Активные минные постановки у побережья Англии, бой у Кромера 7 декабря 1939 года
В ночь на 18 октября 1939 г. отряд из шести эскадренных миноносцев под командованием контр-адмирала Лютьенса поставил минное заграждение в устье реки Хамбер. Успех этой дерзкой операции оказался неожиданно крупным - погибло семь британских и нейтральных судов общим тоннажем в 25.825 брт. Первой жертвой мин германских эсминцев стал британский пароход "Уайтментл" (1692 брт), затонувший 22 октября в 6 милях от Уитернси. И хотя следующие два заградительных выхода, намеченные на 8 и 10 ноября, не состоялись из-за неполадок в котлах, в дальнейшем эскадренные миноносцы регулярно привлекались к постановке мин, которые немецкие моряки в шутку называли "кукушиные яйца". В ноябре 1939 г. они совершили два похода к устью Темзы, а затем опять к Хамберу. В темные декабрьские ночи были поставлены минные заграждения на английском секретном фарватере у Кромера и в районе порта Ньюкасл.
Долгое время англичане не догадывались, каким образом немецкие мины оказываются у их берегов. Британское Адмиралтейство ожидало минных постановок с подводных лодок и самолетов, но оказалось абсолютно не подготовлено к противодействию надводным заградителями. Этот факт достаточно подтверждается тем, что в ходе первых операций навигационным ориентиром для точного выхода в район минной постановки немцам служили английские маяки.
Генерал-адмирал Вильгельм Маршалль дал следующую оценку миннозаградительным действиям эсминцев: "Мужественные экипажи немецких кораблей работали перед самым носом у противника, и тем не менее английская разведка никогда их не обнаруживала. Эти рейды могут быть по праву отнесены к самым смелым и выдающимся подвигам второй мировой войны. Успех их обеспечивался строгим соблюдением военной тайны, высоким уровнем навигационно-штурманской подготовки командиров и экипажей, а также исключительно тщательной работой штабов".
Для прикрытия эсминцев-заградителей привлекались легкие крейсера из состава разведывательных сил и миноносцы 6-й флотилии. Однако после того, как 13 декабря крейсера "Нюрнберг" и "Лейпциг" были торпедированы в Гельголандской бухте подводной лодкой "Сэлмон" (лейт.-ком. Бикфорд), эта практика прекратилась. "Нюрнберг" находился в ремонте до мая, "Лейпциг" -до декабря 1940 г.
Успех британской субмарины стал своеобразной компенсацией за досадное поражение англичан в стычке у Кромера ночью 7 декабря 1939 г. В ту ночь события развивались следующим образом. Отряд германских эсминцев в составе "Ганс Лоди" (лидер флотилии, мин на борту не имел), "Эрих Гизе", "Бернд фон Арним" под командованием капитана 2 ранга Бея вышел из Экквардена. Неисправность в котлах заставила "Арним" вернуться на базу, остальные прибыли в запланированный район в четырех милях от Кромерского маяк. "Гизе" фазу же начал постановку мин под прикрытием лидера флотилии. Ясная ночь (видимость до 90 каб.) и мерцающий свет маяка делали эсминец хорошо заметным для противника, тем не менее к 02:39 он беспрепятственно освободился от своего опасного груза. А спустя четверть часа на дистанции около 40 кабельтовых, по пеленгу 10 градусов, были обнаружены два неизвестных корабля. Ими оказались британские эскадренные миноносцы "Джуно" и "Джерси", патрулировавшие в этом районе. Прошло некоторое время, пока наблюдатели "Лоди" опознали их как противника. Бей увеличил скорость и сопровождаемый "Гизе" сблизился для торпедной атаки.
Тактическая внезапность была на стороне немцев. В 03:14 "Лоди" выстрелил три торпеды по головному британскому эсминцу. "Джуно" избежал попадания лишь благодаря тому, что установка глубины хода посланных в него торпед оказалась слишком велика. Одновременно "Гизе" дал четырехторпедный залп по "Джерси". Одна торпеда поразила эсминец в левый борт в районе кормового торпедного аппарата и вызвала сильный пожар в топливной цистерне. "Джуно" поставил дымовую завесу и развернулся для оказания помощи поврежденному кораблю.
Удовлетворенный результатами торпедного залпа, Бей приказал своим кораблям отходить. Только это, пожалуй, и спасло англичан от полного разгрома. А условия для повторной атаки были просто идеальные! Командир "Джуно" решил, что "Джерси" торпедирован подводной лодкой и даже не подозревал о наличии здесь эсминцев противника.
В январе 1940 г. были проведены три операции. На этот раз немцы проникли в устье Темзы, усилили заграждения на подходах к Ньюкаслу и на фарватерах Кромера. В феврале состоялись еще два выхода, целью которых было минирование банок Шипуош и Хейсборо. Вскоре сокращение темного времени суток вынудило прекратить использование эсминцев для активных минных постановок.
Всего за период с 17 октября 1939 г. по 10 февраля 1940 г. было выставлено около 1800 якорных контактных и магнитных мин, на которых погибли 67 судов (252.237 брт), 3 британских эсминца, 6 траулеров и дрифтеров.
Миннозаградительные операции у побережья Англии
17 -18.10.1939, район устья р.Хамбер
Эсминцы-заградители (Флагманский эсминец обычно выходил на операцию без мин и осуществлял прикрытие эсминцев-заградителей):
"Wilhelm Heidkamp" (к/адм. Лютьенс), "Friedrich Eckoldt", "Diether von Roeder", "Hans Ludemann", "Hermann Kunne", "Karl Galster"
Успех операции: погибло 7 судов (25.825 брт)
12 - 13.11.1939, район устья р. Темза
Эсминцы-заградители:
"Wilhelm Heidkamp" (коммодор Бонте), "Hans Ludemann", "Hermann Kunne", "Karl Galster".
Выходили на операцию, но вернулись из-за поломок машин "Hermann Schoemann", "Theodor Riedel", "Erich Giese"
Силы прикрытия:
легкие крейсера "Konigsberg", "Nurnberg", миноносцы "Iltis", "Leopard", "Seeadler", "Wolf"
Успех операции: погибло 13 судов (48.728 брт) и брит. эсминец "Blanch"; 1 судно (7984 брт) и брит. минный заградитель "Adventure" повреждены
17-18.11.1939, район устья р. Темза
Эсминцы-заградители:
"Hermann Kunne" (кап. 2 ранга Хартман). "Wilhelm Heidkamp", "Bernd von Arnim"
Силы прикрытия:
легкие крейсера "Leipzig", "Nurnberg", миноносцы "Iltis", "Leopard", "Seeadler"
Успех операции: погибло 7 судов (27.565 брт), брит. эсминец "Gipsy", военный траулер "Mastiff", дрифтер "Ray of Hope", одно судно (10.525 брт) повреждено.
18 - 19.11.1939, район устья р. Хамбер
Эсминцы-заградители:
"Erich Steinbrinck" (кап. 2 ранга Бей). "Hans Lody", "Friedrich Eckoldt"
Силы прикрытия:
легкий крейсер "Leipzig", миноносцы "Iltis", "Leopard", "Seeadler", "Wolf
Успех операции: погибло 7 судов (38.170 брт).
6-7.12.1939, район Кромера
Эсминцы-заградители:
"Hans Lody" (кап. 2 ранга Бей), "Erich Giese".
Выходил на операцию, но вернулся из-за неисправности машин "Bernd von Arnim"
Успех операции: погибло 2 судна (5286 брт), 1 судно (8053 брт) повреждено. Торпедирован брит, эсминец "Jersey"
12 - 13.12.1939, район Ньюкасла
Эсминцы-заградители:
"Hermann Kunne" (коммодор Боше), "Richard Beitzen", "Bruno Heinemann", "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck"
Силы прикрытия:
легкие крейсера "Koln", "Leipzig", "Nurnberg" (два последних в ходе операции торпедированы брит. подводной лодкой)
Успех операции: погибло 8 судов (18.695 брт) и 4 военных траулера, 2 судна (12.673 брт) и брит. эсминец "Kelly" повреждены.
6-7.01.1940, район устья р. Темза
Эсминцы-заградители:
"Friedrich Eckoldt" (кап. 2 ранга Бергер), "Erich Steinbrinck", "Friedrich Ihn"
Силы прикрытия:
эсминцы "Karl Galster" (коммодор Бонте), "Richard Beitzen", "Heerman Schoemann"
Успех операции: погибло 6 судов (21.617 брт) и брит. лидер "Grenville".
10-11.01.1940, район Ньюкасла
Эсминцы-заградители:
"Wilhelm Heidkamp" (коммодор Бонте), "Richard Beitzen", "Friedrich Ihn", "Friedrich Eckoldt", "Karl Galster", "Anton Schmitt"
Успех операции: погиб 1 брит. траулер (251 брт).
10-11.01.1940, район Кромера
Эсминцы-заградители:
"Wolfgang Zenker" (кап. 2 ранга Бей), "Bruno Heinemann", "Erich Koellner"
Успех операции: погибло 3 судна (11.153 брт)
9-10.02.1940, район банки Шипуош
Эсминцы-заградители:
"Friedrich Eckoldt" (кап. 2 ранга Бергер), "Max Schultz", "Richard Beitzen"
Успех операции: погибло 11 судов (42.648 брт).
9-10.02.1940, район банки Хейсборо
Эсминцы-заградители:
"Wolfgang Zenker" (кап. 2 ранга Бей), "Bruno Heinemann", "Erich Koellner"
Успех операции: погибло 3 судна (11.855 брт).
Операция "Викингер", гибель эсминцев "Леберехт Маас" и "Макс Шульц"
Действия германских эскадренных миноносцев проходили без потерь вплоть до февраля 1940 г., когда кригсмарине лишились сразу двух кораблей этого класса, погибших во время похода к Доггер-банке при весьма необычных обстоятельствах. Драма, разыгравшаяся вечером 22 февраля севернее о. Терсхеллинг, привлекала внимание многих военно-морских историков, которые высказывали версии, альтернативные немецкой официальной трактовке- причин гибели "Z-1" и "Z-3". Своеобразным "чемпионом" здесь, пожалуй, является советский автор Исаак Короткий, утверждающий, что эсминец "Макс Шулъц" погиб 3 сентября 1939 г. в результате попадания английской авиационной торпеды. Место гибели - Тронхейм! Версия Короткина конечно же относится к области курьезов и не имеет никаких сколько-нибудь серьезных оснований.
Рейд 1-й флотилии эсминцев к Доггер-банке планировался как операция против британского рыболовства. До этого времени начавшаяся война практически не затрагивала рыбных промыслов. Английские рыбаки по-прежнему выходили в море из портов Восточного побережья. Захват нескольких траулеров заставил бы англичан отвлечь часть сил своего флота на их защиту. К тому же не исключалось, что Адмиралтейство тайно использует рыболовные суда для буксировки подводных лодок. Самолеты-разведчики трижды обнаруживали британские субмарины вблизи скопления траулеров. В случае подтверждения этих сведений можно было бы оправдать начавшиеся с декабря 1939 г. удары германской авиации по рыболовным судам.
Операция получила кодовое наименование "Викингер". Основная роль в ней отводилась шести эскадренным миноносцам капитана 2 ранга Фридриха Бергера. В 06:20 22 февраля они вышли из Вильгелъмсхафена, миновали Гельголандскую бухту и к 19:00 находились уже к северу от маяка Терсхеллинг, на фарватере минного заграждения "Западный вал". Лидер флотилии "Фридрих Эккольдт" возглавлял колонну. За ним в кильватер следовали "Рихард Байтцен", "Эрих Кельнер", "Теодор Ридель", "Макс Шулъц", "Леберехт Маас". Курс 300, скорость 26 узлов, интервалы между кораблями 200 метров.
В 19:13 сигнальщики "Экколъдта" доложили о двухмоторном бомбардировщике, летящем на малой высоте. Осторожный Бергер приказал уменьшить скорость до 17 узлов - кильватерный след делал эсминцы слишком заметными. В 19:21 самолет появился снова, и на кораблях сыграли воздушную тревогу. Зенитные расчеты "Байтцена" и "Кёльнера" открыли огонь. Самолет ответил трассирующими пулеметными очередями. Вспышки выстрелов осветили немецкие кресты на его крыльях.
Далее событии развивались следующим образом:
19:22. Самолет отвернул и скрылся из видимости. Радио с "Шульца": "Это свой".
19:43. Радио с "Мааса": "Вижу самолет на фоне освещенного луной облака".
19:44. Две бомбы упали позади "Мааса". Эсминец открыл огонь из 20-мм зенитных автоматов. Третья бомба попала между мостиком и первой трубой. "Маас" выкатился из строя и передал ратьером: "Получил повреждения, прошу помощи".
19:46. "Эккольдт" начал разворачиваться, чтобы сблизиться с "Маасом".
19:54. Радио с "Экколъдта": "Не идти за мной".
19:56. "Эккольдт" сблизился с "Маасом" на 150-200 м.
..."Леберехт Маас" стоял неподвижно, слегка накренившись на борт, но без заметных внешних повреждений. Старший офицер "Экколъдта" капитан-лейтенант Генрих Виттиг взял мегафон, чтобы запросить о случившемся. В этот момент в районе кормовых орудий "Мааса" произошел небольшой взрыв. За ним последовал мощный взрыв на юте - столб воды поднялся у кормы. Другой взрыв прогремел в центре. Пламя взметнулось вверх, и облако дыма заволокло корабль.
В 19:58 дым рассеялся, и взорам моряков флагманского эсминца открылись две полузатонувшие оконечности разломившегося корпуса - все, что осталось от "Мааса" (Глубина моря в этом месте не превышала 40 метров, поэтому носовая и кормовая оконечности разломившегося 120-метрового корпуса торчали из воды). "Эккольдт" и подоспевшие "Байтцен" с "Кельнером" спустили шлюпки. "Теодор Ридель" начал поиск вражеских субмарин. В 20:04 на нем услышали новый взрыв - примерно в тысяче метров позади, как раз там, где должен был находиться в этот момент "Макс Шульц". Эсминец немедленно развернулся и пошел на помощь. Последовал доклад акустика: "Подводная лодка, сила шума 5 децибел, пеленг 2000 по правому борту". А прислуга орудия N1 донесла о замеченных следах торпед.
В 20:08 "Ридель" атаковал "обнаруженную" им субмарину. Одна из сброшенных глубинных бомб не взорвалась, взрывы трех других на время вывели на нем из строя рулевое устройство - слишком уж мала была скорость в момент сбрасывания. Экипаж эсминца замер в тревожном предчувствии. Потерявший управление корабль мог стать идеальной мишенью для торпедной атаки, если бы хоть одна британская подводная лодка находилась в это время рядом.
Еще через минуту "акустический контакт с подводной лодкой" установил "Эрих Кельнер". В начавшейся неразберихе и панике подлодки противника и их торпеды мерещились повсюду. Решив отогнать подводного противника, Бергер прервал спасательные работы и приказал идти полным ходом, курс 120. Это напоминало бегство, поэтому командир "Эккольдта" капитан 3 ранга Альфред Шеммель в знак протеста покинул мостик.
"Эрих Кельнер" после ухода "Эккольдта" еще некоторое время оставался на месте. Но новые доклады об обнаружении перископов и гидроакустических контактах заставили его командира капитана 3 ранга Шульце-Хинрихса поспешно последовать примеру лидера флотилии. В 20:16 эсминец дал ход, не дожидаясь, пока все шлюпки будут подняты па борт. В результате одну из них вместе со спасенными с "Мааса" и матросом с "Кельнера" затянуло под винты. Но на командирском мостике эсминца все настолько увлеклись поиском подводной лодки, что не обратили на это внимания.
Другой проблемой была правильная оценка собственных потерь. Около 20:10 лидер флотилии запросил о состоянии кораблей. Отозвались все, кроме "Мааса" и "Шульца". Будучи свидетелем гибели первого из них, командир 1-й флотилии информировал в 20:25 штаб военно-морской группы "Вест": "Леберехт Маас" затонул, квадрат 6954, левый нижний угол."
Судьба "Макса Шульца" оставалась по-прежнему неясной. В 20:29 Бергер вновь запросил по радио: "Кто-нибудь имеет известия от "Шульца?" Ответа не последовало. Сомнения разрешил "Эрих Кельнер". В 20:28 он вернулся к обломкам "Мааса", чтобы продолжить спасательные работы. Но две минуты спустя сигнальщики опять заметили "подводную лодку в надводном положении". Эсминец дал полный ход и, уклоняясь от "выпущенных" в него торпед, пошел на таран неизвестного предмета, принятого за рубку субмарины, который при ближайшем рассмотрении оказался торчащей из воды носовой оконечностью еще одного погибшего германского эсминца. В 20:35 "Кельнер" сообщил лидеру флотилии:
"Нахожусь между обломками двух эсминцев". Реакцией на это донесение стал приказ Бергера к отходу.
60 человек, членов экипажа "Мааса", поднятых из воды, в том числе 24 принято на борт "Кельнера", 19 - на борт "Эккольдта", 17 - на борт "Байтцена", и ни одного из экипажа "Шульца" - таков итог спасательных работ. Не дожидаясь их окончания, командир флотилии скомандовал: "Всем курс 120, скорость 17 узлов". Группа "Вест" была извещена: "Макс Шулъц" потерян. Предположительно -подводная лодка". "Экколъдт" и "Байтцеп" быстро подняли на борт шлюпки. Командир "Кельнера" предпринял запоздалую попытку разыскать среди обломков свой давно утопленный катер. В 21:05 его эскадренный миноносец последним взял курс на Вильгельмсхафен.
Следствие по делу о потере "Леберехта Мааса" и "Макса Шульца" установило, что виновником их гибели был самолет Не-111 (бортовой номер 1H+IM, командир фельдфебель Ягер) из состава 4-й эскадрильи 26-й боевой эскадры. Случилось так, что акция кораблей Бергера совпала по времени с операцией Х-го авиакорпуса - ударом по британскому каботажному судоходству, причем ни авиаторы, ни моряки о своих планах друг другу своевременно не сообщили. Зенитный огонь эсминцев сбил с толку летчиков бомбардировщика, не имевших опыта опознавания судов в море, и привел к атаке своих кораблей.
После войны выявилось новое обстоятельство. Из английских документов стало известно, что в ночь на 10 февраля 1940 г. два эсминца британской 20-й флотилии поставили минную банку на фарватере заграждения "Западный вал". В исторической литературе последних двух десятилетий гибель "Макса Шульца" объясняется, как правило, подрывом на мине, между тем как потопление "Мааса" по-прежнему относится на счет самолета. Любопытно, что "минная" версия прослеживается уже в справочнике "Военные корабли мира" (Нью-Йорк, 1946 г.), правда, в случае с "Шульцем" незадачливые американские авторы спутали Терсхеллинг с Тронхеймом. (Опять Тронхейм! Уж не здесь ли следует искать отправную точку "смелого" исторического домысла И. Короткина?) А "Хроника морской войны" Ю.Ровера и Г. Хюммельхена указывает: "Три [??? - авт.] бомбовых попадания в "Леберехт Маас". Отклонившиеся от курса "Леберехт Маас" и "Макс Шульц" попали на минное поле и затонули с большими потерями в личном составе".**Таким образом, единства мнений о причинах гибели этих эскадренных миноносцев не существует до сих пор.
Действия эсминцев начального периода войны характеризуются высокой активностью, по которой они- сравнимы разве что с боевыми действиями на Балтике в 1944-45 гг. Успех многих операций 1939-40 гг. связывается с именем возглавлявшего силы эскадренных миноносцев коммодора Фридриха Бонте.
Специфические условия боевых действии и особенности ТТХ эсминцев с первых же дней войны привели к весьма своеобразному их боевому применению. Германские эскадренные миноносцы редко привлекались к решению эскортных задач, зато использовались в качестве истребителей торговли и быстроходных минных заградителей, причем действовали в этой роли довольно эффективно.
Служба германских эскадренных миноносцев в 1939 годы
Название эсминца |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
"Leberecht Maass" (LM) |
ПС |
Ср |
Р |
р |
"Georg Thiele" (GT) |
ПС |
С |
С |
• |
"Max Schultz" (MS) |
P |
С |
С |
р |
"Richard Beitzen" (RB) |
ПС |
С |
С |
С |
"Paul Jacobi" (PJ) |
P |
С |
С |
С |
"Theodor Riedel" (TR) |
С |
С |
С |
С |
"Hermann Schoemann" (HS) |
С |
С |
С |
С |
"Bruno Heinemann" (BH) |
ПС |
С |
С |
С |
"Wolfgang Zenker" (WZ) |
ПС |
С |
С |
С |
"Hans Lody" (HY) |
ПС |
С |
С |
С |
"Bernd von Arnim" (BA) |
ПС |
С |
С |
р |
"Erich Giese" (EG) |
С |
С |
С |
р |
"Erich Koellner" (EK) |
Б* |
Б* |
Б* |
Б* |
"Ehedrich Ihn" (FI) |
ПС |
С |
С |
С |
"Erich Sleinbrinck" (ES) |
ПС |
С |
С |
С |
"Friedrich Eckoldt" (FE) |
ПС |
С |
С |
С |
"Diether von Roeder" (DR) |
С |
С |
С |
С |
"Hans Lildemann" (HL) |
С |
С |
С |
С |
"Hermann Kunne" (HK) |
С |
С |
С |
С |
"Karl Galster" (KG) |
С |
С |
С |
С |
"Wilhelm Heidkamp" (WH) |
С |
С |
С |
С |
"Anton Schmit" (AS) |
* |
* |
* |
* |
Условные обозначения
* - небоевые задачи
Б - Балтийское море
П - Польская кампания
С - действия в Северном море и Скагерраке
Р - ремонт, модернизация