Действия на Севере в 1941 году

 

Начало войны против СССР побудило гитлеровское ко­мандование сосредоточить в портах Северной Норвегии 6-ю фло­тилию эсминцев в составе: "Ганс Лоди" (лидер), "Рихард Байтцен", "Герман Шёман", "Фридрих Экколъдт", "Карл Гальстер". Ко­мандовал флотилией капитан 1 ранга Альфред Шульце-Хинрихс.

Летом 1941 г. германские эскадренные миноносцы осущес­твили пять рейдов с целью нанесения ударов по советским прибрежным коммуникациям и рыболовным промыслам. Ничтож­ные результаты этих операций - потопление двух вспомогательных сторожевых кораблей, одного ЭПРОНовского траулера и гидрографического судна, - вряд ли могли служить оправданием затраченных сил и топлива, хотя в Арктике немцы не встретили со стороны советского флота такого энергичного противодействия, как в ходе рейдов к побережью Англии осенью 1940 г. Гораздо эффективнее, на наш взгляд, было бы привлекать эсминцы к поддержке сухопутных войск на приморском участке фронта, для воспрепятствования советским морским десантам и переброске войсковых подкреплений, например, 14 июля, когда для содействия контрнаступлению частей 52-й стрелковой дивизии корабли нашего Северного флота беспрепятственно высадили на берег губы Западная Лица тактический десант в составе 325-го стрелкового полка и батальона морской пехоты. Тем более, что на состоявшемся 10-11 июля совещании командующих видами вооруженных сил на северном ТВД адмирала Шенка, генерал-полковника Штумпфа и генерала Дитля 6-й флотилии ставились именно такие задачи. Однако из-за отсутствия взаимодействия между морским и сухопутным командованиями ни одна из этих задач не была выполнена.

В конце лета 1941 г. 6-я флотилия была полностью перена­целена для несения конвойной службы - также с весьма сомни­тельным результатом: 30 августа британская подводная лодка "Трайдент" (коммандер Слейден) безнаказанно потопила два гер­манских транспорта (11.492 брт) с войсками, шедших под эскортом эсминцев, а численность флотилии стала неуклонно сокращаться. Ее корабли один за другим убывали на ремонт в Германию. Выделенные ОКМ для службы на Севере "Теодор Ридель" и "Пауль Якоби" задержались из-за повреждений, полученных в результате посадки на мель и дефектов машинно-котельной установки. В результате, к декабрю 1941 г. под началом Шульце-Хинрихса остался только один "Карл Гальстер".

Тогда ОКМ послало в Северную Норвегию 8-ю флотилию эсминцев, укомплектованную новейшими кораблями типа "Нар­вик". До конца года это соединение, возглавляемое капитаном 1 ранга Готфридом Пёницем совершило еще один поход к устью Белого моря и побережью Кольского полуострова. В январе 1942 г. эсминцы 8-й флотилии поставили минное заграждение (100 мин) в северной части Белого моря. В том же месяце флотилия временно покинула северный ТВД.

 

Поход 12-13 июля 1941 года

 

Германские корабли вышли из Киркенеса 12 июля в 11:00 и к 15:10 того же дня находились примерно в 70 милях севернее мыса Сеть-Наволок. Здесь Шульце-Хинрихс развернул флотилию в широкую завесу и предпринял поиск в юго-восточном направлении, а в 22:00 разделил свои эсминцы на два дивизиона, которые должны были выйти к побережью Кольского полуострова, а затем двигаться навстречу друг другу.

Около 02:30 13 июля в районе Териберки атаке трех германских эскадренных миноносцев подвергся отряд судов ЭПРОНа в составе траулеров "РТ-67" и "РТ-32", буксировавших понтоны. Эти суда следовали из Мурманска в Иоканьгу под эскор­том сторожевого корабля "Пассат" (мобилизованный рыболовный траулер "В. Чкалов").

Головной "РТ-67" был серьезно поврежден первыми же зал­пами и потерял ход. "Пассат" повернул на противника, открыл огонь из своих 45-мм орудий и начал ставить дымовую завесу, однако вскоре был потоплен сосредоточенным огнем эсминцев.

Покончив с "Пассатом", немцы снова набросились на "РТ-67" и скоро потопили и его. "РТ-32" также получил повреждения, но все же успел укрыться в бухте Гавриловская, где он выбросился на берег из-за прогрессирующей течи. Из 101 человека экипажей потерянных судов летающим лодкам ВВС Северного флота удалось спасти 28. При этом один МБР-2 потерпел катастрофу.

Далее по первоначальному плану немецкой операции предус­матривалось нанести удар по советским рыбным промыслам. Для этого корабли 6-й флотилии соединились в один отряд и прошли на северо-восток. Однако от продолжения операции пришлось отказаться из-за потери скрытности, о чем свидетельствовали неоднократные атаки советской авиации утром 13 июля. Первыми на поиск германских кораблей вылетели два МБР-2 из состава 118-го морского разведывательного авиаполка, которые обнаружили противника и сбросили несколько 100-кг бомб (одна из бомб легла в 150 метрах от левого борта флагманского "Лоди", другая - в 200 метрах от его правого борта). За ними последовали 8 летающих лодок МБР-2, 3 ГСТ и 6 бомбардировщиков СБ-2. Бомбовый удар, нанесенный этими самолетами, также не дал результатов(До этого германские эсминцы едва не были атакованы своим бомбардировщиком Ju-88. по  которому "Ганс Лоди" ошибочно открыл зенитный огонь).

Кроме авиации на перехват кораблей Шульце-Хинрихса бы­ли посланы эсминцы "Громкий", "Гремящий", "Стремительный". "Куйбышев" и "Урицкий". Первоначально в штабе Северного флота полагали, что у немцев только три корабля. Когда же выяснилось, что их пять, командование СФ, опасаясь, что кроме потери сторожевика дело может закончиться гибелью еще нескольких эсминцев, отозвало свои корабли на базу.

В 22:00 13 июля флотилия Шульце-Хинрихса прибыла в Смал-фьорд. В тот же день появилась директива наркома совет­ского ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова, в которой организация раз­ведки на Северном флоте подверглась жесткой критике. Ко­мандованием флота был принят ряд мер, тем не менее противнику еще дважды удавалось безнаказанно топить корабли вблизи советского побережья.

 

Поход 15-16 июля 1941 года

 

Эсминцы вышли в море в 07:00 15 июля из Гана-фьорда и, развернувшись завесой, двигались на северо-восток, затем на вос­ток и, наконец, на юг в надежде обнаружить скопление советских рыболовных судов в районе севернее и северо-восточнее полуострова Варангер. Поход не оправдал ожиданий, кроме одной безрезультатной атаки "Экколъдтом" около 15:00 того же дня подводной лодки (ложный контакт), ни одной встречи с советскими кораблями флотилия не имела. 16 июля эсминцы прибыли в Киркенес.

 

Поход 22-24 июля 1941 года

 

В походе приняло участие только четыре эсминца, т.к. "Ганс Лоди" 21 июля приступил к ремонту котлов в Киркенесе. Ка­питан 1 ранга Шульце-Хинрихс держал свой брейд-вымпел на "Гальстере". Несмотря на полярный день, планом операции пре­дусматривалось зайти далеко вглубь советских арктических вод. Однако едва ли такой поход был возможен. Флотилия находилась под пристальным вниманием советской воздушной разведки.

20 июля было отмечено присутствие эсминцев в Киркенесе. ВВС СФ нанесли по ним ряд бомбовых ударов. Вечером 22-го, когда германские корабли находились примерно в 80 милях северо-восточнее Териберки, они были обнаружены и атакованы двумя ГСТ. Это заставило Шульце-Хинрихса изменить курс.

Дальнейшие действия подсказало полученное в 22:40 разведдонесение об "одном советском лидере типа "Ленинград" и двух эскадренных миноносцах". По-видимому, в поле зрения немецкой разведки попали минный заградитель "Канин", эсминцы "Грозный" и "Сокрушительный", совершавшие переход для постановки мин к о. Моржовец. Немцы вновь изменили курс для перехвата этих кораблей, но из-за тумана не нашли их и повернули к побережью Кольского полуострова.

В середине дня 23 июля германские эсминцы были сфото­графированы с воздуха, после чего атакованы гидросамолетом-МБР-2. К полуночи 24 июля они находились в районе бухты Восточная Лица (северо-западнее Иоканги), где их обнаружил пост берегового наблюдения. И несмотря на все это жертвой немецкой атаки стало гидрографическое судно "Меридиан", получившее оповещение о появлении эсминцев противника слишком поздно, чтобы укрыться в глубине бухты. В 01:17 "Меридиан" был потоплен артиллерией "Шёмана". Погибло 46 человек команды, удалось спасти 17 человек. Судно затонуло с большим пожаром, наблюдавшимся на расстоянии 30 миль. Сами же немцы считали, что уничтожили танкер в 2000 брт.

Почти немедленно для удара по кораблям противника в воздух поднялись самолеты ВВС Северного флота, но найдя непри­ятеля, они не смогли опознать его. Два МБР-2 приблизились к "Карлу Гальстеру" и выстрелили красную ракету. Эсминец ответил тем же сигналом, после чего летающие лодки улетели на восток. Около 02:00 два других МБР были также обмануты уже оп­робованным опознавательным сигналом. Один из них приводнился неподалеку от "Байтцена". Этa ошибка оказалась роковой для самолета и его экипажа, эсминец уничтожил МБР огнем своей артиллерии (Приводится немецкая версии. Советские источники не признают каких-либо потерь самолетов от огня германских эсминцев. Дo 05:10 летающие лодки МБР совершили только два вылета).

Через некоторое время примерно в 30 милях от бухты Гавриловская флотилия все же подверглась удару с воздуха. Налеты, в которых в общей сложности приняло участие 3 бомбардировщика СБ, 1 Пе-2, 9 летающих лодок МБР-2 и 2 ГСТ, продолжались с 03:40 до 04:38 без каких-либо результатов. Летчики, как водится в таких случаях, доложили о потоплении одного эсминца противника. Однако действия советской авиации вынудили Шульце-Хинрихса отказаться от продолжения похода в нап­равлении устья Кольского залива и следовать, на базу. В 16:15 24 июля флотилия прибыла в Бек-фьорд.

 

Поход 29-31 июля 1941 года

 

Очередная акция пята эскадренных миноносцев капитана 1 ранга Шульце-Хинрихса, планировавшаяся как поход к Новой Зе­мле, совпала по времени с рейдом британского соединения "Р" (2 авианосца, 2 крейсера, 4 эсминца) против Петсамо и Киркенеса.

 Когда 30 июля 20 "Альбакоров" с авианосца "Викториес" под прикрытием 9 "Фульмаров" появились над Киркенесом, то не застали в порту ни одного эсминца. Главным объектом их атаки стал учебно-артиллерийский корабль "Бремзе" - и без успеха. Англичанам удалось нанести незначительные повреждения нескольким небольшим судам ценой потери 11 "Альбакоров" и 2 "Фульмаров", сбитых зенитной артиллерией и истребителями.

Вышедшая в море 29 июля 6-я флотилия уже успела достиг­нуть долготы о. Колгуев, когда поступило сообщение об обна­ружении британского соединения разведывательным самолетом Не-111 и о последовавших налетах на порты. Безусловно, при­сутствие авианосцев противника где-то рядом не предвещало ничего хорошего, поэтому Шульце-Хинрихс прервал операцию и повернул обратно. Фактически же получилось так, что германские эсминцы теперь двигались в опасной близости непосредственно за отходящими англичанами. Но угроза исходила не только от противника. Радиосвязь с берегом работала с изрядными перебоями. В результате корабли 6-й флотилии были ошибочно атакованы своими же самолетами, правда, им удалось укрыться в полосе тумана. 31 июля флотилия прибыла в Тана-фьорд, так и не обнаруженная противником, а затем с конвоем перешла в Киркенес.

 

Поход 9-10 августа 1941 года

 

Со времени последнего похода корабли флотилии находи­лись под постоянным наблюдением советской разведки. Самолеты-разведчики ежедневно контролировали их присутствие в Киркенесе. С начала августа наблюдать германские эсминцы могли и береговые посты полуострова Рыбачий, т.к. на флотилию Шульце-Хиндрихса были возложены обязанности по кон­воированию транспортов из Киркенеса в Петсамо. 28 июля ко­рабли подверглись удару со стороны шести самолетов ДБ-3ф и СБ. Как показали дальнейшие события, все эти мероприятия не помешали противнику добиться внезапности нападения в сле­дующей операции.

Финальной наступательной акцией 6-й флотилии на Севере в 1941 г. стал рейд трех эскадренных миноносцев к устью Кольского залива. Вечером 9 августа "Лоди" (лидер), "Байтцен" и "Экколъдт" вышли из Бек-фьорда и в 03:42 следующих суток напали на советский сторожевой корабль "Туман", несший дозор на линии м. Цып-Наволок - о. Кильдин (обнаружен в 03:22 на дальности 85 кабельтовых). Германские эсминцы открыли огонь с дистанции 27 кабельтовых и вели его в течение тринадцати минут. "Туман" дал по радио оповещение о появлении противника и, поставив дымзавесу - довольно неудачно, так что она не закрыла корабль, стал отходить к берегу, но был накрыт уже вторым залпом, потерял ход и управление. В 04:50, пораженный 11 снарядами сторожевик, затонул. Из 52 членов его экипажа на шлюпках спаслось 37 человек.

Потопление "Тумана" происходило в зоне действия советских береговых батарей 1-го и 2-го отдельных артдивизионов, мол­чавших все это время, т.к. артиллеристы не имели связи с до­зорными кораблями и не могли открыть огонь без приказа из шта­ба Мурманского укрепрайона. Лишь в 04:08 береговая артиллерия начала стрелять по отходящему неприятелю с дистанции 120-180 кабельтовых. Залпы ложились недолетами. Германские эсминцы увеличили скорость до 31 узла и сбросили на воду плотики с дымовыми шашками.

Однако теперь советское командование знало присутствие противника и начало преследование силами 72-го смешанного ави­аполка. Германские корабли трижды подвергались ударам с воз­духа. В налетах приняло участие в общей сложности семь бом­бардировщиков СБ и Пе-2. Во время одного из них в 06:57 паре Пе-2 удалось повредить близкими разрывами "Байтцен". В результате сотрясения корпуса на эсминце произошла тяжелая авария в машинном отделении, на долгий срок выведшая корабль из строя.

В 08:45 10 августа лидер флотилии "Ганс Лоди" прибыл в Киркенес, а "Эккольдт" и поврежденный "Байтцен" были направ­лены в Нарвик.

 

Операция "Цанге"

 

Первой и единственной в 1941 г. акцией 8-й флотилии эскад­ренных миноносцев в арктических водах стала операция "Цанге" -рейд в северную часть Белого моря с последующим крейсерством в районе устья Кольского залива. 16 декабря пять эсминцев: "Z-26" (лидер), "Z-23",. "Z-24", "Z-25","Z-27" вышли из Киркенеса. Через несколько часов на "Z-26" выявились неполадки в машинном отделении, это вынудило его вернуться. Капитан 1 ранга Пёниц перенес свой брейд-вымпел на "Z-25", теперь единственный корабль с действующей радиолокационной станцией.

Вечером 16-го флотилия вышла в район в 100 милях северо-западнее м. Канин Нос. Эсминцы развернулись в завесу и провели поиск в южном направлении, углубившись в горло Белого моря. 17 декабря в 14 милях северо-восточнее м. Большой Городецкий "Z-25" и "Z-27" встретились с британскими тральщиками "Спиди" и "Хейзард", осуществлявшими траление и противолодочное патрулирование.

Радиолокатор обнаружил англичан на дальности более 100 кабельтовых, но сильная пурга и мрак арктических сумерек помешали правильной идентификации цели. Пёниц считал, что ведет бой с двумя, а возможно, и четырьмя советскими эсминцами. Хотя фактор внезапности оставался целиком на стороне немцев, мнимое равенство сил или даже превосходство противника, заставило командира 8-й флотилии действовать крайне осторожно, если не сказать, нерешительно.

В 17:35 германские эсминцы атаковали торпедами ("Z-25" выстрелил пять, а '"Z-27" - только одну торпеду, остальные не выш­ли из обледеневших торпедных аппаратов) и открыли огонь. Британские тральщики искусно уклонились от всех торпед и ответили огнем своих 102-мм орудий.

Бой продлился всего 13 минут в условиях ограниченной ви­димости. Четыре 150-мм снаряда, попавшие в "Спиди", вызвали незначительные разрушения. Второй британский тральщик остался вовсе не поврежденным. В 17:48 снежная мгла окончательно разъединила противников. Пёниц отказался от поиска и прес­ледования и поспешно покинул район боя. Вызванные из Коль­ского залива британский крейсер "Кент"( Крейсер "Кент" пришел в Кольский залив, доставив в СССР министра иностранных дел Великобритании Э. Идена), советские эскадренные миноносцы "Грозный" н "Сокрушительный" подошли слишком поздно, чтобы вмешаться в ход событий и перехватить стремительно отходящие германские корабли. 18 декабря 8-я флотилия вернулась в Киркенес. В рапорте о результатах операции "Цанге" Пёниц доложил о предположительном потоплении одного из "советских эсминцев".