Действия в балтийских проливах в 1943-45 годах

 

С захватом в апреле 1940 г. Норвегии балтийская проливная зона стала важнейшим узлом морских коммуникаций Рейха, по ко­торому постоянно курсировало значительное количество боевых, вспомогательных и торговых судов под германским флагом. От проникновения надводного и подводного противника проливы бы­ли отгорожены мошной системой минных заграждений, а берего­вые ВВС Великобритании оказывали лишь незначительное давле­ние на врага. На первом этапе войны с задачами оборонительного характера вполне справлялись сторожевые корабли, тральщики и миноносцы. Эсминцы в то время привлекались только к сопровож­дению наиболее крупных боевых кораблей, причем после этого ли­бо пополняли состав северной боевой группы, либо, напротив, убывали для ремонта в Германию. Слабость ремонтной базы в Норвегии стала притчей во языцех немецких моряков, поэтому с конца 1941 г. не было практически месяца, чтобы какой-либо эсми­нец не пересек проливы, убывая на ремонт или возвращаясь с него. По пути, в случае надобности, корабли могли привлекаться к вы­полнению различных боевых задач, поэтому необходимости посто­янного присутствия эскадренных миноносцев в проливах не было.

В январе - феврале 1943 г. в период нахождения 6-й флоти­лии в Кристиансанне, в связи с двумя попытками провести на Се­вер линкор "Шарнхорст", эсминцы "Фридрих Ин", "Карл Галъстер", "Пауль Якоби" и "Z-24", "Z-25" совершили два выхода (15 и 17-19 января) на перехват пары норвежских кораблей, которая судя по немецким разведывательным данным, пыталась прорваться из Гетеборга в Англию. Во втором случае они подверглись налету бри­танских торпедоносцев. Большую угрозу представляли плавающие мины, сорванные с якорей зимними штормами. Все это доказало германскому командованию, что лишний раз рисковать немного­численными сохранившимися кораблями данного класса не следу­ет, и в будущем такие операции не проводились. Следующий эпи­зод с участием эсминцев имел место в июне, когда шедшие на Север "Z-27" и "Z-30" на неделю задержались для эскортирования мин­ных заградителей в трех походах для усиления старых минных по­лей. В этих акциях эсминцы выполняли роль противовоздушного и противолодочного "охранения, и лишь в последнем походе "Z-27" сам выставил 40 мин EMR. Все операции прошли без происшествий.

1943 г. явился переломным в войне. Это не могло не отра­зиться на поединке противоборствующих флотов. В течении всего года боевая группа, находившаяся в Альтен-фьорде, бездействова­ла, в то время как в других регионах ситуация все более ухудша­лась. Эффективность действий британской авиации постепенно настолько усилилась, что переходы надводных кораблей в запад­ной части Скагеррака без сильного эскорта стали весьма небезо­пасными. В то же время минные заграждения все еще нуждались в значительном усилении. В конце года для обеспечения этих опера­ций были выделены корабли типа "Маас", которые плохо зареко­мендовали себя в Арктике, но могли принести пользу в районах с более спокойными погодными условиями.

Возвращаясь с Севера, группа в составе "Лоди", "Риделя" и "Z-31" в ночь на 5 декабря приняла участие в сопровождении минзагов "Остмарк", "Эльзас", "Бруммер" на очередную постановку в западной части Скагеррака. Сразу после этого "Риделъ" и "Z-31" убыли в Германию для ремонта, и "Лоди", на котором находился штаб 6-й флотилии некоторое время оставался здесь в единствен­ном числе. В середине января к нему присоединился "Штайнбринк" и ненадолго "Z-28" и "Z-39". Этим составом флотилия действовала всего две недели, т.к., согласно новому приказу, она реформирова­лась и переводилась в Финский залив. До принятия этого решения эсминцы под командованием капитана 1 ранга Фридриха Коте ус­пели поучаствовать лишь в одной миннозаградительной операции. Систематические выходы продолжались до конца апреля, когда ос­тавшиеся "Штайнбринк" и "Лоди" убыли на ремонт в Киль. Благо­даря их участию в еще шести аналогичных походах, количество мин у юго-западного побережья Норвегии значительно возросло. Все выходы производились в темное время суток, а в тот период темнота еще могла служить достаточным прикрытием и гарантией от нападения более сильного противника.

В середине мая в Кристиансанн прибыли только что закон­чивший техническое обслуживание "Гальстер" и "Z-30" из Альтен-фьорда. Основной задачей этой пары стало сопровождение конвоев на трассе Хортен - Фридриксхафен. В конце июня операции эсмин­цев в этом районе возглавил командир 5-й флотилии капитан 1 ранга Георг Лангхельд, в распоряжении которого находились "Ин" и "Риделъ". С прибытием из Финского залива минных загра­дителей в начале августа были возобновлены походы для поста­новки мин. В них уже сами эсминцы выполняли роль поста­новщиков. Всего в августе было произведено три таких операции и еще одна в сентябре. О том, какое значение усилению минного бар­ража придавало германское командование свидетельствуют хотя бы те факты, что в состав сил были включены крейсера "Эмден", а позднее "Кёльн" и "Лейпциг". Руководил операциями непосредст­венно сам Начальник эсминцев - вице-адмирал Лео Крайш. В ав­густе состав флотилии на короткое время увеличился до пяти кораблей за счет прибытия окончившего ремонт "Байтцена", но вскоре опять снизился, тле. теперь на ремонт убыл "Z-30". В начале октября он вернулся, но теперь на техническое обслуживание убыл "Риделъ".

С захватом противником аэродромов в Бельгии и Голландии дальность проникновения его авиации вглубь проливной зоны все более возрастала, и с осени 1944 г. проводка сколько-нибудь цен­ного судна или конвоя без эскорта эсминцев стала немыслимой. Корабли флотилии с трудом избегали тяжелых потерь. Так, в ночь на 2 октября соединение, производившее постановку мин южнее Линдеснеса, подверглось воздушной атаке. Не успели на эсминцах объявить воздушную тревогу, как одна из сброшенных с самолетов торпед прошла на минимальном расстоянии от "Гольстера" и спус­тя 4 минуты взорвалась за его кормой. Меньше повезло "Z-30". 20 октября при сопровождении конвоя в Осло-фьорде он подорвал­ся на авиационной донной мине. Взрыв большой силы привел к выходу из строя почти всего оборудования и полной утрате хода. Потери экипажа составили: 9 убитых, 5 пропавших без вести и 12 тяжело раненных. Ремонтные возможности верфи в Осло, куда отбуксировали корабль, были таковы, что его не смогли починить там до конца войны. При сопровождении транспортов .эсминцы не­сколько раз подверглись бомбежкам, но всякий раз им удавалось избежать повреждений. "Галъстеру" снова повезло в ночь на 13 де­кабря, когда Хортен подвергся налету британских тяжелых бом­бардировщиков. Корабль остался невредим, хотя находившийся там же крейсер "Кёльн" получил серьезные повреждения.

Удача долгое время сопутствовала действовавшим в проли­вах "маасам", чего нельзя сказать об их "кровных братьях" нахо­дившихся на ремонте в портах. "Якоби" неоднократно получал пов­реждения в Киле при налетах союзной авиации. "Штайнбринк" на­столько тяжело пострадал в результате бомбардировки Гамбурга в ночь на 4 ноября 1944 г., что его не удалось восстановить до конца войны. Хотя "Лоди" остался невредимым, из-за сильных разруше­ний портового оборудования ремонт корабля сильно затянулся. Действовать в составе 5-й флотилии он начал лишь в апреле 1945 г.

С начала нового года на эсминцы легла еще большая нагруз­ка, т.к. поток перевозок значительно увеличился - немцы перебра­сывали войска из Норвегии в Германию. Кроме того, за последние месяцы войны было произведено еще четыре крупных заградитель­ных операции. Новой заботой капитана 1 ранга Лангхельда стало обеспечение перехода транспортов на линии Копенгаген - Готенхафен. Здесь действовали "Гальстер", а также выделенные из соста­ва 6-й флотилии "Якоби" и "Z-25". Неоднократно во время погруз­ки в порту Готенхафена эсминцы вели огневую поддержку сухопутных войск, подвергаясь при этом налетам советской авиа­ции и обстрелам с берега.

Появление у англичан в конце войны дальних всепогодных патрульных самолетов, созданных на базе тяжелого бомбардиров­щика "Халифакс", ликвидировало для немцев последнюю возмож­ность безопасно действовать в период темного времени суток. Эти самолеты, вооруженные реактивными снарядами и прожекторами для освещения целей ночью, представляли большую угрозу для противника. Учитывая вышеизложенные, факты можно считать, что "Байтцену" крупно повезло, когда он в ночь на 24 апреля смог пережить атаку несколько таких самолетов. Эсминец пострадал лишь от близких бомбовых разрывов, но его ход снизился до 15 уз­лов. "Байтцен" стад последним германским эсминцем, пострадав­шим от действий противника во второй мировой войне. Остальные корабли продолжали действовать в Скагерраке до самого конца апреля, после чего, базируясь на Копенгаген, предприняли два по­хода к осажденному советскими войсками полуострову Хель и эва­куировали значительное количество военнослужащих и граждан­ского населения. Несмотря на рискованность этой операции, она завершилась полным успехом.

Боевые действия в проливах, пожалуй, единственный за всю войну пример, когда германские эсминцы не оказывались на "переднем крае" борьбы с надводным противником, а использова­лись чисто как эскортные корабли. Хотя такое предназначение меньше всего предусматривалось в тактическом задании для про­ектов этих кораблей. Можно отметить, что эскадренные минонос­цы выполняли поставленные задачи с удовлетворительной эффек­тивностью и незначительными собственными потерями. Действия в Балтийских проливах носили оборонительный характер и поэтому менее заметны среди других операций германских эсминцев во вто­рой мировой войне, однако по своей важности и полезности они наверняка превосходят многие другие, гораздо более смелые и внешне блистательные походы.

 

Служба эскадренных миноносцев в 1945 году

 

 

I

II

III

IV

V

RB

К

К

К

К

р

PJ

Б

Б

Б

Б

TR

К

К

К

К

Б

HY

р

рБ*

Б*

К

Б

FI

К

К

К

К

Б

ES

р

р

р

р

р

KG

К

К

КБ

КБ

Б

Z25

Б

Б

КБ

КБ

Б

Z28

Б

Б

Б+

-

-

Z29

р

р

р

р

р

Z30

р

р

р

р

р

Z31

Н=

Нр

р

Б=

р

Z33

Н

Н=

р

р

р

Z34

Н

Б

р

Б=

р

Z38

Н

Б

р

Б

Б

Z39

р

рБ*

Г*

Б

Б

Z43

Б

Б

Б

Б=

Б+

 

Условные обозначения

 

* - в небоеспособном состоянии

+ - потоплен

= - тяжело поврежден

Б - Балтийское море

Г - Германия

К - Каттегат и Сагерраке

Н - Норвегия

р - ремонт

 

Эсминцы питое "34" и "36" обозначены в соответствии с их радиопозывными.