Действия на севере в 1943-45 годах

 

Как известно, новый 1943 год начался для северной боевой группы кригсмарине крайне неудачно. В дополнение к этому, зна­чительное количество входивших в нее кораблей нуждалось в ре­монте. К началу февраля число эсминцев в Альтен-фьорде сократилось с пяти до двух - "Риделя" и "Z-31", а из крупных ко­раблей остался один "Лютцов". Однако малочисленность не поме­шала обоим эскадренным миноносцам 4-6 февраля принять участие в сопровождении минного заградителя "Бруммер" на по­становку мин вблизи полуострова Рыбачий. В начале марта кораб­ли перешли в Нарвик, где они присоединились к остальной части эскадры - линкорам "Тирпиц", "Шарнхорст", легкому крейсеру "Нюрнберг" и эсминцам "Якоби", "Штатбринк", "Галъстер" и "Z-28". 24 марта эскадра прибыла в Альтен-фьорд, и с этого време­ни начался длительный период ее безрезультатного пребывания в северных водах. Для эсминцев он несколько разнообразился похо­дами "Якоби", "Риделя" и "Галъстера" к Ян-Майнену с задачей встретить блокадопрорыватель "Регенсбург" (Теплоход "Регенсбург" (8068 брт) 30 марта 1943 г. был перехвачен и по­топлен британским крейсером "Глазго" в Датском проливе) и многочисленными учениями. В мае в Германию убыл "Байтцен", однако, состав бое­вой группы увеличился за счет прибытия "Яна", "Лоди" и "Z-25". В июне и июле прибыли еще две пары кораблей ("Z-27" "Z-30" и "Z-29", "Z-33" соответственно), после чего количество германских эскадренных миноносцев на Севере достигло своей рекордной от­метки за войну - 13 единиц. Все они, за исключением вскоре убыв­ших на ремонт "Z-25" и "Z-28", приняли участие в крупнейшей по составу сил и смехотворной по результатам акции - рейду на Шпицберген (операция "Цитронелла").

6 сентября из Альтен-фьорда в море вышли оба линкора, "Лютцов"'и одиннадцать эсминцев 4-й, 5-й и 6-й флотилий, однако, вскоре крейсеру, "Якоби" и "Яну" пришлось по техническим причи­нам вернуться.

В ранние часы 8 сентября эскадра достигла Шпицбергена и далее разделилась: "Тирпиц" и 4-я флотилия в составе "Z-33", "Z-29" и "Z-31" направилась для обстрела порта Баренцбург, а остальные корабли произвели высадку 600 гренадеров 349-го полка в Гронс-фьорде. Десант беспрепятственно выполнил поставленную задачу - разрушил угольные шахты на острове, и лишь 4-я флотилия встре­тила незначительное сопротивление норвежской береговой артил­лерии. Ее эсминцы подверглись обстрелу 37-мм и 20-мм пушек, в результате чего потеряли в общей сложности 7 человек убитыми и 29 раненными. Уже спустя 5 часов после начала высадки последние солдаты были погружены обратно на корабли, которые без про­медления легли на обратный курс.

Попытки возобновления активных действий в зоне советско­го Северного Флота тоже не увенчалась успехом. Вышедшие 27 ок­тября для постановки минного заграждения в районе м. Канин-Нос "Z-30", "Z-31" и "Z-33" (операция "Катарина") были вынуждены вернуться на базу после обнаружения воздушной разведкой впере­ди по курсу превосходящего отряда кораблей флота метрополии (Немецкими воздушными разведчиками был обнаружен отряд, шедший в СССР для обеспечения перехода конвоя RA-54A в составе 9 эскадренных и эскортных миноносцев, 2 тральщиков и 1 корвета. Кроме того, в состав отряда входили 5 тральщиков и б больших охотников, переданных ВМФ СССР по ленд-лизу).

В начале ноября с театра убыли оставшиеся эсминцы дово­енных типов, и теперь здесь остались лишь "нарвики". Пять кораб­лей этого типа (в конце месяца пришли "Z-34" и "Z-38") вместе с линкором "Шарнхорст" приняли участие в операции "Остфронт" -поиске конвоя JW-55B. По стечению обстоятельств тактическое ру­ководство ею с линкора осуществлял контр-адмирал Эрих Бей.

Боевая группа вышла в море в 22:00 25 декабря. Бей рассчи­тывал перерезать курс конвоя и далее двигаться навстречу, имея впереди разведывательный отряд эсминцев, причем "Шарнхорст" должен был следовать позади центра этого отряда, построенного фронтом. Однако, из-за сильного встречного ветра и волнения ско­рость эсминцев настолько снизилась, что скоро они потеряли зрительную связь с линкором и сильно отстали. Незадолго до полудня 26 декабря командир 4-й флотилии капитан 1 ранга Рольф Йоха­нессон получил от Бея приказ действовать самостоятельно, а в 14:00 - вовсе возвращаться на базу. Спустя несколько часов "Шарнхорст", дравшийся в одиночку против целой британской эс­кадры, был потоплен торпедами крейсера "Джамайка" и эсминцев, которые, несмотря на меньшее, по сравнению с "нарвиками", водо­измещение оказались менее восприимчивыми к штормовым усло­виям Баренцева моря. Отсутствие эсминцев явилось, по-видимому, одной из причин того трагического конца, который постиг послед­ний боеспособный линкор Германии.

В первые месяцы 1944 г. бездействие северной боевой группы продолжалось. Нехватка топлива и боязнь новых потерь букваль­но парализовали верхушку ОКМ. Из состояния транса немцев вы­вел налет палубной авиации на стоянку в Альтен-фьорде, в резуль­тате которого "Тирпиц" получил новые серьезные повреждения. Те­перь, ввиду подавляющего численного превосходства противника, часто патрулировавшего на небольшом удалении от берегов Нор­вегии, германский флот практически перестал выходить в море и продолжал отстаиваться на базе, которую время от времени атако­вала авиация. Находившиеся на якорях эсминцы активно участво­вали в ПВО Альтен-фьорда и сбили в период с 22 по 29 августа несколько самолетов. 31 июля 4-я флотилия сопровождала "Тирпиц" в его последнем учебном выходе в море. 14 октября все те же пять эсминцев обеспечили переход тяжело поврежденного линкора в Тромсё, а с этого времени стали использоваться на приморском фланге быстро откатывающегося советско-германского фронта в Заполярье.

Основными задачами эсминцев здесь должны были стать борьба с советскими надводными кораблями, если те вмешаются в ход боевых действий, недопущение морских десантов и сопровож­дение конвоев с эвакуированными войсками. Этих целей удалось достигнуть лишь частично. Крупные советские корабли не вмеши­вались, а тактические десанты были высажены на небольшом уда­лении от линии фронта, в зоне господства советской авиации. Опасение ее ударов заставило немцев отказаться от непосредствен­ного сопровождения конвоев эсминцами. Таким образом, и здесь 4-й флотилии не удалось достойно проявить себя. В последние дни октября ее корабли также приняли участие в эвакуации нескольких береговых опорных пунктов и в постановке ряда небольших мин­ных заграждений у оставляемых портов.

Эти скромные результаты деятельности пяти новейших эс­кадренных миноносцев резко контрастировала с успешными опе­рациями флота в Балтийском море, где эффективность крупных артиллерийских кораблей была весьма велика. Поэтому не удиви­тельно, что вскоре после нового года ОКМ приняло решение о пе­реводе флотилии на Балтику. "Z-29", намеченный к перевооруже­нию по программе "Барбара", убыл еще раньше, и теперь под ко­мандованием нового командира флотилии капитана 1 ранга Хуберта фон Вангенхейма осталось лишь четыре эсминца, причем, три из них находились в арктических водах без полноценного тех­обслуживания уже более 13 месяцев. Поэтому неудивительно, что 25 января Тромсё смогли покинуть лишь "Z-31", "Z-34" и "Z-38", а "Z-33" еще ремонтировался. Опасность дальнейшего пребывания в Норвегии лишний раз подтвердилась в ночь на 28 января, когда в районе Бергена (в 15 милях северо-западнее маяка Утварт) эсмин­цам пришлось вступить в бой с противником. Британское опера­тивное соединение, включавшее в себя крейсера "Дайдем" (флаг вице-адмирала Далримпл-Гамильтона) и "Моришис", превосходило немцев не только по составу сил, но и качественно, т.к. англичане имели возможность ведения стрельбы по данным РЛС. Бой, проис­ходивший на параллельных курсах, сразу превратился в избиение головного "Z-31". Эсминец получил семь снарядных попаданий, которые вызвали пожары в носовой орудийной башне и 12-м отсе­ке, вывели из строя рулевую машинку, ряд других приборов и агре­гатов. Потери личного состава были тяжелыми - 55 убитых и 24 раненных. "Z-34", пытавшийся прикрыть флагмана, трижды вы­ходил в торпедные атаки и тоже получил попадание одного снаря­да в ватерлинию. На "Z-38" в котельном отделении произошла авария и это помешало ему принять активное участие в бою. Ха­рактер схватки принял для немцев угрожающий характер, и после постановки дымовой завесы они начали отход, лишь изредка вводя в действие свои кормовые орудия. Вскоре им удалось добиться по­падания в "Моришис", а спустя шесть минут в "Дайдем". Благодаря случайности машино-котельная установка "Z-31" не получила по­вреждений, и германские эсминцы смогли оторваться от неприяте­ля и уйти в Берген. Несмотря на исход боя, уже вечером оба оставшихся неповрежденными эсминца возобновили движение на юг, которое закончилось спустя три дня прибытием в Киль.

6 февраля, наскоро устранив повреждения, "Z-31" покинул Берген и через 5 дней прибыл в Осло, где еще длительное время пробыл в доке. Ему удалось через месяц завершить ремонт и хотя и не на долго, но все же успеть принять участие в финале борьбы на Балтике. Судьба "Z-33" сложилась менее удачно. Он вышел из Нарвика 5 февраля, однако спустя два дня в районе Бру-фьорда (юго-западнее Тронхейма) коснулся грунта, в результате чего серь­езно повредил себе руль и обе машины. Сначала его отбуксировали в Тронхейм, но потребность в боевых кораблях в Данцигской бухте была столь велика, что уже 9 февраля эсминец возобновил свой путь на родину, правда, уже на буксире. На протяжении этого и последующего дней корабль подвергся групповым атакам штурмо­виков 18-й авиагруппы Берегового командования, которые доби­лись попадания одной бомбы, и кроме того нанесли добавочные повреждения близкими разрывами и огнем бортового оружия. Это обстоятельство заставило германское командование вернуть эс­кадренный миноносец в Тронхейм и поставить его в док. В конце марта немцам все же удалось провести на Балтику и этот корабль, но его ремонт так и не был закончен до капитуляции.

Действия на Севере в 1943-45 гг. оказались явно не самой яр­кой страницей в истории кригсмарине. В период вынужденного бездействия 1943-44 гг. было вполне возможно развернуть актив­ную деятельность в Баренцевом море, и значительное число эсмин­цев, находившихся в Альтен-фьорде, делало это вполне реальным. В тех же операциях, что все-таки имели место, эскадренные минонос­цы германского флота не проявили себя с лучшей стороны. Значи­тельные конструктивные недостатки сильно ограничивали их боевое применение в тяжелых условиях Арктики, а низкая надеж­ность судовых механизмов постоянно отражалась на числе боеготовых эсминцев, сильно снижая их количество. В целом, Север ока­зался для немцев и их кораблей слишком сложным и тяжелым ТВД. Их надводный флот так и не смог успешно провести сколько-нибудь крупной операции в этих водах.