами, однако тот факт, что немцы разрабатывали свои корабли с оглядкой на французские, бесспорен. Франция не подписывала Лондонского соглашения, ограничивающего водоизмещение ее эсминцев, и перед французскими кораблестроителями барьер 1850 т не стоял. Хотя германские эсминцы и не предназначались для борьбы с самыми крупными из французских лидеров знаменитыми - 2600-тонными, сам факт того, что флот потенциального противника имеет столь мощные корабли, заставлял немцев "подтягивать" свой проект.

Более подробно боевые средства германских эсминцев описываются в следующей главе.

Этим отчасти и объясняется появление пятого 127-мм орудия. Кстати, и само размещение артиллерии на германских эскадренных миноносцах весьма сходно с французскими "фантасками".

Что касается формальной стороны дела, то отказ Германии от выполнения Версальских норм был узаконен англо-германским морским соглашением 18 июня 1935 г., которое, во-первых, определило суммарное водоизмещение германских эсминцев в 52,5 тыс. тонн, на 39,7 тыс. тонн больше по сравнению с Версалем, что позволило немцам ввести в состав своего флота свыше 20 современных кораблей этого класса; во-вторых, довело предел стандартного водоизмещения эскадренного миноносца до 1850 т, т.е. уровня Лондонского договора 1930 г., но не более того... А между тем размеры германских эсминцев по мере продвижения проектных работ неуклонно возрастали, и в конце концов их водоизмещение перевалило за 2200 т. Официально декларируемое водоизмещение по вполне понятным политическим соображениям замерло на 1625 т для шестнадцати кораблей типа "34" и 1811 г для последующих шести типа "36" (Этим выполнялось еще одно условие Лондонского договора 1930 г.. которое немцы обязывались теперь соблюдать - число эсминцев с водоизмещением 1850 т в структуре миноносных сил не должно превышать 16 процентов).

Любопытно, что эти фальсифицированные цифры до сих пор встречаются в некоторых справочниках по истории флота. Хотя, казалось бы, несоответствие размеров и водоизмещения должно было сразу бросаться в глаза. Например, британские эсминцы типа "J", имевшие стандартное водоизмещение, близкое к декларируемому немцами, оказались на 10 метров короче, да и визуально выглядели значительно скромнее. Но англичане дипломатично промолчали.

Рабочий проект нового эскадренного миноносца был закон­чен к весне 1934 г. 1 апреля последовало решение о начале пос­тройки четырех "резервных"( Статьи Версальского договора позволяли Германии иметь 12 боевых и 4 резервных эсминца) эсминцев. Заказ на них получила верфь Дойче-Верке. Подписание контракта состоялось 1 июня 1934 г. Спустя три месяца произошла закладка головного корабля "Леберехт Маас". Еще через две недели начались работы по постройке второго корабля серии - "Георг Тиле".

Приняв решение о постройке эсминцев типа "34", германское морское руководство пошло на определенный риск, т.к. в случае неудачи дипломатов в деле отмены версальских ограничений достройка этих кораблей становилась более чем проблематичной.

Однако, как говорится, аппетит приходит во время еды. В том же году было одобрено строительство еще 12 таких же эсминцев, заказ на которые распределили между тремя верфями - Дешимаг (Z5-8), Германия-Верфт (Z9-13) и Блом унд Фосс (Z14-16). В отличии от первых четырех кораблей их отнесли к типу "34А", т.к. в конструкцию были внесены некоторые изменения. Вместе с тем все эсминцы проектов "34/34А" известны у нас как тип "Маас". При спуске на воду им присваивали имена знаменитых морских командиров первой мировой войны. Однако, хотя "маасы" и принято считать однотипными кораблями, фактически каждая верфь допускала значительные отклонения от базового проекта. Поэтому в зависимости от места постройки корабли отличались водоизмещением, размерами, составом машинно-котельной установки и отчасти внешним видом.

Подписывая контракты на постройку эсминцев, корабле­строители брали на себя обязательство сдать головной из заказан­ных верфи корабль заказчику через два года, а каждый после­дующий с интервалами в один месяц. Предложенный темп смогли выдержать только Дойче-Верке и Дешимаг. Срок постройки эсминцев на них равнялся 24-29 месяцев. Блом унд Фосс и, особенно, Германия-Верфт, перегруженные другими заказами, сорвали сроки сдачи, затратив на постройку от 33 до 46 месяцев. Заложенный в октябре 1935 г. "Эрих Кельнер", последний из кораб­лей Германия-Верфт, был введен в строй за несколько ,дней до начала второй мировой войны.

В отличии от уже упоминавшихся французских лидеров, предназначенных для действий в спокойном Средиземном море, к германским эсминцам предъявлялся целый ряд дополнительных требований: прочность корпуса, хорошая мореходность, высокая скорость экономичного хода, большая дальность плавания... И все это не в ущерб вооружению. Была ли выполнима такая задача? Едва ли. Не секрет, что проект любого корабля являет собой компромисс между отдельными тактико-техническими характеристиками, размерами и стоимостью. Стремление достичь максимальных показателей во всем приводит, как правило, к обратным результатам. Тем более, долгий перерыв в строительстве кораблей класса эскадренный миноносец привел к значительному отставанию немецких кораблестроителей от их коллег за рубежом, а в качестве прототипов имелись лишь устаревшие проекты времен первой мировой войны. Получилось так, что эффективные "на бумаге" эсминцы типа "34/34А" имели ряд серьезных недостатков, затруднивших впоследствии их боевое использование.

Критика "тридцать четверок" началась уже и во время пост­ройки, в ходе которой в проект неоднократно вносились изменения конструкции и боевых характеристик. Результатом таких втор­жений стали недопустимо высокие нагрузки на корпус. Это вы­нудило усиливать днище и палубу. Но первые же походы выявили несовершенство обводов корпуса эсминцев, плохую остойчивость, задымленность. В штормовую погоду корабль плохо слушался руля и рыскал по курсу. О скверных мореходных качествах красноречиво говорит тот факт, что даже в советском флоте, где моряки не были избалованы достоинствами собственных "семерок", доставшиеся после войны "маасы" получили строго негативную оценку.

Но наиболее уязвимым местом проекта "34" следует признать конструкцию- энергетической установки. Дело в том, что при их постройке пошли на ряд нововведений в области энергетики, применив, в частности, высоконапорные котлы, имевшие меньшие по сравнению с обычными размеры и больший КПД.

Несмотря на отсутствие опытных данных по эксплуатации высоконапорных котлов в морских условиях, в 1935 году было при­нято решение об оснащении ими 16 эсминцев типа "34". Более того, немецкие кораблестроители к этому времени не располагали полными сведениями о достоинствах и недостатках различных типов подобных котлов, поэтому применили две модели. Первые восемь кораблей (Z1-8) получили по шесть котлов Вагнера (давление пара 70 атмосфер, температура 460 градусов), остальные (Z9-16) - такое же число котлов Бенсона, имевших еще более высокие параметры пара (давление 110 атмосфер, температура 510 градусов).

Обоим типам был присущ ряд существенных недостатков, вызванный как отсутствием опыта эксплуатации, так и недоработанностью конструкции. Повышенные требования к качеству пи­тательной воды привели к необходимости введения специальных деаэраторов вместо обычных опреснителей. Несмотря на это, проблемы с накипью, образующейся на внутренней поверхности нагревательных труб так и не были решены до конца.

Особенно неудачными оказались эсминцы с котлами Бен­сона. имевшими принудительную циркуляцию питательной воды (в отличие от естественной циркуляции в котлах Вагнера) зат­руднения вызывала нестабильная работа насосов. Много хлопот доставляла интенсивная коррозия суперподогревателей в обоих типах котлов.

Сложности обслуживающему персоналу доставляла и сис­тема автоматического контроля за подачей топлива в котлы - ее ненадежность и готовность в любой момент дать сбой держала ма­шинную команду в постоянном напряжении.

В отличие от "новаторской" котельной установки, турбозубчатые агрегаты германских эсминцев были спроектированы кон­сервативно и отличались массивностью. Немцы не решились применить двухступенчатую передачу и ограничились одноступен­чатой. Конструкция ТЗА кораблей типа "34" несколько разли­чалась между собой. Первые восемь эсминцев оснащались ТЗА, разработанной фирмой Дешимаг. Остальные имели ТЗА фирмы Блом унд Фосс.

В ходе войны на счет машинно-котельной установки у гер­манских эсминцев приходилось 20% всех аварий. Здесь уместно будет вспомнить эпизод, когда в апреле 1943 г. на эсминце " Тeoдop Ридель" из-за попадания забортной воды в топливо и последующей аварии в котельном отделении полностью прекратилась подача пара в турбины. Корабль лишился хода и долго беспомощно дрейфовал, пока его не отбуксировали в порт.

Проблемы с ЭУ, обусловленные низкой надежностью котлов и ТЗА, усугублялись явлением кавитации винтов на кораблях типа "34" и последующего типа "36" из-за высокой частоты вращения гребного вала - на этих эсминцах она достигала 475 оборотов в минуту (для сравнения: в британском флоте - 360 оборотов в минуту). По свидетельству Смирнова, посещавшего в 1939 г. германские судостроительные заводы в составе делегации Тевосяна, он своими глазами видел в цехах большое число винтов, пораженных кавитацией. Лишь снижение на поздних типах числа оборотов до 390 оборотов в минуту помогло избавиться от этого явления.

В довершение ко всем бедам надежда на высокую экономич­ность не оправдалась. Несмотря на все ухищрения, КПД новых котлов превосходил аналогичный показатель английских треуголь­ных Адмиралтейского типа всего на l-2% Запас топлива на эсминцах типа "34" составлял 670-770 тонн, а на кораблях военной постройки он достигал 825 тонн. Предполагалось, что при скорости 19 узлов эсминец сможет покрыть расстояние 4400 морских миль и находиться в море в течение восьми суток. Однако фактические показатели дальности плавания составили 35-45% от проектных, тогда как автономность сильно ограничивалась состоянием энергетической установки и, по донесениям коман­диров, не превышала 60 часов. При более продолжительном плавании вероятность аварии котлов и машин возрастала на столько, что экипаж находился все время в состоянии психологического перенапряжения.

Первой операцией, когда германскому флоту пришлось действовать на большом удалении от своих баз, стало "Учение на Везере" (захват Дании и Норвегии). После высадки десантов в Тронхейме и Нарвике у эскадренных миноносцев уже не оставалось топлива на обратный путь, что в конечном итоге привело к гибели десяти кораблей нарвикской группы. Дальнейший опыт действий в Норвежском и Баренцевом морях показал необходимость сохранения в резервуарах междонного пространства не менее 30% нефти в качестве балласта, что еще сократило дальность плавания.

Очень сходным с типом "Маас" были эскадренные минонос­цы типа "36", строившиеся по программе 1935 г. Заказ на их постройку целиком достался фирме Дешимаг. Контракт был под­писан в январе 1936 г., а закладка первых двух кораблей - "Дитер фон Рёдер" и "Ганс Людеман"- состоялась в сентябре того же года. К началу войны в составе действующего флота находилось четыре из шести кораблей этого типа. 10 сентября 1939 г. к ним присоединился "Вильгельм Хайдкамп", вплоть до самой гибели 10 апреля 1940 г. ходивший под флагом начальника эсминцев. Шестой корабль "Антон Шмитт" вошел в строй 24 сентября 1939 г., но не участвовал в операциях до начала 1940 г.

В проекте типа "36" удалось осуществить ряд конструктив­ных изменений, призванных устранить недостатки, присущие эсминцам предыдущего типа. Удлинение носовой части улучшило мореходность, "верхний" вес уменьшился за счет более низких труб, а замена некоторых элементов энергетической установки позволила снизить ее аварийность. Довести котлы Бенсона так и не удалось, поэтому они не получили дальнейшего применения. Начиная с типа "36", все германские эсминцы оснащались котлами Вагнера, хотя и их недостаточно надежная работа постоянно угрожала боеспособности кораблей.

С первых дней войны "рёдеры" активно включились в боевую деятельность и зарекомендовали себя удачными кораблями, хотя их маневренные качества все же оставляли желать лучшего. Скорая единовременная гибель сразу пяти эсминцев этого типа в ходе Норвежской операции помешала в полной мере испытать их боевые возможности. Но единственный уцелевший "Карл Гальстер" заслужил вполне хорошую репутацию.

 

Построечная таблица

Название

Заказан

Заложен

Спущен

Введен

Z1 "Leberecht Maass"

7.07.34

10.10.34

18.08.35

14.01.37

Z2 "Georg Thiele"

7.07.34

25.10.34

18.08.35

27.02.37

Z3 "Max Schultz"

7.07.34

2.01.35

30.11.35

8.04.37

Z4 "Richard Beitzen"

7.07.34

7.01.35

30.11.35

13.05.37

Z5 "Paul Jacobi"

9.01.35

15.07.35

24.03.36

29.06.37

Z6 "Theodor Riedel"

9.01.35

18.07.35

22.04.36

6.07.37

Z7 "Неrт. Schoemann"

9.01.35

7.09.35

16.07.36

15.09.37

Z8 "Bruno Heinemann"

9.01.35

14.01.36

15.09.36

8.01.38

Z9 "Wolfgang Zenker"

4.08.34

22.03.35

27.03.36

2.07.38

Z10 "Hans Lody"

4.08.34

1.04.35

14.05.36

17.09.38

Z11 "Bernd von Arnim"

4.08.34

26.04.35

8.07.36

6.12.38

Z12 "Erich Giese"

4.08.34

3.05.35

12.03.36

4.03.39

Z13 "Erich Koellner"

10.11.34

12.10.35

18.03.37

28,08.39

Z14 "Friedrich Ihn"

19.01.35

30.05.35

5.11.36

9.04.38

Z15 "Erich Sleinbrinck"

19.01.35

30.05.35

24.09.36

8.06.38

Z16 "Friedrich Eckoldt"

19.01.35

.35

21.03.37

2.08.38

Z17 "Diether von Roeder"

6.01.36

9.09,36

19.08.37

29.08.38

Z18 "Hans Ludemann"

6.01.36

9.09.36

1.12.37

8.10.38

Z19 "Hermann Kunne"

6.01.36

5.10.36

22.12.37

12.01.39

Z20 "Karl Galster"

6.01.36

14.09.37

15.06.38

21.03.39

Z21 "Wilh. Heidkamp"

6.01.36

15.12.37

20.08.38

10.06.39

Z22 "Anton Schmitt"

6.01.36

3.01.38

20.09.38

24.09.39

 

Дальнейшее проектирование германских эскадренных мино­носцев пошло по двум направлениям: океанский эсминец - типы "37" и "38А"; эсминец для Балтики и Северного моря - тип "38В". Причем, если корабли первого направления так и остались на бумаге, то тип "38В" дошел до стадии заказа на строительство.

Несколько слов о самом проекте. Создававшиеся для действий в условиях ограниченных морских театров, корабли этого типа унаследовали ряд черт миноносцев типов "35" и "37". В первую очередь это касалось конструкции корпуса - в отличие от предшествующих эсминцев, тип "38В" имел гладкопалубный корпус с заметной седловатостью. Это обеспечивало необходимую мореходность при существенной экономии веса корпуса.

На корабле предусматривалось эшелонированное располо­жение энергетической установки. В целом же ЭУ эсминца типа "38В" повторяла принятую на типе "36", но более скромные раз­меры нового корабля позволили обойтись на 30% меньшей мощ­ностью (всего 50.000 л.с.) и четырьмя паровыми котлами вместо шести. Благодаря этому при меньшем запасе топлива удалось обеспечить большую дальность плавания.

Конечная судьба этого н других проектов была одинаковой: командование ВМФ от них неизменно отказывалось в пользу очередной версии типа "36". Так появились проекты "36А", "36А"(Моб), "36В" и "36С". Всех вместе их приняло относить к типу "Нарвик".

Как известно, ни один из германских эскадренных миноносцев военной постройки не имел названия, однако, неофициально некоторым из них присваивались имена погибших в боях за Нарвик кораблей типов "Маас" и "Рёдер".

Общий вид и основные конструктивные решения эсминцев типа "36А" повторяли "Рёдер". Применение более тяжелого воо­ружения привело к росту стандартного водоизмещения до 2600 т при практически неизменных размерах. Но расположение цистерн для воды под нефтяными танками значительно улучшило остойчивость и сократило до минимума необходимость ог­раничивать потребление нефти. Благодаря же наличию двойных рулей новые эскадренные миноносцы имели довольно неплохую для своих размеров маневренность. Выдержавшие испытания на Балтике, они получили отличную оценку моряков. Но в боевых выходах в Северное море весной 1941 г. выявился другой конструктивный недостаток: слишком острые обводы и малый запас плавучести носовой оконечности...

Проблемы с кавитацией винтов на кораблях типов "34" и "36" подтолкнули немецких конструкторов на внесение некоторых изменений в проект ТЗА, в результате чего частота вращения винтов была снижена с 425 до 390 об/мин. Однако усложнение схемы ТЗА по сравнению с типом "36" опять привело к снижению надежности энергетической установки.

Заказ на постройку восьми эсминцев фирме Дешимаг пос­тупил 23 апреля 1938 г. Четыре первых успели заложить еще в мирное время, остальные - в течении первых месяцев после начала войны. Последний, восьмой корабль серии, "Z-30" начали уже в апреле 1940 г. Темпы строительства были весьма высоки - от 18 до 22 месяцев с момента закладки до укомплектования корабля.

В апреле 1939 г. было принято решение о строительстве де­вяти эсминцев тип "38В" - шесть (Z31-36) должны были изготовить на бременской верфи Зеебекверфт и еще три (Z37-39) - в Штеттине на Одерверке. Планируемое строительство эсминцев на верфях, не имеющих опыта работы по кораблям данного класса, вызвало протест со стороны ВМФ. Моряки требовали привлечь к работе концерн Дешимаг. Хотя последний был перегружен выполнением других заказов, флот настаивал на передаче ему строительства двух первых кораблей серии. В итоге, "Z-31" и "Z-32" перешли к Дешимагу, а Z33-36 остались у Зеебекверфт. Техническое содействие их постройке должен был оказывать все тот же Дешимаг. Контракт на изготовление шести перечисленных эсминцев подписали в июне 1939 г., а спустя месяц последовала выдача заказа Одерверке на Z37-39, причем число кораблей, которое должна была построить эта верфь увеличили еще на три (Z40-42). Заказ на них предполагалось выдать верфи в следующем году.

Всем 12 эсминцам успели присвоить стапельные номера, однако к работам ни на одном из них приступали. Такие недостат­ки проекта "38В", как слабость вооружения (по сравнению с новы­ми британскими и французскими эсминцами) и невозможность увеличения числа зенитных орудий привели к тому, что в пос­ледний момент руководство флота решило вернуться к прове­ренному типу "36А".

19 сентября 1939 г. Z31-40 были перезаказаны как тип "36А". Строительство полностью передали верфям, имеющим опыт изготовления подобных кораблей - теперь первые шесть начиная с "Z-31" достались Дешимаг, a Z37-40 перешли от Одерверке к фирме Германия-Верфт. Спустя месяц, 13 октября она же получила заказ на два оставшихся корабля серии - "Z-41"'и "Z-42".

Хотя новые корабли практически ничем не отличались от своих довоенных собратьев, время их заказа повлияло на обозна­чение типа. К шифру "36А" добавился индекс (Моб), что должно означало "мобилизационный" - так как постройка осуществлялась за счет средств, ассигнованных рейхстагом на ведение боевых действий.

Война внесла ряд корректив в кораблестроительную прог­рамму Германии - на выполнение планов строительства новых эс­минцев не могли не сказаться проблемы, связанные с использо­ванием дефицитных стратегических материалов (никель, медь и т.д.). В июне 1940 г. из программы исключили пять кораблей из числа заказанных Дешимагу ("Z-35" и "Z-36") и Германия-Верфт ("Z-40", "Z-41" и "Z-42"). Очень скоро, однако, победоносное шествие вермахта по Европе не только позволило вернуть в кораблестроительную программу все ранее отложенные корабли, но и способствовало появлению ряда новых.

В октябре 1940 г. возобновились работы над "Z-40", а в де­кабре было принято подобное решение по машинам и корпусам "Z-55", "Z-36". "Z-41" н "Z-42". Однако в марте 1941 г. три эсминца из заказа Германия-Верфт (Z40-42) перезаказали как раз­ведывательные крейсера (SP1-3). Тогда же последовал заказ на постройку корпусов трех новых эсминцев (Z43-45) взамен изъятых из программы. Одновременно были заказаны главные механизмы еще для двух кораблей - "Z-46" и "Z-47".

Заложенные в течении 1940-41 гг., корабли типа "36А"(Моб) строились заметно медленнее своих предшественников. Сказывались вызванные военным временем задержки контрагентных поставок и постоянное отвлечение технического персонала верфей для проведения ремонтных работ на уже находящихся в строю кораблях. Если "Z-31", первый эсминец серии, удалось ввести в строй через 18 месяцев после закладки, то у всех последующих кораблей этот срок постепенно увеличивался и у "Z-34" достиг уже 27 месяцев.

Всего с сентября 1939 по октябрь 1940 г. было заказано 17 кораблей типа "36А"(Моб), но по этому проекту построили лишь семь (Z31-34 и Z37-39). Как уже упоминалось, Z40-42 транс­формировались в крейсера-разведчики, а семь последних кораблей серии (Z35, Z36 и Z43-47) в декабре 1941 г. перезаказали по измененному проекту "36В".

Изучение опыта эксплуатации первых кораблей типа "36А" привело к существенному пересмотру данного проекта. Скверная мореходность в открытом море и сложность в обслуживания орудии при маломальском волнении послужили причиной возврата к более легким 127-мм орудиям. Переработанный под 127-мм артиллерию проект получил обозначение тип "36В". Внешне он мало отличался от кораблей типа "36", лишь заметно увеличилось число зениток. В начале 1942 г. было принято решение достроить по этому проекту некоторые "мобилизационные" корабли, находящиеся либо в низкой степени готовности (Z35-36) или вообще еще не заложенные (Z43-47). Ко времени принятия решения о постройке этих кораблей приоритеты в строительстве флота сместились в сторону подводных лодок. Нехватка рабочих рук и материалов привели к временной приостановке в апреле 1942 г. работ на уже начатых "Z-35", "Z-36" и готовящихся к закладке "Z-43", "Z-44" и "Z-45". Лишь в июне было решено возобновить работы по этим эсминцам. До конца года произошла закладка "Z-43" и "Z-44".

По вполне понятным причинам темпы строительства типа "36В" оказались еще ниже, чем у кораблей предыдущей серии. Го­ловной "Z-35" вошел в строй лишь осенью 43-го. В следующем году были укомплектованы "Z-36" и "Z-43".

 

Построечная таблица

Номер

Заказан

Заложен

Спущен

Введен

"Z-23"

23.04.38

15.11.38

15.12.39

14.09.40

"Z-24"

23.04.38

2.01.39

7.03.40

26.10.40

"Z-25"

23.04.38

15.02.39

16.03.40

30.11.40

"Z-26"

23.04.38

1.04.39

2.04.40

11.01.41

"Z-27"

23.04.38

27.12.39

1.08.40

26.02.41

"Z-28"

23.04.38

30.11.39

20.08.40

9.08.41

"Z-29"

23.04.38

21.03.40

15.10.40

25.06.41

"Z-30"

23.04.38

15.04.40

8.12.40

15.11.41

"Z-31"

19.09.39

1.09.40

15.05.41

11.04.42

"Z-32"

19.09.39

1.11.40

15.08.41

15.09.42

"Z-33"

19.09.39

22.12.40

15.09.41

6.02.43

"Z-34"

19 09.39

15.01.41

5.05.42

5.06.43

"Z-35"

17.02.41

6.06.41

2.10.42

22.09.43

"Z-36"

17.02.41

15.09.41

15.05.43

19.02.44

"Z-37"

19.09.39

.40

24.02.41

16.07.42

"Z-38"

19.09.39

.40

5.08.41

20.03.43

"Z-39"

19.09.39

.40

2.12.41

21.08.43

"Z-43"

17.02.41

1.05.42

.09.43

31.05.44

"Z-44"

17.02.41

.42

20.01.44

-

"Z-45"

17.02.41

1.05.43

.44

-

"Z-46"

8.10.41

1.08.43

-

-

"Z-47"

8.10.41

1.05.44

-

-