Боевые действия начального периода войны

 

Польская компания, бой у Хеля 3 сентября 1939 года

 

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. с нападе­ния гитлеровской Германии на Польшу. Планом германского вер­ховного командования предусматривалось разгромить Польшу в течение краткосрочной кампании путем нанесения внезапных массированных ударов с трех направлений - из Померании, Силезии и Восточной Пруссии.

С моря германские сухопутные войска поддерживались мощ­ным корабельным соединением в составе старого линкора "Шлезвиг-Гольштейн", легких крейсеров "Кёльн", "Лейпциг", "Нюрнберг", 10 эскадренных миноносцев, 1 миноносца, 4 стороже­вых кораблей, 10 подводных лодок, 20 эскадренных и моторных тральщиков. Поляки противопоставили этим силам только 1 эсминец (Три польских эсминца - "Блыскавица", "Бужа", "Гром" успели уйти в Ан­глию до начала боевых действий и впоследствии воевали в составе бри­танского флота), 1 минный заградитель, несколько малых и вспомога­тельных кораблей и 5 подводных лодок. Из. них только подлодки реально могли принять участие в боевых действиях против немцев. К 2 сентября германский штаб руководства войной на море, ввиду подводной угрозы, отозвал на Запад все три легких крейсера, присутствие которых было явно излишним.

Эсминцы, принявшие участие в Польской кампании 1-3 сентября 1939 г.

"Leberecht Maass" (флагм. корабль FdT к/адм. Лютьенса)

1-й дивизион "Richard Beitzen", "Georg Thiele"

3-й дивизион "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck", "Friedrich Eckoldr"

6-й дивизион " Wolfgang Zenker", "Bruno Heinemann"

8-й дивизион "Bernd von Arnim", "Hans Lody"

Эскадренные миноносцы под командованием контр-адми­рала Гюнтера Лютьенса вышли из Пиллау в 03:32 1 сентября и к 05:00 находились на исходной позиции в Данцигской бухте, где им было приказано осуществлять патрулирование и досмотр торговых судов. Как уже отмечалось, основная yгpoзa исходила из-под воды. От действовавших в данном районе германских кораблей не­однократно поступали сигналы тревоги и донесения об акус­тических контактах. По данным вахтенных журналов "Фридриха Ина" и "Эриха Штайнбринка", оба они 2 сентября подверглись атакам неприятельских подводных лодок, однако только атака на "Ин" подтверждается польскими источниками. Подлодка "Сеп" (командор-подпоручик Саламон) обнаружила эскадренный миноносец противника, шедший на скорости 6-7 узлов, и в 19:38 выпустила по нему одну торпеду из кормового торпедного ап­парата с дистанции около 2 кабельтовых, заглубление 2 метра. Торпеда в цель не попала. По-видимому, сигнальщики "Ина" вов­ремя заметили ее след, и эсминец совершил маневр уклонения, а затем атаковал лодку глубинными бомбами - также безрезультатно.

Наиболее ожесточенное сопротивление на приморском флан­ге оказала польская военно-морская база Хель. Она была взята только 1 октября. Утром 3 сентября эсминцы "Леберехт Маас" (флаг контр-адмирала Лютьенса) и "Вольфганг Ценкер", высланные на разведку гавани Хеля, вступили в бой со стоящими здесь минным заградителем "Грыф" и эскадренным миноносцем "Вихер". Огонь был открыт около 06:40 с дистанции 70 кабельтовых, и уже второй залп немцев дал накрытие. "Грыф" получил попадание одного снаряда, затем еще двух, уничтоживших на нем батарею 40-мм зениток. Погиб польский матрос.

Заградитель открыл ответный огонь из своих 120-мм орудий, и в 06:57 его снаряд угодил в угол носового шельтердека "Мааса". Осколками были убиты четыре человека расчета орудия N2, хотя само орудие мало пострадало. Чуть позже открыл огонь и "Вихер". Меткая стрельба противника заставила германские эсминцы увеличить ход до 27 узлов и поставить дымовую завесу. В 07:35 корабли Лютьенса получили приказ выйти из боя и отойти в Пиллау для заправки.

На последней фазе боя к польским кораблям присоединилась береговая батарея, которой авторитетные западные историки (В.Харнак, М.Уитли, В.Кюн) приписывают единственное в этом бою попадание в "Маас", основываясь на мнении контр-адмирала Лютьенса. Начальник миноносцев считал, что его флагман был поражен 150-мм снарядом, т.е. снарядом с берега, т.к. ни один из польских кораблей не обладал таким калибром. Иного мнения придерживался Фридрих Руге (в то время начальник тральных сил на восточном ТВД), осмотревший "Маас" после боя. Он утверждал, что эсминец получил попадание снаряда калибром не более 120-мм. Орудия именно такого калибра имел "Грыф".

То, что не удалось эсминцам Льютенса, сделала авиация. Днем 3 сентября "Вихер" и "Грыф" подверглись массированным на­летам германских пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и гидро­самолетов Не-59 и затонули в результате бомбовых попаданий.

 

Действия в Северном море, Скагерраке и Каттегате

 

Операции в Северном море начались 3 сентября 1939 г., когда германский флот приступил к созданию оборонительного минного заграждения "Вествалль" ("Западный вал"), прикрывавше­го подходы к Гельголандской бухте и побережью Германии. На­ряду с заградителями к этой операции было привлечено 16 эсминцев и 10 миноносцев.

"Западный вал" представлял собой систему отдельных мин­ных полей, которые ставились в период с 3 по 20 сентября. По данным "Хроники морской войны" Ю.Ровера и Г.Хюммельхена, в их постановке участвовали (совершили один или более минно-заградительных выходов) следующие эскадренные миноносцы:

1-я флотилия "Georg Thiele". "Richard Beuzen", "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrink", "Friedrich Eckoldt";

2-я флотилия "Teodor Riedel", "Hermann Schoemann", "Bruno Heinemann", "Leberecht Maass";

4-я флотилия "Bernd von Arnim", "Hans Lody", "Erich Giese";

5-й дивизион "Diether von Roeder", "Hans Ludemann", "Hermann Kunne", "Karl Galster".

Другим родом деятельности германских миноносных сил осенью 1939 г. стала так называемая торговая война в Скагерраке и Каттегате. Патрулировавшие в этих проливах эсминцы и ми­ноносцы останавливали и досматривали нейтральные пароходы с целью выявления военной контрабанды.

Первый выход в Каттегат состоялся 12 сентября. Операция, в которой приняли участие всего два корабля - эсминец "Рихард Байтцен" и старый миноносец "T-107", прошла без каких-либо результатов, хотя немцы имели отличную возможность потопить польскую подводную лодку "Вилк", прорывавшуюся из Балтийского моря. Незадолго до полночи 14 сентября "Байтцен" обнаружил неизвестную субмарину, шедшую без огней вдоль побережья Швеции. Полагая, что лодка шведская, командир эсминца капитан 3 ранга М. Шмидт не стал ее атаковать. "Вилк" благополучно добрался до Англии и впоследствии воевал в составе британского флота.

Завершив минные постановки, германское военно-морское командование получило возможность выделить для действий в проливах гораздо более крупные силы. 26 сентября капитан 2 ранга Бей вывел в Каттегат три эсминца и четыре миноносца. До 28 сентября эти корабли задержали для досмотра 45 торговых судов и были сменены семью эскадренными миноносцами под командованием контр-адмирала Лютьенса, которые за три дня крейсерства в Скагерраке и Каттегате досмотрели 58 судов, из которых девять отправили с призовой командой в Киль.

В дальнейшем подобные операции приобрели более или ме­нее регулярный характер, пока эсминцы не были окончательно перенацелены для активных минных постановок у побережья Ан­глии, о чем еще будет рассказано.

Особняком стоят походы, в которых эскадренные миноносцы участвовали совместно с линкорами и крейсерами. Первой такой операцией стал демонстративный выход германского флота 8-10 октября 1939 г. Желая отвлечь корабли противника от поиска действовавших на коммуникациях в Атлантике броненосцев, ОКМ (ОКМ - сокращенно от Oberkommando der Marine) выслало в Северное море эскадру в составе линкора "Гнейзенау" (флаг адмирала Бёма), легкого крейсера "Кёльн" и 9 эсминцев, которая должна была выманить британский флот из баз под удар германской авиации. Операция прошла безуспешно для обеих сторон.

Следующим предприятием стал набег линкоров "Гнейзенау" и "Шарнхорст" под командованием вице-адмирала Маршалля в район к югу от Исландии (23 ноября ими был потоплен британский вспомогательный крейсер "Рауалпинди"). Соединение разведывательных сил вице-адмирала Денша (2 легких крейсера и 3 эсминца) сопровождало линкоры до побережья Южной Норвегии, а потом в течение двух дней крейсировало в Скагерраке и 23 ноября вернулось на базы. Но уже на следующий день вице-адмирал Денш вновь вышел в Скагеррак, на этот раз с броненосцем "Лютцов", 2 крейсерами, 5 эсминцами и 4 миноносцами, и осуществлял там поиск торговых судов вплоть до вечера 25 ноября.

В феврале 1940 г. состоялся еще один поход германских лин­коров с целью нападения на конвои, курсировавшие между Ан­глией и Норвегией (операция "Нордмарк"). "Гнейзенау и "Шарнхорст" вышли 18 февраля из Вильгельмсхафена в сопровож­дении тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер", эсминцев "Вольф­ганг Ценкер" (вернулся из-за ледовых повреждений), "Карл Гальстер" и "Вильгельм Хайдкамп". По своему сценарию операция "Нордмарк" напоминала аналогичный выход кайзеровского флота в апреле 1918 г. Эскадра достигла широты Бергена. Одновременно отряд эсминцев и миноносцев под командованием капитана 2 ранга фон Пуфендорфа предпринял крейсерство в Скагерраке. Операция закончилась безрезультатно, 20 февраля германские корабли вернулись в Вильгельмсхафен.

 

Походы германских эскадренных миноносцев в Скагерраке и Каттегате

 

12-15.09.1939 "Richard Beitzen", "T-107"

26-28.09.1939 "Hans Lody" (кап. 2 ранга Бей), "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck", 4 миноносца

28-30.09.1939 "Wilhelm Heidkamp" (к/адм. Лютьенс), "Bernd von Arnim", "Erich Giese", "Diether von Roeder", "Hans Ludemann", "Hermann Kunne", "Karl Galster"

3-5.10.1939 "Hermann Schoemann" (кап. 1 ранга Бонте), "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck", 3 миноносца

17-19.10.1939 "Paul Jacobi" (кап. 1 ранга Бонте), "Theodor Riedel", "Hermann Schoemann", 3 миноносца

22-24.10.1939 "Max Schultz" (кап. 1 ранга Майзель), "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck", "Hans body" (кап. 2 ранга Бей), "Bernd von Arnim", "Erich Giese"

27-29.10.1939 "Max Schultz" (кап. 1 ранга Майзель), "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck", "Hans Lody" (кап. 2 ранга Бей), "Bernd von Arnim", "Karl Galster"

13-15.11.1939 "Bruno Heinemann" (кап. 2 ранга Бей), "Friedrich Ihn", "Erich Stein­brinck", "Friedrich Eckoldt"

22-23.11.1939 "Bernd von Arnim" (кап. 2 ранга Бей), "Erich Giese", "Karl Galster" совместно с легкими крейсерами "Leipzig" и "Koln"

24-25.11.1939 "Bernd von Arnim" (кап. 2 ранга Бей), "Bruno Heinemann", "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck" совместно с карманным линкором "Liitzow", легкими крейсерами "Leipzig", "Koln" и 4 миноносцами

19-20.02.1940 "Paul Jacobi" (кап. 2 ранга фон Пуфендорф), "Leberecht Maass", "Theodor Riedel", "Hermann Schoemann", 2 миноносца