Действия в 1941 году на различных ТВД

 

Вслед за активным 1940 годом последовал период вынужден­ного спада. По состоянию на январь 41-го лишь один находивший­ся в Бресте "Байтцен" мог участвовать в боевых действиях. Походы этого корабля прекрасно подтверждают кличку "Madchen fur alles" ("Прислуги за все"), данную немецкими моряками своим эскадрен­ным миноносцам. Так, в ночь на 22 января он перешел из Бреста в Роттердам, там принял мины и на следующие сутки вместе с мино­носцами выставил небольшое заграждение у берегов Англии. По­сле возвращения на базу "Байтцену" пришлось опять срочно убыть в Брест, чтобы успеть вывести в Атлантику крейсер "Хиппер". Не­удивительно, что уже в марте и этот эсминец очутился на судоре­монтном предприятии.

Продолжала пополняться новейшими кораблями 8-я флоти­лия. То ли командование кригсмарине научилось беречь свои не­многочисленные корабли, то ли начали сказываться первые трудности, связанные с укомплектованием команд специалистами, но длительное время самым "опасным" районом, куда отважива­лись заходить корабли Готфрида Пёница, были прибрежные воды Южной Норвегии. Здесь поневоле экипажи эсминцев стали свиде­телями последней попытки крупных кораблей германских ВМС вмешаться в ход битвы за Атлантику.

Вечером 11 июня из Киля вышло соединение в составе "карманного" линкора "Лютцов", легких крейсеров "Эмден" и "Лейпциг", а также пяти эсминцев: "Лоди" (флаг командира 6-й флотилии), "Эккольдт", "Гальстер", "Z-23" и "Z-24". По плану опе­рации "Соммерейсе" "Лютцов", которым, кстати, командовал бу­дущий FdZ капитан 1 ранга Лео Крайш, должен был сначала перейти в Тронхейм, откуда внезапным броском прорваться в Ат­лантику. К несчастью, немцам было невдомек, что за их походом с самого начала внимательно следит британская военно-морская разведка.

В течении суток германскому соединению, двигавшемуся, не­смотря на сложные погодные условия, со скоростью 24 узла, удава­лось избегать обнаружения многочисленными самолетами-разведчиками противника. Лишь вечером радиообмен англичан резко возрос, что навело немцев на мысль, что они обнаружены. К тому времени корабли уже прошли Кристиансанн (легкие крейсера отделились еще раньше и направились в Осло) и по расчетам за остаток ночи должны были проскочить опасный участок маршрута.

Несмотря на сильную облачность, лунный свет периодически хорошо освещал водную поверхность через многочисленные раз­рывы в тучах. Именно в такой момент хорошо различимый на лун­ной дорожке "Лютцов" был обнаружен одним из 14 самолетов-торпедоносцев "Бофорт" Берегового командования. Самолеты уже довольно давно производили поиск соединения на участке от Ставангера до маяка Листер и собирались возвращаться на базу. Не увеличивая скорость, торпедоносец флайт-сержанта Ловейта из 42-й эскадрильи вышел в атаку на ничего не подозревавший бро­неносец. Не ответив на запрошенные опознавательные, он спокой­но пролетел над "Z-23" и сбросил торпеду почти в упор. Зенитный огонь был открыт лишь в 02:20, за несколько мгновений до попа­дания, но самолет к тому времени уже растворился во тьме.

Сильным взрывом, произошедшим в центре корпуса по ле­вому борту, у "Лютцова" были сдвинуты с фундаментов и заклине­ны все главные механизмы, в результате чего он сразу же потерял ход. К счастью для совершенно растерявшихся немцев, из двух но­вых, заходивших в атаку "Бофортов", один промахнулся, а другой не смог сбросить торпеду. Остальные торпедоносцы находились слишком далеко, и горючего на них было слишком мало.

Немного придя в себя, Крайш приказал "Экколъдту" букси­ровать "карманный" линкор, а остальным эсминцам образовать ордер ПВО. Около 03:30 13 июня "Лютцов", наконец, смог дать 12-узловой ход правой машиной и вовремя, т.к. в 04:24 его вновь атаковал "Бофорт" 22-й эскадрильи. Несмотря на непрекращаю­щиеся воздушные атаки (две бомбы даже разорвались в непосред­ственной близи от "Z-24"), соединение на следующий день прибыло в Киль.

Далее судьбы эсминцев, эскортировавших неудачливый бро­неносец, разделились: корабли типа "Маас" в составе 6-й флоти­лии, как уже указывалось в первой части книги, убыли на Север, а "Z-23" и "Z-24" были посланы на соединение с 5-й флотилией, ко­торая еще в конце апреля перешла во французские порты.

Прошел всего какой-то год, до коренного перелома в войне было еще далеко, но насколько изменились условия плавания в этих водах, немцы почувствовали сразу же. 17 июня в районе Шер­бура переходившие "Z-23" и "Z-24" вновь подверглись энергичной атаке торпедоносцев, которую смогли отразить лишь с большим трудом. Не очень приятной альтернативой авиационных атак яв­лялись британские торпедные катера. Именно они 27 июля атако­вали в районе Кале возвращавшийся в Германию "Ин".

Задачи, выполняемые эсминцами в водах Бискайского залива и Ла-Манша, в корне отличались от прошлогодних. Им доверяли только эскортирование крупных боевых кораблей и прерывателей блокады. Теперь даже на базах немцы не могли чувствовать себя в безопасности. Не успели корабли флотилии отконвоировать из Бреста в Ла-Паллис на ходовые испытания только что отремонти­рованный линкор "Шарнхорст", как его тяжело повредили бом­бардировщики RAF. В конечном итоге, руководство кригсмарине вывело эсминцы в Германию, решив не дожидаться гибели или по­вреждений столь ценных многоцелевых кораблей. Незадолго до этого "Штайнбринк" умудрился протаранить в гавани Ла-Паллиса затонувший остов какого-то судна, что задержало возвращение в родной фатерлянд на две недели.

Эсминцы вернулись в Брест спустя несколько месяцев для участия в операции "Церберус", но поскольку она уже освещалась в выпуске "Антологии", мы на ней подробно останавливаться не станем. Заметим лишь, что в этом случае эсминцам удалось свести счеты с британскими торпедоносцами, сбив, благодаря своему об­новленному зенитному вооружению, как минимум три из шести "Суордфишей" из эскадрильи коммандера Эсмонда.

Командующий линейными кораблями вице-адмирал Отто Цилиакс, руководивший подготовкой и осуществлением прорыва из Бреста, еще ранее имел возможность близко познакомиться с сильными и слабыми сторонами германских эскадренных минонос­цев. 21 сентября 1941 г. он по приказу фюрера был назначен ко­мандующим вновь формируемого, т.н. "Балтийского флота". Задачей этого соединения должен был стать срыв попытки советского флота прорваться из Ленинграда в Швецию. В числе прочих крупных кораблей (линкор "Тирпиц", крейсера "Адмирал Шеер", "Кёльн" и "Нюрнберг") вошла и 8-я флотилия в составе "Z-26" (флаг Пёница), "Z-25" и "Z-27". Отряд прибыл в Аландское море но, тле. к тому времени стала очевидна полная несостоятельность осуществ­ления подобной попытки, "Тирпиц" и "Шеер" уже 24 сентября убы­ли обратно. Легкие крейсера и эсминцы продолжали маневрировать перед устьем Финского залива до 29 сентября, ко­гда и им было приказано вернуться.

В целом 1941 г. явился для эсминцев периодом накопления сил и устранения повреждений. Вступление в строй в конце 1940-41 гг. восьми кораблей типа "Нарвик" позволило немцам в следующем году вновь перейти к активным наступательным действиям.