Действия на севере в 1942 году

 

Наступивший 1942 г. характеризовался резким усилением немецкой активности на Севере, где разворачивалась борьба с со­юзными арктическими конвоями. 29 декабря 1941 г. на совещании в "Вольфшанце" Гитлер приказал гросс-адмиралу Редеру сосредо­точить главные силы флота в Норвегии, которая теперь определя­лась не иначе как "зона судьбы". Однако из-за необходимости совершить переразвертывание флота, к активным действиям уда­лось перейти не раньше марта.

 

Поиск конвоя PQ-12

 

Первая противоконвойная операция состоялась 6-9 марта 1942 г. В ней приняли участие линкор "Тирпиц", эсминцы "Фридрих Ин", "Герман Шёман" и "Z-25", посланные на перехват конвоя PQ-12, который накануне был обнаружен самолетом FW-200 1-й группы 40-й боевой эскадры примерно в 70 милях южнее о. Ян-Майен (координаты определены с ошибкой).

Германская боевая группа вышла из Тронхейма. Командовал соединением вице-адмирал Отто Цилиакс, державший флаг "Тирпице". Эсминец "Пауль Якоби", миноносцы "Т-5" и "Т-12" про­вожали корабли Цилиакса до острова Викна. В 20:10 6 марта они повернули обратно на базу, между тем как оставшиеся три эсминца образовали противолодочный ордер: "Z-25" занял позицию справа по носу от линкора, лидер 5-й флотилии "Ин" под брейд-вымпелом капитана 1 ранга Фридриха Бергера - впереди, а "Шёман" - слева по носу.

За ночь погода заметно ухудшилась, поднялось волнение, повлекшее ряд повреждений и повышенный расход топлива на эс­минцах. Предпринятый с утра 7 марта поиск конвоя PQ-12 резуль­татов не дал. Единственным судном, которое удалось перехватить, стал отставший от встречного каравана QP-8 советский лесовоз "Ижора"(2815 брт).

Требованию остановиться и не использовать радио судно не подчинилось. Ведя огонь по "Ижоре", "Ин" израсходовал 43 127-мм и 82 37-мм снаряда, однако судно не тонуло. Груз древесины обес­печил лесовозу большой запас плавучести. Эсминец выстрелил торпеду, но она развернулась на 90 градусов и едва не поразила сам "Ин" прошла всего в десяти метрах от его кормы. Торпеда с "Шёмана" также в цель не попала. Тогда Бергер приказал "Шёману" добить "Ижору" из орудий и бомбометов. В конечном итоге, советское судно было потоплено глубинными бомбами.

Недостаток топлива на эсминцах помешал продолжить по­иск конвоя. Вечером 7 марта "Ин" ушел в Харстад заправляться с танкера "Пелагос" и вернулся к "Тирпицу" только утром 9-го. По­пытка передать нефть из цистерн линкора на два оставшихся эс­кадренных миноносца успехом не увенчалась, мешали обледенение и тяжелые штормовые волны. Пришлось отправить "Z-25" и "Шёман" в Тромсё.

Надо отметить, что "Тирпиц", все это время безуспешно ра­зыскивающий арктический конвой, сам являлся "целью номер один" для британского Флота метрополии. О выходе линкора в море англичане узнали из донесений своей агентуры и подводной лодки "Сивульф" (лейт. Райкес), одной из пяти патрулировавших в Тронхейме-фьорде субмарин, обнаружившей "Тирпиц" 6 марта. В операции по перехвату неприятельского линкора было задейство­вано в общей сложности 2 линейных корабля, 1 линейный крейсер, 1 авианосец, 2 тяжелых крейсера, 12 эсминцев, однако из-за плохой видимости найти "Тирпиц" и навязать ему бой не удалось, хотя ра­дио с "Ижоры" подтвердило, что вражеская эскадра находится в море. Утром 9 марта (около 10:30) германский линкор все же под­вергся атаке 12 торпедоносцев "Альбакор" 817-й и 832-й эскадри­лий FAA с авианосца "Викториес". Линкор чудом избежал попаданий. "Тирпиц" отбивал воздушную атаку, ведя огонь из зе­нитных орудий всех калибров (истрачено свыше 4500 снарядов) и даже дав два залпа башен главного калибра. Шедший вместе с ним "Фридрих Ин" отражал атаку огнем 37-мм зениток и 20-мм автома­тов. Использовать 127-мм орудия оказалось невозможным из-за энергичного маневрирования эсминца. Англичане потеряли два самолета, один из которых сбили зенитчики "Ина".

В тот же день "Тирпиц" и "Ин" прибыли в Нарвик, где соеди­нились с "Z-25"n "Шёманом", а 12-13 марта перешли в Тронхейм.

 

Нападение на конвой PQ-13

 

В конце марта 1942 г. из состава 8-й флотилии была создана группа эсминцев "Арктика". Ее командиром стал капитан 1 ранга Готфрид Пёниц, избравший в качестве флагманского корабля "Z-26". 27 марта эскадренные миноносцы "Z-24", "Z-25" и "Z-26" прибыли в Киркенес и уже на следующий вечер вышли для атаки конвоя PQ-13, обнаруженного летающей лодкой BV-138 2-й эскад­рильи 406-й береговой авиагруппы. Дополнительная информация 6 союзном караване поступила от пленных моряков потопленного накануне бомбардировщиками Ju-88 III-й группы 30-й боевой эс­кадры британского судна "Эмпайр Рэнджер" (германские эсминцы подняли из воды 61 члена его экипажа).

Пёниц приказал своим кораблям двигаться строем фронта и осуществлять поиск в северо-западном направлении. Погода - лег­кое волнение и хорошая видимость - благоприятствовала выпол­нению задачи. Вскоре после полуночи нападению германских эсминцев подвергся отставший от конвоя во время шторма панамский пароход "Бато" (4687 брт). После нескольких залпов "Z-26" судно загорелось. Эсминец добил свою жертву торпедой. "Z-25" и "Z-26" подобрали семь членов команды потопленного парохода.

Разделавшись с "Бато", Пёниц продолжал поиск конвоя. По­года ухудшилась. К 09:00 максимальная дальность обнаружения сократилась до 20 кабельтовых. Сильные порывы ветра и перемен­ная видимость затрудняли поиск. Из трех германских миноносцев только "Z-26" имел исправную радиолокационную станцию.

Эскорт конвоя PQ-13 составляли британский эсминец "Эклипс", два военных траулера и три норвежских вспомогатель­ных тральщика. Около 05:20 29 марта в охранение каравана всту­пили советские эскадренные миноносцы "Гремящий" и "Сокрушительный", а также британский "Ориби". Примерно в 3 ми­лях впереди и справа от конвоя противолодочным зигзагом на ско­рости 20 узлов маневрировали силы ближнего прикрытия - британский крейсер "Тринидад" и эсминец "Фьюри".

Радиолокационный контакт между противниками был уста­новлен почти одновременно. В 09:42 радар крейсера "Тринидад" за­сек неизвестные корабли на дистанции 65 кабельтовых, по пеленгу 79°, а спустя шесть минут взорам английских наблюдателей откры­лись три германских эсминца. Немцы заметили британский крейсер на несколько минут раньше. В 09:46 Пёниц приказал атаковать противника торпедами и артиллерией. "Z-26" выстрелил семь, "Z-25" - восемь и "Z-24" - четыре торпеды. "Тринидад" от всех вы­пущенных торпед уклонился.

В завязавшейся артиллерийской перестрелке "Z-26" был на­крыт вторым залпом. Попадания 152-мм снарядов крейсера вызва­ли повреждения левой турбины. Замолчали орудия N2 и N3, начался пожар. "Тринидад" перенес огонь на "Z-25", но тот, едва получив незначительные повреждения, Поспешно отвернул и скрылся в снежном заряде. Третий эсминец - "Z-24" - последовал примеру своего переднего мателота. Германским кораблям благо­даря плохой видимости удалось оторваться от противника.

Поврежденный "Z-26" отходил 26-узловым ходом на северо-запад. "Тринидад" преследовал его, основываясь на данных радио­локации. Вскоре произошел второй бой между крейсером и эсмин­цем. В ходе предыдущей стычки в "Тринидад" попало два 150-мм снаряда, но он полностью сохранил свой боевые возможности. Благодаря превосходству в скорости на четыре узла британский крейсер сблизился с "Z-26" на дистанцию 17 кабельтовых и в 10:18 открыл огонь из орудий башен "А" и "В". Энергичное маневриро­вание не спасло "Z-26" от новых повреждений. Около 10:20 Пёниц передал по радио, что его эсминец находится в тяжелом положе­нии, и приказал двум другим кораблям оказать ему поддержку. Данные о маневрировании "Z-24" и "Z-25" со времени первого столкновения до 11:20 довольно противоречивы. Немецкий исто­рик Х.Ю.Мейер-Бренкоф и англичанин Брайан Скофидд представ­ляют его совершенно по-разному (см. схемы), однако оба автора сходятся, что эти корабли пришли на помощь "Z-26" только через час. Пока же "Тринидад" сократил дистанцию боя до 10 кабельто­вых и ввел в действие всю свою артиллерию. Под градом снарядов "Z-26" стал валиться на правый борт и значительно снизил ско­рость.

"Английские моряки не могли понять,- пишет Ф.Пирс в кни­ге "Корабль, который торпедировал сам себя",- как "Z-26", полу­чив такое число тяжелых попаданий, до сих пор не взорвался или не затонул..."(Pearce F. The Ship that torpedoed herself.-Plymouth, 1975)

В 10:22 "Тринидад" выстрелил по "Z-26" три торпеды, но не­предвиденное обстоятельство помешало англичанам добить гер­манский флагманский эсминец. О том, что произошло дальше, можно догадаться из названия цитировавшейся книги: одна из торпед описала циркуляцию и спустя две минуты поразила сам "Тринидад". Две другие же просто не вышли из обледеневших аппа­ратов. Огромная пробоина размером 18x6 метров и внушительные разрушения, вызванные попаданием торпеды, вероятно, убедили моряков крейсера в высокой эффективности британского оружия. Но в данном случае это не стало поводом для радости. Повреждения оказались достаточно серьезными: скорость снизилась до 8 уз­лов, крен быстро вырос до 17 гр. В таком состоянии "Тринидад" не мог продолжать бой. Задача расправиться с "Z-26" была теперь возложена на маневрировавший где-то no-близости эскадренный миноносец "Фьюри" (примерно в 10:18 он отделился от крейсера, вероятно, с той целью, чтобы в случае, если эсминцу противника удалось бы ускользнуть от "Тринидада", отсечь его от конвоя).

Дальше начинается непонятное, хотя, казалось бы, речь идет о широко известном эпизоде, а именно бое советских кораблей "Гремящий" и "Сокрушительный" с германским эсминцем. Обратим­ся к рассказу очевидца. П.A.Петрухин, служивший в то время на "Гремящем" вспоминает: "Идя в снежном месиве, мы услышали гул­кие взрывы, доносившиеся с, левого борта. На "Гремящем" и "Сокрушительном" сыграли боевую тревогу. С мостика нашего ко­рабля пока ничего не было видно: стояла непроницаемая снежная стена от моря до туч. Потом взрывы стали перемещаться правее, ухнули впереди по курсу "Гремящего"... Наконец, Гурин [командир эсминца - авт.] получил сообщение, что крейсер "Тринидад" ведет бой с тремя фашистскими миноносцами. К этому времени снежная завеса под напором ветра разорвалась и, гонимая к югу-западу, подбирала свой туманный подол. Срывая мачтами клочья облаков, из заряда выскочил английский миноносец. Это был "Фьюри". У его низких бортов вырастали всплески разрывов. Он устремился в сто­рону, заходя за нашу корму..."( Николаев Б.Д., Петрухин П.А. Мы с "Гремящего".- М., 1961.- С. 98-99) (Выходит не "Фьюри", как ему было приказано, гнался за поврежденным "Z-26", а наоборот германский эсминец преследовал его?)

Есть еще одно описание этого боя, в основу которого легло боевое донесение:

"В 09:00 эскадренные миноносцы "Гремящий" и "Сокруши­тельный" подошли к конвою, состоявшему из одного эскадренного миноносца, семи транспортов, двух тральщиков, и заняли место в охранении. Эскадренному миноносцу "Ориби" было приказано про­извести поиск остальных транспортов.

В 11:20 [время московское, отличается от берлинского на один час - авт.] на курсовом угле 5-15 градусов на эскадренном ми­ноносце "Сокрушительный" услышат артиллерийскую стрельбу. Видимость была 10-15 каб., временами были снежные заряды. Че­рез 1-2 минуты у борта эскадренного миноносца "Сокрушительный" начади падать на расстоянии 10-30 метров снаряда пятиорудийных залпов. "Сокрушительный" прибавил ход до 20 узлов и отвер­нул с расчетом подойти ближе к конвою, чтобы в случае необходимости закрыть транспорты дымовой завесой.

В 11:22 на курсовом угле 130 ° левого борта открылся силу­эт, в котором был опознан эскадренный миноносец типа "Редер"..."( Хроника Великой Отечественной войны на Северном морском театре. -Вып. 2.-М, 1946.-С. 93) (Заметим, ни слова о "Фьюри", который, по утвержде­нию П.А. Петрухина, пытался укрыться от немецких залпов, зайдя за корму советских эсминцев.)

"Сокрушительный" с дистанции 15 кабельтовых ввел в дей­ствие свои 130-мм орудия и вторым залпом добился накрытия. Од­новременно с его пятым залпом открыл огонь "Гремящий". За время боевого соприкосновения "Сокрушительный" успел дать семь зал­пов, а его противник - пять. Получив попадание в район машинно­го отделения, вражеский эсминец отвернул вправо и исчез в снежном заряде. Напрашивается, однако, вопрос, с кем вели бой "Гремящий" и "Сокрушительный*! В отечественной военно-истори­ческой литературе, в частности, в официальном труде "Боевая ле­топись ВМФ 1941-1942", в качестве их противника называется именно "Z-26".( Амман Г.А., Комаров А.А. и др. Боевая летопись ВМФ 1941-1942.- М., 1994.- С. 92) Но ведь в это время (10:18-10:24) он еще сражался с "Тринидадом". Хотя, если даже допустить некоторые накладки со временем, с трудом верится, что тяжело поврежденный "Z-26", на котором после второй стычки с "Тринидадом" уцелело всего одно 150-мм орудие, мог обратить в бегство пусть меньший по размерам, но полностью боеспособный "Фьюри". Вспомним также, что в опи­сании речь шла о пятиорудийных,( Вообще-то, на германских эсминцах типа "36А " было не пять, а четыре орудия главного калибра. Модернизацию ни один из них на тот момент еще не проходил. "Пятиорудийные залпы" возникли в донесении вероятно вслед­ствие того, что стрелявший корабль был опознан как эсминец типа "Рёдер") т.е. полных бортовых залпах... "Z-24" и "2-25", видимо, тоже отпадают. Во-первых, они маневри­ровали несколько в стороне, во-вторых, парой, а в описанном эпи­зоде фигурирует только один германский эсминец. Несмотря на все различие мнений об их маршруте после 09:50, можно с уверенно­стью сказать, что до 11:22 эти корабли ни с кем в бой не вступали. Любопытно также, что в английской военно-морской литературе данные об огневом контакте "Фьюри" с каким-нибудь германским эсминцем вовсе отсутствуют! Можно, конечно, это списать на "буржуазную фальсификацию" и стремление замолчать бегство своего эсминца, но обратимся к другому не менее занятному факту: те же англичане пишут, что "Фьюри", сблизившись с конвоем, по ошибке открыл огонь по британскому эсминцу "Эклипс" и дал по нему два залпа (к счастью, дело обошлось без жертв). А Мейер-Бренкоф в своей подробнейшей статье об операции германского флота против конвоев PQ-13/QP-9 указывает еще и на имевшую ме­сто короткую перестрелку между "Фьюри" и "Сокрушительным"(Meyer-Brenkhof H.J. Die Operation PQ-13/QP-9 in Nordmeer im Marz 194M Marine Rundschau.- 1977.- N l.-S. 15. Правда, тот же Мейер-Бренкоф на одну страницу раньше упоминает и о бое "Z-26" с "Сокрушительным", но, одно то обстоятельство, что этот эпизод дан по московскому времени, тогда как все остальные - по берлинскому, позволяет сделать вывод, что он подчеркнут из советской литературы и вставлен в текст статьи без должного сопоставления). Вот тут-то все встает на свои места.

Пока "Фьюри" осыпал снарядами эсминцы охранения конвоя, а экипаж "Тринидада" боролся, за живучесть своего корабля, "Z-26" пытался незаметно обогнуть караван с севера с тем, чтобы затем лечь на южный курс и уйти к берегам Норвегии. Однако появление нового противника перечеркнуло все надежды на спасение. Эскад­ренный миноносец "Экливс", только что едва не пострадавший от залпов "Фьюри", нащупал корабль Пёница своим радаром типа "286Р" и в 10:50 сблизился с ним, но открыть огонь без четкого опознавания цели англичане не решались. Видимость к этому вре­мени еще более ухудшилась и составляла не более 4-5 кабельтовых.

Когда с "Z-26" увидели "Эклипс", то приняли его за один из германских эсминцев и передали ратьером свои позывные "ZU". Англичанам эти позывные были тоже известны. Теперь сомнений уже не возникало - перед ними корабль противника. "Эклипс" от­крыл огонь из орудия N1 (орудие N2 не могло действовать из-за обледенения). "Z-26" отвечал ему также из носового орудия (единственного уцелевшего), отходя максимально возможным 15-узловым ходом. Постепенно ему удалось довести скорость др 25 узлов (!) и даже несколько раз выйти за пределы видимости анг­личан, но тянувшийся за поврежденным кораблем нефтяной след всякий раз выдавал его путь. Шесть попаданий 120-мм снарядов окончательно решили судьбу лидера группы "Арктика", В 11:22 "Z-26" потерял ход и начал заполняться водой. "Эклипс" расстрели­вал его из, орудий всех калибров, включая зенитные автоматы, и уже готовился прикончить торпедой, как внезапно видимость улучшилась. Оказалось, что "Z-24" и "Z-25", все это, время безус­пешно искавшие свой флагман, находятся совсем близко. Они, ото­гнали "Эклипс" (поврежден попаданием двух 150-мм снарядов и двумя близкими разрывами) и приступили к спасению экипажа "Z-26". С тонущего эсминца было снято 88 человек, включая капи­тана 1 ранга Пёница и командира корабля капитана 3 ранга фон Бергера. Еще 8 человек несколько позже подобрала подводная лод­ка "U-376" (кап.-лейт. Маркс).

Бой закончился. "Z-24" и "Z-25" вечером 29 марта вернулись в Киркенес. Поврежденный "Тринидад" в сопровождении "Ориби" и "Фьюри" пошел в Кольский залив. 14 мая при возвращении в Анг­лию крейсер подвергся налету бомбардировщиков Ju-88 III-й груп­пы 30-й боевой эскадры. В корабль попало три бомбы, вызвавшие быстро распространившийся пожар. Кроме того, близким разры­вом еще одной бомбы была выбита временная заделка торпедной пробоины, и забортная вода хлынула внутрь корабля. К полуночи стало ясно, что спасти "Тринидад" не удастся, и англичанам при­шлось его затопить. Эту неприятную миссию выполнил 15 мая эс­кадренный миноносец "Мэтчлесс".

 

Нападение на конвой QP-11

 

В апреле 1942 года группу "Арктика" возглавил капитан 1 ранга Альфред Шульце-Хинрихс, пришедший в Киркенес на "Шёмане". После безуспешных попыток перехватить конвой PQ-14 (13-15 и 18-19 апреля), когда ненастная погода помешала найти су­да союзников, нападению эсминцев подвергся шедший из Мурман­ска караван QP-11. Однако главная задача группы "Арктика" в этот раз была иной. Причиной тому стал знаменательный успех одной из германских подводных лодок.

Около 16:30 30 апреля подлодка "U-456" (кап.-лейт. Тайхерт) атаковала британский крейсер "Эдинбург", флагман ближнего при­крытия конвоя. Большая скорость и противолодочный зигзаг не спасли корабль контр-адмирала Бошм-Картера от попаданий двух торпед, разрушивших его корму.

"U-456" преследовала поврежденный крейсер, но находивши­еся в охранении эсминцы "Фористер", "Форсайт", "Гремящий" и "Сокрушительный" помешали капитан-лейтенанту Тайхерту выйти в повторную атаку. Это продлило жизнь "Эдинбурга" на два дня.

Эсминцы "Герман Шёман" (лидер), "Z-24", "Z-25", разместив­шиеся на якорной стоянке у о. Репей, получили приказ напасть на крейсер и в 23:30 того же дай вышли в море. Немцы считали "Эдинбург" легкодоступной целью, и не без оснований. Крейсер, действительно, находился в отчаянном положении. С разрушенным рулевым устройством он медленно двигался на восток, надеясь ук­рыться в Кольском заливе. Из Полярного навстречу "Эдинбургу" отправились четыре британских тральщика и советский стороже­вой корабль "Рубин".

После вынужденного поворота сил ближнего прикрытия па восток сам конвой чуть не стал легкой добычей дня противника. Германские эсминцы обнаружили QP-11 1 мая юго-западнее о. Медвежин. Эскорт конвоя, состоявший из модернизированных для выполнения противолодочных функций (и поэтому частично разоруженных) старых эсминцев "Бульдог" (брейд-вымпел коммандера Ричмонда), "Эмезон", "Бигль", "Беверли", четырех корветов и одного траулера, значительно уступал кораблям группы "Арктика" как но количеству орудий, так и по их калибру.

Бой начался в 14:05. Смелость и искусное маневрирование англичан затруднили атаку конвоя. На протяжении без малого че­тырех часов германские эсминцы пытались прорваться к судам, но всякий раз встречали достойный отпор кораблей эскорта. Артил­лерийский огонь велся на дистанции 40-70 кабельтовых с низкой результативностью из-за дымовых завес, которые ставила обороняющаяся сторона. Лишь один британский корабль - "Эмезон" по­лучил серьезные повреждения. На нем вышло из строя рулевое уст­ройство. Осколки разорвавшихся вблизи флагманского эсминца "Бульдог" снарядов изуродовали его борт. Неоднократно приме­нявшиеся торпеды долгое время не достигали цели. Некоторые взрывались, встретив на своем пути плавающие льдины, и только две из них, выпущенные "Z-24" и "Z-25", попали в советский паро­ход "Циолковский" (2847 брт), который быстро затонул. Для немцев это был единственный успех. Радиограмма "Адмирала Норвежско­го моря" (Имеется в виду Admiral Nordmeer - специальное командование ВМФ, отве­чавшее за борьбу с арктическими конвоями союзников, подчинялось непосред­ственно ОКМ. Должность Admiral Nordmeer существовала с октября 1441 г. по май 1944 г. Любопытно также, что до конца марта 1942 ?.. капи­тан 1 ранга Шуньце-Хинрихс временно исполнял должность начальника шта­ба командующего Норвежского моря) адмирала Шмундта: "Очевидно, эта дичь не для Вас. Пре­следуйте крейсер",- заставила Шулъце-Хинрихса прекратить атаки на конвой. В 18:50 он приказал своим кораблям выйти из боя и продолжил поиск поврежденного "Эдинбурга".

 

Бой с крейсером "Эдинбург"

 

Соединение Бонэм-Картера удалось обнаружить рано утром 2 мая. Около 06:00 сигнальщики "Z-25" заметили нефтяные пятна на воде, а 06:17 из тумана выступил силуэт небольшого корабля. Помимо "Эдинбурга" в распоряжении Бонэм-Картера находились два британских эсминца, четыре тральщика и советский стороже­вик. "Гремящий" и "Сокрушительный" израсходовали все топливо и незадолго до рассвета ушли на базу. Британский тральщик "Хуссар" первым подвергся нападению. При этом произошло то, чего больше всего опасался командир группы "Арктика" - потеря внезапности. Пять минут спустя на дистанции 42 кабельтовых бы­ла обнаружена и главная цель - крейсер. Правда, сначала немцы приняли его за большой эсминец.

Шульце-Хинрихс намеревался атаковать строем фронта с промежутками между кораблями в 16 кабельтовых, однако скоор­динированной атаки не получилось. Оставив позади два других эсминца, увлекшихся стрельбой по "Хуссару", германский лидер на скорости 21 узел ринулся к "Эдинбургу".

Отойдя от буксировавших его тральщиков и "Рубина", бри­танский крейсер открыл огонь из орудийной башни "В". Башни "А" и "X" не стреляли из-за плохой видимости, а башня "Y" вышла из строя в результате торпедного попадания. "Эдинбург" вел бой, опи­сывая циркуляцию 8-узловым ходом. Лишенный возможности ма­неврировать, он представлял собой идеальную мишень для торпед. Единственное, что могло его спасти в этой ситуации - точная ар­тиллерийская стрельба.

В 06:36 первый залп крейсера лег в 100 метрах от "Шёмана". Попав под огонь, эсминец увеличил скорость до 31 узла, начал по­становку дымовой завесы и уже почти вышел на позицию для пуска торпед, когда второй залп "Эдинбурга" ляп накрытие. Два 152-мм снаряда угодили в район машинных отделений. "Шёман" окутался дымом, потерял ход и управление. Единственная торпеда, выстеленная из носового торпедного аппарата, прежде чем он был за­клинен, в цель не попала. Положение казалось безнадежным. Командир эсминца капитан 3 ранга Виттиг приказал подготовить­ся к оставлению корабля, спускать на воду шлюпки и спасательные плотики. Пока это делалось, "Шёман" снова попал под огонь на этот раз британских миноносцев. Три 120-мм снаряда повлекли за­топление ряда отсеков и пожар. Многие из тех, кто находился на верхней палубе в ожидании эвакуации, получили ранения от ос­колков. Торпедистам "Шёмана" удалось все же привести в действие кормовой торпедный аппарат и, управляя им вручную, дать залп по наседавшим англичанам. Но все три выпущенные торпеды про­шли мимо цели.

Гораздо более успешной оказалась атака "Z-24". Он выстре­лил четыре торпеды (остальные были уже израсходованы в преды­дущем бою) и быстро отвернул, поставив дымовую завесу. В 07:10 страшный взрыв потряс "Эдинбург" - к двум торпедным попадани­ям "U-456" добавилось еще одно.

"Z-25" также атаковал неприятеля тремя торпедами, но без какого-либо эффекта. Зато артиллеристы эсминца добились нема­лого успеха в дуэли с "Фористером". Уже в 06:53, т.е. примерно че­рез десять минут после начала огневого контакта между этими ко­раблями, "британец" полностью потерял ход, пораженный тремя 150-мм снарядами, а его командир лейтенант-коммандер Хаддарт был убит. До 07:35 "Фористер" беспомощно дрейфовал на поле боя. "Форсайт" поспешил на выручку, вызвав огонь "Z-25" и "Z-24" на себя. Этот благородный шаг не прошел для него бесследно. Эсми­нец получил попадания четырех тяжелых снарядов с дистанции 20 кабельтовых. Все его орудия, за исключением одного, были уничтожены. В 07:20 "Форсайт" вышел из боя, поставив дымовую завесу, а в 07:26 также временно лишился хода, тогда как "Z-25" имел лишь незначительные повреждения от попадания одного 120-мм снаряда в радиорубку.

Несмотря на увеличившийся крен и ограниченную види­мость, крейсер "Эдинбург" все еще продолжал вести огонь - до тех пор, пока крен не достиг 17 градусов. Всего за время боя было про­изведено 24 залпа орудиями башни "В" и некоторое число выстре­лов 102-мм артиллерией. Очевидно, именно это спасло англичан от полного разгрома. Даже пораженный третьей торпедой "Эдинбург" казался [розным противником. Шульце-Хинрихс опасался повто­рения мартовской трагедии, когда с тонущего "Z-26" успели спасти далеко не всех. Поэтому в 07:30 он вызвал свои эсминцы, чтобы принять людей с "Шёмана".

Около 07:00 "Z-24" предпринял первую попытку сблизиться с "Шёманом" и приступить к спасению его экипажа. Но на борт "2-24" посчастливилось перебраться только 12 матросам, после че­го эсминец вновь вступил в бой. Затем под прикрытием дымовой завесы, поставленной "Z-25", он принял около 250 человек и еще десять с плотиков.

Спасательные работы были прерваны с той же поспеш­ностью, с которой начались. "Z-24" и "Z-25" послали в эфир радио­грамму: "Квадрат 5917. Спасайте людей с "Шёмана",- и отошли в северо-западном направлении, оставив на шлюпках и плотиках 56 человек экипажа "Шёмана", включая его старшего офицера ка­питан-лейтенанта Конрада Лерке. В середине дня их подобрала подводная лодка "U-88" (кап.-лейт. Боман).

Следует отметить, что несмотря на потерю хода, "Шёман" полностью сохранял плавучесть и остойчивость, и даже взрыв в 08:05 глубинных бомб, заложенных Лерке, не привел к мгновенно­му затоплению корабля. "Герман Шёман" затонул только в 08:30.

Тем временем положение "Эдинбурга" становилось все более тяжелым. Бонэм-Картер отдал приказ кораблям эскорта снять эки­паж с крейсера. После выполнения тральщиками "Госсэмер", "Хэрриер" и сторожевиком "Рубин" этой задачи (всего спасено около 700 человек), "Эдинбург" был добит торпедой "Форсайта"» затонул в 08:52. Корабль пошел на дно с 5,5 тоннами советского золота, предназначавшегося для оплаты англо-американских военных по­ставок.(Осенью 1981 г., англичане провели операцию по подъему золотых слитков с затонувшего на глубине около 250 метров "Эдинбурга". Был поднят 431 сли­ток весом 11-13 кг каждый, осталось 34 слитка. Золото поделено между Великобританией и СССР в пропорции один к двум, в зависимости от страховки) Из состава его экипажа 57 человек были убиты и 23 ране­ны. На "Фористере" и "Форсайте" погибли 2 офицера и 19 матросов. Немецкие потери в бою составили на "Шёмане" - 8 убитых и 45 раненых, на "Z-25" - 4 убитых и 7 раненых.

 

Минная война

 

Целью активных минных постановок в Арктике было нару­шение советских перевозок по Северному морскому пути н воспре­пятствование прохождению конвоев в Белое море. Мины ставились подводными лодками, надводными кораблями и авиацией. Первый миннозаградительный выход на Севере германские эсминцы осуществили в январе 1942 г., однако в связи со временным убытием 8-й флотилии из арктических вод дальнейшего развития минная война в этот период не получила. Весной - летом 1942 г. основные силы кригсмарине были непосредственно на борьбу с союзными арктическими конвоями. Кроме того, в условиях полярно­го дня активные минные постановки надводных кораблей теряли скрытность, а следовательно и эффект. Единственная предпринятая в этот период миннозаградительная операция с участием загради­теля "Ульм" окончилась провалом.

"Ульм" прибыл на Север с Балтики в сопровождении эсминца "Z-23". 24 августа заградитель в охранении эсминцев "Фридрих Эккольдт", "Рихард Байтцен" и "Эрих Штайнбринк" вышел Нарви­ка. Его задачей было провести минную постановку в районе м. Желания (операция "Цар"). Согласно замыслу операции, боль­шую Часть путик месту постановки "Ульм" должен был пройти в одиночку. Однако после того, как корабли эскорта легли на обрат­ный курс (26 августа они вернулись в Нарвик), заградитель был перехвачен тремя британскими эскадренными миноносцами и по­топлен.

Осенью 1942 г. германские эсминцы в приняли участие в трех миннозаградительных операциях: дважды ставили мины у совет­ского побережья, а 24-27 сентября эскортировали "Адмирал Хиппер" к Новой Земле, где крейсер поставил семь минных банок. Затем германская боевая группа провела пятичасовой поиск в Баренце­вом морей утром 28 сентября вернулась в Каа-фьорд. Эта операция носила кодовое наименование "Царин",

На зиму 1942-43 гг. были запланированы минные операции с участием легкого крейсера "Нюрнберг", отмененные из-за недоста­точной остойчивости этого корабля в бурную погоду. Постановка мин с эсминцев в условиях арктических штормов тем белее не сули­ла ничего хорошего...

Вопреки ожиданиям, минная война в Арктике не принесла ощутимых результатов. Единственный достоверно известный успех минных постановок эскадренных миноносцев - повреждение воо­руженного ледокола "А. Микоян", 26 ноября во время следования в конвое подорвавши сея на мине в районе м. Канин Нос. Возможно также, что на минах "Хиппера" погибла подводная лодка "K-1", пропавшая без вести в сентябре 1943 г. на позиции северо-западнее м. Желания.

 

Активные минные постановки с участием герман­ских миноносцев на Севере в 1942 г.

 

13-14 января 1942 г., район м. Каховский "Z-25"(Kan. 1 ранга Пёниц), "Z-23", "Z-24" Выставлено: 100 мин ВМС

5-8 сентября 1941 г„ район о. Колгуев "Richard Beitzen" (кап. 1 ранга Шеммель), "Z-29", "Z-30". Выставлено: 90 мин ЕМС и 90 мин EMF

24-28 сентября 1942 г., район сев.-зап. о. Новая Земля "Admiral Hipper" (вице-адмирал Куммец), "Z-23"(кап. 1 ранга Пёниц), "Z-28", "Z-29", "Z-30" (По данным "Хроники морской войны" Ровера и Хюммельхена, в операции "Царин" также принимал участие эсминец "Richard Beitzen"). Выставлено: 96 мин EMF

13-15 октября 1942 г., район м. Канин Нос ЭМ "Friedrich Eckoldt" (кап. 1 ранга Шеммель), "Richard Beitzen", "Z-27", "Z-30". Выставлено: 140 мин ЕМС и 40 минных защитников

 

Операция "Хоффнунг"

 

После перехода конвоев PQ-18 и QP-14 англо-американское командование временно прекратило движение арктических конвоев до наступления полярной ночи. Взамен этого были организованы переходы одиночных транспортов из Исландии в Архангельск и из губы Белушья (Новая Земля) в Исландию вдоль кромки льдов Ба­ренцева моря. В период с 29 октября по 4 ноября 1942 г. из Ис­ландии в восточном направлении вышло 11 судов, а навстречу им отправились 4 судна. Для обеспечения переходов вдоль трассы бы­ли выставлены патрули в составе 8 британских и советских эскорт­ных кораблей, а также 6 подводных лодок.

Немцы отреагировали на появление в Баренцевом море ни кем не охраняемых транспортов выходом боевой группы вице-адмирала Куммеца. Эта операция получила кодовое наименование "Хоффнунг".

Передвижение судов было обнаружено воздушным развед­чиком BV-138 406-й береговой авиагруппы, и уже 4 ноября торпе­доносцы 26-й боевой эскадры потопили советский пароход "Декаб­рист", а бомбардировщики 30-й боевой эскадры повредили еще два судна. Одно из них позднее добила торпедами подводная лодка "U-354" (кап.-лейт. Хербшлеб), а другое вынуждено было выбро­ситься на мель у побережья Шпицбергена.

Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" (флагм.), эскадренные миноносцы "Фридрих Экколъдт" (лидер), "Рихард Байтцен", "Z-27", "Z-30" вышли 5 ноября из Альтен-фьорда. Некоторое время боевая группа не имела возможности применить свои силы, тле. практиче­ски все цели уничтожались немецкими подводниками и летчиками. Но вот 7 ноября бортовой разведчик Ar-196, поднятый с "Хиппера", обнаружил один из кораблей обеспечения перехода - советский сторожевик "СКР-23" (л-т Е.М. Фролов) и навел на него соедине­ние Куммеца. "СКР-23" был потоплен в 05:15, по утверждению швейцарского историка Ю.Майстера, без всякого сопротивления (По данным "Хроники морской войны" Ровера и Хюммельхена, в операции "Царин" также принимал участие эсминец "Richard Beitzen".). Немцы взяли в плен 43 члена его экипажа.

Совсем иначе повел себя экипаж танкера "Донбасс" (7925 брт). Это судно было также обнаружено с воздуха и атакова­но германскими торпедоносцами, а затем подверглось нападению эскадренного миноносца "Z-27". Используя данные, полученные от ВВС, вице-адмирал Куммец организовал поиск танкера. В 14:50 "Z-27" обнаружил "Донбасс".

Неравный бой между эсминцем и танкером длился около 45 минут. От метких залпов "Z-27" на "Донбассе" вышла из строя машина. Все судно было объято пожаром, но все же держалось на плаву, а его 76-мм орудие вело огонь до тех пор, пока не кончились снаряды. "Орудийный расчет в составе механика М.И.Тищенко и моториста Н.П.Галкина,- пишет историк Б.Вайнер, - оставшись без боеприпасов, в пылу боя зарядил пушку снарядом, который перед тем дал осечку, а сейчас сработал и поразил эсминец"(Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной вой­не.- М., 1989.- С. 230).

Только после того в танкер попали две торпеды, выстрелен­ные с короткой дистанции, он переломился и затонул. Погибло 49 членов экипажа. Оставшиеся в живых перешли на спасательный плотик. "Z-27" сначала удалился, но потом вернулся к плотику и взял в плен находившихся на нем 12 советских моряков, в том числе капитана судна В.Э. Цильке.

9 ноября германская боевая группа вернулась в Альтен-фьорд.

 

"Новогодний бой "

 

После длительного перерыва отсылка северных конвоев во­зобновилась лишь в декабре 1942 г. Она явилась настолько неожи­данной для германского командования, что первой группе судов (конвою JW-51 А) вообще удалось проскочить незамеченной. Сле­дующий караван - JW-51B (14 судов) - вышел из Лох-Ю 20 декабря под эскортом 1 тральщика, 2 корветов, 2 вооруженных траулеров, а также эсминцев "Онслоу" (брейд-вымпел кэптена Шербрука), "Оруэлл", "Обдъюрейт", "Обиджент", "Акейтс"н "Ориби". Тяжелый шторм в ночь на 29 декабря разметал корабли конвоя. К утру непо­средственно под командованием Шербрука осталось лишь 9 транс­портов. Вторая группа из 5 судов и траулера "Визалма" осталась далеко позади. К ней же присоединился отставший из-за неполадок гирокомпаса "Ориби". В полдень 29 декабря Шербрук послал на розыск отделившихся судов, тральщик "Брэмбл". Кроме того в море находилась еще одна группа британских кораблей - крейсера "Шеффилд" (флаг контр-адмирала Барнета) и "Джаманка", вы­шедшие из Кольского Залива с целью осуществления ближнего прикрытия каравана.

Такой была диспозиция кораблей британского флота утром 30 декабря, когда ядро конвоя было обнаружено подводной лодкой "U-354" (командир - капитан 3 ранга Хербшлеб) в 50 милях южнее острова Медвежий. Спустя несколько часов сообщение достигло командующего группой "Север" - генерал-адмирала Карльса, кото­рый сразу же передал информацию в штаб "Адмирала Норвежско­го моря" - адмиралу Клюберу и приказал Командующему крейсе­рами вице-адмиралу Куммецу перевести крейсер "Адмирал Хиппер" и шесть эсминцев 5-й флотилии в 3-х часовую готовность к выходу в море. Вскоре было получено разрешение от штаба руководства войной на море на привлечение к операции "карманного" линкора "Лютцов". Сразу после полудня корабли перешли В готовность но­мер один.

В телефонном разговоре Карльс дал Клюберу, на которого возлагалось общее руководство операцией (кодовое наименование "Регенбёген"), указания относительно использования кораблей в бою. Германскому соединению следовало избегать столкновения с превосходящим или равным противником, по возможности захва­тить несколько членов команды потопленных судов, но в то же время не задерживаться для спасения их экипажей, а также не до­пустить, чтобы это сделал противник. Особенность применения в этой операции "Лютцова" заключалась в том, что после боя он должен был направиться в самостоятельное крейсерство в северной части Норвежского моря (операция "Аврора").

В 17:45 выходившее соединение пересекло линию сетевых за­граждений в Каа-фьорде и с этого момента тактическое руково­дство легло на вице-адмирала Оскара Куммеца. Им был разработан следующий план боя: германское соединение должно было догнать конвой, после чего более быстроходный флагман­ский "Хиппер" атакой с севера вынуждал караван к отходу курсом на юг, где тот неминуемо наткнулся бы на подходивший "Лютцов". Каждому из крейсеров придавалась группа из трех эсминцев, кото­рые в период сближения образовывали строем фронта разведыва­тельную завесу в следующем порядке (с севера на юг): "Экколъдт", "Байтцен", "Z-29", "Z-31", "Z-30", "Ридель". Крейсера находились чуть позади крайних кораблей завесы.

В 22:00 соединение покинуло прибрежные воды и около по­луночи благополучно миновало завесу из четырех британских под­водных лодок. Примерно в то же время Куммец получил последние данные о местонахождении конвоя, который оказался несколько южнее, чем предполагал немецкий адмирал. В 02:30 соединение пе­рестроилось в соответствии с планом боя, причем "Хиппер" двигал­ся курсом 30 градусов, а "Лютцов" - 50.

Утром 31 декабря погода благоприятствовала немцам: от­личная видимость, северо-западный ветер силой 5-6 баллов, волне­ние моря 5-6 баллов, редкие снежные заряды, температура воздуха 4-6 градусов мороза.

"Хиппер", находившийся на северном фланге построения, продолжал движение в арктических сумерках. Новая 80-см РЛС FuMo22 не оправдала возлагавшиеся на нее надежд. Первый кон­такт был получен визуально. В 07:18 сигнальщики крейсера обна­ружили по правому борту на расстоянии около 80 кабельтовых две тени. Вскоре число замеченных силуэтов увеличилось - это был конвой! В 07:58 на "Хиппере" объявили боевую тревогу.

"Экколъдт", самый северный из эсминцев, получил приказ продолжать наблюдение за противником, пока "Хиппер" занимал наивыгоднейшую позицию для атаки. К месту предполагаемого боя подтягивались и другие германские корабли.

Около 08:20 британский корвет "Хайдерабад" обнаружил си­луэты двух эсминцев, но не сделал донесения, тле. ожидался подход советских кораблей. Спустя десять минут те же корабли были заме­чены "Обдъюрейтом". В свою очередь командир 5-й германской флотилии капитан 1 ранга Шеммель, будучи уверенным в том, что его корабли обнаружены, и британский эсминец выходит в торпед­ную атаку, приказал открыть огонь. До того, как цель скрылась в темноте, "Экколъдт" успел дать лишь несколько залпов. Носовое орудие "Z-29" сделало две осечки, а "Байтцен" вообще не открывал огня. Это столкновение выдало англичанам присутствие врага. В 09:29 "Z-29" произвел еще несколько выстрелов по эсминцу против­ника, которым, по всей вероятности, был всё тот же "Обдъюрейт".

В 09:39 эскадренный миноносец "Онслоу" обнаружил герман­ский крейсер. Одновременно с этим "Хиппер" открыл огонь по эс­минцу "Акейтс", но после пяти залпов направил свои 203-мм орудия на угрожавшие ему торпедной атакой "Онслоу" и "Оруэля". В течение следующего получаса, искусно маневрируя и прикрыва­ясь туманом и дымовыми завесами, четыре британских эсминца сдерживали противника. Носовой радиодальномер "Хиппера" был выведен из строя сотрясением, вызванным стрельбой его орудий, а линзы дальномеров обледенели. В результате точность артилле­рийского огня германского крейсера оказалась невысокой. Лишь в 10:18, когда дистанция боя сократилась до 60 кабельтовых, два по­следовательных залпа накрыли британский лидер, причинив ему значительные повреждения и серьезно ранив самого кэптена Шер­брука.

Все это время германские эсминцы северной группы находи­лись позади флагмана и только около 10:20 присоединились к не­му. Скоро был обнаружен еще один британский корабль, опознан­ный как эсминец (реально тральщик "Брэмбл"), по которому "Хиппер" в 10:36 открыл огонь из всех орудий с дистанции 30 каб. Цель была накрыта третьим залпом. После этого Куммец приказал ко­мандиру 5-й флотилии добить вражеский корабль. Два германских эсминца ("Z-29" отстал) с некоторой заминкой принялись испол­нять это распоряжение, однако вскоре "Байтцен", давший всего че­тыре залпа был отпущен. Шеммель счел, что и одного лидера вполне достаточно для выполнения задачи. "Экколъдт" также вы­пустил по цели не слишком много боеприпасов, но этого оказалось достаточно, чтобы в 11:21 "Брэмбл" навсегда скрылся под водой.

Тем временем южная группа немцев полным ходом прибли­жалась к месту боя. Около 09:30 ее передовой эсминец "Z-3J" обна­ружил по левому борту большое количество теней. В 09:48 боевую тревогу объявили и на самом "Лютцове". Тени и дым от множества труб можно было обнаружить уже визуально, однако видимость в северном направлении значительно затруднялась снежными заря­дами и сумерками. Крейсер снизил скорость с 26 до 10 узлов и при­ступил к определению цели при помощи РЛС. Серия измерений, произведенных на различных частотах, показала наличие большо­го количества крупных и средних кораблей в направлении 308 ° на расстоянии от 14 тыс. до 10,6 тыс. метров.

Наконец в 10:42 суда конвоя были обнаружены уже визуаль­но. К тому времени "Лютцов" уже разошелся с караваном на контр­курсах и теперь был вынужден изменить направление движения до 120 ° и увеличить скорость до 12 узлов. Немцы ждали улучшения видимости и огонь все еще не открывали, лишь "Z-31" в 10:48 без­успешно дал три залпа из 150-мм орудий.

Еще в 10:20 конвой изменил направление движения с восточ­ного на южное, а эсминцы охранения, за исключением "Акейтса" и поврежденного "Онслоу", прикрыли его со стороны кормы. "Хиппер", оказавшийся в результате своего не совсем удачного маневри­рованием во время эпизода с "Бремблом" намного севернее цели, теперь настигал ее со скоростью 31 узел. В 11:15 германский флаг­ман возобновил стрельбу и вскоре добился попадания в незакры­тый дымовой завесой "Акейтс". Британский эсминец был быстро превращен в пылающую развалину. Спустя два часа он затонул. В 11:30 крейсер перенес огонь, на "Обиджент", которому близкие разрывы снесли все радиоантенны, после чего снова изменил курс (на этот раз на северо-западный), чтобы уклониться от предпола­гаемых торпед.

В этот критический момент сражения немцев ожидал весьма неприятный сюрприз. Так и не обнаруженные ранее крейсера Бар-нега, ориентируясь по орудийным вспышкам, наконец-то прибыли в район боя, чтобы внести свой вклад в спасение конвоя. Лишь только германские радисты успели передать в береговой штаб со­общение вице-адмирала Куммеца об отсутствии крейсеров в соста­ве эскорта конвоя, как "Хиппер" подвергся сильному и меткому обстрелу с северо-востока. Из-за плохой видимости в этом направ­лении различить противника было невозможно, в то время, как англичане - крейсера "Шеффилд" и "Джамайка" - отлично видели врага.

В 11:32 германский корабль повернул к северу и, наконец, обнаружил обстреливающие его крейсера, Барнета. В этот момент первый 152-мм снаряд попал ему ниже ватерлинии под броневой пояс и разорвался в топливной цистерне, вызвав затопление ко­тельного отделения N3. Из-за обледенения прицельной оптики и дыма, закрывавшего цель, ответная стрельба германского крейсера была неэффективной. Примерно в 11:35 он получил еще два попа­дания: в нос выше ватерлинии и в ангар. Начавшийся там сильный пожар практически полностью исключил возможность, наводки обеих кормовых башен. Описав полную циркуляцию, "Хиппер" лег на курс 270 °, и поставив дымовую завесу, вышел из боя.

Последовавший за этим эпизод оказался еще более неприят­ным для немцев. Британские крейсера, закончившие к тому времени циркуляцию (они повторили маневр "Хиппера", чтобы не изменять горизонтальной наводки орудий), обнаружили почти прямо по курсу два германских эскадренных миноносца. Ими оказались воз­вращавшиеся после потопления "Брэмбла" "Экколъдт" и "Байтцен" (следовал за лидером несколько южнее). Эсминцы находились в идеальной Позиции для торпедной атаки. Это заставило англичан обрушить на них огонь всех орудий, включая 40-мм зенитки.

Когда первые снаряды противника разорвались вокруг "Экколъдта", между Куммецом и совершенно запутавшемся в об­становке Шеммелем состоялся по радио следующий диалог:

С "Экколъдта": "Укажите Ваш курс и скорость? В каком на­правлении Вы ведете огонь в настоящий момент?"

С "Хиппера": "Курс 80 градусов. На север".

С "Экколъдта": "Я наблюдаю по направлению в 300 граду­сов крейсер и эсминец. Это Вы? В какой Вы стороне от конвоя?"

С "Хиппера": "Севернее".

В этот момент англичане взяли "Экколъдт" в вилку, однако Шеммель не предпринял никаких, мер и продолжил выяснять отно­шения.

С "Экколъдта": "Вы обстреливаете меня".

С "Хиппера": "Нет. Это английский крейсер!"

Аналогичное сообщение на лидер флотилии передал и "Байтцен", однако было уже поздно. На корабль обрушился град снарядов. С "Z-29" наблюдали, как очередное попадание в центр эсминца вызвало ужасный взрыв, и вскоре корабль исчез в морской пучине вместе со всеми находившимися на борту. Это произошло приблизительно в 11:58. "Байтцен" же настолько быстро выставил дымовую завесу, что крейсер "Джамайка" не успел сделать по своей цели ни одного выстрела.

Все это время группа, возглавляемая "Лютцовом", продолжа­ла свое малоудачное маневрирование. Еще в 11:16 оба германских крейсера обнаружили друг друга и обменялись опознавательными сигналами, однако орудия "Лютцова", находившегося гораздо ближе к конвою, чем "Хиппер", все еще молчали. В 11:26 командир корабля капитан 1 ранга Станге решил изменить курс с юго-восточного на северо-западный, чтобы сблизиться одновременно и с конвоем, и с флагманским крейсером. Хотя все это время "Лютцов" находился не более чем в пяти милях от каравана, визуальный контакт с ним постоянно нарушался снежными зарядами. Наконец, в 11:38 Станге вновь обнаружил конвой, что позволило через че­тыре минуты открыть огонь. Дистанция до цели в этот момент уже возросла до 85 кабельтовых. Тем не менее в дело была введена так­же средняя артиллерия крейсера и пушки "Z-30". Спустя шесть ми­нут линзы прицелов замерзли, поэтому стрельбу пришлось прекратить.

В 12:00 "Лютцов" снова открыл огонь, причем прежде, чем британские эсминцы прикрыли конвой дымовой завесой, ему уда­лось добиться попадания в пароход "Калибре" и тяжело повредить близким разрывом "Обдъюрейт". Германские эсминцы этой груп­пы, несмотря на предельное для своих орудий расстояние, также вступили в бой, однако сомнительно, чтобы хотя бы один их сна­ряд достиг цели.

К немалому удивлению англичан, через пять минут огонь с севера окончательно прекратился. Это явилось результатом прика­за, полученного Станге в 12:03 - "Прекратить бой и отойти на за­пад". Куммец, имевший на случай возникновения неблагоприятной ситуации недвусмысленные указания сверху, отдал такое распоря­жение еще в 11:46. Правильность этого решения подтвердилась чуть позже, когда выяснилось, что англичане не удовлетворились срывом атаки на конвой и продолжают преследование флагман­ского крейсера. В 12:15 корабли Барнета были уже готовы вновь атаковать врага, но угроза торпедной атаки со стороны "Z-29" и "Байтцена" заставила их отказаться от своего намерения и изме­нить курс.

На заключительном этапе сражения (12:29-12:31) состоялась короткая перестрелка между крейсерами англичан и приближав­шимся с юго-востока "Лютцовом", к которому присоединился и "Хиппер". И снова угроза торпедной атаки германских эсминцев заставила англичан выйти из боя - на этот раз уже окончательно.

Обратный путь прошел для немцев без происшествий, и уже в 15:40 1 января эсминцы приступили к перекачке нефти с танкера "Нордмарк" в Каа-фьорде.

Как одну из причин общей неудачи, постигшей немцев мож­но считать необъяснимую пассивность, проявленную Куммецом и в особенности Станге в использовании своих эсминцев. За весь бой корабли 5-й флотилии так и не выпустили ни одной торпеды. Это выглядит резким контрастом по отношению к удачным действиям в бою британских кораблей этого же класса.

 

Служба эскадренных миноносцев в 1942 году

I     II    Ш

IV

V

VI

VII

VIII       IХ

Х

XI

XII

RB                     К ЛН Нр

p

pH

Н

H

H            H

Н

H

H

PJ                       К ЛН Н

Н

Нр

p

р

р            р

р=

р

рБ

TR                      р   p    p

p

p

Н

Н=р

p           Б*

Б*

Б*

Б*Н

HS                      К ЛН Н

А+

 

 

 

 

 

 

 

ВН                     КЛ+ -  -

-

-

 

 

 

 

 

 

HY                     p    р    р

FI                       Б* ЛН Н

ES                      Б* Б* Б*

Б*

H

Б*

Б*Н

Н

Б*

Н

Н

Б*

H=p

Нр

Б*

p           p 

p           p

H         Н=

p

p

р

p

p

р

p

рБ

р

FE                      р   р    p*

*

*

Н

H         Н

Н

Н

Н+

KG                     р   р    р

p

p

H

Н=р

p           p

p

р

Б*Н

Z23                    А  Гр   р

p

p

p

Б*

Б*Н     Н

H

Н

 

Z24                    А Гр НА

А

АH

Н

Нр

p          p

р

р

рБ

Z25                   А ЛН НА

А

Ар

р

Р

р          p

Б*

Б*Н

К

Z26                   р Б* НА+

-

-

-

-

-         -

-

-

-

Z27                   р   р     р

p

Б*Н

Н

Н

H          H

Н

Н

p

Z28                    Б* Б* Б*

Н

Н

H

Н

H         H=

р

p

p

Z29                    К  Лр  р

Б*

Н

H

H

H          H

Н

H

H

Z30                     Б* Б* Н

Н

Н

H

H

H          H

H

H

H

Z31                         - - -

Г*

Б*

Б*

Б*

Б*

Б*

Б*

H

Z32                         - - -

-

-

-

-

Б*

Б*

Б*

Б

Z37                         - - -

-

-

-

Б*

Б*

Б*

Б*

Б

 

Условные обозначения

 

*- небоевые задачи, подготовка

+ - потоплен

= - тяжело поврежден

А - Арктика

Б* - Балтика, небоевые задачи

Г - Германия

К - действия в Сагерраке и Каттегате с баз в Южной Норвегии

Н - Норвегия

С - действия в Северном море и Сагерраке

р - ремонт, модернизация

Ф - Западная Франция

 

Эсминцы типов "34" и "36" обозначены по заглавным буквам названий (в соответствии с их радиопозывными, "Hans Lody"-HY.)